Мое эссе на тему " я учитель ". Материал по английскому языку на тему: Эссе на тему: "Я - учитель

Тарлыкова Ирина Николаевна,

учитель иностранного языка,

МОУ «СОШ №41» г.Саранск

Педагогическое эссе

«Какое счастье-быть полезной людям,

Учить его Величество-Народ!

Нести ему дар мудрости ,и знанья,

И доброты своей сердечной свет-

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет...»

С.Викулов

Какова же моя цель?К какому уровню профессионального идеала,я,учитель иностранного языка,стремлюсь? По моему мнению,именно к такому определению совершенного учителя из стихотворения известного поэта должны стремиться все, кто выбрал профессию учителя иностранного языка делом всей своей жизни.

Как давно это было…С какими учителями я встречалась?Когда-то я тоже была наивной ученицей-хорошисткой и целеустремлённой студенткой-отличницей со своими повседневными заботами и маленькими радостями,потаёнными секретами и неожиданными философскими синергетическими открытиями в таком учебном предмете,как романо-германская филология,как иностранный язык.И рядом всегда находились учителя – внимательные,компетентные,заботливые,готовые простить твои ошибки и обратить внимание на твои даже маленькие успехи.Они не просто учили, они постепенно открывали передо мной огромный мир прошлых эпох и реалии современного мира, в котором я нашла своё место-судьбу. Это они привели меня к пониманию, что уроки,как жизнь в семье, должны быть наполнены ещё,кроме того,и верой-надеждой-любовью, что без этого нет счастья на земле и творческой составляющей вообще.

Какие педагогические заповеди мне жизненно необходимо соблюдать?Понятно,что каждый человек,кто выбирает профессию учителя иностранного языка,берет на себя большую ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать.Недаром великий французский мыслитель Гельвеций заметил,что «требуется гораздо больше ума, чтобы передавать свои идеи, чем чтобы иметь их».

Вместе с тем интеллигентный учитель отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем.Я считаю,что необходимо придерживаться основной нравственно-эстетической профессиональной заповеди, соотносимой с предостережением «Не навреди».Я уверена,например,что может быть и заповедь‘’полюби своего ученика и помоги ему через учение познать самого себя’’.Главное – верить своим воспитанникам, обладать чувством эмпатии -понимать,что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, быть на их стороне, и сама мудрая природа вновь подскажет как вести себя в той или иной проблемной ситуации, как помочь детям,как наполнить добротой каждое мимолётное мгновение.Вот почему:Учитель – это человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, помнит всегда, что каждый ученик –самоутверждающаяся личность со своими особенностями и запросами, победами и горестями.Учитель раскрывает перед воспитанниками притягательную силу всемирных знаний,своего учебного предмета,самого процесса учения. Если учитель всегда поддерживает творческую атмосферу на уроке, сверкающие звёздочки его энтузиазма согревают и зажигают учеников.Он тепло и дружелюбно относится к ученикам, помогает им выработать положительную самооценку.

Каким учителем на уроках иностранного языка я стараюсь быть?Я учитель английского языка.Мои уроки-это разумный креатив,фундаментальная база,многообразие видов учебной и внеурочной деятельности,этопроектная лаборатория,это радость открытия в особой ат­мосфере доброжелательности, уважения, взаимного доверия и сотрудничества. Мои уроки не ограничивают внутреннюю сво­боду учеников,потому что без нее не может быть самодеятельности,самовыражения и самореализации.Есть на уроках и моё определенное законное место,моя позиция-стремле­ние к совершенству профессиональных умений через постоянное самообразование.С каждым своим классом или группой я проживаю новую жизнь, вновь и вновь завоевываю право быть рядом,открывать первую страницу учебника и путешествовать по волшебной стране английского языка,вводить в мир фразовых глаголов и лексических единиц, учить ориентироваться в этом огромном лингвистическом мире, понимать его мелодию и красоту.Проходят школьные годы,я становлюсь,безусловно,мудрее благодаря ученикам.Мы вместе пробираемся по трудным для понимания лабиринтам грамма­тики, как опытные капитаны,уверенно ведем свои кораб­ли знаний, как бла­городный рыцарь Айвенго из средневековой Англии,бесстрашно сражаемся со сложными коммуникативными ситуациями.Я люблю свой предмет за формирование глобального мировоззрения и за особую концентрацию способностей.Но еще больше я люблю детей, которым я нужна, кото­рые верят мне и которых я должна многому научить.А английский язык помогает нам понять друг друга, самих себя и окружающую жизнь.

Какие нравственные качества я стремлюсь воспитать у своих учеников?Хотелось бы, чтобы все мои уроки стали «островком красивых мыслей», на ко­тором я с моими такими разными учениками испытывали бы счастье от общения друг с другом. Но в то же время я понимаю, что мой непосредственный долг - подготовить ребят к вступлению во взрослую жизнь,подчас такую нелегкую и непростую. Я должна научить их не отступать перед трудностями, быть стой­кими, выносливыми, найти свою дорогу и уверенно идти по ней, добиваясь поставленной цели. Но самое главное, чему я должна научить моих ребят, - это всегда, в любой ситуации оставаться настоящими людьми в самом высоком смысле этого слова. Ведь где бы мы не жили, нравственные навигаторы одни - доброта, толерантность, тру­долюбие, честность, справедливость. И мне очень хочет­ся верить в то, что мои ученики не забудут школьных уро­ков нравственности, что ни один из них никогда не со­вершит подлость, не переступит через других во имя собственного благополучия.

Какие качества навсегда стали главными в моей профессиональной деятельности?Главная цель моей работы – помочь детям научится принимать собственные решения, делить с ними ответственность и не осуждать, уважать их мнение, всегда давать ученикам понять, кто каждый из них – успешен, каждый творец и созидатель – вот принцип моей педагогической деятельности.

Привлекая детей к изучению иностранного языка, культуры народов и стран английского языка, важно самой всегда оставаться любознательной и делиться новыми полученной интересной информацией на традиционных страноведческих уроках. Нужно быть актрисой и изобретателем, вдохновлять своих учеников говорить на английском языке, выражать свое мнение, не боясь допустить ошибку, помочь детям испытать чувство радости за себя – вот и сделано еще несколько шагов к овладению иностранным языком.Я очень люблю свою работу, своих учеников. Каждый день, подходя к школе, я предполагаю в себе мудрость, творчество и любовь.

Мудрость позволит соотнести воображаемое и реальность,заглянуть в будущее и увидеть результаты моего труда, найти такие приемы и методы работы с детьми, которые позволят открыть и развить способности каждого ребенка.

Творческий дар и импровизация помогут подготовить новые и необычные проекты и исследовательские работы, которые увлекут моих учеников в процесс познания, расширят их иноязычный кругозор, чтобы более полезными стали наши цели и устремления.

Любовь навеет слова благодарности моим ученикам за отлично и хорошо выполненную работу, подбодрит, воодушевит тех, у кого что-то не получилось.

Какие уроки я извлекла из своего педагогического опыта?Общаясь с учениками уже тридцать лет, я поняла: надо не наступать, а уступать; не захватывать, а отдавать; не кричать, а выслушать; не злиться, а улыбнуться и протянуть руку.Наша жизнь складывается из цепочки таких дипломатических событий. Мы идем по большому жизненному пути и лепить чужую душу – задача не для смертного. А вот помочь душе окрепнуть, обогатиться, вырасти – учитель может. Я искренне верю, что речь учителя вспомнится, прорастет добром и любовью. Быть учителем – это означает не снисходить, а восходить к духовному миру своих учеников. Смотреть на мир их глазами, идти вместе с ними к тайнам непознанного. Идти, освещая им путь и согревая теплом своего сердца. Надо просто любить свою работу. Это и есть суть моей педагогической философии.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Шамей Е.А.,

МБОУ «СШ 25» п.Энем

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Эти строки всегда со мной. Старая записка, времен учебы в университете, аккуратно вложенная в портмоне…

Эти слова говорят о том важном, что составляет основу моего восприятия мира, общения с людьми, стиля работы, основу меня самой. А именно: умение видеть и ценить то хорошее, что у меня есть; умение распознать чудо до того, как оно исчезнет, будет загублено или просто уйдет в прошлое. О чем идет речь? О ясном небе, которое нужно уметь заметить, даже когда не выспался. Многие не могут его видеть. Об улыбке детей, которые так быстро взрослеют. О скромном «Спасибо за урок», и чувствуется – сказано искренне. А как ты рад этой благодарности! Ведь заслужена. Вложил в урок душу! Заметили, прониклись… О радости движения, когда гуляешь или едешь на велосипеде, или делаешь утреннюю зарядку. О радости познания, когда бываешь в новом месте, городе, или же читаешь книгу, смотришь фильм.

Мое отношение к жизни, я думаю, имеет огромное влияние на мою работу в школе. Мы можем рассказывать детям, что нужно быть добрым, спортивным, трудолюбивым, ответственным и при этом забывать проверить контрольные работы, позволять себе кричать на детей, избегать занятий спортом, конкурсов. Дети мудрые создания. Их не обманешь. Поэтому главное в воспитании – не рассказать, как нужно, а самому быть примером для подражания. Особенно это важно в работе классного руководителя.

Кто, как ни классный руководитель, поможет пятикласснику освоиться в новых условиях, понять требования учителей-предметников, побороть усталость, лень, плохое настроение? Кто подскажет, что нужно пользоваться тем временем, которое дано на обучение в школе, и радоваться возможности учиться и общаться друг с другом, со сверстниками и преподавателями. Школьные годы — это счастье! И однажды мы все это понимаем.

Свой урок я начинаю с улыбки и дружелюбного приветствия. Положительный настрой очень важен. Я твердо уверена, что учение должно приносить удовольствие. Увлекательным я стараюсь сделать каждый урок. Иногда это получается. Тогда, например, мы с интересом обсуждаем статью, фильм, презентацию. И не страшно, что иногда ученики выражают свои мысли на ломанном английском, с ошибками, а то и совсем переходят на русский язык. Где-то исправишь, а где-то лучше выслушать до конца. В другой же раз урок получается менее интересным из-за обилия теоретической информации и скучных грамматических упражнений. Что ж, я ставлю себе на заметку и в будущем стараюсь разнообразить такие уроки увлекательными заданиями. Хотя, если признаться честно, получается не всегда. Я учусь и не боюсь признавать свои ошибки и недочеты. Они все мои! Признание ошибки – первый шаг к ее исправлению! Я на верном пути.

Если немного расширить рамки рассматриваемой проблемы и говорить о роли учителя в жизни общества в целом, то я придерживаюсь следующей точки зрения.

Важно, чтобы учитель воспитывал в ребенке не профессионала, а гармоничного человека. Дети, а значит будущие взрослые, граждане своей страны, должны быть счастливы, но счастливы не в лени и праздности, а в активной деятельности и работе над собой. И если школьник не имеет особенных интересов, нужно пробовать привлекать его к участию в классных и школьных мероприятиях. Если ученик отказывается работать на уроке, ленится, то, возможно, стоит попробовать дать ему упрощенные задания или задание игрового типа. И, хотя не всегда его работу можно поощрить хорошей оценкой, на словах перед классом стоит отметить достижение этого ученика.

Умение быть счастливым, умение ставить перед собой цели и достигать их характеризует гармонично развитого человека.

А что же еще важно воспитать в ребенке?

В детстве, отдыхая в лагере, я проходила шуточный психологический тест. Обычный ситуативный тест, где предлагалось высказаться, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Ситуация, на первый взгляд, абсолютно не относится к тебе и твоей личности. Я помню, мне предлагалось представить, что я иду по лесу и вижу пень, а в нем гвоздь. Так вот, вопрос был: что вы сделаете? Все мои друзья отвечали, что просто пройдут мимо. И только мне почему-то просто необходимо было его выдернуть. Глупо, конечно. Но, помните: я была ребенком. Это сейчас подобный тест кажется нелепым. Но, так или иначе, результат теста понравился мне. «Небезразличие, — сказала девочка, еще начинающий тогда психолог, — желание все изменить, что бы ни оказалось на твоем пути». И вот спустя много лет оказалось, что именно это качество действительно стало неотъемлемой частью моего характера и, как ни странно, помогает мне чувствовать себя счастливой. Не могу сказать, что желание все изменить к лучшему всегда производит положительный эффект. Так, например, лавочки, покрашенные краской, которая никак не высыхала, мне долго помнил весь мой двор. Но в основном, мои благородные стремления всегда имели благоприятный исход. Как это проявлялось? Поспособствовать установке мусорных контейнеров в поселке, прибрать в подъезде, поднять бумажку в школе, помочь дедушке с тяжелыми пакетами, потерявшемуся ребенку: все это те маленькие ситуации, где мы можем проявить себя с лучшей стороны. И не важно, что в этот именно момент наши ученики нас не видят. Не волнуйтесь. То, что нужно, дети обязательно увидят. Такие уж они! Что же касается школы, вы, учителя, и особенно классные руководители, знаете, сколько в школе возникает ситуаций, когда вы оказываетесь перед выбором: помочь или пройти мимо, попытаться что-то изменить, потратив силы, время, нервы, или оставить все, как есть.

Итак, стремление помогать другим и преображать мир вокруг себя – второе важное качество, которое нужно развивать в ребенке.

Еще одно мое свойство, или даже вернее сказать привычка, — это делать все наилучшим образом. Это не значит, что я делаю любую работу лучше других. Я вообще не привыкла сравнивать себя с другими. Это всего лишь значит, что все, что я делаю, я делаю наилучшим возможным для себя образом. И обязательно с увлечением! Это, кстати, по моему мнению, верный путь к успеху и надежный источник саморазвития. Должна признаться, что учась на факультете иностранных языков, я почему-то не предполагала, что буду работать в школе. Но училась всегда на износ: за все пять лет в моей зачетке не было ни одной четверки. При этом я занималась танцами и успевала общаться с друзьями. Единственное, чего я не успевала, это смотреть телевизор. Попав в школу, именно попав, потому что на момент выпуска из университета у меня уже была двухлетняя дочь, мне просто нужно было устроиться куда-нибудь, я не знала, какой из меня получится учитель. Но и здесь, в школе, еще толком не зная с чего начать, я просто старалась делать свою работу хорошо, внимательно изучала УМК, искала дополнительный материал, видео на английском и немецком языках, мультфильмы, презентации. Затем начала создавать свои. Круг используемых средств для создания материалов к урокам постепенно рос и расширялся. Сегодня для создания ярких, динамичных, запоминающихся уроков и мероприятий я использую программу для видеомонтажа Sony Vegas Pro, иногда Camtasia Studio, фоторедактор Photoshop, Photodex pro для создания презентаций, Notebook Smart Board для создания интерактивных заданий и, наконец, Adobe Dreamweaver для создания вебсайтов и заданий в интернете. Я также сделала простой, но функциональный сайт для нашей школы, где время от времени сама пишу статьи, освещая основные события школьной жизни.

Какую частичку из этого своего опыта я могу передать ученикам? Если вы делаете какую-либо работу, делайте ее хорошо или не делайте совсем. И никогда не нойте! Оглянитесь вокруг. Заинтересуйтесь. Попробуйте разобраться и стать экспертом. Получайте удовольствие! Вы растете, вы развиваетесь, а это и есть полноценная жизнь: быть счастливым от того, что вы есть, от того, что вы помогаете другим, приносите пользу и, в то же время, развиваетесь сами! «Делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь!» (Лев Ландау).

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность....

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность. Ведь учитель вносит свой вклад в формирование будущего страны. Какими станут дети через несколько лет, какую специальность они выберут может зависеть и от меня. Ученики часто спрашивают, почему вы стали учителем, а не переводчиком или кем-то другим. Сначала такие вопросы приводили меня в замешательство, но немного подумав и проанализировав свою жизнь, я могу дать чёткий ответ. Выбором профессии я обязана своей учительнице английского языка, которая с пятого класса привила любовь к своему предмету. Я никогда не думала в детстве, кем я хочу стать, но когда пришло время выбирать ВУЗ, у меня не было сомнений: я хотела учить английский. Далеко от дома мне уезжать не хотелось, поэтому я поступила во Владимирский государственный педагоги

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность. Ведь учитель вносит свой вклад в формирование будущего страны. Какими станут дети через несколько лет, какую специальность они выберут может зависеть и от меня. Ученики часто спрашивают, почему вы стали учителем, а не переводчиком или кем-то другим. Сначала такие вопросы приводили меня в замешательство, но немного подумав и проанализировав свою жизнь, я могу дать чёткий ответ. Выбором профессии я обязана своей учительнице английского языка, которая с пятого класса привила любовь к своему предмету. Я никогда не думала в детстве, кем я хочу стать, но когда пришло время выбирать ВУЗ, у меня не было сомнений: я хотела учить английский. Далеко от дома мне уезжать не хотелось, поэтому я поступила во Владимирский государственный педагогический университет, на факультет иностранных языков. Из нашей студенческой группы, я единственная работаю в школе. Нежелание моих сокурсников связано в первую очередь с тяжёлыми детьми. Чтобы достойно жить многим родителям приходится работать сменами, уезжать на заработки в другие города. Дети предоставлены сами себе, в свободное время погружаются в интернет или смотрят телевизор. Разумеется, берут они оттуда не самую полезную информацию. И получается, что примером подражания становятся любимые герои сериалов, моральные качества которых не всегда являются достойными. На школу ложиться большая ответственность: не смотря ни на что воспитать гармоничной личности, способной реализовать себя в жизни. Моё глубокое убеждения состоит в том, чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А. С. Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”. Лучший способ обучения – это пример, а не наставления. Приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками,

которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам. Мы живём в эпоху перемен. Реформирование системы образования неразрывно связано с изменениями, происходящими в обществе. И это абсолютно правильно. Ученик должен быть готовым к жизни в современном высокотехнологичном мире. «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» - так определяет основную педагогическую цель Федеральный государственный стандарт. Мне бы хотелось сделать акцент на слово «компетентного», то есть знакомого с новейшими открытиями и изобретениями, умеющего пользоваться ими в повседневной жизни, способного проектировать, конструировать, определять способы достижения результата. Учитель школы будущего должен быть интересен своим ученикам, идти в ногу со всем новым, а не вспять, овладевать современными средствами передачи информации, эффективно использовать новые технологии, творчески подходить к вопросу обучения. Я хочу научить детей всему тому, что знаю и умею сама, показать привлекательные стороны английского языка и привить интерес к его изучению.

Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ»

Я – учитель, как это одновременно много и мало. Мало, - потому что за учителем возвышается преподаватель, потом доцент, профессор, академик… Много, - потому что учитель – это не просто профессия, это жизнь, а школа – вселенная, столь разнообразная в своих проявлениях.

Моя учительская карьера началась не так давно, и в детстве я не мечтала, что буду тысячу раз твердить ученикам одно и то же на уроке, потом в изнеможении тащить домой сумку с тетрадями, чтобы обнаружить: «Опять не то написали, ну как только рука поднялась?!...» и бесконечно искать ответ на вопрос «Как бы их замотивировать?»

В свои собственные школьные годы под влиянием родственников и учителей, я мечтала стать врачом, хирургом-кардиологом, и использовать процессы регенерации, хорошо развитые у простейших организмов, для лечения порока сердца. Не сложилось. Я поступила на факультет иностранных языков в Ростовский Государственный Педагогический Университет, твердо решив стать переводчиком. Переводчиком я на некоторое время стала: работала гидом-переводчиком, переводила биржевые новости и художественную литературу, но, создав свою семью и став мамой, переводить я уже не хотела. Оглядываясь по сторонам, я видела соседских мальчишек, которые редко выходили гулять, потому что были заняты компьютерными играми и полуторагодовалую девочку, которую мама прямо в автобусе кормила чипсами и давала запить пепси-колой. От таких картин я впадаю в уныние. Какими вырастут эти дети, какие ценности будут руководить их выбором? Какое общество они будут создавать? Неужели глобализация так сильно пошатнула наши культурные традиции? Нет, я не могу оставаться безучастной. Конечно, я изо всех сил стараюсь воспитывать собственных детей на примерах классической литературы, на рассказах о собственном детстве, о жизни предыдущих поколений, о том, что такое хорошо и что такое плохо, но им очень трудно в общении со сверстниками, потому что, если их бьют, они не дают сдачи, если у них отнимают еду, они не сопротивляются, объясняя свое поведение тем, что обидчику, наверное, очень хотелось есть, или его мама не позаботилась о нем и не дала ему с собой еды. Я долго не могла ответить себе на вопрос, как же мне помочь своим собственным детям, я же их правильно воспитываю, учу благородству, а получается, что они не могут за себя постоять. И у меня появились мысли, а что если бы я научила еще кого-то тому, чему я учу своих детей, или помогла бы увидеть мир во всем его многообразии, а не только на экране компьютера, или смогла показать, что можно быть убедительным даже без кулаков. И в момент, когда я уже начала интересоваться вакансиями учителя английского языка в окрестных школах, мне позвонили… Я убеждена, что наши мысли материальны, и точно знаю, что предложение работать в школе я получила не раньше и не позже, а именно в тот момент, когда была готова к этому, возникла потребность. Сейчас, оглядываясь назад, задумываюсь, почему же я не пошла работать в школу сразу после университета и сама себе отвечаю, потому что не была готова, потому что, если приходишь в школу, надо что-то говорить детям, а чтобы это что-то они воспринимали, надо иметь твердую позицию, основанную на личном опыте, и быть уверенной в своей правоте. Дети легко чувствуют фальшь или неуверенность, а, потеряв один лишь раз их доверие, вновь обрести его не всегда удается.

И вот я в школе. Вопросы, бесконечные вопросы, где взять на них ответы, ты скажи… И как объяснить, чем плохи чипсы, если это вкусно? И почему не надо часами играть в компьютерные игры, если это интересно, и папа тоже играет? Сразу не получается убедить ребят в своей правоте, но личный пример, наводящие вопросы по проблеме, рассказы о знаменитостях, которые делают «правильно» постепенно заставляют задуматься даже самых убежденных игроманов и любителей фастфуда.

Бездумное времяпрепровождение перед телевизором я также полагаю социальным злом. Особенно меня возмущают мультфильмы, в которых нет трудной задачи, долгого и тернистого пути к заветной цели и прекрасной королевны в качестве награды за все превратности судьбы, а есть Помогатор, нажав кнопку на котором, никуда идти не надо, все само собой образуется. Более того, меня беспокоит тот факт, что для конструирования названия этого устройства использована словообразовательная модель английского языка с агентивным суффиксом –ор-. В русском языке, например, есть слово «помощник», который вполне мог бы справиться с задачами, реализуемыми Помогатором, но почему-то предпочтение отдается не ему. Регулярно задаюсь вопросом, существует ли какой-то контроль телевизионного контента, который призван формировать мировоззрение юных россиян, а ведь еще В. фон Гумбольдта доказал, что язык – это дух народа. У меня дома нет телевизора, и не потому, что я не могу себе позволить такую роскошь, просто роскошь человеческого общения и чтение книг мне представляются гораздо более ценным вкладом в личностное развитие.

Еще одной проблемой, на мой взгляд, являются вопросы нравственности, а именно честности. Меня беспокоит тот факт, что для многих родителей самое важное – это оценка, и за ними начинается охота, а знания становятся чем-то незначительным на фоне этой гонки: закончить без двоек, закончить без троек или без четверок, любой ценой. И это пугает. Дети в четвертом, пятом классе пытаются обманывать, что забыли тетрадь, если не выполнят домашнее задание. Я в таких случаях говорю, что лучше извиниться и честно сказать, что задание не выполнил, но они прячут глаза и делают вид, что не понимают о чем я говорю. Потому что дома за плохую оценку не похвалят, а вопросы честности в погоне за оценками, очевидно, не рассматриваются. A la guerre comme a la guerre. Меня всегда в таких случаях волнует вопрос, неужели такие родители сами не понимают, что они таким образом вредят и себе и своим детям, но такие случаи бывают довольно часто, поэтому обязательным элементом своей работы я считаю общение с родителями. Конечно, есть те, кому все равно, есть такие кто «сам знаю, меня учить уже поздно», но есть и такие, которые прислушиваются к тому, что говорит учитель, и, может быть, со временем, их станет больше, ведь и капля камень точит…

Подводя итог вышесказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что профессия учителя, на мой взгляд, отличается от многих других профессий тем, что учитель не может, уходя из школы, оставить всю свою работу в стенах образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс становится нашей жизнью, а ученики – нашей семьей. И так хочется сделать все правильно, успеть вовремя, найти ту грань, где требовательность должна смениться поддержкой и не переиграть, позволив ученику самоустраниться от решения трудной для него задачи, лишив его возможности интеллектуального и духовного развития. Конечно, я не смогу всем внушить, что играть часами в компьютерные игры, смотреть все подряд по телевизору и регулярно посещать Макдональдс не есть предел мечтаний, но, может быть, те, кому я смогу рассказать, что на свете есть более полезные и интересные занятия, расскажут еще кому-то, а те, в свою очередь, - своим знакомым, и жизнь наша станет лучше, и мы станем чище и честнее и будем больше читать книг, хороших разных, и развиваться сами и развивать тех, кто с нами рядом.

В заключении хотелось бы привести стихотворение Э. Хейла, которое, как мне кажется, отражает мою мировоззренческую позицию:

I’m only one,

But still I am one.

I cannot do everything,

But still I can do something.

And because I cannot do everything

I won’t refuse to do something I can do.

(Я лишь один из многих, но и я кое-что значу. Я не могу сделать все, но могу предпринять хоть что-нибудь. И пусть я не способен изменить все, но я сделаю то, что в моих силах.)


Моя педагогическая философия… Часто ли мы о ней задумываемся? Пожалуй, нет. Мы всегда куда-то спешим, торопимся все успеть, а сесть и подумать нам некогда. Задумавшись над этим вопросом, я поняла, как сложно говорить о своей педагогической философии.

Мы, получив диплом о профессиональном образовании, часто уверенны в том, что знаем все: как учить, как найти подход к каждому ученику, методику преподавания предмета. Но когда приходим в школу, оказывается, что мы многого не знаем и не умеем. И тогда мы задумываемся: как же стать самым лучшим педагогом, мастером своего дела.

Я считаю, что прежде чем требовать что-то от учеников, нужно научиться требовать от себя. Если учитель ответственно подходит к уроку, готовится к занятиям, ищет интересный материал и не ограничивается учебникам, то он будет интересен большинству ученикам.

Как бы ни банально это звучало, но учитель должен учиться и совершенствоваться всегда. Учитель должен идти в ногу со временем, использовать различные приемы и методы на занятиях.

Но самое главное – учитель должен оставаться человеком , мы не должны превращаться в роботов, которые знают только четыре отметки и свой предмет. Вспомните фразу из кинофильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Наши ученики тоже счастливы, когда их понимают, они ждут от нас поддержки, помощи. Ученики имеют право на ошибку, они могут иметь свои проблемы, которые, нам взрослым почему-то кажутся незначительными. А если мы вспомним свое детство: когда нам казалось, что никто нас не может понять, что страшнее проблемы быть не может, а старшие ничего не понимают. А так хотелось, чтобы нас поняли и поддержали. Я стараюсь понять своих учеников, всегда интересуюсь, почему они не выучили урок, все ли поняли, а если у кого-то плохое настроение, стараюсь не быть равнодушной. При этом важно не перейти границу «учитель-ученик», чтобы ученики не стали манипулировать мной, нужно всегда держать дистанцию.

Мне, как учителю, хочется стать профессионалом, быть на высоте и преподавать так, чтобы ученики бежали на урок. Но как этого добиться? Я считаю, что мы не должны останавливаться на достигнутом, нужно всегда ставить для себя цель выше, чем мы можем достичь и стремиться к ней. Для меня каждый урок, словно первый раз. Мне хочется, чтобы ученики не знали, что их ждет на уроке. Поэтому стремлюсь познавать новое и необычное. Сегодня, когда наши ученики принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах, учителя должны себя тоже проявлять. Участие в профессиональных конкурсах – это бесценный опыт, потому что увидеть что-то новое, посмотреть на себя со стороны бывает необходимо. Именно так мы узнаем о своих недостатках, ошибках. Но в то же время мы можем показать то, что у нас лучше всего получается.

Таким образом, моя педагогическая философия заключается в том, чтобы постоянно совершенствовать и учиться, не останавливаться на достигнутом, всегда есть что-то большее, чем мы владеем. Но важно помнить, что мы не должны превращаться «в сухаря», что дети ждут от нас понимания, уважения.


Top