Православный праздник всех святых в. День всех святых, в земле российской просиявших

Праздник всех Святых имеет особое значение для каждого православного человека. В этот день любые молитвы имеют особую силу и способны полностью изменить вашу жизнь в лучшую сторону.

Собор всех Святых — ежегодный переходящий праздник: он отмечается через неделю после дня Святой Троицы. В 2017 году Собор всех Святых приходится на 11 июня. Во всех храмах в этот день проводится праздничная литургия, читаются хвалебные каноны и служится общий молебен в честь всех последователей Иисуса Христа.

История праздника

Первое упоминание о дне всех Святых отмечено в 4 веке. Святитель Иоанн Златоуст в своей проповеди прославил всех служителей Господа, пострадавших за православную веру, и установил молитвенное правило в память о них и их деяниях.

В конце 5 века православная Церковь постановила отмечать Собор всех Святых в первое воскресенье после праздника Троицы.

Смысл дня всех Святых

Священнослужители называют основным смыслом этого дня поминовение и прославление всех последователей христианской веры. Праведники, последовавшие за Господом и ценой своей жизни явившие миру истинную веру, в этот день вспоминаются церковью и прихожанами в благодарственной молитве.

Этот день вовсе не случайно назначен после праздника Троицы , ведь именно Троица считается днем становления православной Церкви. Стараниями и жертвами уверовавших людей православие было распространено по миру, и в награду все содействовавшие этому были приняты как равные в Царствии Небесном.

По заветам Священного Писания, подобно им, каждый христианин должен своей жизнью служить Богу и возносить благодарность тем, с чьей помощью истинная православная вера обрела процветание и могущество.

Как празднуется Собор всех Святых

В этот великий праздник во всех соборах проводится пышное богослужение и вспоминаются деяния служителей Господа. На утренней литургии традиционно читаются все Евангелия, в которых повествуется о Воскресении Христовом, а также «Послание к римлянам» и Деяния апостолов.

В праздник Собора всех Святых любой православный человек может изменить свою судьбу с помощью искренних молитв. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и









ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ

В 4 веке начинают появляться первые упоминания об этом празднике. В проповеди Св. Иоанна Златоуста (IV век) он прославляет «всех святых, по всему миру пострадавших » и указывает об особенном дне их почитания. Также об этом празднике упоминает в своих песнопениях прп. Ефрем Сирин (IV век).

Примерно в V веке празднование в честь Всех Святых стали совершать в первое воскресенье после Троицы, позже этот праздник был официально закреплен Церковью за этой датой.

ПРАЗДНИК ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ

Основной идеей этого дня Церковь считает прославление всех Святых, которые являются нашими предстателями перед Богом и помощниками в молитвах ко Господу в течение всей нашей жизни. Мы часто обращаемся к тому или иному Святому и просим их помочь помолиться за нас Господу, и Святые часто откликаются на эти просьбы, ведь они видят наши старания в поисках своего духовного пути, в прощении и покаянии.

День Всех Святых празднуется сразу после неслучайно. Ведь Троица считается Днем Рождения Церкви и подобно маленькому ростку, посаженному в землю, Она расцвела в лице святых мучеников и исповедников, преподобных, святителей и юродивых.

Никто из этих людей не был святым от рождения. Они не были безгрешными, у всех были какие-то прегрешения, но ведь самое главное – это осознать их и искренне покаяться. Церковные каноны предупреждают православных о том, что нельзя считать святых безгрешными.
В Евангелие сказано, что даже грешники входят в рай. Справа от распятого Спасителя, на кресте висел разбойник, который в последние минуты жизни покаялся Богу и попросил Иисуса Христа:

«Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем»

В этом коротком предложении прочуствовалась вера в Иисуса, в Его Божество и готовность разбойника к покаянию. Она оказалась искренняя, иначе бы этот человек не попал в рай.

К своей святости люди приходили разными путями, но результатом становилась Божия благодать, которая, по словам св. Иоанна Дамаскина, сделала их «чистыми жилищами Божиими ».

Божья благодать приходит со Святым Духом, поэтому люди, которые усердно молились Господу и трудились над «стяжанием» Святого Духа, были сильны в своей вере. Им многое давалось, но этот дар Божий был ими честно «заработан» и они не «держали» этот дар у себя, с Божией помощью помогали людям.

Во времена, когда Русь была покорена монголо-татарами, Святой князь Александр Невский не единожды бывал в Орде, все время, своей кротостью умягчая татарского хана. Тем самым он практически спас Русь от истребления татарами христианства, захватчики практически не трогали православные храмы и не заставляли наш народ поклоняться их богам.
Почитаемый русский Святой преподобный Сергий Радонежский не один раз, приходил к князьям и просил у них милости в виде послабления к своим крестьянам, и было неудивительно то, что просьбы Святого исполнялись, ведь он был силен Святым Духом.

Неизвестно сколько всего в христианстве Святых. Подвиг многих людей так и останется неизвестен людям. Об этом знает только Бог. Ему все известно – о смертях за веру во Христа, о мучениях, о труде монахов-подвижиков, которые жили в тяжелых условиях, отрекшись от мира, и молились за нас, людей, перед Господом.

После безбожного времени стали известны подвиги многих тысяч обычных людей, которые оказались в советских лагерях за веру. Эти люди «всего лишь» проповедовали Евангелие, любовь к Богу и к людям, честность и порядочность своей жизни, а не марксизм-ленинизм. Пытая, их искушали свободой за подпись на листке бумаге, в котором говорилось, что Бога нет. Ценой своего здоровья или даже жизни, они не отреклись от Бога. Это настоящие Святые!
Но ведь они были в нашем понимании обычными людьми, также ходили в магазины, учились, работали, жили простой жизнью, эти люди жили совсем недавно и еще есть те, кто их видел, кто с ними разговаривал.
Оказывается, что Божия благодать не уходит в ранние или средние века, она совсем рядом с нами.
Чтобы быть ближе к Богу, необходимо, как и ко всему в жизни, приложить усилия, как это сделали те люди, память которых чтится в День Всех Святых, которые стяжали Духа Святого и обрели помазание благодати.

День Всех Святых – это не праздник в том смысле, как это слово нами воспринимается. Это, если быть точнее, почитание, благодарение их, чистых и светлых людей, которые во славу Божию творили чудеса. Которые не жалели своих жизней во славу Христа, снискали любовь и почитание людей.

Мы все находимся под чей-то защитой и покровительством, каждый человек при крещении получил имя в честь какого-то святого. Очень полезно прочитать о своем покровителе, о том, как он жил, почему стал святым. Возможно, его пример поможет нам хоть немного стать похожим на него, исправить свою жизнь и научиться жить так, как это делал Ваш Святой покровитель.

В своей проповеди на День Всех Святых, митрополит Антоний Сурожский говорил:

«Если мы хотим дать славу святым, прославить своего святого, оправдать, что нам доверено это имя - мы должны научиться жить так, как жил он, как жил Христос, как призваны мы жить. Иначе каждая похвала, которую мы произносим святому, нам будет когда-нибудь упреком: знал - и не творил…»

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ

В воскресенье на утренней службе читается одиннадцать Евангелий, рассказывающих о воскресении Христа. А на вечерней воскресной службе читаются выдержки Ветхого Завета во Славу Святых.

На утренней службе следующего дня, в понедельник, проходит литургия, на которой читается Евангелие от Матфея и Послание к римлянам (в пасхальный период читались Деяния Святых апостолов и Евангелие от Иоанна).

В этот же день у православных христиан начинается Апостольский (Петров) пост.

КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ

Мы в своих молитвах обращаемся ко Господу Богу, к Его Пречистой Матери, к Святым Ангелам и Святым людям.

Матерь Божия стоит выше всех Святых, она ближе всех к Богу. Ангелы - это «вестники» от Бога, бестелесные духи, исполняющие Его волю.
Угодники Божьи — это святые люди, угодившие Богу своей праведной жизни на земле. Они молятся о нас Богу и помогают нам.
Пророки — святые, которые жили до пришествия Иисуса Христа, предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе.
Апостолы — ученики Иисуса Христа, после сошествия на них Святаго Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Ближайших ко Господу апостолов было сначала двенадцать, а потом призвано еще семьдесят. Петр и Павел — Первоверховные апостолы, они больше других потрудились в распространении христианства. Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов — это Евангелисты, которые написали о жизни Иисуса Христа.
Равноапостольные — святые, которые, как и апостолы распространяли Христову веру на Земле (благоверные цари Константин и Елена, благоверный Святой князь Владимир).
Мученики — приняли жестокие мучения или смерть за Христову веру.
Исповедники — святые, которые скончались мирно позже, после перенесённых мучений.
Великомученики — святые, умершие после тяжелых страданий (Святой великомученик Георгий (Победоносец), Святые великомученицы Варвара, Екатерина).
Святители — епископы или архиереи, которые угодили Богу своею праведною жизнью (Святой Николай Чудотворец, Святой Алексий, митрополит Московский).
Священномученики — святители, которые претерпели мучения за Христа.
Вселенские учителя — это учителями всей Христианской Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
Преподобные — это праведные люди, удалившиеся от мирской жизни и соблюдавшие обет безбрачия, которые угодили Богу. В основном они жили в пустынях и монастырях (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).
Преподобномученики — преподобные, которые претерпели мучения за Христа.
Праведные — жили, как мы, в миру, были семейными людьми и проводили праведную, угодную Богу, жизнь (Святые праведные Иоаким и Анна).
Бессребреники — без всякой платы врачевали людей, исцеляли телесные и душевные болезни (целитель Пантелеймон, Косма и Дамиан).
Юродивый Христа ради — люди, которые ради Христа показывают миру странные поступки, а на самом деле исполнены глубокой мудрости. Их еще называют блаженными (Ксения Петербургская).

Согласно некоторым источникам, идея Дня Всех Святых восходит к четвертому столетию, когда греческие христиане проводили фестиваль в первое воскресенье после Пятидесятницы (в конце мая или начале июня) в честь всех мучеников и святых. Другие источники говорят, что празднование «Всех мучеников» стало отмечаться уже в 270 году н.э., но конкретного месяца или даты не регистрируется.

Папа Григорий IV сделал День Всех Святых официальным праздником в 837 году н.э. Предполагается, что выбранная дата события, 1 ноября, возможно была цель попытаться вытеснить языческие фестивали, которые произошли в одно и то же время.

День Всех Святых в 2017 году какого числа: Католическая церковь поминает всех святых

В Праздник Всех Святых Католическая церковь поминает всех святых, особенно тех, у кого нет собственного дня памяти.

В четвертом веке необходимо было принять Праздник Всех Святых, потому что в то время было так много святых, что невозможно было назначить день памяти каждому

День Всех Святых является официальным праздничным днем во многих католических странах и регионах. Дата праздника для большинства стран 1 ноября.

День Всех Святых в 2017 году какого числа: в этот день проходят традиционные обряды

Во многих местах кладбищенские обряды католических священнослужителей проходят на кладбищах во дни Всех Святых. Этот обычай не имеет ничего общего с праздником Всех Святых, но принадлежит к следующему мемориальному дню Всех Души 2 ноября. Однако, поскольку «Все святые» являются официальным праздничным выходным, а «Все души» обычно являются рабочим днем, стало естественным сохранять церемонию погребения всегда в День Всех Святых.

Он относится к тихим праздникам, которые подчиняются специальным правилам. Это включает, например, запрет на танцы: никакие танцевальные представления не могут быть проведены в День Всех Святых, а громкая музыка запрещена.

В День Всех Святых существуют разные обычаи. В некоторых регионах, например, традиционная выпечка из дрожжевого теста — так называемая «душа» — отдается от крестного отца крестнику.

День Всех Святых в 2017 году какого числа: этот день тесно связан с другим обрядовым днем — День Всех Душ

В Католической церкви День Всех Душ неразрывно связан Днем Всех Святых и также имеет большое значение. С 1 по 8 ноября верующие могут для умершего произвести акт прощения, также называемый снисходительностью, который должен освободить умерших от всех наказаний. Однако грехи не относятся к благодати. Чтобы сохранить Душу Всех Душ, необходимо признание, отступление от греха, святое общение, а также Вечеря Господня и молитва. Кроме того, в День Всех Душ надо присутствовать на службе, где верующие молятся Господу и исповедуются. Более того, согласно католической вере, важно сделать молитву на могиле покойного.

Традиционно в этот день верующие зажигают свечи.

День Всех Святых и День Всех Душ тесно связаны с еще одним, традиционно отмечаемым днем, «Канун Всех Святых», так называемым Хеллоуином. Этот день популярен у молодежи. Традиционно раскрашивают лица зажигают свечи, сделанные из тыквы особым способом.

13:17 — REGNUM

На второй неделе по Пятидесятнице Русская Православная Церковь празднует День всех святых, в земле Российской просиявших. История этого праздника непроста. Он был установлен ещё в первые годы правления Ивана Грозного и благополучно забыт (точнее — целенаправленно вытеснен петровской политикой) в синодальную эпоху. После революции в 1918 году восстановлен, а с 1946 года праздник стал торжественно совершаться во вторую неделю по Пятидесятнице, после Недели всех святых.

Однако неоднозначность и драматичность сопровождают не только историю праздника, но и их главных действующих лиц — святых. В массовом восприятии людей верующих святые — этакие супермены, полубоги. Достаточно прочитать жития святителя Дмитрия Ростовского (об этом труде достаточно критично высказывался его коллега по сану свт. Игнатий Брянчанинов), чтобы в этом убедиться. У постороннего читателя, мало знакомого с подобным жанром церковного эпоса, может создаться ощущение, что эти люди уже изначально с молоком матери были запрограммированы свыше на святость. Но даже воцерковленные люди в большинстве своем не в силах дистанцироваться от такого мифически-детского восприятия святых.

Печально, но факт, что и у верующих подчас уровень религиозной грамотности оставляет желать лучшего. Такое положение вещей по сути нисколько не мотивирует жить христианской жизнью по примеру тех же святых: «Они же святые! Куда нам, грешным до них ?». Постоянно приходится слышать подобные слова. И результатом такого настроения является то, что почитание святых сводится к пышным культовым церемониям. И чем масштабнее и эффектнее это подается, тем больше вселяет уверенность, что святые с нами, и все хорошо.

Действительно ли это так? Попробуем задать себе три вопроса, которые в вышеописанном настрое могут показаться неприемлемыми, но без них мы рискуем остаться на уровне елейно-бытового, размытого восприятия важного события церковной действительности. Вопросы следующие:

1) Святые — кто они? Святость = безгрешность?

2) Как Церковь их узнает?

3) Что значит почитание святых?

Отвечая на первый вопрос , скажем, что христианство предельно трезво относится к человеку. Евангелие — это добрые новости о том, что спасение от зла, греха и смерти — есть акт Божьей любви и милости, это дар благодати Крестной Жертвы Христа (Еф. 2:8). Те, кто эту Весть принимают с верой и следуют за Христом, отвергнув всякую попытку и даже мысль заслужить себе спасение собственной праведностью (Филип. 3:9), тем самым приобщаются святости Христа и становятся по слову апостола причастниками божественного естества (2 Петра. 1:3−4). Здесь нет никакого насилия, автоматизма и магии, а только решимость и осознанность человека следовать за Христом, то есть заповеди Евангелия ставить своим жизненным приоритетом на том месте, где он был призван Богом (1 Кор. 7:20−22). Это путь веры, в котором человек растет. Такой рост проходит через испытания и даже какие-то ошибки, но главный его критерий не безошибочность, а верность пути, своему призванию.

Второй вопрос , пожалуй, самый интересный и сложный. Именно его или обходят стороной, или намеренно умалчивают. Если святые — это плод Церкви и её достояние, тогда почему Церковь часто их гонит и репрессирует, а затем, как бы противореча себе, прославляет их? Таких святых ни один десяток в РПЦ. Над этим вопросом задумывались многие достойнейшие представители Православия. В частности наш современник, священномученик, замечательный богослов и пастырь, протоиерей Валентин Свенцицкий точно и метко охарактеризовал это неприятное явление в христианской истории: «Всякий грех в Церкви — есть грех против Церкви ». Иначе говоря, святые являлись своего рода катализатором и лакмусовой бумажкой. В то время как христианское большинство жило в беспечном покое и выработало привычку к своему христианству, и перестало воспринимать его как бесценный дар, как огонь Божьей любви, а стало «всего-навсего теплым » (Откр. 3:15−16) приложением к устоявшемуся быту, тогда и появлялись эти нарушители спокойствия, которые самим фактом своего присутствия заставляли и клир, и мир чувствовать себя крайне неловко.

Для них следование за Христом, по слову Алеши Карамазова из романа Достоевского, было гораздо серьезнее, чем отдавать два рубля нищему и ходить к обедне. И если удавалось худо-бедно мирно ограничить зону их влияния в каком-нибудь отдаленном скиту, то репрессии могли и не быть, или носить латентный характер, что случалось редко, так как эти люди имели активную жизненную позицию по наболевшим вопросам своего времени. Их святость — то есть инаковость, непохожесть (именно так переводится библейское слово «кадош» — святой, иной) побуждало окружающих либо подражать им, повысив градус своей христианской жизни, либо гнать от себя подальше возбудителей совести (Деян. 17:1−6).

Что касается третьего вопроса о почитании святых, то важно отметить, что речь идет именно о почитании, а не о поклонении, которое принадлежит одному Богу. Что же значит почитание? Это способность узнавать действие и присутствие Бога в жизни того или иного человека. И если говорить о святых, то почитание их — это прежде всего подражание их горению духа. Не слепое следование их аскетическим практикам, что может кончится печально, а жажда иметь такую же решимость, во все сферы своей жизни впустить Бога и по-евангельски решать текущие задачи в данный конкретный период своей жизни. В этом и заключается понимание святости и его почитания в Православии. В противном случае всё это оборачивается магией, бытовым кликушеством и идеологией, которые отводят человека от Христа и Евангелия.

День памяти всех святых был известен еще в ранней христианской церкви. Тогда святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу.

"Находящимся в Эфесе святым", "всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах", — так адресовал свои послания апостол Павел, обращаясь к первым христианам. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру. Первым известным почитаемым мучеником считается святой Поликарп Смирнский, чье мученичество было подробно описано в "Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам", датируемым 155 годом. В этом документе останки мученика названы ценностью большей, чем золото и драгоценные камни. Послание свидетельствовало о существовании обычая сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения. Днем почитания этих святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба.

В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице. В восточносирийском богослужении днем памяти мучеников была первая пятница после Пасхи.

В римской церкви праздник отмечали 13 мая, что было связано с днем освящения храма в Риме в 609 году (под другим данным в 610 году) в честь Девы Марии и мучеников. К этому дню из катакомб в церковь были перевезены 28 телег останков христиан, отдавших жизнь за веру. Ежегодное воспоминание об этом событии и стало первым празднованием дня, который теперь известен как Торжество всех святых. Спустя некоторое время, при папе Григории III, понятие святости расширилось и стало включать в себя и тех, кто претерпел гонения и страдания за веру в Христа, даже когда гонения не завершились мученической смертью, а затем и подвижников, прославившихся добродетельной жизнью — "всех непорочных праведников, во всем круге земли почивших".

Папа Григорий IV официально ввел праздник всех святых в церковную практику, перенеся его на 1 ноября. Время празднования было перенесено с весны на осень, по примеру Англии и Ирландии, где к этому времени уже более ста лет было принято в этот день вспоминать всех святых.

До XI века о святости свидетельствовало народное почитание того или иного подвижника или мученика. Первым официально канонизированным святым стал Ульрих Аугсбургский — процесс его канонизации завершился в 1093 году, через 120 лет после смерти.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству. Чтения из Священного писания, в свою очередь, воспроизводят этический кодекс христианства (восемь "блаженств" из Нагорной проповеди) и свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых.

За Днем всех святых следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября . Кроме того, в течение восьми дней, начиная с 1 ноября, принято служить заупокойные мессы, а верующие приглашаются к особенно усиленной молитве за дорогих их сердцу усопших.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Top