Анна Герман: жуткие тайны жизни и смерти Белого Ангела - Киров24. Что случилось с анной герман Когда родился сын анны герман

АННА ГЕРМАН
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
АННЫ ВИКТОРИИ ГЕРМАН

14 02.1936 - 26.08.1982


Она пела, как жила. Или жила, как пела?.. Невозможно понять тайну её творчества, секрет удивительной притягательности её личности. Она не думала о сценическом образе, когда выходила на сцену и пела: глаза в глаза, сердце к сердцу, один на один с каждым зрителем. О любви, о счастье, о страдании, о мужестве и возрождении к жизни. Она доказала, что смерть не властна над талантом, над духовной чистотой, над порядочностью. Она до конца верила, что всегда остается Надежда. Может быть, поэтому, именно в день святого Валентина песни в исполнении Анны Герман звучат так трогательно и торжественно, напоминая нам о том, что сегодня – день рождения этой прекрасной Певицы. Она была одним из лучших исполнителей теперь уже далеких советских песен, и поэтому Анна Герман до сих пор остается искренне любимой певицей для многих миллионов граждан бывшего СССР – страны, в которой она родилась 70 лет назад.

ДЕТСТВО ПОД СТУК КОЛЕС


Родители девочки Ани, родившейся среднеазиатском городе Ургенче, вряд ли могли представить себе, что много лет спустя её станут называть «белым ангелом польской песни». С чего бы? Среди её далеких предков были эмигранты из Германии. Родной язык в семье с незапамятных времен – русский, хотя и выучить детей древнегерманскому языку, на котором говорили прапрадеды в XIX веке, родители считали своим долгом.

Отца, бухгалтера Евгения (Ойгена) Германа, Аня почти не запомнила: в злополучном 1937 году, когда его арестовали, ей было полтора года. Осталась мама Ирма, учительница немецкого языка, совсем маленький братик Фридрих. Затем была депортация, унижения, теплушки, голод… Отца реабилитировали лишь в 57-м, посмертно, а Фридрих вскоре после его исчезновения тяжело заболел и умер. В семье остались женщины трех поколений – бабушка, мама, Аня. Скитались по стране, жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где и встретили Великую Победу 1945 года.

…Тихий городок превратился в бурлящий Вавилон. С Запада шли составы с эвакуированными. Беженцев принимали, расселяли к местным жителям. Семье Герман «досталась» польская семья из Варшавы, пани Ядвига с сыном Янеком. Вот тут-то Аня впервые услышала польскую речь, рассказы о когда-то прекрасной, а теперь варварски разрушенной Варшаве. На чашечку кофе иногда заходили двое поляков-офицеров. С одним из них, Германом Бернером (не путать с Е. Германом – ред.), Ирма решила связать свою изломанную жизнь.

Пусть счастье было недолгим, но полным: жениху предстояло отправиться на фронт в составе первой польской дивизии имени Тадеуша Костюшки. Германа проводили, и всю войну жили мечтами и воспоминаниями. Аня по рассказам «отчима» представляла себе Польшу с зелеными лесами, где живут олени, и голубыми озерами, полными таинственных молчаливых обитателей.

Ирме не довелось дождаться мужа. Через два месяца после Победы пришло письмо от однополчанина, пана Ковальского, в котором он рассказывал, что из первого же крупного сражения в Белоруссии под Ленино Герман не вернулся, но среди убитых его не обнаружили. Ковальский знал, что Герман очень хотел перевезти семью в Варшаву, и предлагал, если женщины решатся на переезд, свою помощь и поддержку. Решили ехать. В чужую страну, без знания языка, без жилья, без работы. Наверное, хотели переломить судьбу.

В разрушенной Варшаве устроиться не удалось. Комендант города пообещал навести справки о Германе, и отправил семью фронтовика во Вроцлав. Ирма устроилась работать в прачечную. Аня, к великой радости, пошла в польскую школу. Разговорный язык девочка освоила еще во время вынужденных путешествий по Польше, а вот с польским литературным пришлось попотеть. Впрочем, как выяснилось, она обладала редкими лингвистическими способностями.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ПЕСНЕ

Когда она впервые запела?..

Еще в Ургенче учительница музыки обнаружила у неё абсолютный слух. Она пела на детских праздниках, свадьбах, в молодежных компаниях. Но музыкального образования получить не удалось, поэтому об артистической карьере Аня и не помышляла, хотя как всякая девочка в глубине души об этом она все-таки мечтала. И пела, но только исключительно для собственного удовольствия.

Перед окончанием школы пришлось задуматься, какую профессию избрать. Аню привлекали живопись, скульптура, художественная керамика. Поэтому, после получения аттестата, она понесла документы в приемную комиссию Вроцлавской высшей школы искусств. Но мама мягко посоветовала избрать более «конкретную» специальность, которая в будущем обеспечивала ей бы верный кусок хлеба. А чтобы существовать на заработок художника, нужно стать известным мастером. Анна уже давно осознавала, что скоро именно она окажется ответственной за благополучие своей маленькой женской семьи. И взяла документы назад. Она сдала экзамены на геологический факультет. Закончила его отлично. За кружкой горячего чая «в поле» песни звучали лучше, чем в известнейших концертных залах.

Незадолго до окончания университета Анне Герман дебютировала в студенческом театре «Каламбур». На праздник в Краков, где ей предстояло спеть две песенки собственного сочинения, Анна поехала, измученная бессонными ночами над учебниками, репетициями. Первое публичное выступление в настоящем театре… провалилось. Она забыла текст песни, несколько раз сбивалась, а потом корила себя, что не оправдала ожиданий. С «Каламбуром» было покончено. Казалось бы, состоялась победа здравого разума над душой артистки.

Если бы не Янечка Вильк, школьная подруга Ани. Она была абсолютно уверена, что Анечка станет певицей. Поэтому обычно настырная по характеру и одновременно застенчивая Янечка без ведома подруги добилась прослушивания во Вроцлавской эстраде. В назначенный день упиравшаяся всю дорогу Анна предстала перед художественным руководством. Её сразу зачислили в штат и включили в новую программу, пообещав астрономическую, по студенческим понятиям, сумму: 4000 злотых (для сравнения: начинающий инженер тогда получал 1800 злотых). Ездить предстояло много, репетировать – тоже. Сорок концертов в месяц, жизнь в автобусах и гостиницах, отнюдь не комфортабельных – все меркло перед удовольствием петь! Наконец-то сбылась мечта.

Она по-прежнему волновалась перед каждым выступлением (так будет всегда), но подготовка к выходам на эстраду для очередной сценки происходила в таком бешеном темпе, что на раздумья и терзанья просто не хватало времени. Больше всего хлопот и смеху доставляло перевоплощение в… негра. Она на всю жизнь запомнила те первые, заработанные нелегким трудом злотые. Тут же побежала искать подарки для мамы и бабушки, а остальную сумму послала домой. В 1962 году она получила сразу две профессии: геолога и эстрадного артиста. Причем если защита университетского диплома прошла на «отлично», то экзамен эстрадной квалификационной комиссии в Варшаве пришлось сдавать дважды (подвела «теория»). О том, какой путь она выберет в дальнейшем, раздумий не было – конечно, сцена!

Некоторое время она мучила себя вопросами: есть ли что сказать зрителю, слушателю? Действительно ли эта работа приносит внутреннее удовлетворение, а не просто льстит самолюбию? Анна ответила себе – да! Работу в Жешовской эстраде Анна Герман всегда потом вспоминала с благодарностью и считала прекрасной школой. А знакомство с композитором из Варшавы Катажиной Гертнер, пожалуй, послала ей судьба. Песня «Танцующие Эвридики» как будто была написана специально для Анны. Чтобы принести ей славу. Навсегда!

Ветер разгулялся в переулках,
Он играет на деревьях,
Как на струнах,
Это поет Орфей,
Или деревья так шумят…

В 1964-м певица исполняет «Эвридик» на фестивале песни в «польской Венеции», городе Ополе. Не беда, что сцена открытая, и льет проливной дождь. Первая премия. Затем эта первая «звездная» песня звучит на международном фестивале в Сопоте и занимает III место.

Её приглашают в Советский Союз, в первое большое заграничное турне. Маршрут интересный и длинный – до самого Черного моря.

За недлинную свою жизнь Анна Герман побывает в СССР неоднократно. «Такой благодарной, душевной, отлично разбирающейся в музыке публики я не встретила нигде. Её нельзя обмануть. Она всегда сделает верный выбор, самыми горячими аплодисментами наградит отнюдь не самую эффектную, а именно хорошую песню». Может быть, поэтому первый и настоящий большой диск Анны Герман был выпущен именно в СССР. В московской студии грампластинок на улице Станкевича Анна впервые познакомилась с техникой звукозаписи…

Снова успех в Сопоте, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой. В 1967 году Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо , выступая на одной сцене с такими знаменитостями, как Доменико Модуньо, Далида, Сони, Шер, Клаудио Вилла. Позже – успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Впрочем, к итальянскому периоду в жизни певицы вернемся позже.

«НАДО ТОЛЬКО ВЫУЧИТЬСЯ ЖДАТЬ»

Разумеется, не только любимым делом жила эта талантливая женщина. Со Збышеком они познакомились еще в 1960-м. Он работал в Политехническом институте на кафедре металловедения. Во время командировки во Вроцлав отправился на городской пляж. Красивая, стройная блондинка в красном платье с классическими чертами лица читала книжку. Разговорились. Через несколько минут Збигнев понял, что безнадежно влюблен. Он помчался на её концерт за 300 километров от Варшавы. Далекий от искусства инженер сразу осознал, что малоизвестная тогда еще певица никогда не будет принадлежать только ему. Они поженились лишь в 1972-м, уже после жестокого испытания, уготованного ей судьбой, через пять лет после роковой автомобильной катастрофы. Без всякого пафоса эти двое верили в родство своих душ. Збышек осознавал, что жизнь с певицей – не сахар, всегда боялся потерять её любовь. Но все свободное время они проводили вместе. Когда получалось, он сопровождал её на гастролях. А на концертах дарил ей охапки любимых алых роз – самые любимые цветы Анны Герман…

Так уж случилось, что автокатастрофа, разделившая жизнь певицы на две половины, – до и после – произошла в Италии. На одном из сложных участков дороги водитель заснул, и автомобиль улетел в кювет. Машину заметили лишь утром. У Анны сложные переломы позвоночника, обеих ног, руки, сотрясение мозга. 12 дней без сознания, потеря памяти. Мать и Збышек прилетели в Милан на третий день после катастрофы. «Это был кошмар, – вспоминала Ирма. – Я словно окаменела, не знала, что делать. Анечка лежала вся разбитая, без памяти… Думали, умрет».

Благодаря настойчивости Збигнева её перевезли из монастыря в больницу. Череда тяжелых операций, пять месяцев в гипсе до самого носа, еще пять – полная неподвижность без гипса. Два итальянских госпиталя и три польские больницы старались вернуть Анну к жизни. Збышек был рядом все трудные годы: смастерил специальное приспособление для передвижений по дому, помогал восстановить память (она не помнила ни одного текста песни). Эти два человека не были связаны формальными обязательствами. Один здоров, другой стал калекой. Он переносил свою Анечку в машину и увозил ночью за город, в парк – учил ходить.

Превозмогая боль, она училась жить заново. Збышек сделал ей предложение. Концерты в СССР возобновились весной 1972 года. Анна вынуждена была ездить в автомобилях. Только близкие знали, какого труда стоит ей преодоление страха. Она отважно садилась на переднее сиденье и говорила, говорила, чтобы водитель не заснул. И еще старалась не надевать облегающую одежду, напоминающую о гипсе.

Анна, уже очень популярная, никогда не капризничала, не требовала особых условий, шикарных апартаментов. Рядом был Збышек, который старался сделать все возможное, чтобы жене было комфортно. Они никогда не ссорились, повода не было. «Какие ссоры, когда между гастролями возникало лишь одно желание – насладиться человеком, пока она в очередной раз не уехала. Мы только и жили этими моментами», – вспоминает Збигнев. Анна ни при каких обстоятельствах не позволяла себе срываться на домашних. Пожалуй, повод для конфликтов был лишь один: когда её просили поберечь себя и поменьше работать. Она любила заниматься хозяйством, с удовольствием готовила. А вообще любила простую еду вроде картошки с селедкой и хлеб с чесноком.

«ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА…»

Летом 1972 года состоялись долгожданные двухмесячные гастроли по Советскому Союзу. Первый московский концерт в Летнем театре сада «Эрмитаж» Анна завершает старинным русским романсом «Гори, гори, моя звезда». Казалось бы, традиционно мужской романс звучит в её исполнении совершенно по-новому. В нем – вера, надежда, молитва. Она уже пережила «умру ли я». Она знает, что у каждого есть своя звезда. И нужно делать все, чтобы её свет не мерк. А её звезда – песня…

Еще во время болезни певицы из Москвы прислали клавир песни «Надежда», подарок Пахмутовой и Добронравова. Кто лучше Анны Герман «выучился ждать», кто лучше её знает, как трудно быть «спокойным и упрямым»? Анна записывает песню на «Мелодии», исполняет в финалах гастрольных концертов. «Надежду» поёт вся страна. Удивительно, но в Польше у неё не оказалось своего автора. Зато в СССР ей стали предлагать свои песни многие известные композиторы – Владимир Шаинский, Оскар Фельцман, Вячеслав Добрынин, Евгений Птичкин, Арно Бабаджанян, Ян Френкель.

«На экране война, разруха, пожары, виселицы, голод, дым, грязь. И над всем этим адом – песня любви, песня щемящей нежности. Нежности! Чистоты!..» – такой видел режиссер Евгений Матвеев будущую песню для снимавшегося кинофильма «Судьба». А исполнителем её – только Анну Герман. «Эхо любви» Евгений Птичкин и Роберт Рождественский написали специально для неё. «Мы долгое эхо друг друга…». Ей ли не знать, как это эхо вопреки всему пробивается через боль, страх, безнадежность?

В студии звукозаписи разместился оркестр кинематографии, дирижер взмахнул палочкой, началась репетиция. Анна стояла босиком, – высокая, белокурая, сероглазая. Полился её серебряный голос: «Покроется небо пылинками звезд…». Оркестр заиграл вдруг невпопад и умолк: женщины – кто украдкой, а кто открыто, – вытирали слезы. После записи все находящиеся в студии устроили певице овацию.

Почти в сорок лет Анна родила долгожданного сына, Збышека (Воробышек – так ласково звала Аня своего сына). Врачи предупреждали о большом риске, но решение было принято без колебаний. «Ребенок – сосуд, данный нам на сохранение», – говорила Анна. Они называли его воробышком и радовались каждому моменту его жизни. Он стал историком, у него хороший голос, но он никогда не поёт на людях. Збышек удивительно похож на мать, хотя плохо помнит её – в семь лет он узнал, что её никогда не будет рядом.

…На одном из последних московских концертов в 1980 году, спев «Когда цвели сады», певица почувствовала боль в ноге. Она давала о себе знать и раньше, но на этот раз была такой острой, что Анна Герман еле-еле добралась до кулис. Оставшиеся выступления пришлось отменить.

Последними стали австралийские гастроли. Уже ясно, что у певицы онкологическое заболевание – рак. Первую опухоль ей удалили еще во время лечения травм. На операцию она не соглашается, лечится «нетрадиционными методами». Бесполезно. Операции следуют одна за другой, но сделать ничего не удается. Остались песни, остались любимые люди, остались письма к друзьям и книга об Италии.

НЕ СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ

Еще когда Анна лежала в полной неподвижности, она поклялась себе, что никогда не вернется в Италию, и даже вспоминать о ней не будет. Неприязнь к этой стране была столь сильной, что Певица при первой же возможности, в тяжелом состоянии, в гипсе, упросила маму и Збигнева перевезти её в Польшу. Однако потом, успокоившись, решила-таки описать свое пребывание в Италии. Отчасти для того, чтобы занять время, отчасти – чтобы ответить на все вопросы сочувствующих её несчастью.

Анна всегда питала слабость к итальянским песням: у них красивые мелодии и их легко петь на этом музыкальном языке. Поэтому, когда в 1966 году получила предложение трехлетнего контракта с малоизвестной миланской студией грамзаписи CDI, согласилась, почти не раздумывая. Приготовления были недолгими: пара собственноручно сшитых платьев, несколько экземпляров нот, новый итальянско-польский словарь с правилами грамматики. Управляющий фирмой грамзаписи скупой итальянец Пьетро Карриаджи не позволил молодой певице ни отдохнуть с дороги, ни оглядеться.

Поэтому первые впечатления от Италии были скорее отрицательными. Все началось с посещения домов моды. Задача стояла вроде бы простая – подобрать платье для коктейля. Однако беда была в том, что все предлагаемые туалеты имели длину не ниже чем до половины бедра. Для Анны, испытывавшей постоянные страдания из-за своего высокого роста, это было чересчур смело. А рост был такой, о котором мечтают современные фотомодели – 184 сантиметра. При этом молодая певица обладала прекрасной осанкой и пропорциональной фигурой. Однако в те времена, да еще на фоне невысоких итальянок и итальянцев, она не хотела привлекать к себе внимание. Наконец компромисс был найден, и будущая звезда предстала перед журналистами.

Анна чувствовала себя боксером на ринге. Однако давала интервью на нескольких языках, не допускала возникновения напряженной атмосферы, когда речь заходила о политике. Но главным было другое. Она начинала понимать, что отныне пение перестало быть самым важным делом: «Теперь я должна была делать все ради того, чтобы выйти на пресловутый «рынок». А поскольку по характеру я скорее мягкая, в меру отходчивая, то я не объявляла забастовки, а с пониманием восприняла план средневековой эксплуатации человека человеком на весь последующий период, вплоть до моего возвращения домой. Мало того, в душе я ещё корила себя за старомодность и неумение идти в ногу со временем». Разумеется, у нынешних эстрадных артистов, мечтающих завоевать популярность, такая позиция вызовет улыбку. Любой из них понимает важность «раскрутки». Впрочем, в те годы это словцо было не в ходу.

Итак, фотографии новой эстрадной звезды из Польши заполнили прессу, её песни звучали по радио. А у звезды не было ни гроша. Даже на то, чтобы купить в киоске газету, не говоря уж о чаевых официанту. Все расходы брала на себя фирма, но о наличных не могло быть и речи. Пренебрежительные улыбки официантов стали в те времена самым тяжким испытанием для Анны.

За полгода пребывания в Италии певица сориентировалась во внутренних проблемах этой страны. Например, во взаимоотношениях северян и южан. Она уже не удивлялась, что на популярный фестиваль песни в Неаполе не приезжает никто из уважающих себя «звезд» севера. Поскольку симпатии Анны были на стороне доброжелательных и совсем не заносчивых южан, она захотела в Милане включить в свой репертуар несколько песен на неаполитанском диалекте. Стоит ли говорить, что ответом на такое предложение стало лишь пожатие плечами.

Ей нравились итальянцы. Нравились их любовь к родной земле, нежное отношение к своей семье, артистичность, искренняя набожность. Анна подружилась с барменом Джузеппе, и подолгу болтала с ним. Не забыла даже о подарках к Рождеству.

Мечта побывать в знаменитом «Ла Скала» в тот приезд не сбылась. Удалось только сфотографироваться на фоне здания. Разумеется, для рекламы. Певица страдала оттого, что приходится не петь, а заниматься тяжким трудом манекенщицы: «Душу мою, уже весьма сильно растревоженную, все больше охватывали сомнения и протест. Человек никогда не должен поступать вопреки своим убеждениям, вопреки характеру. Не должен делать ничего, что он сам позднее будет вспоминать с неприятным чувством. Обожаю танцы и дружеские пирушки, люблю посмеяться – даже без повода! – но только тогда, когда мне весело, но я не в силах, пусть даже на короткое время, надеть на себя маску женщины, совершенно чуждой мне во всех отношениях, – женщины только на показ, для рекламы».

Наконец настал день, когда Анне позволили выступить перед миланской публикой в Доме прессы. Она признавалась, что и всегда-то перед концертом находилась в полуобморочном состоянии, а здесь ей с трудом удавалось сдерживать готовые хлынуть ручьем слезы: самое главное – репетицию с музыкантами – провести не удалось. Какова была цена успеха, знала лишь певица. Вопреки её мрачным ожиданиям песня «Вернись в Сорренто» вызвала бурную овацию.

Да, певице не очень-то нравилось эта рекламная возня. Пение для неё было целью, а не средством её достижения. Однако существовала и цель, которая оправдывала средства. Мечталось об обыкновенной трехкомнатной квартире с горячей водой, о комфорте для мамы и бабушки, которой к тому времени исполнилось восемьдесят четыре года. Да и самой певице необходимо было иметь возможность отключиться, замкнуться в четырех стенах собственной комнаты. Увы, доходы польского эстрадного певца в те годы не отличались от доходов среднего поляка и совершенно исключали приобретение квартиры.

За её плечами уже были «большие» гастроли в США, Канаде. Но за свои выступления певица получала только суточные, которых хватало на проживание и, при разумной экономии, на редкие посещения театров или мюзиклов.

После краткого отпуска Анна Герман возвращается в Италию, но уже совсем с другим настроением. Ведь ей предстояло участвовать в фестивале в Сан-Ремо! Она должна была стать первой полькой на этом престижном конкурсе. Приятная неожиданность – исполнитель может сам выбрать песню – обернулась сплошным разочарованием. Почти ежедневно проходили встречи с композиторами. Но не могло быть и речи о том, чтобы объективно оценить песню в присутствии нахваливающего своё творение автора (уж таковы итальянцы!). Она выбрала, наконец, две песни. Но… песня о любви, которая ей так нравилась, была отвергнута строгим жюри, а самые интересные песни уже были «разобраны».

На предфестивальных встречах Анна познакомилась с Доменико Модуньо, Фредом Бонгусто, Пино Донаджио, Серджио Эндриго, Джованни д’Анци. Общение с этими звездами смогло улучшить настроение певицы. Вообще Анна восхищалась музыкальностью итальянцев, она была убеждена в том, что в Италии нет музыкально не одаренных людей.

Надо сказать, что участие в фестивале некоторых исполнителей повергло певицу в уныние: «Я твердо убеждена, что каждый певец должен хотя бы в минимальной мере обладать голосом и слухом. Иначе игра в «звезду эстрады» оборачивается делом крайне непорядочным – равно как в отношении к зрителю-слушателю, так и в отношении к самому себе. Правда, отсутствие вышеобозначенных способностей сочетается, как правило, одновременно с полным отсутствием самокритичной оценки своих данных. Увы!». Если бы Анна Герман дожила до наших дней, когда «звезды» производятся и плодятся на «фабриках», это «увы!» прозвучало бы значительно горше…

Начался первый из трех фестивальных концертов. Из тридцати спетых песен в финал попадала половина. Из финальных должна отбираться песня-победительница. Каждая песня исполняется дважды – зарубежным певцом и итальянским. Томительное ожидание решения судей Анна коротала в гостинице, а не в казино, как большинство участников – и денег не было, и страсти к азартной игре.

Анна чувствовала, что в столкновении интересов крупных фирм по производству грампластинок победа малозначительной студии, которую она представляла, вряд ли реальна. Так и вышло. Польская певица осталась за чертой финала, правда, в прекрасной компании Далиды, Дионне, Варвика, Конки Френсис, Доменико Модуньо, а также Сонни и Шер.

Все были потрясены субъективностью судей. После решения жюри Луиджи Тенко покончил жизнь самоубийством. Первой его тело обнаружила Далида, примчавшаяся в гостиницу, чтобы утешить друга. Они исполняли его песню «Сiao amore». Анна включит потом в свой репертуар эту мелодичную, не банальную, с легко запоминающимся рефреном песню. Анна уехала в Милан, не дождавшись окончания фестиваля.

Год спустя её сильно разочаровало неожиданно появившееся интервью Далиды о той трагедии. Анна считала, что появись это интервью сразу после смерти Луиджи, откровения, вызванные гибелью любимого человека, были бы естественны и понятны. Но через год, снабженное многочисленными фотоснимками Далиды и Луиджи, описанием соединяющих их интимных отношений, интервью носило явно рекламный характер. Когда о Далиде перестали говорить и писать, она вынуждена была любой ценой вернуть себе внимание публики. Такого Анна понять просто не могла.

Провал на фестивале в Сан-Ремо не сказался на отношении Анны Герман к стране, которую она уже успела полюбить. Вместе с Доменико Модуньо она снимается в музыкальном телешоу, где исполняет песню Арно Бабаджаняна на слова Евгения Евтушенко «Не спеши». Итальянский текст за одну ночь написал Энцо Буонассизи. Песня имела огромный успех. Один из участников телепередачи, пожилой сицилиец, сунул ей в руку цветок, добытый Бог знает где: «У нас на Сицилии люди еще понимают, что значит настоящее пение, и умеют ценить этот дар небес. Непременно приезжайте к нам – будете нашим гостем». Певица считала эти слова самым приятным комплиментом из услышанных в Италии.

Незабываемым для Звезды стало участие в фестивале неаполитанской песни и запись долгоиграющего диска с неаполитанскими песнями. Разочаровало только одно – решение устроителей шоу: впервые все песни должны были исполняться под фонограмму. Это не укладывалось в голове Анны, ведь при пении под фонограмму совершенно исключается непосредственное общение с публикой, творческий подъем, импровизация. Негативно оценили новшество и сами неаполитанцы.

Перед концертом на острове Искья певица отправилась на берег моря. Не успела оглянуться, как оказалась в плотном кольце детворы. Их интересовал фестиваль, его участники. Они знали, что Анна представляет Польшу, интересовались, где находится эта страна, есть ли там такое же теплое море. Дети дотрагивались до её белокурых волос и удивлялись – настоящие! Можно ли было выступить плохо, когда тебе желает успеха такая компания. Она не победила, но в многочисленных рецензиях её хвалили за «истинно неаполитанский» стиль исполнения, за «безупречный акцент прирожденной неаполитанки»…

Пластинка была записана в рекордный срок, хотя и ценой потери нескольких килограммов. И Анна Герман была вознаграждена за это – появилась возможность на три недели съездить домой.

Возвращаясь в Милан, она уже знала, что предстоит серия концертов и получение награды – «Oscar della simpatia», присуждаемой ежегодно в Виареджо самым обаятельным исполнителям. Статуэтка представляла собой отлитую из бронзы девушку с гитарой на черной гранитной подставке. В числе других лауреатов оказались Катарина Валенте, Адриано Челентано, Роки Роберте. Публика в Виареджо принимала польскую певицу восторженно. Лишь малорослый конферансье, вероятно, подавленный высоким ростом Анны, омрачил её радость: шутовски присев рядом на корточки, он спросил, сколько в ней метров. Она ответила, внешне спокойно: «Сколько метров – не имеет значения. Важно, что я, безусловно, выше вас». Веселый смех зрителей вознаградил певицу за перенесенную обиду. А произнесенная ею на итальянском речь – «Я сердечно благодарю вас за присужденный мне приз. Для вас мы поем и без вас существовать не можем. Я посвящаю мои песни вместе с моим «Оскаром» тебе, дорогая Публика», – вызвала овацию.

Анна Герман очень любила самостоятельно вести свои концерты. Но такая возможность в Италии представилась ей лишь однажды, в Форли. На площади были поставлены столики, стулья, скамейки, обращенные к крошечной эстраде. Центр площади оставался свободным – для танцев. Среди зрителей были и стар, и млад. Ей предстояло исполнить двенадцать песенок. Когда Анна начала петь, танцы прервались, все лица повернулись к исполнительнице. Молодежь сгрудилась у эстрады – начался «концерт по заявкам». Все подпевали. На душе было хорошо, легко, радостно. Это был её последний концерт в Италии…

Об Анне Герман в многочисленных источниках пишут «польская певица, родившаяся в СССР». На самом деле она не полька и не русская. Анна принадлежала к старинному голландскому роду меннонитов, который путём многочисленных переселений осел в СССР - семья скиталась по республикам Средней Азии. Родилась Анна в Узбекистане. В школу пошла в Киргизии. Мне удалось найти этот посёлок, её соседей... Кстати, бабушка, мама и Аня разговаривали дома на языке, на котором в Голландии 400 лет назад велись церковные службы... Воспитывалась будущая звезда в нищете, в голоде и холоде, на протяжении первых 10 лет жизни у неё не было ни отапливаемого дома, ни горячей пищи... В школу ходила в 30-40-градусный мороз без обуви - на это не было денег.

1936 г. Ургенч. Аня с бабушкой, мамой и отцом. Фото из личного архива Ивана Ильичёва

Потом второй родиной для семьи Герман стала Польша, куда семья перебралась в 1946-м благодаря фиктивному браку матери с поляком, так как по паспорту семья значилась немцами и им грозили репрессии. Изначально польского языка Анна не знала...

1967 год - расцвет карьеры Анны Герман и в Польше, и в Советском Союзе. Об её уникальном голосе узнали звукозаписывающие компании мира, поступило несколько предложений заключить контракт со студиями в Германии, Франции и Италии. Она выбрала Италию. Во-первых, любила эту страну, знала язык, во-вторых, мечтой Анны было покупка квартиры маме и бабушке в Варшаве. Для этого были нужны большие деньги. Итальянцы их пообещали. За полгода Герман раскрутили до хорошего уровня - вышло несколько пластинок, масса публикаций в прессе. Потом было участие в конкурсе Сан-Ремо, где никогда до неё не выступали певцы из стран соцлагеря. И вот наступает время первого сольного концерта - в городе Форли недалеко от Болоньи. Это был фуррор... После выступления Анна попросила своего аккомпаниатора и одновременно водителя: «Давай останемся здесь, зачем мы поедем в ночь по трассе… Я устала и ты тоже устал». Парень два дня подряд мотался по родственникам, не спал двое суток… Он ответил, что денег на гостиницу нет и какой смысл здесь оставаться, если есть оплаченная гостиница в Милане и ехать всего несколько часов. Надо сказать, что итальянцы на Анне Герман во всём очень сильно экономили...

1967 г. Сан-Ремо. Италия стала для Анны Герман роковым местом... Фото из личного архива Ивана Ильичёва

Анна согласилась - всю жизнь была чересчур скромным человеком… А дальше… Водитель заснул за рулем на бешеной скорости, нога сильно ушла в педаль… Анна описывала потом, как резко поднялась стрелка спидометра со 100 км до 160, её охватил дикий ужас... В Польше за некоторое время ей предсказали эту аварию - нагадали по руке... Всё произошло моментально... В страшную ночь 27 августа 1967 года маленький спортивный «Fiat» улетел в кювет… Ударная волна была такой силы, что массой своего тела певица пробила лобовое стекло, её выбросило за 20 метров на груду камней. Водитель не пострадал - его просто прижало к рулю. Только утром проезжающие машины заметили их машину, вызвали скорую… В больнице аккомпаниатор спросил о судьбе своей пассажирки. И тут все поняли, что на месте аварии был ещё один человек… Когда вернулись на место трагедии, прошло уже больше 5 часов. Анну Герман нашли в состоянии комы, полностью разбитую, истекающую кровью…

Она упала на левую сторону, поэтому была сломана левая нога и рука в нескольких местах, повреждены ребра, плюс травмы черепа и страшное повреждение внутренних органов. Как Герман сама писала потом в воспоминаниях, от удара всё внутри «сплющилось и стало, как башмак». Её привезли в клинику святой Урсулы при монастыре в Болонье, куда отправляют безнадёжных больных: их там не лечат, а дохаживают перед смертью. Поэтому первоначально никакой серьёзной медицинской помощи в течение трех дней Герман не получала… За нормальное лечение нужно было платить, а итальянские продюсеры попросту смылись… Анну Герман просто бросили умирать, если называть вещи своими именами… Именно поэтому потом всю жизнь называла их «итальянцы-засранцы»...

Анна всё ещё была в бессознательном состоянии, когда приехали её молодой человек Збигнев Тухольский и мать, у которой случилась истерика от того, в каком состоянии дочь и в каких условиях её содержат. Близкие быстро нашли деньги, Анну положили в нормальную ортопедическую клинику. Только на 14-ый день она вернулась в сознание. Корсет, который для неё сделали, причинял огромные страдания, она не могла полной грудью дышать и задыхалась. Рука, нога были полностью загипсованы… Как певица сама говорила, она была «в гипсе от пят до шеи», «лежала, как кукла». К тому же Герман была «зашпигована» ортопедическими «железками» - внутрь были вставлены специальные стальные приспособления, чтобы кости правильно срастались. Так певица провела несколько месяцев...

Уникальное фото - 17 октября 1967 г., возвращение в Варшаву после итальянских клиник. Рядом с Анной мать. Фото из личного архива Ивана Ильичёва

Родила вопреки

Чтобы транспортировать Анну из Италии в Польшу, в самолёте было отведено специальное место... Её прямо на каталке перевозили в лежащем состоянии... А дальше снова несколько месяцев в ортопедическом институте в Варшаве. Был назначен определённый день, когда можно будет снять корсет. Герман его отметила красной ручкой и каждый день отрывала листочек календаря. Когда сняли гипс, она отпросилась на один день домой. И попросила любимого человека назад её не отвозить - попросту говоря, сбежала... Настолько ей тошно было видеть больничные стены.

Дома Збигнев её стал выхаживать самостоятельно. Пригодились его способности инженера: он собственноручно соорудил тренажёр, вмонтировав его в кровать. Лёжа, певица каждый день делала маленькие упражнения для руки. Через некоторое время смогла согнуть пальцы на полсантиметра. Спустя долгое время научилась руку поднимать, сгибать в локте, потом стала разрабатывать ногу… Потом научилась сидеть… Тухольский рассказывал мне: когда она первый раз смогла сесть на кровать, первой её просьбой было: «Принеси мне ведро с водой и швабру». И она «помазала» тряпкой пол вокруг себя на расстоянии вытянутой руки - вроде как помыла его… И была неверотяно счастлива...

1973 г. Варшава. Мужу, инженеру Збигневу Тухольскому, Анна сделала предложение сама.Фото из личного архива Ивана Ильичёва

Збигнев выхаживал Анну, как самый лучший врач. Возил на лодочную обучающую станцию для гребцов заниматься на специальном тренажёре - ты садишься в лодку, подвешенную в воздухе и «гребёшь». Долгое время Герман училась поднимать вёсла, потом двигать ими... Также Збигнев выводил Аню в парк на берегу Вислы ночью, чтобы фанаты не смущали её своим вниманием. Сначала в его помощью, потом с палочкой Герман училась ходить. Ей было 32 года…

Анна Герман после долгой реабилитации очень боялась снова выйти к зрителям: у неё ослабел голос, были проблемы с памятью, не помнила тексты своих песен. В первый раз после аварии певица должна была выступить на сборном концерте с Варшаве. Режиссёр рассказывал мне: когда подошла очередь Анны выходить на репетицию, её не оказалось на месте, она убежала от страха. Её вернули. Переборов ужас, Анна всё-таки вышла на сцену.

Зрители видели перед собой красивую талантливую женщину, а по сути по всем медицинским показателям она была инвалидом: внутри неё были штыри, на которых держались кости, врачи-ортопеды сделали для Анны специальные стальные пластины, которые вставлялись в красивые концертные туфли - чтобы кости не потеряли форму. А потом она вышла замуж за инженера Збигнева Тухольского. Журналисты в своё время придумали красивую историю: мол, Герман была прикована к постели, когда её будущий супруг сделал ей предложение. Мы дружим много лет со Збигневом, я его спросил: «А почему вы преложили пожениться в тот момент, когда Анна была так тяжело больна?» Он хитро улыбнулся и сказал: «Если хочешь, я тебе расскажу, как всё было на самом деле». Уже после реабилитации Анна, когда Збигнев вернулся после рабочего дня, встретила его и дала ему задание: «Збышек, собери все необходимые документы для загса». Он сказал: «Хорошо». То есть не жених сделал предложение невесте, а невеста жениху. Збигнев спросил: «В каком загсе ты хочешь расписаться?» - «Только не в Варшаве. Я хочу, чтобы всё было тайно и на нашей свадьбе не присутствовала ни пресса, ни родня, ни даже моя мама».

Дело в том, что у её матери Ирмы был жёсткий характер, Анна страдала от гиперопеки, плюс мать дико ревновала дочь к её молодому человеку... Поэтому певица боялась, что мама может расстроить свадьбу. Как рассказал Тухольский, они с Анной купили билеты и уехали вдвоём в горы Закопане в олимпийский санаторий. В местном загсе они и расписались… Свидетелями стали массажистка Анны и приятель Збигнева, которого они случайно встретили на курорте... Когда молодожёны вернулись в Варшаву, просто оставили маму перед фактом: «Мы теперь муж и жена».

Врачи категорически запрещали Анне рожать, объяснив: после всех травм она может просто не выжить... Но, как рассказал Збигнев, Аня хотела ребёнка больше жизни. Когда муж сказал, что боится за её здоровье, прозвучала фраза: «Нема дискуссий» - «Не обсуждается». Она без проблем забеременела, малыш родился здоровым, крупным под 4 кг. Во всех письмах Герман, во всех интервью потом главной темой разговоров был сын - как он пошёл, как разрисовал дома обои...

1979 г. Варшава. Сына Збигнева певица родила вопреки запретам врачей. Фото из личного архива Ивана Ильичёва

С мужем и сыном она жила в доме советского типа. Анна, будучи ростом 1 м 84 см, даже не поднимая руку полностью, ладонью касалась потолка. Кровать стояла так, что макушка упиралась в одну стенку, а ноги в другую. У них даже не было стола - они ели на столике со складными ножками, а потом собирали его, чтобы освободить хоть какое-то место в этой крошечной квартирке. Поэтому Анна Герман мечтала о хорошем доме. Она наняла няню и согласилась на большие гастроли в СССР - на одни, вторые, третьи… Я спросил Збигнева, как мужчина мужчину: «Тебе не жалко было жену?» Он сказал: «С ней было бесполезно спорить. Я ей говорил: «Остановись, не надо», а она всегда произносила одну и ту же фразу: «Нема дискуссий». За два месяца Герман могла давать по 50-60 выступлений.

Советские администраторы, зная о её гонорарах, крайне удивлялись, почему звезда так бедно жила. Но она никогда не получала 100 процентов суммы, практически всё отбирала польская концертная организация… Но в итоге Анна Герман всё-таки купила для свой семьи дом в центре Варшавы.

Операция не спасет

Как рассказывал мне Збигнев, Анна Герман считала себя неуязвимой и говорила: если бог ей дал такое испытание в виде страшной аварии, второй раз он уже не будет над ней издеваться». Поэтому она долгое время игнорировала тревожные звоночки - дико упал иммунитет, она всё время болела, иногда даже не могла встать от слабости. Случились обмороки. Но... Она старалась лечиться лимоном, чесноком «от простуды», к врачам не шла - у неё была на них после Италии «аллергия»…

1980-ый - последний её гастрольный год сначала в СССР, потом в Австралии. В Москве после выступлений в Лужниках она упала за кулисами, её сразу отвезли в Институт Склифосовского. Её подруга Анна Качалина рассказывала мне потом: «В больнице Аня подняла свою длинную юбку и я увидела её ноги. Я была в шоке. Левая нога была в три раза больше... Это был тяжелейший тромбофлебит, забились сосуды, нога распухла до колоссальных размеров».

Герман отказывается лечиться в Москве и летит домой. В Варшаве у неё обнаруживают саркому - рак костей в области бедер, ног… Развивалась болезнь с огромной скоростью. Врачи сказали, что оперативное вмешательство не спасёт, лишь продлит жизнь - совсем ненадолго...

Збигнев рассказывал, что боли у Анны были адскими. Приезжала «скорая», делала уколы, это чуть облегчало её состояние. Но... Машина скорой помощи даже не успевала вернуться в больницу, когда её вызывали снова...

В обездвиженном состоянии Герман пролежала дома более полугода. Потом Анну положили в военный госпиталь в Варшаве. Ей там стало легче, она даже стала делать макияж к приходу друзей. Последним её навестил муж 25 августа 1982 года. Когда он уходил, Герман ему сказала: «Збышек, мне нетрудно уйти». - «Аня, зачем ты так говоришь!»

Санитарка, делавшая ночной обход, обнаружила, что Анна уже бездыханна.

Подруга Анны Герман Качалина рассказывала потом: «Когда я увидела её в гробу, совершенно не узнала. Это было лицо человека, измученного болезнью. Это была совершенно не наша Аня... Но для всех нас она навсегда осталась человеком, который мужественно встречал все испытания и дарил людям свет...».

Друзья Анны помнят ее и почтят память великой певицы и человека 14 февраля в 19-00 в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя - концерт «Эхо любви» посвящается 80-летию Анны Герман. Лучшие песни и романсы из ее репертуара исполнят: Иосиф Кобзон, Анне Вески, Леонид Серебренников, Жанна Бичевская, Надежда Чепрага, Екатерина Шаврина, Эмиль Кадыров (проект "Голос"), Елена Романова (проект "Голос"), Екатерина Бродская и другие.

18

Влияние музыки на человека 25.02.2017

Дорогие читатели, сегодня мы с вами душевно отдохнем и вспомним замечательные песни Анны Герман. Анна Герман. Это имя в СССР и Польше в конце советской эпохи знали стар и млад. Ее голос завораживал, проникал в душу, его нельзя спутать ни с каким другим, а услышав раз, невозможно забыть.

Давайте вместе с вами вспомним главные вехи в судьбе этой удивительной певицы, еще раз послушаем проникновенные мелодии, прикоснемся к тайне ее вселенского дара. Тем более что, наверняка, у многих из вас есть свои ностальгические воспоминания, свои теплые жизненные моменты, связанные с песнями Анны Герман.

Одна моя коллега часто вспоминает, как под песню «Когда цвели сады» танцевала с будущим мужем. Песня оказалась пророческой: проблемы с завистливой подругой таки возникли. Правда, в финале она с ситуацией справилась. А песня так и осталась их семейным музыкальным талисманом. Давайте вспомним эту удивительную песню.

Тайна белого ангела

В 2012 году в прокат вышел художественный фильм «Анна Герман. Тайна белого ангела». Телесериал сняли совместно российские и польские кинематографисты, часть песен в нем исполняла украинская певица Владислава Вдовиченко. Она спела семь хитов из репертуара своего кумира а капелла.

Остальные песни Анны Герман звучат в записи самой героини сюжета. Такой интернациональный состав киногруппы весьма символичен, ведь певица была искренне почитаема во многих уголках мира, особенно, на территории, что называлась странами социалистического содружества.

10-серийный фильм был приурочен к 30-летию со дня ухода из жизни «белого ангела», главную роль доверили польской актрисе Йоанне Моро.

Сейчас этот жанр называется байопик, то есть, сюжет основан на реальных фактах биографии героини, хотя он и не лишен художественного осмысления и некоторых условностей. Как и должно быть, это ведь не документальное кино. Сценарий и перечень песен согласовывали со Збигневом Тухольским, вдовцом Анны Герман.

И так случилось, что с Владиславой Вдовиченко я познакомилась сама, правда, виртуально. Немало мы общались. Рассказывала Владислава и об этом художественном фильме, о себе, об Анне Герман, о ее муже. Все это можно почитать в моих двух статьях на блоге:

А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из биографии Анны Герман и послушаем дальше ее песни.

Детство «без права переписки»

Анна Герман, песни которой теперь знают миллионы, родилась 14 февраля 1936 года в советском городе Ургенче. Мать Ирма принадлежала к категории так называемых «русских немцев», потомки которых перебазировались в Россию еще во времена Екатерины Великой. По другой версии, у нее голландские корни. Она преподавала немецкий язык в местной школе.

Отец Ойген, в русифицированном варианте Евгений Герман, трудился на хлебозаводе бухгалтером. В нем текла смешанная русско-немецкая кровь. В печально известном 1937-м был арестован по ложному обвинению, расстрелян. В судебной формулировке, как было тогда принято, значилось: «10 лет без права переписки». Через 20 лет его реабилитировали посмертно. В сталинских лагерях сгинул и старший брат Анны Вильмар.

Ирма с дочкой несколько лет кочевала по разным уголкам СССР: Кемеровская область, Ташкент, Киргизия, Казахстан. В Джамбуле в семье появился мужчина: мать вышла замуж за польского офицера Германа Бернера. Шел суровый 1942 год, молодожена вскоре после свадьбы отправили на фронт. В 1943-м Герман получил серьезное ранение в боях за освобождение Беларуси. Ранение оказалось фатальным. Но благодаря отчиму Анна с матерью смогли в 1946-м переехать в Польшу: статус вдовы польского офицера давал им такое право.

Взросление на польской земле

С 1949 года они жили во Вроцлаве, Ирма и там преподавала немецкий, в Сельскохозяйственном колледже. Анна, получив среднее образование, поступила в университет Вроцлава, избрав специальностью геологию. Участвовала в студенческой самодеятельности, а на свадьбе подруги песню в исполнении Анны Герман впервые слушала публика. Это была «Аве Мария», ее лирико-колоратурное сопрано уникального тембра непередаваемо торжественно и в то же время тепло, чисто, светло звучало под сводами костела на Королевском острове Вроцлава. Давайте послушаем, как исполняет «Аве Марию» Анна Герман.

Вскоре талантливую девушку приняли во Вроцлавскую эстраду, а потом она получила счастливую возможность несколько месяцев стажироваться в Риме, получая стипендию от итальянского правительства.

Это была первая половина 60-х, и певица с необычно красочным тембром начала победное шествие по эстрадным подмосткам концертных залов и престижных конкурсов. Высокие награды фестивалей в Ольштыне, Ополе и Сопоте, казалось, давались ей без труда.

Сама личность «белого ангела», ее безграничное обаяние в сочетании с гениальными врожденными возможностями голосового регистра покоряли и публику, и строгое жюри. А еще она была наделена недюжинным актерским даром. Каждую композицию проживала, глубоко сопереживая и проникаясь судьбой своих лирических героинь. И это находило отклик в душах зрителей.

В 1965 году все эти качества она смогла впервые продемонстрировать публике в СССР, а потом записала пластинку, где звучали шлягеры, исполняемые на польском и итальянском языках. С тех пор слушать песни Анны Герман стали у нас почти в каждом доме.

Песню из кинофильма «Три тополя на Плющихе» наши зрители полюбили раз и навсегда. Ее пели многие другие исполнители. Но исполнение Анны Герман всегда незабываемо.

В декабре 1966 года певица сделала очередной прорыв: записала пластинку с миланской студией звукозаписи. И стала первой из эстрадных исполнителей «из-за железного занавеса», прорвавшейся на CDI-рынок западных стран.

Правда, на итальянском фестивале в Сан-Ремо ее ждала неудача: в финал не прошла. Зато в Сорренто была удостоена премии самым обаятельным артистам «Oscar della sympatia».

Преодоление через пение и терпение

Видимо, Судьба все же отпускает нам дозированное число удач. А если происходит некая «передозировка», потом приходится расплачиваться за такое нереальное везение.

В августе 1967 года лучшие песни Анны Герман снова радовали итальянскую публику. Во время этих гастролей она и попала в тяжелейшую аварию: автомобиль, принадлежавший импресарио певицы, наскочил на бетонное ограждение, да еще и на высокой скорости.

Менеджер, как оказалось, попросту уснул за рулем. Сам он отделался легким испугом да переломами ноги и кисти одной из рук. А Анне не повезло, были многочисленные серьезные травмы, и не только костей, но и внутренних органов. Неделя без сознания, потом еще полгода неподвижности. Сойдя, наконец, с больничной койки, она была вынуждена заново учиться сидеть и ходить.

Потом потянулись томительные месяцы и годы «межсезонья». Она восстанавливалась, медленно, но настойчиво. Работала над автобиографической книгой «Вернись в Сорренто?», где заново пережила свои итальянские впечатления. Вела детскую передачу на радио, причем, с неожиданной тематикой - эфиры были посвящены популяризации физики.

Триумфальное возвращение к делу всей жизни состоялось в 1970-м. Повод для концерта был более чем весомым: концерт в Варшавском Дворце науки и культуры в честь воинов-освободителей. Зал приветствовал свою любимицу стоя, бурно аплодируя.

Она не разочаровала публику, в очередной раз удивив широтой таланта. Первой из исполненных тогда песен Анны Герман стала «Человеческая судьба» на слова Алины Новак. А музыку сочинила сама певица.

Тогда же, в 1970-м, исполнительница получила «золотой диск» за очередную пластинку («Człowieczy los»).

На пике успеха – снова в СССР

Анна снова приезжает в Советский Союз, сотрудничает с лучшими композиторами того периода. Ян Френкель, Оскар Фельцман, Евгений Птичкин, Владимир Шаинский, Арно Бабаджанян и другие мэтры считают за честь творить свои шедевры для польской красавицы с голосом, подобным отзвуку ангельского хорала. В 1972 году состоялись и первые ее гастроли после выздоровления: весной она проехала по Польше, а осенью выступала в лучших концертных залах СССР.

Песня «Надежда» в исполнении Анны Герман

Здесь она записала один из самых своих знаменитых хитов, ставших ее визитной карточкой. Песню «Надежда» Анне Герман написали композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. Давайте послушаем ее.

Его пытались исполнять и другие представители советской эстрады, даже с весьма громкими именами. А премьера будущего шлягера состоялась благодаря Эдите Пьехе.

Но никто не сумел так точно передать суть авторского замысла, как это удалось польской звезде. Ведь для нее понятие «надежда» было так актуально, что погружение в тему, совпадение аур авторов и исполнительницы оказалось идеальным. Энергетика песни оказалась столь мощной, что с тех пор советские, а потом и российские космонавты неизменно слушают ее перед полетом.

Если следовать логике дат, то надо вспомнить, что в марте 1972 года случилось важное событие личной жизни певицы - она стала женой специалиста по металловедению Збигнева Тухольского. В ноябре 1975-го у пары родился сын Збигнев. Он пошел по стопам отца, стал ученым. Песня «Нежность» Анны Герман, родившаяся в «триумвирате» Пахмутова-Добронравов-Гребенников еще в 1965-м, сейчас обрела для нее особое звучание.

В СССР тем временем о ней делают телепередачи, ждут на новые гастроли. В 1975-м, чтобы не разочаровывать поклонников, она едет по Союзу, будучи беременной. Зрители оценили и ее стоический характер, и новинки репертуара, в том числе, и оптимистичный шлягер Владимира Шаинского «А он мне нравится».

Но многие уже тогда замечают эту странность: даже когда певица берется за жизнеутверждающие темы или совсем шуточные сюжеты, в ее интерпретации всегда присутствует оттенок некой затаенной грустинки.

В тот период она объехала почти все крупные страны Западной Европы. Побывала с гастрольными турами в США и даже в Австралии. И везде обязательно использовала свой коронный номер: хотя бы одна из песен в исполнении Анны Герман звучала на языке принимающей страны. Как она все успевала, ведь петь-то надо было вживую, а значит, как минимум, четко выучить текст?

Новые песни, друзья и… испытания

Она тогда была удостоена множества наград и у себя в Польше, и в СССР. И снова за громом аплодисментов все различимее стал слышен грозный набат Судьбы. Онкологическое заболевание у нее диагностировали в середине 70-х. Она чередовала сеансы лечения, многочисленные операции с новыми гастролями. Порой боль становилась нестерпимой, и она прятала слезы под темными очками. И пела.

«Когда цвели сады», «Белая черемуха», другие всенародно любимые хиты. Знакомство с Розой Рымбаевой, Аллой Пугачевой, Вячеславом Добрыниным и другими советскими эстрадными знаменитостями. События нарастали стремительно, круг друзей расширялся.

В 1977 году Анна записала песню Рождественского и Птичкина «Эхо любви», которая стала, как сейчас бы сказали, основой саундтрека к кинокартине Евгения Матвеева «Судьба». Позже актер и режиссер вспоминал, что скрипачки и виолончелистки во время той записи тихонько плакали, видя, в каком состоянии здоровья находится певица.

В этой записи песню Эхо любви Анна Герман исполняет дуэтом с Львом Лещенко. Послушаем еще раз и мы с вами.

11 декабря 1977 года певица впервые участвовала в финале фестиваля «Песня-77» с песней «Когда цвели сады». В истории «Песни года» крайне редко случаются подобные события: зрители так эмоционально реагировали на выступление, что его пришлось повторить «на бис».

Ждите весну!..

Проблемы со здоровьем все обострялись, певица теряла сознание после концертов, отменяла гастроли, снова попадала на больничную койку.

В декабре 1979 года она дала сольный концерт в ГЦКЗ «Россия», а последним в нашей стране стало выступление уже в начале 1980-го в программе «Мелодии друзей» в Лужниках. И опять не обошлось без противостояния с болезнью.

Еще два года она продолжала неравный бой с тяжелейшей болезнью, но диагноз саркома стал приговором: в ночь на 26 августа 1982 года ее не стало.

О любимой певице миллионов сняты фильмы и телепрограммы, написаны книги и статьи. Ее именем названа улица в Ургенче и астероид 2519.

А те, что знали ее лично, не забывают и Анну - заботливую маму и любящую супругу, искреннего и светлого человека. Она была неприхотлива в быту. Никакой звездности. Любимыми блюдами была селедка с вареной картошкой, пирожки с капустой, соленые огурчики. А к чаю с неизменным лимоном предпочитала овсяное печенье. Сама готовила блюда восточной кухни для своих мужчин. Такой ее и запомнили близкие: теплой, домашней, терпеливой.

«Ждите весну» - так называлась одна из песен, которые удавались ей особенно душевно. Давайте и мы с вами послушаем ее и станем ждать весну, тем более, что она уже совсем скоро к нам постучится. Будем ждать, не терять надежды и хранить Любовь, как учила нас Анна Герман - белый ангел с бесконечно нежным голосом и очень непростой судьбой.

Дорогие читатели, вот такое у нас состоялось музыкальное путешествие в мире музыки. Приглашаю почитать и другие статьи в моей рубрике на блоге «Влияние музыки на человека. Перейти в рубрику можно, кликнув по кнопке ниже.

Душевные статьи о музыке

Смотрите также

18 комментариев

    Наталья
    01 Мар 2017 в 15:43

    Ответить

    Наталья
    28 Фев 2017 в 23:50

    Ответить

    Людмила
    28 Фев 2017 в 19:48

    Ответить

    Афинская
    28 Фев 2017 в 13:55

    Ответить

    Ольга Андреева
    27 Фев 2017 в 13:45

    Ответить


    27 Фев 2017 в 12:41

    Ответить

    Лидия (tytvkysno.ru)
    26 Фев 2017 в 10:19

Анна Герман - эстрадная певица, исполнявшая композиции на многих языках мира. Ее персона и судьба окутаны тайной и множеством слухов. Многие сведения о ней вовсе неверны. Тем не менее, Анна Герман, биография которой описана в этой статье, - настоящая легенда.

Родословная

Немецкий род Герман переселился на Украину в начале девятнадцатого века. Прапрадед певицы основал неподалеку от города Бердянска село, ныне носящее название Ольгино. Именно там родился дед Анны - Фридрих. Он учился в Польше, в городе Лодзь. В 1910 году в этом населенном пункте появился на свет Ойген Герман. Всего у Фридриха было девять детей, с которыми он и вернулся домой после учебы.

В 1929 году Фридрих попадает под репрессии, ему грозит пять лет лагерей. Выдерживает он только полтора, потом умирает от голода где-то в Архангельской области.

Его дети также находятся в опасности. Старшему сыну Вилли удается сбежать в Германию. Ойген попадает в Донбасс, где некоторое время работает бухгалтером на шахте. Но страх расправы не дает ему покоя. Чтобы уберечь свою семью (жену Альму и сына Руди), он сбегает из дома.

В конце концов он оказывается в узбекском городке Ургенч. Там он знакомится с Ирмой Мартенс. По происхождению она немка, работает учительницей в местной школе. Ойген сразу находит в ней 14 февраля 1936 года у пары рождается дочь. Ее имя впоследствии узнает весь мир. Ведь она будущая певица - Анна Виктория Герман.

Детство

Вскоре у Анны родился младший брат Фридрих. Казалось бы, семья должна быть счастлива. Однако чувство тревоги не покидало главу семейства. В сентябре 1937 года Ойген был арестован по обвинению в шпионаже. Его осудили на десять лет, но практически сразу после вынесения приговора отца Анны перевозят в Ташкент и там расстреливают как врага народа.

Семья об этом ничего не знала. Он просто исчез из их жизни. Лишь в 1975 году его младший брат сумел получить документы, подтверждающие гибель Ойгена.

В 1938 году в семью приходит очередное горе. От недуга умирает Фридрих. Теперь есть только двухлетняя Анна, мать Ирма и бабушка Анна Фризен. Женщины принимают решение бежать из несчастливой страны. Долгое время они не могут найти настоящий дом. Где только они не жили: и в Новосибирске, и в Ташкенте. Самое продолжительное время семейство прожило в Джамбуле, где встретило Великую победу 1945 года. В этом городе Анна заканчивает три класса.

Здесь Ирма выходит замуж за польского офицера Германа Бернера, который погибает в 1943 году. Именно благодаря этому браку они беспрепятственно уезжают в Польшу в 1946 году. Кажется, время скитаний закончилось.

Первые три года Анна Герман, биография которой кажется невероятной, живет вместе с мамой и бабушкой в городе Нова-Руде. Ирма работает подёнщицей, ей дают крохотную комнатушку в общежитии.

Анна учится в польской школе, получает одни пятерки. Девочка понимает, что обладает и мечтает пойти учиться в Институт изящных искусств. Ирма строга с дочерью, она категорически против этого. Натерпевшись нужды, мать считала, что ее ребенок должен получить приличное образование и практичную профессию.

Анна Герман, краткая биография которой не вместит в себя все события жизни, окончила начальную школу и поступила в специализированную гимназию для детей, которые работают. Девочке приходилось трудиться, чтобы помочь матери и бабушке.

В 1949 году семья переезжает во Вроцлав, где Ирма устраивается преподавателем в Сельскохозяйственную академию. А Анна оканчивает гимназию.

Юность

В 1955 году будущая певица Анна Герман поступает в университет на геологический факультет. Диплом о высшем образовании она получает в 1961 году.

Ее сокурсниками были в основном отслужившие в армии рабочие. Всего четыре человека пришли на факультет после школы, в том числе и Анна. К учебе девушка относилась очень серьезно. Но любила только летнюю практику, когда приходилось подолгу бывать в лесу. Но однажды ее вместе с сокурсницами Янечкой и Богусей отправили в шахтерский городок. Тот свой первый спуск под землю Анна Герман, краткая биография которой не освещает все события жизни, запомнит надолго.

В студенческие годы девушка посещала секцию скалолазов, так как была влюблена в местного инструктора.

Начало творческого пути

Петь Аня начала довольно рано. Но наслаждались ее способностями только члены семью.

Будучи студенткой четвертого курса, девушка решилась выступить на празднике с двумя своими песнями. Выступление получилось скомканным, а зритель - неблагодарным. Только верная подружка Янечка была в восторге и утешала расстроенную Анну. Именно в этот момент к ним подошел руководитель студенческого театра "Каламбур". Он предложил девушке присоединиться к коллективу.

Анна Герман, биография которой теперь неотрывно будет связана со сценой, с энтузиазмом участвовала во всех выступлениях, театр даже принимал участие в нескольких фестивалях. Но проблемы с учебой и нехватка времени, да еще негативный настрой матери убедили Анну расстаться с самодеятельностью.

Тут снова на первый план выходит подруга Янечка, которая обладала невероятной верой в талант Ани. Она правдами и неправдами договаривается о прослушивании в дирекции эстрады Вроцлава. По его результатам Герман была зачислена в штат.

Приходилось много гастролировать по маленьким городам с командой, состоящей из руководителя, музыкантов, балерин, исполнителей. Иногда они давали по три концерта в день. Такая жизнь изматывала, но певица Анна Герман, творчество для которой было важнейшим элементом жизни, верила в лучшее будущее.

Параллельно с гастролями девушка продолжала готовиться к выпускным экзаменам и защите диплома. Все это ей успешно удалось сделать в 1961 году.

После неудачной тарификационной комиссии в Варшаве Герман знакомится с который будит ее тяжелые воспоминания о детстве и войне. Вернувшись домой, девушка обнаружила письмо, в котором знаменитый пан Кшивка приглашал ее в Жешувскую эстраду. Именно благодаря этой работе Герман попадает на международный фестиваль в Сопоте в 1963 году.

Признание

В Сопоте Анна Герман, биография которой стала предметом любопытства для многих поклонников, заняла третье место. Затем был фестиваль в Ольштине, после которого на радиостанции зазвучали новые композиции в исполнении певицы.

В этом же году девушка получает стипендию от Министерства культуры и уезжает на пару месяцев в Рим, где обучается вокалу.

Свой триумф Анна встретила в Сопоте в 1964 году, когда с песней "Танцующие Эвридики" получает первое место среди поляков и второе среди международных исполнителей.

Начинаются ее обширные мировые гастроли. На ежегодных музыкальных конкурсах она по-прежнему главный фаворит и неизменный победитель.

В 1964 году состоялся ее дебют в Москве. Затем последовала Бельгия. После этих гастролей выходит диск-гигант, который заставил говорить об Анне Герман всю Европу.

В 1966 году певицей был заключен контракт с итальянской студией. Перед отъездом в Рим Герман дала концерты в Чехословакии, Франции, США, Англии.

В 1967 году певица представляла свою страну на фестивале Сан-Ремо, а потом завоевала приз зрительских симпатий на Неаполитанском конкурсе.

Автокатастрофа

Все прочили молодой девушке большое будущее. Но беда снова постучала в дверь. В августе 1967 года она возвращалась в гостиницу в Милане на машине. Водитель проявил сумасшедшую халатность и заснул за рулем на горной дороге. Автомобиль на полной скорости влетел в бетонное заграждение.

Певица Анна Герман, фотографии которой появились во всех утренних газетах, почти две недели провела в реанимации без сознания. При ударе ее выбросило из машины, девушка получила множественные переломы, в том числе позвоночника, и сотрясение мозга.

Певице пришлось пройти долгий путь из многочисленных операций, полностью обездвиженного тела, долгой реабилитации. Только в 1969 году она совершает свои первые шаги в новой жизни.

С 1970 года возобновляется ее гастрольная деятельность.

Герман и СССР

Биография Анны Герман, певицы из Польши, неразрывно связана с Советским Союзом. Там она родилась, там ее любили как родную.

Расцвет ее творчества пришелся на 70-80-е годы. Тогда студией "Мелодия" было выпущено пять ее пластинок. Для певицы писали такие мэтры, как Арно Бабаджанян, Александра Пахмутова, Оскар Фельцман,

Певица искренне стремилась к сближению культур Польши и СССР.

Наиболее известные песни в ее исполнении - "Эхо любви", "Нежность", "Надежда". Песни на русском языке отличались особенной душевностью, искренностью и драматичностью.

Песня-77

В 1977 году на фестивале "Песня года" случилось выступление, вошедшее в историю. Анна Герман впервые выступала там, исполняя песню "Когда цвели сады". Овации были настолько бурными и продолжительными, что организаторам, ограниченным временем телевизионного эфира, пришлось позволить выступление на "бис".

Любовь в Анне Герман была невероятной по силе. Слушая песни в ее исполнении, человек чувствовал родственную русскую душу.

Герман в искусстве

Помимо певческой деятельности Анна была занята в кинематографе. Она снялась в четырех картинах, правда, роли не были главными.

Также при ее жизни были сняты документальные фильмы, где были использованы семейные хроники и Анна давала интервью (например, "Возвращение Эвридики").

О ней написано несколько книг-воспоминаний. Например, книга И. Ильичева "Анна Герман. Биография" (фото в книге представлены обширно).

Герман также является автором нескольких автобиографических книг. "Вернись в Сорренто?" была написана во время вынужденного отдыха после аварии. В ней Анна рассказывает об итальянском периоде своей творческой деятельности. Кроме того, из под ее пера вышла "Сказка о быстрокрылом скворце" и "Мы долгое эхо...".

Личная жизнь

Певица Анна Герман, личная жизнь которой складывалась довольно гладко, познакомилась со своим будущим супругом в 1960 году. Збигнев Тухольский был научным сотрудником и приезжал во Вроцлав по работе.

Встреча их была довольно прозаичной. Молодой человек попросил присмотреть симпатичную девушку за его вещами, пока он купается в реке. После они разговорились и Анна даже подарила ему свою фотографию на прощание.

Збигнева певица пригласила на свой первый концерт. С тех пор пара не расставалась. После автомобильной аварии они решили официально пожениться, хотя уже много лет находились в гражданском браке.

В свои тридцать девять лет Герман узнала, что беременна. Но врачи не делали положительных прогнозов. Возраст и посттравматическое состояние могли сделать роды очень тяжелыми. На счастье, все прошло отлично, как того и хотела Анна Герман. Биография и ее семья, фото которой не попадали в прессу, увеличились на одного маленького человечка. В ноябре 1975 года на свет появился мальчик Збышек, которого родители с любовью называли Воробышком.

Сейчас он серьезный ученый, окончивший факультет библиографии и документоведения.

Болезнь и смерть

Все в жизни певицы было прекрасно. Любящий муж, любимый сын, драгоценная работа. Но в конце 1970 Герман узнает страшный диагноз: ее боли в ноге - Несмотря на страшное известие, артистка принимает решение продолжить запланированные гастроли. Она успевает побывать в Казахстане, Австралии. Один из своих последних концертов Герман дает в Москве. Превозмогая боль, она выступала на сцене. На одном из концертов, после долгого пения на "бис" Герман даже потеряла сознание.

В Варшаве Анне было проведено несколько сложнейших операций, но спасти певицу не удалось. Она угасла 25 августа 1982 года. Похоронена в Варшаве.

  1. Анна очень любила животных, поэтому осуждала и не понимала такие организации, как цирк и зоопарк.
  2. Своей родиной считала Советский Союз. Несмотря на трагические события произошедшие там, любила эту страну и не отказывалась от нее.
  3. Смертельная болезнь певицы - следствие автомобильной аварии в Италии.

Top