Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа. По экологии Природою родной земли

По экологии

Конспект занятия по экологии
в старшей логопедической группе
«Живая природа»

Программное содержание:
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Ход занятия:

Читаю стихотворение:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).

Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животными. Ну что, пойдем?

Пройти по кабинету. Подойти к макету лес.

Первая остановка – лес. Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?
  5. Как называются животные, которые едят только растения?
  6. Как называются животные, которые едят только мясо?

Давайте вспомнить, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
  5. Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев?

Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.

Вот вторая наша остановка – озеро. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Какие рыбы живут в реке?
  3. Какие рыбы и животные живут в море?
  4. Какое животное самое большое на земле?
  5. Что нужно обитателям воды для жизни?

Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».

Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).
  7. Почему птицы улетают?
  8. Чем питаются птицы?

Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?

А сейчас поиграем в игру «Кто где живет?» - используем «Кольца Луллия» . (вызываю к столу по одному 5-6- человек).

А теперь скажите, кто как передвигается?

Человек – ходит, птица-…, рыба-…, змея-…, кузнечик-…

Корова мычит, лошадь-…, коза-…, свинья-…, собака-…, кошка-…, змея-…, курица-…, лягушка-…, комар-…, жук-…, кукушка-…, ворона-…

Кто как есть?

Собака кость грызет, кошка молоко…, коза траву…., курица зерно…, корова сено…, белка орешки…

Молодцы, ребята, наше занятие окончено.

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Надежда Титкова
Конспект НОД в старшей группе на тему «Живая и неживая природа»

Конспект НОД в старшей группе на тему : «Живая и неживая природа » .

Подготовила воспитатель Титкова Н. Н.

Цель : Совершенствование знаний детей о живой и неживой природе .

Задачи :

- Вспомнить понятие : «Круговорот воды в природе »

Упражнять в различение понятий «природа » и «не природа » .

Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые »

Активизировать словарь прилагательных и закреплять умение согласовывать

прилагательные с существительными.

Закреплять умение располагать картинки и аккуратно наклеивать их на коллаж.

Упражнять в прыжках на месте, ходьбе между предметами и в подлезании под дугами.

Воспитывать бережное отношение к природе .

Словарная работа : активизация слов – природа , живая , неживая , вода, солнце, воздух, прилагательные-определения; новое понятие – круговорот воды в природе .

Материал : картинки – «Природа - не природа » , «Живое – не живое» , вода, солнце; коллаж с изображением неживой ; картинки с изображением живой природы .

Ход занятия:

1. Воспитатель вносит искусственные цветы.

Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе .

Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю?

(не живые, не дадут корней, не будут расти) .

Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .

Знаете ли вы, что такое природа ?

(ответы детей) .

Природа -это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .

Показ слайда «Что лишнее?» - Гриб, морковка, облако, мяч.

Гриб, морковка, облако, мяч. Что лишнее? Почему мяч лишний?

(все объекты относятся к природе , а мяч сделан человеком).

2. Природа бывает живой и неживой . Что относиться к живой природе ?

(растения, животные, насекомые, цветы, человек) .

Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе .

Что относится к неживой природе ?

(ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, земля) .

Слайд «Что лишнее?» - Грач, цветок, коза, луна.

Что лишнее? Почему луна лишняя?

(Грач, цветок и коза – относятся к живым объектам, а луна – неживое )

3. - Сможет ли планета Земля существовать без неживой природы ? Почему?

(всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло) .

Слайд : «Вода»

Не будет воды на Земле, не будет жизни. Вода-это необходимое условие для жизни. Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма.

«Круговорот воды» .

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг» , то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

4 Физминутка «Ходят капельки по кругу»

Превратимся в капельки и поиграем в их круговое путешествие. Я - мама Тучка, а вы –детки капельки. Вам пора отправляться в путь (дети двигаются по залу под фонограмму дождя) . Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте) . Скучно им стало по- одиночке летать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (ходьба друг за другом между предметами) . Плывут капельки в большой реке. (подлезание под дугой) Текла, текла река и попала в океан. Дети образуют круг. Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.

Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)

Воспитатель : А сейчас немного отдохнём.

Без крыльев летают,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (Облака)

В одежде богатой,

Сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

Не вода, не суша :

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь. (Болото)

На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы быть и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

Утром падаю всегда

Не дождинка, не звезда -

И сверкает в лопухах

На опушках и лугах. (Роса)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит – и легче. (Дятел)

Заря-заряница, красная девица,

По полю гуляла, ключи потеряла.

Месяц увидел – не поднял,

Солнце увидало-подобрало. (Звезды)

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел)

Уж очень вид у них чудной!

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой,

На что она обижена? (Лев)

Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей) 5. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, без них невозможно существование всего живого на Земле.

«Вода» - Какая вода? (чистая, холодная, прозрачная, тёплая и т. д.)

Нет жизни на Земле всему живому и без солнца.

«Солнце» - Какое солнце? (лучистое, круглое, жёлтое, тёплое и т. д.)

«Воздух» - Чем заполнен шарик? (воздухом)

Какой воздух? (холодный, чистый, прозрачный, тёплый и т. д.)

Воздух необходим всему живому.

Как мы заботимся о природе ? (поливаем цветы, не ломаем ветки, подкармливаем птиц и т. д)

Дети, сегодня на занятии мы с вами узнали много интересного, правда?

Дети : Да!

Публикации по теме:

Конспект «Что такое живая природа?» Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭЭП с детьми подготовительной к школе группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Аленький цветочек»
В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ГМО №2 ПО ТЕМЕ «РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Провела: Воспитатель МДОУ «Аленький цветочек» Яфаева И. Р.

Тема: «Путешествие в природу»
Программные задачи:
Научить детей отличать живые объекты от неживых.
Развивать речь детей.
Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
Развивать навыки учебной деятельности.
Закрепить знания о природе родного края.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал:
Видеосюжет о природе.
Аудиозапись «Звуки леса».
Волшебная шкатулка.
План-задание.
Иллюстрации с изображением признаков живой природы: растет, дышит, питается, двигается, размножается.
Глобус.
Два пластиковых стаканчика.
Вода.
Клад.

Раздаточный материал:
Карточки с изображением объектов живой природы родного ямальского края:
Карандаш.
Мел.
Салфетки.
Вертушки.
Сюрпризы (яблоки0.

Предварительная работа:
Беседы с детьми о нашем ямальском крае.
Д/и «Природа вокруг нас».
Наблюдение на прогулке за природными явлениями.
Изготовление вертушек из бумаги на занятии по конструированию
Разучивание стихотворения «Родная природа» Л. Дайнеко.

Ход занятия.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Мотивация с сюрпризным моментом: поиск волшебной шкатулки.
А чтобы открыть шкатулку необходимо отгадать загадку.
«Яркое солнце
и голубое небо,
горы, океаны,
равнины, леса.
Вода и песок
и вокруг все живое.
Как все это называем мы друзья?»
(Природа)

Нахождение план-задания.
Воспитатель: А кому нужен план-задание? Зачем люди путешествуют? Давайте мы с вами будем сегодня путешественниками и отправимся на поиски клада.
Воспитатель: Но чтобы найти клад надо выполнить несколько заданий. Ребята вместе с воспитателем рассматривают план-задание. Изучив его, отправляются в 1 пункт – «Лес». Сидя за столами, ребята смотрят видеосюжет о природе. Беседа по содержанию видео-ролика.
Воспитатель: Что вы видели на экране?
Дети: Природу.
Воспитатель: Правильно. Все, что нас окружает и не сделано руками человека – это природа. Она бывает живая и неживая. Ребята, а какие объекты живой природы вы видели в сюжете фильма?
(Ответы детей).
Воспитатель также обсуждает с детьми признаки живой природы и показывает изображения на примере иллюстраций.
Все живое:
– Растет.
– Дышит
– Питается.
– Двигается.
– Размножается.
Воспитатель: А какие объекты неживой природы вы видели в сюжете фильма?
(ответы детей).
Молодцы, вы правильно назвали объекты живой и неживой природы.

Следующий пункт № 2.
Ребята обращаются к план-заданию и выполняют его.
У детей на столах карточки с изображением объектов природы ямальского края.
Воспитатель предлагает ребятам обвести карандашом только объекты живой природы ямальского края.
Дети выполняют задание и делают вывод.
Воспитатель спрашивает у 1-2 ребят, что они отнесли бы к живой природе ямальского края.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами относимся к живой или неживой природе? Почему?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы часть природы, мы живые, а все живое – растет, дышит, размножается, питается. А ведь мы с вами не просто дышим, а делаем лечебную дыхательную гимнастику.
Воспитатель предлагает выполнить дыхательное упражнение «Вертушки».

Следующий пункт № 3.
Опыты с водой и мелом.
Ребята на опытах рассматривают объекты неживой природы.
1. Опыт с водой (воспитатель показывает сам). Педагог переливает воду с одного стакана в другой.
Воспитатель: Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?
(ответы детей).
2. Опыт с мелом (совместно с детьми).
3. Один из детей показывает опыт вместе с воспитателем. Берут мел и ломают его пополам.
Воспитатель: Что стало с мелом? он перестал быть мелом или нет?
(ответы детей). Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали меньше. вода тоже осталась водой.
Педагог делает вывод: мел и вода — объекты неживой природы.

Физминутка: «Живое-Неживое».

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили? Что нового мы с вам и узнали? А понравилось ли вам? Что больше понравилось? А что вызвало трудности?
Воспитатель: Давайте мы с вами закончим нашу беседу прекрасным стихотворением Л. Дайнеко «Голубая планета»
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы : игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схемы живой и неживой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- игрушка «Кукла» и ширма;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
- спасательные нарукавники;
- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
- стакан;
- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
- сундучок;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- чеснок, чеснокодавилка;
- веера по количеству детей;
- воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам Самира расскажет, о живой природе.
Самира: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Данил расскажет нам о неживой природе.
Данил: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».
Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Самира и Данил. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы) .
Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.
Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.
Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Подводная лодка.
Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .
Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 4. «Не дышу»
Ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


Top