Пути и способы саморазвития и самосовершенствования личности. В программе самосовершенствования вы должны описать не только то, чего хотите достичь, но и каким путем вы собираетесь это сделать

«Не верь в успех, если он представляется совершенным, когда, преуспев, ты видишь, что многое еще предстоит сделать, радуйся и продолжай путь свой, ибо многотруден и долог путь к подлинному совершенству».

Шри Аурубиндо

Самосовершенствование и саморазвитие – важная составляющая жизни каждого человека. Приставка «само» подразумевает то, что человек сознательно предпринимает и совершает определенные действия для личностного роста и развития. Он сам стремится к развитию своих навыков и способностей, заинтересован быть красивым и здоровым, духовно-развитым и всестороннее интересным.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Основными сферами для самосовершенствования являются духовная, нравственная, профессиональная, физическая и интеллектуальная.

Самосовершенствование личности – это самовоспитание человека для дальнейшего развития. Каждый человек стремится к идеалу, причем представление об идеале у каждого свое.

Обычно самосовершенствование происходит в 6 этапов:

  1. На первом этапе формируется цель самосовершенствования;
  2. Создается в воображении идеальный образ или результат, которые хочется достичь в процессе самосовершенствования;
  3. Проводиться самоанализ, сравнение себя с другими людьми, выявление своих слабых мест;
  4. Определяются и устанавливаются временные рамки;
  5. Разрабатывается программа самосовершенствования;
  6. Проявление силы воли, характера, чтобы не отступить, работать дальше и достичь желаемой цели.

В процессе саморазвития и самосовершенствования есть определенные правила. Эти правила прослеживаются во всех книгах по саморазвитию.

Если вы научитесь придерживаться этих правил, ваша жизнь станет намного качественней и интересней:

  1. Заведите дневник Благодарности, дневник Желаний, дневник Целей. Записывайте все, что вам приходит на ум. Записывайте все хорошие события, которые случились с вами за день, кому вы можете быть благодарны и за что. Пишите свои идеи, желания. Ваши мысли станут намерениями и вам будет намного проще приступить к делу.
  2. Находитесь «здесь и сейчас». Как только вы начинаете думать о прошлом – вы чувствуете боль, обиду, злость. Мысли о будущем часто вызывают страх, тревогу. Человек может быть счастлив только в настоящем моменте. Привычка находиться «здесь и сейчас» помогает человеку понять, что нельзя жить грезами, мечтами, старыми обидами. Нужно жить и что-то делать прямо сейчас.
  3. Нужно постичь искусство достигать большего небольшими шажками. Не стоит взваливать на себя все и сразу. Разделите путь к своей цели на небольшие этапы и медленно, но уверенно двигайтесь к ней.
  4. Необходимо научиться правильно планировать свой день. Если вы запишите свой распорядок дня, вы будете удивлены, как много времени вы потратили на что-нибудь ненужное или то, что можно было сделать намного быстрее.
  5. Общайтесь с людьми, которые вдохновляют. Исключите общение с теми, кто тянет вас вниз. Оставьте в своем окружении людей, которые любят вас, которые могут чему-то вас научить.
  6. Здоровая пища, физические нагрузки и регуляция психологического состояния – залог отличного самочувствия и внешнего вида.

Самосовершенствование и саморазвитие – путь к успеху, достижению целей и интересной жизни. Это трудная работа над собой, над своими качествами, которая длится всю жизнь. Работать над собой должно войти у вас в привычку. Каждый день нужно делать определенные действия во всех сферах самосовершенствования.

Главной мотивацией должна быть гармония в душе, удовлетворение собой и качеством своей жизни. Важно работать над нравственностью и духовностью, уметь налаживать личные взаимоотношения. Очень важно навести порядок в своей голове, разобраться с мыслями, научиться отключать мысли и отдыхать от их бесконечного потока. Наведение порядка в голове нужно начать с порядка в доме. Регулярная уборка, выбрасывание всего ненужного способствуют и порядку в голове.

Не нужно стремиться быть идеальным для всех, выглядеть лучше для других. Быть хорошим для всех невозможно. Думайте в первую очередь о себе. Если вы будете работать над собой, вам будет нравиться ваш внешний и внутренний мир, тогда и только тогда вы сможете достичь успеха.

Способы самосовершенствования в разных сферах

Физическое саморазвитие

Для поддержания тонуса и хорошего здоровья необходимо правильно питаться, выполнять физические нагрузки хотя бы по полчаса в день, спать как минимум 8 часов в день, больше проводить времени на свежем воздухе. Хорошая физическая форма придает уверенности в себе, помогает полюбить себя.

Кроме физической формы, важно работать и над своим общим внешним видом, стилем. Аккуратность, ухоженность и чистота – признаки успешного человека.

Интеллектуальная сфера для самосовершенствования

Необходимо развивать стратегическое мышление, творчество. Сейчас можно научиться всему, если посещать всевозможные тренинги, курсы и семинары.

Благотворно на развитие влияет изучение иностранного языка, а также посещение новых стран. Это расширяет кругозор, дает возможность лучше познать другую культуру, традиции других народов и соответственно познать нового себя.

Необходимо заняться развитием воображения. Оно помогает визуализировать мечты и цели, план их достижения. Человек может достичь любой цели, если способен визуализировать ее в мельчайших подробностях.

Духовная сфера для самосовершенствования

Духовное развитие человека помогает понять смысл его существования, понять свое предназначение, определиться с главными принципами, ценностями и приоритетами в жизни. Духовного развития можно достичь с помощью молитвы, медитации, посещения курсов и тренингов, психологических игр. Есть множество духовных практик и техник, которые способствуют духовному развитию.

Профессиональная сфера для самосовершенствования

Чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке труда, необходимо развивать качества и навыки, полезные для профессиональной деятельности. Зачастую знания, полученные в ВУЗе, быстро устаревают, поэтому необходимо идти на курсы повышения квалификации, читать профильную литературу.

Скорость продвижения по карьерной лестнице зависит от того, насколько быстро специалист способен обучаться и совершенствовать свое мастерство.

Руководители, которые заинтересованы в процветании своей компании, проводят тренинги и семинары для сотрудников, которые повышают уровень квалификации и обучают воспринимать быстро новую информацию.

Программа самосовершенствования

Прежде чем составить собственную программу самосовершенствования, объективно проанализируйте свои достоинства и недостатки. Подумайте, каким вы хотите себя видеть и чего в жизни достичь. Расставьте ценности и приоритеты. Определите для себя четкие временные рамки.

  1. Никогда не прекращайте учиться. Читайте книги, смотрите мотивирующие фильмы, посещайте курсы, семинары, тренинги, вебинары.
  2. Заботьтесь о себе. Займитесь спортом, ведите активный образ жизни, избавьтесь от вредных привычек, правильно питайтесь.
  3. Не забывайте отдыхать. Находите время на релакс. Это может быть массаж, медитация, принятие ванны, посещение салона красоты.
  4. Поставьте перед собой цель, которая будет вас вдохновлять. Пусть эта цель выйдет за рамки ваших привычных интересов. Это разнообразит вашу жизнь.
  5. Каждый день попробуйте что-нибудь такое, чего раньше не пробовали. Например, приготовьте сложное в приготовлении блюдо или попробуйте что-то новое в ресторане. Может, вы никогда не прыгали по лужам или не облизывали сосульку?
  6. Очень важно делать то, чего боишься. Напишите список своих страхов и начните преодолевать их.
  7. В программу самосовершенствования обязательно включите пункт духовного развития. Начните посещать лекции, семинары или психологические игры. Это поможет понять ваше предназначение в жизни.
  8. Находите время на общение с семьей, с детьми, друзьями. Планируйте свое время.
  9. Приучите себя не растрачивать свое время попусту. Не смотрите телевизор, не разговаривайте подолгу по телефону, не зависайте в социальных сетях или играх. Эти занятия – пустая трата времени.
  10. Поработайте над своими личностными качествами, контролем эмоций. Подумайте, над какими качествами вы бы хотели поработать или выработать в себе. В этом вам помогут психологические тренинги.

В программе самосовершенствования вы должны описать не только то, чего хотите достичь, но и каким путем вы собираетесь это сделать.

Каждая из сфер для самосовершенствования играет колоссальную роль в жизни человека. Невозможно достичь совершенства в одной сфере, при этом забросив развитие в остальных. Физическое развитие не только влияет на самочувствие, но и на уверенность в себе, чувство любви к себе. Физическая активность влияет на мозговую деятельность, повышает память, интеллектуальные способности спорт вырабатывает упорство, силу воли. Самосовершенствование в интеллектуальной сфере расширяет кругозор, способствует большему кругу знакомств и общения. Духовное развитие помогает определиться с ценностями, жизненными приоритетами и предназначением в жизни. Это естественно влияет на профессиональную сферу. Так как человек может не просто сменить работу, но и понять, то ему необходимо заниматься чем-то совершенно новым. Это повлечет за собой потребность профессионального саморазвития и освоение новых навыков и знаний.

Ю. М. Орлов выделяет две полярные парадигмы управления своим поведением: парадигма насильственного и парадигма ненасильственного управления.

Насильственная парадигма строится на сравнении "Я идеального" и "Я реального" на основе какой-либо оценочной ситуации. Предполагаемым результатом является работа личности над собой по исправлению недостатка. На самом деле осознание собственного несовершенства может иметь неоднозначные последствия. В основе парадигмы насильственного управления лежит возмездие за нежелательное поведение. Такая парадигма неэффективна. Приобретенное поведение неустойчиво. Сдерживание или подавление нежелательного поведения продолжается лишь до тех пор, пока существует практически достоверная возможность наказания за невыполненное действие.

Ненасильственная парадигма устранения нежелательного поведения состоит не в наказании, а в угашении, т.е. в неподкреплении, нежелательного поведения. Под угашением понимается повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмоционального подкрепления. Смыл ненасильственной парадигмы заключается в том, чтобы человек перестал получать удовольствие от нежелательного поведения.

Самосовершенствование, считает Ю. М. Орлов, должно проходить на грани приятного, тогда самосовершенствование пойдет свободно, из глубокого, истинного человеческого желания стать лучше, совершеннее. В основе этого стремления лежит потребность в самореализации, т.е. в пробе и развертывании в жизни заключенных в человеке возможностей.

Можно выделить несколько этапов самосовершенствования.

  • 1. Самонаблюдение. На данном этапе человек фиксирует факты своей жизни:
    • – всегда, когда мне нужно выразить свою мысль, я не могу подобрать слова;
    • – всегда, когда учитель вызывает меня к доске, я теряюсь;
    • – всегда, когда мне хочется расслабиться, я тянусь за сигаретой.
  • 2. Самоанализ. Соотнесение фактов с определенными ценностями. Сравнение образа "Я идеального" и "Я реального". В результате устанавливается разрыв между идеальным образом и "Я реальным". Например, человек говорит себе: я ленив, у меня слабая воля, я не умею управлять своими чувствами и др.
  • 3. Самооценка. В самооценке выражается отношение человека к установленному разрыву. Человек сам для себя должен определить путь. Он может включить механизм психологической защиты типа: я не хуже других, я жертва обстоятельств, мне этого и не нужно и т.д. Он может встать на путь целенаправленной работы над самим собой. Может найти способ компенсации своих недостатков.
  • 4. Постановка цели и разработка программы. Самовоспитание направлено на формирование определенных качеств личности, которые необходимы для успешного осуществления какой-либо деятельности. Проблема заключается в том, что человек не всегда может соотнести цели и реальные возможности. Он ставит цели абстрактные (стать похожим на...) и даже бессмысленные (научиться спать на гвоздях), часто нарушая соотношение ближних и дальних целей, не выстраивая иерархии целей. Мешает правильной постановке цели безмерная широта, одновременное множество целей.
  • 5. Осуществление программы самовоспитания. Первым и основным условием осуществления программы является способность человека к самоограничению. Полезно на данном этапе вести дневник, где будут фиксироваться успехи и неудачи. Можно составить график. Человек должен овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и др.

Общий план разработки программы личностного самосовершенствования:

  • 1-й шаг. Постановка дальней цели. Необходимо насколько возможно четко определить для себя общую жизненную перспективу: определить конкретные достижения и сроки. При этом в основе должно быть не изменение какого-либо качества, а дело.
  • 2-й шаг. Постановка ближней цели. Ближняя цель должна согласовываться с дальней целью, должна приближать к дальней цели.
  • 3-й шаг. Определение личностных ресурсов. Ресурсы свои необходимо рассматривать с точки зрения конкретного дела, к осуществлению которого человек стремится.
  • 4-й шаг. Определение недостающих ресурсов. Чем более определенно мы сами для себя определим, что нам необходимо для достижения цели, тем яснее будет для нас, как работать на приближение цели.
  • 5-й шаг. Разработка алгоритма достижения цели. Составление алгоритма – это творческий процесс. Поэтому нет универсальных алгоритмов, они составляются с опорой на имеющиеся и недостающие ресурсы.
  • 6-й шаг. Определение возможных потерь. Никогда не получается все запланировать и запрограммировать. Кроме этого, следует помнить, что самовоспитание требует самоограничения. Для того чтобы достичь цели, часто приходится от чего-то отказваться. Человек должен быть к этому готов.

Самосовершенствование человека – это или иными словами целенаправленное действие по отношению к самому себе с целью развития. Как правило, люди предпочитают развивать в себе благие качества, нравственность, в соответствии с представлениями об идеале.

План самосовершенствования

Если вы не знаете с чего начать саморазвитие, то здесь вы найдёте несколько полезных рекомендаций по этому поводу.

  1. Носите с собой, записную книжку, планшет, мобильный телефон, диктофон или что либо другое, что позволило бы вам записывать или зарисовывать те идеи, которые приходят вам в голову. Выберите наиболее актуальную для вас тему, к примеру, финансы и настройте свой мозг генерировать мысли относительно того, как можно улучшить свое материальное положение. Записывайте всё, что приходит вам в голову по этому поводу. Идеи дадут вам четкую картинку того, что же все таки нужно делать для того чтобы и ваши намерения станут как никогда серьёзными и решительными. Когда вы почувствуете, что эта тема уже вычерпана, попробуйте поработать с другой.
  2. Живите «здесь и сейчас». Искореняйте в себе привычку жить красивыми мечтами о том что будет «если я..», « после того как я..».
  3. Искусство достигать многого маленькими шажками. Для того чтобы добиться желаемого нужно выполнять определённую долю от общей нагрузки ежедневно. Очень хорошо рассматривать этот приём на примере физических упражнений. Если вы хотите иметь идеальную фигуру, то для достижения этой цели вы должны каждый день делать определённые упражнения, лишь тогда результат не заставит себя ждать.
  4. Планирование. Развитие личности самосовершенствование трудно представить без овладения этим навыком. Разбейте свой день на блоки: утренний, обеденный, послеобеденный или вечерний и т.д. С помощью этого простого приёма вы сможете без труда отслеживать, сколько времени вам требуется на выполнение поставленной задачи.
  5. Общайтесь с людьми, которые вдохновляют вас на подвиги. Отграничьте себя от личностей по сравнению с которыми вы ощущаете, что и так многого достигли и на этом можно остановиться.
  6. Для того чтобы хорошо себя чувствовать и всегда отлично выглядеть вам необходимо достаточно хорошо владеть информацией в 3 различных направлениях: здоровое питание, физические нагрузки или тренировки организма, правильная психическая саморегуляция.

Методы самосовершенствования

Потребность человека в самосовершенствовании в психологии изучается уже на протяжении многих лет. В связи с этим Абрахамом Маслоу была разработана концепция, под названием «Пирамида потребностей», в которой он заслуженно отдал наиболее значимую позицию желанию самоактуализации. Также он доказал, что возможность её реализации доступна лишь в том случае, когда удовлетворены все базовые потребности.

Этапы самосовершенствования

Чтобы двигаться вперёд к цели необходимо пройти несколько этапов.

  1. Определение цели деятельности.
  2. Создание идеала или идеального результата деятельности.
  3. Определение временных рамок и выделение вторичных целей.
  4. Самопознание и самоосознание.
  5. Самоконтроль и саморегуляция.
  6. Саморазвитие.

Техники самосовершенствования

Существует огромное множество техник способствующих приближению человека к его идеальному образу «Я», наиболее распространёнными среди которых являются следующие.

  1. Развитие силы воли.
  2. Преображение бесполезного - в полезное.
  3. Я – спокойствие.
  4. Примирение двух своих личностных качеств, таких как рациональность и мечтательность.
  5. Юнгианский диалог.
  6. Колесо баланса.

Самосовершенствовуйтесь, пробуйте что- то новое и тогда вы обязательно достигнете желаемого.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Соответствовать внутренней силе, а не мнимому идеалу. Соответствовать личному стилю — не шаблону и не лекалу…

Арина Забавина

C древнегреческого слово “Akme” переводится как вершина. Говоря о процессе самосовершенствования, подчеркивая при этом акмеологические основы, мы подразумеваем наличие потребности не просто самосовершенствования, а его наиболее активную форму. Другими словами,

акмеологические основы самосовершенствования личности - это продвижение к вершинам мастерства, которое воплощается в виде совершенства.

Самосовершенствование - понятие

Под самосовершенствованием будем понимать взаимодействие человека с окружающей его социальной средой таким образом, что это сопровождается выработкой положительных качеств. Это способствует успеху не только в профессиональной сфере, но и в жизни вообще. Такое развитие предполагает развертывание качеств на протяжении полного жизненного пути человека.

Самосовершенствование личности - психология

По словам С.Л. Рубинштейн, жизненный путь человека - это не просто движение вперед, это так же и движение вверх. Но вверх, как вознесение к высшим, совершеннейшим формам проявления истинной человеческой сущности.

Самосовершенствование - определение

Более глубоко, саморазвитие и самосовершенствование - это ничто иное, как осознанный процесс улучшения компетентности, а так же развитие востребованных в обществе значимых качеств личности в соответствии с личной программой развития.

Самосовершенствование, как метод формирования личности

Процесс самосовершенствования, как и любой другой процесс, связанный с изменениями, предполагает наличие механизма преодоления множества противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Преодолевая противоречия (что само по себе не возможно без социального окружения), мы поднимаемся на новый качественный уровень.

Из вышесказанного мы можем заключить, что самосовершенствование человека в качестве движущей силы в рамках социального окружения, предполагает обязательное наличие мотивов. Получается, что путь к самосовершенствованию обусловлен простой формулой:

соответствующие условия + соответствующие потребности.

Если взять за основу, что в состав деятельности обязательно должны входить два компонента - адаптация и творчество, мы можем выделить ключевую причину, которая останавливает людей в их развитии.

Речь идет о том, что именно творчество непосредственно помогает удовлетворить потребность в самосовершенствовании. Именно поэтому люди, которые перестают творить и предаются банальной адаптации, перестают самосовершенствоваться.

Путь самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;
  • Побуждение себя;
  • Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);
  • Эффективная самореализация.

Ориентация на успех через процессы воспитания и самовоспитания

Не существует пределов развития личности. Однако и воспитание не возможно без самовоспитания. Получается, что прежде чем перейти к воспитательным процессам, есть необходимость развить достаточный уровень самовоспитания. Каким же образом можно увязать процессы воспитания и самовоспитания со стремлением к достижению успеха?

Возьмем человека с устойчивой характеристикой стремления к успеху. Если проследить путь его развития, можно увидеть, что стал он таким не за один день. В зависимости от того, как проходит воспитание человека, он приходит к одному из двух: либо полной безынициативности, либо становится устремленным к успеху.

О том, что безынициативности и стремлению к успеху можно обучиться, говорят труды американского психолога М. Селингмана. Такие выводы были сделаны в результате проведения экспериментов сперва на животных, а затем на американских студентах, которым сперва заведомо предлагались нерешаемые задачи. Это способствовало полному отказу решать любые задачи в последующем, хотя дальше они были просты.

В зависимости от того, видит ли виновником своих неудач человек себя самого или же внешние обстоятельства, он в той или иной степени может само воспитать у себя чувство беспомощности. Другими словами, человек с обученной беспомощностью, всегда будет признавать свое поражение еще до того, как приступит к делу, даже если оно будет ему по силам.

Саморазвитие и самосовершенствование конкурентоспособной личности посредством выработки соответствующих компетенций

Век живи - век учись. Этой фразой как никакой другой подчеркивается одна из особенностей человека - обучаться на протяжении всей жизни. Вплоть до 18-20 лет, жизнь каждого человека предполагает наличие постоянного потока знаний. По мере взросления, все большую роль в жизни человека приобретает его личная инициатива. Человек учится применять полученный опыт.

Для людей, достигших акмеологической вершины развития, характерно следующее:

  • Удовлетворение собственных нужд без негативного воздействия на других;
  • Самовыражаясь, такие люди достигают успеха в любимом деле;
  • Такие люди всегда ответственны как в действиях, так и в собственном развитии;
  • Они получают удовольствие от своей жизни;
  • Повседневная жизнь характеризуется энергичностью и жизнестойкостью;
  • Открытость новому опыту и жизненным переменам.

Психология самосовершенствования личности на акмеологической основе предполагают наличие следующих ограничений:

  • Сильное влияние семейных традиций (ограниченность представлений о себе);
  • Инертность личности;
  • Скудная поддержка со стороны (поддержка окружающих людей обладает сильным потенциалом энергии, необходимой для новых перемен).
  • Деструктивное воздействие враждебно настроенных людей;
  • Отсутствие обратной связи либо её неадекватность (способствует формированию искаженного представления о вещах, подобно кривым зеркалам).

Саморазвитие и самосовершенствование - пример личного плана работы:

  • Работа по выявлению собственных ограничений;
  • Качественная обратная связь с другими людьми - оценочная деятельность;
  • Эффективное преодоление трудностей в процессе саморазвития;
  • Постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУНов);
  • Цикличность проделанной работы (постоянный возврат к первому этапу).

Таким образом, несмотря на то, что социальное окружение оказывает большое влияние на развитие человека, тем не менее, мера развития каждого сокрыта в сознании его самого. «Мы есть то, что мы едим» - и касается это исключительно духовной пищи.

Самоактуализация - процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация по сути способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Самоактуализация есть проявление глубинной, естественной нравственности "образа Божия" в человеке. Успешность и полнота самоактуализации зависит от развития самосознания, эмпатии человека, рефлексии и мировоззрения.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста ("Я-реальное") и некоторым воображаемым его состоянием ("Я-идеальное"). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Способы самосовершенствования личности

Самосовершенствование - это осознанная и непрерывная работа над собой. Этот процесс включает в себя улучшение приобретенных навыков, качеств и задатков, которое соответствует жизненным целям человека. В качестве базы для самосовершенствования личности психология рассматривает функцию адаптивности высшей нервной деятельности под условия, в которых живет и развивается человек, а также его способность к самооценке. Мотивы стремления к идеалу могут быть различными. Сюда относятся любовь, профессиональный и материальный стимулы, интересы, а также идеи и убеждения. Самосовершенствование личности невозможно без соблюдения нескольких важных условий:

  • · самоанализ, т.е. сравнение себя с другими, самонаблюдение, самооценка, самокритика и т.п.;
  • · программа совершенствования собственной личности;
  • · сила воли и закалка характера.

Бывает и так, что многие люди не знают как достичь своего идеала, или попросту не хотят этого делать, т.к. состояние стабильности без какого-либо движения в сторону развития их устраивает. Кроме того, существуют и другие проблемы самосовершенствования личности. Их изучает такая наука как акмеология. В ее ведении находятся закономерности развития человека в период зрелости и при достижении наиболее высокого уровня совершенствования именуемым акме. Иными словами акмеологические основы самосовершенствования личности заключаются в активной творческой деятельности, саморазвитии, самовоспитании и огромном желанием их достичь. Главные свойства "акме" человека - это его креативность (в качестве способности к творчеству) и профессионализм. То есть творческая направленность на созидательную деятельность.

Пути и способы самосовершенствования личности

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • · самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);
  • · самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);
  • · программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
  • · самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Т.о., механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала - образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию "несовершенств" своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие "самопознающая деятельность", которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции "обученной беспомощности", предложенной известным американским психологом М. Селигманом.


Top