Рисование живая и неживая природа старшая группа. Технологическая карта организованной учебной в старшей группе по экологии: "Живая, неживая природа"
Название:
Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край
Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»
Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
- Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
- Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов
- Развивать любознательность, память, умение делать выводы
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
- Учить способам самостоятельного познания
- Воспитывать коммуникативные навыки
Воспитатель вносит искусственные цветы.
— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.
— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?
Дети:
— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.
Воспитатель:
— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.
— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).
Воспитатель:
— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?
Дети:
— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.
Воспитатель:
— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?
Дети:
— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.
Воспитатель:
— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.
Игра «Три слова»
- Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
- Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
- Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
- Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
- Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
- Домашние животные (корова, лошадь, собака)
- Дикие животные (волк, лиса, заяц)
- Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
- Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
- Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
- Насекомые (комар, муха, бабочка)
Воспитатель:
— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?
Дети:
— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.
Воспитатель:
— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
Дети:
— Это живая природа.
Воспитатель:
— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)
Дети:
— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.
Воспитатель:
— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?
Дети:
— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.
Воспитатель:
— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?
Дети:
— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
Воспитатель:
— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».
— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
- Гриб, морковка, облако, мяч
- Грач, луна, цветок, коза
- Муха, медведь, ветер, береза
- Кукла, снег, облако, камень
- Машина, ведро, дом, вода
Воспитатель:
— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)
— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.
- Охрана водоемов
- Охрана лесов
- Охрана насекомых
- Охрана деревьев
- Охрана птиц
Итог:
Воспитатель:
— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.
— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"
Цель:
Познакомить детей с понятием « Живая и неживая природа», развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о свойствах воды.
Задачи:
- развивать любознательность, память;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы
: игровые, практические, словесные, наглядные
Индивидуальная работа
: активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схема живой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- сундучок;
- стаканчики по 3шт(с водой, с землей, пустой)на каждого и ложечки по количеству детей;
- губки по количеству детей - блюдца по количеству детей.
Ход занятия: -
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Воспитатель читает стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром (1 слайд)
Лес и морской прибой, (2слайд)
Живут в нем птицы и цветы, (3слайд)
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты (4 слайд)
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли (5 слайд)
Зовется этот дом.
Сегодня мы с Вами поговорим о природе - А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это - цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды.
- Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Определить что относиться к живой природе, и к неживой природе нам поможет во эта схема(показывает схему 6 слайд) .
Мы уже с вами умеем пользоваться помощниками схемами, с помощью их мы учили стихи, составляли рассказы.
Давайте рассмотрим эту схему. Что вы видите в первом квадрате? (ответы детей)
Это первый признак объектов живой природы - она растет.
Второй признак всего живого - они дышат, на схеме это обозначено маленькими кружочками как будто воздух.
Как вы думаете, что обозначает знак - чашечка? (ответы детей)
А вот стрелочки означают движение. Все живое движется.
Следующий признак живой природы- все ее объекты размножаются.
Делаем вывод …..все живое растет, дышит, питается, движется, размножается. А неживое
Дети: Не растет, не дышит, не питается, не движется, не размножается
Воспитатель: Молодцы! Я вас проверю, сейчас поиграем в игру «Живое и Неживое».
Воспитатель объясняет правила: Определите принадлежность изображений на карточках к живой или неживой природе. Нужно поместить карточки с изображением неживой природы на белое поле, а карточки с изображением неживой природы на красное поле.
Дети: Раскладывают карточки на два поля: живые объекты на красное,объекты не живой природы на белое поле, объясняя свое действие обращаясь к схеме.
Воспитатель: Молодцы ребята правильно разложили карточки. (дети садятся на стулья).
Воспитатель: (7 слайд) Ребята, а вы знаете, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Без воды, тепла, света,воздуха не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. Поэтому можно сказать,что живая и неживая природа живут рядом,они друг другу помогают, они дружат. Они взаимосвязаны между собой.
Поочередно звучит запись - пение птиц - звук ветра- звук дождя
Воспитатель: Кто это, (Что это)
Дети: Птицы, ветер, дождь
Воспитатель: Это живая или неживая природа
Дети: - звук ветра - неживая природа
Пение птиц- живая природа
Дождя -неживая природа
Воспитатель: Ребята, из чего состоит дождь?
Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, дождь - это вода. Сегодня мы продолжим исследовать воду. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. А поможет нам в этом наш коллаж.
Дети: Вода прозрачная, бесцветная, не имеет формы, безвкусна тд
Воспитатель: А сегодня мы узнаем еще одно свойство воды,проведя опыты. Садитесь все в нашу лабораторию.
Дети: Садятся
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при проведения опыта?
Дети: Нельзя делать резких движений. Громко разговаривать. Действовать строго по инструкции. Не мешать друг,другу.
Воспитатель: Правильно
Опыты: 1 «Куда спряталась вода» Вода впиталась в губку.
2 « Вода и земля» Вода проникла в землю
3 « Очищение воды» Вода просочилась через марлю и очистилась от мусора
4 «Расцветающий цветок» Вода впиталась в бумагу и бумага расправилась
5 « Волшебный сундучок»
Воспитатель: Вот мы и узнали еще об одном свойстве воды. А каком
Дети: Вода проникает, просачивается.
Воспитатель: Ребята вы сегодня очень хорошо, дружно, занимались и я хочу вас угостить соком.
Что такое сок?
Д: это жидкость
В: вы правы сок-это жидкость, как и вода. Угощайтесь, что вы чувствуете?
Д: он тоже будет просачиваться в нас.Чувствуете как просачивается сок. Мы пьем, а сок проникает в нас. Как приятно. И мне сегодня было приятно с вами исследовать. Вы очень были внимательны при выполнении опытов. А что вам понравилось сегодня.
Дети: Делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают,что они узнали новое.
Воспитатель: давайте спросим у наших гостей, а что они узнали сегодня нового?
Давайте скажем до свидания нашим гостям, оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!
Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы-от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы-люди-являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Материал: Объекты природы и,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и,не природы’’, схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Вы знакомы со словом,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)
Растения, животные, птицы-они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель--роста (цыпленок-курица)).
Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.
А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)
Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)
Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)
Природа-это то, что существует без помощи человека, а,не природа’’-это все то, что сделано руками человека.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на,природу’’.
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка-на кита. (дети продолжают этот ряд.)
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой-неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа-это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое-неживое»
У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом-живая природа, с другой стороны красная цветом-не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.
Физкультминутка.
А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)
Давайте выясним и докажем, что Человек-сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.
Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
Слепой котенок-маленький котенок-подрастающий котенок-большая кошка.
Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)
А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)
Грудной ребенок-ребенок-дошкольник-юноша-мужчина.
Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
А поскольку человек-сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.
Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).
Человек-существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы : игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схемы живой и неживой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- игрушка «Кукла» и ширма;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
- спасательные нарукавники;
- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
- стакан;
- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
- сундучок;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- чеснок, чеснокодавилка;
- веера по количеству детей;
- воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам Самира расскажет, о живой природе.
Самира: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Данил расскажет нам о неживой природе.
Данил: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».
Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Самира и Данил. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы) .
Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.
Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.
Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Подводная лодка.
Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .
Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 4. «Не дышу»
Ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!
Надежда Титкова
Конспект НОД в старшей группе на тему «Живая и неживая природа»
Конспект НОД в старшей группе на тему : «Живая и неживая природа » .
Подготовила воспитатель Титкова Н. Н.
Цель : Совершенствование знаний детей о живой и неживой природе .
Задачи :
- Вспомнить понятие : «Круговорот воды в природе »
Упражнять в различение понятий «природа » и «не природа » .
Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые »
Активизировать словарь прилагательных и закреплять умение согласовывать
прилагательные с существительными.
Закреплять умение располагать картинки и аккуратно наклеивать их на коллаж.
Упражнять в прыжках на месте, ходьбе между предметами и в подлезании под дугами.
Воспитывать бережное отношение к природе .
Словарная работа : активизация слов – природа , живая , неживая , вода, солнце, воздух, прилагательные-определения; новое понятие – круговорот воды в природе .
Материал : картинки – «Природа - не природа » , «Живое – не живое» , вода, солнце; коллаж с изображением неживой ; картинки с изображением живой природы .
Ход занятия:
1. Воспитатель вносит искусственные цветы.
Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе .
Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю?
(не живые, не дадут корней, не будут расти) .
Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .
Знаете ли вы, что такое природа ?
(ответы детей) .
Природа -это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .
Показ слайда «Что лишнее?» - Гриб, морковка, облако, мяч.
Гриб, морковка, облако, мяч. Что лишнее? Почему мяч лишний?
(все объекты относятся к природе , а мяч сделан человеком).
2. Природа бывает живой и неживой . Что относиться к живой природе ?
(растения, животные, насекомые, цветы, человек) .
Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе .
Что относится к неживой природе ?
(ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, земля) .
Слайд «Что лишнее?» - Грач, цветок, коза, луна.
Что лишнее? Почему луна лишняя?
(Грач, цветок и коза – относятся к живым объектам, а луна – неживое )
3. - Сможет ли планета Земля существовать без неживой природы ? Почему?
(всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло) .
Слайд : «Вода»
Не будет воды на Земле, не будет жизни. Вода-это необходимое условие для жизни. Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма.
«Круговорот воды» .
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг» , то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
4 Физминутка «Ходят капельки по кругу»
Превратимся в капельки и поиграем в их круговое путешествие. Я - мама Тучка, а вы –детки капельки. Вам пора отправляться в путь (дети двигаются по залу под фонограмму дождя) . Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте) . Скучно им стало по- одиночке летать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (ходьба друг за другом между предметами) . Плывут капельки в большой реке. (подлезание под дугой) Текла, текла река и попала в океан. Дети образуют круг. Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.
Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)
Воспитатель : А сейчас немного отдохнём.
Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)
В одежде богатой,
Сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
Не вода, не суша :
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)
На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда -
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел)
Заря-заряница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц увидел – не поднял,
Солнце увидало-подобрало. (Звезды)
Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
Уж очень вид у них чудной!
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена? (Лев)
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей) 5. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, без них невозможно существование всего живого на Земле.
«Вода» - Какая вода? (чистая, холодная, прозрачная, тёплая и т. д.)
Нет жизни на Земле всему живому и без солнца.
«Солнце» - Какое солнце? (лучистое, круглое, жёлтое, тёплое и т. д.)
«Воздух» - Чем заполнен шарик? (воздухом)
Какой воздух? (холодный, чистый, прозрачный, тёплый и т. д.)
Воздух необходим всему живому.
Как мы заботимся о природе ? (поливаем цветы, не ломаем ветки, подкармливаем птиц и т. д)
Дети, сегодня на занятии мы с вами узнали много интересного, правда?
Дети : Да!
Публикации по теме:
Конспект «Что такое живая природа?» Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭЭП с детьми подготовительной к школе группы