Интересные факты о программировании для детей. Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в музее фактов

Какой язык программирования получил имя в честь комедийного сериала?

Язык программирования Python назван не в честь питонов, хотя иконки файлов с написанными на нём скриптами или логотипы сред разработки часто представляют собой змеиную голову. Имя языку автор выбрал из-за того, что был поклонником скетч-сериала «Летающий цирк Монти Пайтона».

Каким образом компьютерные игры и программы скачивали из бумажных журналов и радиопередач?

В 1980-х и начале 1990-х годов большой популярностью в Европе, а затем и странах бывшего СССР, пользовались компьютеры ZX Spectrum. Их дешевизна была обусловлена использованием в качестве экрана обычного телевизора, а в качестве внешнего накопителя - бытового магнитофона. В него вставлялись аудиокассеты с записанными играми и программами, звук которых компьютер интерпретировал как последовательность битов и загружал в память. Часто программы можно было «скачать» в специальных радиопередачах, записав на кассету. Также небольшие программы печатались в посвящённых «Спектрумам» журналах в виде исходного кода - его нужно было набрать на клавиатуре, запустить и опять же сохранить на аудионоситель.

Какой особенностью обладали все ведущие программисты первого компьютера ЭНИАК?

До изобретения электронно-вычислительных машин компьютерами в США называли работников, занимавшихся ручной калькуляцией на арифмометрах сложных задач - например, рассчитывавших таблицы стрельбы. Большинство компьютеров были женщинами, и их стало ещё больше в военное время. Многие из них затем успешно переквалифицировались в программисты. Так, среди шести ведущих программистов ЭНИАКа, первого электронного компьютера общего назначения, не было ни одного мужчины.

Каким образом игрушечные утки помогают программистам в отладке кода?

Некоторые программисты используют для отладки кода метод утёнка. Для этого нужно поставить на рабочий стол игрушечную утку (или представить её) и подробно объяснять строка за строкой, что должна делать программа. Прибегая к этому методу, программист зачастую встречает искомую ошибку, которую не замечал при просмотре кода в среде разработки.

Какой дефис был назван самым дорогим дефисом в истории?

В 1962 году американцы запустили первый космический аппарат для изучения Венеры Маринер-1, потерпевший аварию через несколько минут после старта. Сначала на аппарате отказала антенна, которая получала сигнал от наводящей системы с Земли, после чего управление взял на себя бортовой компьютер. Он тоже не смог исправить отклонение от курса, так как загруженная в него программа содержала единственную ошибку - при переносе инструкций в код для перфокарт в одном из уравнений была пропущена чёрточка над буквой, отсутствие которой коренным образом поменяло математический смысл уравнения. Журналисты вскоре окрестили эту чёрточку «самым дорогим дефисом в истории» (в пересчёте на сегодняшний день стоимость утерянного аппарата составляет 135 000 000 $).

Компьютеры и другие вычислительные устройства занимают огромную часть нашей жизни. C помощью таких приспособлений мы не только ищем нужную информацию или пользуемся полезными программами, но и совершаем покупки, общаемся с друзьями и близкими, выполняем работу, проводим досуг и многое другое. Сегодня не составит труда отсканировать документ или, например, скачать любимую мелодию. А ведь еще совсем недавно человечество не знало таких возможностей.

Так, современные пользователи могут сетовать на то, видеофайл загружается на несколько минут дольше, чем должен. Еще каких-то 30-40 лет назад для того, чтобы посмотреть новый фильм, нужно было идти в кинотеатр в назначенное время. Для того чтобы послушать красивую мелодию лет 100 назад, нужно было бы пригласить к себе музыканта и отдать за это хорошие деньги. И это если говорить только о развлечениях. Трудно себе представить, сколько времени тратилось на проведение расчетов и составление документов, на коммуникацию и получение важной информации. Сегодня это все делают за нас машины благодаря одному главному процессу - программированию. Даже если взглянуть на современную стиральную машинку или мультиварку, то и она оснащена простеньким, но все же искусственным интеллектом. Такие приборы мы используем почти каждый день, но даже не задумываемся, благодаря кому это все стало возможно. Сегодня мы поговорим о людях, которые облегчили нашу жизнь в разы и открыли нам невероятный мир программного кода - программистах. Вы узнаете, кто был первый программист в истории и с чего все начиналось.

Первые шаги к программе

Принято считать, что к имеют страсть и способности только мужчины. Если взглянуть на список самых выдающих программистов, в глаза бросаются только мужские имена. Однако мало кто знает, что именно женщина - первый программист в истории человечества. Кем же была эта знаменательная особа?

Многим из нас приходилось слышать о таком известном английском писателе, как Джорж Гордон Байрон. Его дочь, Ада Августа Лавлейс (Байрон), и есть первый программист в мире. Любовь к математике девушке привила мать еще с самого детства. С ней занимались лучшие ученые в округе, где жила юная особа. Так, ее первым учителем стал выдающийся Август де Морган, что считался выдающимся математиком и логиком. Именно эти две составляющие и закладывают основу программирования. Они и помогли девушке в ее последующих научных трудах.

Первый программист в мире - Ада Августа Байрон

В истории информационных технологий одним из первых стоит имя Чарльза Бэббиджа. Этот человек трудился над теорией функций и механизацией счета. Бэббиджа по праву считают прародителем первой и называют "отцом компьютера". Он создал первую цифровую машину и назвал ее аналитической. Знаменательным событием в жизни Ады Августы становится знакомство с этим выдающимся изобретателем. Мать девушки была с ним хорошо знакома, и сам Бэббидж искренне радовался каждому новому достижению в освоении Адой математической науки.

Знакомство с аналитической машиной

Молодому дарованию довелось побывать и в мастерской "отца компьютера". Визит она нанесла в компании миссис де Морган, супруги ее учителя математики и по совместительству друга семьи. В своих воспоминаниях об этом визите де Морган отмечала, что все гости смотрели на аналитическую машину с большим изумлением, для них это было что-то необычное и совершенно странное.

И только Ада Августа, по словам де Морган, не видела перед собой ничего сверхъестественного. Она внимательно осмотрела машину, смогла понять принцип ее работы и по достоинству оценила изобретение. Так первая женщина-программист впервые ознакомилась с вычислительной техникой. После этого случая девушка еще больше загорелась научной деятельностью. Она знала и верила, что это изобретение - шаг в будущее и лишь начало достижений, что смогут механизировать любые процессы. И, как мы можем наблюдать сегодня, не прогадала.

Первый программист и его будни

В возрасте девятнадцати лет Ада Августа выходит замуж. Ее избранником становится лорд Кинг, впоследствии - граф Лавлейс. На тот момент лорду было 29 лет, и семейная жизнь Ады протекала счастливо и размеренно. Муж девушки поддерживал все ее научные начинания и даже восхищался складом ее ума. Супруги довольно часто посещали светские приемы, однако молодой особе было интересно совсем другое. Даже несмотря на замужество, ее общение с Чарльзом Бэббиджем стало ее теснее и сердечнее. Девушка напоминала Бэббиджу его погибшую дочь, тем более Ада являлась почти ее ровесницей. "Отца компьютера" также восхищали способности девушки, они часто обменивались интересными идеями и показывали друг другу свои вычисления. Со временем они стали не только коллегами, но и хорошими друзьями. Ада не выносила поверхностного общества и глупых людей. Она была требовательна к себе и окружающим. При математическом складе ума ее привлекали вещи, не свойственные женщинам. Девушка стала настоящим гением своего времени и посвятила свою жизнь науке.

Ада Августа не останавливается в своих научных расчетах

Со временем первый программист вынуждена была немного отойти от науки. Причиной тому послужило рождение трех детей, и Аде все свое время приходилось проводить с семьей. Но ее любовь к математике была настолько сильна, что она была не готова пожертвовать наукой ради тихой семейной жизни с мужем и детьми. Когда девушка понимает, что больше не может существовать без математики, то просит Бэббиджа найти ей хорошего учителя, чтобы продолжать занятия. Именно в этот момент она уверена в своих силах, как никогда ранее, и готова далеко зайти в своих разработках. Бэббидж отвечает юной ученой письмом, в котором указывает, что в нынешнее время он не может найти ей достойного учителя, но продолжает поиски. Также он отметил, что ее знания в математической сфере просто блестящи, и что он вовсе сомневается, нужен ли ей учитель.

Изучение машин Бэббиджа

Немного позже Ада Августа начинает детально изучать вычислительные машины, сконструированные Бэббиджем. Она просит изобретателя выслать ей подробные сведения, расчеты и чертежи устройства. Девушка всерьез считает, что сотрудничество с изобретателем может стать более чем продуктивным.

Итальянский ученый Манибер опубликовывает свою статью по поводу машин Бэббиджа, и первый программист берется ее переводить. Вместе с "отцом компьютера" она составляет подробные комментарии к публикации, которые впоследствии и сделают ее знаменитой в определенных кругах.

Первые программы

Свои первые программы для девушка составляла для вычисления чисел Бернулли. Подробнее всего Ада Августа растолковала в своих трудах решение системы двух линейных уравнений. Тогда впервые появилось такое понятие, как рабочие переменные и их последовательная смена в программе. Девушка смогла применить который до сих пор является неотъемлемой частью даже самой сложной современной программы. Вторая программа, описанная в комментариях к статье Манибера, была составлена Адой Августой для вычисления тригонометрических функций и включала в себя работу цикла. Реккурентные вложенные циклы были основой третьей ее программы.

Имя первого программиста, вместе с тем, редко встречается в публикациях об истории технологического прогресса. По большей части это связано с тем, что при жизни Ады в работу не была запущена ни одна программа. Это произошло уже после смерти этой выдающейся женщины.

Последние годы жизни ученой

Ада умирает в возрасте 36 лет. В таком же возрасте умер ее отец от кровопускания. Отец и дочь скончались из-за одной болезни - рак. Даже несмотря на то, что Ада Августа пыталась лечиться, последние годы ее жизни были мучительными. Каждые новые расчеты были все более утомительными для женщины, но она не прекращала заниматься наукой до самой смерти. В честь Ады названы один из уникальных языков программирования "АДА", два маленьких города в Америке и колледж.

Удивительно, что первым программистом мира является именно женщина. Но эта молодая особа подарила миру свои разработки, которые стали основой для современного программирования.

У программирования, как и у любой другой сферы, есть своя история. И если вы только думаете с чего начать учить программирование, эта статья вам раскроет некоторые интересные и занимательные факты, которые могут удивить не только новичков, но и бывалых айтишников.

Факт первый о программировании для начинающих. Первый айти-специалист - женщина Мало кто знает, что первым, кто начал изучать программирование, была британка, Ада Лавлейс. Именно эта женщина в 19 веке написала алгоритм для предка современного компьютера, аналитического агрегатора. Эта машина была инновацией в свое время и могла решить уравнение Бернулли, то есть высчитать закон сохранения энергии находящейся в движении жидкости. Ада, не зная в то время, что начинает огромное it-движение, разработала последовательность операций для решения задачи, что, по сути, и является написанием программы.

Двадцать пять процентов времени программирования с нуля - это размышления о том, как будет вести себя пользователь

Этот факт о программировании будет интересен для начинающих айтишников. По словам Брайан Хьюмса, вице-президента Emerson Process Management, программирование складывается не только из написания кода, но и из анализа пользовательского поведения. IT-специалисты в своей работе около 25% своего времени думают о том, как конечный пользователь будет работать с программой, приложением или сайтом.

Изучение программирования - это не написание кода, это размышление о его процессе

Только с помощью заранее спланированной концепции, решения о том, как будет работать программа или сайт, можно сделать по-настоящему качественный продукт. Начинающие программисты не могут просто так сесть и написать тысячу строк кода. Чтобы увидеть качественный результат в итоге вначале необходимо структурировать информацию, подготовиться к выполнению задачи и собрать все необходимые данные. О разных нюансах этой профессии вы сможете узнать на специализированных курсах или в книгах по веб программированию для чайников.

Важно знать начинающим специалистам о программировании. Айтишники не чинят компьютеры

Но это не означает, что они не умеют их чинить, конечно. Все зависит от увлечений каждого конкретного человека, который обучается на курсах веб программирование для начинающих. На самом деле it-специалист работает с принципами разработки и алгоритмами. Профессионал своего дела понимает принцип работы компьютера и как он обрабатывает код. Но, к сожалению, в наших реалиях фраза, или лучше сказать - мем, «Ты ж программист», обрела совершенно иное значение и многие люди до сих пор считают, что если им нужно починить компьютерную технику, то нужно обратиться к человеку, который пишет код.

Самый популярный язык программирования для изучения с нуля - Java

Последние исследования, в основе которых лежит опрос пользователей интернета, а также результаты поисковых запросов, говорят нам о том, что самым популярным языком программирования для начинающих с нуля является Java. И это не значит, что он самый востребованный, это означает, что люди больше всего интересуются именно им. К слову, после Java, самыми популярными языками являются C и C++.

Факт 1. Под капотом самых критичных программ, которые вы используете на ежедневной основе (Mac OS X или Facebook) содержится ужасное количество хаков и костылей, которые с трудом уживаются друг с другом. Это как если бы вы разобрали Боинг 747 и увидели, что топливопровод держится вешалкой для одежды, а шасси смотаны изолентой.

Код программ таков, что даже если сайт или программа прекрасно работают и отлично выглядят, то за кулисами всё, что заставляет его работать, состоит из ошибок, ляпов и костылей. Он работает едва-едва и иногда вообще непонятно, почему.
Факт 2. 25% времени в программировании уходит на размышления о том, что пользователь может сделать не так.
Занимает это на деле больше или меньше процентов времени, но каждый раз нам действительно необходимо подумать – а что пользователь может тут сломать. Куда нажмёт, что введёт, и как можно понять то, что мы пытаемся сделать, неправильно. Если бы мы рассчитывали только на себя, у программ было бы слишком много проблем –
ведь мы знаем, как программа работает, а пользователь не знает.
Факт 3. Программист – это не специалист по ремонту компьютеров
Программист работает с алгоритмами и принципами разработки, а не чинит компьютеры. Мы можем понимать, как компьютер работает и как исполняется код. Но это не значит, что мы умеем чинить железо. Мы не знаем, какая проблема в Chrome роняет его на вашем компьютере, или почему ваш компьютер перегревается. Программисты программируют компьютеры, а не чинят их.
Факт 4. Программирование – это размышление, а не печатание
По большей части мы программируем, когда спим, гуляем, смотрим в окно, или делаем что-то ещё, что позволяет нам расслабиться и думать. Расслабление – один из важных аспектов программирования. Нельзя просто сесть и написать тысячу строк кода и вставить их в программу. Нам необходимо посидеть, походить, подумать. Придумать концепцию, исправить её недостатки, решить, как она будет работать… Расслабление – единственный способ, которым мы можем пользоваться для исправления проблем.
Факт 5. Отсчёт начинается с нуля
Это важно. Подсчёт идёт с нуля – ваш 1 это мой 0, ваш 10 это мой 9. Всё из-за необходимости делать вещи эффективно, когда даже небольшая прибавка к эффективности может в масштабе увеличить производительность.
Факт 6. Программировать лучше всего в потоке – в таком состоянии сознания, когда вы сфокусированы на задаче и всё кажется простым. Это состояние знакомо также атлетам и музыкантам.
Программисты любят работать по ночам потому, что это позволяет нам входить поток, сфокусироваться на чём-то одном и не волноваться о том, что нас могут отвлечь. Все остальные просто спят. Это такое время дня, когда никого нет рядом, никто не звонит и не пытается с нами поговорить. Прекрасное время, чтобы думать и программировать.
Факт 7. Иногда полезно отложить проблему до утра
Иногда программистам действительно полезно, встретив сложную задачу, поспать «с ней». Множество раз я встречался с тем, что мне часами не удавалось решить что-то, но после всего лишь 20-минутного сна (или любого другого сна) по пробуждению решение приходило само.
Факт 8. «Родитель» может убить своих «детей», если их задача выполнена
Не та фраза, которую бы хотелось услышать от кого-либо. Но для программистов она звучит не так страшно. Программы часто имеют иерархическую структуру, где родительский процесс контролирует его дочерние процессы, запущенные на уровне ниже.
Когда родительскому процессу больше не нужен дочерний, он его убивает – когда программе больше ничего не надо делать, её выполнение заканчивают.
Факт 9. Вы не впечатляетесь тем, как много мы знаем о компьютерах. Мы не впечатляемся тем, как мало вы знаете о них.
Серьёзно. Хватит уже. Нам неважно, как вы горды тем, что не желаете обучаться новым вещам. Понятно, если вы говорите «я мало знаю о компьютерах» или «мне не интересно программировать» - но когда вы хвалитесь тем, как много вы об этом не знаете, это просто раздражает.

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. Думаю не будет лишним иногда выложить не только обзор программ, но и интересные новости или факты из жизни IT технологий. И сегодня мне пришла в голову идея написать обзор о десяти самых популярных мифах связанных с программистами. Почему именно о них? Ну во первых 13 сентября был день программиста, а во вторых я и сам имею некое отношение к их числу. Создание и верстка сайта, тоже относится к web-программированию. Усаживайтесь поудобнее и вперед к разрушению мифов.

Встречаются два сисадмина:
- Ты чего такой грустный?
- Да вот сервер вчера «упал».
- Ну и что, до сих пор не «поднял»?
- Поднял, но он со стола упал…

№1 Программист нетребовательный.

Конечно все думают, что программист, это такое создание человекоподобной натуры, которому кроме как мощного компьютера и удобного стула больше ничего не надо. В некотором роде это выражение имеет смысл быть. Но поверьте, если забрать у такого человека все кроме вышеперечисленных вещей, он вам долго не проработает. Посещая жилища друзей программистов, я видел вполне удобную и приятную обстановку. И разве что наличие Хорошего ПК и множества гаджетов к нему говорят о причастии этого человека к классу людей программеров. И запомните, только герои фильмов могут жить в каком-то подвале в окружении хлама из железа и огрызков вокруг себя.

№2 Программист вечный холостяк.

Хотя как ни печально, но есть случаи в которых бедная жена уходит от горе программиста. Но таких случаев не более, чем тех в которых жены приспосабливаются к своему любимому, и даже находят в его работе некий интерес. Так у моего знакомого, жена «присела» на графические программы ни без его помощи. И теперь часто придя к ним в гости я могу заметить два тела мирно стучащих по клавишам компьютеров. Наверное мечта любого программера:). Каждый человек работающий в сфере написания и создания программного обеспечения есть живой, ему не чужды ласка, любовь забота и прочие человеческие чувства. Но неоспоримым все же будет тот фактор, что с 1000 может быть 2-5 имеют высоко-романтические наклонности. Тут уж либо люби его таким каков он есть, либо ищи счастье в другом человеке. И еще от себя добавлю! Каждая жена может и должна иметь некое влияние на своего супруга. Так что немножко магии и он уделит вам и время и внимание.

№3 Жизнь и отношения только в сети.

Этот миф тоже имеет место быть, но! Не все под одну гребенку. Наблюдая за своими друзьями, я заметил очень интересный момент. Их статус онлайн всегда включен!!! Да, да мои дорогие читатели, оказывается не программисты живут в сети, а ты мой дорогой читатель. У каждого второго, а то и чаще человека, включен скайп, активен в соц-сетях, работает на полную мощь аська и т.д. Поверьте программист, если бы все это время проводил в сети, то писать код уже не было бы времени. Хотя есть тут один момент. Иногда происходит чудо и такие соц-жители раз в полгода собираются в реальности, общаются и знакомятся. Что для программиста практически нереальное явление. Все встречи из сети происходят только на деловом уровне и при крайней необходимости.

№4 Все чтение сводится к книгам на тематику программирования.

Наверное это утверждают люди не знающие в лицо программистов, как таковых. Во первых они читаю больше за любого другого пользователя, потому как, все развивается и очень часто ища вопрос на какой-либо ответ, фрикер проводит часы в чтении и изучении блогов, форумов и порталов. В домашней библиотеке таких людей, всегда можно встретить немало литературы на тематику фентези. Это оправдывается тем, что работа с «нематериальными, виртуальными и абстрактными вещами» приводит к тяге таких тем. Я хоть и не являюсь прямым программистом, но с интернетом связан по специальности и образованию., так вот, в моей электронной библиотеке масса книг на тему философии и психологии. Я могу рассказать о таких авторах, которые неизвестны обычному жителю сети. Так что вопрос узко тематических книг относится к каждому человеку индивидуально вне зависимости от стати и деятельности.

№5 Чуждо хобби, увлечение кроме IT.

Вы знаете, есть такая поговорка: Тот кто найдет занятие по душе, никогда в жизни не будет работать! В какой сфере есть люди более преданные своему делу чем программисты? Думаю таковых вы не встретите. Разве что какие-то фанатики. А программист, это тот человек, который получает удовольствие от своей работы. И они бывают реально счастливы, особенно, когда все получается с кодом 🙂 . У каждого второго есть увлечения головоломками и спортивной тематики играми. Есть любители и боулинга, пейнтбола, и даже спорта. Если же работать нужно в офисе и при хорошей зарплате, то такой человек с удовольствием в после рабочее время где-то расслабится.

Пап, а пап, купи мне новый винчестер, а то старый загнулся…
- А волшебное слово?
- Вот, блин, и тут паролей понаставили!

№6 Бардак и хаос на столе.

Ну это скорее не миф, а суровая реальность. Увидеть прядок на столе, это очень большая редкость, и если такое и встречается, то только по вине второго лица. Это может злой начальник, который даст «люлей» за беспорядок. Может также жена или подруга в крайнем случае мама выступить в роли воспитательницы. И есть единицы программистов-эстетов способных содержать идеальную чистоту на своем рабочем столе.

№7 Длинный «хвост» волос на голове.

так уж сложилось, что большая часть программирующих людей обладатели длинных волос. Это не говорит о том, что они неряшливы, как по мне так за большим волосом нужен более тщательный уход чем за короткими. Это подтвердит любая девушка. Не спасает таких программистов строгий дресс-код и даже суровые выговоры начальствующих. Но это не правило, и очень многие ходят с коротко стриженной головой, тем не менее являются отличными специалистами в своем деле. Так что от того, что вы не будете стричь волосы, программировать не станете 🙂 .

№8 Женщина программист - миф еще тот.

Я согласен с тем, что женщин программистов почти нет, но говорить, что их совсем нет, это полное заблуждение. Если вы мне не верите, зайдите на IT порталы, посмотрите когда будет съезд программистов и посетите его. Вы будете удивлены, но 4 часть будут женщины. Почему так, потому, что они более внимательны к себе и по ним трудно узнать программирует она или нет. И даже больше того, бытует мнение, что женщина программист более аккуратна в коде чем её противники мужчины.

№9 Анекдоты только на тематику IT.

Немного пролога… . Вчера 22.09.2013 я с другом IT встречались в кафе с девушкой вообще далекой от сферы IT. Чтобы было понятнее я работаю администратором сайтов, а мой друг - сис-админом. На протяжении 4 часов мы общались, шутили и просто приятно проводили время. При расставании, подруга призналась, что так весело ей давно не было. Вот что значит развиваться всесторонне и не быть фанатичным программистом-задротом. Хотя если собрать два и более человеко-программистов, тогда есть вероятность остальным потеряться в их жаргоне и общении.

№10 Могут починить любой компьютер.

Это 100% миф. Программист, это не мастер по ремонту, а человек, который работает с кодом программ. Между двумя типами этих людей существует огромная разница. Мастер по ремонту ПК никогда не напишет даже самого простого приложения для компьютера. Равно как и профессиональный программист не починит серьезную поломку в своем ПК. Все может свестись к банальной смене вышедших из строя деталей на новые.

Надеюсь вам было интересно прочесть эти мифы о жизни и работе программистов. Я с вами прощаюсь и до встречи в новой интересной статье. С уважением AHDEPC.

Факт 1. Под капотом самых критичных программ, которые вы используете на ежедневной основе (Mac OS X или Facebook) содержится ужасное количество хаков и костылей, которые с трудом уживаются друг с другом. Это как если бы вы разобрали Боинг 747 и увидели, что топливопровод держится вешалкой для одежды, а шасси смотаны изолентой.

Код программ таков, что даже если сайт или программа прекрасно работают и отлично выглядят, то за кулисами всё, что заставляет его работать, состоит из ошибок, ляпов и костылей. Он работает едва-едва и иногда вообще непонятно, почему.
Факт 2. 25% времени в программировании уходит на размышления о том, что пользователь может сделать не так.
Занимает это на деле больше или меньше процентов времени, но каждый раз нам действительно необходимо подумать – а что пользователь может тут сломать. Куда нажмёт, что введёт, и как можно понять то, что мы пытаемся сделать, неправильно. Если бы мы рассчитывали только на себя, у программ было бы слишком много проблем –
ведь мы знаем, как программа работает, а пользователь не знает.
Факт 3. Программист – это не специалист по ремонту компьютеров
Программист работает с алгоритмами и принципами разработки, а не чинит компьютеры. Мы можем понимать, как компьютер работает и как исполняется код. Но это не значит, что мы умеем чинить железо. Мы не знаем, какая проблема в Chrome роняет его на вашем компьютере, или почему ваш компьютер перегревается. Программисты программируют компьютеры, а не чинят их.
Факт 4. Программирование – это размышление, а не печатание
По большей части мы программируем, когда спим, гуляем, смотрим в окно, или делаем что-то ещё, что позволяет нам расслабиться и думать. Расслабление – один из важных аспектов программирования. Нельзя просто сесть и написать тысячу строк кода и вставить их в программу. Нам необходимо посидеть, походить, подумать. Придумать концепцию, исправить её недостатки, решить, как она будет работать… Расслабление – единственный способ, которым мы можем пользоваться для исправления проблем.
Факт 5. Отсчёт начинается с нуля
Это важно. Подсчёт идёт с нуля – ваш 1 это мой 0, ваш 10 это мой 9. Всё из-за необходимости делать вещи эффективно, когда даже небольшая прибавка к эффективности может в масштабе увеличить производительность.
Факт 6. Программировать лучше всего в потоке – в таком состоянии сознания, когда вы сфокусированы на задаче и всё кажется простым. Это состояние знакомо также атлетам и музыкантам.
Программисты любят работать по ночам потому, что это позволяет нам входить поток, сфокусироваться на чём-то одном и не волноваться о том, что нас могут отвлечь. Все остальные просто спят. Это такое время дня, когда никого нет рядом, никто не звонит и не пытается с нами поговорить. Прекрасное время, чтобы думать и программировать.
Факт 7. Иногда полезно отложить проблему до утра
Иногда программистам действительно полезно, встретив сложную задачу, поспать «с ней». Множество раз я встречался с тем, что мне часами не удавалось решить что-то, но после всего лишь 20-минутного сна (или любого другого сна) по пробуждению решение приходило само.
Факт 8. «Родитель» может убить своих «детей», если их задача выполнена
Не та фраза, которую бы хотелось услышать от кого-либо. Но для программистов она звучит не так страшно. Программы часто имеют иерархическую структуру, где родительский процесс контролирует его дочерние процессы, запущенные на уровне ниже.
Когда родительскому процессу больше не нужен дочерний, он его убивает – когда программе больше ничего не надо делать, её выполнение заканчивают.
Факт 9. Вы не впечатляетесь тем, как много мы знаем о компьютерах. Мы не впечатляемся тем, как мало вы знаете о них.
Серьёзно. Хватит уже. Нам неважно, как вы горды тем, что не желаете обучаться новым вещам. Понятно, если вы говорите «я мало знаю о компьютерах» или «мне не интересно программировать» - но когда вы хвалитесь тем, как много вы об этом не знаете, это просто раздражает.

Дочь Байрона

10 декабря 1815 года в Англии на свет появилась девочка, названная Адой Августой. Родители ее были людьми легендарными. Мать, Анна Изабель, принадлежала к известному аристократическому семейству Мильбанков, обладала не только красотой и богатством, но и незаурядным умом. А отцом девочки являлся знаменитый поэт Джордж Гордон Байрон…

Вскоре после рождения Ады Августы в семействе Байронов случилось событие, о котором до сих пор говорят во всех учебниках по литературе - поэт оставил Англию и отправился в Европу. И заодно навсегда оставил свою маленькую семью и новорожденную дочь.

Но Анна Изабель, пережив первоначальный шок, все же не сломалась и сумела воспитать свою дочь поистине уникальной личностью. Девочка с ранних лет проявила необыкновенный интерес к математике, и мать с радостью поддерживала в ней это увлечение.

Свою роль сыграло здесь и то, что мать Ады после ухода мужа-поэта невзлюбила литературу и все изящные искусства. Точные науки казались ей символом упорядоченной и честной жизни. Анна Изабель и сама интересовалась математикой, и ее муж когда-то, в пору их счастливой семейной жизни придумал ей прозвище «Королева параллелограммов».

Полезная корь

Юная Ада Августа оказалась достойной дочерью для Королевы Параллелограммов. Уже в 12 лет она спроектировала свой собственный летательный аппарат! Возможно, девочка и перестала бы увлекаться столь нетипичными для юных англичанок вещами и стала бы обычной леди, интересующейся балами и поклонниками, но обстоятельства подтолкнули ее к более углубленному изучению математики. Ада Августа заболела корью и стала инвалидом - несколько лет она пролежала в кровати.

Мать приглашала к девочке в качестве учителей самых выдающихся ученых того времени. Так Ада познакомилась c Августом де Морганом, математиком и мистиком. Он увлек ее и мистической стороной математики, заставил навсегда поверить в магию чисел. Но магия магией, а Ада Августа всерьез увлеклась математикой, которая стала частью ее жизни.

А между тем, к семнадцати годам она полностью избавилась от последствий болезни и, наконец, смогла выходить в свет. Ада Августа была представлена королю и королеве, и произвела на них и все высшее общество самое благоприятное впечатление - красивая, грациозная девушка, обладающая незаурядным умом и знаниями. Вскоре Ада познакомилась с самыми выдающимися людьми той эпохи - писателем Чарльзом Диккенсом, физиками Майклом Фарадеем и Давидом Брюстером (последний, кстати, прославился не только как исследователь поляризации света, но и как человек, придумавший калейдоскоп).

Но самым знаменательным для Ады Августы стало знакомство со знаменитым профессором математики Чарльзом Бэббиджем. За несколько лет до этого, Бэббидж изобрел свою логарифмическую машину, которая могла производить вычисления с точностью до двадцатого знака. Именно эта машина считается первым компьютером в мире…

Юная леди, к удивлению профессора, одна из немногих сумела понять принцип действия этой машины и более того, девушка начала предлагать различные варианты задач, которые можно решить с помощью этой машины. Бэббидж и Ада Августа подружились и начали совместную работу над совершенствованием логарифмической машины.

Жена барона

Но не надо думать, что Ада Августа была синим чулком, помешанным исключительно на научной работе. Из огромного количества своих поклонников она выбрала самого достойного - барона Уильяма Кинга, который вскоре унаследовал титул лорда Лавлейса, за которого вышла замуж в 1835 году. Через четыре года у Ады Августы и Уильяма было уже трое детей - два сына и дочь. Кстати, имена для мальчиков Ада Августа дала в честь своего отца - одного звали Байрон, а второго Ральф Гордон…

Но дети и муж отнюдь не помешали увлечениям и занятиям Ады Августы. Уильям всячески помогал жене, в том числе и выделял деньги на научные исследования. И Ада Августа продолжала так же активно заниматься математикой и многими другими вещами. Вот что писали про нее современники: «Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявлявшейся в умении решительно и быстро схватывать суть дела в целом, леди Лавлейс обладала всеми прелестями утонченного женского характера. Ее манера, ее вкусы, ее образование - особенно музыкальное, в котором она достигла совершенства,- были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, и поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знания скрыто под ее женской грацией. В той же степени, в какой она не терпела легкомыслия и банальности, она получала удовольствие от истинно интеллектуального общества и поэтому энергично искала знакомства со всеми, кто был известен в науке, искусстве и литературе».

Первая программа

В 1842 году итальянский ученый Луис Манебреа прибыл в Англию, чтобы познакомиться с машиной Бэббиджа. В следующем году он опубликовал в одном из французских журналов статью со своими наблюдениями. Ада Лавлейс решила перевести ее на английский язык и снабдила собственными обширными комментариями. И эти комментарии и стали основой современного программирования. Ада Лавлейс рассуждала в них о таких понятиях как подпрограмма и модификация программ, придумала термины рабочая ячейка и цикл. Кроме того, Ада составила план операций для машины, с помощью которых было решено уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости.

Она писала: «Суть и предназначение машины изменятся от того, какую информацию мы в нее вложим. Машина сможет писать музыку, рисовать картины и покажет науке такие пути, которые мы никогда и нигде не видели»….

В том же году Ада Лавлейс опубликовала свою первую научную работу. Но так как женщин в науке тогда практически не было, она не имела права подписываться своими именем и фамилией - статья вышла только с ее инициалами. Лишь спустя много лет ее работы начали выходить под именем Ады Лавлейс. Но, к сожалению, этих работ было очень мало.

Потому что Ада скончалась, когда ей было всего лишь 37 лет… У нее обнаружили рак матки, но умерла она от лечения - во время кровопускания, которым так увлекались врачи XIX века. Аду похоронили в фамильном склепе рядом с отцом, которого она так и не увидела при жизни….
Несмотря на то, что Ада Лавлейс прожила такую короткую жизнь, ее имя навсегда осталось в истории. В 1975 году Министерство обороны США начало работу над универсальным языком программирования. После его разработки было принято решение присвоить ему имя «Ада» - в честь женщины, которая смогла увидеть будущее…

Программист – специалист, который пишет программы для компьютеров.

Такое короткое описание всем понятно, но не отражает всей полноты картины, т.к. программисты могут писать программное обеспечение (ПО) для огромного количества электронных устройств, а не только для компьютеров. Оглянитесь, во множестве окружающих Вас вещей есть результат работы специалистов по программированию, начиная от игрушек, бытовой техники и заканчивая автомобилями, самолётами и космическими ракетами. Таким образом, профессия программиста пользуется большим спросом и, что ещё более важно, востребованность программиста на рынке труда будет только расти вместе с неумолимым увеличением количества вещей и техники, для которых требуется писать программное обеспечение.

Огромная востребованность профессии и радужные перспективы её положения на рынке труда делают специальность программиста одним из наиболее удачных выборов профессии. Даже на начальных этапах заработная плата программиста является выше средней по рынку, а с приобретением опыта этот разрыв только увеличивается. Хороший специалист может получать более 100 000р. в месяц и больше.

Программист – это одна из уникальных профессий, которые предлагают бесконечный простор для творчества, самореализации и ведения личных проектов для души или зарабатывания средств.

Для успешной работы программисту не обязательно наличие высшего образования, это одна из профессий, которые, благодаря большому количеству книг, онлайн курсов и прочих источников информации, осваиваются самостоятельно при наличии такого желания. Самое главное в становлении и работе программиста это опыт, а он нарабатывается самостоятельно, работая над своими или чужими проектами, помогая людям на форумах, изучая программы с открытым исходным кодом и многими другими способами. Таким образом, на собеседовании наличие высшего образования при собеседовании будет несомненным плюсом, но основным решающим фактором о принятии на работу будет результат выполнения тестовых заданий.

Специализации программиста

Условно программистов можно разделить на 3 большие группы, которые могут делиться на более маленькие уже внутри себя: это системные, прикладные и веб-программисты. Рассмотрим каждую группу более подробно.

Системный программист – пишет ПО, которое предназначено для обеспечения работы устройства в целом или использования другими компьютерными специалистами. Это могут быть операционные системы, драйвера, интерфейсы к базам данных, работа с сетями и другое. Ещё одной задачей системных программистов является обеспечение правильной и бесперебойной работы созданных программ. Системные программисты, как правило, самые профессиональные, опытные и высокооплачиваемые специалисты.

Прикладной программист – разрабатывает и отлаживает ПО для решения определённых, конкретных задач, а также может заниматься адаптацией уже существующих программ под более узкие задачи, требования предприятия-работодателя или пользователя. К результату труда прикладных программистов можно отнести: игры, редакторы фото и видео, программы для обмена сообщениями, бухгалтерские программы, системы аудио и видеонаблюдения, офисные программы и прочее.

Веб-программист – по работе и задачам похож на прикладного программиста, но основной уклон деятельности идёт на работу с интернетом и пользователями сетей, как локальных, так и общемировых. Такие программисты пишут ПО для работы сайтов, их правильного отображения в браузерах, создают динамически изменяющиеся страницы и разрабатывают интерфейсы к базам данных. Внутри могут делиться на frontend, которые разрабатывают видимую пользователям часть, и backend разработчиков, разрабатывающих механизмы с которыми посетители сайта напрямую не сталкиваются – работа с базами данных, обработка, передача информации и т.д.

Возможные места работы

История профессии

Профессия программиста появилась довольно давно, в XIX веке. Конечно же, это не были те программисты, к которым мы привыкли: компьютеров как таковых ещё не существовало, соответственно и программы с алгоритмами писать было не для чего.

На протяжении многих веков человечество пыталось создать счётную машину: первые попытки известны ещё с древнего Вавилона за 3000 лет до нашей эры. Создавший в 1642 году вычислительную машину Блез Паскаль стал основоположником и первооткрывателем.

Интересно, что первым программистом была женщина, да не просто женщина, а дочь знаменитого поэта Байрона – Ада Лавлейс, написавшая несколько программ для сконструированной Чарльзом Бэббиджем в 1833 году механической машины, умевшей выполнять простейшие арифметические действия.

Первый же полноценный компьютер был создан немцем Конрадом Цузе в 1941 году. Никаких языков программирования тогда ещё существовало, они появились ближе к шестидесятым годам прошлого столетия, и ЭВМ (электронно-вычислительная машина) понимали только свой, машинный язык. Позже появились языки программирования, позволявшие вести процесс записи программы в более понятной человеку форме и затем преобразующие в понятный для компьютера вид.

Далее следовал всё более ускоряющийся процесс развития компьютеров и компьютерных наук, в результате которого вычислительные устройства проникли во все сферы и существование современного мира без них попросту невозможно. Именно поэтому профессия программиста является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых.


Самостоятельно

Как уже было сказано ранее, профессии программиста прекрасно осваивается без получения высшего образования. В Вашем распоряжении огромное количество справочной информации, книг, онлайн и оффлайн курсов.

Образовательный IT-портал GeekBrains предлагает разнообразные курсы по программированию для любого уровня с участием известных преподавателей и бесплатными стажировками. Есть как платные, так и значительное количество бесплатных курсов.

Если же Вы затрудняетесь с первоначальным выбором, то Вам обязательно поможет бесплатный курс «Основы программирования ».

Спешите начать обучение. Скидка на обучение профессии «Программист» действует для Вас всего 3 дня!

Классическое высшее образование

Получить высшее образование в области информационных технологий можно во множестве ВУЗов. При поступлении лучше ориентироваться на крупные или федеральные университеты, хорошо зарекомендовавшие себя при подготовке IT-специалистов, имеющих хорошую образовательную базу с известными программистами в качестве преподавателей. Ещё одним фактором качества обучения является процент трудоустроенных по специальности выпускников, особенно работающих в самых известных компаниях: Microsoft, Google, Яндекс, СКБ-Контур и других.

В России обучение программистов ведётся на следующих специальностях:

02.03.02 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (бакалавриат)

02.04.02 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (магистратура)

09.03.03 – Прикладная информатика (бакалавриат)

09.04.03 – Прикладная информатика (магистратура)

02.03.01 – Математика и компьютерные науки (бакалавриат)

02.04.01 – Математика и компьютерные науки (магистратура)

09.01.02 – Компьютерная безопасность

Будущее профессии программиста

Можно смело утверждать, что потребность в программистах и смежных с ним профессиях будет только увеличиваться. Увеличение сложности и необходимости большего количества программ будут вести к увеличению заработной платы и социального пакета, а за настоящих профессионалов программирования будет вестись борьба.

Обязанности программиста

На основе научно-технических и производственных поставленных задач программист разрабатывает программное обеспечение для их успешного выполнения. Определяет вид, содержание и форму вводимой в компьютер информации, методов и способов её обработки, хранения и вывода готовых результат на экран или средства печати.

Занимается отладкой своих и чужих программ, устраняя допущенные ошибки и дорабатывая функциональность. Определяет необходимость и возможность использования стороннего программного обеспечения на предприятии.

Работает над унификацией и автоматизацией вычислительных процессов, участвует в разработке типовых форм документов предприятия для машинной обработки и хранения.

Плюсы и минусы профессии программиста

Плюсы

  • Большая востребованность на рынке труда
  • Заработная плата значительно выше среднего
  • Отличный соц.пакет (питание, оплата тренажёрного зала, компенсация стажировок)
  • Возможность работы фрилансером с зарубежными заказчиками
  • Можно разрабатывать личные проекты для души или заработка денежных средств
  • Престижная профессия
  • Творческая профессия с возможность реализовать себя
  • Возможность переквалифицироваться в смежные отрасли

Минусы

  • Необходимость постоянно повышать квалификацию
  • Длительная сидячая работа за компьютером
  • Возможность авралов и необходимости срочно доделать проект сверхурочно
  • Часто бывает большой объём работы
  • Возможен недостаток межличностного общения


Требования к программисту

Программист должен обладать острым умом, развитой логикой и вниманием. Так как программирование всё время бурно развивается, то необходимо уметь быстро адаптироваться к новым условиям и быть готовым постоянно изучать новые технологии. Иначе его ценность как профессионала будет со временем снижаться.

Для части программистов, которые не занимаются фрилансом или собственными разработками, важно уметь работать в команде с использованием разнообразных современных методологий: SCRUM, KANBAN, AGILE и других. Для продвижения по карьерной лестнице и работы в управлении проектами или ведущим программистом, то крайне желательны навыки управления коллективом и задачами, способность нести личную ответственность за выполнение поставленных задач.

Такие качества как самостоятельность, ответственность и инициативность важны для любой профессии и программисты исключением не являются.

Ещё одним важным и необходимым требованием к программисту является владение английским языком на уровне чтения документации и справочной информации в оригинале. Все новинки и современные технологии разрабатываются за рубежом и лучше читать информацию в первоисточнике.

Зарплата программистов

Указан приблизительный уровень заработной платы. В зависимости от региона и работодателя он может существенно отличаться.

Забавные видео про программистов

День программиста – отмечается 12 сентября. День выбран не случайно и символично: это 256-й день года, а 256 это количество чисел, которые могут быть выражены через восьмиразрядный байт.

Профессия программиста входит в десятку самых востребованных профессий мира.

С четверть всего времени в программировании уходит на размышления о том, что пользователь может сделать не так и как это предотвратить.

Язык программирования Python назван совсем не в честь питонов, хотя иконки, логотипы и повсеместные фанатские изображения изображают именно их. Автор языка любил сериал «Летающий цирк Монти Пайтона» и назвал язык в честь него.

Самый дорогой дефис в истории стоил 135 000 000$, когда благодаря пропущенному дефису в одном из уравнений вскоре после старта потерпел крушение Маринер-1, первый космический аппарат для изучения Венеры.

Программист – не специалист по ремонту компьютеров. Хотя благодаря укоренившимся стереотипам их постоянно просят починить компьютеры и даже бытовую технику.

Женщины занимают всего несколько процентов от общего числа программистов в мире. Обидно, особенно учитывая тот факт, что первым в истории программистом была именно женщина.

Иногда для отладки программы программисты используют так называемый «Метод утёнка», когда перед монитором ставится фигурка утёнка (классический вариант – жёлтый утёнок для купания) и строчка за строчкой ей объясняется, что должна делать программа. Часто такой метод позволяет выявить ошибки, которые пропускаются просто просматривая написанный код.

Известные программисты

Ричард Столлман – основатель движения свободного ПО, Фонда свободных программ и Лиги за свободу программирования, проекта GNU.

Дональд Кнут – учёный, заслуженный профессор Стэнфордского университета, преподаватель и идеолог программирования. Автор множества монографий и всемирно известной серии книг «Искусство программирования». Создатель издательских систем METAFONT и TEX для набора и вёрстки научно-технических книг.

Билл Гейтс – предприниматель, общественный деятель, филантроп. Основатель компании Microsoft и самый богатый человек на планете. Один из рекордсменов по передаче средств на благотворительность.

Линус Торвальдс – создатель ядра Linux, самой распространённой из свободных операционных систем.

Алексей Пажитнов – советский программист, автор знаменитого Тетриса. После переезда в США продолжает заниматься разработкой компьютерных игр.

Стив Возняк – соучредитель компании Apple, в одиночку спроектировал компьютеры Apple I и Apple II, определивших развитие отрасли и начавшие микрокомпьютерную революцию.

Евгений Касперский – российский программист, один из ведущих мировых экспертов в области информационной безопасности. Сооснователь, владелец и руководитель международной компании АО «Лаборатория Касперского».

Марк Цукерберг – американский программист и предприниматель, один из основателей и разработчиков крупнейшей международной социальной сети Facebook.

Павел Дуров – российский программист и предприниматель, один из создателей ведущей отечественной социальной сети Вконтакте. Один из создателей защищённого мессенджера Telegram.

Деннис Ритчи – компьютерный специалист, участвовавший в создании языков программирования BCPL, B, C и разработке операционных систем Multics и Unix.


Цитаты про программистов

Когда кажется, что все уже работает, все объединено в систему — вам еще осталось работы на четыре месяца – Ч. Портман

Генерация случайных чисел — слишком важный вопрос, чтобы оставлять его на волю случая – Р. Ковзю

Ошибка? Это не ошибка, это системная функция – Д. Уэнделл

Пользователь не знает, чего он хочет, пока не увидит то, что он получил – Э. Йодан

Если отладка — процесс удаления ошибок, то программирование должно быть процессом их внесения – Э. Дейкстра

Компьютеры бесподобны: за несколько минут они могут совершить такую грандиозную ошибку, какую не в состоянии сделать множество людей за многие месяцы – М. Мичем

В любой программе есть ошибки – аксиома.

Законы Мерфи для программистов

Сложность программы растет до тех пор, пока не превысит способности программиста.

Чем больше программист делает ошибок, тем быстрее он делается учёным.

Если Вам удалось написать с первого раза программу, в которой интерпретатор не обнаружил ни одной ошибки, то обязательно сообщите об этом системному программисту. Он исправит ошибки в интерпретаторе.

Программист видит ошибки только в чужих программах.

Если написанная программа сработала правильно, то, скорее всего, программист не понял задание.

Работающая над программой команда всегда питает отвращение к еженедельной отчетности о достигнутых результатах, поскольку она слишком явно свидетельствует об отсутствии таковых.

Абсолютно любая программа всегда обходится дороже и требует больших затрат времени, чем предполагалось.

Если программа уже полностью отлажена, то ее нужно будет переделать.

Любая программа стремится занять всю доступную память.

Самая серьёзная ошибка будет выявлена, только лишь когда программа пробудет в производстве как минимум полгода.

Увеличение числа программистов при разработке не укладывающейся в сроки программы только замедляет процесс.

Плохо спланированная программа требует в три раза больше времени, чем предполагалось; отлично спланированная — только в два.

Если программа полезна, то её обязательно придётся переделать.

В любой программе всегда есть ещё одна ошибка.

Решительно невозможно создать программу с абсолютной защитой от дураков, ибо дураки крайне изобретательны.

Если разработка идет хорошо — ждите серьёзных осложнений.

Если кажется, что хуже уже некуда, то вскоре выяснится, что это далеко не так.

Если вам непонятен термин в технической документации, то смело игнорируйте его, смысл от этого никак не пострадает.

Всегда оставляйте место для объяснения того, почему написанная Вами программа работает не так как ожидалось.

Если бы строители возводили здания так же, как и программисты пишут программы, первый же залетевший дятел разрушил бы человеческую цивилизацию до основания.

10 декабря 1815 года родилась Ада Лавлейс , создавшая образец первой в истории компьютерной программы.

Ни слова об отце

В 1975 году министерство обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования. Когда встал вопрос о том, как назвать новый проект, разработчики представили главе ведомства исторический экскурс, ознакомившись с которым тот без колебаний утвердил название «Ада».

Это название было данью уважения к женщине, чей вклад в мировую науку составлял всего около 50 страниц. Но эти полсотни страниц оказались гениальным предвидением будущего.

10 декабря 1815 года в Лондоне, в семье поэта Джорджа Байрона и его жены Анны Изабеллы родилась девочка, которую родители назвали Августой Адой .

Ада Лавлейс. Фото: www.globallookpress.com

Августа Ада был единственной законной дочерью великого поэта, однако Байрон видел ее всего один раз, когда девочке был месяц. Дочь появилась на свет, когда отношения родителей уже подошли к концу. 21 апреля 1816 года Байрон подписал официальный развод и навсегда покинул Англию.

Именно поэтому ни мать, ни бабушка с дедушкой по материнской линии никогда не называли девочку Августой — ведь это имя было дано ей отцом в честь его сестры. Больше того, родные изъяли из семейной библиотеки все книги Байрона, дабы ничто не напоминало Августе Аде об отце.

Математика как семейное увлечение

Анна Изабелла после рождения дочери передала ее родителям, уехав в длительный оздоровительный круиз.

Об отношениях Ады и ее матери есть противоречивые сведения, но абсолютно точно известно, что Аде передалось увлечение Анны Изабеллы математикой. В свое время влюбленный Байрон называл жену «королевой параллелограммов».

Если в других странах мира в первой половине XIX века на подобное увлечение женщины отреагировали бы с удивлением, переходящим в осуждение, то в Англии, лидере мирового прогресса той эпохи, к этому относились довольно спокойно.

Мать всячески способствовала интересу дочери, пригласив для ее обучения шотландского математика Огастеса де Моргана , который раньше был преподавателем самой Анны Изабеллы. Другими преподавателем Ады стала Мэри Сомервилл ь, переведшая на английский язык «Трактат о небесной механике» французского математика и астронома Пьера-Симона Лапласа .

В 17 лет Ада впервые выехала в свет и была представлена королю и королеве. Но куда большее впечатление на нее произвела встреча с Чарльзом Бэббиджем, профессором кафедры математики Кэмбриджского университета .

Чарльз Бэббидж, профессор кафедры математики Кэмбриджского университета. Фото: www.globallookpress.com

Мистер Бэббидж и его машина

Бэббидж к тому времени уже десять лет занимался разработкой счетной машины, которая смогла бы производить вычисления с точностью до двадцатого знака. Данная машина, известная сегодня под названием «Большая разностная машина Бэббиджа», содержала в себе принципы, на которых работают современные компьютеры. Именно поэтому некоторые называют творение Бэббиджа первым в мире компьютером.

Копия разностной машины в лондонском Музее науки. Фото: Commons.wikimedia.org / Joe D

Задача, за которую взялся Бэббидж, была для своего времени чрезвычайно сложной. Власти после десяти лет работ махнули на проект рукой и прекратили его финансирование. Но Бэббидж, как истинный ученый, продолжал работать. В лице своей новой знакомой он обрел не только друга, но и преданного единомышленника.

Когда Аде Байрон исполнилось 20 лет, ее выдали замуж за 29-летнего Уильяма Кинга , 8-го барона Кинга, который вскоре унаследовал титул лорда Лавлейса.

Брак этот оказался счастливым: у пары родилось трое детей, а муж искренне любил Аду. Он с пониманием относился к увлечению жены математикой и не препятствовал ее научным занятиям. Больше того, внушительное состояние мужа позволило Аде не забивать себе голову меркантильными вопросами.

Современники писали, что Ада Лавлейс удивительным образом сочетала в cебе женственность, грацию, обаяние и острый ум. Она умела вести себя как дама высшего света, но с куда большей охотой общалась с учеными, философами и писателями.

«Кое-что о числах Бернулли»

В 1842 году Чарльз Бэббидж был приглашен в Туринский университет провести семинар о своей аналитической машине. Луиджи Менабреа, юный итальянский инженер и будущий премьер-министр Италии , записал лекцию на французском, и впоследствии она была опубликована в Общественной Библиотеке Женевы в октябре 1842 года.

Бэббидж обратился Аде Лавлейс с просьбой перевести записи Менабреа, сопроводив текст комментариями.

Ада подошла к делу чрезвычайно серьезно. Работа заняла у нее больше года. В итоге ее комментарии заняли 52 страницы, оказавшись более обширными, чем записи Менабреа.

В 1843 году перевод с комментариями Ады Лавлейс, на деле являвшийся ее собственным научным трудом, был опубликован. Работа вышла под акронимом ААЛ, поскольку для женщины высшего света считалось неприличным публиковать труды под собственными именем.

Накануне публикации Ада писала Бэббиджу: «Я хочу вставить в одно из моих примечаний, кое-что о числах Бернулли, в качестве примера того, как неявная функция может быть вычислена машиной без предварительного решения с помощью головы и рук человека».

52 страницы гения

«Кое-что» оказалось гениальным предвидением будущего. Ада Лавлейс ввела в оборот термины «цикл» и «рабочая ячейка», «распределяющая карта», описала основные принципы алгоритмизации. Более того, ее алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине сегодня считается первой компьютерной программой. Именно поэтому Аду Лавлейс считают первым в мире программистом и неофициально именуют «матерью всех программистов».

«Суть и предназначение машины будут меняться в зависимости от того, какую информацию мы в неё вложим. Машина сможет писать музыку, рисовать картины и покажет науке такие пути, какие нам и не снились», — писала Ада Лавлейс. Вдумайтесь, эти слова были написаны в первой половине XIX века!

Впрочем, гений Ады Лавлейс предстояло оценить потомкам, а у современников ее работа не вызвала бурного восторга в силу того, что мало кто мог оценить ее значение. Чарльз Бэббидж, один из немногих, кто мог понять весь смысл написанного Адой, стал именовать ее «моим дорогим интерпретатором». Но спустя полтора столетия окажется, что «интерпретатор» силой своей научной мысли заглянул в будущее значительно дальше, нежели создатель «Большой разностной машины».

Жизнь Ады Лавлейс оказалась короткой. В начале 1850-х годов она тяжело заболела, и 27 ноября 1852 года скончалась в возрасте 36 лет.

Иные ученые мужи трудятся десятилетиями и оставляют после себя сотни работ, которые забываются раньше, чем осядет могильный холмик над местом последнего упокоения их создателей. Аде Лавлейс, великой дочери великого Байрона, на то, чтобы войти в историю, хватило всего 52 страниц.


Top