30 июня по церковному календарю. Православные Святые угодники божии

Церковь чествует четырех мучеников, пострадавших в период гонения на христиан при императоре Деции в III веке.

Эти мученики жили около 250 года в правление императора Деция и проконсула Востока Валериана. Святой Карп был сыном языческого жреца. Он уверовал во Христа, крестился и спустя некоторое время стал епископом Пергамской Церкви, основанной святым Иоанном Богословом. Папила происходил из Фиатиры. Наставленный в вере и крещенный Карпом, он был рукоположен в диакона и пребывал вместе с епископом и духовным отцом в Пергаме, чтобы проповедовать слово Божие. Они не пожелали подчиниться эдикту императора, который повелевал передать властям священные сосуды и одежды, поэтому были арестованы и приведены к проконсулу.

Перед Валерианом христиане бесстрашно исповедали Господа и объявили, что перенесут любые муки, но не отрекутся от Христа ради почитания безжизненных идолов. Уверенность Карпа и Папилы вызвала гнев проконсула. Он велел привязать их позади лошадей и заставил бежать перед своей колесницей от Фиатиры до Сард – расстояние примерно в 60 километров. В Сардах их привязали к дыбе и с живых сняли кожу железными крючьями. Поскольку Карп улыбался во время пыток, изумленный правитель спросил о причине. Святой ответил:

«Я увидел славу Господа и возрадовался!»

Агафодор, слуга Карпа, последовавший за ним, в это время получил уверение от ангела в том, что и ему надлежит кровью исповедать Христа. Он приблизился к палачам и громким голосом заявил о вере в истинного Бога. Его тотчас схватили, подвесили на дыбе вместе с Папилой и Карпом и били розгами с такой жестокостью, что он отошел ко Господу.

Папилу привязали к четырем кольям большой высоты и били камнями. Бог защитил Своего слугу – он вышел невредимым из этого испытания. И вновь Папила предстал вместе с Карпом перед правителем. Тогда их протащили по колючему кустарнику, били по животам, после чего отдали на растерзание хищникам в амфитеатре. Но там – о чудо! – лев заговорил человеческим голосом, дабы упрекнуть в жестокости тех, кто истязал святых мучеников Христовых. Те заткнули себе уши, лишь бы не признать, что даже не имеющие разума звери исповедуют Христа. Затем они гвоздями прибили к ногам святых железные сандалии и бросили в пылающую печь. Посреди бушующих языков пламени Карп воскликнул:

«Будь благословен, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, удостоивший меня, грешного, стать причастником Твоего наследия!»

В тот миг, когда души обоих мучеников отошли к Богу, христианка по имени Агафоника воскликнула:

«И я тоже увидела славное торжество и желаю воссесть там, чтобы приобщиться к нему!»

Несмотря на тщетные уговоры родных, напоминавших ей о долге по отношению к маленькому ребенку, она, отринув природную слабость своего пола, бросилась в огонь со словами:

«Господи, помоги мне, ибо к Тебе я прибегаю!»

Так ее душа отошла в небесные чертоги, чтобы разделить райское блаженство со сподвижниками.

День памяти святого Вениамина (XIV век). До принятия монашества был купцом. Являлся иноком Киево-Печерской лавры. Погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах.

Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатии в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере.

Обретение мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского

Празднование происходит три раза в год: 25 февраля, 7 мая и 26 октября. Верующие собираются на богослужение и перед иконой молятся об избавлении от физических и душевных болезней, просят о помощи в работе, о ниспослании благополучия и помощи в бедах. В специальных песнопениях прихожане воздают хвалу Иверской Богоматери и ее чудесам.

В некоторых местах с иконой совершают крестный ход. Это было особенно распространено в прежние времена: считалось, что Иверская Богоматерь оберегает от стихийных бедствий и посылает богатый урожай, поэтому верующие обходили селение с иконой в руках.

Праздник призван напоминать о том, что небесные силы не оставляют человека в трудную минуту.

Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Православная церковь 26 октября отмечает праздник в честь перенесения чудотворного образа в Москву - точная копия Иверской иконы Божьей Матери была доставлена с Афона в 1648 году. По преданию, один из самых почитаемых образов Божьей Матери создал Святой апостол Лука - евангелист написал икону во дни земной жизни Пресвятой Богородицы и по Ее благословению.

Впервые эта икона Божьей Матери упоминается в IX веке - в тот период Святые образа предавались поруганию и уничтожению как в храмах, так и домах. Древняя икона Божьей Матери во время жестокой борьбы с христианской религией хранилась у благочестивой вдовы, которая жила недалеко от города Никеи (территория современной Турции) вместе с сыном.

По преданию, воины, выискивавшие и уничтожавшие иконы по приказу греческого императора Феофила, ворвались однажды ночью в дом вдовы. Увидев икону, один из них ударил копьем по лику Божьей Матери. Удар пришелся по правой щеке Богоматери, и из раны потекла кровь.

Женщина, не теряя надежды спасти святыню, упросила воинов оставить икону Божьей Матери до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы согласились, растерянные кровью, выступившей на иконе.

Женщина отнесла икону к морю и опустила образ в воду, чтобы спасти его от уничтожения. Икона на глазах изумленной вдовы и ее сына, вертикально встав, ликом к берегу, отправилась в путешествие по морю.

Что стало с вдовой в дальнейшем – неизвестно. Что касается ее сына – он стал монахом Иверского монастыря на Святой горе Афон. Историю древней иконы, ставшей священным преданием монастыря, рассказал монахам именно он.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Божью Матерь изображают всегда с небольшой ранкой на лике.

Весть о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке - архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, список чудотворного образа в Москву попросил прислать архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия. Благословение написать икону Пресвятой Богородицы для России получил священник Иамвлих Романов. Перед началом братия Иверского монастыря - все 365 монахов - с вечера до рассвета провела великое молебное пение и освятила воду со святыми мощами.

Святой водой облили чудотворную икону Божьей Матери, а затем облили новую доску, из кипарисного дерева, приготовленную для написания иконы. После Божественной литургии иконописцу передали Святую воду и частицы Святых мощей - смешав их с красками, он приступил к написанию иконы Божьей Матери.

30 июня (17 июня по старому стилю)

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех русских святых. Глас первый.
. Разрешается рыба

Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице).
Всех святых, в Болгарии просиявших
(переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице).


Калужской иконы Божией Матери
(1771) (переходящее празднование в 1-ое воскресение Петрова поста).

Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, рядом с Калугой, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки Хитрово перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволила себе резкие и даже непристойные речи. Подруга стала увещевать ее и во время пререканий среди вещей случайно обнаружила большой сверток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении.
Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств.
Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. В следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела, и Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии икону перенесли в приходский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список с нее. В настоящее время она находится в кафедральном соборе Калуги.
Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена.
Празднование Калужской иконе 15 сентября (2 сентября по ст.ст.) установлено в воспоминание избавления от моровой язвы в 1771 году.
Второе празднование совершается 25 октября (12 октября по ст.ст.), в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 году. В 1898 году было установлено празднование 31 июля (18 июля по ст.ст.) в благодарность Божией Матери за охранение от холеры. Празднование совершается также и в 1-ое воскресение Петрова поста.

(362).

Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил , родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361-З63). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников - братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.
Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием (сведения помещены 24 ноября).
Через 30 лет благочестивый император Феодосий Великий († 395) построил в Константинополе храм в честь святых мучеников, а святитель Герман, Патриарх Константинопольский (память 12 мая), будучи еще иеромонахом, написал в память и похвалу святым братьям канон.

.

Преподобный Анания Новгородский, иконописец Новгородского Антониева монастыря, подвизался в ХVI веке . Сведения о нем содержатся в сказании о чудесах преподобного Антония Римлянина, из которого известно, что иконописец Анания писал "дивныя иконы многих святых чудотворцев" и, выполняя иноческий обет, за 33 года ни разу не выходил за ограду монастыря. Письменные источники время его блаженной кончины относят к 1581 году.

.

В этот день празднуется общая память преставления святых подвижников.
Преподобные братья Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы (Сокольницкие) жили в ХIV веке в Новгороде; они проводили праведную жизнь и основали Сокольницкую обитель. Как сообщают летописи, "на Сокольей горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь устроиша" в 1389 году. Праведные Алфановы были в родстве с известным по летописям Яковом Анфалом или Алфаном, который убежал на Двину, спасаясь от преследований за сношения с Москвой, и праведники подверглись бедам по родственной связи с Яковом, тяжкими скорбями невинного страдания очистившись для блаженной вечности. В "Сказании" о святых братьях описаны чудеса, происходившие от мощей после их кончины. Празднование их памяти положено 4 мая и 17 июня. В связи с пожаром, истребившим Сокольницкую обитель, мощи преподобных братьев были перенесены в Антониев монастырь 4 мая 1775 года.


Сщмч. Аверкия пресвитера и прмч. Никандра
(1918).
Прмч. Максима
(1934).
Мц. Пелагии
(1943).
Сщмч. Филонида, еп. Курионского, Кипрского
.
Прпп. Иосифа и Пиора, учеников прп. Антония Великого
.
Св. мч. Нектана Хартландского
(VI) (Кельт. и Брит.).
Мчч. Исавра, Василия, Иннокентия, Феликса, Ерма и Перегрина, Афинских
(Греч.).
Ап. Аетия, евнуха эфиопского, крещенного ап.Филиппом
(I).
Свмч. Шалвы Ахалцихского
(1227) (Груз.).
Св. Ипатия игумена Руфинианского монастыря

|

30 июня (17 июня по церковному юлианскому календарю, принятому в Русской Православной Церкви и нескольких других Поместных Церквах, в Российской Империи этот календарь был государственным вплоть до революционной смуты 1917 года).

Пятница 4-й седмицы по Пятидесятнице (четвертой недели от двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы ). Петров пост продолжается, однако уже вступил в свою завершающую стадию (напомним, он завершится 12 июля в день первоверховных апостолов Петра и Павла).

Согласно церковному монастырскому Уставу, сегодня на трапезе благословляется только cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Но нужно помнить, что каждому воцерковленному православному христианину стоит согласовывать меру своего поста с духовником. И конечно, главное в посте - не только пищевые ограничения, но в первую очередь духовные труды - молитвы и борьба с грехами и греховными помыслами.

30 июня в Русской Православной Церкви празднуется память шестерых святых. Далее коротко расскажем об этих угодниках Божиих.

Мученики Мануил, Савел и Исмаил . Эти святые страдальцы за веру христианскую были родными братьями из знатного персидского рода. Их мать была христианкой и воспитала сыновей в глубоком благочестии.

Однажды, когда юноши были на военной службе у персидского царя Аламундара, их направили в качестве послов в Римскую Империю, которой в те годы правил император-язычник Юлиан Отступник (361-363 годы от Рождества Христова). Послы были приняты с честью, но когда они отказались принести жертву языческим божествам, обезумевший от ненависти к христианам император приказал бросить их в темницу.

Никакие доводы страдальцев о том, что они посланы с государственным поручением, не действовали на Юлиана Отступника. Он отказался заключать мирный договор с Персией, а послов подверг страшным мучениям. Святых братьев подвесили на дереве, прибив гвоздями их ноги, руки и головы. Но страдальцы молились и славили Бога, словно не ощущая мучений. В итоге святым братьям, так и не предавшим Христа, отсекли головы.

Юлиан Отступник приказал сжечь тела мучеников, но внезапное землетрясение поглотило их, а когда земля вернула их мощи, они дивно благоухали. Это чудо привело многих язычников ко Христу. А персидский царь, узнав о гибели своих послов, выступил против Юлиана Отступника и разгромил римлян. Сам же император-язычник бесславно погиб.

Священномученик Аверкий Северовостоков, пресвитер . Этот святой был одним из первых страдальцев за Христа из многотысячного сонма Новомучеников и исповедников Церкви Русской. 38 лет он служил в священническом сане в Иоанно-Златоустовском храме села Емаши под Уфой, также исполняя обязанности законоучителя местной земской школы.

В семье отца Аверкия выросли шестеро детей, в том числе четверо сыновей, которые также избрали священническое служение. 30 июня 1918 года батюшка, которому к тому времени было уже за 70, был расстрелян большевиками во время совершения им молебна близ родного храма.

Преподобноисповедник Максим (Попов) . Отец Максим, также как и священномученик Аверкий Северовостоков, служил в Уфимской епархии в условиях антицерковных гонений второй половины 1920-х - начала 1930-х годов .

Хозяин крупного земельного надела и отец шестерых детей, будущий мученик с молодых лет посвятил себя служению Церкви. Сначала - активно помогая монастырям и совершая пешие паломничества к дальним святыням. А затем, овдовев, принял монашеский постриг и священнический сан.

Отец Максим служил в Сергиевском женском монастыре близ города Белебея. После закрытия обители он был направлен служить в Ильинский храм села Рябаш . Смирение и молитвенность батюшки вызвали искреннюю любовь прихожан. И ненависть безбожников, искавших возможности расправиться с отцом Максимом. Хотя сам он против советской власти никогда не выступал.

В 1931 году по клеветническому навету корреспондента местной газеты "Пролетарская мысль" батюшка был арестован. Ему вменили стандартное обвинение в контрреволюционной агитации, направленной против колхозного строительства. И предложили сделку: откажешься от веры - отпустим. Но отец Максим заявил, что примет все муки, а от Бога не откажется. Уже немолодого батюшку приговорили к ссылке в Архангельскую область, где, претерпев многие страдания, он скончался в 1934 году .

Мученица Пелагия Балакирева . Простая крестьянская женщина, Пелагия Никитична служила старостой и сторожем Троицкой церкви подмосковного села Шарапово. Активно помогала настоятелю храма протоиерею Николаю Сперанскому, в том числе в исполнении церковных треб. За это в трагическом 1937 году была арестована вместе с батюшкой и приговорена к 8 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Скончалась мученица Пелагия 30 июня 1943 года в ИТЛ в Вологодской области.

Поздравляем всех православных христиан с днем этих святых, а особенно - тех, кто назван в честь этих христианских подвижников! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

Тропарь мучеников, глас 4: Му́ченицы Твои́, Го́споди… (см. приложение 2) Кондак мучеников, глас 2: Ве́рою Христо́вою уя́звлени, всеблаже́ннии,/ и Сего́ ве́рно испи́вше ча́шу,/ пе́рсская служе́ния и де́рзость на зе́млю низложи́сте,/ Тро́ицы равночи́сленнии,// моли́твы творя́ще о всех нас.

Мир есть покой, а покой есть равновесие. Из физики мы знаем, что в состоянии покоя пребывает только устойчиво равновесная система, и, следовательно, равновесие, баланс являются непременным условием покоя. При каких же обстоятельствах мир воцаряется в душе человека? Когда уравновешены различные свойства его душевной природы, когда гармонизированы его внутренние устремления, когда достигнут баланс между духовным и физическим началами, между разумом и чувствами, между потребностями и возможностями, между убеждениями и действиями. Но такая система будет переживать потерю устойчивости всякий раз, когда между этими началами внутренней жизни человека станет нарушаться равновесие. Что же касается мира внешнего, то он будет обретен только тогда, когда придут в равновесие интересы личности, семьи, общества и государства. Ибо устойчивость здесь достигается через справедливое распределение прав, обязанностей и ответственности.

Cегодня 30 июня (17 июня по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Мучеников Мануила, Савела и Исмаила (362). Преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких), Новгородских (после 1389).
Апостола Аетия, просветителя Эфиопии (I). Священномученика Филонида, епископа Курийского (ок. 306). Преподобных Иосифа пустынника (IV); Пиора (IV). Мучеников Шалвы, князя Ахалцихского (1227); 10000 Грузинских (1227). Преподобного Анании, иконописца Новгородского (1581). Священномученика Аверкия пресвитера и преподобномученика Никандра (Прусака) иеромонаха (1918); преподобномученика Максима (1934); мученицы Пелагии (1943).

Мученики Мануил, Савел и Исмаил

Мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, были персами и происходили из знатного рода. Отец их был язычник, а мать христианка, которая крестила их и воспитала в христианском благочестии. Достигнув зрелого возраста, братья поступили на военную службу и в 362 г. были отправлены послами в Константинополь к римскому императору Юлиану Отступнику для заключения мирного договора. Юлиан, узнав, что святые братья христиане (они отказались принять участие в устроенном им языческом празднестве), приказал заключить их в темницу.

На другой день, призвав их к себе, сказал: «Царь прислал вас для заключения мирного договора с нами, но я не вижу в вас ни расположения к нам, ни согласия с нами; вы даже хулите наших богов». Святые отвечали царю: «Мы пришли заключить государственный договор, а ты рассуждаешь о поклонении богам. Из-за того, кто почитает какого бога, обычно не бывает вражды между государствами. Мы - христиане, и никто не в состоянии отвратить нас от Христа». Тогда Юлиан разгневался и сказал: «Вы - невежды и незнакомы с греческой мудростью, а еще смеете укорять нашу веру?! Мы люди образованные и все изучившие». - «Но кто безумнее, - возразили Юлиану мученики, - тот ли, кто верует в Единого истинного Бога, Творца всего, или тот, кто, отрекшись от сего Бога, поклоняется бездушной твари?» После того царь приказал жестоко мучить святых: бить ремнями, повесить на дерево, пригвоздив руки и ноги, и строгать тело железными когтями. Но ангел Господень укреплял мучеников, так что мучения тела были нечувствительны для них. Наконец, приказано было отсечь им головы и сжечь тела. Но когда хотели сжечь тела мучеников, то земля чудесным образом разверзлась и приняла тела, так что исполнители казни от страха разбежались, а из народа многие отреклись от язычества и уверовали во Христа. Затем по молитве христиан через два дня земля снова открылась и вынесла наверх тела мучеников, издававшие необыкновенное благоухание. Тогда тела преданы были погребению, и начались от них чудесные исцеления.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
21.10.2019 -
22.10.2019 -
23.10.2019 -


Top