Морфологические нормы употребления местоимений. Употребление личных местоимений

1.Местоимение 3-го лица (он, она, оно, они )обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не формально порядком слов, например:Туристы побывали во многих городах страны: они интересовались прежде всего местными историческими достопримечательностями (не вызывает сомнений, что местоимениеони относится к более отдаленному существительномутуристы, а не к ближе стоящемугородах ).

Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности, например: Сестра поступила в артистическую труппу , она скоро уезжает на гастроли (кто уезжает – сестра или труппа?).В этих случаях необходима правка; ср.:

Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли ;

Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли; Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (кто заболел – мать или Оля?);Внесены добавления в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях (нуждаются в уточнениях тексты или добавления?).

Местоимениеони не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа.Это правило нарушено , например, в предложении:«В митинге участвовало множество народа; они требовали прекращения войны на Кавказе». В подобных случаях при правке часто сказывается неудобство замены формы они формой единственного числа (оно, он ), поэтому целесообразно заменять собирательное существительное существительным конкретным (...участвовало множество людей; они требовали... ).

2.При выборе одного из вариантов в парах я гуляю гуляю, ты прочти прочти и т.п. учитывается, что пропуск личного местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе, форма которого указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, например:Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его (Л. Толстой);Не согласен! Не могу! Не желаю (Чехов). В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность, например:Идите, выполняйте приказание. Спите (Симонов). Ср. в приказах и распоряжениях:Приказываю...; Предлагаю... и т.п.

Подлежащее-местоимение обычноопускается при формах повелительного наклонения.Наличие местоимения в этом случае служит целям логического подчеркивания, противопоставления, например:...Но ты останься тверд, спокоен и угрюм (Пушкин);Вы побудьте с больными, а я пойду за лекарством. Наличие подлежащего-местоименияпри форме повелительного наклонения может придавать высказываниюсмягчающий оттенок, например:Ты мне скажи откровенно... ты мне дай совет... (Л. Толстой) (см. также §178).

3.Личное местоимение 3-го лица иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное.

В одних случаях такое употребление местоимения используется для подчеркивания подлежащего и встречается в ораторской и поэтической речи, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознаньи жить... (Н. Тихонов) (см. также §220, п. 2).

В других случаях рассматриваемое явление наблюдается в разговорном языке, в просторечии, например: Народ, он культуры требует (Солоухин);Пуля она в Федотку-то не угодит, а кого-нибудь со стороны свалит (К, Седых).

Без стилистического задания подобные конструкции в литературном языке (в научной, официально-деловой речи, в нейтральных стилях) не употребляются. Ср.ошибочные построенияв ученических работах:« Евгений Онегин, он был представителем...»

4.Нормативной является форма у нее; формау ней придает высказываниюразговорный характер, например:У ней лились слезы... (Федин);Нет, глаза у ней ничего! (Леонов).

5.При выборе варианта в парах внутри них внутри их н перед местоимением 3-го лица или безн ) следует исходить из того, что в современном языкеуказанный звук добавляется, если местоимение стоит послелюбого из простых, или первообразных,предлогов(без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после многихнаречных предлогов(возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако такиепредлоги,как внутри, вне, употребляютсяв основномбез начальногон.

Не добавляетсян к местоимению такжепосле предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, ср.:вопреки ему , наперекор ей , согласно им , вслед ему , навстречу ей , подобно им , соответственно им ; также:благодаря ему .

Не требуют после себя вставкин также сложные предлоги в сочетании с местоимением, например:в отношении его , при помощи ее , не в пример им , в противовес ему , по поводу ее , за исключением их , со стороны его , по причине ее ; также: наподобие его , насчет их .

Не добавляется начальноен в тех случаях,когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательногоили наречия, например:старше его , выше ее , лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимениевесь тодопустимы обе формы(со встречнымн и без него,), например:у всех их у всех них , для всех их для всех них , за всеми ими за всеми ними , над всеми ими над всеми ними .

Вариантные формывстречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например:между вами и ими между вами и ними , между мной и им между мной и ним . Ср.:Видишь разницу между нами и ими ... (Горький). –...Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).

Цель урока:

  • определить роль местоимений как средства связи частей текста;
  • повторить разряды местоимений, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание местоимений с предлогами;
  • формирование навыков осмысленного использования местоимений в связной речи;
  • привитие интереса к изучению русского языка при помощи межпредметных связей (с историей и литературой);

Методические приемы: самостоятельная работа учащихся (работа с дополнительной литературой по предмету, с толковым словарем), выполнение творческих заданий (конкурс рисунков на тему “Разряды местоимений”, подбор русских народных пословиц, поговорок, загадок с использованием местоимений);

Оборудование:

  • таблица “Разряды местоимений”;
  • раздаточный материал: перфокарты, карточки с отпечатанным текстом по исправлению стилистических ошибок в использовании местоимений;
  • плакат с графическим изображением кроссворда по теме “Местоимение”;

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении местоимений в нашей речи. Какую роль играют местоимения? Часто ли мы их используем? Какие местоимения чаще других употребляются? На эти вопросы мы без труда сможем ответить, если прочитаем книгу “ Занимательно о русском языке.” Авторы этого пособия – В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э. Розенталь. (Сообщение по этой книге о местоимении может подготовить заранее один из учеников. Возможен другой вариант, что сообщение готовит ученик по данному учителем тексту).

II. Сообщение ученика об употреблении местоимений в речи.

“Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов – около 2 с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.”

III. Работа с текстом. (текст записан на доске.)

Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.

В доме у нас жил ёжик, ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик (он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).

Какое слово повторяется чаще других? Какой части речи оно? Как избежать повтора этого слова?

IV. Итак на этом примере мы доказали, что местоимения необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений. Чтобы убедиться в этом, послушаем песенку Винни – Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б. Заходером.

(Стихотворение читает один из учеников наизусть).

На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сем.

Я рассказал им , что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему;
И что подумали о том,
И если нет, то почему.

Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то “ах”, то “ эх”,
И “так сказать”, и “будь здоров”,
И “ну и ну”, и “просто смех!”

Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: “И все?”
Ты, говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!

Что вы поняли из этой песенки?

В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым?

Что же забыл (или не знал) Винни-Пух?

Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.

V. Работа с карточками, на которых отпечатаны предложения с стилистическими ошибками в употреблении местоимений.

  1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
  2. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.
  3. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла.
  4. Гусь среди их был самый старый и степенный.
  5. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки.
  6. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
  7. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Задание: Исправить стилистические неправильные предложения и записать их.

VI. Выборочный диктант.

Задание: Из стихотворения Ю. Коваля “ На яхте” выписать неопределенные местоимения, обозначить изученную орфограмму.

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл,
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал:
“ Скорей возвращайся назад.”

И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

VII. “Школа вежливости”.

А теперь поговорим о местоимениях – “ты” и вежливое “Вы”.

Какое местоимение вы употребите, обращаясь к другу, однокласснику, ровеснику? А какое в разговоре с пожилым человеком, учителем?

В чем разница при написании местоимений “вы” (речь идет о группе людей) и “Вы” (при обращении к одному человеку)?

Об употреблении местоимений “ты” и вежливого “Вы” с точки зрения норм культуры речи может рассказать заранее подготовленный ученик, используя дополнительную литературу.

Учитель может дополнить сообщение учащегося, рассказав о том, к каким трагическим последствиям может привести грубое обращение на “ты”. (В качестве примера можно прочитать отрывок из книги В.Н. Иванова “Александр Пушкин и его время”, в котором говорится о том, как генерал Бенкендорф обратился к А.А. Дельвигу на “ты”, тем самым не только оскорбил поэта, но эта грубость стала причиной болезни А.А. Дельвига).

VIII. Словарная работа.

Задание: Заменить данные определения сложными словами с местоимением сам.

  1. Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
  2. Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
  3. Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов.
  4. Критика недостатков своей работы.
  5. Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде.
  6. Тот, кто выучился чему – нибудь без специального обучения и руководства.
  7. Неограниченная власть царя.
  8. Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом.
  9. Аэроплан.

(Скатерть самобранка, самовар, самодеятельность, самокритика, самородок,самоучка, самодержавие, самосвал, самолет.)

IX. Дополнительный материал

К этому уроку ребята могут выполнить различные задания творческого характера, например:

1) Подобрать пословицы и поговорки, в которых употребляются местоимения (“Нет в мире краше Родины нашей” , “Каждому свой край сладок”, “Всякому мила своя страна” и др.)

2) Найти загадки, в которых также использованы местоимения. Можно нарисовать рисунки – отгадки к подобранным загадкам. (Например, “Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит./Ива /).

3) Составить кроссворд по теме “Местоимение”;

Задание. Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи.

1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в родительном падеже. 3. Опреде-лительное местоимение, синоним местоимений каждый , любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот . 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он . 7. Определительное местоимение: именно , как раз . 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно кто.

Этот урок целесообразно проводить после изучения всех разрядов местоимений, повторения правописания местоимений с предлогами. Поэтому в качестве самостоятель-ной работы можно раздать перфокарты, чтобы проверить, как учащиеся усвоили данный материал.

XI. Домашнее задание.

Возможны разные варианты выполнения домашнего задания, исходя из способностей каждого из учеников класса.

  1. Выписать местоимения из стихотворения А.С. Пушкина “Узник”;
  2. Сочинить сказку, в которой бы местоимения выступали в роли главных героев.

Термин «местоимение» произошел от лат. pronomen, что означает «вместо имени». Но содержание местоимений значительно шире их замести­тельной функции.

2) местоимения, категориально соотносительные с именами прилага­тельными: какой, чей, который, такой, какой-то, чей-нибудь, некий, тот, этот, никакой, ничей, всякий, любой, другой и т. д.;

4) местоимения, категориально соотносительные с наречиями: где, куда, откуда, как, когда, почему, отчего, зачем, насколько, там, тут, сюда, оттуда, никак, некогда, почему-то, отчего-нибудь, зачем-то, иногда, всегда и т. д.;

Вопросительные местоимения. Местоимения этого семантического разряда используются в акте коммуникации для выяснения раз­личных сторон объективной действительности и представляют собой ядро вопросительного местоименного предложения. Количество их неве­лико: кто, что, какой (каков), чей, который, сколько, где, куда, от­куда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько; но высокая аб­страктность их значения позволяет этой небольшой группе слов гибко, эффективно обслуживать самые разные явления. Хорошо подтверждают эту мысль слова известного польского педагога Януша Корчака, сказанные им в беседе с учениками: «Я вам расскажу сейчас об одном ма­люсеньком слове таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малыш­ки Кто, ты должен был спросить: «Это Казик стучит? или Манька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты бы мог так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрым, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы. А так: «Кто там?» - и в этом коро­теньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» – это место­имение» [Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М., 1966. – С. 406–407. (Неверли И. о Януше Корчаке)].

Система местоимений складывалась таким образом, чтобы при мини­мальных затратах языковой энергии можно было охватить наибольшее количество разных ситуаций. Кто ичто закрепились в качестве во­просов о предметах (живых и неживых);какой, чей, который – о признаке предметов, в том числе и их порядковой последовательности;сколько – вопрос о количестве, числе;где – вопрос о месте;куда, откуда – о направлении;как – образе, способе, мере, качественной характеристике действия;когда – вопрос о времени;зачем – о цели; почему,отчего – о причине;насколько – о мере и степени.

В то же время нужно говорить и о недостаточности местоименных вопросительных средств. Так, в русском языке отсутствуют специаль­ные местоимения, выступающие в качестве вопроса о действии, состо­янии, уступке, следствии, условии. Компенсация недостающих местоименных средств осуществляется, главным обрезом, с помощью слово­сочетаний что делать?, что сделать?, что происходит?, чем занима­ешься?, несмотря на что?, вопреки чему?, при каком условии? и т. д., но возможно и использование уже имеющегося слова, но в другом зна­чении. Например, местоимениекогда , ранее употребляемое для вопро­са о времени, приобрело способность выступать в качестве вопроса об условии. Ср.: 1. Когда приедет Андрей? (когда? = в какое время?, какого числа, месяца?) . 2.Когда ставится тире в простом предложе­нии? (когда, при каком условии?) .

Наблюдения над путями образования местоимений в русском языке позволяют высказать некоторые замечания о возможном появлении недостающих местоимений в будущем. По нашему мнению, оформившиеся на синтаксическом уровне категории условия, уступки, следствия предпо­лагают возникновение в будущем специальных местоимен­ных средств (как вопросительных, так и ответных). [См. также: Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. – Кишинев: Штиинца, 1973. – С. 219–226].

В некоторых местоимениях под одним звуковым комплексом скрывает­ся несколько омонимов (возможно – разных лексико-семантических вариантов одного слова). Наиболее спорным является местоимение что .

Вопрос что используется в значении вопроса о предмете, явлении, абстрактном понятии:Что вы читаете? О чем он грустит? В этом слу­чае вопросительное местоимениечто является категориально соотно­сительным с именами существительными, изменяется по падежам.

Реже что употребляется в значении вопроса о причине (Что ты так долго собираешься? ), о цели (Чего пожаловал? ), о мотивации без раз­граничения на причину и цель (Что ты на меня так смотришь? ), о по­ложении, состоянии (Что больная, поправляется? ), о качестве пред­мета (Ну что машинка? – Отличная ). Некоторые из этих форм имеют разговорный характер, в просторечии возможен вопросчто , синонимич­ныйсколько (Что стоит эта шуба? ). Омонимия и многозначность делают всю прономинальную систему более гибкой, семантически ёмкой.

Местоимения кто ичто изменяются по падежам.

Таблица 11

И. Р. Д. В. Т. П. кто кого кому кого кем (о) ком что чего чему что чем чем

Они не имеют морфологических категорий рода и числа, эти кате­гории проявляются у них на уровне синтаксиса: кто сочетается с формой муж. рода имени прилагательного, причастия, глагола в прошедшем времени;что – с формой ср. р. ед. ч. (Кто сказал? Что лежало? ).

У местоимений кто ичто не совпадает с именами существительными и категория одушевлённости / неодушевлённости. Так, одушевлённость существительных охватывает практически все живые существа, у кото­рых вин. п. совпадает с род. п. во мн. ч. (а у муж. рода – и в ед. ч.). Местоимениекто относится только к людям и некоторым животным, на­пример:Кто звонил? – Наташа. Кто пасется на лугу? – Корова. Что сегодня ловится на удочку? – Ставрида.

Вопросительные местоимения какой, который склоняются как прилага­тельные с твердой основой (деловой, славный ),чей – каклисий. Каков имеет только родовую и числовую парадигмы, по падежам не из­меняется.

Вопросительное местоимение сколько имеет только падежную пара­дигму, числовой и родовой парадигмы оно не имеет.

И. сколько

Р. скольких

Д. скольким

В. Сколько и скольких

Т. сколькими

П. (о) скольких

Вопросительные местоимения где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, категориально соотносительные с наречиями, не из­меняются ни по родам, ни по числом, ни по падежам.

Указательные местоимения. Семантический разряд указательных местоимений яв­ляется наиболее объёмным и разнообразным. На правах подразрядов в него входят собст­венно указательные, пред­метно-личные, возвратное и притяжательные местоимения. Они объеди­нены семантикой указания на предмет, признак предмета, количество, разные об­стоятельства, при которых протекает какой-либо процесс.

Наиболее яркой чертой всех местоимений, объединённых в семанти­ческий разряд указательных, является способность их выступать в анафорической, катафорической функции и функции прямого указания. В письменной речи анафорической называется отсылка по линии теста назад к тому, что уже было названо; катафорической (или препаративной) – отсылка по ли­нии текста вперёд к тому, что будет названо. Тот кусок текста, к которому отсылает указательное местоимение, назовем цедентом . При анафорической отсылке цедент именуется антецедентом, при катафорической – постцедентом. В ролиантецедента при анафорической функции может выступать одно слово, слово­сочетание, предложение, текст разных размеров. Приведём несколько примеров.

1. Указательные местоимения (в широком понимании этого термина) осуществляют анафорическую отсылку к антецеденту: Он постиг, что не всякий сорочий зов выведет охотника к зверю, надо уметь простую болтовню сороки отличать от её удивления (С.Сартаков).50 золотых, 27 серебряных, 22 бронзовых медали – столько наград было завоевано советскими олимпийцами в Мюнхене (Из газет).

В приведенных примерах местоимения её истолько выполняют анафо­рическую функцию, отсылая к антецеденту, выраженному словоформой (в первом предложении) и однородными членами предложения, вербализованными с помощью числительных (во втором примере).

2. Указательные местоимения выполняют катафорическую (препаративную) функцию в следующих пред­ложениях: И у Чехова болело сердце оттого , что он тратил время здесь, в Крыму , ничего не видя, когда ему нужно было, до зарезу нужно быть там, в России , на севере, чтобы следить за отблесками ночи на те­совой крыше избы или в омутах родных притихших озёр (К.П.).Каждыйлист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям (К.П.).

В первом примере местоимения здесь итам , реализуя катафорическую функцию, отсылают к постцедентамв Крыму ив России . Во втором предложении в подобной роли выступают соответственно местоимениенам и антецедент, выраженный именем существительным, –людям .

3. Существует ещё одна функция – прямого указания, но она обычно реализуется в разговорной речи и сопровождается мимикой и жестами, например: Дай мне, пожалуйста, эту книгу. Но возможна реализация этой функции и в письменной речи при наличии определённого контекс­та:Быть может, некогда случится, что, все страницы пробежав, на эту взор ваш устремится, и вы промолвите: он прав... (М.Л.).

Итак, указательность (дейктичность) проявляется в семантике этой группы слов, а также в способности реализовать одну из трёх назван­ных выше функций: анафорическую, катафорическую или функцию пря­мого указания. Так как указание осуществляется в предложении, в тексте, логично характеризовать дейксис не как чисто семантическое, а как семантико-синтаксическое явление.

На втором уровне членения с учётом специфики выражения указания данный семантический разряд можно разделить на четыре подразряда: собственно указательный, предметно-личный, возвратный и притяжа­тельный.

а) Собственно указательные местоимения . Не вызывает споров отнесение к указательным прономинативам собственно указательных ме­стоимений. Их количество невелико:тот, этот, такой (таков), столько, там, здесь, тут, туда, сюда, оттуда, от­сюда, тогда, потому, поэтому, затем, настолько . Они составляют яд­ро семантического разряда указательных местоимений. Перечислим их основные семантические и грамматические особенности.

Во многих собственно указательных местоимениях выражено проти­вопоставление по близости-удаленности, ср.: тот – этот, там – здесь – тут, туда – сюда, оттуда – отсюда . Логично было бы ждать подобного противопоставления и у местоимений со значением времени, но оно в русском языке не выработалось, поэтомутогда используется для ука­зания на любое время, в том числе и на отдалённое.

Местоимения тот иэтот во всех формах могут категориально соот­носиться с именами прилагательными:Толстый мыс очень похож на братского Пурсея .Те же серые камни, та же высота в сотню метров, и ширина у реки в этом месте такая же, как под Братском (В.Пес.), реже – с именами существительными:Не силен тот , кто радости про­сит, только гордые в силе живут (С.Е.).

Местоимение столько категориально соотносится с именами числи­тельными. В отличие оттот, этот, такой, которые изменяются по ро­дам, числам и падежам, местоимениестолько изменяется только по падежам:

И. столько

Р. стольких

Д. стольким

В. столько (стольких )

Т. столькими

П. (о) стольких

Местоимения там, здесь, тут, туда, сюда и т. д. категориально соотносятся с наречиями и являются неизменяемыми.

Любопытно отметить наличие противопоставленных форм у местоимений потому -поэтому , указывающих на причину. Известно, что причина – явление сложное, многоаспектное, но она не содержит в себе семы "близость" или "отдалённость". Логично предположить, что язык, отбрасывающий в процессе отбора все лишние формы, не должен был бы иметь дублирующие по семантике единицы. Оказывается, живучесть и употребительность обеих форм объясняется довольно просто: указа­тельное местоимениепоэтому закрепилось преимущественно в анафорической функции,потому – в катафорической. Примеры:Накануне прошел дождь, поэтому на улице было сыро и прохладно. На улице бы­ло сыро и прохладно потому , что накануне прошел дождь.

Такое явление можно рассматривать как внутриязыковой (интралингвистический) фактор, способствующий отбору языковых единиц.

б) Предметно-личные местоимения. Традиционно такие местоимения называются личными. К ним относятся:я, ты, Вы, он, она, оно, мы, вы, они.

В зависимости от специфики отображения ими реальной действительности эти местоимения можно разделить на две подгруппы: указыва­ющие на лица (я, ты, Вы, мы, вы ) и указывающие на лица и предметы (он, она, оно, они ). Поэтому в традиционное название этого подразряда следует внести коррективы: учёт полного объёма отображаемых объектов определил использование термина «предметно-личные место­имения».

Для местоимений, указывающих на лицо, характерна противопоставленность по субъективной ориентации, прежде всего – по участию в беседе: я – адресант речи (говорящий),ты – адресат речи (тот, к кому обращаются с речью);он, она, оно – третье лицо, по мнению одних – человек, о котором говорят; по мнению других – тот, кто не принимает участия в беседе. Таким образом, подгруппа личных место­имений имеет в современном русском языке систему противопоставле­ний по субъектной ориентации.

Некоторые местоимения могут употребляться в значении других.

Ты вместоя .Выйдешь к доске, все на тебя смотрят (цель использо­вания – усилить впечатление, побудить собеседника войти в положе­ние говорящего).

Он вместоты, Вы :Устал он , нужно отдохнуть... (ребенка гладят по головке).

Мы вместоя используется в нескольких случаях:

крестьянское мы :Мы, псковские ...;

монаршее мы :Мы, Николай II , ...

Мы вместоты также используется в нескольких случаях:

для выражения ласково-покровительственного от­ношения: Мы сегодня хорошо пообедали? (в обращении к ребенку);

для выражения участия (так называемое «докторское мы»): Как мы сегодня себя чувствуем?

Некоторые категории проявляются в предметно-личных местоимениях так нестандартно, что являются дискуссионными до настоящего време­ни. Споры ведутся прежде всего вокруг местоимений я – мы ,ты – вы : представляют ли данные пары соотносительные формы ед. и мн. ч. одного слова или это разные слова? Сторонники последней точки зре­ния исходят из того, чтомы не есть два и болеея , чтомы – этоя и другие. На этом основаниимы рассматривается как самостоятель­ное слово, выражающее мн. число. Противники этой точки зрения в ка­честве возражения выдвигают тезис о том, что в именах существитель­ных мн. ч. обозначает не повторение одного и того же предмета два и более раза, а два и более предмета одинакового типа, ср.:книга – книги, дом – дома, поле – поля. Поэтомумы можно рассматривать какя и другие, каждый их которых в определённой ситуации (выступая в качестве говорящего) может статья . Из этого следует сделать вывод:мы представляет собой форму мн. ч. отя.

Своеобразно проявляется в предметно-личных местоимениях катего­рия рода. Местоимения I и IIл. ед. ч.я иты индифферентны к категории рода на морфологическом уровне, она проявляется только на уровне синтаксиса, ср.:Я читал и я читала, ты писал иты писала .

В III л. ед. ч. в современном русском языке выделяется 3 рода: мужской (он ), женский (она ) и средний (оно ). При обозначении живых существ категория рода у место­именийIIIл. имеет номинативный характер, соотносится о полом че­ловека и животного. При обозначении предметов эта категория явля­ется неноминативной.

Падежные парадигмы предметно-личных местоимений.

Таблица 12

И. Р. Д. В. Т. П. я меня мне меня мною (обо) мне ты тебя тебе тебя тобою (о) тебе он его ему его им (о) нем она ее ей ее ею (о) ней оно его ему его им (о) нем мы нас нам нас нами (о) нас вы вас вам вас вами (о) вас они их им их ими (о) них

в) Возвратное местоимение . Третью подгруппу указательных местоимений составляет возвратное местоимениесебя. Оно ука­зывает на отношение действия к самому производи­телю действия (подлежащему), соответствуя по смыслу личным место­имениям любого лица и числа.

Возвратное местоимение себя показывает, что объектом действия является тот же субъект, который производит данное действие. Ср.:

Я покупаю книги себе . Мы покупаем книгисебе .

Ты покупаешь книги себе . Вы покупаете книгисебе .

Он (она, оно) покупает книги себе . Они покупают книгисебе .

Падежная парадигма возвратного местоимения ущербна, в ней нет именительного падежа.

Р. себя

Д. себе

В. себя

Т. собой

П. (о) себе

Тем не менее это местоимение достаточно полно обслуживает «воз­вратность», передавая с помощью системы имеющихся форм все оттенки этого явления. Примеры: Я никогда не понимал, почему человек, что­бы стать здоровым, должен доставлять себе сплошные неприятности (В.Сан.).По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович всегда работал у себя в саду (К.П.).

г)Притяжательные местоимения . К притяжательным относятся местоимениямой, твой, Ваш, наш, ваш, свой, его, её, их . Они выражают принадлежность первому лицу (мой, наш ), второму лицу (твой, ваш, Ваш ), третьему лицу (его, ее, их ). Примеры:

Я берумой портфель.

Ты берешьтвой портфель.

(Он, она, оно) беретего (её) портфель.

Мы беремнаш портфель.

Вы беретеваш портфель.

Они берутих портфель.

Местоимение свой обозначает принадлежность любому лицу и, сле­довательно, может быть синонимом остальных местоимений. Но синонимическая замена возможна лишь в тех случаях, если принадлежность относится к лицу, представленному подлежащим.

Я берусвой портфель.

Ты берешьсвой портфель.

Он (она) берет свой портфель и т. д.

В противном случае возможны ошибки, например: Ведущая попросила актера прочитать свои стихи. Из предложения неясно, чьи стихи (ведущей или актера?) попросили прочитать. Чтобы избежать двусмысленности, следует использовать местоимениеего илиеё в зависимости от ситуации, контекста:

Отрицательные местоимения. Отрицательные местоимения используются в речи при необходимости обозначить отсутствие предмета, признака предмета, количества, мес­та, времени и т. д.: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, ни­где, никуда, ниоткуда, никак, никогда, низачем, ниотчего . Они образуются от вопросительных местоимений. Кроме приставки ни- в них традиционно выделяют и приставку не-, например: некого, нечего, негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, неотчего . На самом деле местоимения с приставкой не- и отрицательным значением следует отнести к контаминантам, совмещающим свойства отрицательных место­имений и безлично-предикативных слов. Примеры: Им не о чем было говорить. Идти было некуда . Нам некогда вести пустые разговоры.

Основной характеристикой отрицательных местоимений является то, что они употребляются в предложениях с отрицательным сказуемым. Примеры: Он не променяет эти туманные зори ни на какие позлащенные закаты (К.П.).Люди любят рассуждать о счастье. Но никто не знает , что самое большое счастье – в понимании (К.П.).

Местоимения никто, ничто инисколько склоняются каккто, что исколько ; они изменяются только по падежам, но не имеют морфологи­ческих категорий рода и числа (см. соответствующие категории укто, что исколько ). Местоименияникакой, ничей, никоторый изменяются по родам, числам и падежам; отрицательные местоимения, категориаль­но соотносительные с наречиями, являются неизменяемыми.

Неопределённые местоимения. Категории неопределённости и определённости являются противопоставленными. Они обе не име­ют прообраза в материальной действительности, следовательно, обе являются продуктом человеческого сознания.

Неопределённость в системе местоимений представлена несколькими способами: наибольшее количество лексем составляют аффиксальные ме­стоимения типа нечто, что-то, какой-нибудь, где-либо, кое-как и под.; первичной по происхождению, хотя и малочисленной, является группа безаффиксных местоимений (значение неопределённости в них проявляет­ся только в контексте, например:Если кто спросит обо мне, скажи, что скоро приду ). В последнее время появились фразеологизованные единицы типанеизвестно какой, невесть где, выступающие в качестве эквивалентов неопределённых местоимений.

Семантический разряд аффиксальных неопределённых местоимений об­служивает все известные категории, вербализованные в языке с помощью знаменательных слов (кроме глаголов), и насчитывает около 60 единиц. Эти местоимения образуются путем прибавления основе вопросительных местоимений пяти аффиксов: префиксов не- икое- и постфиксов-то, -либо, -нибудь . Образование неопределённых местоимений показано в данной ниже таблице; прочерки означают, что соответствующие прономинативы, несмотря на теоретическую возможность их появления в языке, практически отсутствуют в нем.

Таблица 13

Вопросительные местоимения Неопределенные местоимения
не- кое- -то -либо -нибудь
кто что какой чей который сколько где куда откуда как когда зачем отчего почему насколько некто нечто (некий) некоторый несколько – – – – некогда – – – – кое-кто кое-что кое-какой кое-чей кое-который кое-где кое-куда кое-откуда кое-как кое-когда кое-зачем кое-отчего – – кто-то что-то какой-то чей-то сколько-то где-то куда-то откуда-то как-то когда-то зачем-то отчего-то почему-то насколько-то кто-либо что-либо какой-либо чей-либо который-либо где-либо куда-либо откуда-либо как-либо когда-либо зачем-либо отчего-либо почему-либо кто-нибудь что-нибудь какой-нибудь чей-нибудь который-нибудь сколько-нибудь где-нибудь куда-ни­будь откуда-нибудь как-нибудь когда-нибудь зачем-нибудь отчего-нибудь – –

Аффиксальные неопределённые местоимения могут дифференцироваться по признаку известности / неизвестности говорящему / слушающему. Так, местоимения с префиксом кое- обозначают предметы, признаки предметов, место, время и т. д., известные в какой-то степени говорящему, но не­известные слушающему:Поучатся еще решетом воду носить, кое-чему у мужика и научатся (А.Т.). Кроме того, важным компонентом является значение целого или его части. Примеры:Кое-кому надо подумать над сказанным. В дорогу надо взять кое-что из тёплых ве­щей.

Оттенок количественного расчленения характерен не только для местоимений с приставкой кое -, но и для неопределённых местоимений с постфиксом-нибудь и-либо. Примеры:Пришлите кого-нибудь из рабочих. Все похожи на кого-нибудь . Я пожил бы летом где-либо в Крыму.

Местоимения с постфиксом -то называют реально существующие, не­известные говорящему лица, предметы, признаки предметов, место и т.д., например:Что-то насмешило ребят. На столе лежали забытые кем-то тетради и чей-то портфель. Где-то звучала музыка.

Местоимения с постфиксом -нибудь называют предметы, признаки предметов, количество, место, время и т. п., безразличные в какой-либо ситуации для говорящего. Примеры:Не проходил ли кто-нибудь мимо террасы? Пусть кто-нибудь принесет воды. Хоть бы спросил о ней у кого-нибудь .

Местоимения с постфиксом -либо употребляются обычно в книжной речи. Они обозначают безразличие в выборе предмета, признака, места, направления, времени и т. п. Пример:Сможет ли кто-либо ре­шить эту задачу?

Но подобные местоимения могут быть использованы и в разговорной речи: Попробуй что-либо втолковать этой глупой старухе! (М.А.).

Неопределённые местоимения с префиксом не- еще более ограничены сферой использования, они употребляются в книжной речи.

Местоимения некоторые, несколько имеют свободное, широкое упот­ребление.

Определительные (обобщающе-выделительные) местоимения. В самостоятельный разряд, именуемый в традиционной лингвистике определительным, выделяются местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, везде, всюду, всегда, иногда, всяко.

Авторы некоторых классификаций уходят от термина «определительные местоимения». У А.М. Пешковского эти местоимения помещены в три разряда: обобщительные, совокупные и выделительные [Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – С. 156]. В.Н. Мигирин называет определительные местоимения отрицательно-обобщительными и утвердительно-обобщительными[Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. – Кишинев: Штиинца, 1973. – С. 220].

Необходимость замены термина «определительные» вызывается несовпа­дением семантики данных местоимений с их реальным функционированием, ибо они могут быть не только определениями, но и подлежащими, допол­нениями, обстоятельствами, то есть выходят за пределы атрибутивной функции, заложенной в названии.

По нашему мнению, их можно назвать обобщающе-выделительными, ис­ходя из специфики их значения и употребления. В местоимениях любой, всякий, везде, всюду, всегда на первый план выходит семантика обоб­щения; в прономинативахиной, другой, каждый, иногда – значение вы­деления в сравнении с рядом других свойств; местоимениевесь употреб­ляется, как правило, в качестве показателя исчерпывающего охвата и обстоятельства полной меры.

В разряд обобщающе-выделительных местоимений не следует включать слово самый . В современном русском языке оно выступает в качестве контаминанта, объединяющего свойства местоимения и частицы (к самому берегу, он самый, самый добрый ).

Обобщающе-выделительные местоимения могут категориально соотноситься с именами существительными: Каждый стремился попробовать свои си­лы, и началось сдержанное препирательство (Б.П.).Кубрак был родом из Крыловки, и всякий понимал, что в нем говорят Крыловские пашни, а не интересы дела (А.Ф.); с именами прилагательными:У каждого времени свои песни . (Посл.).Всякое утро становится вечером (Посл.); с наречиями:В большой светлой комнате бросалось в глаза много телевизоров. Они стояли везде : на столе, на стульях (В.Ш.).Алёша всегда много думал, глядя на огонь (В.Ш.). Природа, кажется, иногда шутит (В.Ш.).

Местоимения, категориально соотносительные с именами существи­тельными, изменяются по числам и падежам. Они могут изменяться и по родам, но категория рода у местоимений, отсылающим к живым сущест­вам, имеет номинативный характер и зависит от пола живого существа Местоимения, отсылающие к неодушевлённым предметам, употребляются преимущественно в форме ср. р. (любое, иное, каждое ), но могут иметь и форму рода того существительного, с которым соотносятся по смыслу (Столы установили справа от двери, на каждом были свежие цветы ).

Местоимения, категориально соотносительные с именами прилагатель­ными, имеют синтаксические, отображательные, зависимые от имени су­ществительного формы рода, числа и падежа: каждый листок, каждая веточка, на каждой улице и т. д.

Обобщающе-выделительные местоимения, категориально соотноситель­ные с наречиями, являются неизменяемыми: всегда, иногда, всюду .

В последние годы в лингвистике уделяется большое внимание функ­циональному и прагматическому аспекту использования местоимений, их зависимости от контекста. Действительно, каждое местоимение имеет собственные особенности в разных контекстах, значения, иногда исклю­чающие друг друга. Покажем это на одном примере. Местоимение любой имеет значение всеобщности (Любые знания в современной науке добыва­ются трудом = все знания ...) и единичности (Выбери любую книгу. Возьми любые тетради ). При этом существуют ограничения, связанные и со значением имени, и со значением глагола. Так, местоимениелюбой со значением всеобщности не сочетается с несчётным существительным, не разделяющимся на виды (нельзя сказать:любая ненависть , так как ненависть не делится на виды, но можно сказать:любая страсть , так как страсть может быть и любовью, и ненавистью, и чем-то другим). Местоимениелюбой нельзя использовать в конструкциях со сказуемым, выраженным глаголом совершенного вида в прошедшем актуальном вре­мени (типа:Любой ученик решил задачу и вышел ), в предложениях с отрицанием и т.д.[См.: Падучева Е.В. О семантике синтаксиса: Материалы к трансформационной грамматике русского языка. – М., 1974 – и последующие работы этого автора].

Разряд обобщающе-выделительных местоимений сформировался позднее других и продолжает пополняться в настоящее время. Так, сравнитель­но недавно определились как местоимения бывшие прилагательные любой идругой .

Традиционные грамматики выделяют в качестве самостоятельного раз­ряда относительные местоимения. Они омонимичны вопросительным, но используются не для вопроса, а в качестве средства присоединения придаточной части сложного предложения (кто, что, какой, чей, кото­рый, сколько, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, отчего, насколько ). В синтаксисе они известны как «союзные слова». Так как в них объединяются свойства двух частей речи: местоимений и союзов, они должны быть выведены за пределы местоимений и рассмотрены как самостоятельный контаминантный класс.

Кроме основных семантических разрядов, в современном русском языке выделяется промежуточный, контаминированный подразряд – указа­тельно-неопределённый. Указательно-неопределённые местоимения то-то, такой-то, столько-то, там-то и др. используются в том случае, если адресант речи указывает на предмет, признак, обстоятельство и т. п. неопределённо, то есть не соотносит его с конкретными фактами, не подключает к высказыванию контекст или ситуацию, например:Редакции можно сказать, что я напишу то-то и то-то , но никогда нельзя сказать этого себе (К.С.).Во время войны для лётчиков существовала норма: за столько-то боевых вылетов и сбитых самолетов – боевой орден, а за столько-то – звание Героя Советского Союза (П.Саж.).Че­ловек знал, что он для своего командира не только боец такой-то , но еще и Трофим Иванович Иванов (К.С.).

Таким образом, семантическая классификация местоимений включает в себя следующие основные разряды: вопросительный, указательный, от­рицательный, неопределённый и обобщающе-выделительный. В свою оче­редь, указательный разряд состоит из 4 подразрядов: собственно ука­зательного, предметно-личного, возвратного и притяжательного. Промежуточным, контаминированным является указательно-неопределённый разряд.

  • IX. Особенности режима рабочего времени работников с ненормированным рабочим днем и работников, обслуживающих служебные и специальные вагоны
  • V ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  • V2: 3.2 Особенности организации финансов коммерческих и некоммерческих организаций
  • VI. Особенности организации и технического обеспечения перевозок отдельных классов опасных грузов
  • А)Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Б)Общенародная лексика, территориально и социально ограниченная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)
  • А. Правила употребления причастий и причастных оборотов

  • Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному “Марья Ивановна”.

    Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях. грамматика морфология синтаксис местоимение

    Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа. Неправильно: В забастовке участвовало много народу; они требовали повышения зарплаты.

    Правильным будет такой вариант: В забастовке участвовало много шахтеров; они требовали повышения зарплаты.

    Пропуск личного местоимения 1 и 2 лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Сравним: Я не согласен! Я не могу! Не согласен! Не могу! В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность: Идите, выполняйте приказание! (К. Симонов)

    Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет. (Л.Толстой)

    Личное местоимение иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. Такое употребление местоимения оправдано в ораторской и поэтической речи: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознании жить. (Н. Тихонов)

    В других случаях такое явление наблюдается в разговорном языке, просторечии, что не является литературной нормой. Часто приходится слышать, как дикторы радио и телевидения допускают языковую небрежность, например: Депутаты Госдумы, они приняли закон в третьем чтении. Наш национальный парк “Куршская коса”… он требует к себе постоянного внимания ученых и рядовых работников. Евгений Онегин, он был представлен дворянской молодежи. Или еще пример из недавнего выступления премьер-министра М. Касьяна перед журналистами: “Соответствующие службы, они, конечно, разберутся…”

    Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)

    Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.

    В современном языке звук “Н” добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также так же после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются, как правило без вставки начального “Н”.

    Не добавляется “Н” к местоимениям также после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также благодаря ему.

    Не требуют после себя ставки “Н” также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

    Не добавляется начальное “Н” к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.

    Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

    Личное местоимение вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: ”Вы такая требовательная ”, “Вы такой требовательный”.

    При употреблении местоимения вы следует избегать ошибок подобного типа: “А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил…” (5, 360). Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.

    Говоря о местоимении вы, хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:

    Пустое вы сердечным ты

    Она, обмолвясь, заменила,

    И все счастливые мечты

    В душе влюбленной возбудила.

    Пред ней задумчиво стою,

    Свести очей с нее нет силы,

    Я говорю ей: ”Как вы милы!”

    И мыслю: ”Как тебя люблю!”

    Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.

    
    Top