Первые князья киевской руси. Великие князья древней руси и российской империи

Основные даты и события.

862 - призвание Рюрика,

862-879 - годы правления Рюрика,

879-912 - годы правления Олега

907, 911 - походы Олега на Византию,

912-945- годы правления Игоря,

941, 944- походы Игоря на Византию,

94 - убийство Игоря древлянами,

945-972- годы правления Святослава,

945-964 - годы регентства Ольги,

965 - покорение Хазарского каганата,

968 - победа над Волжской Булгарией,

972 – 980 - годы правления Ярополка,

980-1015- годы правления Владимира,

988- принятие христианства,

1015 – 1019- годы правления Святополка I Окаянного,

1019-1054 - годы правления Ярослава Мудрого,

1054 - разделение единой христианской церкви на православную католическую,

1054 - … - 1078- годы правления Изяслава I,

1078-1093- годы правления Всеволода I,

1093-1113 - годы правления Святополка II,

1097 - съезд в Любече,

1113 – 1125- годы правления Владимира Мономаха

Образование древнерусского государства. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

1. Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).

2. Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).

3. Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков).

Древнерусские князья и их деятельность.

Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей. Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика и его легендарных братьев (Синеуса и Трувора) княжить на принадлежавшей им территории. В соответствии с «Повестью временных лет » Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.

Олег. Олег во время своего правления завоевал Киев (882 г.), Смоленск и ряд других городов. Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.) .

Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства. Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье - это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружиной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.

Ольга. После гибели Игоря его жена Ольга для стабилизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки ) и установила места сбора дани (погосты ). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.

Святослав. (сын Игоря и Ольги) Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

Владимир I Святой. 980 г. – языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

Ярослав Мудрый. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Основатель письменного русского законодательства («Русская Правда» → «Правда Ярослава»).

Владимир II Мономах. (внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Социальная структура Киевской Руси. К высшим категориям населения Руси относились князья, священники (с Х в.), бояре (потомки родоплеменной знати, воеводы). Основу власти князя составляли дружинники . Это были наиболее приближенные к князю люди. Из них же князь назначал высших должностных лиц. Особой категорией, обозначенной в судебниках того времени, были «люди» и «смерды». Считается, что «люди» были полностью свободными, а «смерды» должны были платить князю определенную дань. Далее по социальной лестнице шли«холопы», которые были полностью бесправными. Промежуточное положение занимали «закупы» и «рядовичи», которые находились в зависимом положении до выплаты ими долга кредиторам. Самой низшей категорией населения были «изгои», которыми становились несостоятельные должники, люди, ушедшие по каким-либо причинам из общины, которая являлась основной формой социальной организации.


Похожая информация.


Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании . Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.


Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

Осуществил военные походы:

В Прибалтику;

В польско-литовские земли;

В Византию.

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда ", "Правда Ярослава").

ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 - 1125 г.г.)

Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение ", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

Теоретический минимум для сдачи экзамена по истории Отечества в 7-ом классе

Термины

1. Великое переселение народов - массовое перемещение варварских племен (германских, сарматских, гуннских, славянских и др.) во II–VII вв. и их вторжение на территорию Римской империи.

2. Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам (многобожие).

3. Христианство - религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

4. Норманнская теория - научная теория, сторонники которой считают, что русское государство было создано норманнами (варягами), выходцами из Скандинавии. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной править в Новгород. Затем варяги захватили Киев и объединили его с Новгородом и основали русское государство и первую русскую княжескую династию.

5. Князь - глава феодального монархического государства или отдельной области (удела) у славян.

6. Дружина - княжеское войско.

7. Вече - народное собрание для решения общих дел.

8. Вервь - это община во времена древних славян и свое название она получила от названия участка земли, который отмерялся сельской общине при помощи мерной “верви” или “веревки”.

9. Полюдье - сбор дани князем.

10. Урок - размер дани.

11. Погост - место сбора дани.

12. Политическая раздробленность - это период ослабления центральной власти из-за усиления крупных феодалов и образование новых мелких территориальных образований.

13. Баскак - представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщик налогов.

14. Ясак (выход) - налог, дань, выплачивавшаяся русскими землями Золотой Орде.

15. Уния - союз, объединение.

16. Фактория - торговое поселение, образованное иностранными (чаще всего европейскими) купцами на территории другого государства или колонии.

17. Смерды - лично свободные крестьяне, которые выполняли повинности в пользу князя.

18. Рядовичи - полузависимые крестьяне, которые взяли в долг деньги, семена, орудия труда, заключили договор (ряд) и обязаны были отработать долг у феодала.



19. Закупы - полузависимые крестьяне, получившие ссуду от боярина землевладельца и обязанные долг вернуть или отработать.

20. Холопы, челядь - лично зависимые крестьяне, близкие к рабам. Холопы работают в поле, челядь - домашние слуги.

21. Путь «из варя́г в гре́ки» - водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

Даты

882 г. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега
907 г. Удачный поход на Царьград (Константинополь) князя Олега
941 г. Неудачный поход Игоря на Константинополь
945 г. Восстание древлян и убийство князя Игоря
988 г. Крещение Руси князем Владимиром
1037 г. Строительство собора Софии Киевской Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами
1072 г. Потомками Ярослава Мудрого создана «Правда Ярославичей»
1097 г. Организация Владимиром Мономахом съезда князей в Любече
1169 г. Взятие и разграбление Киева владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским
1185 г. Неудачный поход черниговского князя Игоря Святославовича на половцев ("Слово о полку Игореве")
1223 г. Битва на реке Калке русско-половецкого войска и монголо-татар под руководством Чингисхана. Поражение русских и половцев.
1240 г. Взятие Киева ханом Батыем.
1240 г. Разгром шведов русскими войсками под руководством Александра в Невской битве.
1242 г. Разгром немецких рыцарей русскими войсками под руководством Александра Невского в битве на Чудском озере ("Ледовое побоище")
1380 г. Победа русского войска во главе с Дмитрием Донским над войском хана Мамая в Куликовской битве
1385 г. Кревская уния Литвы с Польшей
1480 г. Стояние на реке Угре. Окончание монголо-татарского ига на Руси.

Княжества, на которые распалась Русь в период раздробленности:

Киевское, Галицкое, Волынское, Переяславское, Владимиро-Суздальское, Черниговское, Муромское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгород-Северское, Полоцкое, Рязанское, Новгородская земля.

Краткая характеристика князей

1. Олег - объединил Новгород и Киев в 882 году. Хитростью выманил правителей Аскольда и Дира из Киева и убил их. Осуществил удачный поход на Константинополь в 907 году, прибил свой щит на ворота города в знак победы. В 911 году заключил выгодный для русских купцов торговый договор с Византией. Умер от укуса змеи.

2. Игорь - Осуществил неудачный поход на Константинополь в 941 году (его корабли были сожжены "греческим огнем"). В 944 году заключил торговый договор с Византией, не такой выгодный, как договор Олега. В 945 году был убит древлянами, поднявшими восстание против сбора дополнительной дани.

3. Ольга - отомстила древлянам за убийство мужа - князя Игоря. Чтобы больше не поднимали восстания, упорядочила сбор дани - были определены места сбора дани (погосты) и размеры дани (уроки). В 957 году посетила Константинополь и приняла крещение.

4. Святослав - его называли князь-воин, князь-рыцарь, Храбрый за то, что все время правления провел в походах. Подчинил себе вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат, ввязался в войну Византии с Болгарией и успешно завоевал часть Болгарского царства. Возвращаясь из похода, попал в засаду к печенегам и был убит. Был язычником, но не препятствовал другим в принятии христианства.

5. Владимир - прозвище "Красно Солнышко" - пришел к власти в результате борьбы сыновей Святослава за киевский престол, осуществил несколько удачных походов против печенегов, провел ряд реформ в государстве.

1) Религиозная - хотел упорядочить язычество на Руси, определил главным божеством Перуна - бога грома и молнии и поставил идолов языческих богов в Киеве. Народ не принял эту реформу.

2) Религиозная - отказался от язычества, уничтожил идолов, принял в 988 году в Корсуни христианство сам и крестил всю Русь. Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры на Руси и способствовало укреплению международного авторитета Киевской Руси.

3) Денежная - при нем начали чеканить первые монеты из золота и серебра.

4) Военная - на южных границах была создана оборонительная система из крепостей, валов и сигнальных вышек.

6. Ярослав Мудрый - пришел к власти в результате борьбы сыновей Владимира за киевский престол, окончательно разгромил печенегов в 1036 году и в честь этого построил собор Святой Софии в Киеве; при нем был построен Киево-Печерский монастырь; в Софийском соборе собрал большую библиотеку; устанавливал международные связи при помощи заключения династических браков своих детей с представителями таких государств -Франция, Норвегия, Венгрия, Польша, Византия, Германия; создал первый писаный сборник законов на Руси - "Русскую правду"; перед смертью установил правило наследования киевского престола от отца к старшему сыну.

Правление Владимира и Ярослава Мудрого - период расцвета Киевской Руси.

7. Владимир Мономах - предпоследний князь нераздробленной Руси; будучи переяславским князем инициировал съезд князей в г. Любече в 1097 году с целью прекращения междоусобиц и объединения для отпора половцам; пришел к власти по просьбе киевских бояр, для того, чтобы подавить восстание киевлян; прекратил княжеские междоусобицы, подчинил себе всех удельных князей; создал новый сборник законов "Устав Владимира Всеволодовича"; осуществил ряд удачных походов против половцев; написал произведение "Поучение детям".

8. Александр Невский - князь Новгородской земли; свое прозвище Невский получил после победы над шведами в битве на реке Неве в 1240 году; в 1242 году одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере ("Ледовое побоище").

9. Иван Калита - московский князь; свое прозвище - Калита (кошелек с деньгами) - получил за то, что часто раздавал милостыню нищим либо за жадность; сам отвозил в Орду богатую дань и монголы не совершали походы на Русь; подчинил себе ряд княжеств Северо-Восточной Руси; при нем возобновилось каменное строительство, был укреплен Кремль; в Москве были созданы татарские слободы для проживания ордынцев; при нем в Москву из Киева был перенесен центр Русской православной церкви.

10. Иван III - первый русский государь; перестал посылать дань в Орду, а в 1480 году закончилось ордынское владычество на Руси; сломил сопротивление новгородцев и полностью подчинил Новгород Москве; установил дружественные отношения с Казанским ханством; в ходе долголетней борьбы отвоевал часть русских земель у Литовского княжества; издал первый в московском княжестве сборник законов - "Судебник".

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

О жизни первых правителей на Руси мы узнаем из самой древней из дошедших до наших дней летописи «Повесть временных лет». Деятельность первых русских князей непосредственно связана с зарождением самостоятельного Древнерусского государства. Сегодня изучением истории нашей страны занимается огромное количество специалистов в данной области и просто увлекающихся историческими знаниями энтузиастов. История России довольно интересна, с каждым годом она открывает нам все больше тайн и преподносит все больше загадок.

Согласно «Повести», древнерусские князья ведут свое происхождение от родоначальником которой является Рюрик, приглашенный на русские земли ильменскими словенами в 862 году. Первым местом поселения и была Ладога, затем его власть распространилась на все новгородские земли.

Средняя продолжительность жизни мужчин девятого века составляла не более 35 лет, этим в основном и обусловлена быстрая смена управленцев на Руси. Умирая, правитель передавал свои полномочия близкому родственнику либо верному солдату своей дружины. Немного позднее бразды правления страной первые русские князья стали передавать своим сыновьям.

В настоящее время доподлинно неизвестно, был ли второй князь на Руси кровным родственником Рюрика, его правление оказало огромное влияние на развитие русского государства в целом. Олег, получивший прозвище «вещий», стал первым представителем княжеской династии, во времена правления которой началось формирование Киевской Руси. В 882 году захватывает город Киев, ставший на многие столетия столицей и центром земель русских. Князь Олег активно занимался расширением территорий Руси, а также укреплением ее внешнеполитических отношений с другими странами. В 907 году его войско совершило военный поход на Константинополь, древнюю столицу Византии, в итоге которого было заключено два мирных и очень выгодных для Руси договора. Подвиги князя увековечил в своем произведении «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкин.

Среди заслуг третьего русского князя Игоря, ставшего правителем страны в 912 году:

  • расширение границ государства за счет подчинения располагающихся по соседству с ним племен уличей;
  • освоение земель Таманского полуострова;
  • победа над кочевниками-печенегами.

Жизнь закончилась весьма трагическим образом. Как известно, первые русские князья принимали участие в сборе дани (полюдья) с подчиненных им племен. В одном из таких походов по сбору полюдья Игорь был убит представителями древлян. После смерти князя, бразды правления страной перешли в руки его жены Ольги, поскольку единственный сын Игоря Святослав был в период смерти отца еще слишком мал.

Первой реформой княгини Ольги стало введение точных размеров дани для подчиненных народов, а также установление основного места ее сбора. В 957 году правительница Руси посетила Константинополь и приняла христианскую веру под именем Елена. Именно с ее правлением связано великое событие в религиозной жизни страны - крещение Руси (киевлян), произошедшее в 988 году. Хотя точную дату данного события установить невозможно, проходило оно на протяжении нескольких десятков лет. Языческая Русь весьма неохотно и медленно принимала чужую религию.

Основная деятельность следующего русского князя Святослава была направлена на ведение военных действий против расположенных в непосредственной доступности древних племен. На его счету уничтожение война с Византией, поход на Дунайскую Булгарию. Как и его отец, Святослав был убит представителями вражеских племен. В данном случае печенегов.

Первые русские князья были личностями выдающимися. Взять, к примеру, Ольгу. В умении руководить этой женщине могла бы позавидовать современная бизнес-леди. Христианская церковь нарекла ее Равноапостольной. В то же время летописцы называли Ольгу хитрой, а историки - мудрой.

Итак, династия русских князей - потомков Рюрика ведет свое начало от середины девятого века. Первые правители Руси были весьма справедливы по отношению к подданным своей страны и жестоки по отношению к соседям. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что формирование практически всех государств мира происходит путем завоеваний и подчинений себе вражеских территорий. Древняя Русь не является исключением. Первые русские князья первостепенно заботились о расширении границ своего государства, и только потом думали о благополучии проживавших на его территории подданных. Первая половина 12 века была ознаменована началом распада одного большого княжества на пятнадцать более мелких и отдельных друг от друга земель, вошедшим в историю под названием «феодальной раздробленности Руси». С этого периода времени Киевская Русь как единое государство прекратила свое существование.


Top