Назначение человека на земле. Назначение человека и смысл его жизни по православному вероучению

Все живое за Земле имеет свое Предназначение: и животные, и растения, и насекомые. Они выполняют отведенную им жизненную роль. Человек отличается от всех живых существ тем, что он имеет свободу выбора.

Человек сам волен выбирать пути достижения своих целей и может изменить Судьбу, дарованную ему Высшими Силами, «переписать» ее. При этом он может достичь каких либо разительных успехов во внешнем мире, например, материальных. Результатом его деятельности становится его реализация в обществе, но счастья-то и гармонии нет.

Почему так происходит?

Предназначение человека в жизни и смысл его существования

Главнейшая задача любого человека — суметь понять свое божественное предназначение и реализовать данный Высшими силами потенциал, так называемые таланты. И чтобы достичь успехов в жизни, при этом обретя пресловутые гармонию и счастье, нужно знать космические законы Вселенной и следовать им.

К сожалению, при рождении человека Высшие силы «не прилагают к нему» точнейшую инструкцию по реализации своего Предназначения. Поэтому смыслом жизни можно считать поиск и открытие своего предназначения «методом проб и ошибок».

Но, зачастую, человек сам «закрывает свой Путь» через эгоистичное отношение к миру и окружающим, через гордыню.

Как же понять в чем смысл жизни и каким путем идти?

Мы так привыкли все свои проблемы, все свои задачи решать только умом, логически простраивая все ходы и выходы, что свое сердце просто не слышим.

Спрашивайте себя: «Какой смысл моей жизни?». Ищите подсказки, божественные знаки во всем, что вас окружает. Ведь мы встречаем всех и вся на своем жизненном пути не случайно. Все происходящее имеет свой сакральный смысл.

Учитесь доверять Миру, Вселенной.

Доверять — значит четко понимать, осознавать, что Мир справедлив, что он сам определит, как и что должно произойти в вашей жизни. Тогда исчезнут все страхи в вашей жизни — через Доверие.

Просите Высшие Силы, чтобы они открыли для вас высший смысл, ждите чудес, медитируйте.

Будьте внимательны ко всему происходящему с вами. Спрашивайте себя: «Зачем мне та или иная ситуация? Что я должен понять?»

И изменения придут как проявления Высшего Божественного разума, как проявления Высших Божественных сил. Возможно, неожиданно.

Когда вы почувствуйте, что чудо свершилось, начинайте действовать. Любые активные действия запускают каскад судьбоносных изменений в вашей жизни.

И постоянно наблюдайте за собой: какие эмоции вызывают у вас те или иные ваши решения? Чувствуйте сердцем. Если ощущаете радость, удовлетворение, гармонию, то вы на верном пути.

Не бойдесь ошибок и препятствий. И помните, что значительный успех в жизни в сочетании с ощущением гармонии и счастья в Душе — главный критерий того, что вы не нарушаете космические законы, что вы живете в гармонии не только со своей Душой, но и в гармонии со Вселенной.

Высшее (главное) Предназначение человека

Хочется затронуть еще один аспект Предназначения.

Помните фразу: “Мужчина создан для женщины, а женщина - для мужчины”. Важно понимать одну простую истину, что мужчина и женщина — это не половинки друг друга, они «не складываются вдвоем», образуя единое целое. Это заблуждение. По божественному замыслу, мы не предназначены друг для друга: «женщина создана для Бога и мужчина тоже создан для Бога”.

Каждый человек, будь то мужчина, или женщина, создан по образу и подобию Бога — Творца всего сущего.

И Главное Предназначение человека проявить в себе самом божественные качества, научиться быть Творцом своей реальности, своей Судьбы. Стать цельной Личностью — «отшлифовать» себя как личность, реализовать себя как Женщина или как Мужчина, проявить свою природу: Женщине — женскую, мужчине — Мужскую.

Мы пришли в этот мир как Мужчина и Женщина не для того, чтобы соединившись, сделать друг друга цельными.

Любые отношения — путь для интенсивного духовного роста (конечно, при определенной степени осознанности). Отношения только «дополняют» нас, но не делают нас «завершенными».

Да, сейчас многие источники пишут, что создание пространства Любви между Мужчиной и Женщиной — одна из главных задач человека, что Женщина, прежде всего, ответственна за это самое пространство, за отношения, за проявление чувств в паре.

Но давайте не будем забывать, что идя по жизненному пути мы постоянно развиваемся как Личность, как Мужчина и Женщина, мы встречаем на своем пути партнеров по Любви (как мы думаем, по Любви), мы духовно растем вместе или по отдельности.

На нашем пути, зачастую, встречаются не одни любовные отношения. Они даются нам, чтобы стать цельными.

На каждом этапе мы решаем определенные задачи, и создание пространства Любви — как эпилог всех наших отношений, проявление истинной Любви между двумя цельными личностями, исцелившими свои Души.

И практически каждый человек до обретения этой самой «цельности» встречается с целым спектром нерешенных задач, которые мешают ему обрести .

Никто не отменял закон кармы.

В нашу жизнь, в первую очередь, приходят наши кармические партнеры из предыдущих воплощений, чтобы правильно пройти через отношения и решить свои задачи согласно космическим законам, возможно, вернуть какие-то долги друг другу. Их может быть один, два, три.

Кармические партнеры даются для пробуждения и интенсивного духовного роста, когда через страдание, боль, негативные эмоции мы ищем ответы на свой вопрос: «Как обрести Счастье?».

Мы ходим к психологам, астрологам, экстрасенсам, гадалкам.

Мы постепенно, по крупицам, выстраиваем себя как ЛИЧНОСТЬ. Проявляем себя как МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА.

И тут всплывает, что у каждого есть свой жизненный сценарий, внутриутробные, страхи, комплексы, навязанные родителями, учителями, друзьями.

И мы начинаем исцелять себя, свою «израненную» Душу, отдаем долги Высшим силам по карме прошлых жизней.

Духовное истинное предназначение человека

И когда душа исцелилась, а долги розданы, все космические законы соблюдены, ТОЛЬКО ТОГДА ЧЕЛОВЕК В ОТНОШЕНИЯХ, ПРИ ВЫБОРЕ СПУТНИКА ЖИЗНИ СТАНОВИТСЯ ВОЛЬНЫМ В СВОЕМ ВЫБОРЕ, обретая истинную Любовь — Любовь разумную. Он либо остается в паре — тоже выбор (при условии — если развивались оба), либо высшие силу дают возможность выйти из кармических отношений.

P.S. При встрече с кармическим партнером выбор в его пользу происходит на основе нашего подсознания. Подсознание помнит наши прошлые жизни.

Жизненное Предназначение человека

Так вот, если говорить о Предназначении человеческом, то прежде чем раскрыть все свои потенциальные возможности и таланты, человеку необходимо стать цельным, стать творцом, создающим свою реальность.

У многих из нас главной задачей всей жизни становится — поиск и обретение партнера, таким образом мы бежим от себя, свой Души, своих страхов, одиночества, своего несовершенства.

Повторюсь, «женщина создана для Бога и мужчина тоже создан для Бога”. Поэтому главная задача человека исцелять все свои внутренние несовершенства (будь то наработанные в прошлых или этой жизни) на пути к ИСТИНЕ.

Смысл жизни и назначение человека

Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь уразуметь, для чего он живет, в чем смысл его жизни. И ответ на этот вопрос отнюдь не есть только сугубо личное дело. Он существенным образом касается и интересов окружающих людей. Ибо от того, как понимает тот или иной человек смысл своей жизни, зависит его поведение, отношение к ближним и дальним, к семье, коллективу.

Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т. е. в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Идея такого рода является необходимой предпосылкой того, чтобы индивид мог мыслить свою собственную личность, свое «я».

Определяя цели своей деятельности, смысл своей жизни, человек руководствуется не только общественными, но и индивидуальными побуждениями, личными мотивами и интересами. Каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, в то же время - неповторимая индивидуальность, которая не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида.

Вопрос о смысле жизни предполагает обоснование такой цели, которая оправдывала бы существование человека и придавала бы ему ценность и смысл. Но откуда берется цель, где искать ее источник: в Боге, природе, обществе, потребностях человека или еще где-то?

Бессмысленно говорить о «смысле природы», но вполне закономерна постановка вопроса о смысле жизни человека, о смысле человеческой истории.

Что порождает этот смысл? Или же он существует извечно как некая цель, заранее заданная Богом и к достижению которой направлена деятельность каждого человека и всего человечества? Если верно, как отмечалось выше, что смысл вещей и процессов в природе определяет только человек, то это тем более верно в отношении смысла жизни самого человека.

Потребности человека реализуются лишь благодаря тому, что он делает их целью и программой своей деятельности. Иными словами, потребности осознаются в форме целей и интересов, в реализации которых человек видит свое предназначение. Ясно, что, когда речь идет о выяснении подлинного смысла жизни человека, имеются в виду именно благородные цели. Если у человека нет такой цели, жизнь его лишена большого смысла, он просто существует.

Желание определить некий вечный смысл жизни воплощено в различных религиях, среди которых следует выделить христианство. Христианское сознание выводит понятие смысла жизни из учения о божественном творении мира и человека, о Боге как единственном творце нравственных норм, о грехопадении и греховной сущности человека, об искупительной жертве Иисуса Христа, о необходимости спасения души. Тем самым смысл жизни выносится за пределы реальной жизни, за пределы реальных материальных и духовных потребностей человека в этом мире.

Однако попытки создать формулу, пригодную для всех людей во все исторические эпохи, т. е. некую «вечную формулу» смысла жизни, нельзя признать успешными, ибо в различные исторические эпохи представления о смысле жизни видоизменялись.

Широкую известность получила точка зрения, согласно которой смысл жизни заключен в самой жизни - ее сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий. Но, например, И. А. Ильин утверждал, что попытка видеть смысл жизни в самой жизни несостоятельна, ибо существуют ценности, стоящие выше самой жизни (например, самопожертвование). Человек есть существо духовное, поэтому высшими ценностями выступают духовные, и прежде всего религиозные, ценности.

Многие считают, что смысл жизни следует искать в христианской заповеди любви и что любовь - это единственный путь отстоять смысл человеческого существования.

Среди многообразных представлений о смысле жизни получили известность и такие, которые культивируют идеи «духовной аристократии», «духовной элиты», призванной спасать человечество от вырождения посредством приобщения его к высшим ценностям культуры. Потребительская идеология, ориентирующая человека лишь на постоянное и безграничное приобретение вещей, развивающая неуемную жажду материального обогащения, неспособна дать ответ на вопрос, в чем же смысл жизни. Более того, она дезориентирует человека, ищущего ответ на этот вопрос. В условиях культа мещанских идеалов, лишенных общественно значимых ценностей, у известной части населения наблюдается определенный спад культурных интересов, безразличие и приспособленчество.

Дух наживы и стяжательства, чувство пустоты и бессмысленности жизни вызывают ответную реакцию не только в форме критического к ним отношения, но и в форме стихийно-анархического бунта, в форме различных попыток ложного самоутверждения, иллюзорного толкования смысла жизни.

Рано или поздно человек сталкивается с необходимостью сделать выбор определенных общественных, нравственных, эстетических и иных идеалов, которым он решает следовать и которыми он (если его поведение последовательно) руководствуется в своей повседневной жизни. Выбор системы ценностей, мировоззрения является одним из важнейших качеств личности. Он в значительной мере предопределяет направленность и характер последующих решений и поступков человека.

Но какой смысл имеет жизнь, если человек знает, что он смертен? По мнению некоторых людей, все стремления к общему благу, борьба за лучшее будущее, развитие науки, промышленности - все это оказывается ничтожным перед «загадкой смерти». Неутешительный взгляд на смысл жизни развивал английский философ XX в. Б. Рассел. Он говорил о тщете человеческих усилий, мечтаний и планов. Определяя человека как результат случайных комбинаций атомов, он утверждал, что человечество обречено на гибель вследствие грядущего коллапса солнечной системы.

В христианском вероучении смерть изображается как кульминационный пункт в подготовке человека к переходу из земной жизни в «Царство Божие» (если он его заслужил). Религия ставит себе в заслугу, что только она дает «оптимистическое» решение проблемы смерти, ибо указывает на возможность спасения души в потустороннем мире и тем самым открывает путь к личному бессмертию. По мнению духовных пастырей, если бы не было надежды на воскресение в потустороннем мире, то над всем царствовала бы смерть, пред которой ничтожны были бы понятия о радости, об истине, о добре, о самой жизни.

Осознание того, что человек живет на земле только один раз, что смерть неизбежна, в известной мере стимулирует активность человека, постоянно возвращает его к вопросу о смысле жизни, о возможностях и способах осуществления своих способностей, своего призвания. Временные границы жизни человека заставляют его действовать, принимать решения уже сейчас, а не откладывать их до мнимой бесконечности или попусту растрачивать свои силы.

Однако человек действует отнюдь не потому, что предвидит неизбежную смерть. Движущая сила человеческих поступков коренится прежде всего в необходимости удовлетворять свои насущные потребности. Поэтому, хотя человек должен помнить о своей смертности, отсюда вовсе не следует, что перед лицом смерти жизнь его не имеет смысла. История развития человечества опровергает эту точку зрения. Ведь мудрость человека не в том, чтобы постоянно быть во власти мыслей о смерти, а в размышлениях о жизни.

Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бесцельно, что он оставил после себя добрые дела, нужные и полезные для других людей, то он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым, и проблема личной смерти не выдвигается на первый план, заслоняя все остальное, и отнюдь не исчерпывается фактом физической смерти. Такой человек осознает свою жизнь как часть развивающейся, устремленной в будущее истории общества, народа.

Следует, однако, признать, что получившие широкое распространение ссылки многих философов, ученых, писателей и др. на принадлежность человека к роду как некий фактор, призванный снять трагизм смерти, все же недостаточны, ибо человек, как уже отмечалось, есть не только родовое, но и индивидуальное существо, нуждающееся в утешениях и надеждах. Этот индивидуальный аспект проблемы смерти требует специальных исследований в плане изучения процессов умирания и смерти - танатологии (по аналогии с геронтологией), с тем чтобы оказывать нравствен но-терапевтическое воздействие на духовные силы личности.

Человек - единственное существо, знающее, что оно преходяще, и в то же время единственное существо, которое борется за вечность, за продление своей жизни, стремится к тому, чтобы оставить о себе добрую память в сознании последующих поколений. Продлению жизни человека способствуют прежде всего гуманные социально-экономические преобразования, развитие наук, усовершенствование медицины, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д. Физическая смерть человека еще не означает духовной смерти его как личности. Если личность ставит перед собой социально значимые цели, вносит свой вклад в общее благо, то она как бы запечатлевает себя в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих ценностях, в памяти людей.

Призвание, назначение каждого человека в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности, в том числе способности мышления и любви. Содействуя созданию достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими формами зла формируется человек большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значимость ценностей, ради которых стоит жить. смысл жизнь назначение человек

Методологически в вопросœе о назначении человека христианская антропология выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всœему прочему творению.

Назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединœение с богом, служение Ему.

Назначение человека по отношению к самому себе достаточно разнится в материалистической и христианской антропологии.

Психологический подход к человеку - ϶ᴛᴏ взгляд на человека как на существо, в общем и целом весьма хорошее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ для счастливой жизни не нуждается в Божественной помощи, так как в человеке самом заложено всœе, что нужно для самораскрытия, самореализации, расцвета личности, для достижения здесь на Земле гармоничной и счастливой жизни.

Идея вечной жизни отвергается и обесценивается. Все внимание сосредоточено на этой временной жизни: успеть пожить, успеть испытать как можно больше разнообразных ощущений, переживаний, взять от жизни ʼʼвсёʼʼ – комфорт, уважение и славу в обществе, удовольствие от творческой работы, приятные отношения с друзьями; тепло и приятности семейного очага. В случае если ты этого не достиг, то ты – неудачник, не умеешь жить, жизнь прошла мимо тебя.

В христианской антропологии подход к человеку совершенно иной. Человек – существо, созданное Богом для вечности, и временная земная жизнь – как проба, на что человек годен. Или на жизнь с Богом или на небытие (т. к. без Бога жизни нет, ибо Бог и есть жизнь). По этой причине цель нынешней, короткой человеческой жизни нашей – решить, жить или не жить, быть или не быть, а если жить и быть, то подготовиться для жизни вечной, соединиться с Господом уже сейчас и не разлучаться в вечности.

Другими словами, назначение человека по отношению к самому себе состоит по сути в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры богоподобия, ᴛ.ᴇ. теснейшего единœения с Богом, стать ʼʼпричастником Божественного естестваʼʼ, сыном Божиим по благодати, а вместе с тем и достичь возможности участия в Божественном блаженстве.

Священное Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении его. К примеру, в Евангелии от Мф. 5, 16 сказано: "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". В Евангелии от Мф. 5, 48: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

В других местах Священного Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. К примеру, в 1 Ин. (4, 16): ʼʼБог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в немʼʼ, и в 1 Кор.
Размещено на реф.рф
2, 9: ʼʼНе видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Егоʼʼ.

Человек, проданный греху (ср.: Рим. 7, 14) признает лишь себя и сам становиться центром всœего. Чем более человек пленяется грехом, тем более человек ощущает брешь между собою и своими ближними. Он видит только себя и ничего больше вокруг себя. Все вокруг для него, и сам он подобен самозваному богу. Всеблагий Богочеловек и Спаситель мира Христос, взявший на себя всœемирный грех, омыл своей любовью проказу индивидуализма и повсюду научил любить друг друга (ср.: Ин. 13, 34). Апостолы и ученики Христа учили тому же: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор.
Размещено на реф.рф
10, 24), Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. 15, 2), Носите бремена друг друга (Гал. 6, 2) – в знак единства и общения. Только в богочеловеческой жизни и сознании человек спасается от эгоистической изоляции, от губительного индивидуализма, который является ни чем иным, как своенравным сатанизмом. Сатана самое изолированное существо во всœей всœелœенной по причинœе своекорыстия и самоизоляции, по причинœе замкнутости на себе самом. Кто будет увлечен в эгоцентризм, тот откроет в себе всœе сатанинские свойства, его самосознание и ощущения будут отрезаны от остальных людей, от пользы его ближних, он будет заботиться и думать только о себе.

Архимандрит Киприан (Керн) приводит слова св. Григория Паламы о назначении человека. Это – обожение . Вот что говорит св. Григорий: "От Бога всякий исшел, и к Богу идет…, чтобы, совлекшись плоти и противоборствующей дебелости, соделаться богом и духом, стать в чинœе светозарного ангельского лика… Такова цель жизни". И далее: "В случае если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты…- созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу". "Сотворенный Богом" неоднократно называет св. Григорий человека. Этим исключается всякий лжеаскетический подход к человеку. Аскетика состоит не в убиении тела и никак не в унижении человеческого назначения, а в помощи человеку исполнить это свое назначение. Истинная духовность выражается не в презрении к телу, а в одухотворении всœего психофизического состава человека.

Итак, можно сказать, что назначение человека по отношению к самому себе в христианской антропологии самое ответственное. Оно придает человеческой жизни высокий смысл и вдохновение.

Назначение же человека по отношению к безличному творению состоит по сути в том, что образ бытия мира, его состояния зависят от духовно-нравственного состояния человека. Об этом нам говорит Священное Писание: "… тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 19-22). Священное Писание и святоотеческое предание видят в человеке посредника, способного привести весь создаваемый Богом мир к осуществлению его конечной цели: приобщению тварной природы жизни Божества, бытию Бога.

Подведем небольшой итог по теме назначение человека на земле. Христианство говорит, что спасение возможно только при условии приобретения человеком смирения в любви или смирения и любви, ᴛ.ᴇ. того богоподобного состояния, тех качеств, которыми обладал Сам Бог, став, для спасения людей еще и человеком, и который Сам, дойдя до Голгофы, проявил к человеку величайшую любовь и величайшее смирение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основной целью христианской жизни является достижения именно смирения и любви или, лучше сказать, смиренной любви. Не достижение даже Рая, не достижение блаженства, а достижение того состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является богоподобным, и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дает возможность человеку быть единым с Богом, так как Он Сам – Бог, а не какое-то место, есть величайшее Благо. Христианство так же говорит, что это единœение возможно только при условии, когда человек смирится до предела – именно смирение есть та дверь, через которую Бог может свободно, не подавляя человеческую волю, войти в человека.

Интересные вещи говорит христианство: ʼʼТам, где присутствует гордость, там стенаʼʼ. Причем стена со стороны человека, или закрытая дверь, через которую Бог не может пройти. Он никогда не оставляет попыток и всœегда стучит в эту дверь, но она открывается только изнутри, смирившимся и почувствовавшим крайне важно сть в Боге человеком. Бог не может, спасти нас без нас, ему нужны не рабы или невольники, он не насилует человеческую волю, в связи с этим полностью от человека зависит понять любовь Божию и сознательно открыть или не открыть эту дверь души своей, но открывается она смирением и только смирением. Почему смирением? Потому что в христианстве основным центром упования утверждается Христос – Спаситель, и, следовательно, тому, кто еще не осознал себя погибающим (ᴛ.ᴇ. имеющим нужду в Спасителœе) – Христос, как Спаситель, не нужен. Стоит сказать, что для него христианство это просто вера в доброго Бога или хорошую мораль, но никак не во Христа Спасителя, т.к. Христос нужен погибающему, ᴛ.ᴇ. тому, кто на самом делœе видит себя таковым. И христиане ищут не Рая (как какого-то места) и не вечных благ (в смысле каких-то подарков от Бога), а ищут самого Бога и единœения с Ним, возможность которого и дал нам Христос. Неслучайно, цель православно-христианской жизни состоит в ʼʼобоженииʼʼ (по-гречески ʼʼтеосисʼʼ) – в стяжании Духа Святого, поскольку только Сам Бог есть высшее благо и бытие, и Его то и ищет христианство – Бога, а не Божиего, не какого-то далекого Рая, но Самого Бога.

Назначение человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Назначение человека" 2017, 2018.


Warning : Use of undefined constant videoembedder_options - assumed "videoembedder_options" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/video-embedder.php on line 306

Человек – единственное существо на земле, способное к размышлениям, рефлексии и возможности делать логические умозаключения. Поэтому вопрос о его назначении на земле не является философским, а скорее личностным, глубоко индивидуальным для каждого. Вопрос о назначении касается самых значимых сторон человеческого бытия, и он не может не волновать каждого мыслящего человека. Более того, вопрос о назначении человека – это признак настоящего человеческого способа жизни, ключевая его проблема. Трудно назвать человеком того, перед кем ни разу не стоял вопрос о собственном назначении.

Жить – это значит самостоятельно отвечать на вопросы, которые возникают в разных ситуациях и не имеют готовых решений. Вопросы о назначении человека поднимались во всех исторических эпохах и выливались в сказания, мифы, трактаты, религиозные учения, философские учения. Философия видит ответ на вопрос о назначении человека в определении тех сил и способностей, которые присущи ему одному. Только человека отличает наличие духовного и ценностного мира.

Духовность человека. В чем же состоит понятие духовности человека? Любое животное относится к миру с позиций полезности для себя, человек же старается постичь глубинную суть каждой вещи и явления. Для этого ему необходимо отключиться от реальности, встать выше своих интересов, не рассматривать вещь, либо явление с позиций личностной выгоды. Любая интеллектуальная деятельность есть духовная деятельность человека.

Кроме сознательной деятельности духовностью определяется познание этических ценностей. Этические ценности, в конечном счете, определяют, насколько деятельность человека отвечает его внутренним понятиям и жизненным установкам.

Духовные способности даны человеку для совершения действий и без применения они остаются лишь возможностями. Человек сам решает: оставаться ли ему в мире вещей или подняться к вершинам духовной жизни. Ответом станет выбор целей и задач жизни.

Мир ценностей. Все предметы и явления материального мира имеют ценностную оценку человека. Ценности – это категория, к которой применимо слово «долженствование». Если ценность положительного характера, то она должна быть в жизни человека, если отрицательная, то она подлежит устранению. Таким образом, ценности становятся двигателем разумной деятельности человека. Мир ценностей дает окончательный ответ, в чем состоит назначение человека: духовность открывает человеку путь к этическим ценностям и возможности жить жизнью, обладающей ценностью.

Еще статьи из этой рубрики:

  • Рубрики

  • История морали и нравов

    Warning on line 8

    Warning /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Современная мораль является единой и всемировой, хотя она и учитывает некоторые национальные особенности стран и распространенные религиозные доктрины. Развитие морали...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. Это нашло отражение во многих...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Демократичное общество провозглашает личность, как главную ценность во имя которой должны работать все государственные институты. Главный принцип демократического государства...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Особой по своему содержанию является мораль при тоталитаризме. Основными признаками тоталитарного общества является непомерно высокая роль государства во всех...

  • Нормативная этика

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственные традиции и обычаи являются регуляторами действий человека в обществе, служат средством формирования нравственных качеств, культурного уровня и духовных...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственные нормы - это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, ...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание...

  • Религиозные этические доктрины

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning on line 104
    По сравнению с погребением, то есть традиционным захоронением гроба с телом умершего в землю, кремация в России – явление достаточно редкое. Действительно, по православным религиозным традициям усопших не принято сжигать, их подвергают захоронению в гробах, придавая внешнему виду последнего пристанища покойника большое значение.

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/the-excerpt-reloaded.php on line 104
    Об этической стороне данной проблемы пишут и говорят не меньше, чем о социальной или медицинской. К примеру, церковь считает даже аборт по причине нежелательного пола ребенка или врожденного недуга совершенно безнравственным. При этом имеется в виду любой вид аборта, в том числе и медикаментозное прерывание беременности на максимально раннем сроке.

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Юбка в пол, длинные до запястьев рукава блузки, на голове платок или шарфик – православных женщин можно узнать сразу. Удивление вызывает в...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    «Нет Бога, кроме Аллаха и Мохаммед – пророк Его», - с этих слов начинается ежедневная пятикратная молитва всех людей, исповедующих...

1. Введение…………………………………………………………………………3

2. Смысл жизни и назначение человека………………………………….............5

2.1. Смысл жизни человека…………………………………………………..5

2.2. Смысл окружающих человека вещей………………………………….6

2.3. Толкования смысла жизни…………………………………………..….7

2.4. Жизнь и смертность человека……………………………………..…..11

3. Свобода, ответственность и творчество как атрибутные характеристики

бытия человека………………………………………………………………..16

3.1. Свобода личности………………………………………………………16

3.2. Ответственность личности…………………………………………….19

3.3. Свобода творчества…………………………………………………….20

4. Заключение……………………………………………………………………..21

Список литературы……………………………………………………………….23

1. ВВЕДЕНИЕ

Зачем человек пришел в этот мир? Для чего он живет? В чем смысл его жизни? Вопросы эти издавна волновали человеческий ум. Они и сегодня не дают покоя каждому, кто размышляет о своей жизни. Пелена таинственности не сброшена с них и по сей день. Во многом загадочными они остаются и в наш просвещенный век.

Говорят, чтобы постичь смысл жизни , нужно ее прожить. В этом есть своя сермяжная правда. Дать полный, абсолютный ответ на вопрос о том, в чем заключается смысл жизни человека, едва ли возможно. Это означало бы исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Видимо, вопрос этот имеет реальный смысл лишь применительно к отдельной личности. У каждого человека смысл жизни свой, индивидуальный, и состоит он в осознании им своего бытия как собственно человеческого, как личности. Понимание смысла жизни придает жизни человека цель и значение. Психически ощущение полноты, осмысленности жизни, удовлетворенности ею переживается человеком как счастье, а отсутствие смысла жизни - как несчастье.

О смысле жизни человека высказано немало различных суждений. Одни смысл жизни человека видят в труде, другие - в борьбе, третьи - в самоутверждении, четвертые - в служении обществу, людям, пятые - в служении богу, шестые - в содействии общественному прогрессу, седьмые - в чем-то ином. Концентрация внимания лишь на одной стороне бытия человека едва ли даст решение проблемы.

Утверждают, что смысл жизни человек проявляет, прежде всего, в труде, в создании материальных и духовных ценностей. Это так. Но разве одним трудом исчерпывается жизнь человека? Разве другие стороны его бытия наполнены меньшим смыслом, чем труд? Есть мнение, что смысл жизни человека выражается в борьбе, в его борьбе с природой, злом, пороками. Действительно, в такого рода борьбе люди утверждали свое достоинство, расширяли параметры свободы. Но ведь жизнь людей сопряжена не только с борьбой, но и со стремлением к единству, согласию, взаимопониманию и сотрудничеству.

Может быть, высшая житейская мудрость заключается в том, что человеку надо жить так, как ему предначертано природой, жить своей подлинной жизнью, быть человеком при всех обстоятельствах и вопреки им. Истинный смысл жизни человека заключен, прежде всего, в самой жизни, в ее вечном движении как постоянном становлении и развитии самого человека. Такое понимание смысла жизни не исключает высоких целей и идеалов. Но высокие цели и идеалы - это стратегическая линия в жизни человека. Тактика же ее связана с его насущными проблемами и ближайшими интересами, с такими простыми и вечными ценностями, как посадить дерево, построить дом, вырастить детей, прожить жизнь порядочным человеком. Иначе говоря, внести свой, пусть небольшой, вклад в дело улучшения и обновления мира.

Смысл жизни человека не следует замыкать на личном благе. Поскольку человек - существо общественное, постольку в его смысле жизни личные интересы определенным образом сопряжены с интересами общества. Реализуя в создании материальных и духовных ценностей свои способности, свой творческий потенциал, индивид тем самым вносит свой личный вклад в общее дело, в прогресс человечества. Таким образом, трагизм индивидуальной смерти человека преодолевается тем, что и после смерти он остается в результатах своей деятельности, в благодарной памяти потомков.

2. СМЫСЛ ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

2.1. Смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь уразуметь, для чего он живет, в чем смысл его жизни. И ответ на этот вопрос отнюдь не есть только сугубо личное дело. Он существенным образом касается и интересов окружающих людей. Ибо от того, как понимает тот или иной человек смысл своей жизни, зависит его поведение, отношение к ближним и дальним, к семье, коллективу.

В современную эпоху дискуссии о смысле существования человека и перспективах его развития приобрели особую актуальность. Со всей острогой встали вопросы, связанные с оценкой возможностей (и самой целесообразности) по преобразованию природы, общества и самого человека, позитивных и негативных последствий научно-технической революции, биотехнологических исследований генома человека.

Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т. е. в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Идея такого рода является необходимой предпосылкой того, чтобы индивид мог мыслить свою собственную личность, свое "я". Сама постановка тем или иным индивидом вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего "я", чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться о реальной значимости своего существования. Без этого осознания вопрос о смысле жизни не всплывает, остается в тени.

Определяя цели своей деятельности, смысл своей жизни, человек руководствуется не только общественными, но и индивидуальными побуждениями, личными мотивами и интересами. Каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, в то же время - неповторимая индивидуальность, которая не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида.

Вопрос о смысле жизни предполагает обоснование такой цели, которая оправдывала бы существование человека и придавала бы ему ценность и смысл. Но откуда берется цель, где искать ее источник: в Боге, природе, обществе, потребностях человека или еще где-то?

2.2 Смысл окружающих человека вещей

В начале рассмотрим для сравнения вопрос о смысле окружающих человека природных вещей, о смысле явлений и процессов природного мира. Они обладают объективными качествами и свойствами, имеют определенную форму, цвет, движение и т.д. Но имеют ли они смысл сами по себе, безотносительно к человеку и человечеству?

Сегодня очевидно, что верный ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Лишь человек может придавать смысл вещам и процессам. Природа, взятая вне человека, вне его преобразующей деятельности, не имеет смысла и цели. В ней проявляются лишь слепые, бесцельные силы, приводимые в движение естественными законами. Это относится и к органическому миру. На первый взгляд может показаться, что многие живые существа наделены смыслом, поскольку они выполняют определенные функции с таким совершенством, которое подчас еще недоступно для машин, конструируемых человеком. Тем самым создается впечатление, что в жизнедеятельность этих существ смысл привносится извне. Религиозно настроенный человек склонен объяснять целесообразность устройства и деятельности живых существ наличием определенного смысла, заложенного в них высшим творцом, сверхъестественной силой.

Наука пока не дала исчерпывающий ответ на вопрос о природе целесообразности. Существует предположение, что целесообразность в живом мире есть результат длительного приспособления живых существ к окружающей среде и естественного отбора (вспомним, что многие вымершие животные отнюдь не были целесообразно устроены по своему телосложению, весу и т. д.). Поэтому бессмысленно говорить о "смысле природы", но вполне закономерна постановка вопроса о смысле жизни человека, о смысле человеческой истории.

Что порождает этот смысл? Или же он существует извечно как некая цель, заранее заданная Богом и к достижению которой направлена деятельность каждого человека и всего человечества? Если верно, как отмечалось выше, что смысл вещей и процессов в природе определяет только человек, то это тем более верно в отношении смысла жизни самого человека.

Потребности человека реализуются лишь благодаря тому, что он делает их целью и программой своей деятельности. Иными словами, потребности осознаются в форме целей и интересов, в реализации которых человек видит свое предназначение. Конечно, цели эти могут быть различными: мелкими и большими, низменными и благородными, злыми и добрыми. Ясно, что, когда речь идет о выяснении подлинного смысла жизни человека, имеются в виду именно благородные цели. Если у человека нет такой цели, жизнь его лишена большого смысла, он просто существует.

2.3. Толкования смысла жизни

В каждую историческую эпоху перед обществом встают определенные задачи, решение которых непосредственным образом влияет на понимание человеком смысла своей жизни. Поскольку изменялись материальные условия жизни людей, их социальные и культурные запросы, постольку изменялись и представления людей о смысле жизни. И тем не менее неистребимо желание людей определить некий вечный смысл жизни, однозначный для всех людей и для всех времен.

Это желание воплощено в различных религиях, среди которых следует выделить христианство. Христианское сознание выводит понятие смысла жизни из учения о божественном творении мира и человека, о Боге как единственном творце нравственных норм, о грехопадении и греховной сущности человека, об искупительной жертве Иисуса Христа, о необходимости спасения души. Тем самым смысл жизни видится вне самой жизни. Целостное понятие смысла жизни расщепляется на преходящую, временную земную "жизнь" и вечный, раз и навсегда данный, надчеловеческий смысл жизни неземной, наступающей после телесной смерти человека. Иными словами, смысл жизни выносится за пределы реальной жизни, за пределы реальных материальных и духовных потребностей человека в этом мире.

Помимо традиционно-религиозного представления ("готовить себя к потусторонней жизни"), выдвигались толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели ("служить истине, добру"), максимального удовлетворения биологических потребностей человека ("стремиться к наслаждениям"), экзистенциально-пессимистических ("человек рождается для страданий и смерти") и др.

Однако попытки создать формулу, пригодную для всех людей во все исторические эпохи, т. е. некую "вечную формулу" смысла жизни, нельзя признать успешными, ибо в различные исторические эпохи представления о смысле жизни видоизменялись. Речь не о том, что в каждую эпоху он совершенно новый, совершенно другой. В понимании смысла жизни существует преемственность, вытекающая из преемственности в развитии самого человечества, его истории, культуры. Но факт и то, что новое время привносит новые нюансы в понимание смысла жизни. В том числе и в рамках христианства, ислама, других религий, не говоря уже о философских концепциях.

Широкую известность получила точка зрения, согласно которой смысл жизни заключен в самой жизни - ее сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий. Но, например, И. А. Ильин утверждал, что попытка видеть смысл жизни в самой жизни несостоятельна, ибо существуют ценности, стоящие выше самой жизни (например, самопожертвование). Человек есть существо духовное, поэтому высшими ценностями выступают духовные, и, прежде всего религиозные, ценности.

Многие считают, что смысл жизни следует искать в христианской заповеди любви и что любовь - это единственный путь отстоять смысл человеческого существования.

Среди многообразных представлений о смысле жизни получили известность и такие, которые культивируют идеи "духовной аристократии", "духовной элиты", призванной спасать человечество от вырождения посредством приобщения его к высшим ценностям культуры. Так, Ф. Ницше считал, что смысл земных страданий людей в том, чтобы среди них постоянно нарождались великие представители, гении, которые возвышали бы простых людей до себя, избавляли их от чувства сиротства, вовлекая в свои замыслы. Без великих людей существование человечества было бы пустым. Отсюда великая историческая задача, поставленная Ницше, - создание "сверхчеловека" и тем самым приобщение к высшей культуре, спасающей человечество от вырождения.

Идеи воспитания "аристократов духа" развивал и К. Ясперс. Высшие представители духовной элиты призваны служить мерилом, образцом для всех остальных. Самовоспитание "духовных аристократов" и их спасение от нивелирующего влияния масс он считал одной из важных задач человечества: "Проблемой человеческого благородства является теперь спасение деятельности лучших, которых немного." (Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. S. 173.) Потребительская идеология, ориентирующая человека лишь на постоянное и безграничное приобретение вещей, развивающая неуемную жажду материального обогащения, неспособна дать ответ на вопрос, в чем же смысл жизни. Более того, она дезориентирует человека, ищущего ответ на этот вопрос. В условиях культа мещанских идеалов, лишенных общественно значимых ценностей, у известной части населения наблюдается определенный спад культурных интересов, безразличие и приспособленчество. Дух наживы и стяжательства, чувство пустоты и бессмысленности жизни вызывают ответную реакцию не только в форме критического к ним отношения, но и в форме стихийно-анархического бунта, в форме различных попыток ложного самоутверждения, иллюзорного толкования смысла жизни. Так, в 60-х гг. XX в. широкую известность получила такая дезориентирующая форма самоутверждения, как хиппизм - уход молодых людей от повседневной рутины в мир бродяжничества, отказ от всех условностей. Выбор этого пути означает форму протеста против того понимания смысла жизни, которое прививает массам господствующая мораль в "обществе потребления", свидетельствует о своеобразном протесте против усиливающегося процесса обезличивания человека.

Характерным для промышленно развитых стран последних десятилетий является то, что некоторое смягчение прежних наиболее тяжелых форм экономического отчуждения и повышение жизненного уровня населения сопровождаются (на первый взгляд это кажется парадоксальным) резким обострением духовного отчуждения, особенно среди молодежи, студенчества, некоторых слоев интеллигенции. Противоречие между технической оснащенностью, материальным достатком и отсутствием высоких идеалов в определенных условиях порождает дисгармонию духа, апатию, пессимистические умонастроения относительно смысла человеческого существования.

Рано или поздно человек сталкивается с необходимостью сделать выбор определенных общественных, нравственных, эстетических и иных идеалов, которым он решает следовать и которыми он (если его поведение последовательно) руководствуется в своей повседневной жизни. Выбор системы ценностей, мировоззрения является одним из важнейших качеств личности. Он в значительной мере предопределяет направленность и характер последующих решений и поступков человека. Осознание человеком смысла жизни зависит от того, насколько он способен различать подлинные и ложные ценности, сознает бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни лишь для самого себя. Поэтому многие считают, что человек поступает правильно тогда, когда стремление добиться личных успехов идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе деятельности на общее благо. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том, чтобы всесторонне развивать свои способности посредством творческой деятельности. Именно такая деятельность получает признание со стороны общества, коллектива и в то же время приносит глубокое личное удовлетворение.

2.4.Смысл жизни и смертность человека

Какой смысл имеет жизнь, если человек знает, что он смертен? По мнению некоторых людей, все стремления к общему благу, борьба за лучшее будущее, развитие науки, промышленности - все это оказывается ничтожным перед "загадкой смерти". Неутешительный взгляд на смысл жизни развивал английский философ XX в. Б. Рассел. Он говорил о тщете человеческих усилий, мечтаний и планов. Определяя человека как результат случайных комбинаций атомов, он утверждал, что человечество обречено на гибель вследствие грядущего коллапса солнечной системы.

Подчас можно услышать, что атеисты в вопросе о смысле жизни дают человеку "камень вместо хлеба", что только религия может ответить на этот вопрос, ибо она ставит нас лицом к лицу с реальностью - неизбежностью смерти в земной жизни и вытекающей из этого необходимостью веры в бессмертие души.

В христианском вероучении смерть изображается как кульминационный пункт в подготовке человека к переходу из земной жизни в "Царство Божие" (если он его заслужил). Религия ставит себе в заслугу, что только она дает "оптимистическое" решение проблемы смерти, ибо указывает на возможность спасения души в потустороннем мире и тем самым открывает путь к личному бессмертию. Если бы не было этой надежды на спасение, говорят богословы, то жизнь человека не имела бы никакого смысла, ибо она всецело бы находилась под неумолимым гнетом неизбежности смерти как безысходного и безутешного конца всех человеческих начинаний, помыслов и надежд. По мнению духовных пастырей, если бы не было надежды на воскресение в потустороннем мире, то над всем царствовала бы смерть, пред которой ничтожны были бы понятия о радости, об истине, о добре, о самой жизни. Вопрос о смертности требует, конечно, осмысления. Жизнь и смерть отрицают друг друга, но не абсолютно, ибо смерть является необходимым моментом и закономерным результатом жизнедеятельности организма. "...Отрицание жизни, - писал Ф. Энгельс в "Диалектике природы", - по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, - смертью". Осознание того, что человек живет на земле только один раз, что смерть неизбежна, в известной мере стимулирует активность человека, постоянно возвращает его к вопросу о смысле жизни, о возможностях и способах осуществления своих способностей, своего призвания. Временные границы жизни человека заставляют его действовать, принимать решения уже сейчас, а не откладывать их до мнимой бесконечности или попусту растрачивать свои силы. Однако человек действует отнюдь не потому, что предвидит неизбежную смерть. Движущая сила человеческих поступков коренится, прежде всего, в необходимости удовлетворять свои насущные потребности. Поэтому, хотя человек должен помнить о своей смертности, отсюда вовсе не следует, что перед лицом смерти жизнь его не имеет смысла. История развития человечества опровергает эту точку зрения. Ведь мудрость человека не в том, чтобы постоянно быть во власти мыслей о смерти, а в размышлениях о жизни. Эту же мысль высказывал и Л. Н. Толстой в ответе на вопрос, боится ли он смерти; человеческая жизнь - это сознание; пока у меня будет сознание, я не умру, а когда у меня сознания не будет, мне тогда будет все равно. Из этого, однако, не вытекает, что Толстой был безразличен к вопросу о том, что будет "потом". Все его творчество проникнуто мучительными раздумьями о жизни и смерти, добре и зле, о проблемах религии. Вопросы о смысле жизни и смерти - одна из важнейших тем его художественных и публицистических произведений, записей в дневниках. Ответы на эти вопросы отражают внутреннюю противоречивость мировоззрения Толстого. Известно, что он подверг резкой критике богословие православной церкви - и в то же время пытался создать свою религиозно-этическую концепцию, усматривая назначение человека в нравственном самосовершенствовании.

Интересны в этой связи высказывания Толстого, направленные против утверждений о бессмертии души: "Мы говорим о жизни души после смерти. Но если душа будет жить после смерти, то она должна была жить и до жизни. Однобокая вечность есть бессмыслица". И в другом месте: "Куда мы идем после смерти? Туда, откуда пришли. Там, откуда мы пришли, не было того, что мы называем своим "я", - от этого-то мы и не помним того, где мы были, долго ли мы там были и что там было. Если мы после смерти придем туда, откуда вышли, то и после смерти не будет того, что мы называем своим "я". От этого мы никак не можем понять, какая будет наша жизнь после смерти. Одно можно наверное сказать, что как нам не было дурно до рождения, так не может быть дурно и после смерти".

Таким образом, отрицая бессмертие души, Толстой верил в бессмертие духа, но уже лишенного таких личностных качеств, как сознание, индивидуальность, "я". Осознание человеком неизбежности своей смерти, скорбь по умершему содержат в себе, конечно, и трагические мотивы. Но этот трагизм может в какой-то мере смягчаться тем, что отдельный человек, будучи представителем человеческого рода, остается жить в роде посредством продуктов своего творчества. Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бесцельно, что он оставил после себя добрые дела, нужные и полезные для других людей, то он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым, и проблема личной смерти не выдвигается на первый план, заслоняя все остальное, и отнюдь не исчерпывается фактом физической смерти. Такой человек осознает свою жизнь как часть развивающейся, устремленной в будущее истории общества, народа. Свое бессмертие он утверждает посредством бессмертия дел и подвигов, своего вклада в материальный и духовный прогресс человечества. Спешите делать добрые дела - такой вывод напрашивается из размышлений о жизни и смерти, из осознания неизбежности смерти. Следует, однако, признать, что получившие широкое распространение ссылки многих философов, ученых, писателей и др. на принадлежность человека к роду как некий фактор, призванный снять трагизм смерти, все же недостаточны, ибо человек, как уже отмечалось, есть не только родовое, но и индивидуальное существо, нуждающееся в утешениях и надеждах. Этот индивидуальный аспект проблемы смерти требует специальных исследований в плане изучения процессов умирания и смерти - танатологии (по аналогии с геронтологией), с тем, чтобы оказывать нравственно-терапевтическое воздействие на духовные силы личности.

Человек - единственное существо, знающее, что оно преходяще, и в то же время единственное существо, которое борется за вечность, за продление своей жизни, стремится к тому, чтобы оставить о себе добрую память в сознании последующих поколений. Продлению жизни человека способствуют, прежде всего, гуманные социально-экономические преобразования, развитие наук, усовершенствование медицины, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д. Физическая смерть человека еще не означает духовной смерти его как личности. Если личность ставит перед собой социально значимые цели, вносит свой вклад в общее благо, то она как бы запечатлевает себя в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих ценностях, в памяти людей.

Призвание, назначение каждого человека в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности, в том числе способности мышления и любви. Содействуя созданию достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими формами зла формируется человек большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значимость ценностей, ради которых стоит жить.

3. СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО КАК АТРИБУТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

На протяжении всей нашей жизни мы постоянно предстаем перед необходимостью делать выбор между различными возможностями поступить так или иначе. Снова и снова оказываемся на развилке жизненных дорог, выбор которых образует узловые моменты нашей биографии. Выбор профессии, уход из родительского дома и начало самостоятельной жизни, выбор спутника жизни и создание семьи, вступление в различного рода общественные организации, выбор определенных нравственных и политических ценностей - лишь некоторые вехи на жизненном пути человека. Кто расставляет эти вехи и от чего зависит их выбор?

Жизнедеятельность человека протекает в различных сферах его общественного и индивидуального бытия: политической, экономической, духовной, нравственной, эстетической, интимной и т. д. Соответственно этому категория свободы обнаруживает различные грани, проявляется как свобода слова, свобода творчества, свобода личности, свобода выбора, свобода вероисповедания и т. д. Иными словами, многогранность и вариативность общественных отношений обусловливают многообразие проявлений свободы, различные ее виды, а также ответственность за все сделанное на этой Земле перед всем обществом.

Самостоятельное принятие решений и свобода выбора неизбежно связаны с риском и личной ответственностью. Когда человек принимает решение и действует в массе людей, в толпе, порог его личной ответственности находится на чрезвычайно низком уровне. В толпе он не виден и обычно ведет себя так, как и другие члены толпы. Он действует заодно с другими, понимая, что за совершенный выбор персонально с него спросить никто не сможет. Решение в такой ситуации обычно принимается быстро, но оно бывает неглубоким, поверхностным, а в конечном счете и безответственным. Индивид ведет себя совершенно иначе, когда понимает, что за совершенное действие или поступок с него будет персональный спрос. В этом случае к принятию решения и выбору акта поведения он подходит с большей ответственностью. Таким образом, реальная свобода оказывается тесно связанной, сопряженной с ответственностью.

Быть свободным - это значит быть лично ответственным за совершаемые деятельность и поведение. Ответственность тем самым оказывается оборотной стороной свободы. Где нет свободы выбора, там не может быть и ответственности за совершаемое деяние. Если объективные условия однозначны и не оставляют индивиду места для собственного решения и выбора, то с него снимается всякая ответственность за совершаемые им действия и поступки. Через механизм ответственности общество контролирует и регулирует поведение людей в обществе.

3.3 Свобода творчества

Высшей ступенью свободы человека является свобода творчества . Она позволяет ему выходить за пределы наличных условий бытия, за пределы существующего, того, что есть. Свобода творчества дает возможность индивиду выходить в мир предметов и явлений, которых не было и нет, которые он сам и создает. Она открывает перед ним широкий простор для созидания нового, для новых результатов деятельности, которые воплощаются в новых предметах и явлениях, факторах и условиях его жизни. В творческой деятельности, как ни в какой другой человек реализует свои способности, а тем самым и раскрывает самого себя, свой внутренний потенциал, свое "Я". В творческой деятельности индивид поднимается до уровня самодеятельности .

Н.А. Бердяев (наиболее известный в мире русский религиозный философ XX в.) неразрывно связывал творчество с идеей свободы. В статье «О творческой свободе и фабрикации душ» он подчеркивает: «Творчество и есть акт свободы. Творчество духовной культуры никак не может быть организовано по образцу хозяйственной жизни страны или военной казармы. Это было бы смертью творчества».

Понятие свобода является главным для человека. Но при этом должны быть соблюдены пределы. Иначе возникает анархия, произвол и все это приводит к насилию. Пределами свободы человека являются интересы другого индивида, общества, а также природы как естественной основы существования социума. При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы ее понятие должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы

людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше время с новой силой обязывает осознавать неизменную роль вечных философских вопросов в жизни человека и общества. Стратегия современного развития общества, как показывает неоднозначный опыт последнего десятилетия, не может исходить лишь из односторонней ориентации на удовлетворение лишь материальных потребностей.

Человек в современном мире, теряя многое из того, что было присуще людям прошлых эпох, начинает все более остро осознавать уникальность ситуации, в которой он оказался. Современный мир, отягощенный глобальными проблемами, ставит все человечество и каждого отдельного человека в ситуацию, когда надо выработать и принять принципиально новые подходы к выживанию, существованию и развитию, либо деградировать как вид. В контексте вышеизложенного проблема смысла жизни человека приобретает совершенно особое значение. Вопрос о том, что и как должен сделать человек принадлежит к числу важнейших. Еще древние понимали, что суть человека выявляется в его деяниях и поступках. Однако главное – не масштаб деятельности человека и не место, на котором он трудится, а смысл его деятельности, в котором преодолевается “суета сует” повседневной, обыденной жизни.

В истории человеческой мысли можно найти разные подходы к определению смысла и содержания жизни человека. Эта проблема имеет не только прагматическое, но и гораздо более важное – моральное значение, ибо в поступке проявляется смысложизненность человеческого бытия и именно в человеке скрыто решение этой проблемы.

В современном обществе, где нормы нравственности скорее сомнительны, нежели императивны, указанная проблема приобретает особый смысл. Ведь нравственность или безнравственность каждого современного человека начинает оказывать все более ощутимое влияние на характер социального развития общества, т.к. перед человеком всегда стоит задача выбора из возможных способов действия лишь таких, которые не разрушают, а укрепляют фундамент культуры человеческого общества. При осуществлении этого выбора неоценима роль философии как единственного в своем роде орудия универсального освоения мира и преодоления “этического вакуума”, разрушающего духовную ткань современной жизни. Естественной реакцией человека на это во все времена являлся поиск более ценностных форм духовного опыта, где едва ли не важнейшим являлся поиск смысла жизни.

Поиск смысла жизни является тем основным фундаментом, который дается нам как первичный принцип человеческого существования. Именно этот поиск определяет место для всего сущего в жизни человека и место человека посреди всего сущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход // Своб. мысль. 1998. №5.

2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, 2001.

3. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.

4. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат 1991.

5. Малахов В.А. Этика: Курс лекций: Методическое пособие. – 3-те изд., 2001.

6. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий /Составитель А.Е.Мачехин.

Изд. 2-е. - М., 2002

7. Миронов В. В. Философия: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2005.

8. Петров Г.В. Философия смысла жизни. Псков. ПГПИ. 2002

9. Росенко М.Н. Основы современной философии. Издание 2-е, дополненное. СПб.: Издательство "Лань", 1999.

10. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993.

11.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 1995.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.


Top