Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Практическая психология. Проективные методики

Еще один тест, использующий . Мы уже использовали геометрические фигуры для определения . Теперь психогеометрия эмоций — используем для анализа своего эмоционального статуса рисунок человека из 10 фигур.

Конструктивный рисунок человека по Ермошину

Психокаталист психоаналитик А.Ф. Ермошин на основе своей психотерапевтической практики приумножил знания о психогеометрии характера в психо геометрическом тесте психологов Либиных.

Эта разница между двумя группами также отмечена в задаче сопоставления, в которой нужно выбрать из нескольких кубов, которые совпадают с тем, который в конфигурации шаблона был проиндексирован. Эти задачи дефицита требуют, опять же, манипулирования одним из нескольких элементов. Вместо этого мы должны изолировать, то есть наши термины, чтобы дать значимость одному или нескольким целевым элементам и интегрировать их в целое, Трудности могут снова возникнуть из-за трудности возврата к целому, когда внимание было направлено на часть или когда целое необходимо проанализировать, чтобы найти ее часть.

Теперь на основе круга, треугольника и квадрата (конструктивный рисунок человека из 10 фигур ) можно использовать для анализа эмоций, психологических травм и психосоматических проблем.

К ряду таких проблем можно отнести и эмоциональное напряжение в теле при стрессе, и различные , и нарушения мозгового кровообращения, локализация в теле психотравмы и эмоциональной боли.

Таким образом, три гипотезы, которые мы только что приводили, могут быть перечитаны с точки зрения разъединения помещений. Обратить внимание на значение причинности и учесть, что один или несколько из трех факторов, проанализированных выше, являются причиной трудностей выхода из помещений. Например, дефицитное представление пространственных отношений отрицательно влияет на отношение сторон к целому и может способствовать такому впечатлению от неспособности вернуться к процессу, когда стороны обращаются с ними.

Гипотеза о разъединении помещений может потребовать других предположений, таких как трудности в исполнительных функциях. Таким образом, три приведенные выше гипотезы не подразумевают существования этих исполнительных трудностей. они могут усилить гипотезу о том, что дефицит в пространственном представлении, кратковременной памяти, умственном вращении последствия отсутствия отделения от помещений.

Тест на конструктивный рисунок человека поможет:

  • Быстро определить наличие эмоционального напряжения и его локализацию в теле.
  • Психотравмированность и возраст предполагаемой психологической или эмоциональной травмы: обиды, горя, потери или отвержения.
  • Увидеть наличие психологических симптомов: депрессия, паника, фобия, страх.
  • Определить направленность характера, его доминирующую или подчиненную функцию.
  • Диагностировать зоны раздутости и втянутости проблемных участков тела.

Многие психологи, врачеватели и психотерапевты используют конструктивный рисунок человека как проективную методику в своей практике.

Потенциальная роль исполнительных функций в визуально-конструктивных нарушениях в большинстве работ мало обсуждалась. Могут быть задействованы функции, способствующие организации различных компонентов сложной задачи, такой как описанные выше. Например, для рисования овец, копий или памяти требуется аналитическое планирование чертежа. Отсутствие гибкости может отрицательно повлиять на конструкцию, когда задача реконструкции требует чередования между двумя типами лечения и, следовательно, ингибирование лечения другого, которое может быть выполнено, также может отрицательно повлиять на реконструкцию.

Тест на психогеометрию эмоций

Психогеометрический тест из 10 геометрических фигур на основе треугольника, круга и квадрата — это отличный вход в психотерапию.


Он позволяет определить Ваш психотип, характер отношений с противоположным полом, эмоциональный статус и самоопределение.

Процессы контроля также реализуются в любое время от реконструкции до пригодности копии по сравнению с моделью. В задаче восстановления кубов необходимо исправить модель, чтобы получить соответствующую информацию об идентификаторе и местоположении каждого элемента, чтобы иметь возможность правильно позиционировать этот элемент в копии. Хоффман, Ландау и Пагани изучали окулярные фиксации, участвующие в кубической реконструкции, где представлены простые и сложные конфигурации.

Несмотря на эти различия, авторы считают, что процедуры выполнения, отвечающие за выборку информации и исправляющие ошибки, существуют, но не используются, организованы одинаково в соответствии со сложностью головоломок. Они предложили двум группам три задачи планирования, две задачи гибкости и четыре задачи по ингибированию.

Вам нужно нарисовать фигуру человека, состоящую из 10 геометрических фигур. Рисовать нужно простым мягким карандашом на листе белой бумаги формата A4. Можно использовать любое сочетание трех геометрических фигур: круг, квадрат и треугольник.

Снизу подпишите возраст нарисованного человека.

Нужно использовать ровно 10 фигур — не больше и не меньше.

После описания нарушений пространственного познания у людей с синдромом Уильямса и особенно их проблем с визуально-пространственной реконструкцией нас интересовали гипотезы, объясняющие эти расстройства. Поэтому мы изучили психологические переменные, которые могут учитывать сложную картину результатов, наблюдаемых в визуально-конструктивных задачах.

Барисников К. - Пространственное познание и психическое расстройство. Представления об окружающей среде у молодых людей с недостатками, докторская диссертация, представленная в Университете Фрибурга. Жорж М. - Предисловие, журнал когнитивной нейронауки, 12, 1.

Можете увеличивать, уменьшать элементы, накладывать их друг на друга. Можете использовать в любом сочетании, в любой пропорции.

Итак, Вы нарисовали фигурку человека из 10 округлых, треугольных и прямоугольных геометрических форм. Подсчитайте количество треугольников, квадратов (прямоугольников) и кругов (овалов).

Запишите формулу Вашего психотипа: _ треугольников, _ кругов, _ квадратов. Например, если Ваша фигурка состоит из четырех треугольников, четырех кругов и двух квадратов, то формула Вашего психотипа: 442.

Графмана, Атипичный когнитивный дефицит при нарушениях развития: последствия для функции мозга, Хиллсдейл, Лаувенс Эрлбаум, 23. Бишопа, Развитие языка в исключительных обстоятельствах, Лондрес, Черчилль Ливингстон. Жорж М. - нейрокогнитивный профиль синдрома Уильямса: сложная модель сильных и слабых сторон, журнал когнитивной нейронауки, 12, 7.

Голомб К. - Ребенок, создавший живописный мир, Беркли, Университет Калифорнийской прессы. Маккарти Д. - Маккарти. Масштабы возможностей детей, Нью-Йорк, Психологическая корпорация. А. Эдвардс С. - Язык в умственной отсталости, Лондрес, Уурр. Мэнсфилд, Анализ визуального поведения, Кембридж, Лоуренс Эрлбаум. Копельмане, «Справочник по нарушениям памяти», Уили. Уилсон Б. Кокберн Дж. Бадделей А. - Ривермидский тест по поведенческой памяти, Чтение, Испытание долины Темзы.

Каков возраст у Вашего человечка?

Возможно в Вашем рисунке преобладает одна из фигур. Кто-то использует больше треугольников, кто-то любит круги, а кто-то — фигуры прямоугольной формы. Примите участие в опросе на эту тему.

Поделитесь психогеометрическим тестом в социальных сетях!

8 психологических психографических портретов

Ниже приведены усеченные и неполные характеристики каждого из 8 типов, не описаны подтипы. О том, как получить свою полную характеристику и расшифровку всего теста читайте ниже.

А. - Тест на встраиваемые фигуры детей, Пало-Альто, Пресса психологов-консультантов. Ремицессионные средства: леу-аутеры, занимающиеся хилерой. Наиболее распространенными являются: отсутствие способности сосредоточиться на речи других, неправильное прочтение намерений и намерений говорящего, трудности с выражением своих собственных мнений и потребностей, блокирование и сопротивление во время групповых презентаций. Отсутствие этих основных навыков общения вызывает много недоразумений и конфликтов.

Он начинается с интеграционных классов, которые направлены на взаимное, более глубокое знакомство участников и нарушение запугивания. Использование движений и игр делает их очень популярными среди молодежи, приносит настоящую радость и вызывает много энергии. Второе совещание направлено на изучение сути общения, практикующих активные навыки слушания, предоставление обратной связи и самопрезентацию. Дальнейшие действия помогают реализовать существование коммуникационных барьеров. Сама группа обнаруживает проблемы вербального общения, признает необходимость определенных правил, таких как «один человек говорит», «мы не прерываем друг друга».

I тип (811, 712, 721, 613, 622, 631) - «организатор» («руководитель»)

Агостеник (лат. ago - ведущий, sthenos - сила, греч. dromos -путь) - «тот, кто обладает достаточной силой, чтобы вести других за собой».

Легко адаптируются в социальной сфере. Склонны к руководству и организаторской деятельности. Ориентированы на авторитеты и значимые в обществе нормы поведения. Часто обладают даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития (высокий предметный темп по темпераменту). Стремятся к доминированию над другими. Те, кто осознает это свойство и обладает развитым уровнем самоконтроля, пытаются удерживать себя в определенных границах.

Крайне важно учесть преимущества двустороннего общения со стороны молодежи. Последние классы посвящены невербальной коммуникации. Молодые люди имеют возможность осознать и испытать, как много информации о себе, своих эмоциях, их отношениях с другими передается без слов. Часто многие люди интуитивно знают об этом, но только тогда, когда они участвуют в играх и играх, которые они предлагают, их участники становятся более чувствительными к этим сигналам и могут использовать их в общении с другими.

Вспомогательные материалы: липкие заметки, булавки, ручки. Он заполняет его, введя панель ответов на вопросы в ней. Затем, привязывая его к одежде, все участники свободно ходят, разговаривая с людьми со схожими характеристиками. Упражнение: «Вы нашли кого-то с аналогичными интересами, схожими характеристиками и т.д.» Примеры вопросов: - Какая ваша любимая книга? Какой ваш любимый цвет? - Какая у вас любимая еда? и т.д.

Их отличает выраженная потребность в активных действиях. Развита крупная психомоторика. Большое значение имеет не только результат, но и сам процесс его осуществления. При оценке как успехов, так и неудач склонны к преувеличению.

1. Самоописание.

  • Мне приходится брать ответственность на себя, потому что другие этого делать не хотят.

    Тогда каждый, кто считает, что приговор, который, по их словам, соответствует им, быстро меняет места, человек, стоящий посередине, пытается занять вакантное место. Человек, у которого закончилось свободное пространство, остается посередине и дает следующий пароль. Этот цикл повторяется много раз, пока динамика не замедляется.

    Роль посредника заключается в том, чтобы побудить участников быть открытыми и личными. Человек вручает каждой карте имя животного. Каждый пытается подражать голосам этих животных и попытаться ходить по комнате, найти второго человека, который звучит как они. По мере роста паров могут образовываться большие группы, такие как птицы, млекопитающие и т.д.

  • Я неисправимый энтузиаст.

  • Решения я принимаю без колебаний.

2. Экспертная оценка.

Ведущий, властный, деятельный, организующий.

«Родительский»партнер, который готов воспитывать другого и заботиться о нем. Предпочитает, чтобы партнер занимал «детскую» позицию.

4. Общепсихологический статус.

Вы можете изменить направление после каждого раунда, участники имеют право воздержаться от выполнения любого из предложений. Тренер просит их представить, что они стоят в трамвае, один человек с конца пытается проталкивать между двумя рядами, от конца этого трамвая до начала. Человек, который толкнул к началу, попадает в ряд, а следующий человек движется от конца до конца, пока все не пройдут. Группа не должна облегчать переход к тем, кто толкает, напротив, они собираются стать грязными.

Сценарий социотерапевтических классов № 2. Тема: Мы учимся эффективно общаться. Цели курса: - изучение сути процесса коммуникации - практика активных навыков слушания - обучение предоставлению обратной связи - самопрезентация Методы: - круглый - «мозговой штурм» - весело Время: 90 мин. Вспомогательные материалы: маркерная бумага, бумажные листы.

Мыслительный экстраверт.

II тип (514, 523, 532, 541) - «старательный работник» («ответственный исполнитель»)

Орстеник (лат. ordinatus-упорядоченный) - «обладающий силой
упорядочивать неопределенные ситуации».

Предметно-ориентированы. Для них «умение делать дело» является первоочередным. Стремятся добиваться совершенства в овладении профессией. Обладают высоким чувством ответственности. Требовательны к себе и другим. В отношениях довольно щепетильны. Высоко ценят справедливость и обладают повышенной чувствительностью к правдивости. Характеризуются многими чертами «организаторов», однако в принятии ответственных решений их часто одолевают сомнения.

В течение трех минут человек А рассказывает человеку Б о своей жизни, начиная с самого раннего момента и продолжая хронологически и по сей день. Наблюдатель смотрит на слушателя и наблюдает за ним, пытаясь изолировать те заявления и поведение, которые были полезны для докладчика, и те, которые сделали заявление сложным. После завершения этой части упражнения человек А сообщает слушателю, как она чувствует себя в контакте с ним.

Затем голос берется наблюдателем, который также дает информацию слушателю о его способе слушать. Затем происходит изменение, пока все люди не будут в каждой из ролей. Инструктор подчеркивает, что это прекрасная возможность проверить и разобраться, слышали ли слушатели и понимали, что они хотели им передать, если их намерения были хорошо поняты.

Во взаимоотношениях отличаются излишней деликатностью. Считают неудобным отказать в просьбе. Берутся за все дела, зачастую переоценивая свои возможности в их выполнении. Уверены,что могут справиться с любым делом в одиночку. Не могут передать часть своей работы другому, доверяя лишь себе. Могут выдерживать значительные умственные нагрузки, хотя высокая интенсивность работы вызывает раздражение.

Выражения могут вызвать оживленную дискуссию, которая также может быть формой суммирования этого упражнения. Затем группы собираются вместе и выбирают идеи, записывая окончательный список, согласованный группой. Обратившись к списку, разработанному в предыдущем упражнении, преподаватель представит текущие знания и навыки участников, введя понятия: активное слушание, парафраз, обратная связь, разъяснение.

Это были бы не их собственные имена, а имена, имена, которые показывали бы нам, как мы видим этих людей, какова их характеристика для нас наиболее четко, видимая в группе. Каждый из нас превратится в очередь перед каждым и на основе первой ассоциации дал новое имя. Участники сидят в колесе, и все больше людей приходят к каждому с новым именем.

1. Самоописание:

  • Мне говорят, что я себя не жалею.

  • Мое стремление не упускать мелочей в работе вызывает недовольство окружающих.

  • В отношениях с другими мне свойственны бесконфликтность и дипломатичность.

2. Экспертная оценка.

Дипломатичный, исполнительный, пунктуальный, щепетильный.

Сценарий социотерапевтических занятий №3. Тема: Препятствия в общении. Цели курса: - реализовать существование коммуникационных барьеров. - Знакомство с типами общения. Продолжительность: 90 мин. Вспомогательные материалы: рисунок, открытки, ручки, шарики из шерсти. Важно знать препятствия, которые влияют на ход процесса коммуникации.

Участники в кругу. В свою очередь, шарик шерсти бросается, и каждый держит в руке кусок нити. Задача участников - передать эту информацию один раз, шепча другого человека. Последним, кто проголосовал, является содержание сообщения, которое он получил. Участники сравнивают оригинальную версию с последней. Резюме представляет собой общий анализ причин помех и способов их устранения.

3. Отношения с противоположным полом.

Ориентирован на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.

Интуитивный интроверт.

III тип (433, 343, 334) - «инициатор» («фантазер»)

Тоностеник (лат. ton - напряженность, negativus - отрицательный) - «обладающий силой трансформировать в воображении негативные тенденции в позитивные образы».

Легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом». Стремятся к овладению выбранной предметной деятельностью независимо от того, как складываются отношения с окружающими.

Нередко испытывают отчужденность, чувствуя себя не такими, как все. Склонны следовать своим представлениям о мире, которые зачастую бывают далеки от реальности. В затруднительных ситуациях склонны к фантазированию. Легко устанавливают контакты с окружающими и умеют сохранять с ними определенную дистанцию. В критических межличностных ситуациях уходят в себя, внешне демонстрируя невозмутимость. Отличаются разнообразием способностей, начиная от умения описывать пережитые события и заканчивая рисованием, рукоделием.

1. Самоописание:

  • Близкие упрекают меня в непрактичности.

  • Я стремлюсь создавать вокруг себя непринужденную обстановку.

  • Я чувствую себя одиноко среди других людей.

2. Экспертная оценка.

Воодушевленный, порывистый, увлеченный.

3. Отношения с противоположным полом.

Романтический партнер, для которого важное значение имеют сентиментальные символы. Чувствует себя обманутым, когда партнер не признает или игнорирует романтический тон в отношениях.

4. Общепсихологический статус.

Эмоциональный интроверт.

IV тип (181, 271, 172, 361, 262, 163) - «эмотивный» («эмпатический»)

Эмфостеник (греч. emphasis - выразительный) - «обладает силой передавать эмоции и переживания различными средствами».

Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим. Тяжело переживают драматические сцены даже в кинофильмах. Трудные жизненные обстоятельства могут надолго выбить из колеи. Сопереживающие.

Проблемы других людей вызывают у них участие и сочувствие. Склонны тратить на заботу о других слишком много сил и энергии, что зачастую затрудняет реализацию их собственных интересов и способностей. Отличаются повышенной готовностью к спонтанному выражению эмоций и импульсивным поступкам. Стремятся к освоению различных видов деятельности. Однако более продуктивны в случае выбора какой-либо одной области.

1. Самоописание:

  • Чужие проблемы я принимаю слишком близко к сердцу.

  • К любой встрече мне нужно обстоятельно подготовиться.

  • Не упущу случая взять автограф человека, которым восхищаюсь.

2. Экспертная оценка.

Впечатлительный, осторожный, располагающий, душевный.

3. Отношения с противоположным полом.

Душевный партнер. Чувствительны к тончайшим нюансам отношений.

4. Общепсихологический статус.

Сенсорный экстраверт.

V тип (451, 352,154, 253,154) - «интуитивный» («сенситивный», тревожно-мнительный»)

Констеник (лат. contradictorius - противоречивый) - «обладающий силой многое подвергать сомнению».

Обладают высокой чувствительностью нервной системы и ее быстрой истощаемостью. Выраженная эмоциональная лабильность. Эффективнее работают, имея возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Подвержены переживаниям по поводу возможного неблагоприятного развития событий. Действуют по первому побуждению или долго не могут на что-либо решиться вообще. Их нерешительность является следствием затруднений в быстрой переработке большого объема поступающей информации. Они пытаются охватить необъятное и постичь невозможное. Это приводит к сложностям в выражении своих мыслей и чувств. Прямодушны.

1. Самоописание:

  • Когда мои слова опережают мысли, я попадаю в неловкое положение.

  • Привычка «говорить правду в глаза» создает мне в жизни ненужные сложности.

  • Выполнение однообразной работы меня тяготит.

2. Экспертная оценка.

Естественный, критичный, мнительный, прямодушный.

3. Отношения с противоположным полом.

Считают, что в браке самым главным является взаимопонимание.

4. Общепсихологический статус.

Интуитивный экстраверт.

VI тип (442, 424, 244) - «независимый» («свободный художник»)

Илостеник (лат, immunus - свободный, logos - отношение) - «обладающий силой настаивать на своем, быть независимыми в отношениях».

Характеризуются богатым воображением и пространственным видением. Вовлечены в различные виды технического, художественного или интеллектуального творчества. Чаще интровертированы. Так же как и интуитивный тип, живут собственными нормами.

Устойчивы к давлению со стороны социального окружения. Эмоционально возбудимы. Одержимы оригинальными идеями. Актив-
ность и эффективность их работы возрастает при увеличении напряженности. Неблагоприятные обстоятельства их мобилизуют. Способны рассуждать и действовать независимо. Умеют отстаивать собственную точку зрения. Трудно примиряются со своими ошибками. Бурно реагируют на замечания окружающих, воспринимают критику «в штыки». Не торопятся проявлять инициативу при установлении контактов.

1. Самоописание:

  • Я всегда страдаю из-за собственных промахов.

  • В споре я легко могу пойти на открытый конфликт.

  • Даже в интересах дела я не могу сотрудничать с неприятными мне людьми.

2. Экспертная оценка.

Возбудимый, настойчивый, независимый, резкий.

3. Отношения с противоположным полом.

Независимый партнер: сохраняет в браке определенную позицию по отношению к своему партнеру. Стремится соблюдать дистантность и хочет, чтобы партнер с уважением относился к его требованиям.

4. Общепсихологический статус.

Сенсорный интроверт.

VII тип (415, 325, 235, 415) - «коммуникативный» («переменчивый»)

Инстеник (лат. initiare - начинать) - «обладающий легкостью в пробуждении активности».

Расторможены в поведении и речи. Непосредственны в социальных отношениях. Легко вовлекаются в ситуацию и так же легко из нее выходят. Бурно реагируют на происходящие события.

По сиюминутному порыву соглашаются участвовать в делах, которые являются помехой на пути к ранее намеченным целям. Легко переносят неопределенные отношения, неловкие ситуации и конфликтные обстоятельства. Обладают экономическим чутьем.

1. Самоописание:

  • Многих почему-то раздражает моя непосредственность.

  • Я затрудняюсь в правильном изложении своих мыслей письменно.

  • В своих суждениях я опираюсь на здравый смысл.

2. Экспертная оценка.

Бойцовский, изворотливый, напористый, переменчивый.

3. Отношения с противоположным полом.

Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное повседневные тяготы совместной жизни.

4. Общепсихологический статус.

Эмоциональный экстраверт.

VIII тип (118, 127, 217, 316, 226, 136) - «самодостаточный» («технически ориентированный»)

Аргостеник (лат. агтаге - укреплять, греч. henna - опора) - «обладающий достаточной силой выдерживать нагрузки».

Эмоционально стабильные. Поведение характеризуется тенденциями, противоположными эмотивному типу. В большинстве случаев владеют собой и последовательно придерживаются определенных правил.

Избегают общения с теми, кто не умеет скрывать своих чувств. «Разговору о жизни или по душам» предпочитают целенаправленную беседу. Прежде чем завязать знакомство, стараются получше присмотреться к предполагаемому партнеру. Чувствительность к переживаниям других людей слегка понижена вследствие поглощенности предметной (деловой) стороной общения. Проявляют строгость к себе и другим. Будучи хорошими специалистами, могут отлично организовывать предметную сторону дела. Склонны замыкаться в кругу собственных проблем.

1. Самоописание:

  • Мне нравится действовать в умеренном режиме.

  • Любое детальное обсуждение, по-моему, только мешает выполнению конкретного дела.

  • Я всегда делаю то, что говорю.

2. Экспертная оценка.

Выдержанный, размышляющий, стабильный, уравновешенный.

3. Отношения с противоположным полом.

Рациональный партнер: управляет своими эмоциями, точно соблюдает права и обязанности.

4. Общепсихологический статус.

Мыслительный интроверт.

Напишите в комментариях, к какому психотипу Вы относитесь, и насколько точен оказался этот психогеометрический тест.

Как узнать свой эмоциональный статус и подробную расшифровку теста?

Вы можете за весьма символическую плату получить свой полный психогеометрический портрет и узнать психографику своих эмоций в интерпретации психолога счастья, если перейдете по ссылке:

Тест действительно уникальный и дает огромное море информации для саморазвития и самотерапии. Удачного самопознания!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Часть читателей этого блога мечтают об открытии своего дела. Возможно, об этом подумываете и Вы. Тогда предлагаю пройти короткий тест, который я […]

Ассоциированное с семантическим значением треугольных форм доминирование, вытесненное семантикой квадратных форм, указывает на то, что за счет характеристики квадратов доминирование приобретает семантическую окраску, свойственную квадратной форме.
Так, для подтипа 118 характерно завуалированное ригидное доминирование.

Завуалированное ригидное доминирование проявляется в проявлении упрямства или оказании сопротивления с помощью, например, дистанцирования от окружающих. Доминирование за счет оказания сопротивления в повседневной жизни принято называть «тиранией упрямством» или «тиранией отчуждением».

ПРИМЕЧАНИЕ. Проявление описанных психологических признаков во многом зависит от уровня психического и личностного развития человека.

Глава 3. Определение ведущего типа и подтипа. Интерпретация второго уровня

Интерпретация второго уровня позволяет определить, к какому из восьми типов и тридцати шести подтипов относится данный человек. Еще раз подчеркнем, что ВЕДУЩИЙ ТИП и ВЕДУЩИЙ ПОДТИП определяются только по первому рисунку.

Интерпретация теста ТиГр по ведущим типам и подтипам

ТИПОМ мы называем наиболее обобщенные и отчетливо различающиеся между собой характеристики индивидуальности, иначе называемые симптомокомплексами. Входящие в тот или иной тип ПОДТИПЫ по своей общей характеристике соотносятся с чертами своего типа и в то же время различаются между собой специфическими особенностями.
Комбинация треугольников, кругов и квадратов – трех основных элементов рисунка, в сумме составляющих 10, дает возможность выделить 36 ведущих подтипов, объединенных в восемь базовых психологических типов. В целом же семиуровневая модель соотношения индивидуально-психологических признаков, описанная в предыдущей главе, лежит в основе функциональной типологии ТиГр.
Приводимые ниже описания ведущих типов и подтипов представляют собой формально-обобщенные или структурированные психологические портреты индивидуальности.

Типологическая характеристика ведущего типа и подтипа учитывает частоту его встречаемости в группах, различающихся по полу, возрасту, образованию и профессиональной принадлежности. Она включает экспертную и субъективную оценки, валидизированные на большом числе интервью и поведенческих наблюдений.
При составлении обобщенных типовых портретов нами учитывались следующие базовые характеристики:
Конституциональный статус, включающий тип физического сложения (соматотип).
Психофизиологический статус, включающий свойства нервной системы (СНС) и особенности темперамента, проявляющиеся в специфике взаимодействия с предметной и социальной средой. Психофизиологический статус характеризует силу, интенсивность и пластичность личности во взаимодействии со средой.
Характерологический статус, включающий устойчивые мотивы и эмоциональные состояния, а также наиболее обобщенные психологические черты, описывающие типичное поведение человека в типичных ситуациях.
Стилевой статус, определяющий индивидуальную организацию эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер и проявляющийся в предпочтении тех или иных способов поведения и деятельности.
Социально-психологический статус, или статус самовыражения личности, определяющий характерную для того или иного психологического типа специфику самовыражения, самопроявления личности в наиболее распространенных социальных ситуациях.

Интерпретация рисунков фигуры человека по восьми базовым типам

Составление типовых портретов проводилось по следующей схеме:
1. Самоописание.
Для самоописания был разработан характерологический опросник (Либин А.В., Либина А.В., 1993), включающий 64 утверждения, объединенных в восемь шкал, соответствующих восьми типам, диагносцируемым с помощью теста ТиГр. Принадлежность пунктов опросника к выделенным нами шкалам-типам, или внутренняя согласованность, определялась с помощью альфы Кронабаха. В портреты включены утверждения, имеющие самые высокие связи со шкалой, соответствующей описываемому типу.
В скобках указан статистический показатель надежности – коэффициент устойчивой связи данного пункта с соответствующей шкалой. В типовых портретах также приведены номера вопросов.
2. Экспертная оценка с использованием определений.
С помощью метода уникального эксперта (подробнее см. Либина А.В., 1987) индивидуально-психологические особенности тестируемого оценивались экспертом, знающим обследуемого не менее трех лет, по списку прилагательных из 80 пунктов (использовалась пятибалльная шкала от 1 – «свойство не выражено» до 5 – «выражено в максимальной степени»).
В таблицу включены характеристики первых четырех ранговых номеров.
3. Отношения с противоположным полом изучались по методике Сэйгер (Sager C.J., 1976).
4. Общепсихологический типологический статус сопоставлялся с типологией Юнга (Юнг, 1926, 1996).
Параметры 3 и 4 разработаны с помощью метода контент-анализа описаний, сделанных на основе литературных данных. Согласование оценок экспертов проводилось с использованием стандартных процедур (метод согласованности оценок наблюдателей). В описании сохранялись авторские определения типов.
В таблице 2 приводятся основные характеристики каждого типа с указанием статусной характеристики.

Таблица 2. Основные характеристики базовых типов ТиГр
ПРИМЕЧАНИЕ. Проявление описанных свойств зависит от уровня психического и личностного развития. Эта закономерность относится ко всем описываемым признакам.
При высоком уровне развития типологические черты достаточно хорошо осознаются и адекватно оцениваются.
При низком уровне развития они могут не проявляться четко в поведении и в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, характеризуя актуальное состояние.

С целью получения полных и достоверных данных характеристики типов и подтипов уточняются с помощью дальнейшего анализа теста ТиГр и путем сопоставления с другими методами. Дальнейшая конкретизация психологических показателей ведется на различных выборках обследуемых с применением экспериментальных и дополнительных психодиагностических методик путем выявления соотношений между разноуровневыми показателями индивидуальности.

Ниже приводятся обобщенные портреты каждого из восьми типов.
I тип (811, 712, 721, 613, 622, 631) – «организатор» («руководитель»)
Агостеник (лат. ago – ведущий, sthenos – сила, греч. dromos – путь) – «тот, кто обладает достаточной силой, чтобы вести других за собой».
Легко адаптируются в социальной сфере. Склонны к руководству и организаторской деятельности. Ориентированы на авторитеты и значимые в обществе нормы поведения. Часто обладают даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития (высокий предметный темп по темпераменту). Стремятся к доминированию над другими. Те, кто осознает это свойство и обладает развитым уровнем самоконтроля, пытаются удерживать себя в определенных границах.
Их отличает выраженная потребность в активных действиях. Развита крупная психомоторика. Большое значение имеет не только результат, но и сам процесс его осуществления. При оценке как успехов, так и неудач склонны к преувеличению. Встречая препятствия, становятся крайне возбудимыми. В социальных отношениях выделяются решительностью и азартом. В отношениях с другими склонны занимать позицию лидера. В напряженных межличностных ситуациях преобладает стратегия соперничества. Требуют признания, стремятся обратить на себя внимание окружающих. Всеми силами пытаются оправдать возложенное на них доверие. Считают себя ответственными за многое и демонстрируют это перед другими. В крайних случаях склонны к гипертрофированной ответственности, переходящей в демонстративное самобичевание или предъявление повышенных требований к окружающим.
Зависимы от сиюминутного настроения. Импульсивны в принятии решений. Могут принимать решение, которое им кажется правильным в данный момент, не предполагая, что оно может повлечь за собой неприятности в дальнейшем.
1. Характеристики типа по результатам факторного анализа опросника самоописания (Либин А.В., Либина Е.В., 1993) (в скобках указан коэффициент связи данного пункта с типом, описанным соответствующей шкалой):
Мне приходится брать ответственность на себя, потому что другие этого делать не хотят (0.73).
Я неисправимый энтузиаст (0.69).
Решения я принимаю без колебаний (0.62).
2. Экспертная оценка. Ведущий, властный, деятельный, организующий.
3. Отношения с противоположным полом. «Родительский» партнер, который готов воспитывать другого и заботиться о нем. Предпочитает, чтобы партнер занимал «детскую» позицию.
4. Общепсихологический статус. Мыслительный экстраверт.
Дополнительные характеристики:
предпочтение зеленого цвета по Люшеру; ель в тесте «Дерево»; повышение по третьей шкале MMPI; стиль соперничества по методике Томаса; невроз по истерическому типу.

II тип (514, 523, 532, 541) – «старательный работник» («ответственный исполнитель»)
Орстеник (лат. ordinatus-упорядоченный) – «обладающий силой упорядочивать неопределенные ситуации».
Предметно-ориентированы. Для них «умение делать дело» является первоочередным. Стремятся добиваться совершенства в овладении профессией. Обладают высоким чувством ответственности. Требовательны к себе и другим. В отношениях довольно щепетильны. Высоко ценят справедливость и обладают повышенной чувствительностью к правдивости. Характеризуются многими чертами «организаторов», однако в принятии ответственных решений их часто одолевают сомнения.
Во взаимоотношениях отличаются излишней деликатностью. Считают неудобным отказать в просьбе. Берутся за все дела, зачастую переоценивая свои возможности в их выполнении. Уверены, что могут справиться с любым делом в одиночку. Не могут передать часть своей работы другому, доверяя лишь себе. Упрямство часто воспринимается ими как отстаивание своих принципов. Излишне интенсивно переживают даже незначительные неудачи.
Окружающие считают их трудолюбивыми и жестко относящимися к себе. Этих же качеств они ожидают от других. Могут выдерживать значительные умственные нагрузки, хотя высокая интенсивность работы вызывает раздражение. Не могут быстро включаться в процесс, так как им необходим длительный подготовительный период. Сам процесс деятельности не приносит особого удовлетворения, зато существенное значение придается результату. Чувствуют себя дискомфортно, когда процесс остается незаконченным.
Осанка скована. В манерах и движениях присуща сдержанность. Физиологическая реактивность организма повышена, что обуславливает резкие изменения в эмоциональном состоянии под воздействием внешних факторов. Склонность к соматическим заболеваниям нервного происхождения.

1. Самоописание:
Мне говорят, что я себя не жалею (0.70).
Мое стремление не упускать мелочей в работе вызывает недовольство окружающих (0.65).
В отношениях с другими мне свойственны бесконфликтность и дипломатичность (0.61).
2. Экспертная оценка. Дипломатичный, исполнительный, пунктуальный, щепетильный.
3. Отношения с противоположным полом. Ориентирован на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей.
4. Общепсихологический статус. Интуитивный интроверт.


предпочтение синего цвета по Люшеру; изображение очерченной кроны в тесте «Дерево»; повышение по первой шкале MMPI; стиль сотрудничества по методике Томаса; невроз по неврастеническому типу.

III тип (433, 343, 334) – «инициатор» («фантазер»)
Тоностеник (лат. ton – напряженность, negativus – отрицательный) – «обладающий силой трансформировать в воображении негативные тенденции в позитивные образы».
Легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом». Стремятся к овладению выбранной предметной деятельностью независимо от того, как складываются отношения с окружающими. Нередко испытывают отчужденность, чувствуя себя не такими, как все. Склонны следовать своим представлениям о мире, которые зачастую бывают далеки от реальности. В затруднительных ситуациях склонны к фантазированию. Легко устанавливают контакты с окружающими и умеют сохранять с ними определенную дистанцию. В критических межличностных ситуациях уходят в себя, внешне демонстрируя невозмутимость.
Отличаются разнообразием способностей, начиная от умения описывать пережитые события и заканчивая рисованием, рукоделием. Склонны к деятельности, требующей хорошо развитых навыков тонкой моторики. Не выносят рутины. От скучной и монотонной работы впадают в подавленное состояние. Смена деятельности их вдохновляет, новые возможности – окрыляют. В рамках одной профессии им тесно, поэтому они могут совершенно неожиданно ее сменить и заняться чем-то новым. Зачастую хобби становится их второй профессией. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся различными видами искусства, такими как литературное и театральное творчество, цирковое искусство, мультипликация, реклама и дизайн.

1. Самоописание:
Близкие упрекают меня в непрактичности (0.67).
Я стремлюсь создавать вокруг себя непринужденную обстановку (0.66).
Я чувствую себя одиноко среди других людей (0.53).
2. Экспертная оценка. Воодушевленный, порывистый, увлеченный.
3. Отношения с противоположным полом. Романтический партнер, для которого важное значение имеют сентиментальные символы. Чувствует себя обманутым, когда партнер не признает или игнорирует романтический тон в отношениях.
4. Общепсихологический статус. Эмоциональный интроверт.

Дополнительная характеристика:
повышение по четвертой шкале MMPI; выраженность факторов О и М по Кэттеллу.

IV тип (181, 271, 172, 361, 262, 163) – «эмотивный» («эмпатический»)
Эмфостеник (греч. emphasis – выразительный) – «обладает силой передавать эмоции и переживания различными средствами».
Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим. Тяжело переживают драматические сцены даже в кинофильмах. Трудные жизненные обстоятельства могут надолго выбить из колеи. Сопереживающие. Проблемы других людей вызывают у них участие и сочувствие. Склонны тратить на заботу о других слишком много сил и энергии, что зачастую затрудняет реализацию их собственных интересов и способностей. Отличаются повышенной готовностью к спонтанному выражению эмоций и импульсивным поступкам. Стремятся к освоению различных видов деятельности. Однако более продуктивны в случае выбора какой-либо одной области. Чувствительны к тончайшим нюансам отношений. Болезненно воспринимают изменения во взаимоотношениях с другими. Глубоко переживают размолвки. Отличаются устойчивостью переживаний. Долго находятся под впечатлением событий, в которых им пришлось участвовать. Общительны и непринужденны в контактах с окружающими. Склонны к отрицанию и подавлению затруднений в межличностных отношениях. Стремятся к соблюдению принятых в группе норм поведения. Характеризуются повышенной восприимчивостью к оценке себя и своей деятельности со стороны других.

1. Самоописание:
Чужие проблемы я принимаю слишком близко к сердцу (0.66).
К любой встрече мне нужно обстоятельно подготовиться (0.58).
Не упущу случая взять автограф человека, которым восхищаюсь (0.51).
2. Экспертная оценка. Впечатлительный, осторожный, располагающий, душевный.
3. Отношения с противоположным полом. Душевный партнер.
4. Общепсихологический статус. Сенсорный экстраверт.

Дополнительная характеристика:
повышение по 7 и 9 шкалам MMPI.

V тип (451, 352, 154, 253, 154) – «интуитивный» («сенситивный», тревожно-мнительный»)
Констеник (лат. contradictorily – противоречивый) – «обладающий силой многое подвергать сомнению».
Обладают высокой чувствительностью нервной системы и ее быстрой истощаемостью. Выраженная эмоциональная лабильность. Эффективнее работают, имея возможность переключаться с одного вида деятельности на другой. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Подвержены переживаниям по поводу возможного неблагоприятного развития событий. Действуют по первому побуждению или долго не могут на что-либо решиться вообще. Их нерешительность является следствием затруднений в быстрой переработке большого объема поступающей информации. Они пытаются охватить необъятное и постичь невозможное. Это приводит к сложностям в выражении своих мыслей и чувств. Прямодушны. Их слова зачастую опережают мысли, а привычка «говорить правду в глаза» приводит к осложнениям в отношениях. Окружающие их зачастую не понимают или понимают превратно. В коллективе вырабатывают собственные нормы поведения и следуют им. В социальном поведении ориентированы на определенную группу людей, как правило, немногочисленную. Чувствуют в себе силы для того, чтобы играть в коллективе роль неформального лидера. Реализации этой потребности может мешать неуверенность в себе, порождаемая страхом выглядеть смешными в глазах окружающих. Дискомфортное состояние возникает из-за внутреннего противоречия «все понимаю, но ничего не могу с собой поделать». Склонны к самоанализу, к критической оценке собственных поступков и переживаний. Вместе с тем их точка зрения довольно трудно корректируется другими. Предпочитают постоянно контролировать обстоятельства во избежание стрессовых ситуаций. Свободолюбивы. Бурно реагируют на любые ограничения. Физически не переносят беспорядка. Из-за последнего конфликтуют с окружающими. Отличаются повышенной ранимостью. Сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

1. Самоописание:
Когда мои слова опережают мысли, я попадаю в неловкое положение (0.69).
Привычка «говорить правду в глаза» создает мне в жизни ненужные сложности (0.62).
Выполнение однообразной работы меня тяготит (0.58).
2. Экспертная оценка. Естественный, критичный, мнительный, прямодушный.
3. Отношения с противоположным полом. Считают, что в браке самым главным является взаимопонимание.
4. Общепсихологический статус. Интуитивный экстраверт.

Дополнительная характеристика:
предпочтение желтого цвета по Люшеру; четко прорисованные листья в тесте «Дерево»; невроз по психастеническому типу.

VI тип (442, 424, 244) – «независимый» («свободный художник»)
Илостеник (лат. immunus – свободный, logos – отношение) – «обладающий силой настаивать на своем, быть независимыми в отношениях».
Характеризуются богатым воображением и пространственным видением. Вовлечены в различные виды технического, художественного или интеллектуального творчества. Чаще интровертированы. Так же как и интуитивный тип, живут собственными нормами. Устойчивы к давлению со стороны социального окружения. Эмоционально возбудимы. Одержимы оригинальными идеями. Активность и эффективность их работы возрастает при увеличении напряженности. Неблагоприятные обстоятельства их мобилизуют.
Способны рассуждать и действовать независимо. Умеют отстаивать собственную точку зрения. Трудно примиряются со своими ошибками. Бурно реагируют на замечания окружающих, воспринимают критику «в штыки». Не торопятся проявлять инициативу при установлении контактов. Переживания стараются скрывать от окружающих, проявляя несвойственную им оживленность. Стремятся к созданию доверительных отношений, но очень осторожны в установлении доверительных отношений. Установившиеся связи с другими людьми отличаются глубиной и продолжительностью. При общении с малознакомыми людьми занимают позицию рассудительного Взрослого, хотя в близких отношениях предпочитают играть роль своевольного Дитя.

1. Самоописание:
Я всегда страдаю из-за собственных промахов (0.67).
В споре я легко могу пойти на открытый конфликт (0.61).
Даже в интересах дела я не могу сотрудничать с неприятными мне людьми (0.59).
2. Экспертная оценка. Возбудимый, настойчивый, независимый, резкий.
3. Отношения с противоположным полом. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную позицию по отношению к своему партнеру. Стремится соблюдать дистантность и хочет, чтобы партнер с уважением относился к его требованиям.
4. Общепсихологический статус. Сенсорный интроверт.

Дополнительная характеристика:
повышение по 8-й и 9-й шкалам MMPI; астено-невротический тип по Шмишеку-Леонгарду.

VII тип (415, 325, 235, 415) – «коммуникативный» («переменчивый»)
Инстеник (лат. initiare – начинать) – «обладающий легкостью в пробуждении активности».
Расторможены в поведении и речи. Непосредственны в социальных отношениях. Легко вовлекаются в ситуацию и так же легко из нее выходят. Бурно реагируют на происходящие события. По сиюминутному порыву соглашаются участвовать в делах, которые являются помехой на пути к ранее намеченным целям. Легко переносят неопределенные отношения, неловкие ситуации и конфликтные обстоятельства. Обладают экономическим чутьем. Умеют быстро реагировать в незнакомой обстановке. Вместе с тем может быть понижена чувствительность к текущей ситуации, из-за чего склонны делать поспешные выводы. Зачастую бросают начатое дело, не доводя его до конца. Более успешны при такой организации процесса, когда есть возможность переключаться с одного дела на другое. Обладают высокой самооценкой, уверены в себе.

Самоописание:
Многих почему-то раздражает моя непосредственность (0.64).
Я затрудняюсь в правильном изложении своих мыслей письменно (0.53).
В своих суждениях я опираюсь на здравый смысл (0.49).
Экспертная оценка. Бойцовский, изворотливый, напористый, переменчивый.
Отношения с противоположным полом. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное повседневные тяготы совместной жизни.
Общепсихологический статус. Эмоциональный экстраверт.

Дополнительная характеристика:
предпочтение красного цвета по Люшеру.

VIII тип (118, 127, 217, 316, 226, 136) – «самодостаточный» («технически ориентированный»)
Аргостеник (лат. аrmаrе – укреплять, греч. herma – опора) – «обладающий достаточной силой выдерживать нагрузки».
Эмоционально стабильные. Поведение характеризуется тенденциями, противоположными эмотивному типу. В большинстве случаев владеют собой и последовательно придерживаются определенных правил. Избегают общения с теми, кто не умеет скрывать своих чувств. «Разговору о жизни или по душам» предпочитают целенаправленную беседу. Прежде чем завязать знакомство, стараются получше присмотреться к предполагаемому партнеру. Чувствительность к переживаниям других людей слегка понижена вследствие поглощенности предметной (деловой) стороной общения. Проявляют строгость к себе и другим. Будучи хорошими специалистами, могут отлично организовывать предметную сторону дела. Склонны замыкаться в кругу собственных проблем.
Обладают развитым самоконтролем. В затруднительных ситуациях расчитывают только на свои силы. Считают себя, а не обстоятельства, ответственными за собственные успехи и неудачи. Больше предпочитают индивидуальную работу. В коллективе занимаются организацией процесса предметной деятельности. В работе создают собственную систему. Не склонны пользоваться опытом и наработками других. Детально продумывают варианты своих действий. Обладают развитыми «ручными» навыками и образным воображением. Это дает им возможность успешно заниматься техническими видами творчества, архитектурой, информационными системами и техническими средствами.

Самоописание:
Мне нравится действовать в умеренном режиме (0.70).
Любое детальное обсуждение, по-моему, только мешает выполнению конкретного дела (0.65).
Я всегда делаю то, что говорю (0.58).
Экспертная оценка. Выдержанный, размышляющий, стабильный, уравновешенный.
Отношения с противоположным полом. Рациональный партнер: управляет своими эмоциями, точно соблюдает права и обязанности.
Общепсихологический статус. Мыслительный интроверт.

Дополнительная характеристика:
предпочтение фиолетового цвета по Люшеру; в тесте «Дерево» рисунок выполнен схематично, ветви без листьев; интроверсия по тесту Айзенка (EPI).

Интерпретация рисунков фигуры человека по тридцати шести подтипам

Помимо выявления ведущего типа из восьми возможных, по первому рисунку также определяется ведущий подтип из 36 возможных устойчивых соотношений элементов. Это позволяет уточнить и конкретизировать базовые типовые характеристики.

В качестве примера приведем наиболее часто встречающиеся рисунки и дополнительные характеристики некоторых подтипов (определяемых по первому рисунку):


Top