Рассказ об одном из первых князей руси. Великие князья древней руси и российской империи

Во второй половине IX - начале X в. на Восточно-Европейской равнине утвердились десятки конунгов. Исторические документы и предания сохранили имена лишь нескольких из них: Рюрика, Аскольда и Дира, Олега и Игоря. Что связывало этих норманнских вождей между собой? Из-за отсутствия достоверных данных судить об этом трудно. Русские летописцы, записавшие их имена, трудились уже в то время, когда Русью управляла уже одна династия. Книжники полагали, что так было с самого момента возникновения Руси. В соответствии с этим они увидели в Рюрике родоначальника княжеской династии, а всех других предводителей представили как его родственников или бояр. Летописцы XI в. сконструировали фантастическую генеалогию, соединив случайно сохранившиеся имена. Под их пером Игорь превратился в сына Рюрика, Олег - в родственника Рюрика и воеводу Игоря. Аскольд и Дир были будто бы боярами Рюрика. В итоге полумифический варяг Рюрик стал центральной фигурой древнерусской истории.

Новгородский летописец старался доказать, будто новгородцы приглашали на свой престол князей в момент образования Руси так же, как в XI-XII вв. Он описал начало русской истории следующим образом. Ильменские словене и их соседи - финские племена чуди и мери - платили дань варягам, на затем, не желая терпеть насилия, изгнали их. Владеть «сами собе» они не смогли: «всташа град на град и не бе в них правды». Тогда словене отправились «за море» и сказали: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету, да поидете к нам княжить и владеть нами». В итоге «избрашася три брата с роды своими», старший Рюрик, сел в Новгороде, средний, Синеус, - на Белоозере, а младший, Трувор, - в Изборске. Примерно в одно время с Рюриком Новгородским жил Рюрик Датский, нападению которого подвергались земли франков. Некоторые историки отождествляют этих конунгов.

Киевский дружинный эпос выделялся красочностью и богатством сведений. Но фигура Рюрика не получила в нем отражения. Что касается новгородских преданий о Рюрике, они отличались крайней бедностью. Новгородцы не могли припомнить ни одного похода своего первого «князя». Они ничего не знали об обстоятельствах его смерти, местонахождении могилы и пр. Повествование о братьях Рюрика несет на себе печать вымысла.

Первым историческим деянием норманнов-руссов был кровавый и опустошительный набег на Константинополь в 860 г. Византийцы описали его как очевидцы. Ознакомившись с их хрониками два столетья спустя, летописцы приписали поход новгородскому князю и его «боярам» в полном соответствии со своим взглядом на Рюрика, как на первого русского князя. Бояре Аскольд и Дир «отпросились» у Рюрика в поход на Византию. По пути они захватили Киев и самочинно назвались князьями. Но Олег в 882 г. убил их и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем.

По словам летописи, «бе бо Олег вещий». Эти слова воспринимают как указание на то, что Олег был князем-жрецом. Однако летописный текст допускает более простое толкование. Имя Хельг в скандинавской мифологии имело значение «священный». Таким образом, прозвание «вещий» было простым переводом имени Олега. Летописец черпал сведения об Олеге из дружинного эпоса, в основе которого лежали саги, сложенные норманнами-руссами.

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. - Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд… иже послани от Олега...» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее - его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.

Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей - норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.

Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам - северянам: «Аз им (хазарам -Р. С.) противен...» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Список литературы

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

Формирование народности, называемой впоследствии русами, русичами, русскими, россиянами, ставшей одной из сильнейших наций в мире, если не самой сильной, началось с объединения славян, расселенных по Восточно-Европейской равнине. Откуда они пришли в эти земли, когда - достоверно не известно. История никаких летописных свидетельств по русам ранних веков новой эры не сохранила. Лишь со второй половины IX века - времен, когда появился первый князь на Руси - можно более детально проследить процесс формирования нации.

"Придите княжить и владеть нами..."

По великому водному пути, который многочисленными реками и озерами связал между собой всю Восточно-Европейскую равнину, жили племена древних ильменских словен, полян, древлян, кривичей, полочан, дреговичей, северян, радимичей, вятичей, получившие одно общее для всех название - славяне. Два больших города, построенные нашими древними предками - Днепр и Новгород - к установлению государственности в тех землях уже существовали, но правителей не имели. Поименное упоминание наместников племен появилось, когда в летопись были вписаны первые князья на Руси. Таблица с их именами содержит всего несколько строк, но это главные строки в нашей истории.

Процедура призвания варягов к управлению славянами известна нам со школьной скамьи. Родоначальники племен, уставшие от постоянных стычек и брани между собой, избрали посланников к князьям племени Русь, обитавшего за Балтийским морем, и обязали тех поведать, что «...Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет (т. е. нет мира и порядка). Придите княжить и владеть нами». На призыв откликнулись братья Рюрик, Синеус и Трувор. Пришли не одни, а со своей дружиной, и расселились в Новгороде, Изборске и на Белоозере. Было это в 862 году. А народ, которым стали они править, начали звать русами - по наименованию племени варяжских князей.

Опровергая первоначальные выводы историков

Существует и другая, менее популярная гипотеза относительно прихода забалтийских князей в наши земли. Как гласит официальная версия, братьев было трое, но вполне вероятно, что старые фолианты были прочитаны (переведены) неправильно, и прибыл на славянские земли всего один правитель - Рюрик. Первый князь древней Руси пришел со своими верными воинами (дружиной) - «тру-вор» по-древнескандинавски, и своими домашними (родом, домом) - «сине-хус». Отсюда и предположение, что братьев было трое. По непонятной причине историки делают выводы, что спустя два года после переезда к словенам оба так Рюрика умирают (иначе говоря, слова «тру-вор» и «сине-хус» больше не упоминаются в летописях). Можно привести и несколько иных причин их исчезновения. Например, что к тому времени войско, которое собрал первый князь на Руси, стало называться не «тру-вор», а «дружина», а приехавшие с ним сродственники - не «сине-хус», а «род».

Кроме этого, современные исследователи древности все больше склоняются к версии, что наш Рюрик - не кто иной, как известный в истории датский конунг Рёрик Фрисландский, прославившийся своими весьма успешными набегами на менее слабых соседей. Возможно, оттого он и был призван на правление, что был силен, отважен и непобедим.

Русь при Рюрике

Основатель государственного строя на Руси, родоначальник княжеской династии, ставшей впоследствии царской, правил вверенным им народом в течение 17 лет. Он объединил в одну державу ильменских словен, псовских и смоленских кривичей, весь и чудь, северян и древлян, меря и радимичей. В присоединенных землях утверждал наместниками своих ставленников. К концу Древняя Русь занимала довольно обширную территорию.

Кроме самого основоположника нового княжеского рода, в историю вошли и два его сродника - Аскольд и Дир, установившие по призыву князя свою власть над Киевом, тогда еще не имеющим в новообразованном государстве главенствующего значения. Первый князь на Руси своей резиденцией избрал Новгород, где и скончался в 879 году, оставив княжество малолетнему сыну Игорю. Наследник Рюрика сам править не мог. На долгие годы безраздельная власть перешла к Олегу - сподвижнику и дальнему родственнику умершего князя.

Первый истинно русский

Благодаря Олегу, прозванному в народе Вещим, Древняя Русь обрела могущество, которому могли позавидовать и Константинополь, и Византия - сильнейшие на тот момент государства. То, что сделал в свое время первый русский князь на Руси,регент при малолетнем Игоре приумножил и обогатил. Собрав большое войско, Олег пошел вниз по течению Днепра и завоевал Любеч, Смоленск, Киев. Последний был взят путем устранения и населявшие эти земли древляне признали Игоря своим настоящим правителем, а Олега - достойным регентом до его взросления. Отныне столицей Руси назначается Киев.

Наследие Вещего Олега

Много племен присоединил к Руси за годы своего правления Олег, к тому времени объявивший себя первым по-настоящему русским, а не чужестранным князем. Его поход на Византию закончился абсолютной победой и отвоеванными для руссов льготами для свободной торговли в Константинополе. Богатую добычу привезла дружина с этого похода. Первые князья на Руси, к которым по праву относится и Олег, истинно радели о славе государства.

Много легенд и удивительных рассказов ходило в народе после возвращения войска из похода на Константинополь. Чтобы дойти к воротам города, Олег приказал установить корабли на колеса, и когда попутный ветер наполнил их паруса, суда «пошли» по равнине к Царьграду, наводя ужас на горожан.Грозный византийский император Лев VI сдался на милость победителю, а Олег в знак ошеломляющей победы прибил свой щит на вратах Константинополя.

В летописях 911 года Олег уже именуется как первый великий князь всея Руси. В 912 он умирает, как гласит предание, от укуса змеи. Его более чем 30-летнее правление закончилось отнюдь не геройски.

В ряду сильных

Со смертью Олега управление обширными владениями княжества принял хотя фактически он был правителем земель с 879-го. Естественно, что ему хотелось быть достойным деяний своих великих предшественников. Он также воевал (в его правление Русь подверглась первым нападениям печенегов), покорил несколько соседних племен, заставив их платить дань. Игорь делал все, что и первый князь на Руси, но осуществить главную свою мечту - завоевать Константинополь, ему удалось не сразу. Да и в собственных владениях не все шло гладко.

После сильных Рюрика и Олега правление Игоря оказалось намного слабее, и это почувствовали строптивые древляне, отказавшись платить дань. Первые князья Киева умели держать непокорное племя под контролем. Игорь также на время усмирил этот бунт, но месть древлян настигла князя спустя несколько лет.

Коварство хазар, предательство древлян

Неудачно сложились отношения наследного князя и с хазарами. Пытаясь дойти до Каспия, Игорь заключил с ними соглашение, что те пропустят дружину к морю, а он, возвращаясь, отдаст им половину богатой добычи. Свои обещания князь выполнил, но хазарам этого было мало. Видя, что перевес в силе на их стороне, в жестоком бою они погубили практически все русское войско.

Постыдное поражение довелось испытать Игорю и после своего первого похода на Константинополь в 941 году - византийцами была уничтожена практически вся его дружина. Спустя три года, желая смыть позор, князь, объединив в одно войско всех русичей, хазар и даже печенегов, снова двинулся на Царьград. Прознав от болгар, что на него идет грозная сила, император предложил Игорю мир на весьма выгодных для того условиях, и князь его принял. Но через год после столь ошеломительной победы Игорь был убит. Отказываясь платить повторную дань, корестенские древляне уничтожили немногочисленный отрад сборщиков подати, среди которых был и сам князь.

Княгиня, первая во всем

Жестоко отомстила предателям жена Игоря - псковитянка Ольга, которую ему выбрал в супруги еще Вещий Олег в 903 году. Древляне были уничтожены без каких-либо потерь для русов, благодаря хитрой, но и беспощадной стратегии Ольги - что и говорить, умели воевать первые князья на Руси. Наследный титул управителя государством после кончины Игоря принял Святослав, сын княжеской пары, но из-за малолетства последнего последующие двенадцать лет за него Русью руководила мать.

Ольга отличалась редким умом, отвагой и умением мудро управлять государством. После взятия Коростеня - главного города древлян - княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Православная церковь была в Киеве еще и при Игоре, но народ русский поклонялся Перуну и Велесу, и не скоро повернулся от язычества к христианству. Но то, что Ольга, взявшая при крещении имя Елена, проложила в Русь дорогу новой вере и до конца дней своих (умерла княгиня в 969 году) не изменила ей, возвело ее в ранг святых.

Воин с младенчества

Русским Александром Македонским называл Святослава Н. М. Карамзин, составитель «Государства Российского». Удивительной храбростью и отвагой отличались первые князья на Руси. Таблица, в которой сухо приведены даты их правления, таит в себе множество славных побед и деяний во благо Отечества, которые стоят за каждым именем в ней.

Наследовав в трехлетнем возрасте титул Великого князя (после смерти Игоря), фактическим правителем Руси Святослав стал лишь в 962 году. Спустя два года он освободил от подчинения хазарам и присоединил к Руси вятичей, а в последующие два года - еще ряд славянских племен, проживающих вдоль Оки, в Поволжье, на Кавказе и Балканах. Хазары были разбиты, их столица Итиль заброшена. С Северного Кавказа Святослав вывел на свои земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) и заселил их в новообразованных городах Белая Вежа и Тьмутаракань. Как и первый князь всея Руси, Святослав понимал важность постоянного расширения владений.

Достойный великой славы предков

В 968 году, завоевав Болгарию (города Переяславец и Доростол), Святослав не без оснований стал считать эти земли своими и прочно обосновался в Переяславце - мирная жизнь Киева ему не нравилась, да и мать, прекрасно управлялась в столице. Но уже через год ее не стало, а князю болгары, объединившись с византийским императором, объявили войну. Отправляясь на нее, Святослав оставил своим сыновьям в управление великие русские города: Ярополку - Киев, Олегу - Коростень, Владимиру - Новгород.

Трудной и неоднозначной была та война - победы с переменным успехом праздновали поочередно обе стороны. Закончилось противостояние мирным договором, согласно которому Святослав оставил Болгарию (ее присоединил к своим владениям византийский император Иоанн Цимисхий), а Византия за эти земли выплачивала русскому князю установленную дань.

Возвращаясь с этого противоречивого по своей важности похода, Святослав на время остановился в Белобережье, что на Днепре. Там весной 972 года на его ослабленное войско напали печенеги. Великий князь был убит в бою. Закрепленную за ним славу прирожденного воина историки объясняют тем, что Святослав был невероятно вынослив в походах, мог спать на сырой земле, подложив под голову седло, так как был в быту неприхотлив не по-княжески, к еде также был непривередлив. Его послание «Иду на вы», которым он перед нападением предупреждал будущих врагов, вошло в историю, как щит Олега на вратах Царьграда.

На просторах Восточно-Европейской равнины издревле жили славяне, наши прямые предки. До сих пор точно неизвестно, когда же они туда пришли. Как бы там ни было, но вскоре они широко расселились на всем протяжении великого водного пути тех лет. Славянские города и деревни возникали от Балтийского до Черного моря. Несмотря на то что были они одного роду-племени, особенно мирными отношения между ними не были никогда.

В постоянных междоусобицах быстро возвеличивались племенные князья, которые вскоре стали Великими и начали править всей Киевской Русью. Это были первые правители Руси, имена которых дошли до нас через нескончаемую череду веков, минувших с той поры.

Рюрик (862-879)

О реальности этой исторической фигуры до сих пор идут яростные споры в среде ученых. То ли был такой человек, то ли это собирательный персонаж, прообразом которого послужили все первые правители Руси. То ли был он варягом, то ли славянином. Кстати, мы практически не знаем о том, кем были правители Руси до Рюрика, так что в этом вопросе все зиждется исключительно на предположениях.

Славянское происхождение очень вероятно, так как Рюриком его могли прозвать за прозвище Сокол, которое с древнеславянского языка переводилось на норманнские наречия именно как «рюрик». Как бы там ни было, но именно он считается основателем всего Древнерусского государства. Рюрик бъединил (насколько это было вообще возможно) под своей рукой многие славянские племена.

Впрочем, этим делом с переменным успехом занимались практически все правители Руси. Именно благодаря их стараниям наша страна сегодня имеет столь значимое положение на карте мира.

Олег (879-912)

У Рюрика был сын Игорь, но ко времени смерти своего отца он был слишком мал, а потому Великим князем стал его дядька, Олег. Прославил свое имя воинственностью и той удачей, которая ему сопутствовала на воинской стезе. Особенно замечателен его поход на Константинополь, который открыл славянам невероятные перспективы от появившихся возможностей торговли с далекими восточными странами. Современники его так уважали, что прозвали "вещим Олегом".

Конечно, первые правители Руси были фигурами настолько легендарными, что об их реальных подвигах мы, скорее всего, никогда не узнаем, но Олег наверняка и в самом деле был выдающейся личностью.

Игорь (912-945)

Игорь, сын Рюрика, по примеру Олега также неоднократно ходил в походы, присоединил немало земель, но он не был столь удачливым воином, а его поход на Грецию и вовсе оказался плачевным. Был жесток, зачастую "обдирал" побежденные племена до последнего, за что впоследствии и поплатился. Игоря предупреждали, что древляне его не простили, советовали брать на полюдье большую дружину. Он не послушался и был убит. В общем-то, об этом когда-то рассказывал сериал «Правители Руси».

Ольга (945-957)

Впрочем, древляне скоро пожалели о своем поступке. Жена Игоря, Ольга, сперва расправилась с двумя их примирительными посольствами, а потом сожгла главный город древлян, Коростень. Современники свидетельствуют, что она отличалась редким умом и волевой жесткостью. За время своего правления не потеряла ни одной пяди земли, которая была завоевана мужем и его предками. Известно, что на склоне лет приняла христианство.

Святослав (957-972)

Святослав пошел в своего предка, Олега. Также отличался смелостью, решительностью, прямотой. Был прекрасным воином, приручил и завоевал множество племен славян, нередко бил печенегов, за что те его ненавидели. Как и прочие правители Руси, предпочитал (если было возможно) договориться "полюбовно". Если племена соглашались признать верховенство Киева и откупались данью, то даже правители у них оставались прежними.

Присоединил до тех пор непобедимых вятичей (которые предпочитали воевать в своих непроходимых лесах), побил хазар, после чего взял Тьмутаракань. Несмотря на малочисленность своей дружины успешно воевал с болгарами на Дунае. Завоевал Андрианополь и грозил взять Константинополь. Греки предпочли откупиться богатой данью. На обратном пути погиб вместе с дружиной на порогах Днепра, будучи убит все теми же печенегами. Предполагается, что мечи и остатки снаряжения именно его дружины нашли при строительстве Днепрогэса.

Общая характеристика 1-го столетия

С тех пор как на Великокняжеском престоле воцарились первые правители Руси, эпоха постоянных смут и междоусобиц постепенно стала заканчиваться. Настал относительный порядок: княжеская дружина обороняла рубежи от наглых и свирепых кочевых племен, а те, в свою очередь, обязались помогать ратниками и платили дань на полюдье. Главной заботой тех князей были хазары: на ту пору им платили дань (не регулярную, при очередном набеге) многие славянские племена, что сильно подрывало авторитет центральной власти.

Другая проблема заключалась в отсутствии единоверия. На славян, которые покорили Константинополь, смотрели с презрением, так как в ту пору уже активно устанавливался монотеизм (иудаизм, христианство), а язычников считали едва ли не животными. Но племена активно сопротивлялись всем попыткам вмешаться в их веру. Об этом повествуют "Правители Руси" - фильм довольно правдиво передает реальность той эпохи.

Это вносило свою лепту в рост количества мелких неурядиц внутри молодого государства. Но Ольга, которая приняла христианство и начала способствовать и потворствовать строительству христианских храмов в Киеве, проложила путь крещению страны. Началось второе столетие, в котором правители Древней Руси сотворили еще немало великих дел.

Владимир Св. Равноапостольный (980-1015)

Как известно, между Ярополком, Олегом и Владимиром, которые были наследниками Святослава, никогда не было братской любви. Не помогло даже то, что отец еще при жизни определил для каждого из них свою землю. Кончилось тем, что Владимир уничтожил братьев и стал править единолично.

Правитель в Древней Руси, отбил у полков червонную Русь, много и отважно воевал против печенегов и болгар. Прославился как щедрый правитель, который не жалел золота для одаривания верных ему людей. Сперва он снес практически все христианские храмы и церкви, которые были построены при его матери, а немногочисленная христианская община терпела от него постоянные гонения.

Но политическая ситуация сложилась так, что страну нужно было приводить к единобожию. Помимо этого, современники говорят о сильном чувстве, которое вспыхнуло у князя к византийской царевне Анне. За язычника ее никто бы отдавать не стал. Так правители Древней Руси пришли к выводу о необходимости принять крещение.

А потому уже в 988 году состоялось крещение князя и всех его приближенных, а затем новая религия начала распространяться и среди народа. Василий и Константин, выдали Анну за князя Владимира. О Владимире современники отзывались как о строгом, жестком (порой даже жестоком) человеке, но любили его за прямоту, честность и справедливость. Церковь до сих пор превозносит имя князя по той причине, что он начал массово строить в стране храмы и церкви. Это был первый правитель Руси, принявший крещение.

Святополк (1015-1019)

Как и его отец, Владимир при жизни роздал земли своим многочисленным сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После того как отец умер, Святополк решил править самостоятельно, для чего издал приказ об устранении собственных братьев, но был выгнан из Киева Ярославом Новгородским.

При помощи польского короля Болеслава Храброго он смог вторично овладеть Киевом, но народ принял его прохладно. Вскоре он был вынужден бежать из города, а затем умер в пути. Его смерть - темная история. Предполагается, что он сам лишил себя жизни. В народных преданиях прозван "окаянным".

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Ярослав быстро стал самостоятельным правителем Киевской Руси. Отличался большим умом, много сделал для развития государства. Строил много монастырей, содействовал распространению письменности. Его же авторству принадлежит "Русская правда", первый официальный сборник законов и уложений в нашей стране. Как и его предки, сразу раздал сыновьям наделы земли, но при этом строго наказал "жить в мире, козней друг другу не чинить".

Изяслав (1054-1078)

Изяслав был старшим сыном Ярослава. Первоначально правил Киевом, отличился как неплохой правитель, но с народом умел ладить не слишком хорошо. Последнее и сыграло свою роль. Когда он пошел на половцев и потерпел в том походе неудачу, киевляне его попросту выгнали, призвав на княжение его брата, Святослава. После того как он умер, Изяслав вновь вернулся в стольный град.

В принципе, он был весьма неплохим правителем, но на его долю выпали довольно непростые времена. Как и все первые правители Киевской Руси, он был вынужден решать массу непростых вопросов.

Общая характеристика 2-го столетия

В те века из состава Руси выделяется сразу несколько практически самостоятельных (наиболее могучее), Черниговское, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское впоследствии), Галицко-Волынское. Особняком стоял Новгород. Управляясь Вечем по примеру греческих полисов, он вообще смотрел на князей не слишком хорошо.

Несмотря на эту раздробленность, формально Русь все еще считалась самостоятельным государством. Ярослав смог раздвинуть его границы до самой реки Роси При Владимире страна принимает христианство, возрастает влияние Византии на ее внутренние дела.

Так, во главе вновь созданной церкви встает митрополит, подчинявшийся непосредственно Царьграду. Новая вера принесла с собой не только религию, но и новую письменность, новые законы. Князья в ту пору действовали сообща с церковью, строили много новых храмов, содействовали просвещению своего народа. Именно в это время жил знаменитый Нестор, являющийся автором многочисленных письменных памятников того времени.

К сожалению, все было далеко не так гладко. Вечной проблемой были как постоянные набеги кочевников, так и внутренние междоусобицы, постоянно раздиравшие страну, лишавшие ее силы. Как выражался Нестор, автор "Слова о полку Игореве", от них "стонет русская земля". Начинают проявляться просветительские идеи Церкви, но пока что народ плохо принимает новую религию.

Так начиналось третье столетие.

Всеволод I (1078-1093)

Всеволод Первый вполне мог остаться в истории как образцовый правитель. Он был правдив, честен, содействовал образованию и развитию письменности, сам знал пять языков. Но он не отличался развитым воинским и политическим талантом. Постоянные набеги половцев, мор, засухи и голод никак не способствовали его авторитету. Только лишь его сын Владимир, впоследствии прозванный Мономахом, удерживал отца на престоле (уникальный случай, между прочим).

Святополк II (1093-1113)

Был сыном Изяслава, отличался неплохим характером, но был на редкость безволен в некоторых вопросах, отчего удельные князья его не считали за Великого князя. Впрочем, властвовал он очень даже неплохо: прислушавшись к совету все того же Владимира Мономаха, на Долобском съезде в 1103 году уговорил своих оппонентов предпринять совместный поход на «окаянных» половцев, после чего в 1111 году те были наголову разбиты.

Воинская добыча была огромной. полоцких в той битве было убито почти два десятка. Эта победа громко разнеслась по всем славянским землям как на Востоке, так и на Западе.

Владимир Мономах (1113-1125)

Несмотря на то что по старшинству не он должен был занять Киевский престол, именно Владимира туда избирают единогласным решением. Такая любовь объясняется редким политическим и воинским талантом князя. Отличался умом, политической и воинской храбростью, был очень отважен в ратном деле.

Каждый поход на половцев считал праздником (половцы его взглядов не разделяли). Именно при Мономахе излишне ретивые в вопросах самостоятельности князья получают строгий укорот. Оставляет потомкам "Поучение детям", где рассказывает о важности честного и бескорыстного служения своей Родине.

Мстислав I (1125-1132)

Следуя заветам своего отца, он жил в мире со своими братьями и прочими князьями, но ярился при одном намеке на непокорность и стремлении к междоусобице. Так, князей половецких он в гневе изгоняет из страны, после чего те вынуждены спасаться от недовольства правителя в Византии. Вообще многие правители Киевской Руси старались без нужды не убивать своих врагов.

Ярополк (1132-1139)

Известен своими искусными политическими интригами, которые в конечном итоге плохо обернулись по отношению к "мономаховичам". В конце своего правления решает передать престол не своему брату, а племяннику. Дело едва не доходит до смуты, но на престол все же восходят потомки Олега Святославовича, "олеговичи". Ненадолго, впрочем.

Всеволод II (1139-1146)

Всеволод отличался неплохими задатками правителя, правил мудро и твердо. Но он захотел передать престол Игорю Олеговичу, закрепив положение "олеговичей". Но киевляне не признали Игоря, он был вынужден принять монашеский постриг, а потом и вовсе был убит.

Изяслав II (1146-1154)

Зато жители Киева с восторгом приняли Изяслава II Мстиславовича, который своими блестящими политическими способностями, ратной доблестью и умом живо напоминал им своего деда, Мономаха. Именно он ввел оставшееся с тех пор непререкаемым правило: если жив дядя в одном княжеском роде, то племянник получить его престол не может.

Был в страшной вражде с Юрием Владимировичем, князем Ростово-Суздальской земли. Его имя ничего не скажет многим, но впоследствии Юрия прозовут Долгоруким. Изяславу дважды приходилось бежать из Киева, но до самой смерти он так и не отдал престол.

Юрий Долгорукий (1154-1157)

Юрий наконец-то получает доступ к Киевскому престолу. Пробыв на нем всего три года, он многого добился: смог замирить (или покарать) князей, способствовал объединению раздробленных земель под сильной властью. Впрочем, вся его работа оказалась бессмысленной, так как после смерти Долгорукого грызня между князьями вспыхивает с новой силой.

Мстислав II (1157-1169)

Именно разруха и свары привели к тому, что на престол взошел Мстислав II Изяславович. Он был неплохим правителем, но отличался не слишком хорошим нравом, а также потворствовал княжьим междоусобицам ("разделяй и властвуй"). Из Киева его выгоняет Андрей Юрьевич, сын Долгорукого. Известен в истории под прозвищем Боголюбского.

В 1169 году Андрей не ограничился изгнанием злейшего врага своего отца, попутно спалив Киев дотла. Так он заодно отомстил и киевлянам, которые к тому времени приобрели привычку изгонять князей в любое время, призывая к себе на княжество любого, кто пообещал бы им "хлеба и зрелищ".

Андрей Боголюбский (1169-1174)

Как только Андрей завладел властью, он сразу перенес столицу в свой любимый город, Владимир на Клязьме. С тех пор главенствующее положение Киева сразу стало ослабевать. Ставший под конец жизни суровым и властным, Боголюбский не хотел мириться с самодурством многих бояр, желая основать самодержавную власть. Многим это не понравилось, а потому Андрея убили в результате заговора.

Так что сделали первые правители Руси? Таблица даст общий ответ на этот вопрос.

В принципе, тем же самым занимались все правители Руси от Рюрика до Путина. Таблица вряд ли может передать все те тяготы, которые перенес наш народ на сложном пути становления государства.

Проблема происхождения

РЮРИК (862 - 879 г.г.)



ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)



ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)




ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)




СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)








Осуществил военные походы:
- в Прибалтику;
- в польско-литовские земли;
- в Византию.






Экономика и социально политический строй Киевской Руси

Социально-экономический строй

К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей. Постепенно начинается феодолизация этого государства, которая идет с двух сторон. Во-первых община выделяют князю часть своих помещечьих угодий, как плату за покровительство. Во-вторых князь предоставляет своим боярам право сбора дани с некоторых завоеванных территорий. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле. Если бояре строили дом, то владения становилось вотчиной и лично принадлежала боярам, а также могла передаваться по наследству. Часть земель отходила земельным владельцам, как плата за покровительство. Таким образом складывалась феодальная иерархия. Верховным владельцем земли был князь, дальше шли вотчинники, дальше бояре, которые получили право полного наследования своих земель. Мелкие держатели земли находились в конце феодальной лестнице, их держание земли подкреплялось договором о службе.

Социальный

В первом общерусском законе «Русская правда» были оговорены следующие категории населения: свободные общинники и зависимые, то есть не полноправные в суде и без права участвовать в военной службе. Свободные общинники, которые в свою очередь делились на смердов и людей, обязательно служили в армии. Зависимое население подразделялось на несколько категорий: челядь (члены семей смердов), холопы (слуги, рабы), рядовичи, временно зависимые их ещё называли закупами (человек получил ссуду, которую должен был отработать или отдать).

НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ

Главным источником обогащения крупнейших земельных собственников Новгорода - бояр была прибыль от продажи продуктов промыслов - бортничества, охоты на пушного и морского зверя.

Важное значение для Новгорода имело присоединение обширной территории Поморья от Кольского полуострова до Урала. Новгородские морские и лесные промыслы приносили огромные богатства.

Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XII в. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и пр. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы и пр.

Но несмотря на размеры территории Новгородской земли, ее отличали невысокий уровень плотности населения, сравнительно малое по сравнению с другими русскими землями число городов. Все города, кроме "младшего брата" Пскова (обособившегося с 1268 г.), заметно уступали по численности жителей и своему значению главному городу русского средневекового Севера - Господину Великому Новгороду.

Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников, действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде.

Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства.

Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на посты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы ополчения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви - архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношения Новгорода, право суда и пр. Город делился на 3 (позже 5) частей - "концов", торговоремесленные представители которых наряду с боярством принимали заметное участие в управлении Новгородской землей.

Для социально-политической истории Новгорода характерны частные городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270). использовали в своей борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок, которые руками народа расправлялись со своими политическими противниками.

Новгород неохотно участвовал в общерусских делах, в частности, выплате дани монголам. Самая богатая и большая по территории земля русского средневековья, Новгородская, не смогла стать потенциальным центром объединения русских земель. Правящая в республике боярская знать стремилась к защите "старины", к недопущению каких-либо изменений в сложившемся соотношении политических сил внутри новогородского общества.В условиях усилившегося с серединыXV в. наступления Москвы на новгородскую независимость значительная часть новгородского общества, в том числе не принадлежащая к боярству земледельческая и торговая элита, или перешла на сторону Москвы, или заняла позицию пассивного невмешательства.

5.Нашествие Батыя

1237-1238 гг -поход на Северо-Западную Русь (Р-т -захват Рязани, Влвдимиро-Суздальского кн-ва. До Новгорода Великого не дошли. 4 марта 1238 год-битва на р. Сить (татары выиграли)

1239-1241 гг (поход на Юго-Восточную Русь (р-т захват и подчинение Черниговского кн-ва, падение Киевского, захват Галицко-Волынского. На Западные страны Батый не рискнул идти.

1243г -Образование Золотой Орды (Русь не вошла в Орду, но стала зависимой от нее)

В результате Батыева нашествия над Русью устанавливается так называемое монголотатарское иго - комплекс экономических и политических методов, обеспечивавших господство Золотой Орды над той частью территории Руси, которая оказалась под ее контролем

Основным среди этих методов было взимание различных даней и повинностей - «поплужное», торговая пошлина «тамга», корм татарским послам - «почестье» и др. Самым тяжелым из них бьш ордынский «выход» - дань серебром, которая начала взиматься еще в 40-е гг. XIII в., а с 1257 г. по приказу хана Берке монголы произвели перепись населения Северо-Восточной Руси («запись в число»), установив фиксированные размеры взиманий.

От уплаты «выхода» было освобождено только духовенство (до принятия Ордой ислама в начале XIV в. монголы отличались веротерпимостью). Для контроля за сбором дани на Русь направлялись представители хана - баскаки. Дань собирали откупщики «бесермены» (среднеазиатские купцы). К концу XIII- началу XIV вв. институт баскачества в связи с активным противодействием русского населения и массовыми городскими восстаниями бьш отменен. Сбором ордынской дани с этого времени стали заниматься сами князья русских земель.

В случае неповиновения следовали карательные походы. Попавшие в зависимость от Орды русские княжества утратили свой суверенитет. Получение ими княжеского стола зависело от воли хана, который выдавал им ярлыки (грамоты) на княжение. Мерой, закрепившей господство Золотой Орды над Русью, стала выдача ярлыков на великое княжение владимирское.

Получивший такой ярлык прибавлял Владимирское княжество к своим владениям и становился самым сильным среди русских князей, чтобы поддерживать порядок, прекращать усобицы и обеспечивать бесперебойное поступление дани. Ордынские правители не допускали сколько-нибудь значительного усиления кого-либо из русских князей и долгого пребывания на великокняжеском престоле.

Кроме того, отобрав ярлык у очередного великого князя, они отдавали его князю-сопернику, что вызывало княжеские распри и борьбу за получение права на владимирское княжение при ханском дворе. Продуманная система мер обеспечила Орде прочный контроль над русскими землями.Русь

БИЛЕТ 10 Иван 4

Наследником скончавшегося в 1533 г. Василия III стал его трехлетний сын Иван IV (1533–1584). Фактически за ребенка правила мать – Елена Глинская. Короткое регентство Елены Глинской (1533–1538) ознаменовано не только борьбой с многочисленными заговорщиками и мятежниками, но и реформаторской деятельностью. Проведенная денежная реформа унифицировала систему денежного обращения. Были введены единые денежные знаки – копейки, определен был стандарт веса монет. Унифицированы были также меры веса и длины. Началась реформа местного управления. С целью ограничения власти наместников в стране был введен институт губных старост. Эту выборную должность мог занимать только дворянин. В помощь ему избирались представители верхних слоев городского и сельского населения. Такие люди получали право занимать должность земского старосты. Правительство Елены Глинской уделяло большое внимание укреплению обороны страны. Для защиты московского посада осуществлялось строительство стен Китай-города.

После внезапной смерти Елены в 1538 г. следующие несколько лет прошли в борьбе за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.

В январе 1547 г., когда наследнику Василия III исполнилось 17 лет, Иван Васильевич принял царский титул. Политический смысл этого события заключался в укреплении власти московского государя, его авторитет исключал с этого момента любые притязания на верховную власть потомков аристократических родов. Новый титул уравнивал главу Русского государства с ханами Золотой Орды и императорами Византии.

В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной Рады (1548/9–1560), которая осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.

В 1549 г. впервые был созван Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. В Земской собор входили представители боярства, дворянства, духовенства, верхушки горожан. Он стал высшим совещательным сословно-представительным органом. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены «кормлений» и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения. Важную роль в управлении страны продолжала играть Боярская дума. Возникли приказы – органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский и другие приказы, а их служащие назывались дьяками и подьячими.

В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Судебник ввел правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.

Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система «кормлений». Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.

Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей боярских) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.

Была введена единая система поземельного налогообложения – «большая московская соха». Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.

В феврале 1551 г. был созван Собор Русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.

Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около десяти лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. Конфликтная ситуация усилилась после смерти в 1560 г. царицы Анастасии. Иван IV обвинил Избранную раду в отравлении любимой царской жены. Вместе с тем разногласия царя с членами Избранной рады по вопросам осуществления внешней и внутренней политики привели к прекращению ее существования. Проведение реформ было приостановлено.

БИЛЕТ 11Опричнина…

В декабре 1564 г. царь неожиданно для своих подданных покинул Москву и укрылся вместе с семьей в Александровской Слободе, которая находилась примерно в ста километрах от столицы. Посланные оттуда гонцы привезли в Москву две грамоты. Одна из них обвиняла бояр и высшее духовенство в изменах и заговорах против царя. Другая, адресованная горожанам, объявляла, что «гневу и опалы» на них царь не держит. Этим ловким маневром Иван рассчитывал приобрести союзников в лице населения. Спустя несколько дней царь принял делегацию Боярской думы и высшего духовенства. В качестве условия возвращения на престол Иван назвал учреждение опричнины . Просуществовавшая очень короткое время (1565–1572) опричнина оставила глубокий след в русской истории.

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) стали называть специально выделенный царю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. Опричные владения включали в себя ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах государства. Остальная его территория получила название «земщина». Весь государственный аппарат был разделен на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (первоначально их было одна тысяча, а к 1572 г. – шесть тысяч) носили специальную униформу: черный кафтан и черную же островерхую шапку. Преданность своему государю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям лошадей и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Уже первые месяцы существования опричнины ознаменовались чудовищными по своей жестокости казнями неугодных царю людей. Жертвами кровавых расправ оказывались заподозренные в измене бояре и государственные деятели, члены их семей и слуги. Одним из самых страшных преступлений Ивана Грозного была карательная экспедиция в Новгород зимой 1570 г. Ложный донос об измене новгородских бояр и духовенства послужил поводом для убийства тысяч ни в чем не повинных жителей города. От набегов опричного войска страдало сельское и торговое население. От постоянных кровавых оргий царское войско разлагалось. В 1571 г. оно продемонстрировало полную неспособность перед внешним врагом. Крымский хан Девлет-Гирей во время своего набега дошел до Москвы, татары подожгли московский посад и увели в рабство более 100 тысяч русских пленников. Летом следующего года набег повторился. Враг был остановлен и разбит небольшим по численности войском, в состав которого входили опричники, земские бояре и дворяне.

Осенью 1572 г. опричнина была официально отменена. Под угрозой наказания царь запретил своим подданным даже произносить это слово. Многие бывшие опричники из палачей превратились в жертвы. Их обвинили в государственных преступлениях и казнили. После упразднения опричнины царь создал так называемый «двор» и вновь поделил страну на земскую и дворовую части. Но большой роли в политической и экономической жизни страны это уже не играло. С отказом от опричных порядков сократился массовый террор.

Опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти царя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся Ливонская война разорили страну. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики Ивана Грозного стало закрепощение русского крестьянства. В 1581 г. были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам запрещалось покидать своих владельцев. На деле это означало, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

БИЛЕТ 13 Смутное время

Смута в начале 17 века - один из самых тяжелых и трагических периодов в русской истории, оказавший судьбоносное влияние на судьбу нашего государства. Само название - «Смута», «Смутное время» очень точно отражает атмосферу того времени. Название имеет, кстати, народную этимологию.

Проблема происхождения

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Первые русские князья и их деятельность

РЮРИК (862 - 879 г.г.)

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.
Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.
Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.
Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
Отразил набеги кочевников-печенегов.
Организовал военные походы против Византии:
1) 941 г. - закончился неудачей;
2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.
Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.
Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:
1) уроков определения точных размеров дани;
2) погостов - установления мест сбора дани.
Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.
В 968 г. руководила защитой Киева от печенего

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.
Инициатор и руководитель многих военных походов:
- Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)
- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)
- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)
- Договор между Русью и Византией (971 г.)
Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) - 1015 г.г.)

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.
980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

988 г. - принятие христианства на Руси.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.
Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству.
Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.
Осуществил военные походы:
- в Прибалтику;
- в польско-литовские земли;
- в Византию.
Окончательно разгромил печенегов.
Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").

ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 - 1125 г.г.)

Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).
Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов пртив половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)
Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.
Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.
Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство.
Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича.
После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

Киевская Русь - средневековое государство, возникшее в IX в. Первые великие князья поместили свою резиденцию в городе Киеве, который, по легенде, был основан в VI в. тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом. Государство быстро вступило в фазу расцвета и заняло важное международное положение. Этому способствовало установление политических и торговых отношений с такими могущественными соседями, как Византия и Хазарский каганат.

Правление Аскольда

Название «Русская земля» закрепилось за государством со столицей в Киеве во время правления Аскольда (IX в.). В «Повести временных лет» его имя упоминается рядом с Диром - старшим братом. На сегодняшний день нет каких-либо сведений о его правлении. Это дает основание ряду историков (например, Рыбакову Б. А.) ассоциировать имя Дир с еще одним прозвищем Аскольда. Кроме того, до сих пор остается нерешенным вопрос о происхождении первых киевских правителей. Некоторые исследователи считают их варяжскими воеводами, другие выводят происхождение из полян (потомков Кия).

«Повесть временных лет» дает некоторые важные сведения о правлении Аскольда. В 860 г. он совершил удачный поход в Византию и даже около недели держал в облоге Константинополь. По легенде, именно он заставил византийского правителя признать Русь независимым государством. Но в 882 г. Аскольд был убит Олегом, который затем сел на киевский престол.

Правление Олега

Олег - первый Великий князь Киевский, правивший в 882-912 гг. По преданию, он получил власть в Новгороде от Рюрика в 879 г. как регент его маленького сына, а затем перенес резиденцию в Киев. В 885 г. Олег присоединил к своему княжеству земли радимичей, славенов и кривичей, после чего совершил поход на уличей и тиверцев. В 907 г. он выступил против могущественной Византии. Блестящая победа Олега детально описана Нестором в его труде. князя не только способствовал усилению позиций Руси на международной арене, а и открыл доступ к беспошлинной торговле с Византийской империей. Новая победа Олега в Константинополе в 911 г. подтвердила привилегии русских купцов.

Именно этими событиями заканчивается этап становления нового государства с центром в Киеве и начинается период его наивысшего расцвета.

Правление Игоря и Ольги

После смерти Олега к власти приходит сын Рюрика - Игорь (912-945 гг.). Как и его предшественнику, Игорю пришлось столкнуть с неповиновением князей подчиненных племенных союзов. Его правление начинается столкновением с древлянами, уличами и тиверцами, которых великий князь обложил непосильной данью. Такая политика и определила его скорую смерть от рук взбунтовавшихся древлян. По легенде, когда Игорь в очередной раз пришел собирать дань, они наклонили две березы, привязали к их верхушкам его ноги и отпустили.

После смерти князя на престол взошла его жена Ольга (945-964 гг.). Главной целью ее политики была месть за смерть мужа. Она подавила все антирюриковские настроения древлян и окончательно подчинила их своей власти. Кроме того, с именем Ольги Великой связана первая попытка крестить Киевскую Русь, которая оказалась неудачной. Политику, направленную на провозглашение христианства государственной религией, продолжили следующие великие князья.

Правление Святослава

Святослав - сын Игоря и Ольги - правил в 964-980 гг. Он вел активную завоевательную внешнюю политику и почти не заботился о внутренних проблемах государства. Сначала во время его отсутствия управлением занималась Ольга, а после ее смерти делами трех частей государства (Киев, древлянская земля и Новгород) заведовали великие русские князья Ярополк, Олег и Владимир.

Святослав совершил успешный поход на Хазарский каганат. Перед его дружиной не устояли такие мощные крепости, как Семендер, Саркел, Итиль. В 967 г. он начал Балканскую кампанию. Святослав овладел территориями в нижнем течении Дуная, захватил Переяслав и посадил там своего наместника. В следующем походе на Балканы ему удалось подчинить фактически всю Болгарию. Но по дороге домой дружина Святослава была разбита печенегами, состоявшими в сговоре с императором Византии. В облоге погиб и великий князь.

Правление Владимира Великого

Владимир был внебрачным сыном Святослава, так как родился от Малуши - ключницы княгини Ольги. Отец посадил будущего великого правителя на престол в Новгороде, но в ходе междоусобиц ему удалось захватить киевский престол. Придя к власти, Владимир упорядочил управление территориями и искоренил на землях подчиненных племен какие-либо признаки местной знати. Именно при нем произошла замена родоплеменного деления Киевской Руси территориальным.

На объединенных Владимиром землях проживало множество этнических групп и народов. В таких условиях правителю сложно было удерживать территориальную целостность государства, даже с помощью оружия. Это привело к необходимости идеологического обоснования прав Владимира на управление всеми племенами. Поэтому князь решил реформировать язычество, поставив в Киеве, недалеко от того места, где располагались дворцы великих князей, идолов самых почитаемых славянских богов.

Крещение Руси

Попытка реформировать язычество оказалась неудачной. После этого Владимир позвал к себе правителей разных племенных союзов, исповедовавших ислам, юдаизм, христианство и т. д. Выслушав их предложения о новой государственной религии, князь отправляется в византийский Херсонес. После удачного похода Владимир заявил о своем намерении жениться на византийской принцессе Анне, но, поскольку это было невозможно, пока он исповедовал язычество, князь крестился. Вернувшись в Киев, правитель разослал по городу гонцов с распоряжением всем жителям на следующий день прийти к Днепру. 19 января 988 г. люди вошли в реку, где их крестили византийские священники. По сути, было насильным.

Новая вера не сразу стала общегосударственной. Сначала к христианству примыкали жители больших городов, а в церквях вплоть до XII в. существовали специальные места для крещения взрослых.

Значение провозглашения христианства государственной религией

Оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства. Во-первых, это привело к тому, что великие русские князья укрепили свою власть над разобщенными племенами и народами. Во-вторых, возросла роль государства на международной арене. Принятие христианства позволило установить тесные связи с Византийской империей, Чехией, Польшей, Германской империей, Болгарией и Римом. Также это способствовало тому, что военные походы великие князья Руси уже не использовали как главный способ осуществления внешнеполитических планов.

Правление Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый объединил Киевскую Русь под своей властью в 1036 г. После многолетних междоусобиц новому правителю пришлось заново утверждаться на этих землях. Ему удалось вернуть червенские города, основать в Чудской земле город Юрьев и окончательно разбить печенегов в 1037-м. В честь победы над этим союзом Ярослав приказал заложить величайший храм - Софию Киевскую.

Кроме того, он первым составил сборник законов государства - «Правду Ярослава». Следует отметить, что до него правители древней Руси (великие князья Игорь, Святослав, Владимир) утверждали свою власть с помощью силы, а не права и закона. Ярослав занимался строительством храмов (Юрьев монастырь, Софийский собор, Киево-печерский монастырь) и поддерживал авторитетом княжеской власти еще некрепкую церковную организацию. В 1051 г. он назначил первого митрополита из русичей - Илариона. У власти великий князь оставался 37 лет и умер в 1054 году.

Правление Ярославичей

После смерти Ярослава Мудрого самые важные земли находились в руках его старших сыновей - Изяслава, Святослава и Всеволода. Изначально великие князья правили государством достаточно слаженно. Они успешно воевали против тюркоязычных племен торков, но в 1068 г. на речке Альте потерпели сокрушительное поражение в битве с половцами. Это привело к тому, что Изяслав был изгнан из Киева и бежал к польскому королю Болеславу Второму. В 1069 г. он с помощью союзнических войск вновь занял столицу.

В 1072 г. великие князья Руси собрались на вече в Вышгороде, где был утвержден знаменитый свод русских законов «Правда Ярославичей». После этого начинается длительный период междоусобных войн. В 1078 году киевский престол занял Всеволод. После его смерти в 1093 году к власти пришел а два сына Всеволода - Владимир Мономах и Ростислав - стали править в Чернигове и Переяславе.

Правление Владимира Мономаха

После смерти Святополка в киевляне пригласили на престол Владимира Мономаха. Главную цель своей политики он видел в централизации государственной власти и в укреплении единства Руси. Для установления мирных отношений с разными князьями он использовал династические браки. Именно благодаря этому и дальновидной внутренней политике ему удалось успешно контролировать огромную территорию Руси в течение 12 лет. Кроме того, династические браки объединяли киевское государство с Византией, Норвегией, Англией, Данией, Германской империей, Швецией и Венгрией.

При великом князе Владимире Мономахе обустраивалась столица Руси, в частности был возведен мост через Днепр. Умер правитель в 1125 году, после чего начался длительный период раздробленности и упадка государства.

Великие князья Древней Руси в период раздробленности

Что же было дальше? Во время феодальной раздробленности каждые 6-8 лет менялись правители древней Руси. Великие князья (киевские, черниговские, новгородские, переяславские, ростово-суздальские, смоленские) боролись за главный престол с оружием в руках. Дольше всех правили государством Святослав и Рюрик, которые принадлежали к самому влиятельному роду Ольговичей и Ростиславовичей.

В Черниговско-Северском княжестве власть находилась в руках династии Олеговичей и Давидовичей. Поскольку эти земли более всех были подвержены экспансии половцев, правителям удавалось сдерживать их завоевательные походы благодаря заключению династических браков.

Даже в период раздробленности было полностью зависимо от Киева. Наивысший расцвет этих территорий связывают с именем Владимира Глебовича.

Усиление Московского княжества

После упадка Киева главная роль переходит к Его правители заимствовали себе титул, который носили великие князья Руси.

Усиление Московского княжества связано с именем Даниила (младший Ему удалось подчинить себе г. Коломну, Переяславское княжество и г. Можайск. В результате присоединения последнего важный торговый путь и водная артерия р. Москва оказалась в пределах территории Даниила.

Правление Ивана Калиты

В 1325 году к власти пришел князь Иван Данилович Калита. Он совершил поход на Тверь и разгромил ее, тем самым устранив своего сильного соперника. В 1328 г. он получил от монгольского хана ярлык на Владимирское княжество. В его правление Москва прочно закрепила свое превосходство в Северо-Восточной Руси. Кроме того, в это время складывается тесный союз великокняжеской власти и церкви, который сыграл значительную роль в образовании централизованного государства. Митрополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, которая стала важнейшим религиозным центром.

В отношениях с монгольскими ханами Иван Калита проводил политику лавирования и исправной выплаты дани. Сбор средств с населения проводился с заметной жесткостью, что привело к аккумулированию в руках правителя значительных богатств. Именно во время княжества Калиты была заложена основа могущества Москвы. Его сын Семен уже претендовал на титул «Великий князь всея Руси».

Объединение земель вокруг Москвы

В период правления Калиты Москве удалось оправиться от череды междоусобных войн и заложить основы эффективной хозяйственной и экономической систем. Это могущество было поддержано возведением в 1367 году Кремля, который представлял собой военно-оборонительную крепость.

В средине XIV в. в борьбу за главенство на русской земле включаются князья Суздальско-Нижегородского и Рязанского княжеств. Но основным противником Москвы по-прежнему оставалась Тверь. Соперники могущественного княжества нередко искали поддержки у монгольского хана или у Литвы.

Объединение русских земель вокруг Москвы связано с именем Дмитрия Ивановича Донского, который осадил Тверь и добился признания своей власти.

Куликовская битва

Во второй половине XIV в. великие князья России направляют все свои силы на борьбу с монгольским ханом Мамаем. Летом 1380 г. он со своим войском подошел к южным границам Рязани. В противовес ему Дмитрий Иванович выставил 120-тысячную дружину, которая двинулась в направлении Дона.

8 сентября 1380 г. русское войско заняло позиции на Куликовом поле, и в этот же день состоялась решающая битва - одно из крупнейших сражений в средневековой истории.

Разгром монгол ускорил распад Золотой Орды и укрепил значение Москвы как центра объединения русских земель.


Top