Какой смысл названия герой нашего времени. Значение романа "Герой нашего времени" М.Ю

Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени"

Роман поднимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая попытка "ста прапорщиков" изменить общественный строй России обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия, последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции, политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

Подавляющее большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру. Композиция романа очень сложна. Главный герой и его жизнь предстают перед читателем с трех точек зрения. Композиционная сложность напрямую связана с психологической сложностью героя. Неоднозначность характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его взаимоотношения с другими персонажами. Поэтому личность героя, его биография, внутренний мир, философские искания являются центром повествования. Этот духовный психологизм является следствием особенностей "нашего времени". "Наше время" - эпоха, в которой люди, овладевшие культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действительность не могла дать удовлетворение их порывам и общественно полезной деятельности.

Тяжелая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжелым. В литературе это привело к появлению нового "героя". Употребив это слово, автор не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, но подчеркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин. Судьба главного героя была отражением судеб его поколения.

Через поступки Печорина Лермонтов характеризует болезнь своего поколения - привлекательность зла. В своем журнале герой пишет: "Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого…" Действительно, зло привлекательно, и главный герой подтверждает это своими поступками. Его поступки злы, но их ждут от него, поэтому он их совершает. Именно в этом и заключается трагедия пробудившегося сознания. Печорину открылся свет во всей ничтожности и убогости. Его мучает вопрос о пределах свободы личности.

В рассказе "Фаталист" герой размышляет над тем, может ли человек сам решать свою судьбу или все в жизни определяется неведомой, неотвратимой силой? Следует отметить, что в постдекабристскую эпоху фатализм стал вопросом времени. Он освобождал человека от ответственности за судьбу мира, уводил от борьбы, сеял отступенческие настроения. Стоит ли жить, если в жизни неизменно торжествует зло? Не является ли торжество зла законом божьим? Пробуждается сознание героя, он как бы прозревает и сознает, что мир устроен несовершенно, хотя сам он стремится к идеалу. "Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.." Он не знает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что "не угадал своего назначения" и "утратил на веке пыл" благородных стремлений. "Силы необъятные" не находят настоящего применения, и человек мельчает.

Сознание несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Печорин не может полно ощущать радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой непрекращающийся самоанализ мешает герою отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность, волевое начало. Не получив настоящего развития, эти качества постепенно угасли, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть "где-нибудь по дороге". Итак, в романе Лермонтова показана трагедия пробудившегося сознания главного героя. Но, поскольку судьба Печорина была отражением судеб многих умных, одаренных и ярких людей, можно говорить о трагедии пробудившегося сознания целого поколения.

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" является культовым романом того времени, выражающим типичные образы молодежи XIX века.

Само название романа говорит нам об образе, "составленном из пороков всего поколения, в полном их развитии" - как писал сам Лермонтов. Таким героям, как Печорин, состариться не дано.

Задыхаясь от тоски, они ищут случайной смерти. "Может быть, я хочу быть убит..." - говорит Печорин доктору Вернеру. И это не какая-нибудь эффектная фраза. Печорин грезил о смерти, пытаясь заглушить душевные чувства. Везде он ищет конца, не заботясь о том, каким будет этот конец и чем ему придется за него заплатить.

В "Герое нашего времени" автор выделяет из толпы одного и, рассказывая о нем, дает психологический портрет всей толпы разобщенных одиночек, не имеющих ничего общего между собой, ничем не связанных друг с другом. Лермонтов в своем романе раскрывает смысл пороков своего поколения, заставляет их глубинно изучить, глядя с нескольких сторон.

В образе главного героя Лермонтов ярко показывает героя своего времени и чем он отличается от предыдущих эпох Чацкого и Онегина. Печорин - талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может реализовать свои способности. Это человек без выбора, он действует по приказам, которым вынужден подчиняться.

Сам Лермонтов говорил о Печорине как "о прям возражении против Онегина". Печорин - современный человек, страдающий уже не от душевной пустоты, не от своего собственного характера, а от невозможности найти применение себе и своим силам и страстям. Он неординарная личность со страдающим характером; глубоко разочарован жизнью. Эта неординарность подчеркивается в сравнении Печорина с Грушницким - более сниженной пародией на главного героя.

таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени - это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться в нужном положении среди общества, которое его окружает; не может оказаться нужным в этом мире.

По моему мнению, Лермонтов старался увильнуть за творчеством А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова. Он так же старается показать нам, читателям, образ более позднего молодого человека, нежели герои "Онегина" и "Горя от ума". В сравнении с этими персонажами Печорин уже решительнее; действует смело, боясь скуки. Он жесток по своей воле, а не по воле судьбы, как Чацкий и Онегин. Вообще, трудно говорить о Печорине, т.к. мы узнаем его лишь по дневнику. Пусть он и откровенен, в нем слишком много незаконченных мыслей. Но все же видно, что солнце Печорину светило куда больше, чем Чацкому и Онегину. Он красив, принят обществом. но герою Лермонтова это не нужно. Он пользуется людьми ради собственной прихоти познать этот мир. Если не погиб бы он так рано, то загубил бы еще не одну Бэллу, застрелил бы еще парочку Грушницких. И на фоне жизни Печорина трагедии Чацкого и Онегина кажутся проблемами молодости. Они еще найдут "ту единственную", найдут себе место в жизни. Что уж говорить о Печорине (или герое времени Лермонтова вообще), то его проблема куда более серьезнее и ничего хорошего не сулит.

Роман «Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в середине девятнадцатого века, однако, действия перенесены именно на начало века. Уже спустя лет читатель видит подобные рефлексии в известных книгах таких писателей, как Ремарка или Хэмингуэя, которые так же пережили войны и пытались понять суть своего времени.

Можно сказать, что название произведения весьма самоуверенное, ведь не каждый автор решится на такой смелый поступок – дать именно такое название. Это произведение, в какой-то степени, можно назвать автобиографией Лермонтова, ведь он, как ни странно бы это звучало, считал себя, в какой – то степени, героем своего времени. В романе огромное количество эпизодов, которые так или иначе пересекаются с жизнью известного и легендарного автора. Очень много схожестей.

По общей структуре произведение «Герой нашего времени» состоит из двух частей и пяти глав. Именно отсюда читатель и узнает жизненный путь главного героя – Печорина. Для того, чтобы описать героя, автор использует довольно интересные художественные приемы. К примеру, он описывает Печорина через других персонажей романа или использует дневник героя. Именно благодаря этому, можно сказать, что книга обретает лирическо-психологических аспект.

С уверенностью можно сказать, что значимое место в романе занимает психология. Главный герой – глубоко вдумчивый человек. Его поведение – это не только поведения того времени, но и самоанализ. Печорин понимал себя, как никто другой. С одной стороны может показаться, что Печорин циничен, так оно и есть. Ведь он без зазрения совести ухаживает за очаровательной княжной Мэри на зло Грушницкому. При этом, он не винит себя. Для Печорина это какая-то игра, в которой он не готов поднять белый флаг.

Весь роман главный герой – Печорин, проводит в поисках себя. Он достиг пика этого поиска в диалоге с Вуличем и поимкой казака. Вулич на собственном примере доказал теорию, по которой следовал Печорин. Он рискует собой для того, чтобы понять смысл существования и вообще, смысл этого мира.

Возможно, именно в таком поиске и заключался смысл всего произведения. Здесь автор описал человека, который не был погружен в бытовую суету. Этот человек был создан для того, чтобы понять мир и самого себя. От сюда и логично название романа – Герой нашего времени. Печорин – герой своего времени, который понял эпоху.

В своем романе « Герой нашего времени» Лермонтов затронул тему героического начало человека, рост личности и трансформация с обычного человека, в личность. Печорин на протяжении всего романа менялся, по мере того, как узнавал себя и понимал смысл своего существования. Самое интересное то, что скорее всего Печорин – прототип самого Лермонтова. Скорее всего, авторский замысел был в том, чтобы описать становление личности самого автора на примере главного героя Печорина.

Весь роман очень интересный и увлекательный. Наблюдение за главным героем очень захватывающее, хочется читать и зачитываться. Лермонтов, как ни крути, действительно герой своего времени. Его талант достоин уважения и любви последующих поколений и людей.

Сочинение Суть романа Герой нашего времени

Произведение под названием «Герой нашего времени» написано русским писателем Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Смысл и основная суть данного романа представлены в этой статье.

Произведение Лермонтова пользуется популярностью и актуальностью даже в сегодняшний век. И не просто так. Ведь Михаил Юрьевич вложил в свою работу огромный смысл.

Михаил Лермонтов стал тем самым новатором, который ввел в русскую литературу жанр социально-психологического романа. Он стремился нарисовать образ молодого человека своего времени, который вмещал бы в себе все пороки и показывал их развитие в полной степени.

Главным героем произведения является молодой человек Григорий Печорин. Он является отражением всего общества 19 века и собранием молодежи того времени.

Главный герой живет в то время, когда правительство в лице Николая Первого боится бунтов, восстаний, потому закономерен запрет на развитие свободомыслия и какого-то своего мнения. Правитель подавил восстание декабристов, чем самым доказал, что они лишены права распоряжаться политической жизнью государства. Поэтому большое количество умных, амбициозных, инициативных, креативных людей почувствовали себя лишними и ненужными в этом обществе. К числу таких относится и главный герой романа. Печорин умен, образован, начитан, но не находит применения всем своим положительным качествам. Он ищет свое собственное счастье в этом мире, пытается как-то реализоваться, но только разочаровывается. Поэтому противостояние внутреннего Печорина внешнему миру покалечило его душевно и сделало эгоистичным и жестоким. Так было со всей умной и образованной молодежью начала 19-го века. Поэтому борьбу умной личности и всего общества можно наблюдать даже в истории России.

Основной сутью романа Лермонтова является стремление показать душевную и психологическую трагедию молодого поколения 19 века, которое не смогло найти себе предназначения и реализоваться, из-за чего они стали несчастными и эгоистичными. Михаил Лермонтов, который на момент написания романа сам не далеко ушел от молодежи, показывает на причины этого общественного «несчастья»: ограничение политической воли, невозможность что-то делать, которые породили праздность и безделье, а они, в свою очередь, несчастье.

Необходимо учитывать грехи прошлого ради счастливого настоящего.

Несколько интересных сочинений

  • Война в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Гражданская война... Сколько боли и суровых страданий принесла она вместе с собственным приходом... Разочарование и дикий ужас... Такой темный период в истории человечества не мог не запечатлеть великий писатель и поэт - Борис Леонидович Пастернак

  • Образ и характеристика Григория в повести Детство Горького сочинение

    Григорий Иванович – один из второстепенных персонажей повести.

  • Сочинение Описание действий 7 класс

    Через пару дней я стану на год старше, у меня праздник - день рождения, помимо стола с угощениями я решила подготовить не большую развлекательную программу, которая включала бы увлекательную игру «Фанты».

  • Закінчилася холодна зима. Поступово природа починає прокидатися. Першими прикметами початку весни – це горобці що плещуться в щойно калюжі, яка щойно розмерзлась. Вони весело цвірінькають та кумедно розмахують крилами

  • Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто

    Более 70-ти лет прошло с того страшного часа, когда первые фашистские бомбы упали на мирные города и сёла Советского Союза. Ровно в четыре часа, когда у людей самый сон.

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие... Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался...
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что!.. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

(Вариант 1)

«Герой нашего времени» является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека – «героя своего времени». Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что «Герой нашего времени» – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Но каким же было то время, героем которого Лермонтов считал Печорина? Прежде всего, 30-е годы XIX века – это годы николаевской реакции. В обществе была еще свежа память о декабристском восстании, участников которого или казнили или отправили в далекие ссылки. Стараясь не допустить повторения событий 1825 года, Николай I сделал все для того, чтобы подавить любые проявления свободомыслия. Как следствие такой политики, в стране появилось целое поколение молодых, талантливых людей, не сумевших найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский называл таких людей «умными ненужностями», «нравственными калеками».

К их числу принадлежит и герой Лермонтова Печорин. Н. Г. Чернышевский по этому поводу писал: «Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга». И это абсолютно верно, поскольку именно эта полнейшая невозможность реализовать свои таланты, проявить свои способности, направить свою энергию на нужные и добрые дела сделала Печорина таким, каким он появляется на страницах романа.

Характер Печорина сложен и противоречив, как та эпоха, в которой ему довелось жить. Сам герой романа говорит о себе так: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Каковы же причины такой раздвоенности? Печорин признается: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался по его же собственным словам, нравственным калекой, эгоистом. В отношениях с людьми Печорин проявляется более чем «пустой ненужностью». Это о своём и Печорина поколении Лермонтов сказал в стихотворении «Дума»:

Таким образом, Печорин – это не только герой, но и продукт своего тяжелого времени. Однако оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? Нет, не оправдывает. В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

На последних страницах новеллы «Фаталист», завершающей роман, Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…»

В этих словах Лермонтов указывает на главную причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Он видел ее в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», в спорах, разделявших людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.

(Вариант 2)

В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века. Это были нелегкие времена в истории России. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму – все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати «Героя нашего времени» А. И. Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?». «Герой нашего времени», – говорит Лермонтов в предисловии к роману, – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени – Печорина.

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он многое пережил сам и повлиял на жизнь других людей, разрушил много человеческих судеб – княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого...

Почему же так получилось? Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорину трудно находиться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от того ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука, он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: «...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума...»

Герой лермонтовского романа постоянно в действии. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо «мирных» контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого... Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: «...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...»

И всё же нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он «сделался нравственным калекой». В этом виновато и общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь – Печорина.

Перед дуэлью Печорин рассуждает: «Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных».

Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы необъятные», а с другой стороны – это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин – это и «злой гений», и в то же время жертва общества. Печорин – это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.


Top