Речевой такт. Тактичность оратора и речевые такты

Как писал герой одного из замечательных советских кинофильмов: “Счастье – это когда тебя понимают”.

От того понимают ли Вас зависит Ваш ораторский успех и публичный имидж в целом. А от чего зависит, понимают ли Вас?

Логика речи – тема моего сегодняшнего разговора с Вами. Именно от владения речевыми законами зависит процент Вашего взаимопонимания со слушателем, а значит – и вероятность убедить его в своей точке зрения или полноценно донести важную для Вас информацию.

Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, ученых-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.

Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет работы над пирамидой публичности в целом, но он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли .

Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно произнести, то есть
- определить место и длительность логических пауз,
- определить главное ударное слово,
- отметить второстепенные и третьестепенные ударения.

Иными словами, для этого надо знать правила расстановки пауз и ударений.

Когда фраза будет таким образом проанализирована и организована, слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.

Мария Осиповна Кнебель – соратница Станиславского, величайший театральный педагог, рассказывая о работе Станиславского с учениками в его студии, свидетельствует, что в последние годы жизни Станиславский особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи - расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков препинания и т.д. Она говорит: «Станиславский с каждым годом все настойчивее требовал изучения законов речи, требовал постоянной тренировки, специальной работы над текстом».

Соглашаясь со Станиславским, добавлю, что, на мой взгляд, использование правил и норм логики речи для меня является одной из деталей, которая позволяет определить тактичного оратора, уважающего себя и своего слушателя.

Начнем работу над образом тактичного и интеллигентного оратора – с подтемы

Речевые такты и логические паузы

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением . Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами . Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают логическими - соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха - «воздушные», от немецкого Luft - воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

‘ - люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// - еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

1. между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

2. между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами «и», «да» перед разделительным союзом «или» и др.;

например: Томление / и зной / усиливались.

3. после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже - стоящих в середине или конце предложения).

например: Со школьных лет / я чувствовал красоту русского языка, / его силу / и плотность.

Разъединительная логическая пауза ставится между предложениями, если они не развивают непосредственно мысль друг друга.

например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо.

Люфтпауза (соединительная пауза) - очень короткая, ее лучше использовать для добора воздуха.

Психологическая пауза - вводится в текст актером в процессе работы над ролью, на письме может быть обозначена многоточием. Эта пауза всецело относится к области словесного действия.

например: Я никого не люблю и… уже не полюблю.

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза умолчания или прерванной речи, когда недосказанные слова заменяются многоточием.

например: Жена его… впрочем они были совершенно довольны друг другом.

Более подробно и приближенно к практике мы продолжим разговор о паузах, логических тактах, ударениях и интонации уже завтра 5 апреля на бесплатном вебинаре “ЛОГИКА РЕЧИ. Как сделать так, чтобы тебя понимали с полуслова?”

Смысл любого текста понимается нами не из отдельных слов, а из групп слов, которые называются речевыми тактами (звено, синтагма). Деление текста на речевые такты необходимо для оформления мысли, это способ организации устной речи, при котором максимально передается смысл высказывания. Слова в предложении группируются вокруг подлежащего, сказуемого, обстоятельств и т.д., образуя смысловые группы. Речевые такты могут состоять из одного или нескольких слов, дополняющих или относящихся к подлежащему, сказуемому и т.д., могут представлять собой законченную мысль или только часть мысли. Все слова в речевом такте произносятся слитно, на одном дыхании. Иногда речевой такт представляет собой законченную мысль. Значительно чаще оно является лишь частью мысли.

Речевые такты отделяются друг от друга логическими паузами соединительными и разделительными. Обычно, знаки препинания указывают на необходимость паузы, но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаков препинания. Логические паузы имеют большое значение для точности передачи мысли, и могут выражаться в виде просто остановки – пауза остановки , а могут быть выражены в виде изменения тона голоса – интонационные паузы . Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие речи. При логическом разборе текста, паузы на письме обозначаются:

· / - соединительная интонационная пауза ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену».

· // - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену, // она с тихим звуком таяла на горячем песке, / увлажняя его».

· /// - разделительная пауза остановки ставиться между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.

«С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо».

· люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

Обязательные логические паузы, не отмеченные знаками препинания :

1. Логическая пауза ставится между группой подлежащего и группой сказуемого, если подлежащее не выражено местоимением. В простых нераспространенных предложениях, которые состоят из подлежащего и сказуемого, пауза не нужна.



- «Притихшие ученики / слушали внимательно».

- «Они слушали внимательно».

- «Ученики слушали».

- «Идет дождь./ Колокол звонит./ Пришла Маша».

2. Между двумя подлежащими и двумя сказуемыми перед соединительным союзом «И», «ДА», разделительным союзом «ИЛИ», «ЛИБО».

- «Елена распечатала письмо / и прочла».

- «Полное разорение / да нищета царили вокруг».

- «Им оставалось погибнуть / либо сдаться на милость победителя».

3. В инверсированных предложениях. В русском языке обычный, прямой порядок слов в предложении таков: подлежащее перед сказуемым, определение перед определяемым словом, дополнение после слова, к которому оно относится. Нарушение прямого порядка слов называется - инверсией (обратным порядком, перестановкой), а предложение с нарушением порядка слов - инверсированным .

В инверсированных предложениях требуется иная расстановка

логических пауз, чем в предложениях с прямым порядком слов.

Предложения с прямым порядком слов:

1 2 3 4 5

Вид городка / открывался за ближайшим курганом.

1 2 3 4 5

Продуктовый обоз / прибыл в конце недели.

Логическая пауза ставится на границе между группами подлежащего и сказуемого. При перестановке слов в этих фразах выделились пояснительные слова при глаголе, уточняющие место и время действия ("за открытым окном"), а подлежащее и сказуемое оказались в одном речевом такте.

Инверсированные предложения:

4 5 3 1 2

За ближайшим курганом / открывался вид городка.

4 5 3 1 2

В конце недели / прибыл продуктовый обоз.

Иногда в инверсированных предложениях не только изменяется место логических пауз, но и появляется необходимость в дополнительной паузе.

Предложение с прямым порядком слов :

1 2 3 4 5 6

Наш попутчик / занял место у окна не случайно.

Инверсированное предложение :

6 1 2 3 4 5

Не случайно / наш попутчик / занял место у окна.

4. На месте пропущенного слова, которое подразумевается и легко может быть восстановлено, требуется логическая пауза. Эта пауза необходима вне зависимости от того, имеется ли в тексте знак тире, указывающий обычно на такой пропуск. Длительность паузы зависит от протяженности пропущенного слова или слов.

- « Во всем доме / тишина».

- «Идет направо - / песнь заводит,

Налево - / сказку говорит».

5. На пояснительных словах при глаголах. Если имеется несколько групп пояснительных слов при глаголе, уточняющих место, время действия, то даже при отсутствии запятых каждая такая группа отделяется от следующей паузой.

- "Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри».

- «Хаджи Мурат / прожил неделю в укреплении / в доме Ивана Матвеевича».

6. Паузами и ударением выделяется слово, произносимое иронически, с обратным смыслом.

- «День выдался / на редкость / «удачным»».

7. Паузами и ударением выделяется цитата или название.

- «На двери / висела табличка /«Контора / Рога и копыта»».

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово),выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевойтакт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт- понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.

25.Сегментные единицы: фраза. Состав фразы. Логическое ударение.

Фраза - самая крупная фонетическая единица. В языкознании отрезок речи с законченной интонацией.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%28%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%29 - cite_note-.D0.A1.D0.AD.D0.A1.E2.80.941981.E2.80.94.E2.80.941440-1 Также является синонимом «предложения».

Фразы отделяются друг от друга не менее чем двумя паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений («тирада»).

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ . Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л-им У-емобозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли.Наприм., в предложении: «Я написал письмо товарищу» каждое слово может иметь на себе Л. У.,изменяющее соответственным образом значение суждения, выраженного этим предложением, иуказывающее, что главным предметом мысли (сказуемым суждения) являются «я», а не кто другой, или«написал» (а не «напишу», «не написал»), или «письмо» (а не что-н., не заслуживающее, этого названия),или «товарищу» (а не кому-н. другому).

26.Супрасегментные единицы: ударение словесное, тактовое, фразовое. Понятие побочного ударения.

В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зо́лото , боло́то , молоко́ ); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ - но́гу , при́нял - приняла́ ); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси́й

Русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти- , меж- , около- , контр- , сверх- , супер- , экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (иливторостепенное ) ударение . Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное - вторым (ближе к концу слова):кля́твопреступле́ние , о́колозе́мный , ви́це-президе́нт .

Также во всех словах, где присутствует буква ё , ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиа́з ) и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

В русском языке нет единых правил ударения, для выяснения принятого и допустимых вариантов для конкретной формы слова можно обратиться к орфоэпическим словарям или специализированным словарям ударений .

Tа́ктовое ударе́ние (также синтагматическое ударение, синтагменное ударение) - выделение в процессе произношения текста наиболее важного слова внутри одной синтагмы (речевого такта), разновидность ударения. Если фраза состоит из одной синтагмы, совпадает с фразовым ударением.

Выделение слова с помощью синтагматического ударения (и, тем самым, перемещение остальных слов «в тень») используется в нескольких целях:

· помощь в понимании текста;

· определение порядка слов в синтагме и их фонетическая «спайка»;

· облегчение определения границ синтагмы (так как обычно располагается в её конце).

При сценическом исполнении синтагменное ударение обычно обозначается повышением голоса [

Пример: Чей это конь неутомимый / Бежит в степи необозримой?
А. С. Пушкин

Организующее значение фразового ударения в синтагме и целом предложении очень велико. Фразовое ударение может совмещать функцию членения речи с функцией экспрессивной, которая включается в выделении тех членов предложения, которые в данном высказывании являются наиболее важными, существенными.

Изучение фразового ударения в синтагме начинается с противопоставления словесного ударения групповому. Последнее характеризуется известным усилением одного из слов в синтагме. Существует несколько теорий фразового ударения, выделяющих (по степени усиления и его функциям) разные акцентные типы. Различаются, например, два вида фразового ударения в синтагме:

· ритмическое фразовое ударение

выделительное фразовое ударение.

Важно помнить, что в русском языке есть определенные категории слов, которые, как правило, остаются в речи безударными и ритмически примыкают к предыдущему или последующему ударному слову, - так называемые энклитики и проклитики.

(побочное) ударение . Более слабое ударение, которое встречаетсянаряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах. Кинокартина,лесопитомник, автомотогонки.

Особенности русского словесного ударения. Акцентные типы. Акцентные варианты.

Введение

Раздел предмета «Сценическая речь» - логика сценической речи - развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой сценической речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте роли, рассказа, лекции, помогает определенным образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнера на сцене и на зрителя.

Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, ученых-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.

Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет словесного действия, - он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли.

Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно произнести, то есть определить место и длительность логических пауз, определить главное ударное слово, отметить второстепенные и третьестепенные ударения. Иными словами, для этого надо знать правила расстановки пауз и ударений.

Когда фраза будет таким образом проанализирована и организована, слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.

М.О. Кнебель, рассказывая о работе Станиславского с учениками в его студии, свидетельствует, что в последние годы жизни Станиславский особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи - расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков препинания и т.д. Она говорит: «Станиславский с каждым годом все настойчивее требовал изучения законов речи, требовал постоянной тренировки, специальной работы над текстом».

Речевые такты и логические паузы

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха - «воздушные», от немецкого Luft - воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

" - люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами «и», «да» перед разделительным союзом «или» и др.;

например: Томление / и зной / усиливались.

после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже -- стоящих в середине или конце предложения).

например: Со школьных лет / я чувствовал красоту русского языка, / его силу / и плотность.

Разъединительная логическая пауза ставится между предложениями, если они не развивают непосредственно мысль друг друга.

например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо.

Люфтпауза (соединительная пауза) - очень короткая, ее лучше использовать за дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить; как добор воздуха.

Психологическая пауза - вводится в текст актером в процессе работы над ролью, на письме может быть обозначена многоточием. Эта пауза всецело относится к области словесного действия.

например: Я никого не люблю и… уже не полюблю.

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза умолчания или прерванной речи, когда недосказанные слова заменяются многоточием.

например: Жена его… впрочем они были совершенно довольны друг другом.

Фраза может члениться на речевые такты, или синтагмы . Речевой такт (или фонетическая синтагма ) - это отрезок речи, составляющий фразу, объединенный особой интонацией, тактовым (синтагматическим) ударением и заключенный между двумя не столь длительными паузами, по сравнению с межфразовыми паузами.

Знаком («одна вертикальная черта») обозначаются границы речевых тактов.

Фраза может состоять как из одного речевого такта, так и из нескольких.

Например , фраза Шел жидкий снежок состоит из одного такта.

Фраза пушинки его мерно летали за окном также состоит из одного речевого такта.

Во фразе же а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках можно выделить разное количество тактов:

    а ветви акации у тротуара выделено 4 такта;

    а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках выделено 3 такта.

Членение речевого потока на фразы и речевые такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока.

Сравните два высказывания, смысл которых определяется членением речевого потока на такты.

Надо учиться │ работать │ и отдыхать

Надо учиться работать │ и отдыхать

Как испугали её │ слова брата

Как испугали её слова │ брата

2.3. Фонетическое слово

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова.

В состав фонетического слова могут входить безударные слова.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой . Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы:

на ̮ горé

ко ̮ мнé;

проклитики сестрá и ̮ брáт

сказáл чтобы ̮ пришлú

не ̮ знáю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой . Энклитиками бывают обычно односложные частицы:

скажú ̮ ка

энклитики óн ̮ же

придёт ̮ ли

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: нá ̮ спину, пóд ̮ руки, úз ̮ лесу, бéз ̮ вести, нé ̮ было.

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.

Например , фраза В ̮ ту ̮ же нóчь │ ширóкая лóдка │ отчáлила от ̮ гостúницы состоит из 3 речевых тактов, каждый из которых состоит из 2 фонетических слов.

Таким образом, фонетическое слово может включать в себя два и более лексических слов.

Шёл жúдкий снежóк пушúнки егó мéрно летáли за ̮ окнóм а ̮ вéтви акáции у ̮ тротуáра лéтом темнúвшие óкна Турбиных всё бóлее обвисáли в ̮ своúх снéжных гребешкáх (М.Булгаков)


Top