Кто такой захар прилепин писатель. Подавить в себе еврея

Сегодня он везде желанный гость — со своими песнями на рок-сцене, со своими книгами на литературном вечере, с острыми полемическими выпадами в статьях и на передовицах газет, с провокативными публикациями в соцсетях, с гуманитарной помощью в разбомбленных деревнях на Донбассе. С ним можно не соглашаться, но невозможно отказать ему в таланте: словом или личным примером он расправляет людям плечи, возвращает им достоинство и способность ходить с высоко поднятой головой по своей земле.

Захар Прилепин (по паспорту Евгений Николаевич Прилепин) — русский писатель, журналист, музыкант. Родился в деревне Ильинка Скопинского района Рязанской области в семье учителя и медсестры. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета и Школу публичной политики. Работал журналистом, разнорабочим, охранником, грузчиком, служил командиром отделения ОМОН, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах.
Уже первый роман «Патологии», изданный в 2005 году, принес Прилепину широкую известность, а вышедший через год роман «Санькя» сделал автора культовой фигурой современной российской прозы. Прилепин лауреат престижных международных и российских премий в области литературы. Произведения писателя переведены на 20 иностранных языков. По книгам Прилепина снимаются фильмы, ставятся спектакли, сам он активно гастролирует с группой «Элефанк».
По собственному признанию, Захар Прилепин счастливо женат, а к числу наиболее важных своих достижений относит четверых детей.

— В своих произведениях писатель часто наделяет героев собственными чертами. А что-то от родителей нашло отражение в ваших произведениях?

— С такими вещами, как родители, играть сложно, едва ли я стал бы. Свою биографию и самого себя можешь мять, преломлять, видоизменять, улучшать, ухудшать. А вот с родителями так забавляться не будешь. Например, отец в рассказе «Лес» – это действительно мой отец, и дед в «Грехе» — это мой дед, Семен Захарович Прилепин. И бабушка там тоже моя, настоящая. Они были настолько колоритные люди, я так сильно их любил, от них были такие разнообразные, сложные ощущения, что и не надо какие-то вензеля рисовать. Что-то придумывать — лишнее и ложное занятие. Гораздо важнее попытаться понять и описать, как люди жили, какая у них была боль, какие страсти, мысли. Ведь в детстве ничего этого не чувствуешь, живешь в своем волшебном солнечном шаре. А потом вдруг что-то, много позже, начинаешь осознавать.

— И каковы результаты? Что вам удалось «раскопать» об отце? В одном из интервью вы говорили, что в разного рода «угловых» ситуациях всегда принимали сторону матери, и лишь позднее поняли, что все «гораздо сложнее».

— Это сугубо бытовая тема. Отец, как многие интеллигентные люди, некоторым образом злоупотреблял алкоголем, что, впрочем, никогда не мешало его работе. Он был директором школы, и ни разу не случилось такого, чтобы он не вышел на работу. Но он позволял себе выпивать безумное количество алкоголя и потом бывал буен – маме могло перепасть. Конечно, я был на стороне матери, потому что она слабее. Спустя годы я понял, какая в отце была мука внутренняя. Она никому не была видна. Никто не мог подумать, что его нужно как-то успокоить, помочь. Он был разносторонне одаренный человек, умел делать всевозможные вещи руками: рисовал картины, вырезал ножом разнообразные фигурки, ваял скульптуры, построил за свою жизнь несколько домов, умел запрягать лошадь и пахать землю. Все, что в жизни я делать не умею – он умел.

В послевоенное время семья отца жила в деревне Каликино Липецкой области. Было ему лет восемь. И вот он говорит матери: «Купи мне гитару». Моя бабушка пошла, продала порося, купила гитару. Гитары тогда были дорогущими, половину порося за нее отдала. Дед ее чуть не прибил тогда. А отец засел с этой гитарой в курятнике и сам научился играть. Отличный гитарист был. Еще через два года: «Мам, купи мне баян». Бабушка двести яиц сдала и купила баян. И отец опять сам его освоил – на всех свадьбах был зван, множество песен знал, аккомпанировал прекрасно.

Годы спустя я обнаружил письмо отца той поры, когда он ухаживал за матерью. Ей было 17, ему 22. В том письме он пишет, что хочет чего-нибудь добиться в жизни, только еще не решил — в литературе, в музыке или в живописи. Разносторонний, одаренный был человек, но не мог определиться. Так себя ни в чем и не реализовал, по сути. Многие впадают в депрессию, когда что-то не удается в жизни, а мой отец всегда был внешне спокоен, сдержан, невозмутим, я никогда не видел его в плохом настроении. Но внутри-то его точило.

— Есть книги, любовь к которым вы унаследовали от отца?

— Он читал очень много, но мы мало это обсуждали. Отец мне привил любовь к поэзии. Я в девять лет прочитал ему свое первое стихотворение: «Люблю я Русь, клянусь». Отец говорит: «Молодец! Но нужно, чтобы были метафоры, чтобы была образность». Это единственный такой разговор был. А так… Он читал «деревенщиков», читал редкие для деревенского мира книги: Хемингуэя, чуть позже — Газданова. Но больше всего любил поэзию: Есенина, Рубцова. Что я точно унаследовал от отца, так это любовь к творчеству и Дольского.

— А примеры мужского воспитания, уроки какие-то жизненные, преподанные отцом, помните?

— Помню, были мы как-то на пилораме, и отец «распахал» себе руку циркулярной пилой. И ничего: завернул платком и пошел как ни в чем не бывало. Абсолютное спокойствие. И так во всех ситуациях, когда что-то происходило: всегда спокойный вид, все под контролем, всегда невозмутимый, никакой суеты…

У меня было ощущение абсолютной несокрушимости отца. Прошли годы, а это чувство сохранилось. Никакого воспитания в виде назидательных разговоров не было: его пример сам по себе был воспитанием.

Я это тоже унаследовал, меня мутит от любого дидактизма. Моя любимая женщина – жена Машенька – просит, когда сын Глеб начинает «косячить»: «Поговори с ним!» Я: «Да, хорошо, поговорю». Мы выходим на улицу, молча садимся в машину, так же молча доезжаем до школы, он молча выходит. Я ему на прощание говорю: «Ну, ты понял»? Он: «Понял». И все. Я не могу читать наставления. Зачем это вообще произносить, если достаточно выправить собственную жизнь, которую ребенок постоянно наблюдает.

— Как происходило ваше становление как отца? В подражании, а, может быть, наоборот, в противопоставлении собственному отцу?

— У меня всегда было ощущение, что отец — взрослый, настоящий «мужчина». А я до сих пор чувствую себя подростком. Появление детей – это, конечно, счастье в чистом виде, с одной стороны. А, с другой, все, что происходит со мной во взрослой жизни, я воспринимаю, как недоразумение: «Погодите, какие дети?! Я же сам ребенок. Не писатель, не командир отделения ОМОН – это все чушь какая-то. Я вас всех обманул». К тому, как я себя чувствовал лет в 17-18, ничего не прибавилось. Эмоции, представления, палитра чувств – те же. Хотя действительно появились и растут дети, и жена говорит, что им будет очень сложно выйти из-под моего влияния. Маша считает, что я подменяю им подростковую среду. У меня с отцом была близость необычайная, но у него — Дольский, Вертинский, а у меня – Гребенщиков, Цой, Ревякин и еще что-то эдакое, отчасти даже наперекор. У группы «Телевизор» была песня «Выйти из-под контроля». Я на двери себе это написал, волосы отрастил, серьгу в ухо вдел, что тогда редкостью было.

А мои дети? Что смотрю я, то и они, что читаю я – и они читают. Музыку нахожу – они ее в класс тащат. То есть, тут обратный процесс получается. Все их кумиры у меня на даче отдыхают, со мной дружат. И словарь у нас плюс-минус одинаковый. Жена говорит: «Им надо от этого избавиться». Дети должны стремиться перерасти своих родителей. Ну, это им так кажется, что они перерастают, на самом деле, они просто в сторону уходят, начинают торить свою дорогу в жизни.

Я помню, водил ребенка на тренировку по хоккею. Сижу с бутылочкой коньячка и книжкой на трибуне. А все отцы у коробки кричат своим сыновьям: «Давай, давай!» Думаю, ну дай-ка тоже схожу вниз. Подошел, сына позвал, говорю: «Глеб, нормально все?» Он: «Да, нормально». И я пошел обратно сидеть, ждать.

Была ситуация, когда один пацанчик задиристый во время игры сына начал толкать. Я спустился, говорю: «Чего это он тебя толкает»? Он: «Ну вот не знаю, пристает». Я: «Ты же можешь подсечку сделать. Он упадет — сядь ему на грудь и ударь прямо в сетку». Он сделал подсечку, уронил, но не ударил. Говорит потом: «Я вот стукнуть не смог, пап». «Ладно, — отвечаю, — так сойдет». Это, пожалуй, был единственный раз, когда я вошел в роль отца. Больше никогда этого не делал и не чувствую необходимости.

— Чем еще вы вместе занимаетесь?

— Поначалу мы жили очень бедно, ели почти все время одну жареную картошку и капусту. А потом, когда появились гонорары, стали понемножку путешествовать. По России катаемся: в Саров, в Арзамас, в Болдино были несколько раз. И по миру тоже — Индия, Франция, Тунис, Таиланд. В Сербию собираемся. Мы бродим ночами по каким-то кварталам, клубам, и дети с нами. Я стараюсь вести себя так, чтобы жена и ребята ощущали себя каждую секунду в полной безопасности. Недавно няня сказала про Глеба, что он выдержанно и несуетливо ведет себя на людях, старается контролировать ситуацию. Эти манеры он, надеюсь, перенял у меня.

Иногда отпускаю жену отдохнуть и остаюсь с четырьмя детьми. Ничего, справляюсь. И работать успеваю, и за детьми ухаживать. Все у меня сыты, умыты, довольны. Я думаю, дети воспринимают это как должное, это откладывается в них как норма, которую они потом воспроизведут в своих семьях. Не понимаю мужчин, которые боятся остаться наедине с маленьким ребенком. Мне можно и восемь, и десять детей доверить — все будет хорошо. Забота о детях — она просто обязывает постоянно быть начеку, постоянно трудиться. Это как в деревне, где утром просто нельзя не встать на работу. Крестьянскую жизнь невозможно приостановить, — корову не выдернешь из розетки, ее надо кормить, доить. Наверно во мне генетически отложилась эта тотальная, несокрушимая работоспособность моего отца, моих дедов и прадедов, эта крестьянская закалка.

Но вообще, у нас не так много времени для совместных занятий. Я же постоянно в разъездах.

— У кого более благополучное детство – у вашего поколения или у поколения ваших детей?

— Знаете, у нас слишком разное детство. При всей ностальгии по «советскому», я, конечно, понимаю, что это была за страна, какое ханжество царило в иных сферах. А уж поздний Советский Союз – это вообще кошмар. Когда я пишу об СССР, в первую очередь, говорю о принципах, которые там все-таки присутствовали. Например, когда мы жили в Дзержинске, я, уходя в школу, оставлял ключ под половиком. И так многие делали. Не было никаких кодовых замков и железных дверей. Все это сложно недооценивать. С другой стороны, кажется, пили больше: весь круг отцовских знакомых жутко пьянствовал. Сейчас, по-моему, так не пьют.

С перестройкой появилось мальчишеское насилие, курение, массовые драки. Дзержинск в то время был кошмарным городом: выходишь на улицу и всякий раз как в омут с головой, кругом гопота. Правда, тогда еще не было такого вопиющего разврата среди подростков.

А сегодня… Сегодня мои дети учатся в хорошей школе, где никто не курит, не пьет и не дерется с учителями. В школе очень высокая планка и воспитания, и образования. Они учатся с утра до вечера плюс спортивные секции. К концу года они никакие. А я, помню, приходил из школы, уроки делал минут пятнадцать и свободен.

В общем, тут все сложно к одному знаменателю привести.

— Вы наблюдаете за своими детьми? Отмечаете для себя какие-то особенности их взросления?

— Признаюсь, есть такой культ, созданный в семье без меня – культ папы. Они ко мне со своими слабостями или сомнениями не пойдут, у нас это не принято. Такие вещи обсуждаются с мамой. Вот от нее, мне кажется, у них нет секретов.

Мне они стараются демонстрировать свои успехи. А старший, Глеб уже интересуется глобальными вещами. Если слышит, что мы с женой говорим о политике, может подойти и спросить про Крым, про Донбасс. О литературе часто спрашивает.

— Вам случалось извиняться перед детьми?

— Нет, упаси Бог. И им передо мной тоже не приходится. Только один раз была ситуация. Развели в комнате бардак, я попросил прибраться, а они стали валить друг на друга. Пришлось рассердиться и запретить им смотреть мультфильмы. Через какое-то время они пришли и говорят: «Мы были неправы, прости нас». Даже не из-за мультфильмов, просто по совести. Это был единственный раз такой. А чтобы я перед детьми – нет, я ничего не делал им плохого.

— Как дети относятся к вашей деятельности: литературной, музыкальной, общественной?

— Сейчас мои книжки читают только сыновья. Девочкам пока рано. Глеб прочитал все мои книги, некоторые по несколько раз. Я даже и не спрашивал, какие ему нравятся, и что он из них понял.

С музыкой, к счастью, меня дома поддерживают. Мои дети – это мой фан-клуб. Особенно полюбился всем альбом «Охотник». Точно знаю, они не стали бы слушать, если бы не понравилось.

Сыновья читают все материалы обо мне. Я-то не читаю. Мне по себя все ясно в литературе. А они переживают. С ними я впервые понял, что публичность родителя ставит детей под удар. К сожалению, в социальных сетях подчас не придерживаются никаких морально-этических норм, колоссальное количество людей пишет в мой адрес гнусности, бесстыдно врет и хамит. В личной полемике можно поставить человека на место, заставить соблюдать рамки приличий, а тут нет. Недавно Глеб прочитал про меня какую-то дрянь. Если бы я в детстве на заборе прочитал такое про отца, мне было бы очень тяжело. Но он знает меня настоящего, понимает, насколько безответственно люди могут себя вести в соцсетях, поэтому не думаю, что его это сильно ранит.

.

Сейчас Захара Прилепина знают как писателя и колумниста, актера и телеведущего, музыканта и политика. Он пишет в "Живом Журнале", ведет канал на Youtube и редактирует сайт "Свободная пресса". При этом не страдает муками творчества и "не знает, что такое вдохновение". Главное огорчение - нехватка времени: дети подрастают, и упускаются моменты их взросления.

В таком круговороте Прилепин черпает силы в том, что не имеет "претензий к жизни".

"Я же всем всегда доволен. Такой с детства. А логика высших сил, которые нас всем этим одаривают, наверное, следующая: раз ты счастлив, то - на, вот тебе еще сил немножко».

Детство и юность

Захар Прилепин родился в июле 1975 года в селе Ильинка Рязанской области. При рождении мальчика назвали Евгением. Семья Прилепиных была небогатая: отец Николай работал в школе учителем истории, а мать Татьяна – медсестрой в больнице. Поэтому будущему писателю пришлось начать работать с ранних лет.

Близкие люди, вспоминал позднее Захар, настолько колоритны и он так их любил, что наделял героев произведений присущими им чертами. В рассказе «Лес» отец списан с Прилепина-старшего, дед из «Греха» - это дед автора, Семен.


В 1986 году семья переехала в Нижегородскую область, в город Дзержинск, где родителям выдали квартиру. Мать Прилепина устроилась на химзавод «Корунд». В 16 лет мальчик начал подрабатывать грузчиком в хлебобулочном магазине. Через год скончался отец, после его смерти парню приходилось несладко. Окончив школу, сменил место жительства на Нижний Новгород, после чего в 1994 году ушел в армию, но впоследствии был комиссован.

Затем Прилепин поступил в школу милиции – высокорослый (185 см), крепкий юноша служил в ОМОНе.

Параллельно с работой будущий писатель учился на филологическом факультете Нижегородского университета имени Лобачевского. Однако продолжить учебу тогда не было суждено – в 1996 году Прилепина отправили в Чечню. Еще через 3 года Захар принял участие в боевых действиях уже в другом кавказском регионе - в Дагестане.

В 90-е Прилепину не хватало зарплаты омоновца, и он подрабатывал секьюрити в ночных клубах. Работал он и охранником, и разнорабочим. В 1999 году мужчина закончил университет и ушел из ОМОНа.

Книги и творчество

В 2000 году в Нижнем Новгороде Прилепин начал работать в местной газете «Дело», после чего быстро стал довольно популярным журналистом. Уже через год после приема на работу Захар стал главным редактором газеты.

Первые опусы Прилепина-писателя начали появляться в 2003 году, тогда это были поэтические произведения. В это время написан первый роман «Патологии», в котором красной нитью проходит тема чеченской войны. Сначала его по кусочкам печатали в журналах, а отдельной книгой издали в 2005 году.


Начиная с 2006 года в разных издательствах публиковались произведения «Санькя», «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой», «Я пришел из России», «Terra Tartarara. Это касается лично меня» «Именины сердца. Разговоры с русской литературой».

Прилепин получил образование в Школе публичной политики, которая была основана фондом «Открытая Россия» . В 2007 году писатель вошел в число соучредителей движения «Народ», идеологией которого стал «демократический национализм».


В этом же году Захар Прилепин завел блог на открытой платформе «Живой Журнал». Здесь писатель смело освещает интересующие его темы, пишет о личном творчестве, о литературе и о политике. Захар не скрывает своей твердой позиции по многим острым политическим вопросам.

2009 год ознаменовался для Прилепина получением серебряной медали Бунинской премии за сборник «TerraTartarara. Это касается лично меня». Тогда же Захар назначен секретарем российского Союза писателей. Кроме этого, начал карьеру телеведущего, работая в программе «PostTV».


В 2010 году Захар Прилепин подписал обращение к российским властям от оппозиции и в интервью объяснил, что считает системой, а "всю систему необходимо менять, чтобы получить открытое политическое пространство". Активист не раз встречался с президентом России лично, беседуя с ним на различные темы, в том числе и на политические.

Захар любит русский рок и сам иногда пишет музыку. В 2011 году он дебютировал с альбомом «Времена года», записанным с собственной группой «Elefunk» на лейбле «Полдень Music».


Певец и музыкант Захар Прилепин

В том же 2011-м известный мужской журнал GQ назвал Прилепина писателем года. Тогда же автор удостоен премии "Бронзовая улитка" за роман «Черная обезьяна».

В 2012 году Захар написал пособие по современной литературе «Книгочет» и издал повести в сборнике «Восьмерка».


В 2014 году роман "Обитель" принес Захару Прилепину престижную премию «Большая книга», учрежденную деловыми кругами России. Победителей выявляет жюри из 100 человек, в том числе деятели науки и искусства, журналисты и общественники.

В 2015-м писатель продолжил телевизионную карьеру. Захар взялся вести музыкальное шоу «Соль» на канале РЕН ТВ, где беседовал с популярными российскими музыкантами на важные социальные темы. В эфир вышли 65 выпусков, а в начале 2016-го Прилепин открыл новую авторскую программу «Чай с Захаром» на православном канале «Царьград ТВ». Этот проект закрылся спустя год.

«Программы мои на канале были самые рейтинговые. Именно поэтому они меня, со всей моей левацкой повесткой, и терпели».

Политика

Политика - дело утомительное, говорит Захар, люди устали, и мало кто хочет погружаться в это болото, однако чувствует, что вот он-то и обязан. Главным интересом Прилепина стал украинский вопрос. Блоги писателя в основном посвящены ситуации на Донбассе.

В 2015 году Прилепин занял пост советника главы Донецкой Народной Республики , в 2016-м начал участвовать в военных столкновениях. Мужчина стал заместителем командира батальона спецназа по работе с личным составом армии ДНР, где впоследствии дослужился до звания майора.


В этом же году Прилепин принял участие в публичном обсуждении политических и социальных вопросов на площадке дискуссионного клуба «Тренд» в Санкт-Петербурге. Вместе с Захаром выступил знаменитый переводчик . Мнения ораторов сошлись во многих вопросах.

Захар Прилепин поделился своими взглядами и с алтайскими читателями во время совместных с журналистом и писателем Сергеем Шаргуновым пресс-конференций в Барнауле.


В 2017-м СМИ сообщили, что Прилепину надоело просто доставлять на Донбасс гуманитарную помощь. Русский писатель собрал батальон из местных жителей, "которых знал где искать". Не обошлось без обвинений в пропаганде наемничества, когда в интервью "Комсомольской правде" прозвучали слова, что "стоит очередь парней из России".

Прилепин ответил прессе в «ЖЖ», что не объявлял призыва в армию ДНР и не зазывал людей в батальон, тем более наемниками. Ни о каком призыве речь не идет.

«Когда все началось, весной 2014 года, мы запустили проект «Интербригады» и начали потихоньку поставлять сюда добровольцев. Сначала в Луганск, потом в Донецк». Идея о том, что нужно создавать собственное подразделение, присутствовала постоянно».

Также Прилепин попросил не приглашать его на ТВ – он отказывался давать интервью, упрекая СМИ в том, что те перевирают его слова и «устраивают балаган». В доказательство своих слов мужчина публикует в блоге ссылки и выдержки из посвященных ему материалов, где его то называют «агентом Путина», то пророчат скорую зачистку со стороны российских властей.

Такая социальная и политическая ситуация вдохновила автора написать сборник биографий писателей, участвовавших в различных войнах прошлых веков. Книга вышла в 2017 году под названием «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».


На выход книги и на то, что Прилепин продолжает вести телепередачи, откликнулись критики, обвинив его в лицемерии, в несерьезном понимании войны. На эти претензии писатель ответил тем, что если он все бросит и будет тихо воевать на Донбассе, то он, его батальон и его идеи лишатся стабильного финансирования и площадки для высказываний, что вовсе не будет «поступком», как это характеризуют противники Прилепина.

Захар жертвует заработанные творчеством деньги и на благотворительность. По словам писателя, у него полтора миллиона запросов на помощь семьям, пострадавшим в конфликте. Прилепин содействовал проведению масштабного музыкального фестиваля "Лава-фест" с приглашением рэперов ,

Захар – православный христианин, постоянно ходит в церковь, крестил детей. Живут Прилепины в Нижнем Новгороде, в доме на берегу речки Керженец. В ноябре 2017-го Захар и Мария обвенчались в Донецке.


Помимо «ЖЖ», Захар пользуется

Захар Прилепин родился в 1975 году на Рязанщине в простой семье. Отец учил детей в школе истории, мать трудилась медсестрой. Через несколько лет семья получила квартиру в Дзержинске Нижегородской области. Подросток рано начал работать, так как умер отец. Матери одной приходилось тяжело, большую часть времени она проводила на химзаводе, поэтому помощь сына была очень кстати.

Служба

Окончив школу, юноша перебрался в областной центр, отсюда призывался в армию. Затем последовала школа милиции и служба в ОМОНе. Новобранца отличала хорошая физическая подготовка и высокий рост. В 1996-м Прилепин попал в Чечню. Спустя три года ему довелось вновь применять оружие в вооруженном конфликте в Дагестане. Зарплата омоновца была небольшая, поэтому приходилось подрабатывать охранником в ночных клубах или разнорабочим. Все это время будущий филолог совмещал службу с обучением в Нижегородском университете.

Литература

В 1999-м дипломированный специалист ушел из ОМОНа и начал литературную деятельность. Сотрудничество с газетой «Дело» сделало его популярным журналистом. Печатался под разными псевдонимами, наиболее популярным был «Евгений Лавлинский». Уже через год начинающий литератор возглавил редколлегию издания.

Первые произведения писателя напечатала газета «День литературы» в 2003-м. С его творчеством познакомились читатели «Литературной газеты», журналов «Роман-газета», «Новый мир», «Аврора». В этот период он создал дебютный роман «Патология», поднимавший тему Чеченской войны. Произведение печаталось отрывками и было издано полностью только в 2005 году. Далее последовали работы: «Санькя», «Грех», сборники «Ботинки, полные горячей водкой», «Я пришел из России», «Terra Tartarara». Многие считают Захара родоначальником современной военной прозы.

Известность писателя росла с каждым годом. Новые произведение «Черная обезьяна», книги «Восьмерка», «Летучие бурлаки» и «Не чужая смута» вызвали огромный читательский интерес. Роман «Обитель» был признан лидером продаж и самой востребованной книгой в московских библиотеках в 2015-м, а его автор занял вторую строку в рейтинге «Писатель года в России». Вскоре ему все же удалось подняться на верхнюю ступень литературного пьедестала. Произведения популярного автора изданы большими тиражами в нашей стране и переведены на многие языки мира.

Политика

В 2004-м Прилепин примкнул к нижегородским национал-большевикам и даже возглавил их газету «Народный наблюдатель». Вскоре Захар окончил Школу публичной политики и стал соучредителем движения «Народ». Оппозиционную деятельность он продолжал все последующие годы. Активно участвовал в массовых мероприятиях протеста с лозунгами о «необходимости менять систему» и «выведении страны из политической заморозки». После событий в Крыму оппозиционер объявил власти «личное перемирие». Такое решение он объяснил изменениями, происходящими в стране, о них он мечтал два десятилетия. В 2014 году писатель в качестве военкора лично посетил зону боевых действий на юго-востоке Украины, его заметки печатались в «Комсомольской правде».

Журналистика и ТВ

В второй половине 2000-х наблюдался активный период журналистской деятельности Прилепина. В Нижнем Новгороде он возглавил редакцию «Новой газеты» и сайта «Свободная пресса». В разное время он публиковался в «Огоньке», «Новой газете», «Известиях». В 2013-м на радио «Дождь» в эфире звучала программа «Прилепин». Авторские передачи писателя вынесли на суд зрителей телеканалы «НТВ», «Рэн-ТВ» и «Царьград».

Музыка и кино

Писатель попробовал себя в роли рэп-исполнителя, снялся в клипе группы «25/17». В 2011-м Прилепин создал группу «Элефанк», ребята записали три альбома. В музыкальной биографии Захара есть несколько совместных работ с популярными российскими рок-исполнителями.

Его кинодебют состоялся в 2012-м в картине «Инспектор Купер». В следующем году режиссер Алексей Учитель предложил литератору небольшую роль в экранизации его романа «Восьмерка». По словам создателя картины, начинающий актер продемонстрировал исключительный комедийный талант.

Как живет сегодня

Личная жизнь знаменитости остается в тени. Известно, что он женат и является отцом троих сыновей и дочки. Со своей женой Натальей он познакомился во время учебы в НГУ, они поженились на третьем курсе.

Не слишком доверяя СМИ, он отказывается от интервью и приглашений на телевидение. Уделяя большую часть времени литературному творчеству, Захар порадовал своих поклонников новым сборником «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы». Книга посвящена биографиям русских писателей, отличившихся на поле боя.

Захар живет на средства, заработанные свои трудом. Следуя христианским принципам не скупится жертвовать на благотворительность пострадавшим семьям. Писатель мечтает провести на Донбассе рок-фестиваль и увидеть этот регион снова процветающим.

В настоящее время книгами Захара Прилепина зачитывается половина жителей России. Его авторские передачи на российском телевидении пользуются несомненным успехом. Периодически выходят песни в его исполнении. При всем успехе Прилепина в различных сферах жизни, возникает вопрос о том, смог бы он достичь этого всего, если бы не оказался в нужном месте в нужное время.

Прилепин появился на свет в 1975 году в небольшом селе Рязанской области. Настоящее его имя Евгений, позже парень сменил его на Захар для большего благозвучия с фамилией. Его семья жила совсем не богато, поэтому с ранних лет мальчику приходилось подрабатывать. Несмотря на непростое детство, у него рано проявилась творческая жилка.

Еще школьником он писал рассказы. В них он так красочно и правдоподобно описывал события, что трудно было в них не поверить. После смерти отца Захару пришлось взвалить большую часть забот о семье на себя. Парню на тот момент было всего 16 лет. Он устроился грузчиком на хлебобулочный завод, чтобы хоть как-то помочь матери финансово.

После окончания школы он поступил в школу милиции и служил в ОМОНе. Но несмотря на такой выбор профессии Захар не забывал о своей тяге к творчеству.

Параллельно со службой в милиции он учился в университете на филологическом факультете. Прилепин по долгу службы не раз отправлялся в «горячие» точки в Чечню или Дагестан, но при этом смог окончить университет и получить диплом.

Неизвестное об известном человеке

Популярность и востребованность имеет свои недостатки. Захар Прилепин не беспокоится, что у него когда-нибудь иссякнет вдохновение. Он беспокоится, что пока он занят написанием книг, созданием программ и участием в войне на Донбассе вырастут его дети. Что дети не узнают по-настоящему какой он отец, а он полностью не узнает, чем живут его дети.

Сейчас Захар вместе со своей женой Марией воспитывает 4-х детей, двух девочек, которых зовут Лилия и Кира, а также двух мальчиков - Глеба и Игната. Это практически единственная информация, которая известна о семье Прилепина.

Прошло немного времени, как парень предложил своей возлюбленной стать его женой. Они поженились, когда Захар был студентом третьего курса. Через 2 года после свадьбы упруги стали счастливыми родителями первенца.

На момент знакомства Мария делала попытки заняться бизнесом. Она смогла найти свою нишу в бизнесе на то время. Это не была какая-то крупная компания по производству товаров или услуг. Девушка, как и все в то время, занималась покупкой разной мелочи и продажи ее по более высокой цене. После Мария занималась арендой недвижимости с последующей сдачей ее в дальнейшем.

Интересные заметки:

Расчет девушки был предельно прост. Она покупала или арендовала дешевле, а продавала и сдавала дороже. Несмотря на такую простоту бизнеса он был достаточно эффективным.

Вместе навсегда

Мария, или как называет ее любимый супруг Марыся, на протяжении всего брака чувствовала себя с Захаром как за каменной стеной. Она всегда ощущала, что ее любят и поддерживают. И, когда через 10 лет брака супруг предложил Марии обвенчаться, она не поняла для чего это нужно.


Фото: prilepin.livejournal.com

Захар неоднократно предлагал Марии стать мужем и женой перед Богом, но она все время отказывалась от этого предложения. Об этом она рассказала священнику. Тот пояснил женщине, что нельзя отказывать человеку с таким предложением. Раз муж предлагает это сделать, значить он дорос до этого духовно.

Когда Захар в очередной раз предложил провести процесс венчания, Мария согласилась. Она признается, что после принятия решения ей стало легко на душе. Она поняла, что сейчас самое время стать духовными супругами с ее любимым Захаром.

Процесс венчания состоялся в 2017 году. Для венчания пара выбрала церковь в Донецке. Выбор был сделан не случайно, ведь за время пребывания в этом городе Прилепин сумел привыкнуть к этому городу. Они даже обсуждали с Марией, чтобы переехать сюда на постоянное место жительство все семьей.


Фото: prilepin.livejournal.com

Однако пока эту мечту супруги не осуществили. Они продолжают жить в России, Захар продолжает вести активную общественную и политическую деятельность, занимается творчеством. При поддержке семьи и жены он достиг немалых высот и продолжает открывать новые. При этом Прилепин не скрывает, как важно иметь рядом человека, который верит в него.

Имя: Захар Прилепин.

Место рождения: деревня Ильинка Скопинского района Рязанской области.

Родители: Прилепин Николай Семенович, учитель истории.
Нисифорова Татьяна Николаевна, медик.

Место проживания: Россия, Нижний Новгород.

Образование: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, филологический факультет.
Школа публичной политики.

Публикации: публикуется с 2003 г.
Проза: «Дружба народов», «Континент», «Новый мир», «Искусство кино», «Роман-газета», «Север».

Писатель, актёр, музыкант. Шеф-редактор сайта «Свободная пресса». Секретарь Союза писателей России. Ведущий авторской программы «Уроки русского» на телеканале НТВ. Член исполкома Общероссийского народного фронта. Заместитель художественного руководителя МХАТа им. М. Горького.

В октябре 2019 года Захар Прилепин создаёт Общественное движение «За правду». С 2020 года — Председатель партии «За правду».

Фонд Захара Прилепина занимается гуманитарной помощью жителям Донбасса.

Книги:

1. «Патологии», роман (2005)
2. «Санькя», роман (2006)
3. «Грех», одна жизнь в нескольких рассказах (2007)
4. «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы» (2008)
5. «Я пришёл из России», эссе (2008)
6. «Это касается лично меня», эссе (2009)
7. «Леонид Леонов: Игра его была огромна», исследование (2010)
8. «Чёрная обезьяна», повесть (2011)
9. «Восьмёрка», маленькие повести (2011)
10. «Книгочёт», пособие по новейшей литературе (2012)
11. «Обитель», роман (2014)
12. «Летучие бурлаки», эссе (2014)
13. «Не чужая смута», эссе (2015)
14. «Непохожие поэты: Мариенгоф, Луговской, Корнилов», исследование (2015)
15. «Семь жизней», сборник малой прозы (2016)
16. «Всё, что должно разрешиться…: Хроника идущей Войны», нон-фикшн (2016)
17. «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» (2017)
18. «Некоторые не попадут в ад», роман-фантасмагория (2019)
19. «Истории из лёгкой и мгновенной жизни», эссе (2019)
20. «Есенин. Обещая встречу впереди», ЖЗЛ (2019)

Составитель антологий и сборников:

1. «Война. WAR» (2008, «АСТрель»)
2. «Революция. Revolution» (2009, «АСТрель»)
3. «Именины сердца. Разговоры с русской литературой» (2009, «АСТрель»)
4. «Лит Перрон. Антология нижегородской поэзии» (2011, «Книги»)
5. «Десятка. Антология прозы „нулевых“ годов» (2011, «Ад Маргинем»)
6. «Лимонка в тюрьму». (2012, «Центрполиграф»)
7. «14. Антология женской прозы „нулевых“ годов» (2012, «АСТрель»)
8. Леонид Леонов. Собрание сочинений в шести томах (2013, «Терра»)
9. Анатолий Мариенгоф. Собрание сочинений в трёх томах (2013, «Терра»)
10. Поэты XX века: Васильев, Есенин, Корнилов, Луговской, Мариенгоф. Антология в пяти книгах (2015, «Молодая Гвардия»)
11. «Лимонка в войну» (2016, Алгоритм)
12. «Я — израненная земля» (2017, «Терра»)

Фильмография:

1. «Ева» (КМФ, 2019) — украинский олигарх, отец Евы.
2. «Дежурство» (КМФ, военная драма, 2017) — ополченец Кот.
3. «Гайлер» (х/ф, 2017) — Дима.
4. «УГРОза: Трепалов и Кошелек» (сериал, 2016) — поэт Владимир Луговской.
5. «Восьмерка» (х/ф, 2013) — таксист.
6. «Инспектор Купер» (сериал, 2012) — Сергей Васильев, киллер.

Экранизации:

  • «Белый квадрат» (режиссёр — Иван Павлючков), 2012. Экранизация рассказа «Белый квадрат». В 2012 году фильм получил приз «Бронзовая рама» на 12 международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданое кино» в Маарду (Эстония) и Гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия).
  • «Восьмёрка» (режиссёр — Алексей Учитель), 2013. Экранизация повести «Восьмёрка».
  • «Fucking story» (режиссёр Мара Тамкович, Польша) 2015. Короткометражный фильм по рассказу Захара Прилепина «Блядский рассказ».
  • «Собачатина» (режиссёр - выпускница ВГИКа Ксения Тищенко), 2017. Короткометражный фильм по одноимённому рассказу Захара Прилепина.

Дискография:

  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Времена года» (2011)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Переворот» (2013)
  • Рич и Захар Прилепин — «Патологии» (2013)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Охотник» (2015)
  • Рич и Захар Прилепин — «На океан» (2016)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Цветной» (2019)

Награды:

Финалист премий:

  • 2005: «Национальный бестселлер» (роман «Патологии»)
  • 2005: «Борис Соколофф-приз» (роман «Патологии»)
  • 2006: «Русский Букер» (роман «Санькя»)
  • 2006: «Национальный бестселлер» (роман «Санькя»)
  • 2006: диплом премии «Эврика» (роман «Санькя»)
  • 2007: им. Ю.Казакова — за лучший рассказ года (рассказ «Грех»)
  • 2009: им. И. А. Бунина — за книгу публицистики «Terra Tartarara: Это касается лично меня»
  • 2012: «Большая книга» (роман «Чёрная обезьяна»)
  • 2014: «Русский Букер» (роман «Обитель»)

Лауреат премий:

  • 2005: премия БРФ «Вдохнуть Париж»
  • 2006: премия «Роман-газеты» в номинации «Открытие»
  • 2007: всекитайская литературная премия «Лучший зарубежный роман года» — роман «Санькя»
  • 2007: премия «Эксклюзив года» сайта Назлобу.ру за политическую публицистику
  • 2007: премия «Ясная Поляна» «За выдающееся произведение современной литературы» (роман «Санькя»)
  • 2007: премия «России верные сыны» (за роман «Грех»)
  • 2008: премия «Солдат Империи» — за прозу и публицистику
  • 2008: премия «Национальный бестселлер» (роман «Грех»)
  • 2008: Премия «Бестселлер OZON.RU» — по результатам продаж в Интернет-магазине OZON.RU
  • 2009: «Арт-персона» года по версии радиостанции «Европа плюс»
  • 2010 Национальная премия «Лучшие книги и издательства-2010» в разделе «Биографии» — за книгу «Леонид Леонов: Игра его была огромна»
  • 2011: премия «Супернацбест» (100 000 долларов за лучшую прозу десятилетия)
  • 2011: писатель года по версии журнала GQ
  • 2012: «Бронзовая Улитка» (2012) в номинации «Крупная форма» за лучший фантастический роман года — «Чёрная обезьяна».
  • 2012: Человек города (Нижний Новгород).
  • 2012: премия BookMix.ru в номинации «Выбор экспертов» (роман «Чёрная обезьяна»)
  • 2014: премия «Книга года» за роман «Обитель» (Ежегодный национальный конкурс)
  • 2014: «Книжная премии Рунета-2014» в номинации «Лучшая художественная книга» (роман «Обитель»)
  • 2014: премия «Большая книга» (роман «Обитель»)
  • 2014: Нижегородская региональная премия «Пробуждение» в номинации «Лидер года»
  • 2014: «Премия имени Александра Ивановича Герцена» (за книгу «К нам едет Пересвет»)
  • 2015: «Премия имени Вадима Валерьяновича Кожинова» (за «Заметки из Новороссии», общественную и литературную активность)
  • 2015: Захар Прилепин стал лауреатом Есенинской премии
  • 2015: Роман Захара Прилепина «Обитель» стал победителем IV конкурса «Ревизор — 2015» в номинации «Выбор покупателя. Издатель бестселлера в бумажном варианте»
  • 2017: Премия имени Иво Андрича (Сербия) за книги «Обитель» и «Семь жизней»
  • 2017: премия Правительства РФ за достижения в области культуры
  • 2017: награждён Крестом «Доброволец Донбасса»
  • 2017: удостоен высшей награды Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» (Иркутск) — золотой медали им. А.С. Пушкина
  • 2017: стал лауреатом Премии «Александр Невский». Писателю присуждена первая премия за книгу «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».
  • 2018: награда «За сохранение традиций русской литературной школы, просветительскую и общественную деятельность».
  • 2018: Военная драма «Дежурство» (КМФ) получила главный приз Best Narrative Short на фестивале Tribeca в Нью-Йорке и стала претендентом на «Оскар». Режиссёр — Ленар Камалов, в главной роли — Захар Прилепин.
  • 2018: Лауреат международной премии города Кассино «Letterature dal fronte» за роман «Патологии» (Италия).
  • 2018: Лауреат Лермонтовской премии в номинации «За достижения в литературном творчестве, получившем общественное признание» за книги «Непохожие поэты» и «Взвод».
  • 2018: Лауреат международной премии «Человек года — 2018». Гуманитарная деятельность. Донбасс.
  • 2020: Лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» в номинации «Художественная литература» за роман «Некоторые не попадут в ад».

Французское издание книги Захара Прилепина «Патологии» получила во Франции престижную премию «Русофония» — за лучший перевод русской книги.

Фильм «Белый квадрат» (режиссёр Иван Павлючков) получил приз «Бронзовая рама» на 12 международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданое кино» в Маарду (Эстония) и гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия).

Произведения Захара Прилепина переведены на 25 языков: английский, арабский, армянский, болгарский, венгерский, вьетнамский, греческий, датский, итальянский, испанский, китайский, латышский, молдавский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, словенский, украинский, финский, французский, чешский, японский.

Книги Захара Прилепины включены в программу российских гуманитарных ВУЗов. В изданном в 2013 году учебнике «История русской литературы XX века» (рекомендован Министерством образования и науки, является первым учебником, полностью соответствующим Федеральному государственному стандарту) введена отдельная глава о Захаре Прилепине, завершающая курс современной литературы.

Деятельность: журналист (ранее: разнорабочий, охранник, грузчик, командир отделения ОМОН и т. д.)

Семейное положение: счастливо женат.

Достижения: четверо детей.

Убеждения: национал-большевик, патриот.

Пристрастия:

Проза:
Гайто Газданов: «Вечер у Клэр», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа»
Ромен Гари: «Обещание на рассвете»
Борис Зайцев: «Золотой узор»
Томас Манн: «Иосиф и его братья»
Генри Миллер: «Сексус»
Анатолий Мариенгоф: «Циники»
Владимир Набоков: «Ада или Радости страсти»
Леонид Леонов: «Пирамида», «Вор», «Дорога на Океан», «Evgenia Ivanovna»
Эдуард Лимонов: «Это я, Эдичка», «Дневник неудачника»
Александр Проханов: «Дворец», «Третий тост»
Михаил Тарковский: «Замороженное время»
Александр Терехов: «Каменный мост», «Бабаев»
Джонатан Франзен: «Поправки»
Михаил Шолохов: «Тихий Дон»
Русская классика XIX века, ПСС.

Поэзия:
Сесар Вальехо, Павел Васильев, Сергей Есенин, Эдуард Лимонов, Борис Рыжий.
Русский серебряный век. Греческая поэзия XX века. Латиноамериканская поэзия XX века.

Напевы:
Marc Almond — «Enchanted», «Open All Night»
Cure — «Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me», «Disintegration»
Manu Chao — «Proxima Estacion. Esperanza»
50 cent — «Get Rich Or Die Try»
Аквариум — «Радио Африка», «Русский альбом»
Александр Башлачев — «Вечный пост»
Александр Дольский — «Государство синих глаз», «Портрет в раме»
«Машнин Бэнд» — «Бомба»

А также:
— А-ha, Nick Cave, Depeche Mode, Rob Dougan, Marley и сыновья, Sinead OʼConnor.
— «25/17», «АукцЫон», Михаил Щербаков, Елена Фролова.

Кино:
«Сердце Ангела», реж. Алан Паркер
«Среди серых камней», реж. Кира Муратова

Любимая цитата:
«Разве я сторож брату своему?» (Каин).
«Говорили, будто я оскорбил королеву Пруссии, вовсе нет. Я только сказал ей: „Женщина, возвращайся к своей прялке и хозяйству“. Мне не в чем себя упрекнуть. Я велел освободить ее фаворита Хатцфельда, а то бы его расстреляли» (Наполеон).
«Умрешь — и все узнаешь; или перестанешь спрашивать» (Лев Толстой).

Подготовлено по интервью и публикациям Захара Прилепина.


Top