Кто совершил первый полет в космос. Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе

Ученые начали отправлять животных в космос задолго до первой высадки людей на Луну и немного раньше, чем Юрий Гагарин совершил свой исторический полет. Главной целью таких экспериментов была проверка влияния невесомости на живые организмы. Первые животные в космосе были отправлены туда за двенадцать лет до 1961 года.

Первыми, кого специально отправили в космос, были дрозофилы. Источник изображения: Wikipedia

Первые земные живые организмы, оказавшиеся в космосе, не были животными, ведь, скорее всего, бактерии или другие микроорганизмы попадали в космос вместе с первыми запусками ракет, а первыми животными, и первыми живыми существами, специально отправленными в космос, были плодовые мушки дрозофилы. Американцы отправили партию мушек в космос 20 февраля 1947 года на борту ракеты V2. Целью эксперимента было исследование влияния радиации на больших высотах. Мушки вернулись целыми и невредимыми в своей капсуле, которая успешно приземлилась с помощью парашюта.

Однако это был лишь суборбиральный полет, в который чуть позже на такой же ракете V2 отправилась обезьяна по кличке Альберт-2. К сожалению парашют капсулы Альберта-2 не раскрылся, и первое животное в космосе погибло при ударе о земную поверхность. Стоит добавить, что первым животным в космосе могла стать обезьяна Альберт (1), однако его ракета не долетела до условной границы космоса на высоте в 100 км.


Альберт-2

Первыми высшими живыми организмами в космосе, пережившими полет и успешно приземлившимися на Землю, были собаки Цыган и Дезик, отправленные СССР 22 июля 1951 года на ракете Р-1В. Полет до приземления продолжался около 20 минут. Никаких физиологических отклонений у собак обнаружено не было. Дезик и Цыган благополучно перенесли перегрузки и невесомость.

Но первые животные в космосе были лишь первопроходцами-испытателями, проложившими дорогу к первому в истории полету, выведшему животное на орбиту Земли. Этим животным была собака Лайка, одна из самых известных собак-космонавтов. Она была запущена в космос на корабле Спутник-2 3 ноября 1957 года с космодрома Байконур. Это событие было огромным достижением, но, как бы это не было грустно, возвращение Лайки на Землю тогда не представлялось возможным и не планировалось. Во время полета через 5-7 часов после старта температура внутри капсулы превысила 40°C и собака погибла от стресса и перегрева, хотя ученые рассчитывали, что она проживет около 7 дней. Эти подробности не сообщались в СМИ, вместо этого говорилось, что Лайку усыпили на 7-й день полета. Сам космический аппарат сгорел в атмосфере на 162-й день миссии, 14 апреля 1958 года.


Лайка в своем полетном модуле.

Первыми же животными, совершившими орбитальный полет и вернувшимися на Землю живыми, были те самые Белка и Стрелка. Запуск ракеты с ними на борту состоялся почти через 3 года после полета Лайки.

Некоторые первые животные в космосе:

Обезьяны:

  • 11 июня 1948 года, США, обезьяна Альберт: погиб от удушья
  • 14 июня 1949 года, США, обезьяна Альберт-2: погиб при приземлении
  • 22 июля 1951 года, СССР, собаки Дезик и Цыган: приземлились успешно
  • 29 июля 1951 года, СССР, собаки Дезик и Лиса: отказ парашюта, собаки погибли
  • 15 августа 1951 года, СССР, собаки Мишка и Чижик: приземлились успешно

Кошки (кошки запускались только Францией)

  • 18 октября 1963 года, Франция, кошка Фелисетт: приземлилась успешно

Известие о полете первого человека в космос всколыхнуло весь мир. Сегодня каждый на планете знает, что первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года и звали этого космонавта Юрий Гагарин. Это день известен, как международный день космонавтики.

Однако самый первый в мире полет в космос совершили не люди, а животное. Именно им предстояло испытать на себе все сложности космического путешествия, чтобы ученые смогли максимально обезопасить полет человека.

С начала пятидесятых по шестидесятые годы прошлого века ученые провели ряд экспериментов над животными, в которых изучали влияние перегрузок, невесомости и вибрации на живой организм. Первых испытателей не выводили на орбиту. Они летали на ракетах по параболической траектории. Наиболее подходящими кандидатами для таких испытаний стали собаки. Из всех претендентов выбор пал на дворняг, поскольку они были выносливее породистых кандидатов.

Первые собаки в космосе

Первые псы-испытатели не достигли космического пространства. 22 июля 1951 года безродные собаки по кличке Дезик и Цыган совершили первый суборбитальный полет на высоту восемьдесят семь километров семьсот метров. Ракета Р-1В была запущено с космодрома Капустин Яр. Данная миссия прошла успешно и после неё состоялось еще пять запусков с разными собаками.

Другая серия запусков проводилась в 1954-1956 годах. Целью этих миссий было проверка скафандров в условиях разгерметизации корабля. Собака отправляли на высоту в сто десять километров. Большая часть животных перенесла нагрузки хорошо, однако в последующих испытаниях пять собак из двенадцати погибли.

В 1957 году животных впервые запустили на орбиту. Это был год прорыва в космонавтике. Самые первые собаки в космосе должны были испытать условия длительной невесомости, температурных перепадов и перегрузок во время запуска. Первым космонавтом суждено было стать собаке по кличке Лайка. Она приглянулась примерным поведением и приятной внешностью. Собака совершила четыре витка вокруг земли и к сожалению умерла из-за неисправно в системе терморегуляции. Однако Лайка все равно должна была погибнуть, поскольку запуск рассчитывался лишь в один конец.

Белка и Стрелка

Следующим шагом было запуск животных на спускаемом аппарате. Собаки Белка и Стрелка вместе несколькими десятками мышей и двумя крысами стали первыми, кто совершил удачный полет в космосе с возвращением на Землю. 19 августа 1960 года это фактически дата первого полета в космос с удачным исходом для испытуемых животных. Это был большой шаг на пути освоения космоса, ведь собранная во время полета информация стала бесценным материалом для дальнейших исследований.

Другие животные

Однако, помимо собак, в космос отправлялись и другие животные. В суборбитальных и орбитальных полетах в частности участвовали обезьяны, как самые близкие по физиологии к человеку. В США первую обезьяну запустили в космос около 1948 года. Во Франции обезьяну отправили в космос в 1967 году. В СССР обезьян для запусков на орбиту использовали в 1983 и 1996 годах. В первые запуски смертность среди обезьян была довольно высокой.


Кошка Фелисетт

Кроме того, для космических путешествий использовали кошек. Первым суборбитальным космонавтом во Франции стал кот по кличке Феликс. А вот первый орбитальный полет совершила кошка по кличке Фелисетт. Это случилось 18 октября 1963 года. Интересно отметить, что первоначально главным кандидатом на этот полет был назначен кот Феликс, однако незадолго до старта он сбежал и ему пришлось искать замену. Кошку Фелисетт запустили в космос из пустыни Сахара. Ракета поднялась на высоту в двести километров, после чего капсула с кошкой отделилась и на парашюте отправилась обратно за Землю.

На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области.


.::кликабельно::.
2000x951, 0.5 Mb

Все космические достижения, все наши победы не могли быть, если не технический и административный гений Сергея Павловича Королева.

Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Но он не один, двигал СССР к успеху в космосе. Это работа тысяч человек по всей стране. Это и работа так называемого Совета главных конструкторов - неформальный совет по развитию ракетной отрасли СССР под руководством Сергея Королёва, объединял главных конструкторов основных предприятий, участвовавших в ракетно-космической программе 1940-х - 1950-х годов.

В него входили:
Владимир Бармин - директор ГСКБ «Спецмаш», главный конструктор стартовых комплексов;
Валентин Глушко - главный конструктор ОКБ-456, разработка ЖРД;
Сергей Королев - главный конструктор ОКБ-1, разработка ракет-носителей, спутников, баллистических ракет и других изделий этого направления;
Николай Пилюгин - заместитель главного конструктора НИИ-885 М. С. Рязанского по автономным системам управления, с февраля 1947 года главный конструктор;
Михаил Рязанский - главный конструктор НИИ-885 по аппаратуре радиосвязи для ракет;
Виктор Кузнецов - главный конструктор НИИ судостроительной промышленности гироскопических командных приборов.

Эта команда иногда называется «великолепная шестёрка»

«С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.»

Сухие строки из Википедии не способны передать весь тот вклад, всю его волю к победе и успеху в космосе. Спасибо вам, Сергей Павлович.

С фотографией связана одна легенда. Насколько я могу судить, это кадр из кинохроники, где Королев ведет переговоры с Гагариным. Но из-за дурацкой секретности и вообще, на самом пуске 12 апреля такой съемки не было. И уже потом, для хроники, эти кадры досняли дома у Королева. Серая стена - это стена в спальне, единственный нейтральный фон в доме, который понравился оператору.

За прорыв в космос надо говорить спасибо еще тысячам инженерам и рабочим, которые конструировали, придумывали, испытывали и творили на благо программы - как у нас, так и в НАСА.

PS. Королев показывает военным генералам пуск одной из первых ракет. Ее технические характеристики еще более чем скромные, но тем не менее, она летает и даже попадает в цель. Генерал в какой-то момент узнает, что в ракету заправляют 2 тонны спирта в качестве топлива. Он делает круглые глаза и говорит Сергею Павловичу, что если дать этот спирт его дивизии, то она любой город сходу возьмет...

Но дорога в космос не была простой. Давайте вспомним тех, кто своими жизнями ее проложил.

Валентин Васильевич Бондаренко
23 марта 1961 года, за 19 дней до полета Гагарина погиб Валентин Бондаренко, член первого отряда космонавтов СССР.

Согласно расписанию тренировок, Валентин Бондаренко заканчивал десятисуточное пребывание в сурдобарокамере в московском Институте медико-биологических проблем - как и других космонавтов, его испытывали одиночеством и тишиной. В конце испытания он совершил простую и непоправимую ошибку. После окончания медицинских тестов он снял с себя датчики, которые были закреплены на его теле, протер места, где были датчики, смоченной в спирте ватой и неосторожно выбросил этот кусочек ваты. Вата попала на спираль раскалённой электроплитки и мгновенно вспыхнула. В атмосфере чистого кислорода огонь быстро распространился на всю камеру. На Бондаренко загорелся шерстяной тренировочный костюм. Из-за большого перепада давления было невозможно быстро открыть сурдобарокамеру. Когда камеру открыли, Бондаренко был ещё жив.Он сказал «Не вините никого, я сам виноват».Его доставили в Боткинскую больницу, где врачи боролись за его жизнь, но безуспешно.

Астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи .
Во время подготовки к первому пилотируемому полёту по программе «Аполлон», планировавшемуся на 21 февраля 1967 года, на борту корабля случился сильный пожар и весь экипаж погиб. Пожар произошёл 27 января 1967 во время наземных испытаний на стартовом комплексе № 34 космического Центра им. Кеннеди. В огне погибли астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи.

Космонавт Владимир Михайлович Комаров
«Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль серии «Союз», запущенный на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился единственный космонавт, Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров, который погиб во время приземления аппарата. Дублёром Комарова в этом полёте был Юрий Алексеевич Гагарин.

Неполадки начались сразу после выхода корабля «Союз-1» на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, корабль стал испытывать дефицит электроэнергии. Вследствие этой неисправности полёт был досрочно прекращён, и корабль (вполне успешно) сошёл с орбиты на посадку. Однако, уже после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы, который привёл к катастрофе и гибели космонавта. Этот был первый случай гибели экипажа космического корабля в полете.

Обломки спускаемого аппарата.

Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев
«Союз-11» - пилотируемый космический корабль, запущенный 6 июня 1971 года и доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1» . Космонавты погибли при возвращении из-за разгерметизации спускаемого аппарата 29 июня.

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в СА стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате СА разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.

Астронавты Ричард Скоби, Майкл Смит, Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Роналд МакНейр, Криста МакОлифф, Грегори Джарвис .
Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной разрыва швов ускорителя, вслед за чем горячие газы высокого давления прорвались из твердотопливного двигателя наружу, проникли в примыкающие конструкции ускорителя и достигли внешнего топливного бака. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя, повреждению и взрыву внешнего топливного бака.

Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторым его членам удалось выжить при основном взрыве. Однако шаттл не был оборудован системой аварийного покидания, и астронавты не пережили столкновения отсека с поверхностью океана на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.

Астронавты Рик Хасбэнд, Уильям МакКул, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла, Илан Рамон .
Последний полёт «Колумбии», STS-107, состоялся с 16 января по 1 февраля 2003 года. Утром 1 февраля после шестнадцатисуточного полета шаттл возвращался на Землю. НАСА потеряла связь с кораблём примерно в 14:00 дня по Гринвичу, за несколько минут до предполагаемой посадки.

В течение нескольких месяцев после трагедии учёные НАСА искали причины катастрофы. Они пришли к выводу, что к ней привело разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, вызванное падением на него куска теплоизоляции кислородного бака при старте корабля. Горячие газы проникли внутрь, что привело к перегреву пневматики колеса шасси, его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла, гибели шаттла и экипажа.

Вечная слава героям!

В заключении, подборка моих постов, посвященных космосу.

Космический телескоп Gaia отправился вчера картографировать галактику

Запуск «Союз-2.1б» со спутником «Глонасс-М»

Весь мир знает, что первым в космос полетел Юрий Гагарин, однако он был далеко не единственным претендентом на звание первого космонавта. В отряд, набранный для подготовки к космическому полету, вошли 20 летчиков. Из них в итоге в космосе побывали только 12 человек, последним полетел Виктор Горбатко.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1959 году было принято решение об отборе и подготовке космонавтов к первому полету на космическом корабле «Восток». Заняться этим поручили Центру военного научно-исследовательского национального госпиталя. Было решено выбирать из летчиков-истребителей, поскольку предполагалась, что они обладают наиболее подходящими для этого характеристиками. Отбор был жесткий и по медицинским критериям и по физическим данным - кандидат не должен был быть старше 35 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. Никому не говорили, для чего их отбирают, сообщалось, что якобы для испытаний новой техники.
Комиссия получила 3461 заявку от летчиков и отобрала для первичной беседы 347 человек. Поскольку медицинское обследование было очень тщательным, а предстоящие нагрузки серьезными, то не все решились стать космонавтами, и 72 летчика отказались от участия в программе. 206 человек допустили для дальнейших тестов. Полностью все этапы медицинского обследования смогли пройти только 29 человек.


Слева направо, сидят - П. Попович, В. Горбатко, С. Хрунов, Ю. Гагарин, С. Королев, Н. Королева с дочерью Попович Наташей, 1-й начальник Центра подготовки космонавтов Е. Карпов, Н. Никитин, начальник отдела ЦНИИАК Е. Федоров. Средний ряд: А. Леонов, А. Николаев, М. Рафиков, Д. Заикин, Б. Волынов, Г. Титов, Г. Нелюбов, В. Быковский, Г. Шонин. Верхний ряд: В. Филатьев, И. Аникеев, П. Беляев.
11 января 1960 года была создана специальная войсковая часть 26266, которая теперь является Центром подготовки космонавтов. Начальником был назначен полковник медслужбы Евгений Карпов. А будущие космонавты образовали группу ВВС № 1.
7 марта 1960 в отряд первых космонавтов зачислили 12 человек: Юрия Гагарина, Валерия Быковского, Ивана Аникеева, Бориса Волынова, Виктора Горбатко, Владимира Комарова, Алексея Леонова, Григория Нелюбова, Андрияна Николаева, Германа Титова, Георгия Шонина и Павла Поповича. Позднее к ним присоединились еще 8 летчиков: Дмитрий Заикин, Евгений Хрунов, Валентин Филатьев, Валентин Варламов, Валентин Бондаренко, Павел Беляев, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. Для подготовки пригласили летчика, спасавшего челюскинцев, Героя Советского Союза и участника Великой Отечественной войны Николая Каманина.
К апрелю 1961 были отобраны трое для полета: Титов, Гагарин и Нелюбов. Они записали обращение первых космонавтов к советскому народу и 12 апреля все трое были на Байконуре. Титов был дублером Гагарина, Нелюбов должен был заменить товарищей в случае форс-мажора.


Гагарин на Байконуре перед полетом
Нелюбов так и не полетел в космос. Из-за своего вспыльчивого характера он был отчислен из отряда и закончил жизнь очень печально - в 1966 году в нетрезвом состоянии попал под поезд.
Это не единственный раз, когда жизнь космонавтов из первого отряда трагически обрывалась. Гагарин разбился во время неудачного тренировочного полета на самолете в 1968 году, годом ранее при посадке космического корабля «Союз-1» погиб Владимир Комаров.


Герман Титов и Андриян Николаев во время тренировки, 1964 год
Самый молодой член отряда Валентин Бондаренко сгорел в барокамере. 23 марта 1961 года он завершил 10-дневное пребывание в камере и после протирки спиртом мест на теле, к которым крепились датчики, выбросил вату. Она попала на раскаленную спираль и вспыхнула, скорее вся камера заполнилась огнем. Когда Бондаренко достали, его тело сильно обгорело. Врачи пытались спасти космонавта, но безуспешно.
Большинство из тех, кто так и не полетел в космос, продолжили карьеру в авиации или остались работать в космической сфере. Те же 12, которым все же посчастливилось стать первыми космонавтами, совершали полеты в таком порядке:
По программе «Восток»: Юрий Гагарин 12 апреля 1961, Герман Титов 6−7 августа 1961, Андриян Николаев 11−15 августа 1962, Павел Попович 12−15 августа 1962, Валерий Быковский 14−19 июня 1963.
По программе «Восход»: Владимир Комаров 12 октября 1964, Павел Беляев и Алексей Леонов 18−19 марта 1965.
По программе «Союз»: Борис Волынов и Евгений Хрунов 15−18 января 1969, Георгий Шонин 11−16 октября 1969, Виктор Горбатко 12−17 октября 1969.


Владислав Волков и Виктор Горбатко во время тренировки в невесомости
Так получилось, что Горбатко был последним из отряда, кто впервые полетел в космос. Однако, в отличие от остальных, на счету которых было всего один или два полета, Виктору Горбатко, как и Валерию Быковскому, посчастливилось трижды слетать в космос - еще и 7−25 февраля 1977 на «Союзе-24» и 23−31 июля 1980 на «Союзе-37». Через два года после своего третьего полета Горбатко ушел в отставку, как и многие его товарищи в начале 80-х. Самый большой стаж из членов первого отряда оказался у Бориса Волынова, он прослужил до 1990 года, отдав космосу 30 лет. Вместе с Валерием Быковским и первым человеком, вышедшим в открытый космос, Алексеем Леоновым Волынов остается одним из ныне живущих членов первого отряда космонавтов СССР.

Внимание, минутная готовность!
Ключ на старт!
Есть ключ на старт!

Протяжка один!
Есть протяжка один!
Продувка!
Есть продувка!
Ключ на дренаж!
Есть ключ на дренаж!
Зажигание!
Понял вас, дается зажигание.
Предварительная!
Есть предварительная!
Промежуточная!
Главная!
Подъем!

35 секунд, полет нормальный. Высота 19 километров. Температура за бортом – 55°С. Здесь вода кипит при температуре человеческого тела, а на иссиня-черном небосводе днем видны звезды.

60 секунд, полет нормальный. Высота 32 километра. За минуту, прошедшую с момента старта, ракета «Фау-2» набрала скорость порядка 1600 м/с (около 6 тыс. км/ч).

В этот момент наблюдатели на Земле видят, как отделилась вторая ступень, названная «ВАК-Корпорал», и, резко увеличив скорость, пошла на штурм предельной высоты.

100 секунд, полет нормальный. Ракета «ВАК-Корпорал» достигла высоты 110 км. Пройдена «линия Кармана», определяющая границу между космонавтикой и аэронавтикой: на этой высоте становятся бессмысленными все законы аэродинамики, т.к. для создания подъемной силы потребуется превысить первую космическую скорость (7,9 км/с).

145 секунд, полет нормальный. Высота 160 километров. Температура за бортом + 1500°С. Но сверхнизкое давление воздуха, близкое к вакууму, делает бессмысленным само понятие температуры - здесь она лишь указывает на очень высокую скорость движения молекул воздуха. Человек, окажись в термосфере без скафандра, почувствует лишь ледяной холод космического пространства.

150 секунд с момента старта. Первая ступень – ракета «Фау-2» – достигла высоты 161 км и рухнула вниз, в пропасть земной атмосферы... В это время «ВАК-Корпорал» летит в Космос со скоростью 2,5 км/с.

200 секунд, полет нормальный. Достигнута высота 250 км. Граница наиболее низкой возможной орбиты с краткосрочной стабильностью. Искусственный спутник Земли может просуществовать здесь несколько недель.

300 секунд с момента старта. Ракета «Фау-2» разбилась в пустыне в 36 километрах севернее места запуска. В это время «ВАК-Корпорал» продолжает подниматься к звездам.


Обнаруженные обломки "Фау-2"


390 секунд, полет нормальный. Вторая ступень достигла высоты 402 километра. На этой высоте настолько глубокий вакуум, что его не удается достичь даже в самых современных лабораториях в наземных условиях. Таким образом, ракета «ВАК-Корпорал» достигла безвоздушного пространства.

12 минут, конец полета. Ракета «ВАК-Корпорал» разбилась о земную поверхность. Несмотря на то, что радиолокаторы точно определили район падения второй ступени, ее остатки были найдены только через год в 135 километрах от места старта.


Вот так, 24 февраля 1949 года американская ракетно-космическая система «Бампер» открыла Человечеству дорогу к Звездам. Читатель наверняка улыбнулся, прочитав эту фразу – ведь все же знают, что первый космический спутник запустили в Советском Союзе. 4 октября 1957 года баллистическая ракета Р-7, легендарная «Королевская семерка», унесла в ночное небо Байконура стальной шар диаметром 58 сантиметров, ставший символом начала Космической Эры. Человечество победило притяжение Земли.

В погоне за сенсацией

Легенды о космической программе Третьего Рейха и секретных фашистских базах на Луне до сих пор не сходят со страниц «желтой прессы». Действительно, кто же первым вышел в Космическое пространство? Немецкий «астронавт» Курт Келлер, утверждающий что совершил суборбитальный полет на «Фау-2» еще в 1944 году? Или, может быть первым в Космосе был фантастический ракетоплан доктора Зенгера? В конце концов, достойна ли пальмы первенства команда американских исследователей, запустившая в 1949 году ракету на высоту 400 километров?
Смотря что подразумевается под «запуском в космос». Если это обычный суборбитальный полет по параболической траектории, то тогда, несомненно, первыми были немцы – еще в годы Второй мировой войны на Лондон упали 4300 баллистических ракет «Фау-2»!

Здесь сразу же возникает вопрос: где граница земной атмосферы и где начинается Космос? Например, в США официально проводят границу воздушного пространства на высоте 50 миль (80 км). Россия называет цифру 100 километров. Конец жарким спорам подвел Теодор фон Карман, предложив, на мой взгляд, гениальное решение – Космос начинается там, где для создания минимальной аэродинамической подъемной силы требуется первая космическая скорость. Это происходит как раз на высоте около 100 километров. Вершина траектории полета баллистической ракеты «Фау-2» превышала 100 км, другими словами немецкая ракета первой вышла в Космическое пространство. Пусть всего на несколько секунд.

Примечание. Секретным разработкам Третьего Рейха зачастую придается несправедливо большое значение. На самом деле, «фантастические» немецкие проекты во многом отражали намерения, а не возможности. После войны на территории Германии не было обнаружено ни одного действующего ядерного реактора. Немецкие реактивные самолеты в реальности оказались ненадежными «вундервафлями» с пылающими двигателями и заклинившими пушками - в это же время у союзников появились свои реактивные машины, ничуть не уступающие немецким «Швальбе» и «Блицбомберам». Советская школа танкостроения превзошла немецкую, а американцы на десятилетие опередили Рейх по системам радиолокации и связи. Из тысячи «суперсовременных» немецких субмарин 783 остались лежать на дне Атлантики. Хваленые зенитные ракеты «Вассерфаль» не сбили ни одного самолета, а от пусков «Фау-2» было не больше пользы, чем от Общества изучения арийской расы.


А в чем же тогда смысл достижения американских ракетчиков, поднявших контейнер с научным оборудованием на высоту 400 километров над Землей? Ведь это обычный суборбитальный полет, который отличается от полетов «Фау-2» лишь более высокой траекторией – «ВАК-Корпорал» поднялась туда, где в настоящее время бороздит космическое пространство МКС (что, конечно, впечатляет – все-таки на дворе стоял 1949 год). Единственное важное преимущество проекта «Бампер» (дикий симбиоз трофейной «Фау-2» и американской метеорологической ракеты) – двухступенчатая конструкция, что позволило многократно увеличить максимальную высоту подъема ракеты. Тем не менее, когда звучит шутливый вопрос: «Кто был первым в космосе?» американские любители космонавтики часто приводят в пример именно полет «ВАК-Корпорал».

Наверное не стоит долго рассказывать, в какой стране создали первый искусственный спутник Земли и кто был первым космонавтом. Принципиальным отличием «Спутник-1» от «ВАК-Корпорал» была эллиптическая траектория полета советского космического аппарата.


Траектории запусков по проекту "Бампер". Кроме полетов в космическое пространство, проводились запуски на максимальную дальность полета.


Что касается уровня их технологического исполнения, то двухступенчатый «Бампер» и ракета-носитель Р-7 отличались также, как китайская петарда и управляемая ракета «Хэллфайр». К концу 40-х годов прабабушка всех современных ракет «Фау-2» была уже во многом устаревшим проектом, с кучей недостатков и неудовлетворительными характеристиками. Ввиду отсутствия на тот момент необходимых знаний и технологий, американским специалистам так и не удалось обеспечить эффективное разделение ступеней ракеты. С точки зрения логики, отделение первой ступени должно происходить в тот момент, когда в ее баках полностью израсходовано горючее, увы, на «Бампере» это было невозможно, т.к. ускорение «Фау-2» в последние секунды работы ее двигателя превышало начальное ускорение, которое могла развить «ВАК-Корпорал». Много вопросов возникло с автоматическим запуском двигателя второй ступени на высоте 30 километров – компоненты топлива отлично горели в наземных условиях, но в разреженной атмосфере они мгновенно испарялись и смешивались, что приводило к преждевременному взрыву в топливопроводах и разрушению ракеты. Много проблем возникло со стабилизацией ракеты на верхнем отрезке траектории – все аэродинамические поверхности оказались бесполезны в вакууме. «ВАК-Корпорал» можно с большой натяжкой назвать космической системой – ни по одному из критериев она не подходит под это звание.
Одним словом, истина остается не зыблема – первенство в космической гонке принадлежит СССР.

Первые изоображения Земли, полученные из ближнего космоса:


Top