Расселение крымских татар в крыму. Типы крымских татар: ногаи, таты и ялыбойлю


Половцы - прародители нынешних татар - кочевой народ, пришли на Русь от байкальских степей из средней и центральной Азии. Впервые стали появляться у российских границ с 1055 года и вплоть до 1239 года никакой "своей" земли не имели, поскольку жили за счёт грабежей и разбоев, занимаясь скотоводством и конекрадством, как цыгане. И когда скот их сожрал всю траву в степях Румынии, Венгрии и Литвы, перебрались в степи Таврии. Благо травы там были знатные: могли и коня со всадником укрыть, не то что в Литве там или Польше, например. Пришли и, по причине неумения пахать и строить, стали заниматься набегами на караваны торговые, да разорять и грабить курени и хутора крестьянские, заниматься работорговлей: гонять в Персию девиц, красавиц славянских, для пополнения гаремов турецких и иранских шахов. А когда монголы пошли на Русь, присоединились к ним. И вместе с ними с радостью грабили и жгли землю русскую. Пока от запорожских и донских казаков отпор не стали получать.
Впервые этноним «татары» появился среди тюркских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала.
Даже слова Крым в те времена ещё не было. Была Таврия.
Крымом землю эту татары назвали уже в 1239 году, когда пришли с монгольским войском хана Бату и образовали Крымский улус Золотой Орды. И за 200 с лишним лет оккупации земель Таврии монголо-татарами, а затем и турками название это закрепилось и стало употребляемым большинством живущих там захватчиков.
И уже со второй половины XIII в. название Таврия из названия полуострова исчезает окончательно.
А все рассказы крымских татар про "Многовековую историю уже сложившихся национальной экономики, культуры, языка и государственности со стольными "исконно татарскими" городами Солхат и Бахчисарай" ни что иное, как выдуманная ими же самими полнейшая ЧУШЬ!
Потому что «древний» «татарский» город Солхат появился в Крыму в 40-е 80-е годы ХIII века, т.е. в интервале с 1240 по 1280г.г. т. е. с нашествием на Русь "Золотой орды". И построен был он не в голой степи, а на руинах разрушенных монголами и татарами христианского и иудаистского посёлков. Селение, стало административным центром крымского улуса Золотой Орды. Уже затем в Солхате поселилась большая группа малоазийских тюрков, пришедших с Иззаиддином Кейкавусом. Вот тогда-то они, а не татары даже, в том городе первую мечеть-то и построили. В 1443году татары провозгласили Хаджи-Гирея своим крымским ханом, да просчитались, потому что тот, заключив союз с турками в 1454году, подчинил татарское Крымское ханство Османской империи.
Ну, а «древне-татарский» город Бахчисарай и того круче. Основан он был в 1532 году и совсем даже не татарами, а уже в эпоху Османской (турецкой) империи на территории трёх поселений:
1. Древнего небольшого городка Чуфут-Кале - основанного иудеями и аланами (осетинами), который возник предположительно в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Кстати: с крымско-татарского Чуфут-Кале так и переводится: «еврейская крепость».
Был переименован татарами в Кырк-Ер, в переводе: «сорок укреплений»,- во времена всё той же Османской империи.
2. Салачик. Основан был в конце VI века н. э. византийскими христианами, как военное укрепление, на границе её владений и просуществовал почти до конца XIII века. Пока в 1239 г. местный народ- кипчаки и аланы - не были побеждены и изгнаны из города монгольской армией Джучи, сыном Чингиз-хана. В то же время и весь полуостров Таврия перешел под контроль новой администрации. Вместе с многочисленными монголами на полуостров прибыли и массы покоренных монголами тюрок, а так же и близких им по языку и культуре татарами. Как раз в этот период времени и начинается формирование на полуострове нового "коренного" местного крымского тюркоязычного этноса – крымских татар. Салачик был превращён татарами в столицу Крымского улуса "Золотой Орды", вплоть до переноса её в XV веке непосредственно в Бахчисарай.
3. Эски-юрт и тот не был основан татарами, а среднеазиатскими арабами-паломниками, почитающими прах Азиза Малик-Аштера и распространяющими ислам.
И вовсе не в том была беда, что татары с турками тот Крым заселили.А в том, что им было этого мало. Да, и России было бы вовсе не важно, какие там народы осели в Крыму. Если бы.... они там пахали бы себе свой Крым, да сеяли. Так нет. В Крыму-то им как раз и не сиделось. Только за вторую половину XVI века татарами было совершено 48 опустошительных набегов на южные области России, а в первой половине XVII века угнано в рабство на работы более 200 тыс. русских пленников. А покончила с этим татарским бандитизмом Екатерина II в 1771 году, разбив 100-тысячную турецко-татарскую армию.
Кстати, сохранилось её напутствие перед походом в Крым генералу Петру Панину от 2 апреля 1770 года, в котором российская императрица высказывалась относительно судьбы татарских народов: «Совсем нет Нашего намерения иметь сей полуостров и Татарские орды, к оному принадлежащая в Нашем подданстве, а желательно только, чтобы они отторгнулись от подданства Турецкого и остались навсегда в независимости. Препоручается вам, продолжая начатую с Татарами обсылку и негоциацию, склонять их не к Нашему подданству, но только независимости и отложению своему от Турецкой власти, обещая им торжественно наше ручательство, покров и оборону.»
Вот как. Решила отделить татар от турок. То есть, сделать их независимыми!
Хан Селим-Гирей III был русскими разбит и бежал в Стамбул.
А 1 августа 1772 года Екатерина II государственной грамотой признала «Хана Крымского независимым владетелем, а область Татарскую в равном достоинстве с протчими подобными свободными и под собственным правительством состоящими областями». В ноября того же года в Карасубазаре Сахиб Гирей с «уполномоченными от Татарского народа», князь Долгоруков и генерал-поручик Е. Щербинин подписали мирный и союзный трактат, ратифицированный 29 января 1773 года Екатериной II, по которому Крым Объявлялся независимым ханством под покровительством России, к которой переходили морские черноморские порты Керчь, Еникале и Кинбурн.
По Указу Екатерины II от 22 февраля (4 марта) 1784 года татарам были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Гарантировалась неприкосновенность религии, муллы и другие представители мусульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Крымские татары были даже освобождены от воинской повинности…
Ну, и чем же за эту великую милость крымские татары отплатили России? А вот таким же их "великим" предательством. Удобный случай подвернулся и в 1853 году, когда они по-тихому и без боя сдали Крым и присягнули на верность потомку рода Гиреев Сеит-Ибраим-паши, Вильгельму Токарскому, который присвоив себе Крым объявил, что отныне полуостров стал свободным и независимым, но почему-то уже под покровительством Франции. Но только жившие до этого в Евпатории вместе с татарами мирные христиане свободными так и не стали, потому что были татарами безжалостно умерщвлены самым зверским образом, а храмы их варварски разрушены.
И опять, та же самая империалистическая Россия, "тюрьма народов", как её называли позднее большевики, разбив в очередной раз Османскую империю и выгнав турок из Крыма, с татарами обходится нежно и ласково, - всех, кто был согласен жить по законам России, оставляет в своих домах и на своих землях. Но только на этот раз уже никакой независимости им не обещает. И решает, если татары не могут (или сами не желают)быть независимыми быть, то пусть будут тогда хотя бы не в составе врагов России. И присоединяет Крым. Стало от этого татарам хуже? Судите сами.
И при царях русских и при большевиках татарам всегда жилось не плохо. По крайней мере, не хуже, чем русским. С самого момента образования Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР в 1921 году и до войны с фашистской Германией 1941 года крымских татар в СССР никто не ущемлял ни в каких правах. И даже официальными, и РАВНОЦЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЯЗЫКАМИ в Крымской АССР во времена тоталитарного СССР были русский и татарский!
Да и Сталин, совсем не потому что татар не любил, решил их депортировать в 1944 году. А исключительно - после того, как было раскрыто и доказано их очередное предательство России и массовое сотрудничество с фашистами.
Читаем из докладной записки зам. наркома госбезопасности СССР Б.З. Кобулова и зам. наркома внутренних дел СССР И.А.Серова на имя Л.П. Берии, датированной 22 апреля 1944 г. по Крыму: «... Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. человек, в том числе, 20 тыс. крымских татар... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении из Крыма...» Дезертирство крымских татар из Красной Армии было практически поголовным. И это подтверждается данными по отдельным населенным пунктам.
А вот уже факты из справки Главного командования германских сухопутных войск от 20 марта 1942 года: «Настроение у татар хорошее. К немецкому начальству относятся с послушанием и гордятся, если им оказывают признание на службе или вне. Самая большая гордость для них - иметь право носить немецкую униформу. Много раз высказывали желание иметь русско-немецкий словарь. Можно заметить, какую они испытывают радость, если оказываются в состоянии ответить немцу по-немецки… Помимо службы в добровольческих отрядах и карательных органах противника, в татарских деревнях, расположенных в горно-лесной части Крыма, были созданы отряды самообороны, в которых состояли татары, жители этих деревень. Они получили оружие и принимали активное участие в карательных экспедициях против партизан».
И, если вдуматься, то не так уж и жестоко Сталин в 1944-м году с крымскими татарами и обошёлся: сослать-то он их сослал, но ведь даже вовсе и не в Гулаг, а всего-то на поселение за Урал, в казахские степи. Туда, откуда, практически их предки на Русь и явились. А ведь мог бы всех и расстрелять по законам военного времени. Тем более, что, в отличии от татар, с русскими, украинцами, белорусами и т.д. он так не миндальничал.
Подумать только: Индейцы в Америке были завоеваны американцами и те их даже загнали, как скот, в резервации, и даже они в войне с фашистами 1941-1945 г.г. целыми стрелковыми батальонами воевали в рядах американской и канадской армий, и никто из них не дезертировал. Майкл Делисл из индейского племени могавков в канадских провинциях Онтарио и Квебек принял участие в высадке американских войск в Нормандии, получил «Бронзовую звезду» от правительства США, в Канаде спустя много лет - орден Почетного легиона. Как писала газета «The Canadian Press», он первым вошел в концентрационный лагерь Дахау. Ну, почему, скажите, даже угнетённые индейцы, в отличие от крымских татар, не стали при этом воевать на стороне фашистов и предавать своей Родины?
Совсем не в пример равным среди равных обиженным на русских и Сталина татарам.
Однако, сегодня Крымским татарам не позавидуешь.
Украина правопреемство от России относительно территории Крыма и проживающих на ней народов не принимала. И именно поэтому на принадлежащем независимой от России и крымских татар Украине Крымском полуострове татарский язык не является вторым государственным. Кроме того, поскольку татар Украина в 1944 году не депортировала, то поэтому и возвращать на земли отцов и дедов депортированных татар обязанной себя не считает.
И вообще: признать кого-то несправедливо пострадавшим и возвращать обратно в Крым на ЗАКОННЫХ основаниях, с выплатой компенсаций и возвращением конфискованных земель и недвижимости может лишь тот, кто их когда-то и депортировал, т. е., правильно - Россия. А это означает только одно, - что прежде всего сами крымские татары должны быть заинтересованными в том, чтобы Крым стал снова Российским. Ведь иначе их беженцами или незаконно репрессированными никто другой признать не сможет, даже если и захочет. Ведь никаких документов, свидетельствующих о том кого именно, и с какого места и куда выселяли у Украины нет.
А что делают татары в Крыму сегодня? Занимаются самозахватами земель, воюют с местными казаками, христианами и врут, что когда-то Сталин и СССР развязали против них настоящий геноцид. Но вот вопрос - за что, и с кем они воюют? За независимость Крыма? От кого? От украинцев? От русских казаков? Греков? Армян? Евреев?....
Нет. Никогда они не понимали, кто им друг, а кто враг, потому что дальше своих шкурных интересов ничего не хотели ни знать, ни видеть.
Поэтому, вместо создания в союзе с русскими Крымской автономии, или чтобы их Россия, как Абхазию и Южную Осетию признала, они с православными русскими там воюют.
И Турция татарам, при всём их желании, не поможет. Никогда Россия Туркам Крыма не уступала, и сейчас не отдаст,- не дождутся. Как впрочем и американцам, если, вдруг те на него позарятся под предлогом, например, помощи обездоленным татарам. Россия - не Ирак и не Ливия... Так что не всё так просто сегодня в жизни у крымских татар. А, впрочем, сами же во всём и виноваты. Да и вообще: за все те войны против России в союзах с половцами, Золотой ордой, потом - Османской империей, и за предательство своей Родины в годы Великой отечественной - их, по исторической справедливости, нужно было бы на все века и вовсе лишить права проживания на крымских землях.
А кого бы следовало вернуть в Крым, так это его по-настоящему коренное население, истреблённое монгольскими, татарскими и турецкими захватчиками, а именно: греков, болгар, осетин и аланов. Да заодно и название историческое полуострову вернуть. И назвать его прежним именем - Таврией.
P.S
Два года назад, когда писалась эта статья, никто не мог себе даже и предположить тех событий, которые сегодня в феврале 2014 года разворачиваются на Украине. Боевики радикальной группировки "Правый сектор" не просто возглавили протестное движение против действующей в стране власти и сил правопорядка "Беркут", но и взялись за оружие. Пролита кровь представителей власти, мирных граждан и боевиков. Далеко не все на Украине поддерживают такой радикализм. Да и в Крыму против действий "Правого сектора" поднялось практически всё многонациональное население полуострова. Депутаты Крымской автономии твёрдо заявили, что в случае насильственного и неконституционного свержения действующей власти, они обратятся к России с просьбой возвращения Крымской автономии в состав России. И в этот переломный для Украины момент, не смотря на то, что Крымский меджлис на днях принял резолюцию - поддержать вооружённую попытку антиконституционного переворота радикалов и заявил, что приложит все усилия, чтобы Крым не стал Российским. Всё равно у крымских татар есть реальный шанс, оставив в прошлом свои старые обиды на русских, объединиться с ними в борьбе за свободный от расизма Крым. Ведь даже во времена тоталитарного СССР русский вместе с татарским были официальными и РАВНОЦЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЯЗЫКАМИ в Крымской АССР. Не в пример сегодняшней "демократичной" и "свободной" Украине, в которой, придя незаконно к власти, новая профашистская Верховная рада первым же своим Указом отменила Закон о региональных языках. Только в союзе с русскими крымские татары сегодня смогут противостоять бандеровцам, УПА, "Правому сектору" и пришедшим к власти украинским неофашистам, чтобы иметь возможность отстоять вместе с ними и право жить на земле своих предков, и право говорить в Крыму на своём родном языке.
Как трудно быть современником великих событий. Это удивительно, но Крым снова стал Российским!
Без единого выстрела. Так решил народ полуострова, проведя референдум.
Пусть не обижаются на меня другие нации, если я скажу не без гордости за Россию и Русских, что они этого по праву достойны.
Думаю, что 18 марта 2014 года войдёт в историю и Крыма, и России, как день исправления политической ошибки Н.С. Хрущёва, которую он совершил 19 февраля 1954 года, передав своим личным решением Крымскую область из РСФСР в состав УССР. Просто русские отказались строить в Крыму унитарное националистическое украинское государство и всем полуостровом вместе с живущими там татарами и украинцами вернулись обратно домой в Россию. Историческая справедливость восторжествовала. Теперь в Крыму будет 3 государственных языка: Русский, Крымско-татарский и Украинский. Вот такая, однако, у нас случилась с Крымом история.

(в Турции, Болгарии и Румынии)

Религия Расовый тип

Южноевропейская - Ялыбойцы;Кавкасионная, среднеевропейская - таты; Европеоидная (20 % монголоидности) - степные.

Входит в

Тюркоязычные народы

Родственные народы Происхождение

готаланы и тюркские племена,все те кто когда-либо населял Крым

мусульмане -сунниты , принадлежат к ханафитскому мазхабу .

Расселение

Этногенез

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XV-XVIII веках на основе различных этнических групп, живших на полуострове ранее.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры , скифы , сарматы , аланы , булгары , греки , готы , хазары , печенеги , половцы , итальянцы , адыги (черкесы), малоазийские турки . На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде .

Важная роль в формировании крымскотатарского народа принадлежит западным кыпчакам , известным в русской историографии под именем половцев . Кыпчаки с -XII веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII века именовались Дешт-и Кыпчак - «Кыпчакская степь»). Со второй половины XI века они начали активно проникать в Крым. Значительная часть половцев укрылась в горах Крыма, спасаясь после поражения объединённых половецко-русских войск от монголов и последовавшего разгрома половецких протогосударственных образований в северном Причерноморье.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к Османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама . Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур . Однако активно распространяться в Крыму мусульманство стало только после принятия в XIV веке золотоордынским ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии. Исторически традиционным для крымских татар является ханафитское направление, которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе.

Формирование крымскотатарского этноса

К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию самостоятельного крымскотатарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получившего имя «татары» половецкоязычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа . В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием .

Важной составляющей этого процесса была языковая и религиозная ассимиляция весьма смешанного по своему этническому составу христианского населения (греки , аланы , готы , черкесы , половецкоязычные христиане, в том числе потомки ассимилированных перечисленными народами в более ранние эпохи скифов, сарматов и др.), составлявшего к концу XV века большинство в горных и южнобережных регионах Крыма. Ассимиляция местного населения началась ещё в ордынский период, но особенно усилилась она в XVII веке. Об ассимиляционных процессах в ордынской части Крыма писал ещё византийский историк XIV века Пахимер: С течением времени, смешавшись с ними [татарми], народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи, и готы, и различные с ними народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками . В этом перечне важно упоминание обитавших в горной части Крыма готов и аланов, которые начали перенимать тюркские обычаи и культуру, что соответствует данным археологических и палеоэтнографических исследований . На подконтрольном османам Южном берегу ассимиляция шла заметно медленнее. Так, результаты переписи населения 1542 года показывают, что подавляющее большинство сельского населения османских владений в Крыму составляли христиане . Археологические исследования крымскотатарских кладбищ на Южном берегу также показывают, что мусульманские надгробия массово начинают появляться в XVII веке . В результате к 1778 году, когда крымские греки (греками тогда называли всех местных православных) были по приказу российского правительства выселены из Крыма в Приазовье, их насчитывалось чуть более 18 тысяч (что составляло порядка 2% от тогдашнего населения Крыма ), причём больше половины этих греков составляли урумы , родным языком для которых является крымскотатарский, грекоязычные же румеи были меньшинством, а носителей аланского, готского и других языков к тому времени не осталось совсем. Тогда же были зафиксированы случаи перехода крымских христиан в ислам с целью избежать выселения.

История

Крымское ханство

Оружие крымских татар XVI-XVII веков

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства .

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с по 1783 годы . На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай . Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер . Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы - конец XII века (до-ордынский период) и хан Газы II Герай Бора . Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае .

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю . Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, за первые 10 лет российской власти Крым покинуло до 3/4 населения (из турецких данных известно о 250 тыс. крымских татар, поселившихся в конце XVIII в. в Турции, в основном в Румелии). После окончания Крымской войны , в 1850-60-е годы из Крыма эмигрировало около 200 тыс. крымских татар . Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции , Болгарии и Румынии . Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма . Тогда же Крым покинула большая часть крымскотатарской элиты.

Наряду с этим интенсивно проходила колонизация Крыма , в основном территории степей и крупных городов (Симферополь , Севастополь , Феодосия и др.), за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории Центральной России и Малороссии. Всё это привело к тому, что к концу XIX века крымских татар осталось меньше 200 тыс. (около трети всего крымского населения) и 1917 году около четверти (215 тыс.) от 750-тысячного населения полуострова .

В середине XIX века крымские татары, преодолевая разобщенность, начали переходить от мятежей к новому этапу общенациональной борьбы. Появилось понимание того, что надо искать пути борьбы против эмиграции, которая выгодна Российской империи и ведет к вымиранию крымских татар. Необходима была мобилизация всего народа для коллективной защиты от гнёта царских законов, от русских помещиков, от служащих русскому царю мурзаков. По мнению турецкого историка Зюхаль Юксель, начало этому возрождению положила деятельность Абдурамана Кырым Хавадже и Абдурефи Боданинского . Абдураман Къырым Хавадже работал преподавателем крымскотатарского языка в Симферополе и издал в 1850 году в Казани русско-татарский разговорник. Абдурефи Боданинский, в 1873 году, преодолевая сопротивление властей, издал в Одессе «Русско-татарский букварь», причем необычайно большим тиражом в две тысячи экземпляров. Для работы с населением он привлекал самых способных из молодых своих учеников, определяя им методику и программу занятий. При поддержке прогрессивных мулл удавалось расширять программу традиционных национальных учебных заведений. «Абдурефи Эсадулла был первым просветителем среди крымских татар», пишет Д. Урсу . Личности Абдурамана Къырым Хавадже и Абдурефи Боданинского знаменуют начало этапов трудного возрождения народа, уже много десятилетий изнывающего под политическими, экономическими и культурными репрессиями.

Дальнейшее развитие Крымскотатарского возрождения, которое связано с именем Исмаила Гаспринского, явилось закономерным следствием мобилизации национальных сил, предпринятой многими, безымянными сегодня, представителями светской и духовной интеллигенции крымских татар. Исмаил Гаспринский явился выдающимся просветителем тюркских и других мусульманских народов. Одна из главных его заслуг - создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования, которое также радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («Переводчик») с 1883 года, которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма , в том числе в Турции и в Средней Азии. Его просветительская и издательская деятельность привела, в конечном счёте, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Гаспринский также считается одним из основателей идеологии пантюркизма .

Революция 1917 года

В начале ХХ века Исмаил Гаспринский понял, что его просветительская задача выполнена и необходимо выходить на новый этап национальной борьбы. Этот этап совпал с революционными событиями в России 1905-1907 годов. Гаспринский писал: «Первый долгий период мой и моего „Переводчика“ закончен, и начинается второй, краткий, но, вероятно, более бурный период, когда старый педагог и популяризатор должен явиться политиком».

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений. Наиболее активные крымскотатарские революционеры сгруппировались вокруг Али Боданинского, эта группа находилась под пристальным вниманием жандармского управления . После смерти Исмаила Гаспринского в 1914 году в качестве старейшего национального лидера остался Али Боданинский. Авторитет Али Боданинского в национально-освободительном движении крымских татар в начале XX века был непререкаем. В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком . С десятидневным опозданием симферопольская группа социал-демократов организовала первый Симферопольский Совет. Руководство Мусульманского Ревкома предложило Симферопольскому Совету совместную работу, однако исполком Совета отклонил это предложение. Мусульманский Ревком организовал всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25 марта 1917 года состоялся Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и 500 гостей. Съезд избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком) из 50 членов, председателем которого был избран Номан Челебиджихан , управляющим делами избран Али Боданинский. Мусисполком получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. Под контролем Мусисполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, в деревнях также были созданы местные комитеты. Центральными печатными органами Мусисполкома становятся газеты «Миллет» (редактор А. С. Айвазов) и более радикальная «Голос Татар» (редакторы А. Боданинский и X. Чапчакчи).

После проведенной Мусисполкомом всекрымской избирательной кампании 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в Ханском дворце был открыт Курултай - Генеральная Ассамблея, главный совещательный, директивный и представительный орган. Курултай открыл Челебиджихан. Он, в частности, сказал: «Наша нация созывает Курултай не для закрепления своего господства. Наша цель трудиться рука об руку, голова к голове со всеми народами Крыма. Наша нация справедлива». Председателем Курултая был избран Асан Сабри Айвазов . В Президиум Курултая вошли Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи. Курултай утвердил Конституцию, в которой было сказано: «…Курултай верит, что принятая Конституция может обеспечить национальные и политические права малочисленных народов Крыма только при народно-республиканской форме правления, поэтому Курултай принимает и провозглашает принципы Народной республики как основу национального существования татар». Статья 17 Конституции отменяла титулы и сословные звания, а 18-я - узаконивала равенство мужчины и женщины. Курултай объявил себя национальным парламентом 1-го созыва. Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан. Челебиджихан составил свой кабинет. Директором юстиции был сам Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафер Сейдамет. Директором просвещения - Ибраим Озенбашлы. Директором вакуфов и финансов - Сеит-Джелиль Хаттат. Директором религиозных дел - Амет Шукри. 5 декабря (по старому стилю) Крымская национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их на совместную работу. Таким образом, в 1917 году в Крыму начали существовать крымскотатарский Парламент (Курултай) - законодательный орган, и крымскотатарское Правительство (Директория) - исполнительный орган.

Гражданская война и Крымская АССР

Доля крымских татар в населении районов Крыма по материалам всесоюзной переписи населения 1939 года

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России . В 1917 году после Февральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров, Номана Челебиджихана - «Крым - для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности . «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, как Швейцария . Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку» . Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году , а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми , так и красными.

Крым под немецкой оккупацией

За участие в Великой Отечественной войне пятеро крымских татар (Тейфук Абдуль , Узеир Абдураманов , Абдураим Решидов , Фетислям Абилов , Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза , а Аметхан Султан был удостоен этого звания дважды. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы . Известны имена двух генералов-крымских татар: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров.

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года . Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана . Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР , на Урал , в Костромскую область .

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей) . С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление .

Официально основанием для высылки было объявлено также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД », полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей . При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов , так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию . Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года . В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар - участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта .

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших .

Борьба за возвращение

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году , в «оттепель », крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка »), несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС , ЦК КПУ и непосредственно к руководителям СССР и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан».

С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

ЦК КПУ сообщает, что за последнее время, и особенно в 1965 году, участились посещения Крымской области татарами, отселенными в прошлом из Крыма… Приезжавшие в сентябре 1965 года в Крым некие Сулейманов, Халимов, Бекиров Сеит Мемет и Бекиров Сеит Умер, жители г. Гулистана Узбекской ССР, при встречах со своими знакомыми сообщали, что «сейчас в Москву поехала большая делегация добиваться разрешения вернуться крымским татарам в Крым. Возвращаться будем все или никто». <…>

Из письма в ЦК КПСС о посещениях Крыма крымскими татарами. 12 ноября 1965 г.

Деятельность общественных активистов, настаивавших на возвращении крымских татар на историческую родину, преследовалась административными органами советского государства .

Возвращение в Крым

Массовое возвращение началось в 1989 году , и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе - свыше 25 тыс., в Симферопольском районе - свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района.

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица , проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

Религия

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане -сунниты . Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с формированием самого этноса и была очень длительной. Первым шагом на этом пути был захват Судака и окрестностей сельджуками в XIII веке и начало распространения в регионе суфийских братств, а последним - массовое принятие ислама значительным количеством крымских христиан, желавших избежать выселения из Крыма в 1778 году . Основная же часть населения Крыма приняла ислам в эпоху Крымского ханства и предшествовавший ему золотоордынский период. Сейчас в Крыму насчитывается около трёхсот мусульманских общин, большая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Крыма (придерживается ханафитского мазхаба). Именно ханафитское направление, которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе, является исторически традиционным для крымских татар.

Литература крымских татар

Основная статья: Литература крымских татар

Видные крымскотатарские писатели XX века:

  • Бекир Чобан-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Дженгиз Дагджи
  • Эмиль Амит
  • Абдула Демерджи

Крымскотатарские музыканты

Крымскотатарские общественные деятели

Субэтносы

Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народом ногайцы) (çöllüler , noğaylar ), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar ) и южнобережцев или ялыбойских (yalıboylular ).

Южнобережцы - ялыбойлу

До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalı boyu ) - узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки , готы , малоазийские турки и черкесы , а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). У жителей многих деревень Южного берега вплоть до депортации сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. Большая часть ялыбойцев приняла ислам в качестве религии достаточно поздно, по сравнению с двумя другими субэтносами, а именно в 1778. Поскольку Южный берег был под юрисдикцией Османской империи, южнобережцы никогда не жили в Крымском ханстве и могли перемещаться по всей территории империи, об этом свидетельствует большое количество браков южнобережцев с османами и другими гражданами империи. В расовом отношении большинство южнобережцев принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе (внешне похожи на турок, греков, итальянцев и т. д.). Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (Кипарисное) и Арпат (Зеленогорье) относились именно к этому типу. Южнобережные татары и по физическому типу заметно отличаются от тюркского: отмечались более высокий рост, отсутствие скул, «в общем, правильные черты лица; тип этот сложен весьма стройно, почему и может быть назван красивым. Женщины отличаются мягкими и правильными чертами лица, темными, с длинными ресницами, большими глазами, тонко очерченными бровями» [откуда? ] . Описанный тип, однако, даже в пределах небольшого пространства Южного берега подвергается значительным колебаниям, в зависимости от преобладания тех или других живших здесь народностей. Так, например, в Симеизе, Лименах, Алупке нередко можно было встретить длинноголовых, с продолговатым лицом, длинным горбатым носом и русыми, иногда рыжими волосами. Обычаи южнобережных татар, свобода их женщин, почитание некоторых христианских праздников и памятников, их любовь к оседлым занятиям, сопоставленные с их наружным видом, не могут не убедить, что эти, так называемые «татары» близки к индоевропейскому племени. Население среднего ялыбоя отличается аналитическим складом ума, восточного - любовью к искусству - это определяется сильным влиянием в средней части готов, а в восточной греков и итальянцев. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому . В лексике этого диалекта имеется заметный пласт греческих и некоторое количество итальянских заимствований. Старый крымскотатарский литературный язык, созданный Исмаилом Гаспринским, был основан именно на этом диалекте.

Степняки - ногаи

Горцы - таты

Современная ситуация

Этноним «татары» и крымскотатарский народ

То, что в общепринятом названии крымских татар присутствует слово «татары», часто вызывает недоразумения и вопросы о том, не являются ли крымские татары субэтнической группой татар , а крымскотатарский язык диалектом татарского . Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами : карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д. Крымские татары имеют мало общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных), и являются потомками тюркоязычных, кавказских и других племён, населявших восточную Европу до монгольского нашествия, когда на запад и пришёл этноним «татары». Крымскотатарский и татарский языки являются родственными, поскольку оба относятся к кыпчакской группе тюркских языков, однако не являются внутри этой группы ближайшими родственниками. Из-за достаточно сильно отличающейся фонетики крымские татары почти не понимают на слух татарскую речь. Наиболее близкими к крымскотатарскому являются из огузских турецкий , азербайджанский , а из кыпчакских кумыкский и карачаевский языки . В конце XIX века Исмаилом Гаспринским была предпринята попытка создания на основе крымскотатарского южнобережного диалекта единого литературного языка для всех тюркских народов Российской империи (в том числе и татар Поволжья), однако серьёзного успеха это начинание не имело.

Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: qırımtatarlar (дословно «крымтатары») и qırımlar (дословно «крымцы») . В обиходной разговорной речи (но не в официальном контексте) может употребляться в качестве самоназвания и слово tatarlar («татары»).

Написание прилагательного «крымскотатарский»

Кухня

Основная статья: Крымскотатарская кухня

Традиционными напитками являются кофе , айран , язма, буза .

Национальные кондитерское изделия шекер къыйыкъ, курабье , пахлава .

Национальными блюдами крымских татар являются чебуреки (жареные пирожки с мясом), янтыкъ (печенные пирожки с мясом), сарыкъ бурма (слоёный пирог с мясом), сарма (фаршированные мясом и рисом листья винограда, капусты), долма (фаршированные мясом и рисом болгарские перцы), кобетэ - изначально греческое блюдо, о чём свидетельствует название (печеный пирог с мясом, луком и картофелем), бурма (слоёный пирог с тыквой и орехами), татараш (буквально татарская еда - пельмени) юфакъ аш (бульон с очень мелкими пельменями), шашлык (само слово крымскотатарского происхождения), плов (рис с мясом и курагой в отличие от узбекского без моркови), пакъла шорбасы (мясной суп с стручками зеленой фасоли, заправленный кислым молоком), шурпа, хайнатма.

Примечания

  1. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  2. Этноатлас Узбекистана
  3. О миграционном потенциале крымских татар из Узбекистана и др. к 2000 г.
  4. По переписи 1989 г. в Узбекистане было 188 772 крымских татар.() При этом нужно учитывать, что с одной стороны после распада СССР большая часть крымских татар Узбекистана вернулась на свою родину в Крым , а с другой - что значительная часть крымских татар в Узбекистане записывается при переписях как «татары». Есть оценки численности крымских татар в 2000-е годы в Узбекистане до 150 тыс. чел.(). Численность собственно татар в Узбекистане составляла 467 829 чел. в 1989 г. () и около 324 100 чел. в 2000 г.; а татар вместе с крымскими татарами в 1989 году в Узбекистане было 656 601 чел. и в 2000 году - 334 126 чел. Какую долю от этого количества в реальности составляют крымские татары, точно неизвестно. Официально в 2000 г. в Узбекистане было 10 046 крымских татар ()
  5. Joshuaproject. Tatar, Crimean
  6. Crimean Tatar population in Turkey
  7. Перепись населения Румынии 2002 г. Национальный состав
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  9. Перепись населениея Болгарии 2001 г.
  10. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
  11. Около 500 тыс. в странах бывшего СССР, Румынии и Болгарии, и от 100 тыс. до нескольких сот тысяч в Турции. Статистика по национальному составу населения в Турции не публикуется, поэтому точные данные неизвестны.
  12. Тюркские народы Крыма. Караимы. Крымские татары. Крымчаки. / Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. - М .: Наука, 2003.
  13. Озенбашлы Энвер Мемет-оглу . Крымцы. Сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар. - Акмесджит: Доля, 1997.
  14. Очерки истории и культуры крымских татар. / Под. ред. Э. Чубарова. - Симферополь, Крымучпедгиз, 2005.
  15. Türkiyedeki Qırımtatar milliy areketiniñ seyri, Bahçesaray dergisi, Mayıs 2009
  16. А. И. Айбабин Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь. Дар. 1999
  17. Мухамедьяров Ш. Ф. Введение в этническую историю Крыма. // Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки. - М .: Наука. 2003.

Одной из наиболее популярных тем борцов с тоталитаризмом в период перестройки, которые с упоением занимались разоблачением кровавого сталинского режима и имперских амбиций СССР, была тема судьбы крымских татар. Не жалея красок и эмоций расписывались жестокие и бесчеловечные методы работы карательной машины сталинского режима, которая обрекла безвинный народ на необоснованные страдания и лишения в результате депортации в мае 1944 года. Сегодня, по прошествии более двух десятков, когда первоначальная эйфория перестроечных разоблачений сменилась желанием спокойно и взвешенно разобраться в той или иной проблеме, на депортацию крымских татар можно посмотреть как на историческую проблему, отбросив идеологическую и политическую шелуху. Отделить, так сказать, зерна от плевел.

Кто такие крымские татары?

Крымский полуостров с благодатным климатом и плодородными землями во все века притягивал к себе народы со всех сторон света. Запад, восток, север – все стремились к теплым южным берегам, где не надо было так убиваться для добычи пропитания. В разное время на полуострове жили скифы, сарматы, греки, римляне, готы, гунны, печенеги, половцы. Древние русичи с незапамятных времен занимали восточную часть полуострова, входя в состав Тьмутараканского княжества, существовавшего в Х-ХII веках. И носил название этот почти райский уголок Таврида. В 1223 году впервые на земле древней Тавриды появляются татары-монголы, захватив и разграбив город Судак. В 1239 году они делают полуостров татарским улусом и дают ему название – Крым. Крымские татары – это один из осколков Золотой Орды.

Крымское ханство

Но Золотая Орда распадается в 1443 году, и на территории полуострова образуется Крымское ханство. Независимым оно было очень недолго. Уже в 1475 году хан Менгли-Гирей признает себя вассалом Османской империи. Все важные стратегические пункты ханства возглавляют турки, они же и являются фактическими хозяевами Крымского ханства. Все местные правители являются слугами турецкого султана – он назначает и смещает их, платит им жалованье. Крымские татары Абсолютно не привыкшие к труду земледельцев, которых татары считают рабами, они предпочитают обеспечивать свою жизнь разбойными набегами на ближайших соседей. В конце концов, это становится местной экономикой, прибыльным бизнесом. Не надо возводить новые города, строить школы, театры. Проще налететь разбойной ордой на соседей, разрушить, сжечь, убить ненужных, а нужных забрать в плен и продать в рабство. Представитель польского короля Мартин Броневский, пробывший несколько месяцев в Крыму в 1578 году, оставил такую характеристику крымских татар: «Этот народ хищный и голодный, он не дорожит своими клятвами союзникам, но имеет в виду одни свои выгоды, живёт грабежами и постоянною изменническою войною». Такое поведение вполне устраивало Османскую Порту в ее захватнической политике по отношению ко всему христианскому миру Восточной Европы.

Крымское ханство с его воинственными подданными было передовым отрядом, готовое отправиться куда угодно за выгодной добычей. Если османские правители упрекали потомков Чингисхана за излишнюю инициативу по части грабежей, те отвечали, что не могут более ста тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли, прокормиться без набегов. Именно в них они видят службу падишаху. Только за вторую половину 16 века крымские татары совершили на Московское государство 48 набегов. В первой половине 17 века они угнали в плен более 200 тыс. русских. Украинские земли, входившие в состав Речи Посполитой, не меньше страдали, а иногда и больше. С 1605 по 1644 год было совершено не менее 75 набегов кровожадных соседей. Всего за три года, с 1654 по 1657, Украина потеряла более 50 тысяч человек благодаря набегам крымских татар. Ежегодно из Крыма вывозили 20 тысяч рабов и не менее 60 тысяч пленников использовались в самом ханстве в качестве рабов.

Русское государство не желало терпеть у своих границ разбойничье гнездо и много раз давало не только внушительный отпор, но и делало многочисленные попытки ликвидировать крымско-татарскую угрозу. Это было сложно, ведь за спиной Крымского ханства стояла могущественная Османская империя.

Крымские татары в составе Российской империи

Наступили времена, когда Российское государство одержало верх не только над гнездом разбойников и работорговцев, но и над могущественной Турцией. Произошло это в ходе русско-турецкой войны, которую Турция начала с Россией в 1768 году. В январе 1769 года 70-ти тысячное татарское войско попыталось совершить свой последний в истории набег на Россию, но нарвалось на русские полки и было не только остановлено, но и отброшено. Русская армия, преследуя татар, занимает укрепленную линию Перекопа, и успешно продвигается по полуострову. Хан Селим-Гирей III бросил все и бежал в Стамбул, а оставшиеся татарские вельможи поспешно изъявили покорность. Новый хан Сахиб-Гирей подписал в Карасубазаре в 1772 году договор с князем Долгоруковым. по этому договору объявлялся независимым ханством под покровительством России. Османская империя подтвердила этот договор Кючук-Кайнарджийским миром в 1774 году, но исподтишка инспирировала антирусские восстания в Крыму. Поэтому в 1783 году, после отречения последнего крымского хана Шагин-Гирея, Крым, на основании Манифеста императрицы Екатерины II, был присоединен к России.

Судя по историческим документам население присоединенной территории Крыма никогда не ущемлялось в правах, а иногда получало их даже больше, чем коренное русское население российского государства. Местная крымская знать получила все права российского дворянства. Представителям мусульманского духовенства была гарантирована неприкосновенность. Воинская повинность на крымских татар не распространялась. Тем не менее, большая часть крымских татар перебралась в Турцию, а оставшиеся в Крыму нанесли не один удар в спину «русским гяурам», которые разрушили привычный образ жизни разбойников и работорговцев.

Депортация крымских татар

Первый раз это произошло во время Крымской войны 1853-1856 годов. Как только войска неприятелей начали высадку на территорию Крыма, значительная часть татарского населения поддержала врагов России. При этом они кинулись притеснять, грабить и убивать христианское население, проявляя при этом необыкновенную жестокость. Справедливого возмездия крымские татары за своё предательское поведение избежали благодаря излишней либеральности . Поэтому точно так же они поступили уже в 20 веке во время революционных событий 1917 года. Добившись от Временного правительства разрешения на создание крымско-татарских воинских частей, получив оружие, они не торопились оказаться на передовой. А предпочли встречать немецкие войска разгулом грабежей по отношению ко всему христианскому населению.

Проходит чуть более 20 лет, и уже во время , крымские татары встречают немецкие войска с радостью и восторгом, идут не только по призыву, но и добровольно служить в немецкие карательные батальоны, организуют отряды самообороны от партизан, участвуют в казнях, превосходя немцев жестокостью. Немецкие источники сообщали, что на службе Адольфу Эфенди было около 20 тысяч крымских татар. Теперь мулла обязательно читает три молитвы: 1-я молитва: за достижение скорой победы и общей цели, а также за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера. 2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию. 3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта.

Но возмездие за предательство вылилось в депортацию татарского населения, которое было осуществлено в мае 1944 года. Все татарское население Крыма было переселено в качестве спецпереселенцев в Узбекистан. Спецпереселенцам разрешали взять личные, бытовые вещи и продовольствие до 500 кг на семью. Каждый эшелон сопровождали врач и две медсестры с запасом лекарств, в пути было организовано горячее питание и обеспечение кипятком. В перечень продуктов входило мясо, рыба, мука, крупы, жиры. Так что ни о какой голодной смерти, на которую, якобы были обречены спецпереселенцы, речи быть не могло. В бытность нахождения у власти Сталина все распоряжения выполнялись очень скрупулезно.

Возвращение

Массовое возвращение крымских татар произошло в 1989 году, на волне перестроечных движений. В данное время в Крыму проживает около 250 тысяч крымских татар. С 1991 года действует Курултай – национальный парламент крымских татар. Исполнительным органом является Меджлис – национальное правительство.

Повод к размышлению

За всю мировую историю Россия практически никогда не являлась нападающей стороной, но страны, начинавшие войну против нее первыми, обвиняли ее в агрессии…

Крымские татары - весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они - крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.

Общая характеристика народа

Крым - необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские... В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары - кто они? И как появились в Крыму?

Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.

По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен - тамга.

История крымских татар

Этнос является прямым предком тех народов, которые в разные времена были связаны с Крымом. Они представляют собой некий этнический микс, в формировании которого взяли участие древние племена тавров, скифы и сарматы, греки и римляне, черкесы, турки и печенеги. Процесс формирования этноса длился не одно столетие. Цементным раствором, скрепившим этот народ в единое целое, можно назвать общую обособленную территорию, ислам и один язык.

Завершение процесса формирования народа совпало с возникновением мощной державы - Крымского Ханства, которое просуществовало с 1441 по 1783 год. Большую часть этого времени государство было вассалом Османской Империи, с которой Крымское Ханство поддерживало союзнические связи.

В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе.

Стоит отметить, что история крымских татар весьма драматична. Самые трагические её страницы относятся к ХХ столетию.

Численность и распространение

Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.

По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора - в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.

Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.

Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.

Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.

Особенности крымско-татарской культуры

Крымские татары создали уникальную и самобытную культуру. Литература этого народа начала активно развиваться во время Крымского Ханства. Еще один её расцвет приходится на XIX век. Среди выдающихся писателей крымско-татарского народа - Абдулла Дерменджи, Айдер Осман, Джафер Гафар, Эрвин Умеров, Лилия Буджурова и другие.

В основе традиционной музыки народа - давние фольклорные песни и легенды, а также традиции исламской музыкальной культуры. Лиричность и мягкость - вот основные черты крымско-татарской народной музыки.

Депортация крымских татар

18 мая 1944 года - черная дата для каждого крымского татарина. Именно в этот день началась депортация крымских татар - операция по принудительному выселению их с территории Крымской АССР. Руководило операцией НКВД по приказу И. Сталина. Официальным поводом для депортации стало сотрудничество отдельных представителей народа с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.

Так, в официальном положении госкомитета по обороне СССР указывалось, что крымские татары дезертировали из Красной армии и вступали в гитлеровские отряды, воюющие против Советского Союза. Что интересно: тех представителей татарского народа, которые воевали в Красной армии, также депортировали, однако уже после окончания войны.

Операция по депортации длилась два дня, и в ней было задействовано около 30 тысяч военных. Людям, по воспоминаниям очевидцев, давали полчаса на сборы, после чего грузили в вагоны и отправляли в восточном направлении. Всего было вывезено свыше 180 тысяч человек, в основном на территорию Костромской области, Урала, Казахстана и Узбекистана.

Данная трагедия крымско-татарского народа хорошо показана в фильме "Хайтарма", который был снят в 2012 году. К слову, это первый и пока единственный полнометражный крымско-татарский фильм.

Возвращение народа на свою историческую родину

Крымским татарам было запрещено возвращаться на свою родину вплоть до 1989 года. Национальные движения за право вернуться в Крым начали зарождаться в 60-х годах ХХ века. Одним из лидеров этих движений стал Мустафа Джемилев.

Реабилитация крымских татар датируется 1989 годом, когда Верховный Совет СССР признал депортацию незаконной. После этого крымские татары начали активно возвращаться на свою родину. На сегодняшний день в Крыму насчитывается около 260 тысяч крымских татар (это составляет 13% всего населения полуострова). Однако, возвращаясь на полуостров, люди столкнулись с массой проблем. Самые острые среди них - это безработица и отсутствие земли.

В заключение...

Удивительный и интересный народ - крымские татары! Фото, представленные в статье, только подтверждают эти слова. Это народ с непростой историей и богатейшей культурой, которая, без сомнения, делает Крым еще более уникальным и интересным для туристов регионом.

Тем, кто интересуется обстановкой и тенденциями развития новых российских регионов, известно, что на ситуацию на этой территории традиционно влияют Вернее одно из них, а именно - крымско-татарское население. Давайте разберемся в нюансах вопроса. Предлагается посмотреть, сколько в а также все ли они влияют на политические тенденции полуострова.

Строгая статистика

Необходимо сказать, что исследования, касающиеся населения, давно не проводились на территории Украины (к которой ранее относился полуостров). Более-менее точно на вопрос о том, сколько татар проживает в Крыму, можно ответить в цифрах тринадцатилетней давности. Перепись проводилась в 2001 году. По ее данным, на полуострове проживало 2 033 700 человек, 24,32% составляли крымские татары. Тенденции дальнейшей динамики можно только предсказать, основываясь на различных показателях рождаемости и смертности в этнических группах. Точных данных нет, но можно с большой вероятностью считать, что процентное соотношение в настоящее время изменилось в пользу рассматриваемого народа. Известно, что прирост оценочно составляет чуть меньше одного процента в год.

Немного истории

Некоторые источники утверждают, что ранее этот народ был основным на полуострове. Если задаться целью выяснить, сколько в Крыму татар жило в различные периоды, то получим следующие данные. Они стали заселять территорию в тринадцатом веке. Приблизительно за два столетия их численность значительно возросла. Наука считает, что на тот момент треть населения Крыма относилась к данному этносу. Изменению уровня соотношения способствовало то, что сами татары промышляли не только земледелием и скотоводством, но еще и работорговлей.

Они вылавливали инородцев и отправляли их на рынки. Вопрос о том, сколько в Крыму татар, волновал окрестных жителей. Так как они опасались набегов этого племени. К слову сказать, большие походы предпринимались не часто.

Все ли татары крымские?

Есть еще небольшой нюанс, касающийся современности и влияющий на процессы. Изучая, сколько в Крыму татар, вы неизменно наткнетесь на неоднородность народа. Так, часть их соплеменников относится к иной, так сказать, ветви. На полуострове около половины процента населения относит себя к казанским татарам. А это совсем другая национальность. В среде же крымских татар тоже существует расслоение. Они делятся на три большие группы, обусловленные местами расселения предков: побережье, степи или горы. На политическую сплоченность народа данное обстоятельство влияет мало, в основном - на бытовые отношения.


Top