Бюрократический аппарат в современной россии. Бюрократический аппарат управления - политическая основа деспотической монархии Бюрократический аппарат определение

    Бюрократи́зм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.

    Бюрокра́тия (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть») - система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Определение бюрократии как системы управления, осуществляемой с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата, наделенного специфическими функциями и привилегиями, и как слоя людей, связанных с этой системой, может использоваться при выполнении педагогических и пропагандистских функций.

    Феодальная монархия - разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существуют две основные социальные группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. С точки зрения марксистской теории феодализм - общественно-экономическая формация, приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капиталистической...

    Раннефеодальная монархия - форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см. варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Хронологически предшествует...

    Центра́льные о́рганы госуда́рственного управле́ния (син. центра́льные управле́нческие о́рганы) - органы верхнего эшелона государственной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление на всей территории суверенного государства в пределах их компетенции. Полномочия, подчиненность, область деятельности и порядок деятельности центральных органов власти определяются конституцией и законами страны, а также иными актами. Органы государственного управления в целом, и центральные органы в...

Бюрократизм - это слово, которое можно часто услышать по отношению к властным структурам. Но вот значение этого понятия известно не каждому.

Общая информация

Бюрократизация - это свойство организации, а точнее, её системы управления. В чем это выражается?

Когда говорят про бюрократический аппарат, то с технической точки зрения подразумевают узкоспециализированную организацию или иерархию, в которой коллективизируется собственность, ответственность, человеческая мысль и профессиональная конкуренция. Это постепенная эволюция в сторону узкой направленности специалистов. Бюрократизация - это процесс, в рамках которого предусмотрено вытеснение «универсальных» людей, которые могут улавливать взаимосвязи между различными направлениями и темами работ. На их место приходят узкие специалисты, не способные убрать противоречие между конечной целью и средствами, а также не работающие на её достижение. Когда отсутствует эволюционная конкуренция и превышается определённый критический уровень разделения труда, то эффективность организации может упасть до очень низких показателей. Главным принципом становится не логика действий, а стабильность и спокойствие. Непосредственно результативная деятельность подменяется её имитацией, а все силы идут на создание впечатления существующего благополучия.

Государственная бюрократизация

Это настоящий бич современности. Когда применяются принципы чрезмерной централизации исполнительной власти, то возникает это своеобразное «заболевание». В таких случаях можно наблюдать ситуацию, когда аппарат управления непомерно разрастается и начинает генерировать сам для себя работу. Чиновники зачастую работают чисто формально, поскольку они занимают должности по большей части для своих корыстных и личных интересов. В качестве примера неудержимого роста можно привести Советский Союз. По состоянию на 1936 год было только 18 народных комиссаров. В 1940 году их количество повысили до 40. В начале 70-х годов центральный аппарат насчитывал больше 60 ведомств и министерств. В середине 80-х их количество держалось около отметки 100. Следует отметить, что за этот период население возросло примерно в два раза. Но вот количество управляющих структур - пятикратно.

А есть ли проблемы с рынком?

Когда упоминается бюрократизация, это подразумевает деятельность государственных структур. Но подвержен ли такому негативному влиянию частный сектор предприятий? Да, большим компаниям. Причиной такого развития стало то, что на предприятиях постоянно растёт количество занятых людей. Как результат - ими становится всё трудней управлять, на выполнение постановлений уходит больше времени, и компании всё меньше поддерживают инновации. Отбор людей на должности осуществляется не на основании их профессионализма и практических навыков, а с использованием формальных критериев, которыми может выступать образование и трудовой стаж. Бюрократизация организации ведёт к тому, что исчезает возможность свободной инициативы. К тому же работников, как правило, обкладывают отчетностями, что уменьшает их эффективность и убивает радость от труда.

Различия

Давайте разберёмся, чем же отличается государственная бюрократия от частной. Противостояние между этими образами мышления можно показать на примере общественной и частной собственности на средства производства. Так, государственной бюрократии можно не беспокоиться о своём положении. На определённой территории она является полновластным хозяином, и никто ей конкуренции не составит. С частным предпринимателем всё по-другому. Когда у него есть он должен их использовать таким образом, чтобы получить прибыль (что подразумевает удовлетворение существующего спроса). Если предприниматель не достигнет этой цели, то он будет нести убытки и в конечном итоге его вытеснят с рынка более успешные конкуренты. В таком случае человеку придётся переквалифицироваться в наёмные работники.

Калькуляция

Она применяется для того, чтобы проверить всё с максимальной точностью. Предприниматели используют калькуляцию убытков и прибылей, чтобы видеть, какой эффект даёт конкретная сделка в общей картине деятельности компании. В конечном итоге она позволяет даже самым сложным и большим фирмам точно устанавливать результаты, что были достигнуты отдельными подразделениями. Из этого следует возможность суждений об их вкладе в общий успех предприятия. На основании полученной информации можно принимать решения о премии, повышении заработной платы.

Но следует понимать, что точный контроль имеет свои пределы. Так, благодаря учету чрезвычайно сложно, а в большинстве случаев и невозможно сказать об успехе или неудаче деятельности отдельного человека. Относительно точно можно оценить также влияние руководителей подразделений. Если же вернуться к теме бюрократизации чиновников, то следует отметить, что в данном случае можно принимать только субъективные решения (он плох/хорош).

Особенности

Но есть один общественный процесс, где аппарат управления может быть уверенно оценен как успешный или неудачный, - война. При этом следует сделать оговорку, что это относится исключительно к отдельным операциям. Такие вопросы, как распределение сил до начала процесса, влияние на результат, компетентность и правильность мер - это всё также субъективные мнения. Например, были командиры и генералы, которые применяли гениальную тактику, но ввиду некоторых факторов (например, численности, нехватки боеприпасов) не могли выполнить свои задачи. Их осуждают, не задумываясь. Относительно других армейских чинов можно сказать, что они проявили чудеса халатности и некомпетентности и только благодаря случайным обстоятельствам смогли выйти победителями из сражений.

Как решаются вопросы?

Процесс бюрократизации является весьма сложным, поэтому пробовать всё решить с помощью одних вычислений - чрезвычайно непросто.

Чтобы облегчить деятельность, руководители организаций выдают своим подчинённым инструкции. Их выполнение является обязательным условием работы специалистов. В обычных случаях они предусматривают план поведения, учитывая нормальное положение дел. Но если возникает чрезвычайная ситуация, то, к примеру, расходование дополнительных сумм требует наличия разрешения от вышестоящих начальников. Следует отметить, что для этого необходимо пройти, как правило, утомительную процедуру. В её защиту можно сказать только то, что это относительно эффективный метод контроля и учета. Ведь если бы каждый руководитель отдела имел бы право совершать все необходимые с его точки зрения траты, то размеры издержек выросли бы до огромных цифр. Бюрократизм - это форма взаимодействия, при которой возникает много ненужных расходов. Кроме того, многие траты, которые должны быть совершены для осуществления прогресса, не производятся. Это в большей степени относится к государственной управляющей машине, чем к коммерческим организациям.

Пример частного предприятия

То, что бюрократизация власти приводит к определённым проблемам, продемонстрировать не сложно. В качестве примера давайте рассмотрим частное предприятие. На нем совершается деловая сделка, где выигрывают обе стороны - нанимаемый и наниматель, а не оказывается услуга, в которой заинтересован только один человек.

Также наблюдается разница и в выгоде. Так, наниматель заинтересован в том, чтобы оплачивать работу своего сотрудника. В противном случае высок риск, что квалифицированный специалист перейдёт на должность на другое предприятие или в компанию, где его труды будут оплачиваться лучше. Работник, с другой стороны, должен качественно выполнять свои служебные обязанности. Таким образом, он сможет заработать себе на достойную плату. Следует учитывать, что предложение рабочего места в данном случае является именно деловой сделкой, которая строго регулируется со стороны законодательства. Также необходимо учитывать и то, что в полезном и эффективном специалисте заинтересован сам предприниматель. Можно уверенно передать полномочия о найме и увольнении работников, поскольку будет осуществляться строгий контроль со стороны счетоводства и бухгалтерии относительно справедливой оплаты.

Пример бюрократии в государственных органах

Теперь давайте поговорим о государственных органах власти. Проблема бюрократизации здесь в том, что затруднено выявление конкретного производительного вклада подразделения или человека. Поэтому при решении вопроса о вознаграждении существенное влияние могут оказать личное предубеждение и протекционизм, а также иные неуставные отношения. Всё это в конечном итоге мешает организации действовать эффективно. К тому же негативно проявляется ещё и факт лоббирования, когда официальные должности занимаются людьми по каким-то определённым договоренностям.

Заключение

Как видите, с бюрократией можно встретиться не только в органах государственной власти, но и в частных компаниях. Правда, в наших реалиях наиболее ощутимо чувствуется именно первый вид. Чтобы избежать негативных последствий данной организации аппарата управления можно воспользоваться передовыми технологиями, к которым относят интернет, автоматизированные системы управления и подобные изобретения. Конечно, внедрение таких наработок является возможным исключительно для крупных предприятий и органов государственной власти. Но с другой стороны, именно последние больше всего и страдают от бюрократии. И использование подобных наработок приведёт к тому, что повысится общий показатель эффективности работы рассматриваемого государственного органа или крупного предприятия.

Николая I не готовили к управлению государством. Но железная воля и природный ум дали возможность достаточно эффективно управлять. В качестве главной опоры Николай I видел разветвленный полицейский и бюрократический аппарат, посредством которого он стремился контролировать все стороны жизни общества и государства. Цель политики он видел в укрепление внутреннего и внешнего положения России.

Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале 19 века их насчитывалось 15 - 16 тысяч, в 1847 году - 61,5 тысяч и в 1857 году - 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее.

Однако сущность бюрократического аппарата состоит не в списывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.

Поскольку вся информация стекается к министру через его аппарат, то министр оказывается как бы во власти своего аппарата. Подчиненные чиновники готовят и проекты решений по разным делам. Решение дела, как известно, во многом зависит от того, как оно будет доложено. Многочисленные дела, особенно те, которыми начальство не очень интересуется, фактически решают чиновники, готовящие их к докладу. Если подчиненные чиновники изо дня в день методично воздействуют на начальство в одном и том же направлении - это, в конце концов, становится общим направлением политики данного ведомства. В николаевские времена на посты руководителей министерств и ведомств нередко назначались армейские генералы, мало знакомые с новым для них делом. Именно они в первую очередь оказывались в положении начальства, руководимого подчиненными.

Однажды Николай I сказал: «Россией правят столоначальники». И действительно, среднее чиновничество (столоначальники) играет в принятии решений особую роль. Но столоначальник не отвечает за решение, принятое по его докладу. Отвечать в принципе должен тот, кто его подписывал. Но все знают, что министр или губернатор не мог принять иное решение, раз ему доложили так, а не иначе. Так происходит круговая безответственность, свойственная бюрократическому управлению.

Бюрократии свойственно свои узкогрупповые интересы выдавать за государственные нужды. Трактуемые узко и односторонне. Раздуваются штаты министерств и ведомств, растут внешнеполитические амбиции, а вместе с ними - военные расходы. Всеми благами пользуется чиновничья каста и те социальные группы, с которыми она связана (в России 19 века - в первую очередь поместное дворянство). Очень немного делается для улучшения жизни народа, хотя официальная пропаганда не устает повторять, что это - первейшая забота правительства. Расходы на образование, науку и культуру очень невелики и весьма избирательны: во-первых, создается картина всеобщего благополучия, во-вторых, преимущества получают те отрасли науки, от которых ожидают результатов, полезных в военном деле. Таковы коренные свойства бюрократической системы управления.

Политической основой деспотической монархии являлся бюрократический аппарат управления. Социальной основой деспотической монархии стал слой чиновничества, бюрократии, благополучие которой было тесно связано с монархией. Именно служилая знать, бюрократия являются правящим классом в деспотической монархии. Абсолютная, юридически неограниченная власть правителя нуждается в чиновниках. Как система передаточных властей, бюрократия необходима во всяком государстве и является необходимой и полезной до тех пор, пока не узурпирует, не присваивает верховной власти монарха. Бюрократия обладает собственными интересами, отличными от общего блага. Монарх может стать игрушкой в её руках, что в конечном итоге приводит государство к гибели.

Бюрократия - это иерархическая лестница лиц и учреждений, которая служит для передачи влияния монарха по всем направлениям государственного управления. Бюрократия - это господство слоя профессиональных чиновников, находящихся в иерархической зависимости друг от друга. Бюрократический аппарат - это система подчинённых монарху профессиональных чиновников, которые назначаются сверху, и назначение происходит по принципу личной преданности монарху, профессионализму (знанию дела), а не по происхождению. Разумеется, предоставление должности возможно по праву родственной близости, по рекомендации и протекции влиятельных лиц, по праву знатности. Чиновники делятся на ранги (чины), получают плату за исполнение должностей в соответствии с рангом. Нижестоящие чиновники подчиняются вышестоящим.

Важнейшей опорой власти монарха являлись силовые структуры - дружина (армия) и полиция, способные физическим воздействием поддерживать повеления власти. Хорошо вооруженная, отлично владеющая оружием дружина служила достаточной угрозой против разъединённой массы населения. Деспотическая монархия опиралась не столько на ополчение свободных, сколько на постоянное войско, в котором воины получали от царя за службу наделы земли.

Особенности бюрократического аппарата управления в Китайской монархии

Наиболее мощный, сложный, разветвленный бюрократический аппарат управления был создан в Китайской империи с III в. до н.э. В ней существовали чисто китайские методы отбора чиновников. К ним относился метод выдвижения способных чиновников, за которых отвечали те чиновники, кто их рекомендовали. Это означало, что в случае плохой работы или нарушения приказа отвечал не только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в своё время рекомендовал виновного на должность. Китайцы впервые использовали систему конкурсных экзаменов, при которой экзаменующийся демонстрирует свои знания и способности, отвечая без книг и пособий, по памяти, на заранее неизвестные вопросы (заранее известен только круг вопросов) в устной либо письменной форме. Успешно сдавшие экзамены назначались на должности в управлении.

В большинстве случаев чиновниками становились потомки знати и чиновников, зажиточных землевладельцев. Ведь сыну богатого было легче получить образование и оказаться в рядах чиновников. Однако богатство само по себе не обеспечивало принадлежности к чиновничеству. Дело в том, что при обилии сыновей и отсутствии принципа майората (это преимущественное наследование недвижимого имущества старшим сыном) даже весьма значительное имущество уже в третьем поколении становилось практически небольшим. Поэтому получившие в наследство небольшую часть имущества отца или деда и сами не преуспевшие в учении и сдаче конкурсных экзаменов оказывались за пределами чиновничьего сословия.

Наоборот, упорные, способные, честолюбивые выходцы из небогатых слоев населения могли попасть в сословие чиновников. В императорском Китае ученый - чиновник являлся социальным идеалом. Все слои населения империи обладали сильным стимулом к учёбе и получению знаний. Формально каждый налогоплательщик имел право попробовать свои силы и испытать свой шанс на экзаменах, а в случае удачи сделать блестящую карьеру. Поэтому на практике появление способного мальчика в деревне обращало на себя внимание односельчан и родни. При материальной поддержке родственников, богатого покровителя он мог, преодолев все препятствия, успешно сдать экзамены, получить должность, что сулило почёт и богатство не только ему, но и его родственникам и покровителю.

Вспомним, что движущей силой революции 90-х годов наряду с небольшой демократически настроенной частью советского общества выступила часть советской партийно-хозяйственной номенклатуры. Эта часть и, прежде всего, средние и только начавшие подъем по карьерной лестнице нижние слои партийно-государственной бюрократии были заинтересованы в устранении закостенелых высших руководящих слоев и партийных бонз, так как только это и могло ускорить их личный карьерный рост и обеспечить прорыв к рычагам управления государством. Однако взаимовыгодное, как тогда представлялось, партнерство длилось недолго. Уже в ходе революционных событий 1991-1993 годов началось формирование новой российской государственной бюрократии, которая быстро стала приобретать знакомые номенклатурные очертания. Представители советской номенклатуры, которые пришли во власть вместе с представителями демократического движения, воссоздали в президентских и правительственных структурах органически присущие им номенклатурные методы и механизмы кулуарного принятия управленческих решений, далеко не бескорыстных межличностных и групповых взаимодействий в процессе подготовки и принятия таких решений. Начавшейся регенерации советских номенклатурных методов и механизмов государственного управления способствовали следующие обстоятельства. Во-первых, одним из самых серьезных стратегических просчетов новой российской власти стало массовое использование во всех структурах и на всех уровнях вновь создаваемой системы государственного управления бывших чиновников советского партийно-государственного аппарата. Власть исходила из того, что для быстрого запуска нового государственного аппарата нет других кадров и другого пути, кроме привлечения знающих хозяйственную систему советских чиновников. Возможно, в тактическом плане это и было оправданно.

Во-вторых, немногочисленные представители демократического движения, первоначально включенные во властные структуры, сделали ставку только на персональную поддержку президента Ельцина. Они не уделяли должного внимания укреплению своей политической опоры и созданию кадрового резерва для постепенной замены номенклатурного чиновничества в структурах власти. Поэтому частично новая по составу, но старая по характеру основных механизмов функционирования номенклатурная среда быстро вытеснила «демократов первой волны» из властных структур как чужеродный для нее элемент.

К середине 90-х часть бывшей советской номенклатуры стала номенклатурой российской и достигла своей главной цели - пришла к власти и овладела всеми рычагами управления государством. Существенно потерявшее революционный запал и общественное влияние, раздробленное и дискредитированное не без помощи своих временных номенклатурных попутчиков демократическое движение перестало быть нужным российской номенклатуре в качестве союзника. Тем более что к этому времени оформилась и окрепла не только ее государственно-бюрократическая, но и экономическая составляющая - новая российская «бизнес-элита», состоящая из назначенных собственников.

Номенклатура стала ведущей силой, определяющей и навязывающей обществу политические и экономические трансформации, нацеленные на укрепление и расширение ее господствующего положения. В результате развала СССР и трудностей экономических преобразований Россия сократила на треть свой экономический потенциал, потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. Российское руководство столкнулось с падением производства, прекращением инвестиционной деятельности, развалом кооперационных связей в рамках СССР и СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономического ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения.

После 1991 г. в России начинается новый этап экономической модернизации. Пришедшие к власти радикалы во главе с Б.Н. Ельциным выдвинули программу либерализации экономических реформ (1992-1993 гг.), которая включала в себя: 1) свободное ценообразование (что должно было ликвидировать товарный дефицит); 2) либерализацию торговли; 3) массовую приватизацию жилья, госпредприятий. Тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность явилось главной задачей либерально-приватизационного курса реформ. Главным стратегом экономических реформ, сторонником шокотерапии выступил вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар. Курс реформ предполагал первоначальную либерализацию цен, затем переход к приватизации, осуществление жесткой финансово-кредитной системы. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий торговли и сферы услуг. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.

Таким образом, результаты реформ оказались глубоко противоречивы. С одной стороны, в России был введен рынок, либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой. С другой стороны, продолжился спад промышленного производства (на 35%), произошло резкое снижение уровня жизни народа. Центральным положением реформы явились новые цены, которые выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10-15 раз. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были конфискованы, что вызвало острое социальное недовольство.

Эпоха Бориса Ельцина войдет в истории, прежде всего как период энергичных, но весьма противоречивых экономических реформ. Где на одной чаше весов разрушение командной системы и создание свободного рынка, а на другой - девальвация рубля, обесценивание вкладов и дефолт. С одной стороны, предпринимательское сословие и нарождающийся средний класс, а с другой - залоговые аукционы и приватизация, которые сегодня многие называют не иначе как грабительскими. Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».


Top