Какой самый большой грех перед богом. Cмертные грехи в православии: сколько их

Грех – религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех – то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Какие грехи бывают у человека в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще – употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.

  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще – отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь – несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также – маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.


Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

В православии насчитывается 7 смертных грехов. Считаются семью смертными грехами: гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и уныние, ведущие к более тяжким грехам и гибели души. Список смертных грехов основан не на библейских, а на богословских текстах, которые появились значительно поздней.

Гордыня

Гордыне – этому ужаснейшему из 7 смертных грехов – предшествуют такие духовные болезни, как самолюбие, высокомерие, похвальба, лицемерие, тщеславие, чванство, надменность и т. п. Все эти «болезни» результат одного и того же духовного «отклонения» – нездорового внимания к своей персоне. В процессе развития гордыни у человека вначале появляется тщеславие, а различие между этими двумя видами духовной болезни приблизительно такое же, как между подростком и взрослым мужчиной.


Так как же люди могут заболеть гордыней?

Все люди любят добро: случаи проявления добродетели и примеры любви у всех вызывают лишь одобрение. Ребенку приятно, когда родители хвалят его за усердие и успехи, и малыш старается делать еще лучше, что и правильно. Поощрение – очень важный момент в воспитании детей, но, как и следовало ожидать, многие в своей греховной природе отклоняются от намеченного: например, жажда похвалы также может «помочь» человеку свернуть с правильного пути. Добиваясь похвалы, иной человек может творить великие дела, но делать это он будет не ради самих достойных дел, а ради впечатления, которое они производят на окружающих. Такого рода настроения приводят к ханжеству и лицемерию.

Гордыня зарождается в самоуверенности с превозношением всего того, что «мое», и отвержением того, что «не мое». Этот грех, как никакой другой, представляет из себя прекрасную почву для лицемерия и лжи, а также для таких чувств, как гнев, раздражение, вражда, жестокость и связанные с ней преступления. Гордыня – это отвержение Божьей помощи, несмотря на то что именно гордый в особенности нуждается в помощи Спасителя, так как его духовный недуг никто, кроме Самого Всевышнего, не может исцелить.

Со временем настроение тщеславного портится. Он бывает озабочен всем, кроме собственного исправления, так как не видит своих недостатков, или находит причины, оправдывающие его поведение. Он начинает сильно преувеличивать свой жизненный опыт и способности и жаждет признания своего превосходства. Причем он очень болезненно реагирует на критику или даже на несогласие с его мнением. В спорах любое независимое мнение он воспринимает как вызов себе, а его агрессивность начинает встречать отпор и противодействие окружающих. Упрямство и раздражительность возрастают: тщеславный человек верит в то, что все мешают ему только из зависти.

На последней стадии этой духовной болезни душа человека становится темной и холодной, так как в ней поселяются злоба и презрение. Ум его помрачается до такой степени, что он уже больше не в состоянии отличить добро от зла, так как эти понятия подменяются понятиями «мое» и «чужое». Кроме этого, он начинает тяготиться «глупостью» начальников и ему все трудней признавать чужие приоритеты. Ему как воздух надо доказывать свое превосходство, потому ему больно, когда правым оказывается не он. Успехи другого человека он воспринимает как личное оскорбление.

Алчность

Господь открыл людям, как одолеть сребролюбие – при помощи благотворительности. В противном случае мы всей своей жизнью показываем, что земное богатство ценим выше, чем нетленное. Алчный как бы говорит: прощай бессмертие, прощай, Небо, я выбираю эту жизнь. Так мы обмениваем ценную жемчужину, которую представляет собой жизнь вечная, на поддельную безделушку – сиюминутную выгоду.

Бог ввел систематические пожертвования как профилактику против зла, имя которому алчность. Иисус видел, что сребролюбие изгоняет из сердца истинное благочестие. Он знал, что любовь к деньгам способствует ожесточению и охлаждению сердец, препятствует щедрости и делает человека глухим к нуждам обездоленных и страждущих. Он говорил: «Смотрите, берегитесь любостяжания. Не можете служить Богу и маммоне».

Таким образом, алчность – один из наиболее распространенных грехов современности, оказывающих на душу парализующее воздействие. Желание разбогатеть занимает мысли людей, страсть к накоплению средств умертвляет в человеке все благородные побуждения и делает равнодушными к интересам и нуждам других людей. Мы стали бесчувственными, как кусок железа, но серебро и золото наши проржавели, так как они разъедают душу. Если бы с ростом нашего благосостояния росла и благотворительность, мы бы считали деньги только средством для делания добра.

Блуд

В жизни крещеного человека, казалось бы, не должно быть даже намека на этот тяжкий грех. Ведь уже апостол Павел в своем «Послании к Ефесянам» писал: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас». Но в наши дни разврат мира сего так притупил нравственные чувства христиан, что даже воспитанные в православной вере допускают разводы и добрачные связи.

Блудник считается хуже блудницы. Блуднику намного тяжелей расстаться со своим грехом, чем блуднице. Гнусность же его блудодеяний в том, что он рассчитывает на безнаказанность. В противоположность блуднику женщина-блудница всегда рискует, в частности своей репутацией.

В настоящее время люди утратили чувство греха как никогда в истории человечества. Великие мира сего изрядно потрудились, чтобы вытравить его из сознания людей. Заповеди Божьи всегда возмущали лукавого, и не случайно в различных странах сейчас растет преступность, а в некоторых из них даже содомский грех – мужеложество – не считается чем-то предосудительным, и однополые связи получают официальный статус.

Зависть

Зависть – поругание самой природы, порча жизни, вражда против всего, что дал нам Бог, а значит, и противление Создателю. Более пагубной страсти, чем зависть, не бывает в душе человека. Как ржавчина разъедает железо, точно так же и зависть съедает душу, в которой живет. Кроме этого, зависть является одной из самых непреодолимых разновидностей вражды. И если прочих недоброжелателей благотворение склоняет к кротости, то завистливого сделанное ему доброе дело лишь раздражает.

Завистью как оружием от начала мира уязвляет и низлагает человека дьявол – первый истребитель жизни. Из зависти рождаются смерть души, отчуждение от Бога и лишение всех благ жизни на радость лукавому, который сам был поражен той же страстью. Потому зависти нужно остерегаться с особым рвением.

Но когда зависть уже завладела душой, она оставляет ее только после того, как доведет до полного безрассудства. И пусть больной завистью подает милостыню, ведет трезвую жизнь и регулярно постится, но если при этом он завидует брату своему, то его преступление огромно. Завистливый как бы живет в смерти, считая окружающих своими врагами, причем даже тех, которые его ничем не обидели.

Зависть полна лицемерия, потому она – страшное зло, которое наполняет Вселенную бедствиями. От зависти рождается страсть к стяжанию и славе, от нее происходят гордость и властолюбие, и какой бы грех вы ни вспомнили, знайте: любое зло проистекает от зависти.

Зависть берет начало от гордости, потому что гордый желает вознестись над остальными. Из-за этого ему трудно терпеть рядом с собой равных, а тем более тех, кто лучше его.

Чревоугодие

Чревоугодие – это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения. Эта страсть приводит к тому, что человек как бы перестает быть существом разумным и уподобляется скоту, который не обладает даром слова и разумения. Чревоугодие является великим грехом.

«Давая волю» чреву, мы вредим не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, особенно целомудрию. Чревоугодие возжигает похоть, так как избыток пищи этому способствует. Похоть же ведет к падению, потому так необходимо, чтобы человек был хорошо вооружен против этой страсти. Нельзя давать чреву столько, сколько оно просит, а только потребное для поддержания сил.

Посредством чревоугодия рождаются разные страсти, потому его причисляют к 7 смертным грехам.

И если вы хотите оставаться человеком, сдерживайте свое чрево и храните себя со всей заботой, чтобы случайно не оказаться побежденным чревоугодием.

Но прежде всего задумайтесь, сколько тягот доставляют вашему желудку пьянство и обжорство, как они угнетают ваш организм. Да и чего особенного в чревоугодии? Что нового может дать нам вкушение благовидных блюд? Ведь их приятный вкус держится, лишь когда они у вас во рту. А после того, как вы их проглотите, не останется не только сладости, но и воспоминания об их вкушении.

Гнев

Гнев удаляет душу человека от Бога, потому что гневливый проводит жизнь в смятении и беспокойстве, утрачивая здоровье и мир, тело его истаивает, плоть увядает, лицо бледно, разум изнемогает, а душа скорбит, и помыслам его нет числа. Но все его сторонятся, так как не ждут от него здравых поступков.

Гнев – самый опасный советник, и то, что сделано под его влиянием, невозможно называть благоразумным. Нет хуже зла, которое может сделать человек во власти гнева.

Ничто так не омрачает ясность мыслей и чистоту души, как сильный гнев. Гневливый не делает ничего как положено, так как не может мыслить здраво. Потому он уподобляется людям, которые из-за повреждения чувств потеряли способность рассуждать. Гнев можно сравнить с сильным, всепожирающим огнем, который, опаляя душу, вредит телу и даже сам вид человека становится неприятным.

Гнев подобен огню, охватывающим все человеческое существо, умерщвляя и сжигая его.

Уныние и леность

Уныние наводят на душу бесы, предполагая, что ее терпение истощится в долгом ожидании Божьей милости и она покинет жительство по Закону Божьему, так как признает его слишком трудным. Но терпение, любовь и воздержание могут противостоять демонам, и они будут посрамлены в своих намерениях.

Уныние и бесконечное беспокойство сокрушают силу души, доводя ее до изнеможения. От уныния рождаются сонливость, праздность, бродяжничество, беспокойство, непостоянство тела и ума, любопытство и разговорчивость.

Уныние – помощник всего злого, потому не стоит отводить в своем сердце место для этого чувства.

Если каждая из описанных здесь страстей может быть упразднена какой-то из христианских добродетелей, то уныние для христианина является всепоражающей страстью.

В светской среде существует понятие “семь смертных грехов”, часто мы слышим фразу “самоубийство – смертный грех”. В действительности понятие “смертный грех” нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека – во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть – это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Тем не менее, выражение “7 смертных грехов” появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список – перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Печаль
  5. Уныние
  6. Тщеславие
  7. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех – поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы “жизнь свою отдать за други своя”. Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Алчность
  5. Уныние

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были “куплены дорогой ценой”.

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь – это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список – помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет “учтено”. Бог – не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Чем мы согрешаем перед Господом?

  • ГОРДОСТЬЮ.
  • НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
  • СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
  • НЕПОКОРСТВОМ.
  • САМООПРАВДАНИЕМ.
  • ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
  • САМОДОВОЛЬСТВОМ.
  • САМОЛЮБИЕМ.
  • САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
  • НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
  • СВОЕНРАВИЕМ.
  • САМОХВАЛЬСТВОМ.
  • САМОУГОДИЕМ.
  • САМОЧИНИЕМ.
  • НАГЛОСТЬЮ.
  • ОСКОРБЛЕНИЕМ.
  • ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
  • СЛАВОЛЮБИЕМ.
  • ВОЗНОШЕНИЕМ.
  • ВЫСОКОМЕРИЕМ.
  • ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
  • ВЫСОКОУМИЕМ.
  • НЕПОСЛУШАНИЕМ.
  • ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
  • ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
  • БОГОХУЛЬСТВОМ.
  • КОЩУНСТВОМ.
  • НЕЧЕСТИЕМ.
  • НЕПРАВОВЕРИЕМ.
  • ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
  • СУЕВЕРИЕМ.
  • НЕПРАВДОЙ.
  • ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
  • НЕПОСТОЯНСТВОМ.
  • ПРЕЛЕСТЬЮ.
  • ЕРЕСЬЮ.
  • ЧАРОДЕЙСТВОМ.
  • ВОЛШЕБСТВОМ.
  • ГАДАНИЕМ.
  • НЕВЕРИЕМ.
  • ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
  • КОМАНДОВАНИЕМ.
  • ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
  • НАДМЕННОСТЬЮ.
  • ТЩЕСЛАВИЕМ.
  • КИЧЕНИЕМ.
  • ЗАВИСТЬЮ.
  • ЗЛОРАДСТВОМ.
  • ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
  • НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
  • ПОРУГАНИЕМ.
  • ПОРИЦАНИЕМ.
  • УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
  • НЕЧУВСТВИЕМ.
  • НЕУВАЖЕНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
  • ЧВАНСТВОМ.
  • ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
  • ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
  • НАУШНИЧЕСТВОМ.
  • УКОРЕНИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСТЬЮ.
  • НЕНАВИСТЬЮ.
  • ДУШЕГУБСТВОМ.
  • ЛЖЕСЛОВИЕМ.
  • ГОРТАННОБЕСИЕМ.
  • ЧРЕВОБЕСИЕМ.
  • ЛЕНОСТЬЮ.
  • НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
  • НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
  • ПЬЯНСТВОМ.
  • СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
  • БЛУДОМ.
  • СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
  • ПУСТОСЛОВИЕМ.
  • НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСТЛЕНИЕМ.
  • СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
  • РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
  • РАЗВРАТОМ.
  • РАСПУТСТВОМ.
  • РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
  • НАСИЛИЕМ.
  • МУЖЕЛОЖСТВОМ.
  • СКОТОЛОЖСТВОМ.
  • ОТВЕРЖЕНИЕМ.
  • НЕВЕЖЕСТВОМ.
  • НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
  • НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
  • НЕВИДЕНИЕМ.
  • ХВАСТОВСТВОМ.
  • ПРИТВОРСТВОМ.
  • ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
  • НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
  • МНОГОЯДЕНИЕМ.
  • ЧРЕВОУГОДИЕМ.
  • ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
  • КРОВОПРОЛИТИЕМ.
  • КОВАРСТВОМ.
  • КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
  • КЛЕВЕТОЙ.
  • ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
  • ЛИЦЕМЕРИЕМ.
  • ЛОВЕРИЕМ.
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
  • ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ЛЕСТЬЮ.
  • УНЫНИЕМ.
  • РОПОТОМ.
  • ПЕЧАЛЬЮ.
  • БЕСПОКОЙСТВОМ.
  • БОЯЗНЬЮ.
  • МАЛОВЕРИЕМ.
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
  • МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
  • КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
  • СКОПОТВОРСТВОМ.
  • РАБОЛЕПСТВОМ.
  • НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
  • УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
  • БЕССЕРДЕЧИЕМ.
  • РВЕНИЕМ.
  • ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
  • ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
  • ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
  • ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
  • ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
  • БОЖБОЙ.
  • СКУПОСТЬЮ.
  • ЖАДНОСТЬЮ.
  • ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
  • МЗДОИМСТВОМ.
  • ЛИХОИМСТВОМ.
  • СВЯТОТАТСТВОМ.
  • ВОРОВСТВОМ.
  • ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
  • КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
  • РАЗБОЕМ.
  • ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
  • ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ГНЕВОМ.
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БУЕСЛОВИЕМ.
  • НЕГОДОВАНИЕМ.
  • НЕРАЗУМИЕМ.
  • НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
  • НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
  • НЕТЕРПЕНИЕМ.
  • СВАРЛИВОСТЬЮ.
  • ОСУЖДЕНИЕМ.
  • ПЕРЕСУДАМИ.
  • ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
  • СПОРАМИ.
  • ЛЮБОПРЕНИЕМ.
  • ПОНОШЕНИЕМ.
  • СРАМОСЛОВИЕМ.
  • ССОРАМИ.
  • РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
  • ДЕРЗОСТЬЮ.
  • БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
  • ЗЛОРЕЧИЕМ.
  • ЗЛОСЛОВИЕМ.
  • ЯРОСТЬЮ.
  • НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
  • НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • ОБМАНОМ.
  • ПЛЕНЕНИЕМ.
  • ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
  • ДВОЕДУШИЕМ.
  • ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
  • ЗЛОБОЙ.
  • ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
  • ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
  • НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
  • ВРАЖДОЙ.
  • ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
  • ПОБОЯМИ.
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
  • ПРОКЛЯТИЕМ.
  • ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
  • ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
  • НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БЕСЧУСТВИЕМ.
  • УЯЗВЛЕНИЕМ.
  • ДОСАЖДЕНИЕМ.

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех – недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача – постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина – ко Христу.

Вы прочитали материал о смертных грехах.

Читая святые писания, многие верующие люди очень часто сталкиваются с таким выражением, как «семь смертных грехов». Этот фразеологизм никак не касается, каких-то конкретных грехов. Список таких деяний гораздо больше. Ещё в 590 году Григорий Великий предложил условно сгруппировать поступки в 7 основных групп. Своё разделение имеется и в церкви.

Гордыня или упоение своим достоинством

На сегодняшний день также можно увидеть книги, фильмы и мультфильмы, в которых рассказывается о страшных людских пороках. Слово страсть в переводе с церковнославянского языка означает страдание. Peccata capitalia - в переводе с латыни означает «главные грехи». Христианство описывает гордыню как смертный грех , который имеет классификацию:

Нездоровое внимание к своей персоне является результатом всех этих болезней. При развитии этого духовного отклонения, сначала у человека появляется тщеславие. Не каждый может заболеть гордыней. Так как все, без исключения, стремятся к добру. У человека всегда порождает только лишь одобрение любое проявление любви и добродетели. Ребёнок, всегда старается делать какие-либо дела лучше и правильнее, если получает похвалу за свой успех и усердие. В воспитании детей одним из важных моментов считается поощрение.

Однако жажда похвалы может заставить человека свернуть с правильного пути. Если человек будет добиваться похвалы великими делами, которые он будет делать ради впечатления на окружающих - это может привести к ханжеству. Излишняя самоуверенность порождает гордыню. Развитие этого греха подготавливает отменную почву для лжи и лицемерия. Впоследствии могут развиваться такие чувства, как раздражение, вражда, гнев и жестокость. Гордыня - это отвержение Божьей помощи. Именно гордый человек очень нуждается в помощи Спасителя. Так как, кроме самого Всевышнего, его духовный недуг никто не сможет исцелить.

Настроение тщеславного со временем начинает портиться. Как правило, его заботит всё, кроме собственного исправления. Он никогда не наблюдает за собой никаких недостатков или всегда старается найти причины, которые бы оправдывали его поведение. Он очень сильно жаждет признания своего превосходства, поэтому всегда старается преувеличить свои способности и жизненный опыт.

Критика и несогласие с его мнением очень болезненно отображается на его настроении. Чужое независимое мнение в любых спорах воспринимает как вызов себе. Это повышает высокомерие. Его проявление чаще всего встречает отпор окружающих. Впоследствии сильно возрастает раздражительность и упрямство. Тщеславный человек начинает верить в то, что все окружающие его люди ему сильно завидуют.

При развитии последней стадии этой болезни, душа человека становится холодной и тёмной. В ней зарождается презрение и злоба. Его ум очень сильно помрачается и он уже не в состоянии отличить зло от добра. Ему всё труднее становится признавать чужие приоритеты, так как он начинает тяготиться «глупостью» начальников. На первом месте для него становится доказательство своего превосходства. Как правило, ему не хватает этого как воздуха. Он очень болезненно воспринимает ситуации, когда оказывается неправ. Успехи другого человека воспринимаются как личное оскорбление.

Ненасытное желание иметь всё

Алчность является одним из наиболее распространённых грехов современного мира. Господь помог приобрести знания людям о том, что благотворительностью можно одолеть сребролюбие. В противном случае, человек всей своей жизнью старается показывать, что земное богатство ценится намного выше. Вечную жизнь он готов обменять на сиюминутную выгоду. Для профилактики против зла стоит позаботиться о систематических пожертвованиях. Бог видел, что алчность выводит из сердца истинное благочестие.

Безмерная любовь к деньгам способствует к охлаждению и ожесточению сердец и препятствует щедрости. А также делает человека слепым и глухим к нуждам страждущих. Алчность оказывает на душу людей парализующее воздействие. Их мысли всё чаще становятся наполнены желанием разбогатеть. Часто в характере человека закрепляется честолюбие. Он становится равнодушным к интересам и нуждам других людей, так как страсть к накоплению средств умиротворяет в нём все благородные побуждения. Со временем он становится бесчувственным.

В современном обществе мир притупил нравственные чувства людей. Даже те люди, которые воспитывались в православной вере, нередко допускают добрачные связи и разводы. Блудник считается намного хуже блудницы . Так как ему проще расстаться со своим грехом. Как правило, он рассчитывает на безнаказанность. А вот женщина-блудница всегда рискует своей репутацией. На сегодняшний день многие люди утратили это чувство греха. Такого никогда не встречалось в истории человечества.

Великие люди всего мира всегда старались вытравить этот грех из сознания людей. Лукавого всегда возмущали Божьи Заповеди. Поэтому неслучайно можно встретить рост преступности в различных странах. В некоторых из них на данный момент не считается чем-то предосудительным даже содомский грех - мужеложство. Сегодня официальный статус получают даже однополые связи.

Отрава человеческого сердца - зависть

Под завистью понимается сопротивление создателю, вражда против всего, что дал Бог. В душе не бывает более пагубной страсти, чем зависть. Порча жизни и поругания самой природы сильно съедает душу примерно так же, как ржавчина разъедает железо. Зависть - одна из самых непреодолимых разновидностей вражды. Как правило, завистливого сильно раздражает сделанное ему доброе дело.

Дьявол - это первый истребитель жизн и, который наделяет завистью, как оружием от начала мира. Из этого зарождается смерть души. Такому человеку присущи отчуждение от Бога и лишения всех благ жизни, на радость лукавому , хотя он и сам поражён той же страстью. С особым рвением необходимо остерегаться завистника. Завладевшая душой зависть сможет оставить человека только после того, когда доведёт его до полного безрассудства. Несмотря на, то что духовно больной человек может вести трезвую жизнь, подавать милостыню и регулярно поститься - это не оградит его от преступления, он при всех своих деяниях всё равно будет завидовать.

Завистливый будет считать всех своих окружающих своими врагами даже тех, которые его никогда ничем не обижали. Зависть берёт своё начало от гордости. Гордый человек всегда хочет вознестись над всеми остальными. Ему очень тяжело находиться рядом с равными ему людьми, особенно с теми, кто лучше его.

Чревоугодие - рабство собственному желудку

Чревоугодие - это великий грех, заставляющий принимать пищу ради наслаждения. Такая страсть может привести к тому, что человек перестанет быть разумным существом и превратится в подобие скота. Он перестанет обладать даром слова и пониманием. Человек способен навредить не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, если он будет давать полную волю чреву. А также обладатель этого греха будет возжигать в себе похоть, так как избыток пищи очень сильно этому способствует. Необходимо хорошо вооружиться против этой страсти, так как похоть ведёт к падению.

Ни в коем случае не стоит давать чреву столько, сколько оно захочет. Употреблять пищу необходимо только для поддержания жизненных сил. Как ни странно, чревоугодие причисляют к семи смертным грехам, так как посредством его зарождаются разные страсти. Чтобы оставаться человеком, необходимо сдерживать своё чрево. Стоит с особой заботой хранить себя, чтобы случайно не оказаться побеждённым чревоугодием. Прежде всего, необходимо задуматься, как чревоугодие угнетает организм человека.

Обжорство и пьянство доставляют немало тягот желудку. Что может быть особенного в чревоугодии? Приятный вкус от лакомств держится только тогда, когда они находятся во рту. После того как происходит проглатывание не остаётся не только вкуса, но и даже воспоминаний об их вкушении.

Гнев как свойство человеческой души

Грехом, который больше всего удаляет душу от бога , является гнев. Гневящийся человек будет проводить свою жизнь:

  • В беспокойстве.
  • В смятении.
  • Утрачивая мир и здоровье.
  • Душа начинает скорбеть.
  • Разум понемногу изнемогает.
  • Плоть начинает увядать, а лицо бледнеть.

Гнев является самым опасным советником. Он часто заставляет прибегать к мести. Так как все деяния, сделанные под его влиянием, нельзя назвать благоразумными. Не существует большего зла чем-то, которое делает человек во власти гнева. Сильный гнев особенно омрачает ясность мысли и чистоту души. Такой человек неспособен здраво мыслить, он начинает врать и изворачиваться. Чаще всего он уподобляется тем людям, которые потеряли способность рассуждать. Гнев наподобие всепожирающего огня опаляет душу и вредит телу. Он охватывает всё человеческое существо, сжигая его. При этом даже сам вид человека довольно неприятный.

Уныние и бесконечное беспокойство

Под седьмым номером находится тяжкий грех, уныние - это бесконечное беспокойство, которое способно сокрушить силу души. Оно доводит душу до изнеможения. От него рождаются непостоянство тела и ума, сонливость, лень, праздность, бродяжничество, разговорчивость и любопытство. Уныние является помощником всего злого. Не стоит отводить в сердце местечко для этого скверного чувства.

Только бесы способны навести на душу уныние. Они предполагают, что терпение истощается в долгом ожидании Божьей милости. Однако любовь, воздержание и терпение способны противостоять демонам. Только уныние для христианина является поражающей страстью. Из всех семи страстей уныние не может быть упразднено какой-нибудь из христианских добродетелей.

Некоторые проповедники и верующие считают что в православие существует 10 грехов. На Востоке изучается восьмеричная схема тяжёлых грехов. Библия не приводит грехи как точный список, но старается предостеречь от их совершения в десяти заповедях. Чтобы разобраться, сколько смертных грехов на самом деле, существует целый список в виде таблицы, в которой ясно описывается значение каждого греха и его пояснение.

Смертным грехом нарекают самый тяжёлый из вероятных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха воспрещает душе угодить в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов. А именуют их смертными, потому что к попаданию в ад приводит неизменное их повторение. Такие действия берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Для того чтобы подготовиться к исповеди , необходимо покаяться и обрести веру. Лучше всего для этого подойдут чтение покаянных молитв и пост. Кающемуся человеку нужно исповедать свои грехи, тем самым выказать признание своей греховности. Необходимо выделить при этом те страсти, которые ему особенно свойственны. Лучше всего называть конкретные грехи, которые обременяют душу. На сегодняшний день можно найти огромное количество описаний всех пороков и описать весь перечень будет довольно сложно, первыми кто стал описывать грехи, стали:

  • Григорий Великий перечислил иерархию грехов в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова или Нравственные толкования».
  • Поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» описывал семь кругов чистилища.
  • Святой Иоанн Лествичник рассказал, как бороться с восьмью главными страстями.

Грешить или не грешить - личное дело каждого. Но, зная список грехов, от некоторых из них все-таки можно воздержаться, тем самым обеспечить себе место в раю.

Канонический список смертных грехов числом семь был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим на основе труда греческого монаха-теолога Эвагриуса из Понта, который составил список восьми худших помыслов. Григорий Великий отметил гордыню, алчность (жадность), похоть (сладострастие), гнев, чревоугодие, зависть и лень (уныние). Далее концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Св. Фомы Аквинского, который был не только великим теологом, но и великим систематизатором религиозной науки. Существует несколько вариантов порядка следования значимости грехов.
К примеру, Григорий Великий упорядочил список по степени противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви), именно по этому порядку следования грехов устроено чистилище в “Божественной комедии” Данте. Большее распространение получили классификации в зависимости от степени серьезности греха, один из таких вариантов: гордыня, алчность (жадность), похоть (сладострастие), зависть, чревоугодие, гнев и лень (уныние).
Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне - смирение; жадности - щедрость; зависти - любовь; гневу - доброта; похоти - самоконтроль; чревоугодию - умеренность и воздержание, а лени - усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.

Гордыня (высокомерие, тщеславие, лат.superbia)
Гордыня является самым главным грехом, потому что влечет за собой все остальные. Гордыня – это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Господа, ведь ослепленный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Не стоит забывать и то, что гордыня именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад. Высокомерие влечет за собой заниженную оценку, а затем и презрение, окружающих нас людей, вопреки словам Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» Мтф. 7:1-2.

Алчность (жадность, скупость, лат.avaritia)
Под алчностью подразумевается желание материального богатства, жажда наживы с игнорированием духовного. Этот грех в наше время актуален не менее, чем гордыня. Еще две тысячи лет назад Иисус Христос говорил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мтф. 6:19-21.

Похоть (сладострастие, блуд, распутство, лат.luxuria)
Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» Мтф. 5:27-28. Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе.

Зависть (лат.invidia)
Зависть - это желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации, а также огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка и зачастую влечет за собой осуждение как окружающих нас людей, так и самого Господа. В Библии по этому поводу сказано: «Всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа Святого не простится вовек» Мтф. 12:31.

Чревоугодие (обжорство, лат.gula)
Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» Мтф. 6:25. Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

Гнев (ненависть, злоба, лат.ira)
Гнев включает в себя раздражительность, желание причинить зло. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки, причинив тем самым неисправимый вред себе и другим. Гнев является полным противопоставлением любви. Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил об этом следующее: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Мтф. 6:44; «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Мтф. 6:46.

Праздность (лень, уныние, лат.acedia)
Праздность - избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»

Новость отредактировал Оляна - 13-11-2012, 12:34


Top