Рисование живая и неживая природа старшая группа. Конспект занятия по экологии на тему"живая и неживая природа" в старшей группе

Надежда Титкова
Конспект НОД в старшей группе на тему «Живая и неживая природа»

Конспект НОД в старшей группе на тему : «Живая и неживая природа » .

Подготовила воспитатель Титкова Н. Н.

Цель : Совершенствование знаний детей о живой и неживой природе .

Задачи :

- Вспомнить понятие : «Круговорот воды в природе »

Упражнять в различение понятий «природа » и «не природа » .

Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые »

Активизировать словарь прилагательных и закреплять умение согласовывать

прилагательные с существительными.

Закреплять умение располагать картинки и аккуратно наклеивать их на коллаж.

Упражнять в прыжках на месте, ходьбе между предметами и в подлезании под дугами.

Воспитывать бережное отношение к природе .

Словарная работа : активизация слов – природа , живая , неживая , вода, солнце, воздух, прилагательные-определения; новое понятие – круговорот воды в природе .

Материал : картинки – «Природа - не природа » , «Живое – не живое» , вода, солнце; коллаж с изображением неживой ; картинки с изображением живой природы .

Ход занятия:

1. Воспитатель вносит искусственные цветы.

Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе .

Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю?

(не живые, не дадут корней, не будут расти) .

Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .

Знаете ли вы, что такое природа ?

(ответы детей) .

Природа -это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .

Показ слайда «Что лишнее?» - Гриб, морковка, облако, мяч.

Гриб, морковка, облако, мяч. Что лишнее? Почему мяч лишний?

(все объекты относятся к природе , а мяч сделан человеком).

2. Природа бывает живой и неживой . Что относиться к живой природе ?

(растения, животные, насекомые, цветы, человек) .

Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе .

Что относится к неживой природе ?

(ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, земля) .

Слайд «Что лишнее?» - Грач, цветок, коза, луна.

Что лишнее? Почему луна лишняя?

(Грач, цветок и коза – относятся к живым объектам, а луна – неживое )

3. - Сможет ли планета Земля существовать без неживой природы ? Почему?

(всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло) .

Слайд : «Вода»

Не будет воды на Земле, не будет жизни. Вода-это необходимое условие для жизни. Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма.

«Круговорот воды» .

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг» , то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

4 Физминутка «Ходят капельки по кругу»

Превратимся в капельки и поиграем в их круговое путешествие. Я - мама Тучка, а вы –детки капельки. Вам пора отправляться в путь (дети двигаются по залу под фонограмму дождя) . Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте) . Скучно им стало по- одиночке летать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (ходьба друг за другом между предметами) . Плывут капельки в большой реке. (подлезание под дугой) Текла, текла река и попала в океан. Дети образуют круг. Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.

Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)

Воспитатель : А сейчас немного отдохнём.

Без крыльев летают,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (Облака)

В одежде богатой,

Сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

Не вода, не суша :

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь. (Болото)

На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы быть и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

Утром падаю всегда

Не дождинка, не звезда -

И сверкает в лопухах

На опушках и лугах. (Роса)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит – и легче. (Дятел)

Заря-заряница, красная девица,

По полю гуляла, ключи потеряла.

Месяц увидел – не поднял,

Солнце увидало-подобрало. (Звезды)

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел)

Уж очень вид у них чудной!

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой,

На что она обижена? (Лев)

Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей) 5. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, без них невозможно существование всего живого на Земле.

«Вода» - Какая вода? (чистая, холодная, прозрачная, тёплая и т. д.)

Нет жизни на Земле всему живому и без солнца.

«Солнце» - Какое солнце? (лучистое, круглое, жёлтое, тёплое и т. д.)

«Воздух» - Чем заполнен шарик? (воздухом)

Какой воздух? (холодный, чистый, прозрачный, тёплый и т. д.)

Воздух необходим всему живому.

Как мы заботимся о природе ? (поливаем цветы, не ломаем ветки, подкармливаем птиц и т. д)

Дети, сегодня на занятии мы с вами узнали много интересного, правда?

Дети : Да!

Публикации по теме:

Конспект «Что такое живая природа?» Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭЭП с детьми подготовительной к школе группы

Светлана Кузмичева
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Природа - наш дом»

Занятие : Природа – наш дом .

«Охраняйте природу ! Она не имеет ни кулака,

Ни зуба, чтобы защищаться от недругов.

Ее сокровища вверены нашей совести,

Справедливости, уму и благородству»

Л. Леонов

Цель :

Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям ;

Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе ;

Совершенствовать умения детей выразительно читать стихи;

Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой ;

Развивать творческие способности

Оборудование к занятию : картинки с изображением живой и неживой природы , запись фонограмм «Голоса птиц» , «Журчанье воды» , загадки, стихи, краски, цветные карандаши, лист ватмана с цветным фоном.

Предварительная работа : просмотр презентаций о природе , видеофильма «Охраняйте природу

Ход занятия:

Эмоциональный настрой на занятие

Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки, посмотреть на рядом стоящего ребенка и улыбнуться.

Воспитатель : ребята, давайте внимательно посмотрим в окно. Что мы там видим?

Ребята : деревья, траву, дома, солнышко, на небе облака, летают птицы, ходят люди, едут машины.

Воспитатель : А если мы пойдем летом в лес, что мы там увидим?

Ребята : много разных деревьев, зверей, птиц. В лесу растут ягоды и грибы. Летают бабочки. По траве ползают насекомые.

Воспитатель : Скажите, вам нравится гулять пол лесу? Почему?

Ребята : В лесу летом прохладно, поют птицы. Можно собирать грибы и ягоды, отдыхать и дышать свежим воздухом.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что вы находитесь в летнем лесу или на берегу реки. Представьте себе увиденное.

Воспитатель : Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа » Что такое природа ?

Ребята : Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…

Воспитатель : А что нельзя назвать природой ?

Ребята : То, что сделано руками человека.

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа » . (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.)

Набор картинок :

Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т. д.

Воспитатель : Значит, ребята, «природа » - это то, что существует без помощи человека. А «не природа » - это то, что сделано руками человека.

Есть ли в природе машины ? Нет, значит, автомобиль – это «не природа » , а вот лошадь или верблюд, также помогают человеку передвигаться – уже природа . Почему?

Животных человек просто приручил , превратил в домашних, но они и без него существовали на земле. Машину же он сделал сам.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу » .

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «На что похоже» . (Вертолет на кого похож – на стрекозу, подводная лодка – на кита, автомобиль – на лошадь, самолет – на птицу.)

Воспитатель : Давайте с вами пройдем на коврик. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира : мир живой и мир неживой природы . Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа » . Живая природа – поднять руки вверх и помахать, а неживая – замереть.

(воспитатель называет слова)

Воспитатель : Чем отличается неживая природа от живой природы ?

Ребята : предметы не живой природы не питаются , не дышат, не растут, не размножаются, не умирают.

Воспитатель : А сейчас пройдем с вами за стол и выполним задание. У каждого из вас картинка, на ней изображен предмет. Около каждой картинки есть квадратик. Возле предметов «не природа » закрашиваем красным цветом, а если «природа » - зеленым.

Воспитатель : Предлагаю детям пройти на коврик и сесть. Наш дом- природа . Раньше единственным домом для человека была природа . Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому : строить дома, летать на самолете и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа . Почему человек не может жить без природы ?

Ребята : Почему что человек не может прожить без воды, солнца, растений, животных.

Воспитатель : Природа – наш общий дом . Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе ? Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу , а мне разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы . Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.

Чтение стихотворения Ивана Мазура «Не губи живое!»

Деревцо малыш сажал,

Он старался очень .

Озорник его сломал,

Так вот, между прочим.

Дивные цветы в саду

Машенька взрастила,

Всем на радость. До чего

Сердцу было мило!

Что же здесь произошло?

Все цветы помяты,

Всюду битое стекло.

Вот ведь супостаты!

Федя бабочку поймал

И божью коровку,

Отпускать он их не стал

И посадил в коробку.

Пришел домой, про них забыл.

У Феди игр тыщи

Попробовал бы сам пожить

Год без воды и пищи!

Вот из гнезда упал птенец-

В гнездо родное хочет.

Уже над ним его отец

Кружится и хлопочет.

А мимо Петя проходил,

Домой спешил на ужин.

Птенца увидел и решил :

«Мне птенчик больше нужен»

Тоскливо воробью – отцу,

И плачет мама дни и ночи.

В неволе гибнуть их птенцу,

Сник в клетке бедный их сыночек.

Откуда взрослые на свете?

Они растут из малышей.

Скорее исправляйтесь, дети,-

Остаться злым всего страшней.

Это чей автомобиль

Мчится по лужайке?

Смаху дерево свалил,

Убегают зайки.

Вот таким- то дядей стал

Озорник и лодырь,

Все, что мог сломать,- сломал,

Не в ладах с природой .

Слышишь выстрелы в лесу?

Целый день стреляет.

Из ружья убил лису,

А зачем – не знает.

И палит во всех подряд

Федя тот же самый.

А у маленьких лисят

Нету больше мамы.

Бродит грустно старый пес ,

Воет у окраин.

Кто ж тебя сюда занес?

Петя, мой хозяин.

Он, который отобрал

Птенчика у мамы,

Добрым дяденькой не стал

Петя тот же самый.

Есть, увы, среди детей

И плохие тоже,

Им совсем не жаль зверей.

Будем с ними строже!

Так запомни навсегда :

Живо все на свете :

И деревья, и трава,

И букашки эти.

Все хотят на воле жить :

Рыба, зверь и птица.

Будем их всегда любить

И для них трудиться!

Сделай домик для скворца,

Подлечи котенка,

А зимой в большой мороз

Накорми бельчонка.

Пусть друзьями станут нам

Птицы, Звери, Дети,

И тогда увидишь сам-

Хорошо на свете!

Обсуждение стихотворения «Не губи живое»

1. Чему учит стихотворение?

2. Как человек должен относиться к животным, птицам?

3. Какой вклад можешь внести лично ты в дело охраны природы ?

Воспитатель : наша задача – хранить природу , жизнь, не убивать. Не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это наша первая задача.

Коллективная работа. Изготовление плаката

По количеству детей нарезать карточки разного размера. На одной из сторон карточек написать загадки. На другой стороне дети рисуют ответ к загадке.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят :

Ваню земляникой,

Таню костяникой,

Машеньку орешком,

Петю сыроежкой,

Катеньку малинкой,

Васю хворостинкой!

(Лес)

У кого из зверей

Хвост пушистее и длинней?

(Лиса)

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала.

(Лиса)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

(Белка)

Водяные мастера, строят дом без топора.

(Бобры)

Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

(Лягушка)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи :

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Бежит по ладошке быстро и ловко

В точечках черных. (божья коровка) .

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног. (Паук)

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыбка)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

Ответ : Гриб

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ : Цветы

Птичка с юга прилетела,

У окна на ветку села,

Чтобы с нами рядом жить,

Что ей надо срочно свить? (Гнездо)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья -

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

Кто осенью холодной

После того, как дети закончат работу, проверить правильность ответов и вырезать рисунки. Затем под руководством воспитателя дети приклеивают свои вырезанные рисунки на лист ватмана с цветным фоном. Фоновою окраску сделать голубого цвета, как цвет неба, и зеленого- под цвет травы.

Чтение стихотворения.

Живой букварь

Нас в любое время года

Учит мудрая природа :

Птицы учат пению.

Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же, в их труде

Все по справедливости;

Отражение в воде

Учить нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте,

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Владимир Орлов

Помните! Природа – наш друг , и наша жизнь зависит от ее сознания. Мы должны беречь и охранять природу .

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»

(старшая группа)

Программное содержание : научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы-от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы-люди-являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Материал: Объекты природы и,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и,не природы’’, схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)

Растения, животные, птицы-они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель--роста (цыпленок-курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)

Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

Природа-это то, что существует без помощи человека, а,не природа’’-это все то, что сделано руками человека.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на,природу’’.

Вертолет похож на стрекозу.

Подводная лодка-на кита. (дети продолжают этот ряд.)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой-неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа-это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое-неживое»

У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом-живая природа, с другой стороны красная цветом-не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.

Физкультминутка.

А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

Давайте выясним и докажем, что Человек-сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.

Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Слепой котенок-маленький котенок-подрастающий котенок-большая кошка.

Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)

А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

Грудной ребенок-ребенок-дошкольник-юноша-мужчина.

Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

А поскольку человек-сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

Человек-существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?


Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы : игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схемы живой и неживой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- игрушка «Кукла» и ширма;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
- спасательные нарукавники;
- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
- стакан;
- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
- сундучок;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- чеснок, чеснокодавилка;
- веера по количеству детей;
- воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам Самира расскажет, о живой природе.
Самира: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Данил расскажет нам о неживой природе.
Данил: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».
Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Самира и Данил. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы) .
Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.
Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.
Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Подводная лодка.
Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .
Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 4. «Не дышу»
Ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!


Автор: Прокудина Евгения Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы:
Месторасположение: Кемеровская область, Беловский район, с. Менчереп, Ул. Центральная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: расширять и . Формировать интерес к , познакомить детей с нормами и .

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Предварительная работа: Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, .

Материал: оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Ребята, нам пришло письмо, нас приглашают в гости. Да здесь ещё что-то есть. Что это? (дети карта). Молодцы, правильно. А знаете ли Вы о том, что на карте нарисовано(путь). Давайте вместе рассмотрим. Вот какое путешествие, а хотите отправимся в путешествие? Для начала нем необходимо рассчитать расстояние, а как его рассчитать (измерить). Правильно чем измеряют (линейка. Рулетка, метр). Ну у нас из этих предметов нет ничего. А вот что есть. Давайте проверим свои карманы. Машинка, заколка, расчёска. А возможно ли этими предметами измерить расстояние..да (измеряют). Вот как здорово мы теперь знаем, что до станции …………………….а до станции……………………….и до станции……………………………………А где больше расстояние между какими станциями………..а где меньшее расстояние. Молодцы ребята. Отправляться в путешествие можно каким транспортом (машина, поезд, автобус, самолёт). Мы поедим на автобусе. Но непросто так для поездки необходим что купить…(билеты). Подходите пожалуйста в кассу билеты покупают за деньги…мы будем за волшебные слова. Запоминайте. Здравствуйте. Дайте пожалуйста мне 1 билет. Спасибо.

Теперь занимайте свои места согласно вашим билетам (геомерт.фигугам). Все готовы поехали, споём (поют припев: Мы едем, едем, едем в далёкие края …).

1 Первая станция «Весенняя поляна».

Какая же это поляна. Весенняя. Ребята как вы думаете, что здесь произошло. Отдыхающие намусорили. А как вы считаете какие правила должны соблюдать отдыхающие (ответы детей). Что же нам теперь делать? Конечно поможем и наведём чистоту и порядок (собрать весь мусор в мешки для мусора). Вот мы сейчас уедем, а вдруг снова приедут отдыхающие. Давайте здесь на поляне оставим знак «Мусорить нельзя». Вот он на нём явно чего-то не хватает (красного знака –зачеркнуть значит не кидать). Ставят знак.

Теперь снова в путь. Занимаем места согласно своим билетам. Едут поют песню. Приехали. Куда это мы попали.

2 Это станция «Водный мир»

Посмотрим. Что такое болото?

1. ребёнок -Это очень сильно заросшее озеро, которое загрязнилось. Здесь есть змеи, лягушки. Растут кувшинки, камыши –влаголюбивые растения, которым нужно много воды. На болоте живут птицы аисты. А ещё водомерки и стрекозы они скользят по воде, как на коньках.

А что такое родник (ответы).

2. ребёнок — Родничок. А ещё говорят ключ. Это не тот который открывает двери. Ключ бьёт из-под земли. В нём чистая пресная вода. В нём не бывает больших рыб.

Что такое море, океан (ответы ).

3. ребёнок — В море, океанах вода солёная. Пить такую невозможно. Зато там плавают медузы и самые большие млекопитающие киты. Мне нравятся акулы – это хищники. И дельфины – их называют спасателями, самыми умными они лечат людей, детей.

Что такое 4 озеро?

4 . ребёнок — Озеро может быть не очень большим-маленьким. Но есть и самое большое это озеро Байкал. Там самая чистая вода. Его подводные жители занесены в Красную книгу.

Внимательно посмотрели это….озеро. Только, по-моему, с нашим озером беда…посмотрите (кто то выловил всех рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Давайте поможем (дети запускают рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Молодцы. Так здорово стало. Только думаю я сейчас о то, что скоро мы уедем, а наше озеро останется бес таких прекрасных помощников. Как же быть …(давайте поставим знак беречь красоту живого водоёма –Озера).

Вы готовы отправиться в путь? (едут, поют).

3 Приехали это станция «Мир животных и птиц». Здесь похоже произошла какая беда. Вы видели, что стало с поляной, что случилось с озером. Вот животные, птицы и не смогли жить по-прежнему они ушли. Здесь на этой станции все вместе теперь живут. Да вот только не понятно. Давайте поможем. Послушайте внимательно кто это просит о помощи (звучит фонограм. Кукушки – да это же ВОЛК, дети НЕТ это КУКУШКА ) . Молодцы правильно. ,,скажи, что ты знаешь о такой птице кукушке (рассказ реб.)

6 . ребёнок — Ку-ку, ку-ку кукушка, Кукует на опушке.
Листва её скрывает, От глаз оберегает.
Зовёт кукушка лето, Что заблудилось где-то,
Жару дать солнце просит, Пусть ветер дождь уносит.
Года она считает, И сколько жить нам знает.

Ещё послушаем –это просит о помощи ВОРОНА (рычит медведь). Кто …правильно медведь. ……… скажи, что ты знаешь о медведе

7. ребёнок — Спит зимою великан, В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла, И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий, Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий, Может улей разорить.

Ещё послушаем (воет ВОЛК) Это кто? скажи, что ты знаешь о нём.

8. ребёнок -У нас в Кузбассе в лесах водятся волки. Про них ещё говорят: «Серые акулы». Они очень злые и опасные. Волки едят всё они хищники. Все лесные жители защищают своих детёнышей. Волчица своих волчат спасать не станет если они попали в беду, она спасать будет себя.

А это кто КУЗНЕЧИКи…. скажи, что ты знаешь о ДЯТЛЕ.

9. ребёнок — У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной,

Разговаривает просто, Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента. Он излечит пациента,

Прилетел и сел на сук —Как здоровье? тук-тук-тук…

А это кто СОЛОВЕЙ.Правильн. скажи, что ты знаешь о животном 10 . ребёнок -Это не животное это птица. Она не домашняя, живёт в лесу, а точнее прилетает к нам весной. Маленькая и не очень яркая. У неё прекрасные песни. Когда поёт соловей все любят слушать.

Выходят 2 гномика.

1гномик: Я боюсь… И я боюсь Вед: Кто же это. Ну смелее.

2 гномик : Мы гномики. Я Тим. А он Том.

1 гномик : Мы пришли поблагодарить ребят от всех лесных жителей и от матушки природы сказать вам большое СПАСИБо.

Вед: Ребята что ответим.. пожалуйста (шепчет на ушко ведущей). Гномики очень стеснительные.. они приготовили для вас подарок.

1 гномик : У нас есть любимая игра. Мы сейчас вам её подарим. Научим играть, и вы сможете забрать её и научить других ребят играть (проводится игра).

Гномики: (несут большую конфету). Мы знаем, что все ребята сладкоешки. Вот вам подарок (дети-спасибо).

Вед: Мы так хорошо подружились. Но пора отправляться домой. Скажем до свидания и в путь (едет, поют). Приехали (подходят к карте). Ребята путешествие понравилось? На каких станциях вы побывали?

Мы всем помогли. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Молодцы! Теперь можно отправляться кушать сладости.

Название статьи: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО НОД

Воспитатель: Прокудина Е.А.

В занятии была использована интеграция областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе. Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Была проведена предварительная работа:

Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе.

Материал:

оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

В ходе НОД воспитанники побывали на 3 станциях: 1 ПОЛЯНА, где очистили её от мусора и для отдыхающих приготовили макет –Памятки бережного отношения к природе; 2 Озеро – восстановили равновесие в природе привели в порядок и запустили живых рыбок, так же изготовили макет –Памятки бережного отношения к водоёмам; на 3 станции – Лесные жители вернули всем животным и птицам их домики. А в награду получили от лесных Гномиков большую сладкую конфету.

Воспитанники показали ЗУН по экологическому воспитанию. Были активны, творчески подходили к выполнению заданий.

Название: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Внеурочная работа, Мастер — классы


Top