Черная дева. Монсеррат, Испания - «Монсеррат - место духовной силы

Чёрная Дева Монсерратская (исп. Virgen de Montserrat , также широко употребляется ласковое прозвище La Moreneta каталан.  - «Смугляночка»)) - высокопочитаемое скульптурное изображение Девы Марии с Младенцем , хранимое в бенедиктинском монастыре Монсеррат , расположенном на одноимённой горе в автономном сообществе Испании Каталония .
11 сентября 1881 года римский папа Лев XIII официально утвердил Чёрную Деву Монсерратскую покровителем Каталонии. Ежегодное чествование Моренеты проводят 27 апреля .

История

    Spain, Montserrat 05.jpg

    Вход в пределы собора, ведущие в заалтарную часовню

    Spain, Montserrat 01.jpg

    Ангельские ворота – вход в часовню

    Spain, Montserrat 02.jpg

    Мозаики вдоль лестницы, ведущей в часовню

    Spain, Montserrat 03.jpg

Существующие реплики

Напишите отзыв о статье "Чёрная Дева Монсерратская"

Примечания

Отрывок, характеризующий Чёрная Дева Монсерратская

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.

Ангельская роза,
Черная Дева Распиленных скал,
Ты освещаешь землю Каталонии,
Ты венчаешь собой небо.
Поэт Каталонии

Недалеко от Барселоны находится гора Монсеррат. Здесь в бенедиктинском монастыре хранится величайшая святыня Каталонии и ее патриотический символ — «La Moreneta» , чудотворная Черная Мадонна, к которой хотя бы раз в год старается прикоснуться каждый в каталонец. В 1881 году папа Лев XIII официально провозгласил Черную Деву Монсерратскую святой заступницей Каталонии и покровительницей каталонских епархий.

Название горного массива Монсеррат можно перевести как «распиленная гора» или «изрезанная гора». По одной из легенд, миллионы лет назад спустились на гору маленькие ангелы, которые решили украсить унылый ландшафт и построить здесь дворец для Божьей Матери с помощью «золотой пилы».

В гимне Virolai, обращенном к Богоматери Монсерратской на стихи известного каталонского поэта Вердагера, поется: «amb serra d’or els angelets serraren aquests turons per fer-vos un palau…», то есть «ангелы пилой золотой разрезали сии вершины, чтоб сотворить для тебя дворец».

Герб аббатства Монсеррат

И действительно причудливые очертания скал похожи на сказочных великанов хранящих неприступный рядом священную реликвию.

Или на башни величественного замка. Многие горные образования Монсеррата носят колоритные прозвища — Мумия, Слон, Лошадь Бернарда, Брюхо епископа, Кукла, Верблюд, Фараон, Треска, Попугай, Органные трубы, Заколдованные монахи, Две Магдалены… .

Монахи появились на горе в 11 веке. В 1025 году был заложен первый камень в основание обители аббатом Олибой Рипольским, которому со временем тут воздвигли монумент.



Галерея скульптур святых — основателей различных религиозных христианских институтов. В праздичные дни здесь устраивают веселые мероприятия: танцуют сардану, строят кастельс, гуляют куклы-гиганты!

Надпись на фасаде «Блаженный град Иерусалим, названный видением мира»

Монастырь Монтсеррат оберегает главную духовную святыню и покровительницу Барселоны – статую Черной Мадонны, которой приписывают целительные свойства и помощь в продолжении рода человеческого.

«Черная Мадонна» за тёмный цвет своего лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta) – это неразгаданная тайна!

По легенде, первую нерукотворную статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Пораженные люди рассказали обо всем местному священнику, который вместе с народом посетил на следующий день гору Монсеррат, куда и сошел небесный огонь. В одной из пещер сельчане обнаружили великолепную статую Мадонны с младенцем. Она была прекрасна и излучала сияющий свет. Новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первоначальная легендарная статуя через некоторое время исчезла - так же таинственно, как и появилась. Рассказывают, что статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монтсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-мавров, после чего и была потеряна.

Упоминания о чудесах Монсерратской Богоматери, встречаются уже в XII веке,они описаны в визвестном средневековом сборнике «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María) (XIII в.), записанные при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 гг

Люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. В здании базилики есть специальная комната, в которой размещены письма благодарности и подарки Монсерратской Мадонне, среди которых есть свадебные платья, а также ортопедические принадлежности, принадлежавшие излечившимся от недугов людей.



Практически любой праздник или значимое событие в жизни каталонца являются поводом для приезда в монастырь, участия в богослужении на каталанском языке, поклонения Деве Монсерратской и посещения Святой Пещеры. Например, Черной Мадонне принято представлять невест, чтобы заручиться ее благословением и обеспечить благополучие будущей семейной жизни. Не случайно существует популярная поговорка: «Тот не будет счастливо женат, кто не приведет свою невесту в Монсеррат» (No és ben casat qui no porta la dona a Montserrat или Si vols ésser ben casat, porta la dona a Montserrat).

Статуя Черной Мадонны Монсерратской находится в небольшом верхнем помещении — Тронном зале, монастырской базилики (заходить в базилику нужно не через центральный вход, а через боковую дверь с правой стороны, расположенную под арками галереи атриума). Приходить лучше рано утром, чтобы не стоять в длинной очереди.

Алебастровая арка — «Врата Ангелов» украшены барельефами, изображающими музыцирующих ангелов и библейские сцены, связанные с Богоматерью.


Перед «Вратами ангелов» сидит Св. Петр

На самом подходе к Мадонне установлена деревянная статуя мальчика с коробочкой для пожертвований в руках. Статуе предшествует очень трогательная история. Этот маленький памятник установлен мальчику, который очень хотел быть прислужником в монастыре Монсеррат , но был смертельно болен. Монахи сжалились над мальчиком. Ему выдали форму, и он был принят всего на один день. На следующий день мальчик умер. Ему поставили памятник и таким образом, было увековечено желание ребенка . При посещении Базилики принято бросать монетку в прорезь коробочки в руках мальчика и погладить его по голове.


Нынешний образ Девы Монсерратской, установленный в монастырской базилике, был создан в конце XII века. Эта деревянная романская скульптура вырезана из белого тополя (Populus alba). Статуя имеет высоту 95 см и изображает Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у нее на коленях. В правой руке Ла-Моренета держит сферу (Globus Imperii), которая символизирует верховную власть над Вселенной, над всем творением. Жестом своей левой руки Богоматерь по-матерински защищает младенца. Младенец поднимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держит шишку - плод хвойного дерева, который с древнейших времен символизирует, отцовство, плодородие, эволюцию, здоровье, возрождение, семейную жизнь, святую жизнь, культ жизни.. Данный тип иконографии именуется «Богородица Кириотисса» (Владычица). Также скульптура соответствует традиционному типу изображения Богоматери с младенцем, который называется «Седалище мудрости» или «Мадонна на троне» (Sedes Sapientiae). За исключением лика и рук Девы Марии и младенца, скульптура покрыта золотом. Характерный цвет статуи связан, как предполагают специалисты, с потемнением (окислением) лака, покрывающего лик и руки Мадонны. Не исключено также, что такой цвет изваяние приобрело от дыхания и прикосновений паломников, а также от пыли и копоти масляных ламп и свечей, которыми на протяжении многих веков освещался почитаемый образ. Каждый желающий может поклониться святой. Нужно прикоснуться к сфере в ее правой руке и глядя в глаза святой Деве попросить о сокровенном.

Многие замечают, что если посмотреть на облик Девы Марии чуть справа, то откроется спокойный, слегка улыбающийся взгляд.

С правой стороны после зала с престолом Богоматери, находится круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926), именно он разработал основную часть декоративных элементов.

На фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии.

Роспись купола капеллы, выполненная в 1896–1998 гг. Жуаном Льимоной (1860–1926). Купол расписан в светлых, ярких тонах, подчеркивающих бесконечность небесного свода, на котором появляется Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов и архангелов. Также на куполе представлена панорама горы Монсеррат, обозначающая пересечение небесного мира с земным.

За капеллой начинается коридор именуемый Путем Аве Мария. Он утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской. Свечу нужно купить заранее во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик.


В коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899–1988), а также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982).


Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (Joan Baptista Guivernau) (1908–2001).

Путь Аве Мария возвращает нас вновь в атриум базилики именуемый также клуатром Аббата Аржерика. Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия.

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.

Ранее на этом месте находился алтарь старинной романской церкви в которой ранее хранилась статуя Черной Девы. Существует примета что нужно встать в этот «круг силы» в центре внутреннего двора базилики и загадать желание и оно обязательно сбудется, а если при этом закрыть глаза и поднять руки к небу, то на вас снизойдет божественная энергия.

Если стоять во внутреннем дворе лицом к собору, то по левую руку, пройдя дальше горящих свечей, вы найдете святую воду, которую можно набрать с собой, поэтому запаситесь бутылочкой.

Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина.


Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена родной сестре святого Бенедикта - святой Схоластике Нурсийской, основательнице первого женского монастыря Западной Европы. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (Enric Clarasó) (1857–1941) и Агапит Вальмиджана.

Брат и сестра, жившие в монастырях неподалёку друг от друга, встречались лишь раз в год в местечке неподалёку от Монтекассино и проводили время в беседах на духовные темы. Однажды св. Схоластика попросила брата остаться на ночь, чтобы продолжить беседу. Бенедикт отказался, так как согласно написанному им уставу, монах не мог ночевать за пределами монастыря, и он не хотел подавать братии дурной пример нарушением собственных правил. Тогда по молитве св. Схоластики разразилась сильнейшая гроза, которая помешала Бенедикту выйти из убежища, и он вынужден был остаться и продолжить общение с сестрой. Через три дня св. Бенедикту, молившемуся в келье, было видение души св. Схоластики, улетавшей на небо в виде голубки. После этого он понял, что просьба сестры была не прихотью, а желанием попрощаться перед кончиной.

В Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.




Капелла Святого Причастия - была реконструирована по проекту Жузепа Марии Субиракса в 1977 году. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола)


«Бегство в Египет» (1904), написанное художником Жузепом Кузаксом (Josep Cusachs) (1851–1908).

Следующая капелла именуется капеллой Христа. Здесь находится скульптура распятого Христа работы Жузепа Льимоны. Она была преподнесена базилике в подарок в 1933 году.

Эта капелла посвящена Непорочному зачатию и была открыта в 1910 году. Проект капеллы выполнил в 1906 году каталонский архитектор Жузеп Мария Перикас-и-Моррос (Josep Maria Pericas i Morros) (1881–1965). В своем творчестве этот зодчий испытал влияние Антонио Гауди и архитектуры модерна. Созданный им алтарь из белого мрамора украшают растительные орнаменты и декоративные элементы, напоминающие кости животных.


Капелла Св. Мартина Турского, который в этот самый момент отрывает часть собственного плаща, чтобы отдать ее нищему


Современное полотно художницы Монсеррат Гудиоль изображает молодого святого Бенедикта. В руках он держит написаный им устав для основанного им же ордена бенедиктинцев, к которому пренадлежит монастырь Монсеррат. Монахи этого ордена живут по строгому «Уставу Бенедикта», включающему три обета: постоянное проживание в монастыре (обет «стабилитас лоци»-постоянство места), послушание (обет молчания) и воздержание (обет бедности).
Особенно меня поразилао это изображение Марии.

Романский портал XIIв — это немногое, что уцелело от старинной монастырской церкви. В 1811 году Наполеон, взбешенный тем, что ему лишь с третьего раза удалось взять монастырь штурмом, приказал стереть непокорное аббатство с лица земли. Солдаты Наполеона разграбили, подожгли и разрушили монастырь, но священную скульптуру Черной Мадонны удалось спасти.
Баптистерий работы скульптора Шарля Колле

Надгробие адмирала Вилимари

Гробница герцога Луна, Жуана Арагонского

Король испании Карл Первый

Скульптуры святого Иосифа и Святого Иоанна Крестителя

Скульптура Святого Георгия (Sant Jordi) работы известного каталонского скульптора и художника Хосе Марии Субиракса (Josep Maria Subirachs). Субиракс — продолжатель дела Гауди, под его руководством много лет оформляется фасад Страстей Господних Саграда-Фамилия. Его работы очень индивидуальны. Покровитель Каталонии изображен грозным рыцарем со щитом и мечом и с какой бы точки вы не него не смотрели — святой будет строго следить за вами взглядом.

Предание гласит, что образ Богоматери Монсерратской был найден на том месте, где сегодня стоит часовня Святой Пещеры. К пещере можно пройти по прекраснейшему маршруту Camí de la Santa Cova. Вдоль этом Пути молитв установлены 14 скульптурных композиций, изображающих остановки Иисуса Христа на его пути к Голгофе. . В часовне выставлена копия образа, который хранится в базилике, однако эта копия также высоко почитается верующими и в силу неблизкого пути до пещеры очередей к ней не бывает. Советую купить свечи в монастыре чтобы зажечь в святой пещере.

























Сейчас в монастыре постоянно живет 100 монахов. Монастырь Монтсеррат– хранитель лучшей в Испании библиотеки в 300 тысяч томов старинных книг, 400 из которых являются рукописными. Библиотека Монсеррата является важным документальным и исследовательским центром, символом интеллектуальной и культурной деятельности бенедиктинцев. Доступ в библиотеку Монсеррата разрешён только ученым с мировым именем, и только мужского пола. Одно из зданий монастыря отдано под «музей Монтсеррат», в котором собраны религиозные реликвии; археологические находки; скульптуры и картины Сальвадора Дали, Эль Греко, Пикассо, Караваджо.

Помимо монахов, в Монсеррате живут мальчики, обучающиеся в певческой школе Escolanía de Montserrat, считающейся старейшей в Европе. На данный момент в «Эсколании» обучается 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Воспитанники получают тут не только хорошее базовое образование, но и глубокие знания в области музыки. Каждый ученик обучается игре на двух музыкальных инструментах, а также специальности - хоровому пению. В школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. С некоторых пор хор мальчиков монастыря Монсеррат дает концерты в Каталонии и зарубежных странах.Хором уже записано свыше сотни музыкальных дисков, и дискография продолжает пополняться. Однако главной целью хора остается участие в литургических церемониях и общих молитвах, которые проходят в базилике Монсеррата. Каждый будний день в 13 часов, при огромном стечении паломников и туристов, мальчики «Эсколании» исполняют в базилике монастыря песнопения Salve и Virolai (в субботу те же песнопения исполняют сами верующие и паломники). Кроме того, с воскресенья по четверг хористы участвуют в вечерне (в 18:45), по окончании которой (в 19:10) ими исполняется Salve Montserratina и полифонический мотет. По воскресеньям и праздникам хор мальчиков участвует в полдень исполняет Salve и Virolai. Летом (в июле), а также на Рождество мальчики уезжают на каникулы (в этом году летние каникулы продлятся с 25 июня по 19 августа).

При монастыре местные жители устоили маленький рынок, на котором на ломаном русском предлагают попробывать очень вкустные сыры, горный мед и сухофрукты.

Много интерестного об этом замечательном месте я узнала от нашего гида Кадочникова Дмитрия http://www.krasavitzabarcelona.com/about.html и на етом сайте http://www.mishanita.ru/

,

Монтсеррат (Испания). Как добраться до него, интересуются многие туристы. Он является религиозным и духовным символом провинции Каталония, а также основным центром паломничества. Над его экстерьером и интерьером работали многие художники и скульпторы 19-20 столетий.

Поэтому не удивительно, что настолько популярен у паломников монастырь Монтсеррат. Испания считает его одним из предметов национальной гордости. Из скалы высекли алтарь, а потом богато украсили серебром.

В создании и декорировании алтарной часовни непосредственное участие принимал Антонио Гауди - всемирно известный и талантливый архитектор. Главная зала собора выглядит очень торжественно и великолепно. Здесь располагается черная скульптура Марии Монтсерратской. Её серебряный трон в знак примирения после гражданской войны был изготовлен на средства обычных людей. Статуя является одной из главных, но не единственной достопримечательностью, которые имеет монастырь Монтсеррат (Испания).

В нем одновременно проживает до сотни монахов-бенедиктинцев. Он посвящен Деве Марии. Ежегодно сюда приезжает около 2 миллионов паломников. Конечно же, больше всего людей привлекает в базилику статуя Черной Мадонны. Ведущие географические сервисы отметили как важную достопримечательность монастырь Монтсеррат (Испания) на карте. Легенда говорит, что если человек загадает желание и поцелует руку Черной Мадонны, то оно непременно сбудется. Особенно это помогает людям, у которых не получается зачать ребенка.

В правой руке статуи находится сфера, символизирующая землю, которую создал Творец. Её левая рука находится на плече младенца. Грудной ребенок олицетворяет всемогущего царя. Левая рука его сжимает шишку - символ долголетия и плодородия. Правой рукой он благословляет.

Почему скульптура черная? Это главный вопрос, который интересует людей, посещающих монастырь Монтсеррат. Испания - страна католическая, что априори подразумевает набожность. Однако объяснения, которые существуют, являются весьма приземленными. Согласно одной версии, Мадонна символизирует землю, поэтому и цвет такой. Другое объяснение - статуя сделана из дерева, которое потемнело со временем или из-за свечной копоти. Некоторые считают, что она покрыта специальным лакирующим слоем. Однако, какая бы версия ни была верной, Черная Мадонна продолжает привлекать паломников в монастырь Монтсеррат. Испания зарабатывает на туризме очень хорошие деньги.

На территории базилики имеется очень интересный музей, в котором выставлены произведения монахов (иконопись), драгоценности, археологические находки с Ближнего Востока, живопись и многое другое. Монастырь славится своей огромной библиотекой, где хранится множество средневековых рукописных книг. Монастырская типография - одна из самых древних в стране. Поэтому туристам здесь будет на что посмотреть.

Jorge Franganillo / flickr.com Jude Lee / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Daniel García Peris / flickr.com Marek Vavrusa / flickr.com Teresa Grau Ros / flickr.com Thomas Quine / flickr.com Verity Cridland / flickr.com antonio castells / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com Jorge Franganillo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com Antonio Tajuelo / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com

На вершине горы, неподалёку от Барселоны, расположившись среди деревьев естественного парка, виднеется жемчужина Испании, её святейшая гордость – монастырь Монтсеррат.

Хроники далёкого 88 года содержат некоторые данные, упоминающие о том, что ещё тогда гора Монтсеррат вблизи Барселоны дала приют на своей вершине нескольким скромным церквушкам.

Согласно дальнейшим историческим записям, спустя пару веков, началось закладывание монастыря. Его возведение длилось достаточно долго, и к XII столетию монахами было завершено строительство. С тех пор структура монастыря Монтсеррат практически не разнится с тем архитектурным сооружением, которое можно наблюдать сегодня.

Колоссальный ущерб был нанесён историческому памятному монастырю во времена наполеоновских сражений. Полностью сожжённому и разрушенному монастырю удалось сохранить лишь часть готической галереи и прилегающий романский портал. Поэтому следующие сто лет происходило поэтапное восстановление собора. В работе были задействованы знаменитые скульпторы из Барселоны, талантливые художники и архитекторы тех времён, чем можно объяснить сочетание в здании нескольких стилей. Однако преобладающим архитектурным решением называют модернизм, ведь реставрация монастыря затянулась до XX века.

Каждый год эту достопримечательность посещают миллионы людей, среди которых не только путешественники и любители экстрима, но и католические паломники со всех точек Земли. Задаваясь вопросом о том, что же манит сюда всех этих людей, ответ на него можно найти, лишь добравшись до этого святого монастыря. И здесь всё просто: спортсмены, верующие, туристы или просто любопытные отдыхающие - люди разных уровней достатка и жизненных взглядов хотят добраться сюда, чтобы сделать глоток горного свежего воздуха, услышать уникальное пение известного на весь мир хора мальчиков, загадать самые заветные желания, которые исполнит Чёрная Мадонна. Этой статуе, которую по праву считают духовной покровительницей Каталонии, приписывают чудодейственные лечебные свойства.

Черная Мадонна в Монтсеррат исполняет желания

К одной из удивительных легенд, связанных с историей возникновения монастыря Монтсеррат, стоит отнести версию о том, как Чёрная Мадонна стала символом монастыря. Говорят, что в одной из многочисленных пещер на горе Монтсеррат, жители обнаружили статую Мадонны с младенцем на руках.

Черная Мадонна в Испании (Thomas Quine / flickr.com)

Люди, нашедшие деревянную статую, попытались спустить находку вниз, чтобы показать всем горожанам. Однако сделать каждый шаг с Мадонной становилось всё труднее. Когда статуя приобрела просто неподъёмный вес, попытки её перемещения было решено оставить. С тех пор, место на горе Монтсеррат, где осталась деревянная фигура, приобрело для жителей Барселоны святость и духовный смысл.

Сегодняшняя Чёрная Мадонна, обитающая в монастыре, не совсем та самая фигура, которую оставили на вершине горы. Как гласит легенда, первая статуя исчезла так же внезапно, как и появилась. Нынешняя святыня – оригинальная реликвия, относящаяся к XII веку. Благодаря монахам, чьи усилия были направлены на надёжное хранение ценной «девы», она максимально естественно сохранила свой внешний вид.

Добраться до чудотворной Чёрной Девы несложно, ведь находиться она в центральном помещении монастырского комплекса – Базилике. Поднявшись по главным ступеням и свернув направо, можно обнаружить отдельный вход к Мадонне. Каждый желающий может самостоятельно проверить истинность волшебной исцеляющей силы статуи и убедиться в ней. При чём, сделать это можно по-разному.

Первый способ заключается в том, что, посетивший деву, загадывает желание и ожидает его осуществления. Второй – не требует дополнительного время на исполнение желания. Достаточно лишь заглянуть в соседнюю комнату и собственными глазами увидеть дары тех, чьи просьбы уже исполнила Чёрная Мадонна. На протяжении всех веков многие обеспеченные люди приносили дорогостоящие вещи к ногам целительной статуи, прося её взамен об излечении бесплодия, тяжёлых заболеваний.

Известные достопримечательности монастырского комплекса

Почти тысячелетняя история сделала своё дело: гора Монтсеррат стала хранительницей множества ценных реликвий, признанных истинным культурным наследием Испании.

Библиотека Монсеррата занимает весомое место среди лучших библиотек Европы. В её стенах собраны несколько сотен тысяч книг и около двух тысяч рукописей, манускриптов. Здесь же хранится и легендарная Красная книга Монтсеррата. Она представляет собой уникальный сборник текстов и песен средневековья. Также к особенностям монастырской библиотеки можно отнести недоступность для посторонних глаз, и в первую очередь – женщинам. Вход внутрь монастыря открыт лишь мужчинам, имеющим весомые достижения в мировой научной деятельности.

Внутреннее оформление храма (Jorge Franganillo / flickr.com)

Музей Монсеррата поражает разнообразием своих потрясающих уникальных экспонатов. Множество коллекций затрагивают границы абсолютно несхожих тематик: от артефактов археологических исследований стран Ближнего Востока до испанских старинных драгоценных украшений. Посетители, не принадлежащие христианской конфессии, будут приятно удивлены не менее католиков, увидев в музее бесподобные иконы, изображающие Христа и апостолов, великолепные витражи и скульптуры. Здесь представлена не одна икона с изображением Мадонны и целая экспозиция православных икон. Невозможно и не отметить присутствие в музее шедевров художественной живописи средневековья. Работы Моне, Джордано, Дали, Эль Греко и других величайших мастеров кисти, присутствующие в музее, подтверждают культурное значение и ценность монастыря.

Эсколания де Монтсеррат

Певческая школа Эсколания славится на весь Старый Свет. Основавшись ещё в XIII столетии, слава Эсколании не гаснет и по сей день. Музыкальная школа со старейшей историей специализируется на обучении мальчиков хоровому пению и музыкальной грамоте.

Около пятидесяти ребят в возрасте от 9 до 14 лет получают там не только музыкальное, но и достойное общее образование. На сегодняшний день, известный далеко за пределами Барселоны хор мальчиков проживает в уцелевшем крыле древнего монастыря.

Желающим послушать изумительный хор мальчиков следует посетить Эсколанию де Монтсеррат в любой день недели, кроме субботы. Хор практически не участвует в выступлениях за пределами монастырского комплекса, между тем, весь репертуар составляют классические произведения для хора и церковные песнопения.

Мальчики участвуют в хоре до начала изменения голосовых связок. Как только голос начинает ломаться, мальчики прощаются с Эсколанией. Зачастую, выпускники данной школы становятся талантливыми музыкальными исполнителями или композиторами.

Информация для посетителей

Нескончаемый поток туристов к горной достопримечательности оказал влияние на формирование налаженной торговли, ведь она является обязательной составляющей любого туристического бизнеса в стране. На территории данного посещаемого объекта расположились разнообразные сувенирные лавки, миниатюрные шопинг-центры. Спросом среди посетителей пользуются также библейские книжки, керамика, произведённая в Испании, изделия монастырской пекарни, выступления хора мальчиков на аудиодисках и многое другое.

Будучи в Барселоне, не стоит упускать возможность увидеть своими глазами эту уникальную достопримечательность. Тем более, что добраться до подножия горы Монтсеррат из столицы можно на метро или на частном автомобиле, затем останется лишь определиться со способами подъёма на вершину, где размещён монастырский комплекс. Для туристов предпочтительнее канатная дорога: путь наверх займёт около 5 минут, в течении которых можно насладиться захватывающими дух окрестными видами.

Планируя посещение монастыря, также следует уделить особое внимание своему внешнему виду, ведь Монтсеррат – не просто культовое место Барселоны или всей Испании. Эта святыня – место поклонения глубоко верующих людей, поэтому следует относиться к нему с уважением. Побывавшие там имеют возможность, пусть и ненадолго, обрести душевную гармонию и избавиться от волнений. При этом, совсем неважно, какая из достопримечательностей вызовет больший интерес — понравиться ли музей или хоровое пение мальчиков, восхитит монастырь или только Чёрная Мадонна. Посещение этой горной жемчужины вблизи Барселоны подарит незабываемые впечатления.

January 18th,17:35

Лев Исавр. Реформатор.

Причины, по которым в «иконоборческой войне» продолжавшейся три века победили почитатели икон просты. Небольшой исторический эпизод хорошо это показывает.

Есть заповедь, которая была записана на скрижалях, двух плоских камнях, хранимых в Ковчеге Завета – «не создавай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им..»

И сторонник той заповеди Византийский Император Лев III, считающий скульптуры-иконы суеверием и языческим наследием, выпускает указ, по которому все изображения, как Христа, так и святых, подлежали полному уничтожению. Т.е., сделал всё по букве Закона, пунктуально следуя декалогу. Есть заповеди – выполняй. Не так ли? Для начала император, начав с себя, как и полагается всем реформаторам, повелел снять изображения, висевшие над воротами собственного дворца... Но тут произошло непредвиденное: экстремистски настроенная группа горожан, опрокинула лестницу и побила императорских слуг, досмерти.

Император попытался проделать это в других местах – но получилось еще хуже – недовольные нововведениями жители островов Греческого архипелага, формируют флот для взятия Константинополя и низвержения Льва Третьего. Восстание подавили, но осадок остался. В то время церковь была еще не разделена на католическую и православную, и Лев III выступал как её глава. В защиту икон выступил Папа Григорий II – пишет послания, в которых обличает императора как еретика: «Если же вы будете упорствовать в ваших намерениях, мы будем невиновны в пролитии крови, которое будет последствием этой борьбы, пусть ответственность за эту кровь падет на вашу собственную голову» .

Император упорствовал в ереси, (как мы видим, ересью может быть даже точное следование букве Ветхого Завета), и крови пролилось немало, при последующем полном разгроме императорских войск. Нужно добавить, что в войну были втянуты и лангобарды, исповедующие арианскую ересь и боровшиеся как против Папы, так и Императора.

В результате той войны король франков Карл Великий становится императором Новой Римской Империи, а подданные получают возможность отправлять потребности культа в соответствии со своими пожеланиями в рамках христианства. Между тем, на востоке борьба с иконами продолжалась. Император Константин запрещает монашество, как противоречащее Библии - церковные земли и имущество были конфискованы, монастыри закрыты, а монашеское одеяние запретили носить. Был созван собор, продолжавшийся шесть месяцев. В результате, на нем было принято решение запретить все изображения Бога и святых, а всякого, кто будет поклоняться скульптурам и иконам, считать еретиком, врагом церкви. Да, да – еретиком и врагом церкви.



Итогом, продлившейся более ста лет религиозной войны в Византии, всё же стало поражение сторонников буквального толкования Заповедей. Все ограничения и запреты были отменены императрицей Ириной, а монашество восстановлено.

Черная Мадонна.

Черная Мадонна (Notre-Dame) - это статуя Богоматери с Младенцем, Мадонна с черным лицом. Почитание Черной Мадонны во Франции, впрочем, как и других частях Европы, является одной из нерешенных головоломок в Католической Церкви. Всем понятно, что Дева Мария не имела отношения к негроидной расе. И вместе с тем во Франции насчитывается 272 Черные Мадонны (данные Marie Durand-LeFebvre), в Испании около 50, в Италии - 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица» (Notre-Dame-sous-Terre), да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов,- черная «Матка Боска Ченстоховска».

Как же появилась Она? Раз есть загадка, то и в отгадчиках недостатка нет. Происхождение Черной Мадонны связывают с древними языческими культами. Что-то в этих предположениях верно, что-то нет. К примеру, в Риме действительно знали о злодейски убитом Озирисе, его жене Изиде, чудесном образом зачавшей младенца Гора. Даже в таком провинциальном, по тем временам, городе как Помпеи стоял Храм Изиды. Её изображения – почти точная копия Девы Марии. Были изображения Матери с Младенцем и у галльских кельтов. Не говоря уже о древнейших Богинях Земли, если поглубже копнуть культурные слои. «Венерам палеолита» поклонялись повсюду.

Разумеется, ничто не проходит бесследно и древние верования не умирают сразу. Древние боги уходят, но миром продолжает управлять любовь и смерть. Была у галлов Бригитта, также называемая Белисамой (Самой Блистательной). Она занимала не последнее место в римском пантеоне богов, и тем не менее благополучно пережила реформы императора Константина. Античные статуи, как идолов, разрушали – но ее не посмели, не поднялась рука. Черная Дева из Лангедока была найдена возле бьющего из под земли ключа. На этом месте были впоследствии проведены раскопки и найден заключенный в мрамор термальный источник, по хроникам известный римлянам во времена их галльских походов.

Аналогичная история произошла и в Le Puy-en-Velay. Там, неподалеку, был друидический дольмен, от которого осталась только верхняя плита. Называли её «камень, спасающий от лихорадки». Римляне, из альтруизма, сделали его частью храма, где плита продолжала служить в тех же медицинских целях. Впоследствии здесь было явление Девы Марии, указавшей одной вдове место исцеления. Таким образом, чудеса исцеления Белисамы по праву перешли к Деве из Пюи, которую привез Людовик IX из крестового похода. Этого короля так же называли «saint Louis, révérait avec ferveur la Madone du Puy.»
Казалось бы, здесь всё просто - да, мол, связь времен, языческое наследие и вообще христиане, типа, заимствовали культ Богоматери, вездесущую благодать материнства.

Во-первых. Возможно, заимствовали. Но зададимся вопросом – откуда заимствовали? С Ближнего Востока? У евреев, как и Ветхий Завет? Но дело в том, что у евреев никакого культа Богородицы нет в принципе. И у мусульман нет. Как нет и «изображений». И вообще, как бы это одно из принципиальных отличий христианства от иудаизма – культ Богородицы. И зачем заимствовать то, что уже составляет само по себе основу веры?

Второе. Если Черная Мадонна следствие забытых и ныне пока ещё известных языческих культов, то почему она чёрная? Египетская Изида не изображалась чернокожей, и среди фараонов негров тоже не завелось как-то до сих пор, несмотря на революционный клип Майкла Джексона. Если, конечно, первого Афроамериканского Президента США не считать. Не было черных персонажей также и в разного рода экстатических восточных культах, заимствованных римлянами. И вряд ли негры были популярны у наших предков в более ранние времена.

На это следует ответ, дескать, в храмах старинных романских было душно и дымно – потемнели образы – закоптились со временем. В огне пожарищ. Кого-то это устраивает и всё объясняет. Но дело в том, что скульптуры сознательно делались из редких сортов тёмного и черного эбенового дерева. А в иных случаях конкретно были составными – лицо и руки черные, а тела-одежды из светлого дерева. Кроме того, каменные скульптуры изготовлялись из чёрного камня. Во всяком случае, это касаемо наиболее древних. В более поздние времена некоторые скульптуры намерено окрашивались в черный цвет краской. Делалось это осознанно, следуя ранним образцам и скорее всего – от бедности. Эти ранние образцы… Большинство из них – французские, как и вообще большинство до нас дошедших. Происходят они из мест расселения катар, альбигойцев и… тамплиерских поселений.

Прованс, Лангедок. В Тулузе и сейчас есть традиция подношения Черной Деве из Дорада пояса сплетенного из красной и белой веревок. То что в храмах тамплиеров скульптуры Чёрной Девы стояли на почетном месте сомнению не подвергается. Она была покровительнецей храмовников, да и тевтонцев. Также как и то, что наиболее почитаемые Её изображения были привезены ими из крестовых походов. Она изображалась на знаменах воинов, которые организовывали турниры в Её честь. Скорее всего, именно тамплиеры первопричина культа Чёрной Мадонны., сделавшегося повсеместным в Европе. Прованс стал перевалочным пунктом в Испанию. Братья-крестоносцы принесли его в Италию и Германию. За сто лет, между 1170 и 1270 годами появилось не менее 80 соборов посвященных Notre-Dame и 500 церквей было построена во Её славу. Большинство этих памятников было построено на территориях, где до того уже существовал культ Черной Мадонны или изображение было чудесным образом обретено – таких случаев много.

На строительстве нужно немножко притомозить. Для Черных Мадонн строили особые храмы - новые. Началась эпоха феноменально прекрасного готического стиля. Разумеется строителями выступали тамплиеры. Вы не удивлены? В 1139 году папа Иннокентий II даровал ордену уникальную привилегию: право строить собственные церкви по собственным проектам. Где они там в палестинах научились так ловко обращаться с камнем не указывается. Ни у евреев, ни у турков, во всяком случае.
Напротив, то, что они строили, скажем, в Иерусалиме вызывало восхищение своей новизной.

«Свидетель» Теодерик так описывает Храмовую гору в 1174 году:
«С другой стороны от дворца (мечети Аль-Акса) тамплиеры построили новое здание, его высота, ширина и длина, его подвалы и трапезные, лестница и крыша совершенно не согласуются с обычаями этой страны. Действительно, его крыша так высока, что, упомяни я ее высоту, никто из, слушателей мне не поверил бы».

Это было до массового строительства готических сооружений в Европе. «Новое здание», описанное Теодериком, просуществовало до 50-х годов прошлого столетия и было по неясной причине снесено во время предпринятой арабами реконструкции Храмовой горы. Парящие крыши и арки, так поразившие монаха - отличительная черта готики, типичной для Шартрского и других французских соборов. Да и вас, господа и дамы, эта архитектура не оставит равнодушной, если Вы выкроите из бюджета немножко средств и найдете время ублажить свои эстетические чувства вживую, отсоединившись от матрицы.

В Шартрском соборе Вы сможете лицезреть Деву Шартра. Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в XV веке и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году. Не правда ли любопытно? Экскурсоводы Вам не расскажут причины столь необычной истории, не станут из политкорректности упоминать «реформацию» и французскую революцию – если только не спросите конкретно. А ведь это не талибы и инквизиторы, а «прогрессоры -революционеры» зачем-то сожгли статую. И история двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна.

Охота.

Когда я заинтересовался материалом, то и дело натыкался в описаниях истории многочисленных Черных Дев на подобные повторения - в большинстве случаев, если речь шла о статуях «тамплиерского» времени. Статуя разрушена гугенотами, уничтожена протестантами, сожжена во время Революции, украдена, утеряна – ну, и с вариациями - «saved at Rev. but mutilated», «saved from destruction at Rev», «disappeared in the 16 C», «which was destroyed», «original BV destroyed by Huguenots», «original statue hidden from Protestants in a wall», «statue stolen in 1982», «ancient one disappeared 15 C», «original destroyed during Rev», «original from 10 -11 C disappeared during Rev», «destroyed by Protestants», «destroyed by Huguenots», ancient wooden BV burnt by Protestants 1562, «destroyed during Rev.. , destroyed during Rev.. , destroyed during Rev..»
И т.д. и т.д., и т.д.

При этом удивительную прыть в уничтожении христианских святынь развили реформаторы: рубили Черных Мадонн топорами принародно, типа того, как в галерее Гельмана рубили иконы, или похищали их из храмов белым днем и темной ночью. В этом случае находили только обломки или щепки. Статуи спасали, прятали в земле и замуровывали в стенах, но их находили и уничтожали.

Наверное поводов для Варфоломеевской ночи у католиков было достаточно. Некоторые считают, что тогда проиграли гугеноты. Отнюдь. Меньшевики гугеноты получили в итоге больше прав, чем большевики-католики и впридачу контроль над 200-ми городами Франции. Наверное, это можно считать первой французской демократической революцией.

Также, в духе талибов, с заявленной целью повысить градус прививки граждан к эгалите и фратерните действовали Великие французские революционеры. Но чуть изощренней: сначала статуи рубили, а потом сжигали. Чтоб без остатка. При этом относясь к религиозному дурману как-то выборочно – уничтожали конкретно эти статуи.
Не избежала всеобщей участи Чёрных Мадонн и Матка Боска Ченстоховска. Пострадала дважды. В первый раз от татарской стрелы при осаде получила удар в шею. Второй раз ее украли и пытались разрубить мечем гуситы. Похитителю удалось дважды ударить икону – замахнувшись в третий раз, он упал замертво. Икона отреставрирована, на лике видны «шрамы», но настоящие повреждения были серьезней. Пишут, что реставрировали не раз – шрамы проявляются сами. По другой версии повреждения были настолько сильны, что икону не смогли отреставрировать и написали заново – шрамы проявились.

Да, - маленькая деталь, которую нужно запомнить. В руке у младенца предмет похожий на ящичек-шкатулку. Если внимательней посмотреть, то и в скульптурных изображениях мы можем обнаружить аналогичный. Не у всех. Иногда младенец держит шар. Иногда шар держит Мадонна.

Один из последних случаев:

«В 2002 году национальня реликвия Франции "Черная Мадонна" была похищена из храма Нотр Дам в городе Бонсон. Вырезанная из дерева в XV в. статуя Мадонны с младенцем на руках наделена, по мнению верующих, необыкновенной целительной силой. В течение пяти веков городок в центральной Франции был местом паломничества христиан со всех концов Европы. Черная Мадонна находилась в нише и была защищена бронированным стеклом. Однако грабителям удалось взломать дверь церкви и похитить деревянную скульптуру.»

Можно отметить три больших волны «охоты» за статуями – 15-16 вв., Великая французская революция 1789-1794 и.. недавние 1980-е годы. От древних статуй в большинстве остались лишь копии. Чтобы понять весь драматизм происходившего, и «атмосферу» охоты нужно вспомнить замечательный фильм «Мальтийский сокол», в котором несколькими таинственными группами ведется поиск чёрной статуэтки тамплиеров, в которой что-то скрыто. Камешки-бриллианты, как думали. Быть может и внутри Черных Дев что-то искали? Камни? Помните, фильм «5-й элемент», раз уж зашла речь о кино.

«Зорг: - Камни? Камни будут. Но расходы пришлось удвоить.
- Деньги не имеют значения, важна только Жизнь»

Ох уж эти люки-бессоны… французские кинематографисты. Любопытно - Роберт Сербер, американский сахаров, в своих мемуарах писал, что назвал атомную бомбу, сброшенную на Нагасаки, «толстяком» в честь одного из персонажей «Мальтийского сокола». Очень ему нравилась эта история. Он, как ответственный ученый, должен был лететь жечь японцев заживо, уже садился в самолет на взлетной полосе, и… такая досада…, - заметил, что не надел по рассеянности парашют. А без парашюта – нельзя-с.
Без золотого парашюта тем более.

Какая вроде бы связь.., черная мадонна – тамплиеры – атомные бомбардировки… Вроде бы и нет связи…


Top