Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительные одушевленные и неодушевленные

Одушевлённость характерна только для .

Одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ, если называют людей - личные, обозначают животных - неличные. Отвечают на вопрос: кто?

Грамматическим показателем одушевлённости является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа. Для можно использовать форму единственного числа.

В. п. мн. числа (кого?) = Р. п. мн. числа (кого?)

  • Р. п.
  • В. п.
  • вижу
  • школьников
  • школьников
  • снегирей
  • снегирей

К одушевлённым относятся также существительные, называющие:

  1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший , домовой , русалка .
    Древние чтили Юпитера.
  2. Названия шахматных и карточных фигур: туз , валет , дама , король , конь , ферзь , слон , ладья , пешка .
  3. Существительные, называющие кукол: петрушка , матрёшка , неваляшка , снеговик , роботы .
  4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец , покойник , утопленник (существительное труп сюда не входит).

Неодушевлённые существительные

Неодушевлённые существительные служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам. Отвечают на вопрос: что?

Грамматические особенности : совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой множественного числа.

В. п. мн. числа (что?) = И. п. мн. числа (что?)

  • И. п.
  • В. п.
  • есть
  • вижу
  • песни
  • песни
  • журналы
  • журналы

К неодушевлённым относятся существительные:

  1. Обозначающие предметы неживой природы: камень , горы , радуга , снег , почва , море , небо .
  2. Названия деревьев и растений: тополь , сосна , ель , ромашка , одуванчики (наука о природе относит их к живым организмам!).
  3. Обозначающие совокупность живых существ: народ , стая , войско , толпа , батальон , полк .
  4. Названия небесных светил: Марс , Юпитер , Сатурн , Уран .
  5. Названия рыбных блюд: шпроты , кильки .
  6. : студенчество , человечество , молодежь , профессура (не имеют грамматического показателя одушевлённости).

Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесённости к одушевлённым/неодушевлённым, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус , бактерия , личинка , микробы .

Бабайцева В. В. и Чеснокова Л. Д. в своём учебнике по русскому языку рассматривают и грамматические показатели одушевлённости и неодушевлённости.

Неодушевлённые существительные как одушевлённые, если обозначают живых существ.

  • Этого пня (одушевл.) не своротишь.
  • Помню этого старого колпака (одушевл.)

Одушевлённые существительные, употребляющиеся для обозначения неодушевлённых предметов, продолжают склоняться как одушевлённые.

  • Читать «Обломова».
  • Слушать «Евгения Онегина».

Существительные тип , характер и образ в применении к действующим лицам литературных произведений склоняются как неодушевлённые: В. п. мн. числа = И. п. мн. числа.

Все существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные существительные - это названия людей и животных: человек, сын, учитель, студентка, кот, белка, лев, скворец, ворона, окунь, щука, насекомое.

Неодушевленные существительные - это названия всех других предметов и явлений: стол, книга, окно, стена, институт, природа, лес, степь, глубина, доброта, происшествие, движение, поездка.

Примечание. Деление существительных на одушевл. и неодушевл. не отражает полностью существующее в мире деление на живое и неживое. К одушевл. существительным не относятся, во-первых, названия деревьев и растений (сосна, дуб, липа, боярышник, крыжовник, ромашка, колокольчик), во-вторых, названия совокупностей живых существ (народ, войско, батальон, толпа, стадо, рой). О словах типа вирус, микроб, а также труп, мертвец, кукла и т.п.

Одушевленные существительные морфологически и словообразовательно отличаются от неодушевленных. Одушевленные существительные - наименования лиц или животных женского пола - часто бывают мотивированы словом, называющим лицо или животное без указания на его пол или (реже) называющим лицо или животное мужского пола: учитель - учительница, студент - студентка, школьник - школьница, москвич - москвичка, внук - внучка .

Одушевленные существительные, как правило, имеют морфологическое значение муж. или жен. р. и лишь немногие - значение сред. р., при этом принадлежность существительного к тому или иному роду (кроме сред. р.) определена семантически: существительные муж. р. называют лицо или животное мужского пола, а существительные жен. р. - женского пола. Одушевленные существительные сред. р. называют живые существа безотносительно к полу. Это или название невзрослого существа (дитя ), или общие наименования типа лицо, существо, животное, насекомое, млекопитающее, травоядное .

Неодушевленные существительные распределены между тремя морфологическими родами - мужским, женским и средним.

Парадигмы одушевленных и неодушевленных существительных во мн. ч. последовательно различаются: одушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой род. п.; род.п.: нет братьев и сестер , нет животных ; вин.п.: увидел братьев и сестер, увидел животных . Неодушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой им. п.; им. п.: персики, груши и яблоки лежат на столе ; вин. п.: купил персики, груши и яблоки .

Принадлежность слов к разряду одушевленных или неодушевленных своеобразна обнаруживает себя морфологически в системе имен, которые в своих лексических значениях совмещают понятия о живом и неживом . Это следующие случаи.



1) Существительные, называющие такие предметы, которые или не соответствуют обыденному представлению о живом (названия микроорганизмов: вирус, микробы, бактерия ) или, наоборот, ассоциативно отождествляются с живыми предметами (мертвец, покойник, кукла ), употребляются следующим образом: первые имеют тенденцию употребляться как неодушевленные (наблюдать, изучать бактерий, вирусов, микробов и наблюдать, изучать бактерии, вирусы, микробы ; последнее предпочтительнее), вторые употребляются как одушевленные (наши сети притащили мертвеца . Пушк.).

2) Неодушевленные существительные, примененные к конкретным лицам или к живым существам, приобретают морфологические приметы одушевленности. Это - отрицательно характеризующие наименования типа мешок, дуб, пень, колпак, тюфяк обычно с определяющим местоименным прилагательным: нашего мешка обманули, в этого дуба (пня) ничего не втолкуешь, видел я этого старого колпака, этого тюфяка .

3) Слова идол и кумир в знач. (тот, кому поклоняются, кого обожают) (при отнесенности их к определенному лицу) выступают как одушевленные: смотреть с восторгом на своего идола, обожать своего кумира . Слово кумир в знач. (то, чему поклоняются, подражают; идеал) выступает то как одушевленное, то как неодушевленное: Делать кумира из этого старого, бесполезного человека (Л. Толст.); не надо делать кумира из орфографии (газ.); но: Как Дездемона избирает Кумир для сердца своего (Пушк. ). Существительное идол в знач. (статуя, изваяние, которому поклоняются как божеству) в редких случаях употребляется как одушевленное: На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна (А. Н. Толст.).

Слова болван, идол, истукан , употребленные бранно по отношению к человеку, имеют морфологические признаки одушевленности: не хочу видеть этого болвана; И в кого такого идола уродила! (Шолох.).

4) Слова дух (бесплотное сверхъестественное существо), гений, тип в применении к лицу выступают как одушевленные: вызвать духа, знать гения, встретить странного типа; Я ему ставлю в пример немецких гениев (Пушк.); Не время выкликать теней (Тютч.) (слово тень употреблено в значении “дух, привидение”).

5) Слова, называющие одушевленные предметы, при их употреблении для обозначения неживых предметов могут сохранять морфологические признаки одушевленности. Сюда относятся: а) слова разведчик, истребитель, бомбардировщик, дворник (устройство для механического протирания смотрового стекла): сбить вражеского разведчика, бомбардировщика, поставить дворника ; б) названия некоторых танцев и песен: казачок, камаринский (субст.): На вашей свадьбе казачка спляшу (С.-Ц.); в) названия машин по маркам, фирмам: "Москвич", "Тигр", "Запорожец ". Все эти слова могут иметь как формы вин. п., равные им. п., т. е. относить называемые предметы к разряду неодушевленных, так и формы вин. п., равные род. п., т. е. относить называемые предметы к разряду одушевленных.

6) Слова, употребляющиеся в некоторых играх, в частности, в картах и в шахматах; дама, валет, король, конь, слон склоняются как одушевленные существительные: открыть валета, короля; взять слона, коня . По образцу склонения таких названий, как валет и король, изменяются туз и козырь : сбросить туза; открыть козыря .

Цели:

  • Предметные: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
  • Метапредметные :
    • познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
    • регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей;
    • коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе; осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
  • Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Выдохните тревогу, печаль, плохие мысли. Вдохните радость, уверенность в свои силы. У вас все получится!

Ребята! Готовы ль вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья,
Чтобы урок прошел не зря.

Чтобы урок получился интересным, познавательным, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников. Кто готов хорошенько потрудиться? Я попрошу таких ребят садиться.

II . Подготовка к работе на основном этапе

Сегодня на уроке работаем с листами самооценки. После выполнения задания самостоятельно оцениваете свою работу. (Приложение 1 )

1. Чистописание

1) Работа в парах

Внимательно посмотрите на данную запись:

богатый - бедный
здоровье - ….
далёкий - …
медленный - …
яркий - …
маленький - …

Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. (Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы)
- Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. (Приложение 4 . Слайд 2)
- Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква Б)
- Какой звук обозначает букваБ? (согласный, звонкий, парный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)

2) Письмо букв Бб бб
3) Самооценка.

III . Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова

Воробей, пенал, огурец, девочка, корова, учитель, компьютер.

- Что объединяет эти слова?
- Что знаем об именах существительных?
- Разделите их на две группы, работаем в паре. Допишите в каждую группу по два своих примера.
- По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
кто ? (Одушевленные имена существительные)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что ? (Неодушевленные имена существительные)
- Оцените свою работу в листах самооценки
- Предположите, как называется тема сегодняшнего урока?
- Чему будем учиться по этой теме? (слайд 3)

IV . Этап усвоения новых знаний и способов действий

Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

Проблемная ситуация (слайд 4)

Гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные (работа выполняется самостоятельно)
- Какие слова выписал I вариант? Почему?
- Какие слова выписал II вариант? Почему?
- А теперь сверим свои ответы. (Слайд 5)
- Что заметили?
- Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)
- Как вы думаете, почему?
- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (В 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)
- А слово роза? (В 1 столбике - девочка Роза, а во втором - цветок роза)
Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название - многозначные. (Слайд 6)

V . Физкультминутка

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох.Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.(Глаза открыты.Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)

VI . Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. Работа в группах

В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Приложение 2 )

Гусеница, книга, айсберг, моряк, стол, астра, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.

2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)

А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.

Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе (Проверка карточек осуществляется после урока учителем)

VII . Рефлексия деятельности

Что новое узнали на уроке?
- Чему учились?
- Какое задание вам больше понравилось?
- Где вам пригодятся полученные знания?

Работа с листами самооценки.

218. Прочитай имена существительные в столбиках. Существительные первого столбика называются одушевленные, второго - неодушевленные. Как ты думаешь почему? Подумай над значением однокоренных слов: душа, дух, душевные (переживания).

Сформулируй основной вопрос урока. Сравни с авторским вариантом.

Существительные 1-го столбика отвечают на вопрос кто? И называются одушевленными, т.к. обозначают живых, разумных существ, способных перемещаться.

Существительные 2-го столбика отвечают на вопрос что? И называются неодушевленными, т.к. обозначают неживые предметы и явления, не способные перемещаться.

Слова дух, душа, душевный характеризуют сознание, внутренний мир человека.

Основной вопрос урока: в чем различие одушевленных и неодушевленных имен существительных.

219. Прочитай. Запиши в одну группу одушевленные имена существительные, в другую - неодушевленные. Как ты будешь их различать? Сформулируй вывод.

Какое слово ты не записал? Почему?

Кто? : поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик.

Что? : поэзия, машина, чтение, математика, учебник, учение, учеба.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто ? И обозначают живых существ.

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что ? И обозначают неживые предметы, вещи, явления, процессы, занятия.

Слово учусь не является существительным, так как обозначает действие и отвечает на вопрос что делаю ?

220. Понаблюдай за вопросами и изменением одушевленных и неодушевленных имен существительных. Какие отличия ты заметил?

Неодушевленные имена существительные в винительном падеже отвечают на вопрос что ?, одушевленные кого ? При склонении существительных по падежам они изменят окончания. Окончания одушевленных и неодушевленных имен существительных совпадают во всех падежах, кроме винительного.

221. Продолжи запись и составь тематические группы имен существительных. В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?

По ходу записи обозначай орфограммы в словах. Какие имена существительные ты записал - одушевленные или неодушевленные?

Слова из 1-го и 2-го столбиков можно встретить в учебнике «Природоведение», «Мир вокруг нас», энциклопедиях и справочниках растений, «Красной книге» и других книгах о природе. Слова 3-го столбика можно найти в технической литературе, энциклопедиях и справочниках. Значение всех слов можно найти в словарях, например, в толковом словаре.
Все записанные иена существительные - неодушевленные.

222. Составь и запиши тематические группы имен существительных. По ходу записи обозначай орфограммы в словах.

Сколько слов ты записал в каждую группу? Можно ли продолжить этот список? Почему? В каких еще тематических группах имен существительных количество слов ограничено? Одушевленные или неодушевленные имена существительные ты записал?

В 1-ом и во 2-ом столбиках количество слов ограничено, т.к. перечислены все соответствующие имеющиеся названия. 3-й столбик можно продолжить. Имеются другие тематические группы, в которых количество слов ограничено. Например: названия времени суток, названия месяцев в году, названия материков и океанов Земли.
Все записанные имена существительные - неодушевленные.

223. Прочитай. Обрати внимание на выделенные слова. Произнеси их. Что ты заметил? Одинаковые или разные явления природы названы этими словами? Уточни по словарю.

Являются ли однокоренными слова изморозь и изморось? Докажи. Подбери и запиши однокоренные слова к каждому из них. Обозначь в словах знакомые орфограммы. Среди однокоренных слов найди имена существительные. Какие они - одушевленные или неодушевленные?

При произношении слова изморозь и изморось фонетически звучат одинаково.

Изморось и изморозь - это различные явления природы.

Изморозь - вид инея, замерзшие капельки воды на поверхности предметов. Однокоренные слова: (что?) изморозь - (что?) мороз (какой?) замороженный, (что делает?) морозит.

Изморось - мелкие капельки воды, висящие в воздухе.

Однокоренные слова: (что?) изморось - (что делает?) моросит, (что?) морось, (какой?) моросящий.

Все однокоренные имена существительные (изморозь - мороз), (изморось - морось) - неодушевленные.

224. Прочитай веселые стихотворения. Они построены на игре слов. Каких?

Чем похожи руль машины и баранка? А стрелки лука и стрелки охотника? Спиши. Обозначь орфограммы. Укажи одушевленные и неодушевленные имена существительные.

В русском языке часто разные предметы называются одним и тем же словом. Как ты думаешь почему?

Стихотворения построены на игре слов: баранка - руль автомобиля и стрелки лука - стрелки охотника.

Руль машины и баранка похожи по форме - они круглые, поэтому водители называют руль баранкой. Стрелки лука и стрелы охотника похожи по форме - они острые и длинные.

Одушевленные имена существительные - (кто?) шофер, (кто?) чудак.

Неодушевленные имена существительные - (что?) баранка, (что?) солнце, (что?) стрелки, (что?) тарелки.

Разные предметы в русском языке называют одним и тем же словом из-за схожести формы или признака действия предмета.

225. Прочитай стихотворение. О каких перьях в нем идет речь? На чем основана игра слов? Прочитай словарную статью о слове перо. Чем интересно это слово? Сколько у него значений?

Назови одушевленные и неодушевленные имена существительные. Найди и выпиши имена существительные с орфограммами-буквами согласных в конце и в середине слова, с разделительным ь. обозначь эти орфограммы.

В стихотворении идет речь о зеленых листьях лука, которые растут из луковицы в разные стороны, как перья из хвоста птицы, например, у курицы. Игра слов основана на похожести листьев лука и перьев птицы.

Слово перо имеет множественные значения: накожное образование у птиц; инструмент для письма; плавник у рыбы; листья у луковых растений и чеснока.

Неодушевленные имена существительные: огород, пером, перьев (перо) , грядках (грядка), лук, лука, ошибка.

Одушевленные имена существительные: курицах (курица).

Имена существительные с орфограммами буквами согласных в конце и в середине слова: огород - огородах, грядках - грядочка, ошибка -ошибочка, лук - луковый.

Существительное с разделительным ь.: перьев.

Грядки [грʼйатки] - 2 слога: гряд-ки, 1-ый слог ударный, ударная гласная я.

Г - [г] - согласный, твердый парный, звонкий парный, звук.
Р - [рʼ] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный, сонорный звук.
Я - [йʼ] - согласный, мягкий, звонкий непарный звук
[а] - гласный, ударный звук.
Д - [т] - согласный, твердый парный, глухой парный звук

И - [и] - гласный, безударный звук

6 букв, 7 звуков

Ошибка [ашипка] - 3 слога, о-шиб-ка, 2 слог ударный, ударная гласная и.

О - [а] - гласный, безударный звук.
Ш - [ш] - согласный, твердый парный, глухой парный звук
И - [ы] - гласный, ударный звук.
Б - [п] - согласный, твердый парный, глухой парный звук.
К - [к] - согласный, твердый парный, глухой парный звук
А - [а] - гласный, безударный звук.

6 букв, 6 звуков.

226. Расскажи все что ты знаешь о слове перо. Тебе поможет план:

1. что означает это слово (его значение или значения)
2. состав слова.
3. признаки слова как части речи.
4. звукобуквенный анализ.
5. есть ли в слове орфограммы.

Перо - роговое образование на коже птиц (полый стерженек с пушистыми отростками по бокам); орудие для письма чернилами; плавник рыбы; зеленый лист лука, чеснока.

Имя существительное перо - отвечает на вопрос (что?) и обозначает неодушевленный предмет.

Пе-ро [пиро]. В слове 2 слога, второй - ударный, ударная гласная о.

П - [пʼ] - согласный, мягкий парный, парный глухой звук.
Е - [и] - гласный, безударный звук
Р - [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный звук.
О - [о] - гласный, ударный звук.

4 буквы, 4 звука.

Перо - перья. Безударный гласный в корне слова, проверяется ударением.

227. Прочитай. Какое слово часто повторяется в стихотворении? Как ты думаешь оправдан этот повтор или нет? Почему?

Прочитай словарные статьи о слове ключ в толковом словаре. Как ты думаешь, почему о слове ключ - две статьи, а о слове класс - одна?

В стихотворении повторяется слово ключ. Этот повтор оправдан и уместно применен, т.к. слово ключ имеет несколько значений. Ключ от дома и ключ воды из-под земли. Ключ - бьющийся из земли источник, родник. Ключ - металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка; приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь; знак в начале нотной строки; то, что служит для разгадки, понимания чего-либо и др.

Две статьи о слове ключ , потому что в них описываются разные по значению предметы. Это слова - омонимы.

Слово класс многозначное, поэтому о нем одна статья в словаре.

228. Расскажи все, что ты знаешь о слове ключ, по плану. План рассказа дан в упражнении 226.

1. значение смотри в предыдущем упражнении.

2. ключ (корень полностью все слово)

3. имя существительное ключ - отвечает на вопрос (что?) и обозначает неодушевленный предмет.

4. состоит из 1 слога. Ключ [клʼучʼ], ударная гласная - ю.
К - [к] - согласный твердый парный звук, глухой парный звук
Л - [лʼ] - согласный твердый парный звук, звонкий непарный, сонорный звук.
Ю - [у] - гласный ударный
Ч - [чʼ] - согласный мягкий непарный, глухой непарный звук
4 буквы, 4 звука.

5. ключ. Мягкий знак на конце не ставится (м.р, ед.ч). проверочное слово - ключи.

Из каких ноготков не получится букет? (ноготки - другое название растения календула. Не получится букет из ногтей человека - ноготков младенца)

Какой лук не едят? (нельзя сесть лук - оружие, из которого стреляют)

Какой кистью не раскрасишь картину? (например - кистью рябины или кисточкой на конце хвоста льва)

Каким ключом не откроешь двери? (ключом, бьющим из-под земли, родником)

Известно, что отнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое. Однако еще В.В. Виноградов отметил «мифологичность» терминов «одушевленный/неодушевленный», поскольку хрестоматийно известные примеры (растение, покойник, кукла, народ и др. ) демонстрируют несоответствие объективного статуса предмета его осмыслению в языке. Существует мнение, что под одушевленными в грамматике понимаются отождествляемые с человеком «активные» предметы, которым противопоставлены предметы «неактивные» и, следовательно, неодушевленные 1 . В то же время признак «активность/неактивность» не вполне объясняет, почему словамертвец, покойник относятся к одушевленным, а народ, толпа, стая – к неодушевленным существительным. По всей видимости, категория одушевленности/неодушевленности отражает обыденные представления о живом и неживом, т.е. субъективную оценку человеком объектов действительности, далеко не всегда совпадающую с научной картиной мира.

Конечно, «эталоном» живого существа для человека всегда был сам человек. Любой язык хранит «окаменевшие» метафоры, показывающие, что люди издревле видели мир антропоморфным, описывали его по своему образу и подобию: солнце выглянуло, река бежит, ножка стула, носик чайника и т.п. Вспомним хотя бы антропоморфных богов или персонажи низшей мифологии. В то же время отличные от человека формы жизни: некоторые беспозвоночные, микроорганизмы и др. – часто неоднозначно оцениваются рядовыми носителями языка. Например, как показал опрос информантов, к существительным актиния, амеба, инфузория, полип, микроб, вирус регулярно задается вопрос что? Очевидно, кроме признаков видимой активности (передвижение, развитие, размножение и др.), в обыденное понятие о живом существе («одушевленном» предмете) входит и признак подобия человеку.

Как определяется одушевленность/неодушевленность имени существительного?

Традиционно в качестве грамматического показателя одушевленности рассматривается совпадение формы винительного и родительного падежей в единственном и множественном числе у существительных мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во множественном числе у существительных женского и среднего рода (вижу женщин, животных) . Соответственно, грамматическая неодушевленность проявляется в совпадении винительного и именительного падежей (вижу дом, столы, улицы, поля) .

Надо отметить, что грамматическое противопоставление имен существительных по одушевленности/неодушевленности находит выражение не только в форме конкретного падежа: различие форм существительных в винительном падеже приводит к различию и противопоставлению парадигм в целом. У имен существи- тельных мужского рода по признаку одушевленности/неодушевленности различаются парадигмы единственного и множественного числа, а у существительных женского и среднего рода – только парадигмы множественного числа, то есть каждый из разрядов одушевленности/неодушевленности имеет свою парадигму склонения.

Существует мнение, что основным средством выражения одушевленности/неодушевленности существительного является форма винительного падежа согласованного определения: «Именно по форме согласуемого определения в винительном падеже определяется одушевленность или неодушевленность существительного в лингвистическом смысле слова» 2 . Очевидно, что это положение требует уточнения: рассматривать форму адъективного слова в качестве основного средства выражения одушевленности/неодушевленности следует только по отношению к употреблению неизменяемых слов: вижу красивых какаду (В. = Р.); вижу красивые пальто (В. = И.). В остальных случаях форма адъективного слова дублирует значения падежа, числа, рода и одушевленности/неодушевленности главного слова – имени существительного.

В качестве показателя одушевленности/неодушевленности может также выступать совпадение падежных форм (В. = И. или В. = Р.) в склонении союзных слов адъективной структуры (в придаточном предложении): Это были книги , которые я знал (В. = И.); Это были писатели , которых я знал (В. = Р.).

Не имеют грамматического показателя одушевленности/неодушевленности имена существительные женского и среднего рода, выступающие только в форме единственного числа (singularia tantum), поскольку эти слова обладают самостоятельной формой винительного падежа, не совпадающей ни с именительным, ни с родительным: поймать меч-рыбу, изучать кибернетику и т.д. Таким образом, грамматически одушевленность/неодушевленность этих существительных не определяется.


Top