Евразийский экономический союз республики армения, республики беларусь, республики казахстан, кыргызской республики и российской федерации. Вступил в силу договор о евразийском экономическом союзе (еаэс) Евразийский экономический союз как интеграционное о

Евразийский экономический союз является современной действующей международной региональной организацией, так как обладает всеми признаками подобной межправительственной структуры. Цели и принципы, на которых базируется создание и деятельность Евразийского Экономического союза, наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.1 и 2.2 соответственно.

Рисунок 2.1-Принципы функционирования ЕАЭС


Рисунок 2.2 - Основные цели ЕАЭС

Из рисунка следует отметить, что данные цели должны быть осуществлены через реализацию следующих задач:

Уменьшение транспортных издержек, направленных на снижение цен на товары;

Стимулирование конкуренции на общем рынке стран ЕАЭС;

Стимулирование эффективной экономики за счёт уменьшения издержек, повышая производительности труда, наращивания производства и внедрения новых технологий;

Увеличение потребительского спроса;

Повышение уровня благосостояния населения стран ЕАЭС.

Согласно Договору о Евразийском Экономическом Союзе статье 8, для решения поставленных задач и достижения соответствующих целей, сформировалась организационная структура Евразийского экономического союза, которая является одна из главных, необходимых и характерных элементов международной организации, каждый из которых наделен своими собственными полномочиями, компетенцией и функциями.

Рисунок 2.3 - Организационная структура Евразийского экономического союза

Рисунок 2.4 -Суд Евразийского экономического союза

Из рисунка видно, что в структуру ЕАЭС входят:

1. Высший Евразийский экономический совет - это главный руководящий орган ЕАЭС, в состав которого входят главы государств-членов союза.

Высший совет функционирует в порядке, определенном Договором о ЕАЭС (ст. 11 «Порядок работы Высшего совета»), дополненном и уточненном самим Высшим советом (Решение № 96 от 23 декабря 2014 г. «О порядке организации проведения заседаний Высшего Евразийского совета»).

В соответствии с этим порядком очередные заседания Высшего совета должны проходить не реже 1 раз в год. Для решения неотложных вопросов могут созываться внеочередные заседания по инициативе любого из государств-членов или представителя Высшего совета.

Председатель Высшего совета, пост которого поочередно занимают главы государств-членов на протяжении одного года, выполняет следующие функции:

Организует работы высшего совета;

Осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение Высшего совета.

По общему правилу решения и распоряжения Высшего совета принимаются по принципу консенсуса, то есть с общего согласия.

В качестве главного органа ЕАЭС Высший совет наделен полномочиями рассматривать принципиальные вопросы деятельности ЕАЭС, определять стратегию, направления и перспективы развития интеграции, а также принимать решения, направленные на реализацию целей ЕАЭС.

Более наглядно основные полномочия Высшего совета представлены на рисунке. 2.5

Из рисунка видно, что конкретными полномочиями Высшего совета являются формирования руководящих органов ЕАЭС таких как ЕЭК, и Суд ЕАЭС; утверждение бюджета ЕАЭС, общее руководство международной деятельностью ЕАЭС, включая принятие решений о заключении международных договоров ЕАЭС с третьими сторонами, а также утверждение символики ЕАЭС.

Высший совет не имеет постоянного местонахождения, его заседания могут проводиться на территории любого государства - члена ЕАЭС. Место и время проведения очередного заседания Высшего совета определяется на предшествующем заседании Высшего совета.

2. Евразийский межправительственный совет - является вторым по значимости органом политического руководства ЕАЭС, в котором принимаются основные решения, а также регулирует экономическую деятельность и сотрудничество в рамках союза, состоящий из глав правительств государств-членов союза.


Рисунок 2.5 - Основные полномочия Высшего совета ЕАЭС

В качестве второго по значимости органа политического руководства Межправительственный совет, осуществляет следующие полномочия:

Ведет заседания Межправительственного совета;

Организует работу Межправительственного совета;

Осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение;

Занимается подготовкой вопросов для утверждения Высшим советом, например, одобряет проект бюджета ЕАЭС или представляет для назначения кандидатур в состав Евразийской экономической комиссии;

Осуществляет политический контроль за деятельностью ЕЭК как регулирующего органа ЕАЭС в частности, отмена, или приостановление решений Комиссии, рассмотрение вопросов, по которым представители государств-членов в Комиссии не смогли достичь консенсуса;

Устанавливает порядок реализации совместных мер государств-членов в области промышленной политики, проводит совместные программы, проекты, а также утверждает основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

3. Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза.

Основными задачами Евразийской экономической комиссии являются:

1) обеспечение условий функционирования и развития союза - в качестве регулирующего органа, ЕАЭС самостоятельно осуществляет правовое регулирование евразийской экономической интеграции;

2) выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках союза-ЕЭК инициирует принятие новых мер по развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которые она представляет на утверждение государств-членов и органов политического руководства ЕАЭС.

Общий перечень вопросов, в отношении которых комиссия осуществляет полномочия, имеет весьма обширный характер, он включает 20 сфер экономической интеграции и допускает дальнейшее расширение.

Сферы полномочий Комиссии закреплены в Приложении №1 к Договору «О Евразийском экономическом союзе», среди них:

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

Таможенное регулирование;

Техническое регулирование;

Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

Установление торговых режимов в отношении третьих сторон;

Статистика внешней и взаимной торговли;

Макроэкономическая политика;

Конкурентная политика;

Промышленные и сельскохозяйственные субсидии и другие.

В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения и рекомендации носящий обязательный характер, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности в ЕАЭС.

Из рисунка следует отметить, что организация процесса принятия решений Евразийской экономической комиссией подразумевает тесное, поэтапное и скоординированное взаимодействие со сторонами -- профильными министерствами и ведомствами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Это обеспечивает принятие согласованных, продуманных, качественно проработанных решений, учитывающих интересы и требования сторон, а также лучшие мировые практики.

Особенностью состава и порядка функционирования комиссии, отличающейся от других органов ЕАЭС, является то, что она функционирует на двух уровнях, которая состоит из двух структурных подразделений - Совета и Коллегии.

Совет Комиссии включает представителей государств-членов на уровне заместителей глав правительств, по одному представителю от каждого государства-члена.

Правительство каждого государства-члена самостоятельно определяет, кто из заместителей главы правительства будет представлять его в составе комиссии.

Представленная кандидатура доводится до сведения других государств-членов, затем предварительно рассматривается Межправительственным советом и по его представлению, Высшим советом.

Совет является высшим внутренним подразделением в структуре Комиссии, на котором возложены две основные функции, они наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.6.


Рисунок 2.7 - Основные функции Совета Евразийской экономической комиссии

Из рисунка следует отметить, что в рамках первой функции, совет утверждает ключевые решения, принятия которых отнесено к полномочиям комиссии, например, установление и изменение пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, принятие технических регламентов ЕАЭС, утверждение порядка проведения расследования, нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

В рамках второй основной функции Совет осуществляет политический контроль в отношении второго, нижестоящего подразделения Комиссии - Коллегии, которая может пересматривать принятые ею решения.

Заседания Совета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Они проходят под руководством Председателя Совета, должность которого члены совета занимают поочередно в течение одного года.

Совет Комиссии принимает решения, распоряжения и рекомендации на основе консенсуса.

При осуществлении своих полномочий они независимы от государственных органов и должностных лиц государств-членов и не могут запрашивать и получать указания от органов власти или официальных лиц государств-членов, а равно от властей третьих государств.

Для членов Коллегии также установлены специальные ограничения, призванные обеспечить их независимость и интересы.

Члены Коллегии имеют ранг министра, ответственного за конкретную отрасль управления:

1. Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике.

2. Министр по экономике и финансам.

3. Министр по промышленности и агропромышленному комплексу.

4. Министр по вопросам технического регулирования.

Члены Коллегии назначаются Высшим советом сроком на 4 года с возможным продлением полномочий.

В качестве исполнительного органа Комиссии, Коллегия осуществляет управление интеграционными процессами применительно к вопросам, не закрепленных за Советом. В этих рамках Коллегия уполномочена издавать от имени Комиссии правовые акты, в том числе юридически обязательные для решения государств-членов, граждан и юридических лиц.

Кроме основных структурных подразделений внутренних органов Совета и Коллегии, в структуре Комиссии образованы департаменты, которые наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.7.

Из рисунка можно констатировать, что Департаменты представляют собой отраслевые подразделения, которые занимаются подготовкой материалов и мониторингом исполнения государствами-членами права ЕАЭС в конкретных сферах экономической жизни.

Департаменты состоят из должностных лиц и сотрудников, выступающих в качестве международных служащих, располагающих необходимой профессиональной квалификацией и осуществляющих свои полномочия независимо от государств-членов. Они зачисляются на работу Председателем Коллегии, который также назначает для каждого департамента директора и заместителей.


Рисунок 2.7 - Департаменты Евразийской экономической комиссии

Общее руководство департаментами осуществляет Коллегия, а каждый ее министр контролирует деятельность определенных департаментов, поставленных под его подчинение в соответствии с распределением должностных обязанностей.

В ЕЭК созданы 18 Консультативных комитетов, где также представлены руководители ряда крупных бизнес­структур союзных стран по макроэкономической политике, статистике, таможенному регулированию, взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе, торговле, техническому регулированию.

На рисунке 2.9 более подробно рассмотрим консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и бизнес-сообщества государств -- членов ЕАЭС.

Из рисунка видно, что Консультативный совет в рамках взаимодействия с бизнес­сообществом осуществляет деятельность по таким направлениям, как: развитие интеграции и макроэкономика, развитие предпринимательской деятельности, финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг), промышленность, агропромышленный комплекс, взаимная и внешняя торговля, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование, энергетика и естественные монополии, транспорт и инфраструктура, развитие конкуренции и антимонопольное регулирование, охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг.

Председателем Консультативного совета является председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко, а его заместитель -- член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. В его распоряжении находится структурное подразделение ЕЭК, осуществляющее выполнение сводно­аналитических функций по обеспечению деятельности Совета, -- Департамент развития предпринимательской деятельности Комиссии.

Евразийская экономическая комиссия в качестве постоянного действующего регулирующего органа ЕАЭС имеет постоянное местонахождение, где заседают и работают все ее структурные подразделения. Этим местом является столица Российской Федерации город Москва.


Международные объединения позволяют развивать экономику стран-участниц, расширять рынки и получать другие выгоды для всех заинтересованных сторон. Эти и другие цели стали причиной создания Таможенного союза (по новой версии ЕАЭС, расшифровка - Евразийский экономический союз ) в 1995 году. Сегодня его постоянными участниками являются 5 государств, которые приняли общие правила импорта и экспорта продукции через свои границы и соблюдают ряд условий подписанных международных соглашений.

Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные

Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».

Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии - «ЕАЭС», и других вариантов не существует.

Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.

Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган - Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.

Страны ЕАЭС: список на 2019 год, кто входит в состав

История основания ЕАЭС начиналась с объединения 3 государств. Сейчас состав расширился и не только за счет постоянных участников. Также ведется работа по расширению экономического пространства, и другие государства проявляют к нему интерес. Страны, входящие в состав ЕАЭС :

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Кыргызстан.

Молдавия с 2018 года получила статус государства-наблюдателя. Подписаны соглашения и меморандумы, в том числе временные, с Китаем, Кубой, Вьетнамом, Ираном о зоне свободной торговли. Ведутся переговоры о сотрудничестве еще с несколькими странами по всему миру. Эти шаги позволят расширить возможности для экономики государств-участников ЕАЭС в целом, упростить деятельность для частного бизнеса и государственного сектора. Например, сертификаты соответствия на продукцию по техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС) получать в каждой стране-участнице не нужно. Эти документы признаются во всех государствах из списка выше.


Техническое регулирование и сертификация

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, - углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз - итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет - орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза. Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке. Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия). В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом. На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

22.01.2020

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Россия 142.5 2057.0 14.4 7.8 5.2 189.8
Белоруссия 9.6 77.2 8.0 18.3 0.7 -2.6
Казахстан 17.9 225.6 12.6 6.6 5.0 36.7

Источник - CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии - по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину - 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути - единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Результаты ответов суммарно "выгодно" и "очень выгодно" приведены ниже:

Как видно, идея создания Таможенного союза и Евразийского экономического союза в целом одобряется и выглядит «выгодной» в глазах большинства населения практически всех, за исключением Азербайджана, стран СНГ и даже в Грузии.

Между тем, США в своей внешней политике выступают против Таможенного союза и ЕАЭС, утверждая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве и создать союз наподобие СССР.


Top