Опасное небо: почему в Сирии резко выросли авиапотери всех сторон. О чём молчат ВВС Израиля? Жаркая встреча с лайт-версией российской ПВО: в Европе «щупают», а в Сирии «получают

- القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия

Хроника гражданской войны в Сирии - Гражданская война в Сирии начавшееся в 2011 году с гражданских волнений противостояние правительственных сил и сирийской оппозиции. Содержание 1 Столичная демонстрация 2 Первая кровь … Википедия

Список потерь ВВС Израиля в Шестидневной войне - В данном списке перечислены самолёты ВВС Израиля, потерянные в ходе Шестидневной войны войны (1967 г.). Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны из за невозможности… … Википедия

Свободная армия Сирии - Эту страницу предлагается объединить с … Википедия

Вооружённые силы Сирии - Годы существования 1946 Страна … Википедия

Черкесы в Сирии - Современный ареал расселения и численность Всего: 160 тыс.чел … Википедия

Авиаудары Израиля по Сирии в 2013-2014 годах - 2014 7 декабря израильская авиация нанесла два авиаудара по Сирии, один рядом с гражданским международным аэропортом Дамаска, второй в районе Димас. По предварительной информации, нанесен материальный ущерб зданиям. По информации Генерального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

Оружие массового поражения Сирии - Оружие массового поражения По типу … Википедия

Книги

  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев , Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Купить за 940 руб
  • Фронтовой бомбардировщик Су-24. Ядерный "Фехтовальщик" СССР , Марковский В., Приходченко И.. «Fencer» («Фехтовальщик») - так окрестили в НАТО фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, специально созданный для сверхзвукового прорыва вражеской ПВО на предельно…

Война в Сирийской Арабской Республике, которая идёт с марта 2011 года, привела к существенному ослаблению авиации правительственных сил. При этом состав авиасоединений не пополняется уже много лет, что грозит стране ещё более серьёзными военно-политическими последствиями.

Обзор ВВС Сирии

В ходе ожесточённых боёв авиация правительственных войск продолжает наносить удары по позициям боевиков. Однако большие потери в технике поставили вопрос о срочном пополнении и модернизации авиапарка страны.

Если бросить ретроспективный взгляд, в этой связи необходимо отметить, что ещё с конца 1950-х годов СССР оказывал огромную помощь Сирийской Арабской Республике; благодаря масштабным поставкам достаточно современной советской авиатехники ВВС Сирии до конфликта были одними из сильнейших в регионе.

В настоящее время, несмотря на успехи нашей авиации в борьбе с терроризмом, со стороны Запада идёт всесторонняя подготовка к новому этапу действий против Дамаска. При этом необходимо учесть тот факт, что бандформирования с помощью наводчиков и предателей проводят регулярные атаки авиабаз, в ходе которых гибнут лучшие пилоты. Командование сирийской армии неоднократно распространяло заявления, в которых говорилось, что эти рейды тщательно планируются именно против лётного состава. Опытный лётчик в Сирии - желанная мишень для экстремистов, и такой способ «подавления ВВС» не только эффективен, но и гораздо дешевле применения крылатых ракет.

В ходе боевых действий Военно-воздушные силы Сирии понесли огромный урон не только в ходе обороны авиабаз, но и от атак террористов с земли с применением зенитной артиллерии и ПЗРК. Кроме того, многие самолёты и вертолёты были списаны из-за нехватки запчастей. Причём особенно большие трудности испытывают эскадрильи, оснащённые более устаревшими машинами (МиГ-21бис, МиГ-23БН/МиГ-23МФ, Су-22М).

В данной статье даются только приблизительные данные об авиапарке ВВС САР. Ниже отображён примерный его количественный состав в начале и в ходе конфликта:

Тип и марка летательного аппарата*

Поставлено (данные на март 2011 года)

В строю

(данные на июнь 2016 года)

Самолёты

МиГ-23/МиГ-27

Су-20/Су-22М

L-39ZA »Альбатрос»

Ил-76Т/Ил-76М

Вертолёты

Свыше 100 вертолётов

Более 40 машин

SA 342J «Газель»

Ми-14ПЛ/Ми-14ПС

Свыше 20 вертолётов

Нет данных

*Примечание: Включены все поставленные модификации.

Кроме того, необходимо отметить ещё один факт, который негативно повлиял на состояние ВВС Сирии. Речь идёт об элементарной халатности со стороны сирийского командования, которое в начале войны не приняло меры к заблаговременной маскировке самолётов и вертолётов в капонирах, а слабые части охранения либо были уничтожены террористами, либо бросили машины в укрытиях.

За время своего правления Башар Асад неоднократно пытался модернизировать авиапарк армейской авиации. В частности, сирийцы желали приобрести у России истребители-перехватчики Су-27 и МиГ-31Э. Особый интерес к новой авиатехнике Дамаск проявляет с 2003 года после агрессии Запада против соседнего Ирака. Однако израильтяне и американцы приложили все усилия к тому, чтобы оружейные контракты не состоялись. Западу есть от чего нервничать: по оценкам военных экспертов, при наличии у Сирии даже шести-восьми МиГ-31Э, риск потерь при проведении операции против Дамаска ощутимо возрастает.

Весьма запутанным остаётся и вопрос о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130. На первых порах было заказано 36 машин данного типа на общую сумму 550 млн. долларов, однако и этот контракт, по существу, повис в воздухе.

В этой сложной обстановке сирийцам необходимо наращивать экономические связи с оставшимися союзниками (хотя в условиях политической блокады это крайне трудная задача), а Россия, несмотря на окрики Запада, должна поставлять авиатехнику правительственным войскам. Если этого не произойдёт, то можно смело сказать, что даже в случае победы над экстремистами сирийская авиация постепенно прекратит своё существование. Какие последствия будут для сирийской государственности, говорить не надо, комментарии излишни.

Кому война, а кому - мать родна

На фоне существенного ослабления Сирии быстро нашлись желающие поживиться за её счёт. В этой ситуации недруги Башара Асада действуют по принципу: «Слабость - это повод к насилию». Рассмотрим лишь самых главных врагов Дамаска:

Первый враг - Турция. Анкара считает Сирию зоной своих особых геополитических интересов, при этом она не желает её делить с кем бы то ни было, тем более что в САР есть природные ресурсы, в частности, богатые месторождения нефти и газа.

Второй проамериканский вассал - Израиль. В Сирии прекрасно помнят череду арабо-израильских войн второй половины XX века, инициатором которых, как правило, был Тель-Авив. Разумеется, израильские провокации осуществлялись и осуществляются до сих пор под патронажем США.

Третья фактическая сторона конфликта - арабские монархии Персидского залива, которые оказывают обильную помощь экстремистам разных мастей; тем самым Саудовская Аравия, Кувейт и другие сателлиты Запада не только обслуживают интересы Вашингтона, но и стремятся упрочить свои экономико-политические позиции.

Участие наших лётчиков в антитеррористической операции ещё раз красноречиво показывает, что потенциальные агрессоры считаются только с силой, поэтому в нынешней ситуации России уходить из САР нельзя (постоянные нарушения режима перемирия тому подтверждение).

Если рассматривать возможность гипотетического конфликта между Сирией и НАТО, необходимо учитывать, что в случае агрессии Североатлантического альянса сирийские ВВС, при всём их боевом опыте, накопленном в Шестидневной войне 1967 года, войне «Судного дня» 1973 года, ливанской кампании 1982 года и нынешней антитеррористической бойне, в конечном итоге, обречены на гибель. Даже учитывая качество российского оружия и моральный дух сирийской армии, правительственные войска способны продержаться против натовцев всего лишь один-два месяца. Даже в случае военной помощи со стороны Ирана у Сирии нет шансов на победу (правда, общественное мнение Запада будет взбудоражено потерями сил западного альянса). Единственное, что может как-то помочь сирийским войскам - применение противокорабельных ракет с целью уничтожения авианосных ударных групп противника, а также проведение масштабных диверсий на военных аэродромах Турции и стран Персидского залива, но главное - Россия должна удержать завоёванные военно-политические позиции в пользу законного правительства Башара Асада.

Таким образом, несмотря на колоссальное давление, Сирия должна противостоять шантажу Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна, по существу, обречена на гибель. В свою очередь, России необходимо довести антитеррористическую операцию до победного конца.

Сирийская Арабская Республика по мировым масштабам невелика - 87-е место по территории и около 20 млн человек населения накануне войны. Хотя значительная часть сирийцев сунниты, но существуют большие прослойки христиан и алавитов. На севере и востоке государства обитают курды, которые исповедуют ислам.

Но, несмотря на такие показатели, бурная история Сирии постоянно выталкивает ее на магистральные пути истории. Современная Сирия ведет свой отчет с 1963 г., когда в ходе переворота во главе государства встала партия «Баас» во главе с Хафезом Асадом. После его смерти в 2000 г. президентом стал Башар Асад.

Роль ВВС в жизни страны

ВВС Сирии выступали в истории страны как одна из ведущих не только военных, но и политических сил. Например, офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада - отца нынешнего президента страны, провели отмеченный выше путч 1963 г. Нетрудно понять, почему роль летных кадров столь заметна в жизни государства.

ВВС вооруженных сил Сирии все время существования САР слыли одними из наиболее сильных в арабском мире. Это не странно, ведь первый президент страны в молодости был летчиком и всегда помнил об этом, находясь во главе страны с 1971 по 2000 гг. В неоднократных войнах второй половины двадцатого века сирийцы, хотя и проигрывали израильским летчикам, но заметно отличались в лучшую сторону по сравнению со своими союзниками из арабских стран. Выдающейся была и подготовка летчиков, еще ВВС Сирии отличаются хорошим уровнем организации.

История ВВС Сирии

Из незначительного ядра, подготовленного еще в английской армии в конце 1940-х гг., появился целый легион квалифицированных пилотов и технических работников. Техника и вооружение ВВС Сирии комплектовались, главным образом, за счет поставок из СССР. В их составе накануне распада СССР находились 650 летательных аппаратов, и около 150 тыс. военных и ополченцев. ВВС Сирии на тот момент были одной из самых многочисленных армий в арабском мире, вооруженной передовой на 1980-е гг. техникой.

Но в 1990-е гг. вследствие развала СССР, ВВС пришли в упадок. Прекратились поставки вооружения, сократилось число летчиков, упал их уровень. Парк ВВС Сирии уменьшился до 555 машин, причем многие существовали чисто формально, на бумаге, и нуждались в капитальном ремонте.

ВВС Сирии накануне войны

В первые годы двадцать первого века официально ВВС Сирии имели в своем составе большой набор самолетов, которые, однако, практически все устарели. В парк самолетов входили около шестидесяти самолетов МиГ-29, примерно тридцать МиГ-25 и двадцать Су-24. В числе прочих существовали древние МиГи, большее число которых были небоеспособными.

Оценки экспертов положения ВВС и ПВО Сирии в десятых годах двадцать первого века весьма негативны, вплоть до того, что некоторые сильно сомневаются в их действительном существовании. В любом случае нужно отметить, что военные самолеты в государстве существуют, но их потенциальная боеспособность чрезвычайно низкая.

В первое десятилетие сирийское руководство неоднократно пыталось приобрести новые самолеты. В частности, с Россией шли переговоры о закупке истребителей Су-27, были также заключены два соглашения: о приобретении двенадцати МиГ-29М/М2 и восьми МиГ-31Э. Наконец, в 2012 г. речь пошла о продаже 36 современных машин Як-130, которые могли бы участвовать в полноценных боевых действиях.

Однако никакого четкого подтверждения реализации всех контрактов в печати не было. Фактически к началу войны можно четко говорить о восстановившемся сотрудничестве в сфере ремонта авиационной техники. Такая ситуация складывалась и из-за значительного сокращения финансовых возможностей Сирии в связи со сложным внутриполитическим положением и санкциями Запада.

Военный конфликт в Сирии

Политический конфликт с уличными стычками быстро перерос в гражданское кровопролитное противостояние с участием большого числа государств. Сирийский конфликт является одним из самых тяжелых в начале двадцать первого века. Армия Сирии - одна из сильнейших среди арабских. Объединяя в составе сухопутные силы (12 дивизий), ВВС и ПВО, ВМС, она насчитывала к началу войны около 325 тыс. человек. Но давление на нее оказалось слишком сильным, армия постоянно терпела поражения и сократилась в численности в два раза. Более двух миллионов человек стали беженцами.

Сейчас уже очевидно, что эта война - порождение попыток иностранных государств стабилизировать свои господствующие позиции на Ближнем востоке. Агрессивность ИГИЛ (хотя она присутствует) все же зачастую является только предлогом для вступления армий во владения Сирии. К настоящему времени в гражданской войне следует отметить три крупные силы, которые пока не в состоянии одолеть противников в войне, но и не проигрывать они не хотят. Скорее всего, из-за этого война будет идти еще сравнительно длительное время.

В общей сложности за пять лет Сирия продвинулась от небольших столкновений с вооруженными группами оппозиционеров до полномасштабной гражданской войны. И в ней ВВС Сирии сыграла и играет до сих пор очень большую роль и нередко становятся ключевым игроком в идущих боях.

Роль России в военном конфликте и поставках техники

Наша страна традиционно играет большую роль в истории Сирии. Еще в 1971 году два государства подписали соглашение, в котором прописано, что СССР (теперь Россия) получило право размещаться на базе, расположенной в Тартусе. Это стало весомым фактором, который и обуславливает и победные шаги ВВС РФ в Сирии, поскольку российская группировка получила мощную поддержку и не чувствует недостатков со снабжением.

26 августа 2015 года был сделан новый и весьма радикальный шаг. Два государства подписали соглашения о размещении авиационной группы РФ в Сирии. В документе прописывается, что авиагруппа по просьбе правительства САР будет присутствовать на территории Сирии практически вечно, аэродром Хмеймим вручался российской армии бесплатно. Все военные материалы и оружие переправляются в Сирию без пограничной оплаты и всякого досмотра. Военнослужащие авиагруппы приобретают дипломатический статус. Роль этой авиагруппы очень велика, огонь российских самолетов помог переломить ход войны и правительственные войска, по крайней мере, перестали отступать.

Состав российской авиагруппы

Численность и типаж наших войск ВВС находится под секретом, но определенная информация в печати все же появилась. Можно говорить о следующих машинах в Сирии:

  • Су-27СМ - 4 машины;
  • Су-30СМ - 16 машин;
  • Су-34 - 12 машин;
  • Су-24М - около 30 машин;
  • Су-25СМ - 12 машин;
  • Ми-8 - 15 вертолетов;
  • Ми-24 - 15 вертолетов.

Полеты с российских баз

В поддержку правительственным сирийским войскам и в помощь российской авиагруппе начались бомбардировки с авиабаз в России. Это тяжелые самолеты, как правило, ракетоносцы:

  • Ту-160 - 6 машин;
  • Ту-95 - 5 машин;
  • Ту22М3 - от 12 до 14 машин (в зависимости от полета);
  • Су-34 - 8 машин;
  • Су-27СМ -4 машин.

Таким образом, наша группировка крупная, вооруженная современными самолетами, и находится на мировом уровне. Недостатком остается большое количество разнотипных машин. Это немного ослабляет нашу ВВС в плане взаимодействия в бою и со снабжением.

ВВС Сирии в военных действиях начала войны

Массовые сражения, завязавшиеся повсеместно в Сирии в 2012-2013 годах, поставили вооруженные силы Сирии перед фактом применять всю авиацию, в том числе устаревшую. Перед лицом противника делать было нечего. Трудно сказать, сколько самолетов оставалось у ВВС Сирии. Потери «по горячим следам» считать тяжело, но позже - еще сложнее. Еще в 2006 году у ВВС Сирии находилось 784 машин, но в последующие годы летный состав постоянно сокращался.

С началом военных действий и в условиях активного участия в войне падение численности машин пошло ускоренными темпами. На 2015 г. практически исчезли вертолеты как род авиации. Их бы уничтожено более 90 % машин. Положение оказалось настолько острым, что в боевых действиях на сухопутном фронте участвовали даже противолодочные вертолёты ВМС.

В ходе войны в бой отправлялись почти все самолеты боевой линейки Сирии, оставшиеся у правительства, за исключением устаревших истребителей-перехватчиков МиГ-25П. Костяком боевой авиации вначале войны стал МиГ-25, вооруженный крупнокалиберными пулеметами, ракетами, самолет может нести обширный комплекс бомб. Другой самолет, весьма популярный в ВВС Сирии, - штурмовик Су-25. Широкая боевая эксплуатация при слабой квалификации многих самолетов и сильного ПВО врага привели к тому, что большинство из них было потеряно.

Другой причиной стал быстрый захват обширной территории повстанцами и ИГИЛ, которые захватили аэродромы и находящиеся там летательные аппараты. Многие оставшиеся самолеты стали технически небоеспособными.

В конечном итоге сирийских самолетов было уничтожено много: страна лишилась около 15 % парка летательных аппаратов.

Но даже с учетом этого боевую деятельность ВВС Сирии вполне можно назвать подвигом. Не имея запасных деталей, современных боеприпасов, горючего, на устаревших и условно годных к полетам самолетах, с нередко неопытными летчиками, боевая авиация САР четко исполняла свои функции.

Тем не менее в целом боевые действия проходили с неодинаковым итогом, и, отбивая наступления врага в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других — к лету 2015 года положение подошло к кризисной черте. И в это время стали планироваться боевые действия ВКС РФ, быстро переломившие обстановку.

Перелом в небе

Активные военные действия российской авиации в Сирии (с 30 сентября 2015 года) дали возможность сирийским ВВС отдохнуть, причем практически все современные самолеты были отправлены на ремонт и модернизацию. Сирийские Су-24МК получили новейшее, более эффективное снаряжение, что увеличило перечень используемых в боях бомб и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко усилило результативность их воздействия - отныне сирийские Су-24, пользуясь модернизированной оснасткой и после повышения квалификации пилотов, могли уничтожать сразу несколько мишеней.

Участие в боевых действиях российских летчиков и модернизация костяка современных самолетов сирийских ВВС дали возможность значительно уменьшить боевое применение учебно-боевых L-39. Боевая нагрузка на сирийскую армейскую авиацию также упала. Теперь в атаку шли российские вертолеты Ми-24П, их легко узнали на видео даже не по внешним габаритам, отличным от сирийских Ми-25, а по летным характеристикам: атаки на малых высотах и огромных скоростях при активном маневрировании были по плечу только отдельным, крайне немногочисленным местным вертолетчикам.

Другой причиной увеличения активности и роли сирийской авиации стали подкрепления из-за границы, главным образом из России. Эти процессы, активизировавшиеся в 2012 году и увеличившиеся в последующие два года, позволили сократить темпы падения военных возможностей, а после этого и увеличить количество самолетов. Огромную роль исполнила пересылка комплектов деталей, позволявших держать на должном уровне техническую активность авиапарка, и начатые опять курсы повышения квалификации военных кадров ВВС Сирии в России.

ВВС Сирии в боях

В сложных условиях боевых действий сирийские ВВС осуществляли почти весь диапазон задач — от помощи окруженным врагом базам до отдельных бомбардировок. О напряженности и высокой эффективности авиации говорит короткий анализ операций ВВС Сирии. Например, в марте 2014 года бомбардировщик Су-24МК со сделанным в России управляемым боеприпасом поставил точку в обороне исламистами из ИГИЛ крепости Крак де Шевалье около Хомса. Высокоточная авиабомба взорвала брешь в крепостной стене. Благодаря этому сирийские спецназовцы прорвались в замок и перебили боевиков. Армия Сирии провела операцию успешно.

ВВС Сирии были практически единственным средством в руках правительства Дамаска, умеющим результативно поддерживать свои армию. Но это достигалось высокой ценой - количество самолетов, готовых к вылету, постоянно сокращалось.

В ряде случаев полеты продолжались в тяжелейших условиях, как в блокированном террористами Дейр-эз-Зоре. Там истребители МиГ-21 взлетали практически под минометным обстрелом, ведя огонь по врагу, укрепившемуся совсем неподалеку.

Современные ВВС Сирии

Сейчас состав авиации объединяет технику истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

Командование ВВС Сирии представлено главнокомандующим, а также министром обороны и начальником генерального штаба. Верховным главнокомандующим является Башар Асад, пост министра обороны занимает генерал Ф. Д. аль-Фредж, а начальником генерального штаба назначен генерал-лейтенант А. А. Айюб.

Флаг ВВС Сирии представляет полотно синего цвета, в верхнем левом углу находится государственный флаг САР, в центре круг из трех цветов: внешний - красный, средний - белый, внутренний - черный. При этом на белом круге есть две зеленые пятиконечные звезды.

Сколько самолетов у ВВС Сирии? Самолетный парк состоит из некоторого числа МиГ-29, которые либо были модернизированными, либо поставлены из России (МиГ-29М). Костяк авиации составляют Су-24, вылетая до тридцати раз в сутки. По-прежнему военны-воздушные силы Сирии насчитывают очень много устаревших самолетов.

Значительное количество самолетов, способных участвовать в боях, с началом войны достаточно быстро сгруппировались в центре и на западе Сирии, в основном на авиабазах ВВС Сирии.

Всего в государстве существует 34 аэродрома. Военная авиация занимает из них лишь 15.

Структура значительной части аэродромов представлена взлетно-посадочными дорожками с твердым покрытием, открытыми площадками для самолетов и так далее.

Характерным примером является авиабаза Шайрат - военный аэродром находится в 32 км от г. Хомс. Дистанция от столицы Сирии - 122 км, от российской авиабазы - 135 км. Авиабаза служит одной из базовых стоянок ВВС САР и имеет асфальтовую полосу для подъема самолетов, и около сорока укрепленных самолетных помещений.

За все время военного противостояния в Сирии, правительственные силы ни разу не теряли контроль над авиабазой Шайрат. По некоторым данным, с 2015 г. Шайрат временами применялся ВКС России как аэродром подскока.

Новые дополнения по прошлому полугодию:

30 июня 2014 года, в ходе выполнения боевого задания в районе с.-в. аэродрома Хама, потерян истребитель МиГ-21 14-й бригады ВВС Сирии. Летчик бригадир Бассам Али Мохамед погиб. Вероятной причиной потери стал огонь зенитных средств с земли. Погибший летчик окончил воздушную академию в 1989 году и достаточно активно участвовал в боевых действиях. За последний месяц он совершил 133 боевых вылета, в отдельные дни поднимаясь в воздух до восьми раз (!).

18 августа 2014 года, во время захода на посадку в Хаме сбит самолет МиГ-23 (БН №1617 ?) ВВС Сирии, пилотируемый майором Ариф Амином Псесини. Самолет был поражен ракетой ПЗРК (предположительно FN-6) во время предпосадочного снижения и упал в районе н.п. Тизин. Летчик пытался катапультироваться, но погиб при неустановленных обстоятельствах.

8 сентября 2014 года, сразу после посадки на аэродроме Абу аль-Дахур, ракетой ПТРК "Корнет" поражен вертолет Ми-8Т ВВС Сирии выполнявший транспортно-связной полет. Возникшим пожаром вертолет полностью уничтожен. Выстрел ПТРК был осуществлен противником на максимальную дальность (порядка 5 000 м) из жилой застройки.

О потери Ми-8 от "Корнет" 08.09.14 написано и здесь:
http://imp-navigator.livejournal.com/287124.html

Боевики исламистской группировки "Файлак аль-Шам" действующей в сирийских провинциях Идлиб и Хама распространили видео поражения из ПТРК "Корнет-Э" вертолета Ми-8 ВВС Сирии, осуществлявшего посадку на военный аэродром Абу-эд-Духур на востоке провинции Идлиб. Это один из редких случаев удачного пуска ПТУРа по самолетам и вертолетам на авибазах по ходу войны в Сирии, я навскидку всего 2 подобных эпизода вспоминаю. Интересно, что первый подобный случай был весною 2012 г. на той же авиабазе Абу-эд-Духур, когда боевики из ПТРК Метис-М поразили открыто стоявший МиГ-23МС (скорее всего нелетный). Второй случай был осенью 2013 г, когда из ПТРК "Хунцзянь-8" были атакованы два Ми-8\17 в аэропорту Алеппо . Однако, в отличие от предыдущих случаев, в этот раз впервые был подбит только что приземлившийся вертолет.

Тогда список выглядит так:

Самолёты:
1) МиГ-21бис и др. - 10 (в т.ч. 4 МиГ-21бис, 1 МиГ-21УМ, 1 возможно списанный МиГ-21У и 2 списанных МиГ-21МФ)
2) МиГ-23 - 5 (4 МиГ-23БН: 13.08.12, 23.03.14 (турки), 21.06.14, 18.08.14; один МиГ-23МС на земле 07.03.12 на аэродроме Abu-Dhahur)
3) L-39 - 11 (в т.ч. 10 L-39ZA; плюс ещё несколько L-39 растреляны на земле на другом аэродроме - не Кшеш/аль-Джерах)
4) Су-24МК - 2 (28.11.12 и сбитый Израилем 23.09.14)
5) Су-22М - 4 (Су-22М4 11.02.13, Су-22М2 20.02.13, Су-22М3 25.07.13, Су-22М2 28.11.13)
Итого: 33+

Вертолёты:
1) Ми-8 и Ми-17 - 68 - в основном Ми-8Т и Ми-17, один Ми-8ПС.
2) Ми-25 - 3
Итого: 71

По мере разрастания конфликта в Сирии, ее ВВС становятся героями новостных заголовков ведущих мировых СМИ. За прошедший год страна сотрясается от протестов и насилия, вызванных борьбой оппозиции против режима Башара Асада, и в этом конфликте ВВС отводится существенная роль в борьбе с мятежниками.

Этот год выдался очень напряженным для одних из самых закрытых ВВС среди стран Ближнего Востока. С момента прихода к власти партии «Баас» в 1963 г. сирийские ВВС играли ведущую роль в структуре сирийской власти. Офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада, отца сегодняшнего президента страны, возглавили переворот, приведший партию «Баас» к власти. С тех пор ВВС стали играть особую роль в жизни страны.

Военная необходимость (возможно, дополненная личными предпочтениями) привела к резкому росту ВВС — будучи союзником СССР, Сирия вступила в жестокое противостояние с Израилем, вмешалась в конфликт в Ливане, а также имела серьезные противоречия с иракским отделением партии «Баас» под руководством Саддама Хусейна. 1980-е гг. выдались очень напряженными для сирийской авиации: боевые действия против Израиля привели к тому, что новым модификациям истребителя МиГ-23 удалось одержать победы над ранее неуязвимым противником — правда, ценой потери 30 собственных самолетов. Эта ситуация продемонстрировала положительную динамику в потенциале ВВС по сравнению с конфликтами 1970-х гг., в особенности «Войны Судного дня», когда сирийские ВВС практически полностью были уничтожены на земле.

Выросшие из небольшого ядра, подготовленного англичанами в 1948 г., к концу 1980-х гг. сирийские ВВС достигли своего расцвета. В их составе насчитывалось 650 летательных аппаратов, 100 тыс. кадровых военнослужащих и 37,5 тыс. резервистов. Модернизация парка являлась приоритетом в развитии, первый заказ на истребители МиГ-29 был размещен в 1986 г. После окончания Холодной войны нагрузка на сирийские ВВС снизилась, в 1990-е гг. участие в боевых операциях практически прекратилось. Сирия никогда не выходила из состояния войны с Израилем, но прекращение гражданской войны в Ливане и подавляющая мощь израильской армии привела к патовой ситуации. Численность кадровых военнослужащих ВВС сократилась до 60 тыс. человек, а резервистов — до 30 тыс. человек. Численность летательных аппаратов снизилась до 555 единиц.

На бумаге численность сирийских ВВС все еще превосходит авиационные группировки соседних государств, включая таких региональных лидеров, как Израиль и Египет. Однако эти числа скрывают устарелость сирийского авиационного парка — даже наиболее современные сирийские самолеты (более 60 истребителей МиГ-29, более 30 истребителей МиГ-25 и более 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24) не могут соперничать с модернизированными ВВС Израиля. Так, резким контрастом со стремительно развивающимися в Израиле БЛА, выглядит положение дел в Сирии, которая не может похвастаться прогрессом в данном вопросе. Хотя в составе сирийских ВВС имеются разведывательные эскадрильи, они не оснащены современным оборудованием. Большая часть авиационного парка все еще состоит из истребителей МиГ-21МФ/бис, которые были практически полностью уничтожены в ходе своего последнего столкновения с израильскими ВВС в начале 1980-х гг., которые заявили 45 побед. У Сирии также имеется примерно 100 истребителей МиГ-23, один из которых (МиГ-23МС 678-й эскадрильи), как сообщалось, был уничтожен на авиабазе Abu ad Duhur оппозиционными силами 7 марта 2012 г. Кроме того, существует видеозапись другого МиГ-23, который терпит катастрофу и взрывается 13 августа 2012 г. Оппозиция заявляет, что это ее подразделения сбили истребитель в ходе штурмовки им наземных целей, но пока независимые подтверждения этой победы отсутствуют.

Тяжелые времена

Сирийские ВВС прошли через период некоторого забвения со стороны властей, когда национальные военные расходы, подверглись сокращению, как и у других стран Ближнего Востока. С уровня в 21% от национального ВВП в середине 1980-х гг. они упали до 5,3% в конце 1990-х гг. и до 3,5% в 2009 г. Они еще больше ужались после того, как в 2003 г. ООН наложила жесткие санкции на сирийское правительство в связи с ростом напряженности по причине предполагаемой поддержкой Сирией боевиков в Ираке. Враждебное отношение с США и рост напряженности с Израилем вынудил сирийские ВВС увеличить расходы и приступить к наращиванию сил, в результате чего объем контрактов на закупку вооружений вырос с 600 млн долл. в 1990-х гг. до 5,2 млрд долл. в период 2005—2008 гг. В этот период рост числа вторжений самолетов израильских ВВС в воздушное пространство Сирии увеличивался, кульминацией чего стала операция «Фруктовый сад», проведенная в 2007 г., в ходе которой израильские истребители F-15I и F-16I уничтожили подозрительный ядерный реактор в Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийской авиации. Ходили слухи, что этот успех израильтян был обеспечен кибератакой на сети сирийской ПВО. У этой версии имеется мало подтверждений — впрочем, и сам налет был проведен с севера, где покрытие со стороны ПВО в любом случае носит очаговый характер.

Поддержка России

Россия сохраняет свою роль поставщика оружия Сирии, которую она играла еще во времена Холодной войны, и сирийские ВВС обратились к своему давнему союзнику с просьбой оказать содействие в модернизации. В последнее время внимание было приковано к ремонту и возврату в Сирию боевых вертолетов Ми-25 (экспортная модификация вертолета Ми-24Д) — наиболее противоречивому аспекту ВТС с Россией из-за предполагаемого использования вертолетов против демонстраций сирийской оппозиции. Более ранняя история по продаже в Сирию перехватчика МиГ-31Э (экспортной модификации с ухудшенными характеристиками) также вызвала много вопросов. Контракт, заключенный в 2007 г. практически сразу же после израильской атаки на объект в Дейр-эз-Зор, предусматривал поставку Россией истребителей МиГ-31Э для замены перехватчиков МиГ-25. Тогда считалось, что было заказано восемь самолетов, но в мае 2009 г. российские СМИ сообщили, что реализация контракта приостановлена из-за финансовых затруднений у сирийцев. Все это было опровергнуто 27 октября 2010 г., когда генеральный директор компании «Рособоронэкспорт» сообщил, что никакого контракта на поставку МиГ-31Э в Сирию не подписывалось.

Другой контракт на поставку истребителей МиГ-29М стоимостью в 1 млрд долл. находится в подвешенном состоянии. Израильтяне выражали недовольство по поводу этой сделки, особенно когда велись переговоры по продаже Москве израильских БЛА. Другой контракт предположительно касается поставки в Сирию 36 учебно-боевых самолетов Як-130. 23 января 2012 г. высокопоставленные российские источники сообщили, что контракт на поставу этих самолетов был заключен в конце декабря 2011 г. и его стоимость составила 550 млн долл. Но насколько можно судить, поставки еще не осуществлялись.

Хотя эти «продажи» привлекли серьезное внимание со стороны США и их союзников, представляется все же, что России намерена выполнить свои обязательства. Если что-то может и затормозить реализацию контрактов, то это низкая кредитоспособность сирийцев. Впрочем, в 1971 г. СССР и Сирия заключили соглашение, которое позволяет российскому ВМФ использовать пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Это может объяснить такую лояльность Москвы своему клиенту.

С нарастанием оппозиционной волны по отношению к сирийскому правительству программа модернизации стала испытывать сбои, а последние поставки были остановлены. Транспортный корабль Alaed, перевозивший отремонтированные боевые вертолеты Ми-25, был остановлен в британских водах, когда его страховка была отозвана по требованию британского правительства. Корабль вернулся в Калининград, откуда в конце июля под эскортом российских боевых кораблей снова вышел в море. Точное число перевозимых вертолетов остается неизвестным, но оценивается в пределах 30—40 единиц.

Сирийскими оппозиционными группировками утверждается, что Ми-25 используются для ударов по протестующим гражданам и местам жительства оппозиционеров, в особенности в городе Хомс, где идут тяжелые бои. Ми-25 оснащен четырьмя контейнерами 57-мм НУРС и 12,7-мм пулеметом ЯкБ.

Свободная сирийская армия — вооруженное формирование, в которую влилось множество бывших офицеров из всех видов вооруженных сил сирийской армии — сообщала, что ее подразделениями было сбито несколько вертолетов, но эти заявления не имели подтверждения. Для подтверждения своих слов на сайте YouTube была выложена видеозапись, сделанная оппозиционерами, на которой видны правительственные вертолеты, находящиеся под обстрелом с земли.

Вертолеты Ми-25 и Ми-17 вероятнее всего являются становым хребтом в ходе проведения операций против оппозиционных сил. Ми-17 оснащен дополнительным бронированием кабины пилотов и может использоваться для тактической высадки десантов, в особенности в тылу противника. Возможно, применение нашлось и небольшому числу сирийских вертолетов Ми-2, хотя считается, что в боеспособном состоянии осталось не более десяти подобных машин. Кроме них на вооружении сирийских ВВС имеется большое число вертолетов Aerospatiale SA-342L Gazelle, которые показали свою эффективность в борьбе с израильской бронетехникой в ходе ливанского конфликта, особенно когда они применялись в паре. Вряд ли французское содействие в их обслуживании будет продолжаться, так что в настоящее время для проведения модернизации авиационного парка сирийцам приходится рассчитывать только на российскую помощь.

Перебежчики

Когда в начале 2011 г. в Сирии начались беспорядки, роль ВВС поначалу была незначительной. Разведка ВВС (Разведывательное управление ВВС) играла главную роль в координировании действий на суше против оппозиционных сил. Это привело к организации оппозицией взрыва в одном из территориальных управлений разведки, после чего появились слухи о гибели в результате этого теракта нескольких высокопоставленных чинов из разведслужбы.

По мере эскалации конфликта функции ВВС стали расширяться. Основной задачей авиации стала помощь в переброске войск и, как считается, обстрел позиций повстанцев с вертолетов — некоторые из этих ударов были охарактеризованы оппозицией как массовые убийства, но независимая проверка этих заявлений вызывает трудности. По мере ухудшения политической ситуации военнослужащие ВВС стали привлекаться к выполнению все большего числа противоречивых приказов, а давление на ВВС стало нарастать.

Первая трещина появилась 20 июня, когда полковник Х.М. Хамада (Hassan Mari Hamada) в ходе выполнения полета на истребителе МиГ-21 оторвался от своего звена из четырех самолетов, которое выполняло тренировочный полет над пустыней Дераа в южной части Сирии. Полковник Хамада снизился до высоты 50 м с целью избежать обнаружения РЛС иорданской ПВО, а затем доложил об аварийной ситуации на борту, после чего ему разрешили экстренную посадку в аэропорту имени Короля Хуссейна неподалеку от г. Эль-Мафрак. Он был задержан иорданскими спецслужбами; впоследствии его объявили политическим беженцем.

Сирийское правительство объявило полковника Хамаду предателем и обратилось к Иордании с просьбой вернуть самолет. Этот спорный МиГ вылетел с авиабазы Думейр к северо-востоку от Дамаска и состоял на вооружении 73-й воздушной бригады, входящей в испытательное крыло 20-й авиационной дивизии. Спустя несколько недель к Хамаде присоединилось еще несколько офицеров ВВС.

В ответ сирийские власти запретили все полеты в этой дивизии, которая отвечает за испытания всех сирийских самолетов. Затем ВВС провели крупные четырехдневные учения, в ходе которых отрабатывались бомбардировка, проводились учебные бои и выбрасывались учебные десанты, за которыми наблюдали высокопоставленные офицеры. В учениях приняли участие самолеты МиГ-29 и Су-24, вертолеты Ми-25, Ми-17 и Gazelle. Официальные власти отметили высокий профессионализм, показанный в ходе учений, — возможно, с целью повысить боевой дух и укрепить лояльность.

Эта попытка, судя по всему, провалилась. Сообщения в прессе говорят о том, что как минимум только в июле десять вертолетчиков перемахнули через границу. Бывшие офицеры ВВС также мелькали в качестве представителей Свободной сирийской армии.

Уничтожение турецкого самолета

22 июня сирийская ПВО сбила турецкий разведывательный самолет RF-4E Phantom, который упал в море в 10 км от сирийского побережья, хотя Турция и заявила о том, что самолет не вторгался в воздушное пространство Сирии. Оба члена экипажа разведчика погибли. Сирия объявила о том, что в данном инциденте было задействовано два самолета.

Как сообщалось, Phantom летел на высоте 91 м с целью проверки турецкой ПВО. Турецкое правительство также утверждало, что сирийская ПВО открыла огонь по самолету, который осуществлял поисково-спасательную операцию после крушения RF-4E. Оба инцидента привели к обострению сирийско-турецких отношений. Турция развернула дополнительные силы ПВО рядом с сирийской границей и выпустила жесткое предупреждение в котором призывала сирийскую авиацию держаться от границы на почтительном расстоянии.

Первоначально в сообщениях СМИ утверждалось, что сбитый самолет относился к типу F-4E-2020 Terminator, что с политической точки зрения было выгодно сирийцам, поскольку модернизацию проводила израильская компания IAI. С ее помощью в середине 1990-х гг. была усовершенствована авионика самолета и его РЛС. Связь с Израилем должна была несколько осложнить положение турецкого правительства, которое и само стало дистанцироваться от сотрудничества с Тель-Авивом после того, как в 2010 г. израильские корабли перехватили «флотилию Свободы», направлявшуюся в сектор Газа из Турции.

Хвост самолета был поднят сирийцами и на нем были видны предположительно следы от снарядов. Это дало повод для некоторых утверждений о том, что он был сбит зенитным огнем. Последовавший за этим рост активности сирийцев в приграничной полосе, в первую очередь благодаря полетам вертолетов, вынудило Турцию поднимать в воздух истребители F-16 каждый раз, когда маршрут сирийских летательных аппаратов слишком близко приближался к границе. Этот инцидент в некоторой степени поднял престиж сирийской ПВО, которая достигла минимальных результатов в ходе ливанских событий в 1980-х гг. Судя по всему, сирийская ПВО, по крайней мере в северных районах страны, находится в высокой степени готовности к отражению воздушных атак.

Как и в случае с летательными аппаратами, впечатляющая численность сирийской ПВО скрывает хаотичную организационную структуру, систему подготовки и управления. Большинство сирийских ЗРК относится к советским системам С-125 и «Квадрат», которые весьма уязвимы для активных помех или противорадиолокационных ракет. С 2009 г.на вооружении сирийской ПВО стоит другая российская система — ЗРПК «Панцирь-С». Считается, что Дамаск получил от 36 до 50 «Панцирей», плюс имеется опцион на закупку еще большего числа ЗРПК в рамках контракта от 2006 г., который, вероятно, стал результатом израильской атаки на Дейр-эз-Зор.

Неясное будущее

В течение ближайших нескольких месяцев сирийские ВВС и их разведывательная служба будут играть ключевую роль в непрекращающемся конфликте. Внутри Сирии вертолеты и самолеты будут продолжать наносить удары по позициям мятежников, при этом руководство страны не особо волнует вопрос о жертвах среди мирного населения.

Если в отношении Сирии будет проведена операция аналогичная ливийской, маловероятно, что ВВС Сирии смогут оказывать серьезное сопротивление противнику, оснащенному самым современным оружием. Сирийская система ПВО будет первой в списке целей наряду с командными пунктами, центрами управления и авиабазами. Позиция России, которая стремится выполнить свои обязательства по контрактам, означает, что сирийские ВВС продолжат получать все более современные системы вооружения, но остается вопрос, будет ли у сирийцев необходимое время для их полноценной интеграции. Возможно, более важным, чем все эти аспекты, является боевой дух военнослужащих, которым отдают приказы их командиры, которые проводят политику Б. Асада. А здесь имеются признаки не очень благоприятного для властей положения дел. Будучи все эти годы в центре сирийской политики, сирийские ВВС снова могут возглавить перемены и отстранить от власти сына офицера ВВС, который создал существующий режим.

Сирийские ВВС

Марка и тип самолета Поставлено В наличии
Aero Vodochody L-39ZA Albatros 44 30+?
Aero Vodochody L-39ZO Albatros 55 40+?
Aérospatiale SA342L Gazelle 65 30+?
Антонов Ан-24В 2? 1
Антонов Ан-26 4 4
Антонов Ан-26Б 2 2
Антонов Ан-74ТК-200 2 2
Dassault Aviation Falcon 20E 2 1
Dassault Aviation Falcon 900 1 1
Ильюшин Ил-76М 3? 2?
Ильюшин Ил-76Т 1? 1
Messerschmitt-Bölkow-Blohm
MBB-SIAT 223K1 Flamingo
58? 30+?
МиГ МиГ-21* 200+ 100+?
МиГ МиГ-21У** 30+? 15+?
МиГ МиГ-23*** 180+ 100+
МиГ МиГ-23УБ 20+? 8+?
МиГ МиГ-25**** 40? 30+?
МиГ МиГ-29***** 70+ 60+?
МиГ МиГ-29УБ 8-10? 8?
Миль Ми-2 20+? 10+?
Миль Ми-25 40+? 30+?
Миль Ми-8****** 100+? 70+?
Pakistan Ae MFI-17 Mushshak 6 6?
Сухой Су-17М-2К******* 60+ 50+?
Сухой Су-22УМ-3К 10? 8?
Сухой Су-24МК 24? 20+
Туполев Ту-134Б-3 6 4
Яковлев Як-40 8? 2?

* — Включены все поставленные модификации МиГ-21 (МиГ-21ПФ, ПФМ, М, МФ, Р и бис, У, УС и УМ);

** — Считается, что МиГ-21У уже выведены из эксплуатации;

*** — Включены все поставленные модификации МиГ-23 (МиГ-23БМ, БН, МФ, МЛ, МС и МиГ-27). 33 МиГ-23 были закуплены в Белоруссии в 2008 г., хотя их точная модификация и степень боеготовности не известны;

**** — Включены все поставленные модификации (МиГ-25ПД, ПУ, РБ);

***** — Как сообщается, было поставлено некоторое число истребителей модификации МиГ-29С;

****** — Включены все модификации (Ми-8, Ми-17 и т.д.);

******** — Включены все поставленные модификации (Су-17М-2К, Су-20 и Су-22М4).

Оригинал публикации: Syrian Skies — Air Forces Monthly, October 2012

Перевод: Андрей Фролов


Top