Гадкий утенок чему учит. Гадкий утенок - психологическая интерпретация сказки

Қызылорда облысы, Жаңақорған ауданы, Әбдіғаппар ауылы, №213 «Қыркеңсе»орта мектебі

План Презентация

Тема: «Гадкий утёнок»

Х.К.Андерсен

Цель урока : расширить представление учащихся о литературной сказке

Задачи:

  1. Показать особенности творческой индивидуальности Х.К.Андерсена.
  2. Развить навыки выразительного чтения, умения сравнивать, анализировать,

обобщать; развитие коммуникативной речи учащихся.

  1. Воспитание уважения друг к другу, научить видеть за серой внешностью величие и благородство души.

Тип урока : комбинированный

Методы : интерактивный (обобщение, слайды), словесный – наглядный (слово учителя, беседа)

Наглядность: выставка книг Х.К.Андерсена, портрет сказочника, иллюстрации

Оборудование : интерактивная доска (презентация), магнитофон

Музыкальное сопровождение «Вальс — фантазия» М.И.Глинки .

Ход урока

  1. Организационный момент урока .

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.

Психологический настрой.

У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли гости. Но прежде чем начнем урок, давайте, создадим в классе благоприятную атмосферу.

Для этого попрошу всех присутствующих повернуться лицом к друг другу, взяться за руки, закрыть глаза и про себя пожелать друг другу самые лучшие пожелания.

Сообщение темы и цели урока: (слайд с названием темы)

Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча с великим сказочником мира Х.К.Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утёнок».Сегодня на уроке мы расширим понятие о литературной сказке, познакомимся с биографией сказочника, проследим за действиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

  1. Введение в тему урока (звучит вальс). Вступительное слово учителя:

В мире много сказок Пусть герои сказок

Грустных и смешных Дарят нам тепло

И прожить на свете Пусть добро навеки

Нам нельзя без них побеждает зло.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках «Вальса – фантазии » М.Глинки, который вы только что услышали.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты». Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

И, конечно же, нам нужны сказки. Рядом на книжной полке со сказками А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Е.Шварца находятся сказки великого сказочника мира Ханса Кристиана Андерсена.

Удивительна биография сказочника – сына бедного ремесленника, ставшего всемирно известным писателем.

(слайд – фотография писателя)

  1. Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К.Андерсене (рассказ учащихся).

1-ученик: На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется ещё один силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. Это полуостров, только совсем небольшой, и называется он Ютландия. Полуостров слегка выдвинут на север между Северным и Балтийским морями, к востоку от него сгруппированы пятна крупных и мелких островов с самыми неожиданными контурами. Вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия. Вот слегка вытянутый, похожий на кошачью лапу, остров Фюн.

Это – Дания, маленькая скандинавская страна на севере Европы. Столица Дании – Копенгаген. Из Копенгагенского порта морем можно добраться до небольшого острова Фюн. Там, в городе Оденсе родился Андерсен.

(слайд « Карта Дании»)

2-ученик : Здесь же в Оденсе, на улице Мункемёлле, есть один домик, в котором живёт память о сказочнике. Там прошло его детство. Сейчас комната с двумя выходящими на улицу пуста, и только на стенах развешены рисунки с видами Оденсе того времени.

(слайд «Дом – музей)»

3-ученик : Х.К.Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалась в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсена была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

4-ученик: Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельней (богадельня – дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по – своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя., старушкам. А те только охали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умён.

5-ученик: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережённые гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки.

В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своём стихотворении сам Андерсен:

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…»

Учитель: Всемирную славу Андерсену принесли его сказки и истории, написанные с 1835 по 1872 год. Первый его сборник «Сказки, рассказанные детям» был напечатан небольшим тиражом на дешевой бумаге под Рождество в 1835г. С этого все и началось. Будто по взмаху волшебной палочки жизнь Андерсена начала меняться, превращаясь в сказочный калейдоскоп.

Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя – это Золотая медаль Х.К.Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

По сказкам Андерсена были созданы фильмы и выпущены мультфильмы. А известный российский кинорежиссёр Э.Рязанов снял фильм о жизни Андерсена, который называется «Андерсен. Жизнь без любви».

Всего за свою жизнь Андерсен написал около 150 сказок. Вот только некоторые из них (показ книг из выставки и слайда)

Названия, каких сказок вы сможете добавить к этим сказкам?

Каждая сказка Андерсена сопровождается иллюстрациями

Первым иллюстратором сказок Андерсена был датский художник Вильгельм Педерсен. В 1845г. он нарисовал иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок». (слайд — фотография иллюстратора, иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок»)

Эпиграфом урока будут слова из сказки «Ничуть не похож на остальных!»

  1. Проверка опережающего домашнего задания (было задано прочитать полный текст сказки, знать её содержание).

Класс разделён на 3 группы. Каждая группа получает задание: пересказать содержание сказки:

1-я группа – 1 и 2 глава,

2-я группа – 3 и 4 глава,

3-я группа — 5 и 6 глава

  1. Анализ по содержанию сказки.

— Как выглядел утёнок, который вылупился последним?

Почему утка подумала, что это индюшонок?

— Куда повела утка своих утят? Как приняли птицы утят?

— Почему утёнок не понравился?

— Что даёт право утке – иностранке выносить приговор окружающим?

— Чем продиктовано желание старой утки «переделать» птенца? Зачем ей это нужно?

— Опишите птичий двор. Похожи ли птицы на людей?

— Как вы думаете, что чувствовал утёнок, когда его дразнили, клевали, толкали?

— Почему утёнок не остался в избушке, а решил идти бродить «по белу свету»?

— Почему курочке непонятно желание утёнка?

— Ответьте, пожалуйста, есть ли у разных существ, право по-разному смотреть на мир, по–разному думать? Способны ли мы видеть мир огромным и разноликим? Не навязываем ли мы друг другу своё видение мира?

Вызывает ли у вас сочувствие к гадкому утёнку, страдание, которого вызваны прежде всего тем, что он не похож на других?

Испытание за испытанием – так построена сказка.

Идея испытания не нова в сказках. Вспомните героев сказок, которые прошли через испытания.

Учащиеся называют героев сказок.

— Но все тяжкие испытания пришлись на долю старших, а этот утёнок, считающий себя безобразным, совсем малыш. «Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы»- пишет автор сказки.

  • Как же заканчивается эта сказка?
  • — Что хотел сказать автор этой историей?

— Что нужно, ребята, чтобы из гадкого утёнка превратиться в прекрасного лебедя?

Учитель: Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утёнке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

  1. Викторина «Кто и когда произносил эти слова?»

— «Ах, как велик мир!».

— «Ты такой смешной урод, что право, нравишься нам!».

— «Неси– ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!».

  • «Мы и весь свет!».
  • «Славные у тебя детки!»

— «Хорошо бы его переделать!».

— «Селезню красота не так уж нужна».

  1. Подведение итогов урока.

Составляется кластер:

Чему учит сказка Андерсена?

Не судить никого Не завидовать

Быть терпеливым Понять того, кто рядом

Уважать того, кто не похож совсем на тебя

Видеть величие души Познавать красоту жизни

Вспомните цели, которые я поставила перед вами вначале урока? Достиг ли мы её?Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы сейчас можете объяснить этот эпиграф?

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Вы все были активными, проявили ум. И вы заслуживаете благодарности. В благодарность я вас награжу завтра просмотром фильма «Гадкий утёнок» в нашем актовом зале.

А сейчас ваши оценки за урок.

  1. Выставление оценок (при ответах я раздаю жетоны: красный, зелёный, жёлтый, которые означают соответственно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
  2. Домашнее задание: в учебнике на странице 53 прочитать сказку «Конёк — Горбунок», знать её содержание.

1 группе даётся задание творческого характера- написать эссе «Уроки сказки Андерсена ».

Рефлексия : Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем вам добра.

И урок заканчивать пора.

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”
  2. Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена
  3. Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи
  4. Пополнение словарного запаса учащихся
  5. Отрабатывать дикцию и выразительность
  6. Воспитывать любовь к родной природе
  7. Расширить читательский кругозор
  8. Перенести взаимопомощь, милосердие, сострадание к чужой боли в жизнь детского коллектива

Оборудование:

  • Учебник литературного чтения
  • Выставка книг Г.Х. Андерсена

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по новой теме

а) знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена

Сегодня мы познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена (вывешивается на доску портрет).

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника. Отец его был сапожником, а мама целые дни, стоя по колено в холодной речной воде, стирала бельё для богатых людей. Люди они были добрые и работящие, но никак не могли выбраться из нужды. Он отличался от других детей своей фантазией, именно это качество и было той волшебной палочкой, по взмаху которой стены бедной каморки раздвигались, и ящик с землёй под окном превращался в цветущий сад. Самым его сильным увлечением был театр. Он был рад театральной афише, которую он получал в награду за помощь. Дома он раскрывал эту афишу и начинался спектакль, созданный его воображением. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец. И вот настал тот день, когда родной город встречал его праздничными фейерверками.

Больше всего на свете Г.Х.Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

Герои сказок Г.Х.Андерсена – люди, животные, игрушки и самые неприметные вещи. В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей.

Давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие сказки написал Г.Х.Андерсен (на доску вывешивается по очереди каждая картинка со сказкой Андерсена: “Огниво”, “Снежная королева”, “Новый наряд короля”, “Свинопас”, “Дюймовочка”, Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”.

Ребята, обратите внимание на выставку книг. Все эти сказки принадлежат перу Г.Х.Андерсена. Одна и та же сказка представлена в различном художественном оформлении.

3. Сообщение цели урока

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок” и узнаем трогательную историю его героя.

О чём вам говорит заголовок?

Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами послушаем часть этой сказки (учащиеся слушают грамзапись).

4. Первичное восприятие текста сказки

Какое чувство пробудила у вас эта история? Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту сказку? Почему так называется сказка?

Выразите своё отношение к сказке.

Мне очень жаль бедного утёнка, так как он не виноват в том, что родился таким некрасивым. У него доброе сердце и это поможет ему в жизни.

5. Вторичное осмысленное чтение

Ребята, сейчас мы прочитаем ещё раз первую часть этой сказки. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать нам непонятные (трудные) слова, которые встретятся нам при чтении.

6. Словарная работа

  • Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
  • Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
  • Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
  • Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
  • Озираться – оглядываться назад.
  • Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
  • Канава – длинный, неширокий ров.
  • Бултыхнуться – падать в воду.
  • Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

7. Физкультминутка (под музыку)

Кто хочет разговаривать,/
Тот должен выговаривать,/
Всё правильно и внятно,/
Чтоб было всем понятно.//

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

О чем мы с вами прочитали?

Где сидела утка?

Прочитайте, как появились на свет утята.

Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

Все ли утята сразу появились на свет?

Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

Как можно озаглавить первую часть? Но сначала давайте представим себе лопух, в чаще которого сидела утка, и заглянем туда.

Что мы там увидим?

“Рождение утят”

“Ожидание последнего утёнка”

“Некрасивый утёнок” (деление на микрочасти)

Вот мы прочитали с вами первую часть и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части.

Вспомним, о чём первая часть? (Как родились на свет утята).

А вторая часть? (Ожидание последнего утёнка из большого яйца).

А третья часть? (Некрасивый утёнок).

б) Какие чувства мы должны у них пробудить?

Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у вас, т.е. мы должны вместе определить задачу чтения каждого отрывка.

“Рождение утят”

Итак, скорлупки затрещали, утята выкарабкались, посмотрели кругом.

Мы рады, что утята появились на свет? (да)

“Ожидание последнего утёнка”

Утка-мама увидела ещё одно целое яйцо и все стали ожидать рождения последнего утёнка. Когда будем читать, что передадим слушателям? (Все волнуются и ждут рождения последнего утёнка).

“Некрасивый утёнок”

О чём сообщается в этом отрывке? (Появление последнего утёнка на свет).

Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

Должна ли была она так говорить?

На кого он был похож, по мнению утки?

Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подготовка к выразительному чтению.

А теперь давайте выберем тон (загадочный); темп (неторопливый).

Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

8. Работа по второй части

Вторичное осмысленное чтение второй части сказки.

Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве)

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок?

Деление на микрочасти.

“Купание утят”.

О чем мы прочитали? (как утята научились плавать).

“Птичий двор”.

О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

Что говорили о нем на птичьем дворе?

Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

“Утенок убежал”.

Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Как вы относитесь к девочке, кормившей кур?

А как бы вы поступили на ее месте?

Что мы сообщим нашим слушателям? (Нам жаль бедного утенка, мы осуждаем тех, кто его обижал)

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Самоподготовка. Конкурс чтецов.

Чему учит сказка? (Нельзя судить только по внешности, надо судить по поступкам и делам)

Молодцы, ребята.

9. Подбор пословиц к сказке.

Давайте подберем пословицы к этой сказке (у каждого ученика листочек с пословицами) и объясним их смысл.

  • Язык острее меча.
  • Некрасив собой, но красив душой.
  • Суди не по внешности, а суди по делам.
  • Всему свое время.
  • Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Друзья познаются в беде.

10. Поурочный балл

11. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки

12. Итог урока

Что особенно понравилось на уроке?

Чтобы вы хотели повторить?

Кто из нас не любовался гордыми и грациозными птицами - лебедями. Эти величественные и белоснежные красавцы с отменной осанкой сразу напоминают сказку датского сказочника Ганса Христиана Андерсена "Гадкий утенок". Это произведение просто чудо! История гадкого утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, коснулась души многих детей и взрослых. Великий сказочник смог очень глубоко и чувственно описать все приключения бедного, несчастного птенца, пока тот не превратился в величественную птицу.

Мир сказок великого датского мастера

Уже с самого детства большинство узнает автора "Гадкого утенка" - Ганса Христиана Андерсена. Мир его сказок очень разнообразен. "Снежная королева", "Русалочка", "Принцесса на горошине", "Соловей", "Дикие лебеди"- это настоящие шедевры, которые известны во всех уголках мира. Многие персонажи сказок Андерсена стали нарицательными еще при жизни самого писателя. Ганс Христиан не считал себя детским писателем, многие его произведения поднимают очень глубокие проблемы взрослых. Какие они, сказки автора "Гадкого утенка"?

Среди огромного количества произведений Андерсена есть много творений со счастливым концом, которые очень любят дети. Также в коллекции присутствуют серьезные истории, которые могут понять только взрослые. Умы детей и их родителей завораживает прекрасная история под названием "Дюймовочка" о крошечной девочке, выросшей в цветочном бутоне. Мотив чудесного преображения героев - излюбленный в сказках Ганса Христиана. Так, в сказке "Принцесса на горошине" читатели видят неприметную девушку, ставшую принцессой.

Настоящую любовь и самопожертвование изображает писатель в сказке "Дикие лебеди". Девушка Элиза с риском для жизни спасает своих братьев от чар злой мачехи. Это произведение уже более драматично. Но особой трагичность наполнена история о юной Русалочке, пожертвовавшей своей жизнью ради любимого принца. Великую силу подлинного искусства показал Андерсен в сказке "Соловей". Показное величие и душевную пустоту отразил писатель в произведении "Новое платье короля". Нельзя представить сказки великого датчанина без загадочного человечка, дарующего послушным детям прекрасные сны - Оле Лукойе.

Понятие литературной сказки

Творческое наследие Г. Х. Андерсена, в основном, составляют литературные сказки. Они и принесли автору "Гадкого утенка" мировую славу. Вначале Писатель пересказывал некоторые народные байки, а потом стал создавать свои произведения в этом жанре. Литературной сказкой называют повествовательный жанр, имеющий волшебно-фантастическое содержание, вымышленных или реальных героев, сказочную или реальную действительность. Писатели поднимали в этих сочинениях моральные, эстетические, социальные проблемы общества.

Ранние сказки Г. Х. Андерсена похожи на произведения братьев Гримм: в них присутствует простая и естественная интонация народного повествования. Первый его сборник назывался "Сказки, рассказанные детям", где очень много схожего с фольклором. За основу сборника он взял 10 баек, которые ему рассказывали в детстве. Из этих произведений читатели открывают для себя красоту и духовную сущность мира.

Каково же основное авторское кредо автора "Гадкого утенка"? Писатель ценит искренние души и непосредственные чувства. В изображениях трагических сторон жизни все равно верх берет добро. Андерсен считает, что и в самом человеке всегда побеждает божественное начало. Сам сказочник очень верил в доброго Бога. Он считал, что каждое событие в жизни человека указывает на то, что он принадлежит Господу. По мнению писателя, только тот прозреет и станет лучше, кто переживет много испытаний и тяжестей в жизни.

Самой объемной литературной сказкой Ганса Христиана является "Снежная королева". В ней автор затрагивает очень глубокие проблемы. Главное, что показал сказочник - это всепобеждающую силу любви, способную преодолеть любые преграды. Смелая девочка Герда не только спасла своего брата Кая из чертогов Снежной королевы, но и вернула ему доброе сердце.

Трудная судьба писателя и автобиографические моменты в сказке

В Дании есть старинный городок Оденсе. Именно там появился на свет в 1805 году автор "Гадкого утенка" Ганс Христиан Андерсен. Его отец был простым сапожником. Он жил в бедной квартире, был окружен обыкновенными людьми, питался самыми скудными продуктами. Зато он видел чудеса в самых простых вещах, очень любил слушать истории пожилых людей. Частенько он засматривался на театральные афиши. Он делал самодельных кукол и разыгрывал целые спектакли.

Такие фантазии привели Ганса к театральной деятельности. Он устроил кукольный театр прямо дома. Он сам писал сценарии, делал декорации и бумажные костюмы. После похорон отца в 1819 году юноша переехал в столицу Дании - Копенгаген. Мечтая стать счастливым, он пытается осуществить свою мечту и стать актером. Добрые люди помогли устроиться ему в гимназию. Четырнадцатилетнему юноше пришлось сесть за парту с учениками намного моложе него. В адрес Андерсена полетело множество насмешек и унижений со стороны одноклассников. Ганс прошел испытание и закончил гимназию. Затем он поступил в университет. Именно этот период из своей жизни писатель изобразил в книге "Гадкий утенок".

Будучи знаменитым мастером слова, Андерсен и сам понимал, что приносит пользу миру. Поэтому он чувствовал себя счастливым. Каждая новая сказка приносила много радостных эмоций его читателям. Ганс Христиан стал сам читать сказки перед обычными людьми. Он совсем не стеснялся своего низшего происхождения, а, наоборот, хотел, чтобы его книжки читали ребятишки из таких же бедных семей, как и он сам. Больше всего писатель ненавидел пустых, невежественных, хвастливых и ленивых представителей из высшего общества.

Знатные особы, которых высмеивал Андерсен в своих книгах, были недовольны его колкими насмешками. Они никак не могли понять, как это сын сапожника может над ними подшучивать. Ведь у него даже фамилия низкого происхождения. Только лишь на свое 50-летие автор был признан в своем родном городе Оденсе. В день присвоения ему звания почетного гражданина горожане зажгли иллюминацию.

Свою сказку Ганс Христиан опубликовал в 1843 году. Многие дети интересуются, кто написал "Гадкий утенок", и это неудивительно. Ведь проблемы поднятые Андерсеном в этой сказке актуальны и в наши дни. На русский вариант перевела Анна Ганзен. В соответствии с сюжетно-смысловыми разделами сказки произведение "Гадкий утенок" можно поделить на пять частей:

  1. Тяжелая жизнь утенка на птичьем дворе. Дело было в летнюю солнечную пору. В одной старой усадьбе, среди пушистых листьев лопуха, мамочка-утка высидела утят. Уже становится понятно, что героями "Гадкого утенка" выступают животные. Маленькие детишки с восторгом рассматривали большие листья вокруг себя. Утка успокоила детей тем, что мир намного огромнее этих растений, и она сама его еще не весь видела. К молодой мамочке подошла опытная утка и поинтересовалась обстановкой дел? Мамочка была довольна своими детенышами, только один птенец из самого большого яйца все никак не мог проклюнуться. Утки решили, что в гнездо случайно попало яйцо индюка. Наконец-то этот момент настал. Из последнего яйца появился птенец, который очень отличался от других, даже матери он не приглянулся. Она решила проверить, умеет ли он плавать, как все остальные утята.

  2. Начало скитаний. Встреча утенка с настоящими друзьями . В один из солнечных деньков все семейство отправилось к озеру. Все детишки были желтенькие. Только один последыш был серого цвета, но плавал не хуже остальных. После купания утка решила похвастаться своим выводком и повела всех на птичий двор, показать "обществу". Перед этим она учила детей, как вести себя перед обитателями двора, кланяться им. А какими же оказались жильцы дворика? Утята наблюдали, как дрались из-за головы рыбы, брошенной им хозяевами. Во дворе стоял ужасный крик. Затем одна утка испанской породы положительно оценила новую семью. Только один, самый "несуразный" детеныш вызывал у нее и у всех раздражение. Мать-утка сначала встала на защиту серого утенка, сказав, что он перерастет и станет видным селезнем. Затем все детишки пошли играть. Каждому хотелось обидеть серого утенка. Они то и дело клевали его. Со временем его возненавидели даже братья, сестры и мать. Утенок изнемогал от унижений и насмешек. Он не знал, как выйти из этой ситуации. Единственным спасением для него стало бегство из дома.

  3. Встреча с гусями. Утенку удалось кое-как перебраться через забор. Там он сразу встретил диких уток, они тоже стали потешаться над его неприглядным внешним видом и переживать, чтобы он не напрашивался к ним в родственники. Через несколько дней к озеру прилетели два важных гусака. Внешний вид новенького им показался забавным, и они даже решили показать его своим женам. Только этому не суждено было сбыться: охотники стали стрелять в гусей, и два новых друга оказались мертвыми. Затем к озеру прибежала охотничья собака, чтобы собрать добычу. Серый утенок очень испугался. Но даже собаке он не приглянулся: она не тронула птенца. В страхе он просидел в камышах до вечера, а потом решил бежать.
  4. Страдания утенка суровой зимой. Целый день скитался бедный птенец. Наконец он увидел избушку. В ней жили старушка, курица и кот. Хозяйка решила оставить птенца у себя, надеясь на то, что тот снесет яйца. Кот и курица всячески посмеивались над утенком, а яиц он так и не нес. Однажды птенец почувствовал, что его очень тянет плавать, поэтому ушел жить к озеру. Однажды там он увидел очень красивых птиц. Это были лебеди. Они закричали, и птенец крикнул в ответ. Подойти к важным птицам он не решился, боясь, что они отвергнут его, как все остальные. И вот пришла холодная зима. Чтобы не замерзнуть, утенку пришлось постоянно плавать. Но и это не спасло беднягу. Он совсем выбился из сил и примерз ко льду. Один крестьянин увидел утенка и забрал его домой. В новой среде птенцу было непривычно. Он испугался маленьких ребятишек, которые хотели с ним играть. Убегая от них, утенок разлил молоко и испачкался в муке. Зимовать ему пришлось в кустах у озера. Было холодно и голодно.
  5. Весеннее пробуждение и неожиданное преображение утенка. Однажды весной птенец выбрался из камышей и полетел. Возле цветущих яблонь вдруг он заметил гордых и красивых белых лебедей. Утенок загрустил. Но потом, вспомнив все свои скитания, решил подойти к этим птицам, даже если они заклюют его. Утенок спустился на воду и стал тихонько плыть к лебединой стае, а они плыли ему навстречу. Утенок угрюмо опустил голову перед лебедями с ожиданием того, что его убьют. И вдруг в воде он увидел свое отражение. Кем оказался гадкий утенок? Это был прекрасный величественный лебедь! Другие птицы проплывали мимо молодого красавца и гладили его своими длинными клювами. Они с удовольствием приняли его в свою стаю. Прибежали дети, стали бросать птицам кусочки хлеба и называть новенького самым красивым лебедем. Раньше утенок даже и не мечтал о таком счастье.

Вот таково краткое содержание "Гадкого утенка". Грустная сказка оказалась со счастливым концом.

Анализ "Гадкого утенка": жанр, тема, стиль писателя

Считается, что в этой сказке Андерсен завуалировал свою биографию. Само название творения очень необычное и является оксюмороном. Один и тот же герой выступает и гадким, и красивым. Кто написал "Гадкого утенка" и в связи с чем - уже понятно. В каком жанре написано произведение? Конечно же, это литературная сказка. Но она имеет и другие отличительные черты. Присутствуют в ней мотивы мифа, так как тема изгнанника была очень близка древним мифам. Очень часто герой таких произведений не может управлять своей судьбой - над ним властвуют другие силы.

Сказочный утенок выступает представителем дикой природы, который инстинктивно выживает даже в самых суровых условиях. Дикие натуры отчаянно борются за существование. Причина изгнания утенка заключалась не в его некрасивой внешности, а в том, что он отличался от других. Никто не знает, каким образом лебединое яйцо оказалось в гнезде. Автор показывает, какие испытания пришлось пройти герою прежде, чем все стали восхищаться его красотой. Главной темой "Гадкого утенка" является борьба добра со злом. Превращение невзрачного птенца в белоснежного красавца - это только оболочка, но не основной смысл сказки. Андерсен показал, что душа маленького утенка распахнута для любви и добра.

В стиле автора проглядывается особый динамизм. Все события развиваются с особым напряжением. Для умелого и живого повествования писатель использует множество разнообразных оборотов: "замертво упали", "камыши зашевелились", "охотники окружили", "туман окутал", "камыши качались".

Психологическая окраска сказки

Произведение "Гадкий утенок" очень необычное. Андерсен не просто показывает судьбу героя, но описывает его душевное состояние в разных ситуациях. Это он сделал с помощью монологов. Утенок постоянно размышляет над тем, почему он такой безобразный. Автор показывает его то усталым, то печальным. Особенно ярко показано психологическое состояние утенка в момент преображения в прекрасного лебедя. Радости его не было предела. Сказка Андерсена "Гадкий утенок" очень чувственная, она переполняет читателей переживаниями за маленького героя.

Идея и проблемы произведения

Герою книги Андерсена "Гадкий утенок" пришлось много страдать и унижаться, но, пройдя такую одинокую и трудную жизнь, он смог по-настоящему оценить свое счастье. Идейный смысл сказки выражается следующими понятиями:

  • В жизни не все просто и легко, иногда встречаются страдания и радость, грубость и красота.
  • Для острого восприятия счастья человеку необходимы скитания и страдания.
  • Чуткость души и внутренний талант обязательно вознаграждаются судьбой.
  • Благородство и великодушие проявляется после страданий и неожиданного счастья. Ведь это научило утенка прощать своих обидчиков.

Нужно отметить, что в аллегорической форме сказка показывает борьбу, которую пришлось вести Андерсену на своем пути к славе.

Выводы о личности самого автора

Название сказки давно переросло в метафору. Таким нарицательным понятием, как "гадкий утенок", называют неказистых подростков, внешность которых еще только формируется. Из этой автобиографической сказки выплывают следующие выводы об Андерсене:

  • Писатель, как и его герой, перенес много страданий, непониманий и насмешек грубиянов.
  • Андерсен имел очень ранимую и чувствительную душу.
  • Подобно герою сказки, автор был великодушным человеком, прощал своих обидчиков и врагов.
  • У Андерсена была огромная вера в победу добра, красоты и справедливости.

Что является главной пищей для души? Это во многом зависит от человека, но можно назвать некоторые сочетания - считайте их душевной макробиотикой. Для одних женщин необходимы воздух, ночь, солнечный свет и деревья. Других могут насытить только слова, бумага и книги. Для третьих самое важное - цвет, форма, тень и глина. Одни женщины должны прыгать, покачиваться, бегать, потому что их душа жаждет танца. Другие жаждут покоя, как плакучие ивы.

Но есть еще один момент, заслуживающий внимания. Заблудившиеся зиготы учатся искусству выживать. Тяжело годами жить рядом с людьми, которые не могут помочь твоему расцвету. Освоить эту науку - большое достижение: ведь для многих оно остается всего лишь словом. И все же в процессе индивидуации настает этап, когда угроза получить травму в основном миновала. Теперь время переходить на следующую ступень после выживания - к исцелению и процветанию.

Если остановиться на стадии выживания, не переходя к процветанию, мы тем самым обедним себя, ограничим свою энергию только собой, а свою силу в этом мире урежем больше чем наполовину. Человек может так гордиться своим умением выживать, что оно станет помехой дальнейшему творческому развитию. Иногда люди боятся расстаться со званием выжившего и идти дальше: ведь, как-никак, это звание, знак отличия, достижение, которым можно гордиться.

Вместо того чтобы ставить умение выживать во главу угла, лучше относиться к нему не как к единственному своему достоинству, а как к одному из многих. Человек заслуживает обилия воспоминаний, медалей и наград за то, что он жил - жил по-настоящему и одержал победу. Но, когда угроза миновала, есть опасность и дальше называть себя именами, полученными в эту самую страшную пору жизни. Это создает некий настрой ума, который может нас ограничить. Не стоит основывать свою душевную самобытность исключительно на подвигах, утратах и победах, сопутствовавших трудным временам. Да, умение выживать может сделать женщину крепкой, как солонина; но на каком-то этапе, полагаясь исключительно на это свойство, она сама начинает тормозить свое дальнейшее развитие.

Если женщина постоянно твердит: "Я выжила", - хотя время для этого прошло, - ясно, над чем ей предстоит работать дальше. Нужно перестать опираться на архетип выжившей, как на костыль, иначе ничто новое не сможет появиться на свет. Я привожу пример цепкого маленького растения, которое ухитряется, несмотря на отсутствие солнечного света, влаги и питательных веществ, храбро выпустить маленький упрямый листок. Всему наперекор.

Но если вы достигли начала процветания, это значит, что теперь, когда тяжелые времена позади, нужно воспользоваться изобилием питания и света и расцвести: покрыться густой листвой и тяжелыми гроздьями цветов. Лучше называть себя именами, которые побуждают к тому, чтобы вырасти свободным существом. Это и есть процветание. Мы созданы для него.

Оставаться сумевшим выжить ребенком дольше, чем это необходимо, - значит излишне сжиться с архетипом раненого. Только осознав свою рану, хотя и сохранив ее в памяти, можно вступить в пору процветания. Процветание - вот наше предназначение на этой земле. Процветание, а не просто выживание - вот право, которое женщина получает, появившись на свет.

Так не съеживайтесь, не старайтесь стать незаметной, если в детстве вас называют паршивой овцой, белой вороной, волчонком. Близорукие люди видят в бунтарях опасность для общества. Но время доказывает, что быть непохожим на других - значит находиться на передовой, значит практически наверняка сделать оригинальный вклад, полезный и впечатляющий взнос в культуру.

Ища руководства, никогда не слушайте малодушных. Будьте к ним добры, осыпьте их благословениями, польстите им, только не следуйте их советам.

Если вас когда-нибудь называли дерзкой, неисправимой, упрямой, хитрой, неуправляемой, непокорной, мятежной - вы на верном пути. Дикая Женщина где-то рядом.

Если же вас никогда так не называли, еще не вечер. Развивайте в себе Дикую Женщину. И - Andele! - Вперед! И снова вперед!

██ ██ Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая психоанализ Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством "психоархеологических раскопок" в области женского бессознательного. Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Но она может снова проявиться в душе каждой женщины в условиях современного мира.

Андерсен Г-Х. сказка "Гадкий утенок"

Главные герои сказки "Гадкий утенок" и их характеристики

  1. Гадкий утенок, которому не повезло родиться в утином гнезде, но который преодолел все трудности и стал прекрасным лебедем, но с добрым сердцем
  2. Мама утка, пыталась сперва заботиться о гадком утенке, но потом стала гнать его от себя
  3. Птицы - обитатели птичьего двора, испанская курица, индейский петух, утки.
  4. Дикие утки, гусаки, ставшие жертвами охотников
  5. Собака охотников, которая не тронула Гадкого утенка
  6. Старушка с котом и курицей, приютили утенка, но не понимали его желание плавать
  7. Крестьянин, крестьянка, дети, спасли утенка,когда тот замерзал, но прогнали, когда тот опрокинул крынку.
  8. Лебеди, прекрасные птицы, которые приняли Гадкого утенка в свою стаю.
План пересказа сказки "Гадкий утенок"
  1. Большое яйцо
  2. Уроки плаванья
  3. Птичий двор
  4. Бегство утенка
  5. Пруд, утки, гусаки и охотники
  6. Собака в камышах
  7. Домик старушки
  8. Кот и курица
  9. Осень пришла
  10. Крестьянин и его дети
  11. Весенний канал
  12. Утенок становится лебедем.
Кратчайшее содержание сказки "Гадкий утенок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Рождение Гадкого утенка, птичий двор.
  2. Гадкий утенок убегает и чуть не гибнет на охоте.
  3. Гадкий утенок находит приют у старушке и спорит с курицей и котом
  4. Гадкий утенок замерзает и оказывается в доме крестьянина
  5. Гадкий утенок в страхе убегает и переживает зиму в одиночестве.
  6. Гадкий утенок плывет к лебедям и видит, что и сам стал лебедем.
Главная мысль сказки "Гадкий утенок"
Для того чтобы чего-то достичь в жизни всегда приходится преодолевать трудности.

Чему учит сказка "Гадкий утенок"
Сказка учит нас меньше обращать внимание на внешний вид человека, а больше на его поступки. Учит не сдаваться перед трудностями. учит верить в себя и свои способности. Учит не зазнаваться чего-то добившись, а всегда сохранять добро в своем сердце.

Отзыв на сказку "Гадкий утенок"
Сказка "Гадкий утенок" очень красивая и трогательная. Мне было так жаль бедного утенка, которого унижали и били только за то, что он был не таким как другие. Мне было очень жаль одинокого утенка во время его скитаний. Но у этой сказки такой красивый конец и когда-то гадкий утенок становится красивым лебедем. Он заслуживает счастья и добивается его.

Пословицы к сказке "Гадкий утенок"
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Не отведав горя, не познаешь и счастья.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Гадкий утенок"
В лопухах утка высиживала яйца. Все птенцы уже вылупились, но самое большое яйцо все еще лежало.
Старая утка предполагает, что это индюшонок и советует бросить яйцо. Молодая утка отказывается.
Наконец большое яйцо проклюнулось и появился на свет гадкий утенок. Он был большой и страшный, но все-таки умел плавать и утка решила его оставить.
На следующий день утка повела утят представлять на птичий двор. Все обитатели двора сразу невзлюбили Гадкого утенка и стали его клевать и щипать. Утенок долго терпел, но потом убежал.
Гадкий утенок прибился к диким уткам на пруду. Там он познакомился с молодыми гусаками, которые согласились с ним дружить, потому что утенок был очень безобразным. Но тут появились охотники и убили гусаков. По камышам бегали собаки и одна из них нашла Гадкого утенка, но не тронула его. Утенок решил, что потому, что он страшный.
Утенок убежал и нашел приют в избушке, где жили кот, курица и старушка. Старушка думала, что утенок утка и будет нести яйца. Но утенок не мог нести яйца. Он спорил с котом и курицей о том, как хорошо плавать. И он ушел от старушки.
Утенок видит прекрасных лебедей и завидует им.
Наступила осень и стало холодно. Однажды утенок сильно обмерз, но его подобрал крестьянин. Он принес утенка домой и дети хотели поиграть с утенком, но утенок испугался и опрокинул крынку с молоком. Хозяйка бегала за ним по дому, дети смеялись, и испуганный утенок убежал.
Он с трудом пережил зиму, а весной на канале вновь увидел прекрасных лебедей. Утенок решил подплыть к ним, что прекрасные птицы убили его, но внезапно увидел свое отражение. Он сам превратился в лебедя.
Лебеди приняли его к себе, дети кидали им крошки и говорили, что молодой лебедь лучше всех. Но Гадкий утенок не загордился, ведь у него было доброе сердце и он пережил столько испытаний.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Гадкий утенок"


Top