Летние игры для детей. Летние игры на свежем воздухе, которые гарантированно отвлекут от планшета

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №20 г. Владивостока» .

Подготовительная группа.

Программное содержание: Формировать стремление детей активно участвовать в развлечениях. Развивать у детей потребность к ежедневной двигательной деятельности. Учить играть в подвижные игры с элементами соревнования. Воспитывать: ловкость, силу, выносливость, ответственность.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о лете.

Беседы на тему: «Лето» , «Здравствуй лето» .

Заучивание стихов о лете, дружбе.

Материал: Воздушные шары, обручи, флажки, мячи, печатные буквы, шоколадные медальки.

Воспитатель:

Опять смеется лето
В открытое окно
И солнышка и лета
Полным, полным – полно!

Дети, сейчас мы с вами разобьемся на две команды и проведем летнее соревнование, узнаем кто у нас самый сильный, ловкий, смелый.

Чтобы разбиться на команды, мы сначала, каждый из вас задумает кто он будет (солнце, месяц, цветы, деревья, трава и т.д.) . После этого вы подойдете к капитанам, и они будут вас выбирать. А кто будет у вас капитанами команд?

(дети выбирают двух капитанов, после этого подходят парами и капитаны отбирают себе в команду детей) .

Воспитатель: Я вижу, команды готовы. Теперь надо дать название командам.

(Дети советуются) .

Воспитатель: Первая команда.

Дети хором: Ромашки.

Воспитатель: Вторая команда.

Дети хором: Ветерки.

Воспитатель: Отлично! Приступаем к первому заданию.

Летом цветет много цветов. Сейчас вы по очереди (команды) будете называть цветы, чья команда больше назовет, та и победит.

Воспитатель: Второй конкурс – эстафета «Пронеси и не урони» .

(Дети друг за другом по очереди на вытянутых руках несут воздушный шар, передают друг другу) .

Воспитатель: следующий конкурс называется «Рыбалка»

Мы с вами будем ловить рыбу. Вначале одна команда будет рыбаками. А вторая рыбками. Потом поменяетесь, чья команда поймает больше рыбы, та и победит. Но рыбу вы будете ловить сетями. Для этого рыбаки по 3-4 ребенка берутся за руки, образуя сеть, и ловят рыбу.

Команда «Ромашки» готовы: Е, Т, О, Л. (ЛЕТО) .

Р, И, А, Б. (РЫБА) .

Команда «Ветерки» готовы: Р, И, Г, А. (ИГРА) .

М, Р, О, Е. (МОРЕ) .

Воспитатель: Молодцы.

Следующий конкурс называется:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» .

Этот конкурс сложен тем, что члены команды должны уметь договариваться и выполнять одно движение.

Воспитатель: И последний конкурс – эстафета:

Вы должны прокатить обруч до флажка, оставить его там, взять мяч и добежать, отбивая его о землю до команды. Отдать мяч следующему игроку. Он бежит, отбивая мяч до флажка, берет обруч и катит его до финиша.

Понятно! Готовы! На старт! Внимание! Марш!

Воспитатель: Наше соревнование закончено.

Команда победитель получает золотые медали

(Медальки – шоколадки) .

Команда, занявшая второе место - серебряные медальки

(Медальки – шоколадки) .

Воспитатель: Соревнование закончено, но мы знаем самое главное, что победителей нет, победила……

Дети хором: ДРУЖБА!

Татьяна Юрина
Пальчиковые игры «Здравствуй, лето!»

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, так как она формируется под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Ученые, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Выявлена закономерность: если движение пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы.

Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Это очень увлекательно для малыша. Стихи привлекают внимание ребенка и легко запоминаются. Пальчиковые игры совершенствуют ловкость и точность движений, улучшают память, внимание, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, который пробуждает фантазию и воображение.

Если регулярно заниматься с малышом его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.

Лето наступает

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать

Бутончик

Каждый бутончик

(Складывают ладони вместе)

Склониться бы рад.

Направо, налево, вперед и назад

(Делают наклоны в соответствии с текстом)

От ветра и зноя бутончики эти

(Локти соединяют в стебель)

Спрятались живо в цветочном букете

(Качают руками)

На лужок

На лужок пришли

(Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом)

Зайчата, медвежата,

Барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Солнышко

Солнышко проснулось

(Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось.

(Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать

(Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше,

(Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(Хлопаем в ладоши)

Капал дождик на ладошку

Кап-кап, кап-кап

(Дети хлопают в ладоши в ритме)

Я ловил малютку крошку.

Кап-кап, кап-кап

(Пальчиками стучат по ладошке)

Дождик вдруг пошел сильней

Побежали в дом скорей!

(Соединяют ладони над головой)

Рыбка в озере живет

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Ромашки

Мы красивые цветочки

(Сжимают и разжимают пальца)

Нас так любят мотылечки,

(Загибают поочередно пальцы)

Любят бабочки, букашки.

Детки нас зовут «ромашки»

(Сжимают и разжимают пальцы)

У каждой мамы малыши -

(Перебирают пальцами по очереди)

Все красивы, хороши.

Рыбки

Одна вдруг сказала: «Нырять здесь легко!»

(Дети выполняют ныряющие движения)

Втрая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(Качают сомкнутыми ладонями –отрицательный жест)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Ладони поворачиваются набок)

Четвертая стала чуть –чуть замерзать.

(Быстро качают ладонями –дрожат)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(Запястья соединены, ладони расставлены –рот)

Плывите скорей, Чтоб не проглотил!»

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями)

Божья коровка

Божья коровка

(Ритмично покачивают ладонями)

Улети на небо

(Делают взмахи перекрещенными кистями рук)

Принеси нам хлеба

(Машут кистями рук на себя)

Черного и белого

(Ритмично хлопают в ладоши)

Только не горелого

(Грозят указательным пальцем)

Улитка, улитка

Покажи нам рожки

(Поддерживают средний и безымянный пальцы большим, указательный и мезинец выставляют вперед –«рожки»)

И ползи, улитка,

Тихо по дорожке

(Медленно вытягивают руку вперед, покачивая «рожками»)

Лягушка - попрыгушка-

Глазки на макушке

(Похлопывают ладонями по коленям)

Прячьтесь от лягушки

(Поднимают вверх ладони)

Комары да мушки

(Сжимают пальцы в кулак)

Цыпа-цыпа

Цыпа-цыпа,

Цыпа, гуль

(Соеденяют и разъеденяют указательный и большой пальцы, остальные прижаты к ладони)

Я насыплю,

Ты поклюй.

(Быстро перебирают пальцами, показывая, как сыплют зернышки)

Клю-клю-клю…

(Стучат указательными пальцами по коленям)

Бабочка

Утром солнышко засияет –

Бабочка с цветка взлетает.

(Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. «Бабочка» летает, то раскрываея, то закрывая «крылышки)

Попорхает – утомится,

Отдохнет - опять кружится.

(«Бабочка» садится на спинку стула, складывает «крылышки», затем снова начинает летать)

Гроза

Капли первые упали.

(Указательным и средним пальцами каждой руки постучать по столу)

Пауков перепугали.

(Кисти рук опустить, пальцы подушечками опереть на стол и пошевелить ими)

Дождик застучал дельней,

(Всеми пальцами обеих рук постучать по столу)

Птички скрылись средь ветвей.

(Скрестить большие пальцы и помахать кистями рук в воздухе)

Дождь полил как из ведра,

(Всеми пальцами обеих рук быстро постучать по столу)

Разбежалась детвора.

(Указательным и средним пальцами обеих рук «побегать» по столу)

В небе молния сверкает,

(Указательным пальцем «нарисовать» в воздухе молнию)

Гром гремит –не затихает.

(Громко похлопать в ладоши)

Дождь прошел. И снова солнце

Засияло нам в оконце!

(Обе руки поднять вверх, пальцы выпрямить и слегка развести в стороны –лучи солнца)

Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Солнышко»

Раньше солнышка встаём.

На зарядку мы идём.

(Идём на месте.)

Встали, потянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

А потом нагнулись.

(Наклоняемся вперёд.)

Будем мы приседать,

(Приседаем.)

Прыгать вместе будем,

(Прыгаем на месте.)

Чтоб до солнышка достать.

Солнышко разбудим.

Здравствуй, солнышко, вставай!

Нам тепло своё давай!

(Поднимаем руки вверх.)

Днём мы будем загорать,

Веселиться и играть.

Сразу солнышко проснулось

И на небо потянулось.

(Руки вверху опускаем их через стороны.)

С неба шлёт свои лучи,

Они стали горячи.

Загадки «Явления природы»

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Сверкает, мигает,

Огневые стрелы пускает. (Гроза.)

Ждали, звали,

А показался -

Все прочь побежали. (Дождь.)

Через поля, через луга

Разноцветная дуга. (Радуга.)

По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.)

По горной поляне

Невидимый пастушок

Белых барашков гоняет. (Ветер и облака.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт. (Град.)

Вечером на землю слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: дождь, лужа, капля, роса, море, океан, ручей, речка, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Что такое лето?»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание лета (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение «Лето». Перечислите приметы лета. Нравится ли вам лето? Если нравится, то чем, почему? Объясните.

Что такое - наше лето?

Что за время года это?

Солнце, радуга, дождинки.

И зелёные тропинки.

Море тёплое, песок.

И арбузный сладкий сок.

Земляничные полянки,

Кепки, шляпки и панамки.

Жёлто-белые ромашки,

Разноцветные букашки.

Салки, прыгалки и прятки.

И в траве босые пятки.

Пенье птичек до рассвета.

Вот какое наше лето!

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель сообщает детям, что будет произносить каждый раз по четыре названия, причём это задание на слова - шутливое, потому что составлено по сходству звучания слов. Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему. Можно обратить внимание детей на пункт 4 (слова являются не только названиями предметов, но и именами людей).

1. Одуванчик, колокольчик, гвоздика, гвоздик. (Гвоздик. Это не цветок.)

2. Ландыш, кувшин, кувшинка, ромашка. (Кувшин. Это не цветок.)

3. Незабудка, будка, фиалка, астра. (Будка. Это не цветок.)

4. Роза, лилия, василёк, валёк. (Валёк. Это не цветок.)

5. Георгин, пион, чемпион, тюльпан. (Чемпион. Это не цветок.)

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать цветок (цветы) этого цвета. Можно попросить детей давать описание цветка (какая серединка, какие лепестки - форма, цвет). Варианты игры: называть фрукты, ягоды.

Игра «Пчёлки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Много на лугу цветочков,

Разноцветных лепесточков.

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

Видим мы ещё знакомых -

Много разных насекомых.

(Изображаем: машем руками, потом приседаем и прыгаем, руки на коленочках.)

Пчёлки к лугу подлетают.

(Машем руками.)

Их цветочки привлекают.

Пчёлки кружатся, летят

(Кружимся на месте.)

И нектар собрать хотят.

Сядут пчёлки на цветок

И попьют там сладкий сок.

(Приседаем.)

Пчёлки в улей улетают

(Машем руками.)

И нектар в нём оставляют.

Пчёлки будут делать мёд.

Угостят, кто к ним придёт.

(Выставляем руки вперёд и трясём кистями.)

Пальчиковая игра «Каша»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Утром кашу мы варили.

Мы сперва крупу помыли.

Вот так, вот так

Хорошо крупу помыли.

(Делаем руками круговые движения.)

Мы водичку наливали,

А потом её солили.

Вот так, вот так

Мы водичку посолили.

(Показываем, как солим.)

Долго кашу мы мешали,

Молочка в неё налили.

Вот так, вот так

Много молочка налили.

(Показываем, как наливаем.)

Масла положили в кашу.

(Показываем, как кладём масло.)

Вы поешьте кашу нашу!

Игра «Из чего сделано?»

Воспитатель называет разные зерновые культуры и получаемые из них крупы. (Целесообразно при этом показывать фотографии, слайды.) Дети должны называть каши, которые готовят из этих круп. Например: пшеница - манная крупа, манка - манная каша; гречиха - гречневая крупа, гречка - гречневая каша, гречка; ячмень - перловая крупа, перловка - перловая каша; овёс - овсяная крупа, овсянка - овсяная каша, овсянка; просо - пшённая крупа, пшено - пшённая каша, пшёнка.

Игра «Горох»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

За деревней поезд ехал

И колёсами стучал.

(Стучим кулачком о кулачок.)

«Кукареку! Вот потеха!» -

Громко петушок кричал.

Две вороны полетели,

Обогнали паровоз.

(Машем руками, как крыльями.)

Ведь узнать они хотели,

Что по рельсам он повёз.

В поезд врезались с разгона,

Начался переполох.

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох.

(Стучим кулачком одной руки по ладошке другой.)

«Кукареку! Не беда!

Будет всем теперь еда!» -

Петушок кричал с забора

До горохового сбора.

Где росли деревья и чертополох,

Собралась деревня, чтоб поесть горох.

(Идём на месте.)

Пришли куры - поклевали, и цыплята тоже.

Пришли гуси - поклевали, и гусята тоже.

(Показываем.)

Прибежали поросята,

А за ними жеребята.

Всем горох достался

И ещё остался.

Пальчиковая игра «Огород»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

В огороде там и тут

Овощи у нас растут.

Что растёт на грядке?

Огурцы-ребятки,

Помидоры красные,

Кабачки прекрасные.

Есть капуста и моркошка,

Репа, редька и картошка.

Есть редиска и горох.

Урожай у нас не плох!

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Собираем ягоды»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Чтобы вишенки сорвать,

Нужно на носочки встать.

(Поднимаем руки вверх.)

К вишенкам мы тянемся,

Без них не останемся.

(Тянемся вверх на носочках.)

Чтоб крыжовник нам сорвать,

Нужно наклониться.

(Наклоняемся вперёд.)

Собираем ягоды,

Не хотим лениться.

(Делаем наклоны вперёд.)

Чтоб клубнику нам сорвать,

Мы присядем низко.

(Приседаем.)

Нужно листья отгибать.

Ягодки тут близко.

(Показываем, как срываем ягоды.)

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Игра «Рыбки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Волны синие бегут.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Рыбки быстрые плывут.

(Трясём кистями рук перед собой.)

И играют, и резвятся,

И ныряют, веселятся.

То подпрыгнут рыбки вверх,

(Прыгаем на месте.)

То опустятся ко дну.

(Приседаем.)

Волны скроют рыбок всех,

(Прикрываем голову ладошками.)

Не заметим ни одну.

Игра «Щука и карасики»

С помощью считалки выбирают щуку. Остальные дети - карасики. Пока щука спит, они весело плавают. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Муравьи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Меж травинок по дорожке

Целый день мелькают ножки.

(Бежим на месте.)

Меж травинок по тропинке

Кто-то носит груз на спинке.

(Показываем, как несём.)

То лесные жители,

Муравьи-строители.

Для себя они построят

Вот такой высокий дом.

(Поднимаем руки вверх.)

Праздник там потом устроят,

Веселиться будут в нём.

(Весело прыгаем на месте.)

Муравьи плясать устанут

И тихонько лягут спать.

(Приседаем.)

Утром рано они встанут,

Снова груз начнут таскать.

Игра «Отгадай насекомое»

Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает какое-то насекомое - как двигается, что делает, какие звуки издаёт (пчела, бабочка, стрекоза, муравей, муха и др.). Остальные должны отгадать. В случае затруднения можно задать тому, кто изображает насекомое, один или два наводящих вопроса.

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель называет животных. Дети говорят, кто лишний и почему.

1. Медведь, ёж, кукушка, кабан. (Кукушка. Это птица, а остальные - звери.)

2. Коза, корова, волк, собака. (Волк. Он живёт в лесу, а остальные - домашние животные.)

Игра «Фотоохотник»

Выбирают водящего и фотоохотника (он отходит в сторону). Участники игры выбирают для себя животное, живущее в лесу, и называют водящему. Появляется фотоохотник, и водящий его спрашивает:

Чего тебе?

Фотоохотник отвечает:

У меня охота,

Буду делать фото.

Тогда водящий спрашивает:

Кого тебе?

Фотоохотник называет лесного жителя, например:

Ты кто такой?

Я житель лесной.

Бегу за тобой!

Заяц должен быстро добежать до конца комнаты и вернуться на своё место. Фотоохотник бежит за ним. Если во время бега ему удалось сфотографировать зайца (то есть дотронуться до него рукой), тогда он остаётся фотоохотником, а если нет, то выбирают другого фотоохотника. Игра продолжается.

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют ягоды, которые им известны. Например: земляника, клубника, малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, клюква, рябина и др. Победителем станет тот, кто назовёт ягоду последним.

Лесные загадки

Слушаем и стараемся их отгадать.

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Серовато, зубовато -

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали (Ёж)

Он зубами щёлк да щёлк.

Всех в лесу пугает... (волк).

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова.)

Игра «Щенок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнце в небе было ярким.

(Руки вверх, растопыриваем пальцы.)

День стал тёплым, даже жарким.

Во дворе Щенок скучал,

(Приседаем.)

Никого не замечал.

(Качаем головой вправо-влево.)

Захотел Щенок попить.

Как же жажду утолить?

Подбежал Щенок к кадушке

И попил водички.

(Показываем, как пьём.)

В травке прыгали лягушки,

Дружные сестрички.

(Прыгаем на месте.)

Им сказал Щенок: «Давайте

Будем весело играть.

Вы скачите, убегайте.

Вас я буду догонять».

(Бежим на месте.)

Игра «Назови животное»

Дети по очереди произносят названия домашних животных. Например: корова, коза, лошадь, овца, баран, петух, курица, гусь, индюк, утка, кошка, собака и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Игра «Море волнуется»

Воспитатель размахивает руками, изображая волны, и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура акулы, замри!» Дети замирают, изображая акулу. Воспитатель выбирает лучшего. В следующий раз он просит изобразить другую морскую фигуру - чайку или русалку, дельфина, морскую звезду и т. д.

Морские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Плавает в море

Всем на горе.

Зубастая, большая

И очень-очень злая. (Акула.)

У маленькой скотинки

Монетки на спинке.

В глубине морской гуляет,

Своим хвостиком виляет. (Рыба.)

У него есть восемь ног.

Он зовётся... (осьминог).

Найди щетку!

Водящий стоит в середине круга, а остальные участники игры стоят, тесно прижавшись друг к другу.

В руке одного из детей щетка. По команде дети начинают передавать щетку друг другу, держа руки за спиной. Время от времени играющие дразнят того, кто водит: незаметно прикасаются щеткой к его спине.

Водящий должен указать, у кого в руках находится щетка. Для этого требуется особая наблюдательность, потому что участники то и дело пытаются обмануть его, притворяясь, что передают щетку друг другу, тогда как она находится вовсе с другой стороны круга. Вот водящий указал на кого-то, но именно в этот миг другой играющий проводит ею ему по спине. Водящий мгновенно оборачивается, но щетка уже у кого-то другого.

Как только он угадает, ему на смену приходит тот, у кого нашли щетку

Если кто-то уронил ее, водящий меняется.

Нарисуйте хвостик

Для этой игры потребуется мольберт и кусок мела (можно маркер).

Сначала воспитатель рисует на листе или доске какое-нибудь животное. Рисует все детали, кроме хвоста.

Одному из играющих завязывают глаза, подводят к доске, и он должен попытаться вслепую дорисовать недостающий хвостик. Младшие дети могут прикреплять готовый хвостик с помощью липучки.

Воспитатель может нарисовать хвост, чтобы дети представили, где он находится. После этого хвост стирается.

Рисующему можно немного подсказывать, где рисовать хвост.

Нарисуйте животное

Игра проводится аналогично игре «Нарисуй хвостик», но дети разбиваются на две подгруппы. Каждая подгруппа рисует одно и то же животное. Детям по очереди завязывают глаза. Каждый из них рисует только одну часть тела животного. Готовые рисунки сравниваются, выделяются смешные особенности.

Не надо брать сложных для изображения животных.

Детям можно помогать словесными подсказками.

Звонарь (Поймай колокольчик)

Дети берутся за руки, образуя не слишком маленький круг. Двум- трем участникам игры завязывают глаза и одному из них дают в руки колокольчик. Он время от времени позванивает им. Остальные водящие пытаются поймать «звонаря», ориентируясь только по звуку. «Звонарь» же всячески увертывается от тех, кто его ловит, — тоже вслепую.

Кто поймал «звонаря», тому и достается колокольчик.

Жмурочки

Участники игры образуют круг. Водящий-«жмурочка» сидит в центре круга. Он становится на колени перед сидящим воспитателем и утыкается лицом ему в колени так, чтобы не было видно, что творится у него за спиной. Руки при этом «жмурочка» закладывает за спину.

Остальные играющие по очереди несильно хлопают водящего по одной из рук. Он должен угадать по характеру прикосновения, кто именно из ребят только что к нему прикоснулся.

Кроме того, «жмурочке» разрешается сразу после касания вскочить на ноги, обернуться к детям и по их лицам попытаться догадаться, кто дотронулся до его руки.

Если последуют сразу два касания руки, водящий может угадать одного. Если догадка «жмурочки» правильная, водящим становится угаданный.

Водящий может и стоять с завязанными глазами или закрывать глаза руками. Дети же могут выставлять вперед большой палец, поддразнивая «жмурочку», говоря хором: «Это — я, это — я, это вся моя семья».

Жмурки

Вариант 1. Водящему закрывают глаза. Кто-нибудь из группы играющих крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

— На чем стоишь?

— На мосту.

— Что ешь?

— Колбасу.

— Что пьешь?

— Ищи мышей, а не нас.

После этого дети разбегаются. «Жмурка» должен ходить по участку и ловить их. Участники игры бегают, дразнят «жмурку», трогают его, чтобы отвлечь и т.п. «Жмурка» должен поймать кого-нибудь из детей и на ощупь отгадать, кто это.

Вариант 2. Жмурки с колокольчиками

Правила игры, в основном, остаются такими же. В руках у детей колокольчики. «Жмурка» должен ловить, ориентируясь на звук колокольчиков.

Пойманного ребенка ведущий должен узнать по голосу. Голос можно изменять.

Дети могут тихо переходить с места на место, при этом имитируя различные звуки (кричат петухом, кукушкой, звать водящего по имени и т.д.).

Полонез стульев

Для игры потребуются две крышки от кастрюли или бубен и стулья меньше на один, чем количество детей.

Стулья ставятся по одной линии так, чтобы сиденья смотрели в разные стороны.

Дети становятся вокруг стульев, держа руки за спиной. По команде воспитателя дети начинают ходить вокруг них с заложенными за спину руками, напевая знакомую песенку или маршируя. Расстояние между детьми и стульями небольшое, но задевать их они не должны.

Неожиданно воспитатель ударяет в бубен. По этому сигналу все дети стараются занять свободный стул. Если последний стоит сиденьем от играющего, он должен обежать вокруг всего ряда стульев, чтобы на него сесть.

Если на стул уселись два играющих одновременно, воспитатель сам решает, кто из них должен уступить другому.

Каждый раз один из играющих выбывает и уносит один стул в сторону. Так продолжается до тех пор, пока не останется всего один ребенок, который и считается победителем.

Если воспитатель использует выносной музыкальный инструмент, сигналом для детей будет служить обрыв мелодии.

Усложнением игры также является введение разных заданий по ходу продвижения детей по кругу.

Мигалки

Участников игры должно быть нечетное число. Стулья ставят в круг. Количество их соответствует количеству детей, стоящих за ними. Внутри круга дети сидят на всех стульях, кроме одного. У детей, стоящих за стульями, руки заложены за спину.

Начинает игру стоящий за пустым стулом «сторож». Он незаметно подмигивает кому-то из сидящих, призывая его ловко вскочить, добежать и сесть на пустой стул.

«Сторож» из-за стула пытается удержать ловкача. Для этого достаточно осалить его. «Сторож», оставшийся без пары, начинает подмигивать.

«Сторожа», стоящие позади стульев, имеют право вынуть руки из- за спины, только чтобы осалить сидящих. «Сторожа» должны быть очень внимательными, чтобы не упустить своего напарника.

Если кто-то из ребят не умеет подмигивать, можно использовать другой знак, заранее договорившись.

Лирум, ларум, ложка!

Участники игры должны передавать по кругу ложку. При этом каждый говорит какое-нибудь «заклинание». Например, немецкие дети используют традиционное заклинание: «Лирум, ларум, ложка — не ошибись немножко!»

Задача каждого играющего состоит в том, чтобы передать ложку следующему точно таким же манером, как он сам только что ее получил.

Обычно новички или невнимательные дети упускают какие-то детали: например, получил ли играющий ложку из правой или левой руки; надо ли ее перевернуть в процессе передачи; какой стороной она будет кверху — черенком или черпалом и т.п.

Если ложка передана с ошибкой, все, кто это заметил, кричат: «Неправильно, неправильно!» — и ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

С детьми заранее можно придумать разные способы передачи ложки.

Носильщик

Стулья ставятся в круг. На них рассаживаются все дети, кроме одного — «носильщика». Он ходит внутри круга, на спине у него мягкий сверток или котомка на палке.

Стоит «носильщику» повернуться к кому-нибудь спиной, как дети пытаются незаметно поменяться друг с другом местами.

«Носильщик» внимательно следит за всеми сидящими и чуть что — бросает на освободившееся место свой груз.

Если котомка или сверток попали на стул, «носильщик» имеет право его занять. Оставшийся без места, становится «носильщиком».

Если котомка пролетела мимо цели или упала со стула, «носильщик» продолжает водить.

Скорый поезд

Стулья (по количеству играющих) ставятся без промежутков в круг. Один из играющих водит в центре круга. Остальные садятся на стулья.

По команде дети начинают как можно быстрее пересаживаться на поочередно освобождающийся стул.

Водящий пытается сесть на только что освободившийся стул, прежде чем его займет ближайший из играющих. Движение по кругу возможно в любую сторону.

Если водящему удалось на ходу «вскочить в скорый поезд», то им становится играющий, который должен был занять это место, но не успел.

Стульчики

Стулья, на которых сидят дети, поставлены в ряд сиденьями поочередно в разные стороны.

Водящий берет длинную палку (швабру, щетку) и начинает обходить сидящих детей. Если около кого-то водящий стукнет палкой оземь, этот ребенок должен встать со стула и пойти за ним следом. Так водящий бродит вокруг стульев, стучит то тут, то там оземь. За ним выстраивается целая свита.

Водящий начинает удаляться от стульев. Совершает по участку любые передвижения. Свита повторяет все за ним.

Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит оземь: подает сигнал, что всем надо немедленно занять свои места, а поскольку стулья смотрят в разные стороны, сделать это не так-то просто.

Сам водящий старается занять стул одним из первых. В следующем круге водит тот, кому не досталось места.

Пожарная команда

Стулья стоят в два ряда, спинками друг к другу. Дети-«пожарные» ходят вокруг стульев, напевая какую-нибудь песенку под бубен или другой выносной инструмент.

Как только мелодия обрывается, ребята должны положить на ближайший к ним стул один из заранее приготовленных фантов (предметов одежды).

Когда каждый снял с себя две-три вещи, ведущий, вновь оборвав мелодию, подает команду «Пожар!». Дети должны как можно скорее найти свои вещи и надеть их на себя.

Побеждает тот, кому удается сделать это быстрее всех.

Чудо-рисунок

Детям раздаются цветные мелки. Можно разделить детей на две команды и устроить веселое соревнование. Команда создает общий рисунок на асфальте. Чей-нибудь портрет они рисуют из разных цветов, овощей, фруктов, птичек, бабочек и т.п.

Выигрывает команда, создавшая похожий портрет и работавшая дружно.

Есть или нет?

Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий — в центре.

Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Покажи цифру

Дети вместе с воспитателем показывают движением без использования прижатых к телу рук и ног цифры по порядку от 1 до 10. При этом можно смеяться, наблюдая, как это делают другие.

Дракон

Играющие становятся в колонну (шеренгу), держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона.

«Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в обеих ролях.

Сборщики

Много всевозможных мелких игрушек разбросано по участку. Участники игры разбиваются на группы по двое-трое и берутся за руки.

По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. В конце их количество подсчитывается.

В задачу подгрупп входит не только сбор предметов, но и сохранение при этом веселого настроения.

Ладонь в ладонь

Дети делятся на пары, прижимают ладони друг к другу. Таким образом они двигаются по участку, преодолевая различные препятствия, которые должны вызывать у детей смех. Они должны попадать в курьезные ситуации.

Капризная ноша

Для этого веселого аттракциона потребуются две стойки и картонный колпак, как у Незнайки. Нижняя часть колпака может быть сделана из плоского малого обруча.

Колпак надевают на одну из стоек, установленных на расстоянии друг от друга.

Играющий, взяв в каждую руку по палочке, должен с их помощью снять колпак со стойки, донести его, не уронив, до второй стойки и надеть на нее (скрещивать палки нельзя).

Неловкие и неуклюжие действия играющего вызывают у зрителей смех.

Вдвоем одну ношу

Каждая пара играющих получает по две гимнастические палочки и дощечку длиной 70—75 см с укрепленным на ней флажком.

Стоя рядом, играющие держат свои палочки двумя руками, направленными вперед. На концы палочек кладутся дощечки. В таком виде совместными усилиями они должны донести свою ношу до условного места и вернуться обратно.

Если дощечка падает, игроки останавливаются, поднимают ее и продолжают свой путь.

Фанты

Дети приносят с собой любые некрупные предметы — фанты и складывают их в какую-нибудь посудину или шляпу, закрывают платком.

Воспитатель, вынимая один из предметов, спрашивает: «Что делать этому фанту?»

Водящий стоит спиной к фантам и не видит, какой из них вынул воспитатель. Задача водящего — назначить «штраф», задание, которое требуется выполнить, чтобы выкупить фант.

Задания могут быть самые разные:

— попрыгать на одной ноге по кругу;

— рассказать о каком-то реальном происшествии;

— с завязанными глазами найти на полу какой-то предмет;

— поклониться каждому из присутствующих;

— сесть на мяч, не касаясь пола руками;

— трижды обернуться вокруг себя на одной ноге;

— сесть на пол и снова встать без помощи рук;

— обойти круг, делая три шага вперед и два назад;

— с завязанными глазами провести рукой по лицу одного из ребят и угадать, кто это;

— три раза подряд сказать замысловатую поговорку;

— в одном углу рассмеяться, в другом — заплакать, в третьем — зевнуть, а в четвертом — начать танцевать;

— просидеть 2 минуты с серьезным выражением лица, пока остальные смешат.

Вариант 1. «Четыреуголка»

Ребенок, на чей фант указал водящий, уходит с площадки. Остальные дети сговариваются, к какому углу площадки каждый будет «приписан».

Когда ушедшего ребенка позовут обратно, его спрашивают: «Что ты сделаешь с этим уголком?» Он может ответить, к примеру, так: «С этим уголком я хочу танцевать, а остальные споют нам песню». После этого все ребята разбегаются по своим уголкам и исполняют пожелание водящего.

Вариант 2. «Три вопроса за дверью»

Водящий уходит с площадки, а оставшиеся дети договариваются, какие вопросы и в какой последовательности они будут задавать, когда он вернется. Вопросы должны иметь отношение к отсутствующему. Например, можно спросить: «Ты уже умеешь сам одеваться? Ты отдашь мне сегодня компот за обедом?» и т.п.

Водящего зовут вернуться и трижды спрашивают: «Да или нет?» После того как водящий ответит «да» или «нет», ему задают вопросы.

Собери по одному

Трое-четверо играющих становятся у стартовой черты. У ног каждого очерчен круг (можно вырыть ямки). Против каждого игрока кладут по 8—10 камней. Первый на расстоянии метра от черты, все остальные — через метр.

По сигналу играющие бегут, берут первый камень, возвращаются и кладут его в круг или в ямку. Потом бегут за вторым и последующими.

Побеждает тот, кто соберет камни первым.

Игра с песком

В соревновании могут принять участие две-три пары играющих.

Перед ними на деревянных щитах высыпают по кучке песка. В 10—15 шагах от щитов ставят по три-четыре стеклянные или пластиковые прозрачные банки.

В каждой паре один из играющих держит мешочек, а второй наполняет его песком. После того как мешочек будет наполнен, первый участник бежит к банкам и наполняет их песком. Затем дети меняются местами.

Так продолжается до тех пор, пока банки не будут наполнены до краев.

Попади в кольцо

К турнику подвешивается кольцо (обруч). Необходимо изготовить 10—15 деревянных палочек-«дротиков».

Играющие становятся на некотором расстоянии от кольца и по очереди бросают дротики, стараясь, чтобы они прошли сквозь кольцо.

Кольца можно брать разного диаметра, увеличивать расстояние.

Набрасывание колец

На прочном фанерном или деревянном щите рисуется ромб. По углам этой фигуры забиваются большие гвозди или костыли, проставляется по 10 очков, внутри фигуры — по 15 очков.

Играющие отходят от щита на 6—8 шагов. Каждый из играющих получает по 5—6 колец. По очереди они бросают кольца одно за другим, чтобы они повисли на гвоздях.

Подсчитывается общее количество очков.

Рыболовы

На земле устанавливают несколько гимнастических булав, чем-то укрепленных, или пластиковых бутылок с песком. По числу булав изготавливают удилища длиной 1—1,5 м и на тонких веревочках подвязывают к ним проволочные кольца.

Задача каждого играющего — держа в одной руке удилище, надеть кольцо возможно большее число раз на головку булавы или горлышко бутылки.

Пронеси, не разлей

Доска толщиной в 4—6 см ставится на ребро и прочно закрепляется. Вместо доски можно положить на землю шнур и натянуть его.

Играющие, один за другим, беря в каждую руку по пластиковой кружке с водой, должны пройти по доске, не расплескав воду. Тот, кто потерял равновесие, оступился или разлил воду, выбывает.

Между поленьями

На землю ставятся в шахматном порядке 7—8 кеглей или пластиковых бутылок с песком.

Играющий должен запомнить расположение кеглей. Затем ему завязывают глаза, и он должен пройти между ними, не задев и не свалив их.

Кто пройдет?

На земле чертится прямоугольник 2x8 м, который делят на 16 квадратов (1x1 м).

Играющий становится у края прямоугольника. Ему завязывают глаза и предлагают пройти по всем квадратам, ни разу не наступив на линии, разделяющие их.

Детям надо предоставить пробный ход с открытыми глазами.

Ямки

В игре принимают участие пятеро-шестеро детей.

На площадке проводится черта, а в 5—6 шагах от нее выкапывается ямка, за ней выкапываются еще две ямки на расстоянии 1—2 м одна от другой.

Играющие становятся у черты и по очереди бросают в ямки камешки или шишки. Если начинающий с первого раза попадет в первую ямку, то бросает во вторую и т.д. После каждого промаха в игру вступает следующий играющий.

Тот, кто без промаха попадет подряд в первую, вторую и третью ямки, называется «учеником». Чтобы стать «подмастерьем», надо вслед за этим попасть без промаха во все ямки в обратной последовательности. И наконец звание «мастера» получает тот, кто вслед за этим сумеет попасть сначала во вторую, потом в первую и затем в третью ямку.

Ямки можно поменять на корзины. Перед игрой нужно потренироваться бросать камешки.

Попади в ямку

На площадке надо вырыть одну ямку побольше, вокруг нее в радиусе 50—70 см еще 3—4 ямки поменьше.

Играть могут пятеро-шестеро детей. Каждый из играющих получает по 10 камешков. По два из них каждый кладет в центральную ямку, по одному камешку в остальные.

Затем, встав у черты в 3—4 шагах от самой близкой ямки, играющие по очереди бросают свои камешки, стараясь попасть в одну из ямок.

В случае попадания играющий забирает себе все камешки, которые там находились. Если он попадет в ямку, откуда уже вынуты камешки, его камешек остается там.

Тот, кто промахнется, подбирает свой камешек.

Игра заканчивается, когда в ямках не окажется ни одного камешка.

Побеждает тот, кто к концу игры соберет больше камешков.

Игра в камешки

Дети играют, сидя за столом или на земле, площадке. У каждого играющего должно быть по пять камешков.

Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их невысоко вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков (горсти песка), тот и начинает игру. Далее каждый играющий проделывает то же в порядке очереди по кругу.

Примерные упражнения

1. Взять в руку пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

2. Подбросить вверх перед собой находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.

3. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.

4. Держа в руке пять камешков, один придерживать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.

5. Вновь подбросить четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Другие варианты придумайте вместе с детьми.

Чапан-куль

(узбекская игра)

Все участники, скрестив ноги, садятся на корточки в круг. Водящий остается вне круга и начинает бегать. Сидящие в кругу передают друг другу мяч, то вправо, то влево, как можно быстрее. Водящий старается поймать играющего с мячом прежде, чем тот успеет передать его соседу.

Пойманный становится водящим. Если же он долго не может поймать мяч, ему назначается веселое наказание.

Карлики и великаны

Играющие становятся в круг. Воспитатель договаривается с ними, что если скажет: «Великаны!», все должны встать на носки и поднять руки вверх; если же скажет: «Карлики!», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед.

Сначала воспитатель проводит репетицию, при этом может не делать движений. Потом, проводя игру, воспитатель может время от времени показывать движения невпопад. Кто ошибется, получает штрафное очко.

Запрещенное движение

Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с ними, какое движение делать нельзя, например, приседать. Затем показывает детям различные движения (можно под музыку), которые играющие должны в точности за ним повторять. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихи.

Воздух, вода, земля, ветер

Играющие становятся в круг. Водящий стоит в центре круга.

Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» — и считает до пяти.

Играющий за это время в зависимости от заданного слова должен назвать птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел ответить, выходит из круга.

Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами, и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Можно усложнить игру тем, что отвечающий ребенок не только называет птицу, рыбу и зверя, но и показывает его.

Белки, орехи, шишки

Играющие рассчитываются по трое. Первые номера — «белки», вторые — «орехи», третьи — «шишки». Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки.

Воспитатель кричит: «Белки!» — и все играющие, названные белками, должны поменяться местами. Водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, становится «белкой», а оставшийся без места — водящим. То же самое с шишками и орехами.

В разгар игры можно подать команду «Белки, орехи, шишки!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

Светофор

Две команды по 12—15 детей выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у последнего светофор — два картонных кружка, одна сторона которого желтая, вторая — разная(красная и зеленая).

Воспитатель напоминает детям о значении соблюдения правил дорожного движения. Читает стихи С. Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором.

Если свет зажжется красный,

Значит, двигаться... (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь... (открыт)».

Желтый свет — предупрежденье —

Жди сигнала для... (движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда он покажет зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, начиная с левой ноги, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через равные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Бери под руку

Дети становятся парами в круг. Двое водящих — в стороне. Один из них убегает, а другой догоняет. Пары под музыку или песню двигаются по кругу. Убегающий, спасаясь от догоняющего, подбегает к кому-нибудь из идущих в паре и берет его под руку Тогда стоявший в этой паре с другой стороны должен убегать.

Если догоняющему удастся запятнать убегающего раньше, чем он успеет взять кого-нибудь под руку, они меняются ролями. Если нет, догоняющий остается тот же.

Волейбол с воздушными шарами

Между двумя стойками натягивается веревка. Мячом служат два воздушных шарика, связанных вместе. В каждый из них наливают по нескольку капель воды. Это делает их чуть тяжелее, и, главное, благодаря перемещающемуся центру тяжести их полет становится очень забавным.

По обеим сторонам веревки располагаются команды, в каждой по три-четыре ребенка. Играющие отбивают мяч, как при обычной игре в волейбол, стараясь перегнать его на сторону противника и не давая упасть на пол на своей стороне. За это присуждается штрафное очко.

Побеждает команда, получившая к концу игры (через 5—7 мин) меньше штрафных очков.

Сядь первым

К спинке стула привязываются две ленты (или два отрезка шнура) длиной 4—5 м. Одна лента оттягивается вправо, а другая влево от стула. Двое играющих прикрепляют концы лент к поясу. По сигналу они начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя, чтобы первыми приблизиться и занять место на стуле.

Лента все время должна быть натянутой, ее можно слегка придерживать рукой, чтобы она находилась на уровне пояса. Чтобы стул не сдвигался, кто-нибудь должен сзади придерживать его за спинку.

Нельзя садиться, пока лента не обмотается полностью.

Где нос, где ухо

Играющие становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-либо из детей. Он должен дотронуться до какой-ни- будь части тела и назвать при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно показать на свой нос и сказать: «Это мое ухо». Если он ответит неправильно, сменяет водящего.

Лови!

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры. Они должны кидать друг другу разные предметы, сразу называя их. Тот, кому кидают, должен ловить определенным способом в зависимости от того, как предмет назван: ведь котенка надо ловить иначе, чем змею. С детьми заранее можно обсудить круг предметов, которые можно кинуть.

Если тот, кому кидают, поймает предмет неправильно, он пропускает кон.

Дорога

Дети берут по кубу (стулу) и отправляются «в дорогу». Воспитатель заранее определяет маршрут по участку.

Он ставит условия:

— кубы — это большие, тяжелые ящики. Решите, куда вы их понесете;

— кубы — это дорогие музейные экспонаты. Вы их переносите из одного зала музея в другой;

— кубы — хрупкие стеклянные вазы для цветов;

— кубы — кастрюля с горячим супом. Ее надо поставить на стол.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли условия передвижения, комментирует их действия.

Простые ходули

Из двух жестяных банок из-под консервов или краски, веревок и палочек мастерятся ходули. Для этого две веревки высотой от стопы ребенка до опущенной руки крепят к боковым сторонам банки параллельно друг другу. Там, где ребенок будет держать веревку, приделывают для удобства палочку (можно прикрутить скотчем).

На таких ходулях можно организовать соревнование между командами. На поверхности, находящейся на уровне, доступном ребенку, стоящему на ходулях, кладут мелкие игрушки (любые мелкие предметы). Каждый ребенок из команды доходит до этой поверхности, берет один предмет и возвращается с ним назад. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее.

Птицы

Воспитатель читает стихотворение, в котором вперемежку перечислены птицы и разные предметы. Если воспитатель называет птицу, дети должны хлопнуть в ладоши, а если что-то другое — топнуть ногой.

Если птицу назову,

В ладоши надо хлопнуть.

А если что-то другое —

Ногой надо топнуть!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Лисы, вороны,

Галки, макароны.

Воробьи и чайки,

Грачи и балалайки.

Чибисы, моржи,

Соколы, чижи.

Снегири, кукушки,

Гуси и ватрушки.

Лебеди и совы,

Дятлы и коровы.

Прилетели под конец

Утка, щука и скворец.

А-рам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Играющие бегут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим,

А-рам-шим-шим,

Арамия-гусия,

Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается. Играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого он показал, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Дети хором произносят: «И раз, и два, и три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают головы. Если они повернули головы в одну сторону, выполняют задание — поют, танцуют, читают стихи, обнимаются и т.п. Если они повернули головы в разные стороны, то первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала.

Гиппопотам

Дети берутся за руки и встают в круг. В кругу стоит ведущий. Все вместе они идут по кругу по часовой стрелке и говорят слова:

От страха я на веточку залез. (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там. (После каждого сдвоенного хлопка руки перемещаются с плеч, груди, колен.)

Меня укусил гиппопотам. (Два хлопка.)

Я говорю: «Отдай ногу!» (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там.

Меня укусил гиппопотам (2 раза). (Два хлопка.)

Воспитатель спрашивает у детей, что такое эхо, где его можно услышать, как оно отвечает на вопросы. Предлагает детям стать эхом. Используется пробный ход для понимания детьми, как играть. Воспитатель просит отвечать дружно и хлопать в ладоши.

Собирайся, детвора! (Ра-ра!)

Начинается игра! (Ра-ра!)

Да ладошек не жалей! (Лей-лей!)

Бей в ладоши веселей! (Лей-лей!)

Сколько времени сейчас? (Час-час!)

Сколько будет через час? (Час-час!)

И неправда: будет два! (Два-два!)

Думай, думай, голова! (Ва-ва!)

Как поет в селе петух? (Ух-ух!)

Да не филин, а петух! (Ух-ух!)

Вы уверены, что так? (Так-так!)

А на самом деле как? (Как-как?)

Если дети здесь закукарекали, им ставится штрафное очко, а игра продолжается.

Сколько будет два и два? (Два-два.)

Ходит кругом голова! (Ва-ва!)

Это ухо или нос? (Нос-нос!)

Ведущий держится за ухо.

Или, может, сена воз? (Воз-воз!)

Это локоть или глаз? (Глаз-глаз!)

Ведущий показывает на локоть.

А вот это что у нас? (Нас-нас!)

Ведущий показывает на нос. Кто ошибся, тому штрафное очко.

Вы хорошие всегда? (Да-да!)

Или только иногда? (Да-да!)

Не устали отвечать? (Чать-чатъ!)

При ответе «нет» — штрафное очко.

Разрешаю помолчать!

Лето – время, когда дети младшего школьного возраста предоставлены сами себе. Не многим из них удается поехать с родителями на море или самостоятельно отправляются в пионерский лагерь. Во дворе, на пляже или на даче дети собираются небольшими компаниями, но совершенно не знают, чем заняться и как провести свободное время. А ведь на самом деле летние игры для детей настолько разнообразны и интересны, что можно часами и сутками играть и развлекаться. Ведь даже прыгание на скакалке, игра с мячом, эстафеты, догонялки способствуют физическому развитию. А уж подвижные игры – это еще и отличные развивающие, познавательные занятия, которые позволяют ребенку проявить себя и свою смекалку, а также скрепляют отношения между детьми и между детьми и их родителями.

Подвижные летние игры для детей во дворе.

«Кис-брысь-мяу». Выбирается поочередно, из всех игроков, водящий, который стоит спиной к остальным. Ведущий, показывая рукой на любого игрока, говорит: «Кис», как бы задавая вопрос. Если водящий в это время отвечает: «брысь» - игра продолжается, если «мяу» – игра останавливается. Затем ведущий спрашивает у еще невидящего водящего, что он будет делать в паре с выбранным человеком. Только после этого водящий поворачивается лицом, видит, кого он выбрал себе в пару и делает то, что сказал. Можно заранее подготовить какие-то интересные задания и потом их по парам и выполнять.

«Тянулка».

Необходимо провести ровную черту, за нее во время игры нельзя будет переступать. Необходимо 2 команды, игроки которых выбирают в каждой команде самого сильного. Абсолютно все игроки должны сцепиться руками между собой в локтях так, чтобы образовалась 1 длинная цепь. С каждой стороны этой цепи становятся выбранные силачи, которые должны перетянуть всех ребят в свою сторону так, чтобы противоположная команда заступила за черту.

«Дворовые городки».

Нужно то количество бит (палок), какое количество игроков. Затем рисуется круг, в который устанавливаются друг на друга разнообразные жестяные банки. Кроме того, на некотором расстоянии от этой конструкции рисуются линии – это уровни. Ребята по очереди бросают свои биты так, чтобы выбить из круга банки. При этом - сколько выбил банок – на тот уровень игрок и становится. Побеждает тот, кто быстрее всех прошел все уровни.

«Заколдованный замок».

Все участники должны разделиться на 2 команды. Одной из них нужно расколдовать замок (какой-то выбранный объект – дерево, качели, стена), а другой, соответственно, необходимо не дать этого сделать. Кроме того, у замка есть ворота в виде двух игроков. Надо отметить, что у тех, кто охраняет объект: и у ворот и у остальных, которые разбредаются по всей площадке - завязаны глаза. Та, команда, которая пытается покорить этот замок, бесшумно двигается по площадке и незаметно проходит через ворота к замку. Другая же команда, не видя и ориентируясь только на звуки, охраняет замок и ловит наступающих.

«Направления».

Наверное, все летние игры для детей очень веселые. Вот одна из наиболее смешных. Здесь необходим судья и 2 параллельные линии, прочерченные на приличном расстоянии друг от друга. Все ребята встают посередине между линиями. Затем, после крика или свистка судьи, все разбегаются в разные стороны, чтобы добежать до любой из двух линий. Затем судья опять свистит и все игроки, не останавливаясь, продолжают бежать, но уже в другом направлении. Задача судьи - не дать игрокам возможности добежать до линии и поэтому он постоянно должен свистеть. Тот, кто все-таки добежал – сам становится судьей.

Летние игры для детей с мячом.

Мяч – самый распространенный инвентарь, который используется людьми разного возраста. Что уж говорить о ребятах 6-10 лет. Многие летние игры для детей не обходятся без этого незатейливого снаряжения. Футбол, волейбол, пионербол– каких только игр не существует в арсенале детей и взрослых. Вот еще одна интересная и увлекательная игра - видоизмененный и усложненный вариант простой и знакомой «Вышибалы», для которой необходима большая свободная территория.

«Перекрестный огонь».

Дети делятся на команды - 3 штуки. На середине игрового поля нужно нарисовать полосу, куда встает одна команда. 2 другие при этом становятся по противоположным сторонам черты. Каждой из этих двух команд необходимо 3 мяча. Мячами дети устраивают перекрестную пальбу по тем, кто стоит в центре. После последнего выбитого игрока, команды должны поменяются местами, причем на линию выходит та, которая выбила последнего игрока.

«Страусиное яйцо».

Каждый игрок ступней, рукой или коленом набивает мяч такое количество раз, которое может по максимуму. Затем результаты фиксируются, а потом от большего числа отнимается меньшее. Разность этих чисел – очков равно тому количеству шагов, которое должен пройти проигравший (то есть который выбил меньше всех) с мячом, зажатым между коленями. В это время все остальные игроки должны смешить этого неуклюжего страуса, чтобы он рассмеялся и выронил мяч.

«Горячая картошка».

Желающие поучаствовать становятся в круг и спокойно перекидывают мячик друг другу. Затем любой желающий из игроков говорит: «Картошка горячая!». После этих слов, дети начинают бросать мяч так, будто он действительно горячий – быстро-быстро. Проигрывает и выбывает из игры ребенок, который уронил мяч.

«Шаги».

Подобные летние игры для детей вырабатывают у них физические навыки и развивают фантазию, смекалку и интуицию. Происходит это так: все встают в начерченный круг диаметром примерно 2 метра. Дружно выбранный водящий подбрасывает мячик очень высоко и в этот момент пока мяч летит вниз - все дети разбегаются подальше от круга. Когда водящий ловит мячик, он должен прокричать «стоп» и после того, как все остановились, выбрать любого из игроков. Тот в свою очередь называет количество шагов до круга. Эти шашки могут быть названы в абсолютно любом количестве и могут быть любого вида (гигантские, лилипутские, прыжки, и подобные). После этого выбранный шагает то количество шагов, которое он сказал и если ему удается достать до водящего, то он сам становится водящим.

Таких разнообразных, но одинаково веселых и, что немаловажно, полезных игр очень много. Летние игры для детей – это всегда физическое, психологическое, умственное и социальное воспитание младших школьников. Летние каникулы позволяют детям весело и интересно провести время, найти новых друзей, поиграть в любимые игры, придумать их самим и узнать много нового и интересного.


Top