Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. Работы А

Абрахам Маслоу

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку. Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком.

По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке. М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи. Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность » вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду . В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей. В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы ». В поздних работах «По направлению к психологии бытия » (1962) и «Дальние пределы человеческой психики » (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, - стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, - разъяснял Маслоу. - Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей - основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество - это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

    (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

    Потребность в принадлежности и любви.

    Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

    Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

    Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

    (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Провидец и революционер в науке ушедшего века, один из самых ярких и влиятельных психологов Абрахам Маслоу существенно изменил наше мировоззрение на человеческую природу и свои возможности, убедив нас в том, что мы являемся .

Биография Абрахама Маслоу заслуживает особого внимания.

«Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.»

А. Маслоу

По стопам детства в Бруклине

Родился, выдающийся психолог и психотерапевт Абрахам Гарольд Маслоу 1 апреля 1908 года в Бруклине, в не самом представительном районе Нью-Йорка. Родители его были необразованными евреями, которые эмигрировали с России. Маслоу был первенцем в семье из семи детей. Родители возлагали на него большие надежды и очень хотели, чтобы он стал грамотным и интеллигентным человеком.

Маслоу, по собственному признанию, свои детские годы вспоминает без всякого энтузиазма и восхищения, потому как был очень одинок и несчастен: «Странно, что с таким детством я не заболел психозом или неврозом. Я был маленьким еврейским мальчиком между людей неевреев. Это напоминает похожую ситуацию, когда первый чернокожий посещает школу для белых. Я был несчастен и одинок. Я вырос среди книг в библиотеках, без товарищей и друзей». Такие годы Маслоу могли бы стать отличным сюжетом для психоаналитического очерка.

Взаимоотношения между Маслоу и матерью были довольно напряженные и враждебные. Один из авторов описывает в биографии Маслоу то, что его ненависть к матери длилась до конца ее дней, и он даже не пришел на ее похороны.

Она была очень строгой религиозной женщиной и зачастую угрожала своим детям, что Бог накажет их за все неверные проступки. Такое отношение вынудило Маслоу возненавидеть религию и не верить в Бога.

Отец Маслоу был далеко не примерным семьянином. Человек, который «любил виски, женщин и драки», вспоминает Абрахам. Больше того, отец убеждал сына, в том, что он глуп и уродлив.

Временем позже, Маслоу сумел простить отца, в отличие от матери, и часто говорил о нем с гордостью и любовью. Несмотря на такую отцовскую репутацию, семейный бизнес удачно развивался и вполне благополучно обеспечивал семью.

Позже и сам Маслоу, который был уже дипломированным психологом, участвовал в руководстве бизнесом отца по производству бочек.

Юные годы

Стоить отметить, что Маслоу был далеко не красавцем. В юности он очень комплексовал по поводу недостатков своей внешности. Попытки улучшить свое щуплое тело усиленными занятиями спорта оказались неудачными. После этого он серьезно углубился в науку.

В 18-м возрасте, по желанию отца, Маслоу поступает в Сити-колледж в Нью-Йорке, изучать закон и право. Однако юридическая карьера не заинтересовала юного Маслоу и он начал посещать более эклектический курс в Корнелском Университете.

На предпоследнем курсе колледжа Маслоу увлекся психологией. Вследствие этот юноша поступил в Университет Висконсина. В 1931 году он получает звание магистра гуманитарных наук, а 1934 году – степень доктора. Докторскую диссертацию Маслоу посвятил изучению доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

В школьные годы он пылко любил свою кузину Берту Гудман. Родители не благословляли этой любви, потому как они опасались, что дети могут родиться с генетическими дефектами.

Но вопреки всем родственным запретам они поженились незадолго до переезда в Висконсин (ему было 20, а ей 19). После он сказал: «Жизнь практически не начиналась для меня, пока я не уехал в Висконсин и не женился».

Зрелые годы

С получением докторской степени, Маслоу возвращается в Нью-Йорк для сотрудничества со знаменитым теоретиком в сфере обучения Э. Л. Торндайком из Колумбийского университета. Далее в течении последующих 14 лет, Маслоу переходит в Бруклинский колледж.

Он описывал свои проведенные годы в Нью-Йорке, как центр психологической вселенной. Консультации психотерапевта, психологическое консультирование, психологические услуги в то время в Нью-Йорке были представлены в достаточной мере.

Именно в этот период он знакомится с элитой европейских интеллектуалов — Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер. Это только часть тех, к кому обращался Маслоу, чтобы раскрыть и изучить поведение человека.

Неформальное общение с такими знаменитыми учеными позволило сформировать интеллектуальную основу будущих гуманистических взглядов Маслоу, параллельно изучающего в тот момент психоанализ.

С 1951 по 1961 год Маслоу занимает должность заведующего кафедрой психологии Университета Брандеиса, после чего становится профессором психологии.

В 1969 году Маслоу уходит из Брандеиса и посвящает себя академическому посту в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Подобное направление дает ему свободу увлечения философией демократической политики, этики и экономики.

1970 год Маслоу умирает в возрасте 62 лет от сердечного приступа, который являлся следствием хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом многих почетных и профессиональных обществ. Будучи членом Американской психологической ассоциации, Маслоу был главой Отделения эстетики и Отделения личности и социальной психологии, а также был назначен президентом всей Ассоциации год 1967-1968 .

Маслоу являлся редактором-создателем «Журнала трансперсональной психологии» и «Журнала гуманистической психологии». А также был редактором-консультантом многих научных периодических изданий.

Он изучал возрастную психологию, и на последнем этапе свой жизни поддержал Институт Иссален, Калифорнии, и похожие группы, которые изучали возможности человека.

В последнии 10 лет Маслоу написал основную часть своих книг.

Том был составлен при участии его жены и был опубликован посмертно в 1972 году, который получил название «Памяти Абрахама Маслоу». Биография Абрахама Маслоу вполне способна вдохновить любого человека, ведь этот великий ученый фактически сделал себя сам.

Из всех классиков психологии Маслоу в наибольшей степени подходит под определения гения ввиду своей глубокой увлеченности своим делом. В его честь названа известная ныне , которая олицетворяет распределение нужд человека от низменных физиологических до высших, духовных.

Полное имя известного психолога — Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970). Его можно смело назвать одним из основателей современной психологии. Ученый разработал иерархию человеческих потребностей — «Пирамида Маслоу», которая нашла свое применения во многих сферах жизни общества.

Абрахам Маслоу был в числе первых, кто стремился изучить природу человека не только в контексте расстройств и болезней психики, как сложилось в практике, но и сконцентрироваться на познаниях глубинной сущности человека здорового.

В середине прошлого века идеи Маслоу совершили переворот в области психологии. Сначала они были восприняты настороженно и критично, поскольку шли в разрез с существующими представлениями (психоанализ Фрейда и бихевиоризм), что человеком движут бессознательные импульсы и инстинкты. Маслоу верил в более высокую сущность человека — в его огромный потенциал, стремление и способности к саморазвитию и самореализации, в позитивные проявления человеческой личности такие, как любовь, альтруизм, креативность и т.д. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее важны и интересны.

Знаменитый психолог стал также широко известен благодаря созданию иерархической модели человеческих потребностей – Пирамида Маслоу. Данные идеи ученого были впервые опубликованы в 1943 г. в журнале Psychological Review. В иерархии потребностей рассматривалось 5 уровней.

Эта ступенчатая модель подразумевает, что только после удовлетворения потребностей, размещенных на более низких уровнях, у индивидуума появляются запросы, относящиеся к более высоким сферам. Однако Маслоу признавал, что данная модель обобщенная, не является фиксированной и во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Существуют же такие явления как голодный поэта, альпинист, который игнорирует безопасность в своей решимости достичь вершины или человек, который уходит от социума, чтобы стать отшельником.

Маслоу определил самореализацию, самоактуализацию (развитие и реализация своих способностей) как вершинное переживание личности. Но в последние годы жизни он пересмотрел свою теорию и признал, что переживанием наивысшего порядка является не самореализация, а самотрансцендентность – выход за пределы собственного я. Состояние, когда человек всецело до самозабвения поглощен, сконцентрирован или зачарован происходящим. В такие моменты человек может чувствовать свое единство с кем угодно или даже с чем угодно за пределами границ своего Я, собственной психики. Примерами может служить медитация, погруженная молитва. Такое состояние часто связано с глубоким духовным опытом индивидуума.

Концепция Маслоу о мотивации и потребностях личности со временем прибрела простую схематичную форму пирамиды или треугольника (рис. выше), что способствовало её быстрому распространению и популяризации за пределами психологических наук.

На идеи знаменитого психолога обратили внимание в сфере управления персоналом. Менеджеры стали приходить к пониманию того, что можно добиться повышения производительности труда, выходя за рамки сложившейся примитивной схемы «работа-деньги». Необходимо также создать условия работнику для возможности удовлетворения более высоких потребностей из Пирамиды Маслоу. На предприятиях стали возникать и развиваться идеи о правильной расстановке кадров, развитии персонала, перемещении по вертикальной и горизонтальной карьерной лестнице и т.д.

Пирамиду потребностей Маслоу стали применять в своей практике экономисты и маркетологи. Товар стал рассматриваться не только как набор определенных свойств, но и в плане того, какую конкретную человеческую потребность он удовлетворяет. Маркетологи предприятий начали ломать головы — как в своем продукте можно соединить удовлетворение как можно большего числа потребностей покупателя. Например, создавая бренд (статусный дорогой продукт) производители стремятся удовлетворить не только какую-то одну потребность из нижних ступеней, но также реализовать запросы из верхних рядов Пирамиды – в признании и уважении.

Итак, иерархическая концепция потребностей по Маслоу широко применяется в теориях менеджмента, в теории мотивации и поведения потребителей, в социологии и др.

Обобщая информацию, хочется сказать о личности Маслоу, что его гуманистический подход является своеобразной философией жизни, основанной на позитивных взглядах на природу людей, а также является одной из самых ранних попыток в психологии учитывать в человеческом существе его духовное начало.

Биография Абрахама Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке в семье евреев, которые переехали в США из Российской империи. Он был первенцем у многодетных Самуила и Розы Масловых. Если бы не определенные обстоятельства, вынудившие семью покинуть Россию, вполне возможно, что знаменитого психолога мы бы знали как нашего соотечественника по фамилии Маслов Абрам Григорьевич.

Детство Маслоу было трудным, если не сказать тяжелым. Он и еще 6 детей — его братьев и сестер росли в бедности и равнодушии со стороны родителей. Отца очень часто не было дома, а мать была чрезмерно строгой и отстраненной, от неё дети не видели ни любви, ни заботы. Отец Маслоу частенько выпивал и обижал сына, груба критикуя его внешность и черты характера.

Когда Абрахаму было 9 лет, семья из еврейского района перебрались в другой. Внешность мальчика была характерно еврейской и поэтому ему пришлось столкнуться с большими трудностями – враждебностью и расовой дискриминацией.

Не находя понимания и любви среди людей, Маслоу нашел утешение в библиотеке за чтением книг.

Окончив в 1926 году школу, в которой Абрахам был одним из лучших учеников, он по наставлению отца поступил в юридический колледж Нью-Йорка. Однако спустя некоторое время Маслоу осознает, что юриспруденция не его стезя.

В 1928 он покидает Нью-Йорк и поступает Висконсинский университет (Мадиссон), на базе которого оканчивает курс по изучению психологии, после чего в 1930 году становится бакалавром, через год оканчивает магистратуру и еще через пару лет спустя получает степень доктора психологии.

В это время в 1928 году происходят изменения и в личной жизни Абрахама — он делает предложение руки и сердца своей кузине Берте Гудман, которую любил еще с подросткового возраста. Его чувства оказались взаимны и они создают семью. Учеба и бракосочетание стали для него ключевыми жизненными событиями. Маслоу стал не только хорошим мужем, но и отцом двух прекрасных дочерей. «По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь». Эти счастливые семейные годы продлятся до самой смерти ученого.

В 1934 году Маслоу возвращается в Нью-Йорк, работает при Колумбийском университете вместе с известным бихевиористом Эдвардом Торндайком. Вначале он также был сторонником бихевиоризма, однако вскоре его увлекли другие концепции.

В 1937 году Абрахам Маслоу занимает должность профессора при Бруклинском колледже, в котором трудился 14 лет. Нью-Йорк того времени он вспоминает как центр мира психологии: услуги психологов, психотерапевтов и психоаналитиков были весьма востребованы. Здесь Маслоу познакомился с рядом знаменитых ученых из европейских стран, искавших в Соединенных Штатах убежища от нацизма: Альфредом Адлером, Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Карен Хорни, Куртом Гольдштейном, а еще с Рут Бенедикт и родоначальником гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. Рут и Макс стали наставниками и друзьями для Маслоу, а также вдохновили его на исследование самоактуализирующихся личностей. Толчком для начала его работы над теорией самоактуализации стали огромный интерес и страстное желание ученого понять «каким образом им (Бенедикт и Вертгеймеру) удается так кардинально отличаться от других живущих в этом мире людей».

Вначале пути гуманистические идеи Маслоу вызвали у его соотечественников — психологов, сторонников бихевиоризма или фрейдизма, весьма негативную оценку. В то время как студенты обожали Маслоу, известные журналы и издания по психологии отказывались публиковать его научные труды, а коллеги — сотрудники кафедры старались избегать.

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в недавно основанном университете Брандейса и занимал эту должность до 1969 года. С этого момента его идеи начинают постепенно признаваться, а гуманистическая психология формируется в качестве самостоятельного направления. К Маслоу приходит признание, а в 1967 году его даже избирают главой Американской ассоциации психологов, чему он был весьма удивлен.

Абрахам Маслоу скончался в 1970 г. в Менло-Парк, (Калифорния) от сердечного приступа в возрасте 62 лет.

В подготовке статьи были использованы материалы с сайта http://duhovniypoisk.com/psychology/maslou.php

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку.
Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком. В школе он становится лучшим учеником, потому что все свободное время проводит в библиотеке, скрываясь от одноклассников и домашних проблем.
По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.
На становление Маслоу как психолога-исследователя непосредственным образом повлияли сложные отношения с матерью, которая воспитывала сына в жестком, авторитарном стиле. Именно негативные детские воспоминания стали толчком к изучению психики человека. В своих воспоминаниях Маслоу писал: «Мои исследования имеют один общий исток - они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой мать».
В двадцатилетнем возрасте Абрахам женился на своей кузине Берте Гудман и переехал в Висконсин. В 1928 году они вместе поступили в университет.
Женитьба и новое место жительства существенно повысили самоуважение и самооценку Маслоу, который всегда испытывал комплексы по поводу своей внешности, поэтому избегал публичных мест.
В университете Маслоу с усердием занялся наукой. На предпоследнем курсе университета у него возникает интерес к психологии. Под влиянием идей Джона Уотсона, отца американского бихевиоризма, он выбирает психологическую тему для курсовой работы.


Видение Маслоу психологии человека

Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой.
В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать.
В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.


Маслоу – основатель гуманистической психологии

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке.
М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи.
Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность » вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду . В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей.
В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы ».
В поздних работах «По направлению к психологии бытия » (1962) и «Дальние пределы человеческой психики » (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей.
Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.

Абрахам Харольд Маслоу (1908 - 1970 гг.) - известный американский психолог, который посвятил жизнь изучению природы человека, его взаимоотношениям с самим собой и окружающим миром. Идеи профессора послужили созданию гуманистической теории. Это тот раздел психологии, предметом которого является самоактуализация индивида, его высшие ценности и смысл жизни.

Детство

Родился известный учёный в густонаселённом районе Нью-Йорка - Бруклине. Малыш, появившийся на свет 1 апреля 1908 года, стал первенцем в семье евреев, иммигрировавших в Америку из России. Родители, будучи необразованными, сделали всё от них зависящее, чтобы старший сын получил глубокие знания и вырос достойным человеком. Несмотря на это, взаимоотношения маленького Абрахама со старшим поколением не складывались. Отец много пил, а мать была религиозной фанаткой. Уже будучи взрослым, Абрахам Маслоу сумел понять их и простить.

В юности же он испытывал стыд за поведение родителей. Кроме того, мальчик гнушался даже еврейской национальности и внешнего вида: он был щуплым и слабым. Чтобы компенсировать физическую неказистость, юноша активно занимается спортом, добиваясь хороших результатов. С тем же рвением Маслоу начинает грызть гранит науки, глотая раз за разом новые увесистые книги из местных библиотек, которых в Нью-Йорке было больше чем достаточно.

Образование

Поначалу 18-летний юноша, поддаваясь уговорам отца, поступил на юридический факультет в Сити-колледже. Быстро поняв, что выбрал неправильный жизненный путь, он начал активно изучать психологию. В 1930 году ему удалось получить степень бакалавра, годом позже - магистра гуманитарных наук, ещё через некоторое время - доктора. Работать начал в родном университете. Поведение макак - вот что изучал в стенах alma mater юный Абрахам. Маслоу даже посвятил этой разновидности обезьян диссертацию, раскрывающую тему полового и доминантного поведения самцов в колонии животных. Именно в этот период он также познакомился с большинством учёных, бежавших из захваченных Гитлером европейских стран. Их общение и споры стали плодородной почвой для «прорастания» его известной гуманистической теории.

Психолог Абрахам Маслоу женился в 20 лет на Берте Рудман: она была его двоюродной сестрой, из-за этого родители обоих были против брака. Несмотря на всеобщее осуждение, у четы родились две дочери: Энн и Эллен. Последняя стала известным психотерапевтом.

Первые книги

Значительную исследовательскую работу на тему «Мотивация и личность» читатели увидели уже в 1954 году. На страницах книги была изложена иерархическая структура потребностей, которая сегодня известна каждому школьнику. Нарисованная в форме пирамиды, она указывала на то, что человек не может удовлетворять свои новые потребности, пока будет чувствовать недостаток в базисных нуждах. Кроме того, Абрахам Харольд Маслоу уделил внимание и комплексу Ионы: когда человека удовлетворяет его ограниченное, но стабильное существование, он, боясь потерять контроль, избегает новых жизненных успехов, игнорирует шансы и возможности, подаренные судьбой.

Уже в 1962 году был опубликован труд «К психологии бытия», где потребности индивида обрели чёткие очертания и были разделены на группы. Хотя эту работу так же, как «Дальние пределы человеческой природы», которая вышла в мир уже после смерти психолога, Маслоу характеризовал как предварительные и недоработанные изыскания.

Структура потребностей

Пять основных насущных нужд, без которых индивид не мыслит свого существования, выделил и описал Абрахам Маслоу. Потребности, согласно его видению, размещались от низа до верха, образовывая пирамиду. Её фундаментом были физические надобности, верхушкой - моральные и духовные. Выглядит такая структура следующим образом:

  • Жизнеобеспечение - потребность в еде, сне, сексе и материальных ресурсах.
  • Безопасность - уверенность в завтрашнем дне, стремление к общественной защищённости.
  • Социальные контакты - необходимость любить, дружить, общаться, принадлежать к определённой социальной группе.
  • Признание - потребность в уважении со стороны окружающих.
  • Самоактуализация - желание развиваться и совершенствоваться, воплощать в жизнь творческий потенциал.

Первые четыре группы потребностей можно удовлетворить полностью, над пятой - работать вечно. Кроме того, человек не способен приступить к реализации последней нужды, пока он чувствует нехватку в предыдущих.

Самоактуализация

Как упоминалось выше, она возглавляет список всех потребностей индивида. Как утверждал Абрахам Маслоу, самоактуализация заключается в становлении личности, умении человека стать тем, кем он может и желает. Она проявляться как полное раскрытие талантов индивида, их развитие и полноценное применение. Люди, которые достигли самоактуализации, обладают определёнными чертами характера: доброжелательностью, чувством юмора, философской невраждебностью. Они умеют адекватно оценивать себя, черпают мудрость из опыта собственных переживаний, стремятся развивать потенциал.

Основные пути самоактуализации:

  1. Самопознание, неравнодушие к собственному внутреннему миру.
  2. Умение управлять собой, способность достигнуть гармонии с душевным сознанием.
  3. Желание нести ответственность за свои поступки, жизненный путь, природное становление.
  4. Умение делать адекватный выбор.
  5. Отношение к самоактуализации как к образу жизни, мировоззрению.

Одним словом, это постоянный труд над собой во имя реализации творческого потенциала и достижения пика духовного развития.

Конец жизненного пути

Абрахам Маслоу направил существующие резервы на исследование вышеуказанных теорий. Кроме того, ему удалось поработать президентом Американской психологической ассоциации. Этот пост он занимал с 1967 по 1968 год, после чего ушёл работать в известный благотворительный фонд. Именно здесь, в калифорнийском Менлоу-парке, он мог заняться и другим своим пристрастием: философией демократической политики, экономики и этики. К сожалению, не все научные изыскания психолога были завершены: 8 июня 1970 года сердечный приступ навсегда прервал его неутомимую работу.

Несмотря на то, что минуло не одно десятилетие, труды учёного популярны и в наши дни. Абрахам Маслоу стал тем теоретиком, который, начиная с бихевиоризма и поддавшись влиянию психоанализа, полностью сформировал гуманистическую психологию. Поэтому отнести его имя к тому или иному направлению фактически невозможно. Даже сегодня его пирамида потребностей и вопрос самоактуализации волнуют светлые умы современников во всём мире.


Top