Организация самоуправления в лагере. Open Library - открытая библиотека учебной информации Модель детского самоуправления в отряде

Отчет по практике

Знакомство с образовательным учреждением

1. Краткие сведения о лагере и лагерной смене.

Школьный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» создан на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ЦО №4. Лагерь функционирует в дни школьных каникул.

2. Ф. И. О. директора (начальника ) лагеря: Смолина Ольга Евгеньевна

Ф. И. О. заместителя начальника лагеря по воспитательной работе: Быстрова Лариса Борисовна

3. Режим дня лагеря.

8.30 - 9.00 - сбор детей

9.00 - 9.15 - утренняя линейка

9.15 - 9.30 - утренняя зарядка

9.30 - 10.00 - завтрак

10.00 - 11.00 - спортивный час

11.00 - 12.30 - работа по плану лагеря

12.30 - 13.00 - свободное время

13.00 - 13.30 - обед

13.30 - 14.30 - работа по плану лагеря

14.30 - 15.30 - оздоровительные мероприятия

15.30 - 16.00 - заключительная линейка и уход домой

4. Материальная база лагеря: актовый зал, детская и взрослая игровые, библиотека, спортзал, медицинская комната, столовая, пришкольная территория.

5. Педагогический состав, общее количество педагогов (воспитателей ): 5 педагогических работников

6. Количество отрядов и детей в них:

1. Отряд - подготовительная к школе группа 6-7 лет: 9 человек

2. Отряд - 1-2 классы: 8 человек

3. Отряд - 3 классы - 10 человек

4. Отряд - 4 класс - 10 человек

5. Отряд - 5-6 классы - 10 человек

Знакомство с образовательным проектом смены

Традиции лагеря. Основные направления деятельности.

Деятельность школьного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» строится на основе социального заказа родителей, изучения потребностей и интересов учащихся, в соответствии с нормативно-правовыми документами по организации отдыха детей в период каникул. Денежные средства выделены из школьного бюджета. Программа работы лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в пришкольном оздоровительном лагере «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках оздоровительного лагеря предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно - значит, это доступно и нужно мне»);

грань глобального восприятия («это нужно знать всем - значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Особенности планирования жизнедеятельности детей.

В лагере сложилась система работы с детьми в период каникул, существенным фактором которой является организация отдыха и оздоровления детей в период каникул, в соответствии с возрастными, физиологическими, индивидуальными потребностями каждого ребенка. Обеспечена безопасность детей - ограждение, видеонаблюдение, пропускной режим, контроль за соблюдением режима работы и отдыха.

Наличие методической базы для работы с детьми, реквизитов, вспомогательных материалов.

Игровой материал по мере возможности сохраняется и передается из сезона в сезон. Накоплен запас спортинвентаря: мячи (3), теннисные ракетки (1 комплект), скакалки (5), обручи (5), бадминтон (1 комплект), шашки (4), шахматы (3).

Наличие кружков, библиотеки, видеосалона.

Кружки русского народного и эстрадного танца, хор

На базе библиотеки работает кружок «Соленое тесто»

В актовом зале проводятся показы видеофильмов.

Характеристика временного детского объединения

1. Название отряда: 1 отряд «Светофорик»., девиз: ПДД мы изучаем, Этим только и живём. Пропаганду всем проводим Утром, вечером и днём!

2. План работы отряда на смену (сеточное планирование).

Дата

Мероприятие

1 день

Провести общий сбор отряда. Выборы штаба отряда. Распределение обязанностей. Оформление уголка и другой документации.

2 день

Праздник «Посвящение в пешеходы».

3 день

Викторина «Изучаем ПДД» среди детей. Конкурс рисунков «ПДД наши верные друзья».

4 день

Организовать и провести фотографирование автомобилей различных марок и видов. Провести с учащимися беседу по истории советских и российских автомобилей, сопровождая беседу фотоснимками

5 день

Тематическое занятие «Тормозной путь транспортных средств»

6 день

7 день

Конкурс агитплакатов по безопасности дорожного движения.

3. Эскиз отрядного уголка.

4. Список детей отряда.

Ф.И.О. ученика

Возраст

Микаелян Галина

Полищук Валентина

Чернышёва Диана

Игнатов Сергей

Васецкий Вадим

Сажнева Анастасия

Вуколов Владислав

Рябышенкова Людмила

Хохлачёв Денис

Ширинян Ангелина

5. Состав отряда: общее количество детей - 10, из них 6 девочек и 4 мальчика.

Возраст - 6-7 лет, наличие членов той или иной детской организации - нет,

социальная характеристика состава: все дети из полных семей, в которой оба родителя работают, дети не состоят на учет в КДН и не входят в группу «риска», наличие детей с проблемами в поведении - нет; ведущие интересы детей - познавательные, спортивные, уровень сформированности навыков самообслуживания - соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям.

6. Управление отрядом:

принципы управления: взаимоуважение, взаимовыручка, взаимопомощь,

структура отряда и его органов самоуправления:

КОМАНДИР ОТРЯДА Рябышенкова Людмила

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ОТРЯДА Васецкий Вадим;

7. Межличностная структура отряда:

общая характеристика межличностной структуры: в отряде есть два лидера, вокруг которых сплачивается весь коллектив, изгоев в отряде нет, межличностные отношение построены на дружбе и взаимовыручке;

наличие лидеров и их роль в отряде - да, организуют деятельность отряда;

наличие малых контактных групп и их направленность; взаимоотношения малых контактных групп и динамка их развития: дети общаются преимущественно группами.

8. Конфликтные ситуации между детьми, их мотивация и пути разрешения;

в отряде конфликтных ситуаций зафиксировано не было, однако можно привести два примера, зафиксированных в лагере:

1. Женя, ученик 1 класса, поступил в школу в сентябре 2016 года, после того как приехал из Украины где начались боевые действия. Родители остались на Родине, а Женю определили в семью опекунов. У мальчика отмечается повышенная агрессивность, что выражается в проявлении физического насилия над сверстниками (толкал, щипал девочек, ударил по лицу мальчика). В результате с Женей было проведено ряд бесед, а со всем отрядом ряд мероприятий направленных на развитие коммуникативных навыков, чувства толерантности по отношению к окружающим. Было отмечено, что Женя стал более уравновешенным, дружелюбнее общаться со сверстниками.

2. Роман, ученик 2 класса, постоянно на всех жаловался вожатому, сам всех задирал, а потом плакал, что его обижают. Ребята в отряде его недолюбливали. В отряде провели мероприятия «Давайте жить дружно», способствующее сплочению школьного коллектива.

Подготовка, проведение и анализ отрядных дел

Схема анализа проведенного мероприятия .

Общие сведения о подготовке мероприятия .

1. Название мероприятия. Театрализованная игровая программа "Там на неведомых дорожках. Или как Бабы-Яги сказку спасали. "

Дата проведения, кто проводит. 09.06.2017. студент - практикант

2. Состав группы детей: 4 мальчика, 6 девочек, 6-7 лет.

3. Цель мероприятия: на решение каких воспитательных задач коллектива и на формирование каких качеств личности ребенка рассчитано данное мероприятие? Направлено на культурно - нравственное развитие детей

Задачи: у глубить знания учащихся о русской народной культуре; повысить интерес к русским - народным сказкам; способствовать развитию сообразительности и внимания.

4. Педагогическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: занятие полностью соответствует общим воспитательным задачам, уровню психофизиологического развития коллектива, возрастным особенностям учащихся.

5. Кто был инициатором данного мероприятия и как оно готовилось? Инициатором был вожатый, в процессе подготовки проводился подбор методической литературы, песен, конкурсов, подготовка плакатов.Какое участие в планировании и подготовке приняли дети? Активно участвовали в подготовке праздника. В чем и как проявлялось их активность и самостоятельность? Самостоятельно подбирали загадки, готовились к проведению ряда конкурсов.

Ход мероприятия .

1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед детьми цели и задачи предстоящей деятельности? В полной мере

2. Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа? Каждое задание и игровой момент были наполнены содержанием, соответствующим цели занятия, проходили интересно и на высоком уровне организации.

3. Какие знания приобрели дети в ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у детей? о красоте русской - народной культуры в общем, и русской - народной сказки в частности

1. Какие выводы могли сделать дети по ходу работы? Каких результатов достигли? Сформированности знаний особенностей русской народной культуры, содержания русских народных сказок, загадок, частушек.

4. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения в коллективе, на взаимоотношения детей? Способствовало сплочению школьного коллектива

5. Роль и место старших (вожатый, воспитатель, культорганизатор, социальный педагог) в данном мероприятии: активных организаторов и участников праздника.

Анализ собственной деятельности .

1. Какие черты Вашего характера способствовали проведению воспитательной работы с детьми, какие мешали? Способствовали - коммуникабельность, активность, эрудированность, дружелюбие

Мешали недостаточный педагогический опыт общения с детьми.

2. Какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с детьми? - Расположенность к детям, выдержка и самообладание, способность владеть своим настроением, организаторские способности, педагогическое воображение

3. Проявился ли педагогический такт и в чем именно? Да, проявлялся. В способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации, во взаимоуважении и умении слушать и слышать детей.

4. С какими проблемами Вы столкнулись в ходе подготовки и проведения КТД (СТД)? Нет

5. В чём, на Ваш взгляд, заключаются успех и(или) недостатки проведённого мероприятия? Успех проведенного мероприятия заключался в рациональном применении теоретических знаний и практических навыков работы с детьми, а также в дружелюбном и внимательном отношении к детям, желании их понять и научить.

Анализ результативности реализации проекта смены

Дата

Краткое описание того, что проведено в отряде

1-ый день

Знакомство с администрацией лагеря. Коллективом детей

2-ой день

Знакомство с планом работы лагеря и прикрепленного отряда. Помощь в оформлении уголка отряда. Помощь в подготовке к проведению мероприятия

3-ой день

Участие в проведении режимных моментов. Подбор материала и участие в конкурсе рисунков «Морское путешествие».

4-ой день

Участие в проведении режимных моментов. Подбор материала и участие в проведении викторины «Брейн Ринг» среди детей.

5-ой день

Участие в проведении режимных моментов. Участвовала в проведении праздника «Летний бал».

6-й день

Подготовка отчетной документации

Анализ практики

В процессе прохождения практики были проанализированы особенности организации детского коллектива в летнем лагере, проект работы с детьми в лагере, дана характеристика одному из отрядов, изучены особенности их взаимодействия. Также, в период практики было разработано и проведено мероприятие, с последующим его анализом. Из-за высокого уровня организации практики, сложностей в процессе ее прохождения не возникало.

Детское самоуправление в системе детского оздоровительного лагеря

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в дополнительном образовании является такой же основной задачей как и в образовательных школах.

Лагерь, как и школа, остается одним из важных факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет ребенок, отдыхающий в лагере, во многом зависит от характера среды, в которой происходит его становление и развитие.

Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей. Инициатива детей возникает не случайно, поскольку она является выходом основной идеи воспитательной системы .(Гребенюк Е.Н. «Самоуправление как механизм развития лидерских качеств»)

В современной лагерной педагогике мы очень много используем анимационных программ, которые в большей степени являются развлекательными, чем образовательными, и вожатый играет роль ведущего, а дети – ведомые. Инициативы, как правило, нет. К концу основного периода вожатый выглядит настолько усталым и вымотанным, что о его работоспособности нечего говорить. Зато ребенку – хорошо. Ребенка покормили, с ним поиграли, помыли, он поучаствовал в каком-нибудь мероприятии, придуманном вожатым или методистом. Да, в этом есть доля творческой самореализации ребенка, но за чей счет? А в чем тогда сущность его социализации, его самопознания? Зачастую, происходит следующее: подготовка к мероприятию – вожатый сам придумал, назначил действующих лиц, а остальные – по принципу «не хотят-не надо».

Мне кажется, в детском лагере, как и в школе, должны создаваться такие условия, при которых любой ребенок должен ощутить себя сопричастным к решению любых задач. Чтобы каждый понимал и учился понимать, что он должен сам себя развлечь. Что каждый ребенок должен учиться активности, развивая в себе интеллектуальные качества и творческий потенциал. Дети, действительно могут и сами придумать номер, организовать дежурство, их нужно только чуть-чуть подтолкнуть к такой деятельности: в управлении коллективом.

Управление коллективом или самоуправление поможет детям научиться, прежде всего, думать, преодолевать трудности формирования коллективизма. Участие детей в самоуправлении лагеря способствует развитию социальной активности и лидерских качеств. Многие ребята, видя свою собственную значимость, как в отряде, так и в лагере, чувствуют себя успешными и никогда не захотят уехать домой.

Самоуправление может быть реализовано при:

1. Наличии личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психологические и социальные потребности: потребности в общении и взаимодействии, в самоутверждении и самореализации, в самоопределении и т. д.

2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность органов самоуправления, для создания которых необходимо:

1. Найти сферы полезной для лагеря и значимой для детей деятельности.

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3. Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

Формы органов самоуправления и их названия могут быть разнообразными. А структура самоуправления, как правило, включает в себя несколько уровней.

1-й уровень - самоуправление в отряде.

Основой организации самоуправления в лагере служит организация самоуправления в отряде. Самоуправление отряда, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные направления работы.

Каждый ребенок в лагере, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.

2-й уровень - общелагерное самоуправление.

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Таблица 1.

Направления деятельности органов самоуправления

Культура

Здравохранение

Спорт и туризм

Труд и ЧС

Информация

Цель: самореализация творческого потенциала каждой личности.

Основные направления работы: нравственно-эстетическое и гражданско-патриатическое.

Цель:

физическое развитие и самосовершенствование воспитанников лагеря.

Основные направления работы: туристско-краеведческое, физкультурно-оздоровительное.

Цель:

охрана здоровья воспитанников лагеря.

Основные направления работы : развитие стремления детей к здоровому образу жизни, как одной из главных жизненных ценностей.

Цель:

воспитание трудолюбия и любви к природе.

Основные направления работы: трудовое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности.

Цель: информировать о жизнедеятельности лагеря.

Функции и дела:

- руководит организацией и проведением коллективных творческих дел;

- организует и проводит общелагерные праздники, мероприятия и вечера;

- проводит тематические акции;

Функции и дела:

- организует и проводит общелагерные соревнования, спортивные праздники, мероприятия, походы и экскурсии;

- распределяет между воспитанниками поручения по подготовке мероприятий;

Функции и дела:

- распределяет «зоны заботы» по отрядам и осуществляет постоянный контроль над чистотой в этих зонах;

- организует дежурство;

- проводит лекции, семинары, творческие выступления по профилактике негативного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам);

- организует и проводит общелагерную акцию «Мы за здоровый образ жизни!»;

- проводит «День здоровья»;

Функции и дела:

- организует и проводит КТД общественно-полезного труда;

- разрабатывает графики проведения трудовых десантов;

- организует и проводит мероприятия по закреплению знаний по правилам дорожного движения;

- привлекает детей к активному и осознанному озеленению помещений и территории школы;

Функции и дела:

- выпускает газету лагеря;

- организует и проводит смотры-конкурсы рисунков и плакатов;

- проводит информационные линейки;

- проводит социологические опросы;

- организует участие детей в оформлении проводимых мероприятий;

Таблица 2

Структура самоуправления


Результатом использования детского самоуправления в лагере могут стать:

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3. Укрепление здоровья воспитанников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

6. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей и подростков.

7. Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.

8. Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

    информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях:

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Саморганизация. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.
Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Таким образом, немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них. Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является решающим для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии детским коллективом.

Библиография

    Из опыта работы Ученического самоуправления «Республика «ШКИД» МАОУ «Гимназия № 12»

    А.С.Макаренко «Теория Коллектива»

    Гребенюк Е.Н. « Самоуправление как механизм развития лидерских качеств»

    Е.В.Богданова «Социально-педагогическая деятельность»

    З.И.Лаврентьева «О самоуправлении»

    В.А.Сухомлинский «Воспитание активно-жизненной позиции у учащихся».

Работа РВО (разновозрастных отрядов) является моделью самоуправления в школе.

Цель работы РВО : развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.

Для этого используются следующие подходы:

  • РВО формируется исключительно на принципах добровольности.разновозрастный принцип позволяет объединить интересы десяти- и шестнадцатилетних, поскольку творческие задачи легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов.
  • налицо воспитательное влияние старших на младших, т.к. младшие проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших ребят.
  • принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению ребят в отрядах, поскольку устоявшиеся формы, традиционность и формализм совершенно не присущи отрядному движению.
  • отрядов много, и выбор, в каком из них жить и работать, принадлежит самому ученику.

Важно, что ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность.

Культивирование человечности в разных видах деятельности помогает переходу от объективного познания к субъектно-личностному изучению деятельности. Это значит – педагогически осмыслить деятельность как способ взаимодействия, общения личности с миром. Обратимся к основным компонентам деятельности, которые включены в воспитательную систему нашей школы. Это – игра, учение, труд.

Цель и смысл игры – в ней самой. Воспитательный потенциал игры зависит от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игры, от того, каким героям подражают дети, тем, что обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного достижения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу. Происходит постановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом оказываются вещественные продукты труда, художественное творчество, новые знания. Игра выступает как эмоциональный стимул – средство решения новой воспитательной задачи. Чтобы расширить кругозор учащихся, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму: вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир любознательных, путешествие в страну книг.

Отряды, являясь самостоятельной воспитательной подсистемой, в то же время широко контактируют с другими структурами и компонентами воспитательной системы школы через:

  • участие в совместных общешкольных делах,
  • активное участие одних и тех же детей в подготовке и проведении дел класса и школы,
  • перенесение учащимися “эталона” общения между сверстниками и учителями из отряда в класс.

Работа РВО строится по следующим направлениям:

  • удовлетворение возрастных потребностей в общении,
  • развитие общей культуры,
  • реабилитация личности в отрядных условиях,
  • развитие творческих способностей детей,
  • отношение взрослый – младший,
  • повышение личной самостоятельности,
  • -перенос опыта общения в классы.

Существуют два пути прихода ребенка в отряд. Для младших школьников (5–7 класс) и для старшеклассников (10 кл.), ранее не обучавшихся в нашей школе.

Первый путь. 5–7-классник приходит в отряд, как правило, под влиянием своих старших братьев и сестер, или с подачи классного руководителя, который рассказывает в классе об РВО, или по какой-нибудь другой причине. Первое, что ему бросается в глаза, это то, что в отряде есть дети и его возраста, и старшие, вплоть до 17-летних. Он сразу включается в жизнь своего отряда. Что он видит: все вопросы и проблемы отряд решает сам, отряд – самоуправляемая единица. Есть руководитель отряда, но он равен всем, он более опытен, больше знает и умеет, но все это не давит на 5-классника. Ребенок не чувствует дискомфорта. Пусть он младший, но он равный среди равных. Начинается поиск своего места в отряде, и здесь ему оказывают помощь более старшие и опытные товарищи. На данном этапе, в основном, он несет исполнительные функции, но сам факт его участия в жизни отряда уже заставляет ребенка считать себя личностью, он пробуждается к активной деятельности, хотя является лишь наблюдателем. В этот же момент он получает свои первые поручения (идущие не от руководителя отряда, а от других детей или командира). Начинается процесс приобщения к самоуправлению. Начинает вырабатываться чувство ответственности перед собой и другими. Несколько иным путем приходят в отряды десятиклассники.

В сентябре текущего года проводится традиционное отрядное мероприятие (первое в учебном году). Проведение отрядных сборов за пределами школы (выезд за город). Десятиклассники, ранее не обучавшиеся в школе, в полном составе приглашаются на такой выезд. Часть из них, под влиянием своих друзей, уже пополняет отряды, остальные выезжают отдельным отрядом. Посмотрев, что такое отряды, что из себя представляет отрядное движение, они решают, стоит им принимать в нем участие в дальнейшем, или нет, т.е. в принципе они – те же наблюдатели.

1. Участвуя в работе отряда и наблюдая за деятельностью других, ребенок получает первое ответственное поручение, требующее реализации творческих способностей (сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене). Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.

2. Следующий этап – это самостоятельная творческая разработка или участие в разработке сценария выступления отряда на сцене. Уровень ответственности повышается. После дела – участие в анализе и попытка самоанализа собственной деятельности. На самом деле отряд все решает сам, и ребенок принимает в этом непосредственное участие. Кстати, часть учащихся в дальнейшем остается на данном уровне. Как правило, это хорошие исполнители с определенными творческими задатками.

3. По мере накопления опыта работы в отрядах ребенок поднимается на следующую ступеньку. Его деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности и за себя, и за других. Например, самостоятельная разработка сценария отрядного выступления, подмена командира отряда (при необходимости), ведения отрядного сбора. Иногда приходится принимать самостоятельные управленческие решения (пока на отрядном уровне). Как правило, это под силу старшеклассникам (9, 10, 11 кл.), но иногда это может быть 7 или 8-классник. Вроде бы решение принимается коллективно после совместного обсуждения, но ответственность лежит на конкретном человеке, с него спрос.

4. Следующая ступенька – командир отряда, лицо, облеченное властью и ответственностью, общим доверием всех членов отряда. Это уже серьезно, это уже управление людьми, коллективом. Командиром отряда может быть далеко не каждый. В данном случае необходимы задатки как формального, так и неформального лидера, способности повести людей за собой и бесконечная ответственность за все.Командир отряда должен обладать еще целым рядом качеств. Он представляет свой отряд на сборе командиров, а значит, должен уметь отстоять решение своего отряда перед другими командирами, иногда проявить свою волю и характер. При этом он должен, в случае необходимости, уметь идти на компромисс, а затем доказать отряду, что это было необходимо. Он учит великому умению общения.

Самое главное, что на всех этапах работы в отрядах постепенно ребенок чувствует свою значимость, ощущает себя личностью, причем личностью во многом равной взрослым, ибо ему доверяют. Элемент доверия является важнейшей частью самоуправления.

Каждый отряд имеет руководителя из числа учителей школы или выпускников. Их задачей является забота о жизни и здоровье детей, творческая помощь и товарищеская поддержка, создание атмосферы, в которой каждый чувствует себя комфортно.

Главным органом управления отрядов является Совет командиров, состоящий из командиров отрядов, руководителей и директора школы. Совет возглавляет руководитель отрядного движения.

Особо следует сказать о том, что принадлежность к отрядам – признак определенной элитности, на которую не влияют ни твои учебные успехи, ни какие-либо внешние факторы.

Отряды являются и школой воспитания руководителя нового типа, истинно демократического.

Командиры отрядов проходят такую школу, к ним настолько высокие требования, как со стороны ребят, так и со стороны руководителей, что они уже в школьном возрасте приобретают навыки, которые в обычной жизни возможны лишь у 25-летнего человека.

Безусловным достоинством отрядов является и участие в их работе ярких и одаренных учителей, для которых работа руководителя отряда не докучливая обязанность, а внутренняя потребность, творческий поиск, самовыражение.

В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые корректируются на Общем собрании всех отрядов. В 2002–2003 учебном году деятельность разновозрастных отрядов школы представлена на Всероссийской научно-практической конференции.

В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые каждый год обсуждаются отрядниками, вносятся коррективы на общем собрании всех отрядников.

Все работа РВО строится, исходя из принципов КТД(коллективно творческое дело), где весьма важная и существенная роль принадлежит руководителю отряда и совету командиров.

Руководитель при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве:

  • координатора,
  • творческого руководителя.

При этом он организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт.

Совет командиров выступает в качестве регулирующего органа, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы разрешения которых отдаются отрядам.

I. Коллективное продумывание дела (каждый должен высказать свое мнение).

Вопрос для всех:

  1. Что мы хотим (увидеть новое, померяться силами, повеселиться и т.д.).
  2. Каким по характеру будет дело (спортивное, трудовое, познавательное, художественно-эстетическое).
  3. Кто будет делать?
  4. Для кого будем делать?

Каким образом этого достичь:

  1. мозговая атака всего отряда,
  2. обсуждение по кругу,
  3. разбивка по группам, обсуждение мнений групп,
  4. анкетирование, анализ инициативной группы, обсуждение.

II. Коллективная разработка дела.

1. Из каких частей будет состоять дело (его структура).

  • разбивка,
  • выдача заданий,
  • подготовка,
  • показ результата,
  • награждение.

2. Его композиция, оформление (Что нам нужно сделать, чтобы дело прошло хорошо?).

  • написать сценарий,
  • оформить помещение,
  • пригласить гостей или интересных собеседников,
  • приготовить призы и подарки,
  • придумать задания или конкурсы.

3. Кто будет отвечать за конкретный этап дела?

  • совет дела – инициативная группа.
  • творческие группы.

III. Коллективное проведение дела.

Чувство сопричастности каждого в этом деле.

IV. Коллективный анализ дела (услышать мнение каждого).

  1. Достигли ли мы того результата, который предполагали в начале дела?
  2. Кто, что нам помогал (помогало) достичь данного результата? Как ты участвовал в деле?
  3. Кто, что нам помешал (помешало) достичь такого результата?
  4. Изменились ли мы после сделанного дела?
  • обсуждение по кругу,
  • анкетирование и обсуждение наиболее важных вопросов,
  • обсуждение по группам – общий сбор.

Традиции.

Среди разнообразных по форме и содержанию дел стали традиционными: однодневный выездной сбор на озере Смолино, Новогодняя ночь, Ярмарка, трехдневный сбор на озере Акакуль.

Акакуль – заветное слово для каждого отрядника. Праздник, который ежегодно проводится ребятами РВО в одном из живописных мест нашей области, на базе отдыха у озера Акакуль. В окружении чудесной пробуждающейся весенней природы ребята проводят трехдневные сборы, кульминацией которых является прощальный костер для выпускников. Каждый ребенок приобщается к святому таинству прощания выпускников со школой, школьными друзьями, учителями. Прожив три дня единой дружной семьей, ребята становятся друг другу по-настоящему родными. Дни заполняют неповторимые театральные экспромты, новые изобретенные детьми веселые игры. Праздничность сборов подчеркивается проводимыми ребятами Малыми олимпийскими играми. Фактически каждая минута для ребенка наполнена творчеством, активной эмоциональной деятельностью. Все три дня пролетают на едином дыхании. При отъезде с берегов гостеприимного озера сердца детей замирают в ожидании следующего года, новой весны, нового Акакуля.

Школа – страна детства, а детство неотделимо от сказки. И в нашей школе есть своя сказка, свой сказочный праздник – волшебная новогодняя ночь.

Мир сказочных превращений начинается с преображения школы – учреждения для занятий – в сказочный ночной замок с кипучей деятельностью его обитателей. И обычный кабинет директора вдруг превращается в обитель доброй феи, одаривающей каждого ребенка своей любовью, вниманием и маленькими чудесными подарками. Так традиционно начинается каждая новогодняя ночь.

Детишки в новогодних костюмах напоминают маленьких парящих эльфов, суетливых гномов, величественных гигантов. Вся ночь – это одно сказочное действо с поочередно выступающими группами отрядов. Игры, шутки, забавы – неотъемлемая часть любого праздника РВО, но в новогоднюю ночь их особенно много. Удивительно то, что дети совершенно не чувствуют утомленности, находясь в деятельности почти 12 часов ночного времени. Заранее подготовленные выступления и поздравления чередуются с танцевальными подвижными играми. Фантастическая ночь завершается поздравлениями Деда Мороза, всегда любимыми детьми новогодними подарками.

Светает... Коридоры затихают. Разбегающиеся дети уносят с собой праздничные атрибуты: костюмы, подарки, новогодние украшения... Как в детской сказке, с первыми лучами солнца волшебство кончилось.

Хотелось бы особо сказать об отношении к отрядам директора и всех учителей. Их доброжелательность, участие в такой форме деятельности создали условия для дальнейшего развития РВО.

Да и учителя преображаются: вместе с учениками придумывают сценки, смеются над шутками и аплодируют до покраснения ладошек.

В результате работы РВО:

  • созданы органы самоуправления (совет командиров, совет дела, совет лидеров, творческие советы);
  • изменены взаимоотношения учеников и учителей (сотворчество, особые отношения на основе доверия);
  • изменена позиция учеников и учителей (учитель – старший друг, помощник, советчик, ученик – самоопределяющаяся личность);

Что же дает ребятам работа в отряде? Во-первых, самостоятельность, во-вторых, чувство равного, атмосфера доброжелательности, в которой самому хочется быть лучше и видеть лучшее в других. Да и учителя преображаются: наравне с учениками придумывают, фантазируют.

2. Самоуправление в отряде

Во главе отряда должен стоять командир - один из членов коллектива. Может быть два принципа выдвижения командира - назначение и выборы.

1. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе.

Тогда одна из первоочередных задач педагогического коллектива - помочь усилению политического влияния комсомольской организации, объединить актив, увлечь его энергичной работой в коллективе и самоуправлении. Командиры должны назначаться из числа влиятельных комсомольцев и актива приказом руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть обсуждены в педагогическом совете, в производственном управлении, в комсомольской организации и в совете командиров.

2. В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской организацией следует переходить к выборности командиров. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского отряд намечает своего кандидата в командиры при ближайшем участии бюро комсомола, педагогического коллектива и совета командиров. Кандидатуры представляются на окончательное распоряжение руководителя педагогической частью. В случае отвода кандидата вопрос согласуется с отрядом. Командиры избираются персонально на общем собрании коллектива. Голосуют только члены коллектива, имеющие звание коммунара. Командиры должны постоянно чувствовать свою связь с уполномочившим их коллективом и свою ответственность.

В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью. Работа командира рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к нему руководства и коллектива.

На производстве командир должен главной своей задачей считать выполнение производственного плана и развертывание стахановского движения. В направлении к решению этой задачи командир должен проявить свою заботу во всех решительно областях работы, каковыми являются: стахановское движение, дисциплина, обеспечение материалами, борьба с простоями и прогулами, хороший инструмент, хороший инструктаж, организация рабочего места, удовлетворительная спецовка, правильные нормы, правильная документация.

Обо всех решительно неполадках и недостатках в этих областях командир должен советоваться с инструктором, начальником цеха, докладывать руководителю учреждения или его помощнику; обсуждать на общем собрании отряда или производственном совещании.

Однако он обязан принимать самые решительные меры, чтобы такие обсуждения и совещания не происходили в рабочее время, чтобы от станка ни один воспитанник не отрывался во время работы.

Сам командир должен иметь свое рабочее место у станка. За командирскую работу ему может быть положен дополнительный заработок в размере 10-20 % его производственного заработка.

Командир не должен подменять инструктора, на обязанности которого лежит прямое руководство техническим процессом производства. Если инструктором является один из членов коллектива - воспитанник, он на производстве должен выполнять те же функции, что и наемный инструктор, не смешивая этих функций с функциями командира отряда.

В быту, в спальне командир также является ответственным старшим товарищем в отряде. Из числа воспитанников в отряде выделяется один в качестве помощника командира. Кроме того, в отряде выделяется спорт-организатор. Эти кандидатуры намечаются всем отрядом или персональным представлением командира, они утверждаются педагогическим руководством и советом командиров. В каждом отряде должен быть комсорг. Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:

а) следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня, вставали в положенное время, не опаздывали к столу, вовремя уходили на работу и в школу, вовремя находились в учреждении вечером; точно в указанное время отходили ко сну;

б) наблюдать за санитарным состоянием отряда, своевременностью и качеством уборки, выполнением очередными дежурными их обязанностей, за умыванием и пользованием баней, за стрижкой воспитанников, за мытьем рук перед едой. Приучить всех воспитанников соблюдать чистоту, не сорить, не плевать на пол, не курить; стричь ногти на руках и ногах, не валяться на кроватях в одежде, не устраивать на кроватях борьбы и т, п.;

в) следить за успехами воспитанников в школьной работе, организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде, обеспечивающего возможность готовить уроки;

г) втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки, чтение газет и книг, участие в стенгазете;

д) добиваться повышения культурного уровня воспитанников, уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств, регулировать товарищеские отношения, приучать к разрешению конфликтов без ссор и драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия более старших или более сильных над младшими и слабыми;

е) вести решительную борьбу с отрицательными наклонностями отдельных воспитанников. Воспитывать у членов отряда уважение к чужому труду, к чужому покою, отдыху, занятиям;

ж) следить за образованием в отряде отдельных группировок и дружеских спаек, поощрять и развивать полезные занятия (спортивные, радиолюбителей и др.), решительно уничтожать вредные (антисоциальные). Ходатайствовать об удалении из отряда особенно вредных членов.

В школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского имеется институт командиров классов. Эти командиры находятся в распоряжении заведующего школой и являются помощниками классных руководителей.

Они наблюдают за дисциплиной в классе во время уроков и на перемене, за общим порядком и чистотой в классе, за сохранностью классного имущества. Дежурные по классу подчинены командиру класса, и он отвечает за их работу. По требованию преподавателя командир удаляет из класса нарушителя дисциплины. Эта организация действует в школе во время учебной работы. Вне школы - в быту и на производстве - командир класса подчиняется командиру отряда, членом которого он состоит. Сложная система коллективных зависимостей воспитывает умение руководить и подчиняться.

Командиры осуществляют руководство отрядами на базе общих собраний отряда, влияния отрядного актива, политической работы комсомола и политобразовательных организаций учреждения, работы всех органов самоуправления в полном согласии с административно-педагогическим руководством, при постоянном инструктировании и помощи со стороны педагогического персонала.

Независимо от этого отрядное руководство, на базе тех же процессов и организаций, должно всегда мобилизовать внимание членов отряда на вопросах производственной работы, выполнения промфинпланов, повышения качества и борьбы с браком, на школьной учебе и дисциплине в коллективе, на общих путях роста и развития учреждения.

Командир всегда должен стремиться к тому, чтобы отряд был дружным коллективом, свой авторитет он строит на своей лучшей работе, на своем образцовом поведении, комсомольской принципиальности и не превращается в начальника.

В конце дня в точно установленное время и по определенной форме командиры рапортуют руководителю педагогической части о состоянии своего отряда, о проступках воспитанников и нарушениях режима, если они имели место. Такой краткий ежедневный рапорт дает руководителю ясную картину состояния учреждения и возможность немедленно принять необходимые меры как в отношении отдельных воспитанников, так и по вопросам общей организации. Для коллектива ребят осведомленность руководства и возможность немедленно реагировать на поступки и события имеет большое воспитывающее значение.

Командиры избираются на 3-6 месяцев. Такой срок является наиболее целесообразным: во-первых, в этот короткий срок командиры чувствуют себя уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество воспитанников и, в-третьих, обязанности командира, требующие дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для воспитанников. Вопрос о снятии до срока полномочий командира всегда должен быть основательно мотивирован и одобрен советом командиров. Административное отстранение командира может быть вызвано только очень серьезными и не терпящими отлагательства обстоятельствами. Все командиры отрядов и классов составляют центральный орган самоуправления - совет коллектива (совет командиров) данного учреждения.


Top