Как составить розу ветров за месяц. Что такое Роза ветров и как она составляется? практическая работа « Построение розы ветров»

"Роза ветров" - это графическое изображение повторяемости ветров по румбам (сторонам света), за определенный период (месяц, сезон, год) или за несколько лет.

Для составления "розы ветров" надо сложить число всех случаев ветра и штиля за известный срок, полученная сумма принимается за 100, а число случаев ветра по каждому румбу (и штиля) вычисляется в процентах по отношению к сумме всех случаев ветра и штиля, принятой за 100.

После этого строят график. Для этого из центра проводят 8 линий, обозначающих 8 румбов (С,В,СВ,В, ЮВ,Ю,ЮЗ,3,СЗ). Затем откладывают по всем линиям в одинаковом масштабе отрезки вычисленных процентных величин ветра всех 8 румбов и штиля, и соединяют последовательно вершины соседних между собой прямыми линиями. Из центра графика описывают окружность с радиусом, соот­ветствующим процентному числу штиля.

Чтобы составить "розу влияния", откладывают по румбам не одну повторяемость ветров, а произведение числа ветров данного направления на среднюю скорость ветра того же направления, выраженных также в процентах по отношению к сумме произведений повторяемости на среднюю скорость ветра по всем румбам. "Роза ветров" и "Роза влияния" изображаются на одной диаграмме, причем, для из различия пользуются разного цвета карандашами или разной штриховкой.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА Скорость движения воздуха определяют с помощью анемометров (прямой способ) или кататермометров (косвенный способ).

Чашечный анемометр предназначен для измерения скорости ветра от 1 до 50 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора служит чашечная мельница, полусферы которой обращены в одну сторону. Вращение полусфер передается счетчику оборотов, который являясь регистрирующей частью прибора, ведет от­счет на циферблатах расстояния, пройденного воздушными массами.

Прибор имеет несколько циферблатов, где фиксируются единицы, десятки, сотни и тысячи метров расстояния изучаемого ветра. Большая стрелка движется по циферблату, разделенному на 100 частей, а каждая маленькая стрелка - по ци­ферблату, разделенному на 10 частей, и поэтому показывает величины в 10 раз большие, чем предшествующая стрелка. Например, переход первой маленькой стрелки на одно деление (100 м) равняется полному обороту большой стрелки; передвижение на одно деление 2-ой маленькой стрелки равняется полному обо­роту первой маденькой стрелки и т.д. Исходя из этого, при записи показаний циферблатов следует обращать особое внимание на показания стрелок по пред­ыдущему циферблату. Например: стрелка на циферблате "тысячи" стоит против цифры 5, но записать эту цифру следует только в случае, если стрелка предыду­щего циферблата "сотни" стоит на "О", если же она не дошла до "О", то с циферблата "тысячи" надо записать цифру "4", несмотря на то, что стрелка, как кажется, стоит на "5".

Перед началом измерений прибор на нуль не устанавливается, а записывается исходное положение стрелок на циферблатах, руководствуясь выше приведенны­ми правилами записи их показаний.

Крыльчатый анемометр предназначен для измерения скорости движения воздуха в пределах от 0,5 до 10 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора является колесико с легкими алюминевыми крыльями, огражденными металли­ческим кольцом. Регистрирующая часть аналогично чашечному анемометру представлена тремя циферблатами.

Рабочее положение перечисленных анемометров должно быть таким, чтобы ло­пасти мельницы всегда были перпендикулярными направлению воздушного по­тока. Измерение скорости движения воздуха чашечным и крыльчатым анемомет­рами проводят в течение 1-2 мин. после чего счетчик выключают и записывают показания. Разность конечного и начального показаний делят на количество секунд работы анемометра и умножают на поправку, указанную в паспорте при­бора. С помощью графика определяют скорость воздушного потока в м/сек.

Электротермоанемометр ЭА-2М позволяет одновременно определить скорость движения воздуха в интервале от 0,03 до 5 м/сек и его температуру в пределах от 10 до 60 С. Принцип работы прибора основан на охлаждении движущимся возду­хом полупроводникового микротермосопротивления. Состоит он из гальваномет­ра; блока питания (прибор может работать от сети и автономно на батареях) с переключением питания; клеммы для включения в сеть; воспринимающей части - датчика (микротермосопротивление) с вилкой для подключения к прибору; переключателя для измерения температуры или скорости движения воздуха; переключателя "измерение-контроль"; регулятора напряжения и регулятора по­догрева. Воспринимающая часть прибора - датчик в нерабочее время хранится в специальном защитном футляре. Перед измерением прибор устанавливают гори­зонтально, присоединяют к нему датчик и подключают прибор к сети (при необходимости работает автономно на батареях).

Для измерения скорости движения воздуха переключатель измерения ставят в соответствующее положение (а), другой переключатель - в положение "контроль" и вращением ручки регулировки напряжения устанавливают стрелку гальвано­метра на максимальное деление шкалы. Затем переключатель с положения "кон­троль" переводят в положение "измерение", производят отсчет показаний гальва­нометра и по графику определяют скорость движения воздуха.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА У ВЕНТИЛЯТОРА (ФОРТОЧКИ) АНЕМОМЕТРАМИ.

Чашечный и крыльчатый анемометры подносят к работающему вентилятору (открытой форточке) в выключенном состоянии, предварительно записав поло­жение стрелок на циферблатах, и после разгона полушарий одновременно вклю­чают анемометр и секундомер на 1-2 минуты, после чего выключают прибор и записывают показания циферблатов. Если движение воздуха у форточки недоста­точно для приведения в действие анемометра, то для увеличения скорости тока воздуха создают сквозняк открыванием расположенной против окна двери. Опре­деление производят 3 раза и берут среднее из трех измерений.

П Р О Т О К О Л

исследования и оценки подвижности воздуха в

(наименование помещения, участка)

1. Дата исследования _________________________________________________

2. Замеры движения воздуха проводились анемометром ____________________

____________________________________________________________________

(в проеме вытяжного шкафа, у вентилятора - указать).

3. Результаты первого замера _____________________________________м/сек

4. Результаты второго замера _____________________________________м/сек

5. Результаты третьего замера ____________________________________ м/сек

6. Среднее из всех замеров _______________________________________ м/сек

7. Замеры движения воздуха непосредственно в помещении ________________

____________________________________________________________________

(где,указать)

Электротермоанемометром ____________________________________________

(указать марку)

Результаты замеров: 1-го __________ м/сек; 2-го _____________________ м/сек

3-го ___________________м/сек

8. Среднее из всех замеров ________________________________________ м/сек

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Указать, соответствуют ли полученнные данные гигиениче­ским нормативам. Обосновать мероприятия по оптимизации подвижности возду­ха в обследованном помещении.

Исследование проводил












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Практическая работа.

Цели:

Обучающие :

  • формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;
  • отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;
  • отработка навыков правильного оформления результатов работы.

Развивающие :

  • развитие умений наблюдать за элементами погоды своей местности;
  • развитие навыков работы в парах;
  • развитие способности наблюдать, обрабатывать и анализировать полученный материал, делать выводы.

Воспитательные :

  • воспитание ответственного отношения к выполнению коллективной работы;
  • воспитание творческого подхода к выполнению практической работы;
  • развитие познавательного интереса.

Оборудование: компьютеры, проектор, дневник наблюдения погоды.

Ход урока

I. Организационный момент (организация парной работы за компьютерами, получение заданий, инструктаж по выполнению заданий.)

II. Постановка целей урока.

Цель: обработать материал дневников наблюдения, построить розы ветров для каждого месяца и годовую розу ветров для г. Новосибирска, проанализировать и сделать выводы.

III. Актуализация опорных знаний:

  • дать определение понятию “ветер”;
  • вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;
  • каким прибором определяют направление ветра?
  • как определить направление ветра;
  • по какой стороне горизонта определяется название ветра?

IV. Практическая работа в парах, на компьютерах.

А) Теоретическая часть. Пояснение учителя.

Роза ветров

Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.

Роза ветров - диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Объяснение основных элементов розы ветров (слайд 3)

  1. Основные и промежуточные стороны горизонта.
  2. Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.
  3. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
  4. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).

Б) Практическая часть.

Учащиеся в ходе практической работы, должны построить диаграмму «Роза ветров» за определенный период времени, для города Новосибирска. Сделать соответствующие вводы.

Работа выполняется по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка учащихся № 1. Приложение 1 . (Инструктивные карточки 2-12)

1. Используя данные наблюдения погоды за январь месяц построить дмаграмму розы ветров.

Погода на январь 2008 года Приложение 2 .

Алгоритм выполнения работы для учащихся.

1. Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Презентация, слайд -4-6).

2. Постройте таблицу, используя данные дневников наблюдения (предварительно подсчитайте, ветры каких направлений были в течение месяца.)

Направление ветра Количество дней
С 1
С-В 2
В 4
Ю-В 4
Ю 6
Ю-З 11
З 2
С-З 0
штиль 0

3. Постройте в электронном варианте, розу ветров (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров для города Новосибирска, январь, 2008 г.».

4. Сделайте вывод

  • Ветры, каких направлений были в течение месяца?
  • Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца?

Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада - 11 дней, 6 дней - с юга, 4 дня - с юго-востока, 4 дня - с востока,3 дня – были ветры северо– восточные, 2 дня - западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо – запада. В течение месяца ветры были южного, юго – восточно и юго - западного направления, такое состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей Новосибирской области.

5. Оформите 3 слайда для общей презентации, по вашему месяцу (1 слайд - таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд - диаграмма «Роза ветров», 3 слайд - вывод), (Презентация, слайд 7-39)

6. Построение диаграммы «Годовой розы ветров для города Новосибирска, январь, 2008г» (Презентация, слайд 40-44).

  • Ввести в электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (учащиеся заполняют общую таблицу, по своему месяцу).
Число дней в месяце Направление ветров
Штиль С С- В В Ю -В Ю Ю–З З С-З
Январь. 31 1 3 4 4 5 11 3 0
Февраль. 29 0 0 0 1 23 3 2 0
Март. 31 1 1 0 3 11 8 4 3
Апрель. 30 3 1 2 2 8 6 5 3
Май. 31 1 2 2 1 3 6 3 9 4
Июнь. 30 5 4 1 2 3 11 3 1
Июль. 31 4 0 1 1 5 10 8 2
Август. 31 4 1 0 6 7 4 4 5
Сентябрь. 30 1 4 1 1 8 6 3 6
Октябрь. 31 1 0 1 0 4 8 11 5 1
Ноябрь. 30 0 3 1 2 10 10 3 1
Декабрь. 31 2 0 0 3 13 7 4 2
Итого. 366 2 23 20 11 32 107 90 53 28
  • На основе полученных данных построим годовую розу ветров для нашей местности.

7. Сформулируйте вывод, для данной диаграммы

  • Ветры, каких направлений были в течение года?
  • Каких ветров было наибольшее количество?
  • Каких ветров было наименьшее количество?
  • Как направление ветров отразилось на температуре года?
  • Больше всего, 107 дней в году были ветры южного направления;
  • 90 дней в году были ветры юго-западного направления;
  • 32 дня были ветры юго-восточного направления.

Южные ветры приносят на нашу территорию теплый воздух, и при этом устанавливается теплая погода. В 2008 году 209 дней были ветры южного направления, поэтому температуры относительно теплые.

  • 53 дня были ветры с запада

западные ветры на нашу территорию приносят обычно влагу, данные дневников наблюдения подтверждают это часто западное направление ветров сопровождалось выпадением осадков.

  • северо-западных ветров было-28
  • северных – 23
  • северо-восточных – 20

всего ветер с северного направления дул 71 день в году, поэтому морозных дней зимой и заморозков в летние дни 2008 года было не так много.

V. Подведение итогов

Учащиеся вносят свои слайды (1 слайд – таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд – диаграмма «Роза ветров», 3 слайд – вывод) в общую презентацию на компьютере, получают оценки.

Цель: получить навыки построения розы ветров на заданную территорию.

Порядок выполнения работы:

      В соответствии с последней цифрой учебного шифра студента, определить Ваш вариант. Исходные данные для построения розы ветров приведены в таблице 3.

Табл. 3. Исходные данные для построения розы ветров.

вариант

штиль

      От начала полярных координат отложить прямые отрезки, направление которых соответствует 8 основным румбам. От начала координат по румбам отложить отрезки, длина которых пропорциональна повторяемости ветров данного направления. Концы отрезков соединить ломаной линией. Повторяемость штилей указывается числом (дней) в центре диаграммы.

      Оформить работу и сделать выводы о преобладающем направлении ветров в пределах изучаемой территории.

Справочные данные по теме «Построение розы ветров»

Наглядное представление о преобладании ветров различных направлений в данном пункте за определенный промежуток времени (месяц, сезон, год), характеристику климатического режима ветра, дает диаграмма распределения повторяемости ветра по румбам – роза ветров (рис.1).

Для характеристики направлений ветров за определенный период используют равнодействующую всех направлений или преобладающее направление ветра .

Рис. 1. Роза ветров.

Лабораторная работа №6 Расчет агроклиматических показателей

Цель: оценить агроклиматические ресурсы изучаемой местности, проанализировать возможности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур.

Порядок выполнения работы:

      Рассчитать сумму активных температур выше +10C. Для чего построить график годового хода температур изучаемой местности (вариант выбирается в соответствии с последней цифрой учебного шифра студента, см. табл.2 в лабораторной работе №4) с горизонтальным масштабом в 1 см 1 месяц, вертикальным масштабом – в 1 см 10C. На графике провести горизонтальную линию по отметке +10C; определить дни перехода температуры через отметку +10C в большую (весной) и в меньшую (осенью) стороны; для каждых 10 дней периода температур выше +10C по графику определить среднюю температуру. Определить сумму активных температур выше +10C рассчитываемую как сумму произведений средних температур за каждые десять дней периода, превышающих данные показатели:

 акт t >10 = 10 дн * t 1 + 10 дн * t 2 + ...

2. По Атласу определить наличие таких метеоопасных явлений для выращивания главных сельскохозяйственных культур как заморозки, град, высота снежного покрова.

3. С помощью таблицы 4 сравнить сумму активных и сумму биологических температур и определить сельскохозяйственные культуры, способные произрастать в данном районе.

4. Оформить работу, указав сельскохозяйственные культуры и основные метеорологические факторы, лимитирующие их развитие.

Делая планировку своего поместья, всегда полезно знать преобладающее направление ветра.

Розой ветров называют круговую векторную диаграмму, отражающую направление движения ветра в течение определенного периода. Подобные графики широко используют в метеорологии, климатологии, а также при строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов, жилых массивов и промышленных зон.

Вам понадобится

Или свой дневник наблюдений, линованная бумага в клетку, линейка, карандаш, таблицы Excel

Инструкция

В учебных целях розу ветров часто изучают на уроках краеведения и географии, а так же в строительных вузах и техникумах. Построить простейшую розу ветров для определенной местности не сложно. Это задание часто выполняется школьниками 6-9 классов.

Для того чтобы построить самостоятельно розу ветров понадобятся данные о ежедневном направлении ветра на протяжении месяца или более. Эти сведения можно получить самостоятельно путем повседневных наблюдений за погодой, а можно так же взять за исследуемый период.

Затем строится основа диаграммы для упорядочивания наблюдений. Для этого начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать четыре главные стороны света - север, восток, юг и запад. Затем, через центр координат проведите дополнительные две оси и отметьте на них промежуточные стороны света: северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад. На каждой оси отложите равномерные деления, символизирующие условное количество дней. Если рассматривается месячный период, интервалы координат могут отражать один день.

После выполненной подготовительной работы можно переходить непосредственно к построению розы ветров. Для этого подсчитайте количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении, и отложите их на каждой из осей. Количество дней каждого направления отметьте точкой. Затем аккуратно соедините полученные точки прямыми, чтобы получился замкнутый многоугольник. Количество безветренных дней (штиль) отметьте в кружке центре диаграммы. Если на протяжении изучаемого отрезка времени в каком-то из направлений света ветра не было, соединительная линия в это месте должна прерваться.

В результате работы вы получите розу ветров для вашего региона за исследуемый период. Ее лучи будут неравномерны, и наиболее длинные из них покажут преобладающее направление движения ветров на изучаемой территории.

Построить диаграмму розы ветров можно и автоматическим способом в приложении Excel. Для этого создайте файл, в который занесите в виде таблицы имеющиеся данные о количестве дней и направлении ветров. Должно получиться два столбика: с названиями направлений света и с количеством ветреных дней. Затем в меню «Вставить» - «Диаграмма» выберите позицию «Лепестковая диаграмма» и следуйте советам мастера построения диаграмм. В результате получите графическое изображение розы ветров.

Роза ветров – это специальная круговая диаграмма, основанная на векторах, она отражает направление ветра, которое меняется на протяжении всего года. Такие графики используются очень часто в климатологии, метеорологии, также они очень часто необходимы при планировании строительства зданий и взлетно-посадочных полос. Внешне изображение розы ветров можно увидеть достаточно часто в геральдике. Самое распространенное его месторасположение – это на символике НАТО. Итак, давайте рассмотрим, как построить розу ветров.

Подготовка к изображению

Чаще всего в учебных целях розу ветров строят только на уроках краеведения в школах, техникумах и прочих учебных заведениях. Построить розу ветров можно для определенной местности. Очень часто такое задание даётся ученика 7-9 класса школы, с которым они отлично справляются.

Если же вы хотите провести самостоятельную работу по построению розы ветров, то вам понадобится информация о круглогодичном направлении ветра на определенной территории. Снимать информационные данные необходимо на протяжении месяца. Делать это можно либо самостоятельно, либо обратиться за помощью в метеорологическую службу.

Теперь рисуем основу для будущей диаграммы, чтобы затем упорядочить полученные результаты наблюдений. Рисуем систему координат, основные оси которой будут обозначать всем известные стороны света, а именно - восток, север, юг и запад. Теперь между данными линиями проводим промежуточные и обозначаем их как северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток. Теперь на каждой оси откладываем равномерные деления, которые будут символизировать определенное количество дней. Очень часто одно деление означает один день, в каждом случае может быть по-разному. Именно таким образом можно будет понять, как сделать розу ветров.

Изображаем розу ветров

После того, как данная подготовительная работа будет выполнена, можно приступать к самому построению розы ветров. Подсчитываем, сколько дней дует ветер в каждом направлении, после чего откладываем соответствующее количество делений на каждой из линий. После того как определенное количество черточек будет отложено, можно аккуратно соединить прямыми линиями полученные точки. Таким образом, должен получиться замкнутый многоугольник. Если на данной территории присутствуют безветренные дни, то их можно отметить при помощи кружочка в центре диаграммы. Если же в течение данного отрезка времени ветра вовсе не наблюдалось на указанной территории, то линия, соединяющая точки должна прерваться.

Именно такие действия необходимо выполнить, если вы хотите научиться тому, как делать розу ветров. Теперь после того как вы выполните указные выше действия, вы должны получить для вашего региона розу ветров на определенный период. Длинные линии на ней будут показывать преобладающее направление тех ветров, которые дуют на местность.

Автоматическое построение розы

Таким образом, можно построить розу ветров вручную. Однако существует и другой способ, благодаря которому можно построить розу ветров в автоматическом режиме при помощи приложения Excel. Чтобы понять, как строить розу ветров, необходимо создать файл и в виде таблицы занести в него все данные относительно направления ветров и количества дней. У вас должно получиться несколько столбиков, которые будут означать количество ветреных дней и названия направлений.

Теперь при помощи команды «Вставить» - «Диаграмма» необходимо будет выбрать позицию под названием «Лепестковая диаграмма». Результатом этих действий должно стать появление графического изображения получившейся диаграммы.

Таким образом, построить розу ветров для любого участка земного шара очень просто, достаточно правильно рассчитать количество ветреных дней и их направление. Такое изображение по очертаниям похоже на розу, именно поэтому графическое изображение направления ветра носит название розы ветров.


Top