Российско азербайджанская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Азербайджано-российское экономическое сотрудничество (I)

Идея создания Российско-Азербайджанского и Азербайджано-Российского деловых советов, которые будут объединять бизнесменов, активно реализующих двусторонние внешнеэкономические проекты, и оперативно решать проблемы, возникающие у представителей бизнеса с обеих сторон, была высказана в ходе XV заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которое состоялось 9 октября 2015 г. в Москве.

Председателем Совета избран Фрадков П.М., Генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

23 мая 2016 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось учредительное заседание Российско-Азербайджанского делового совета.

Основные направления деятельности:

1. выработка скоординированной позиции делового сообщества России в отношении взаимодействия с азербайджанскими партнерами и работы на рынке Азербайджана;

2. повышение роли заинтересованных представителей делового сообщества России при формировании и реализации государственной политики в области российско-арезбайджанских торгово-экономических связей;

3. выявление конкретных возможностей для расширения и диверсификации российско-азербайджанского взаимодействия в деловой сфере;

4. создание дополнительных возможностей для диалога представителей деловых кругов России и Азербайджана путем встреч, конференций, рабочих групп и иных деловых мероприятий;

5. установление контактов и совместная работа с общественными объединениями России и Азербайджана, занимающими активную позицию по вопросам двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Российско-Азербайджанский деловой совет взаимодействует с партнерской организацией в Азербайджанской Республике – Азербайджано-Российским деловым советом.

Российско-Азербайджанский деловой совет работает в тесном взаимодействии с партнерской организацией в Азербайджанской Республике – Азербайджано-Российским деловым советом. Формат сотрудничества предусматривает обмен информационно-аналитическими материалами, организацию и проведение расширенных заседаний деловых советов, бизнес-миссий и иных мероприятий, а также совместную реализацию российско-азербайджанских внешнеэкономических проектов.

| 28.11.2011 | 00:02

Договорно-правовая база торгово-экономических отношений. Еще в период Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920 годы) одним из приоритетных направлений внешней политики молодой республики было налаживание добрососедских отношений…., в том числе и с Россией. Так, в Декларации третьего кабинета министров, с которой выступил на пятом заседании парламента 26 декабря 1919 года, премьер-министр Ф. Х. Хойский, особо отмечал, что «первой и главнейшей задачей» правительства будет укрепление независимости Азербайджана. При этом, как указывалось в документе, «независимость и самостоятельность не означает отнюдь отчужденности от других народов» путем возведения «китайской стены». Это означало, что «свободный Азербайджан может, и наверное, вступит в теснейшую связь с другими государствами, образовавшимися на территории России, а также и с самой Центральной Россией» (1).

С провозглашением в 1991 году независимости, торгово-экономическая политика Азербайджанской Республики стала основываться на принципах равноправия и взаимовыгодности отношений, выстраиваемых со всеми странами мира. С целью наладить отношения в 1992 году правительства России и Азербайджана подписали ряд документов, в том числе торгово-экономическое соглашение. Подписанные документы затрагивали такие важные вопросы, как сотрудничество в сферах топливно-энергетического комплекса, денежно-кредитной и валютной политики. После прихода к власти общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева в 1993 году, торгово-экономическиеотношения с Россией во всех сферах получили позитивный импульс. Начиная с первых же лет президентства Гейдара Алиева, одним из приоритетов внешней политики Азербайджана было развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, в том числе и с Россией. С момента вступления в СНГ в 1993 году Азербайджан получил еще одну возможность восстановить традиционные связи с Россией.

После развала СССР российско-азербайджанское экономическое сотрудничество в первой половине 1990-х годов находилась на низком уровне. Поэтому в 1996 году была создана Межправительственная Комиссия по Экономическому Сотрудничеству. Деятельность комиссии ускорила принятие необходимых межправительственных документов и придало импульс торгово-экономическому сотрудничеству. В результате торговый оборот между Россией и Азербайджаном вырос в 10,2 раза в течение периода с 1995 по 2010 годы и составил в 2010 году 1 918,5 млрд. долларов США.

Азербайджано-российские отношения развиваются в рамках двусторонних соглашений, торгово-экономических соглашений между Азербайджаном и субъектами РФ, СНГ и Организаций Черноморского Экономического Сотрудничества.

Схема. Основные направления торгово-экономических отношений между Россией и Азербайджаном

В настоящее время торгово-экономические отношения между Азербайджаном и Россией регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о свободной торговле от 30 сентября 1992 года, протоколами об изъятиях из режима свободной торговли от 26 ноября 1992 года, 29 ноября 2000 года и Протоколом о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли от 6 февраля 2004 года к данному Соглашению, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост имущества от 3 июля 1997 года, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 29 ноября 2000 года, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества от 21 января 2002 года (2).

С марта 2006 г. в Баку работает Торговое представительство Российской Федерации. Рабочим механизмом, регулирующим решение вопросов азербайджано-российских торгово-экономических отношений на государственном уровне, является Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. Председателем Комиссии с азербайджанской стороны назначен первый заместитель Премьер-министра Я.Эюбов, с российской стороны - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А.Хлопонин,

29 мая 2009 года в Баку было проведено двенадцатое совещание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией.

В этом совещание были обсуждены:

Перспективы экономического сотрудничества;

Сотрудничество в области энергетики;

Сотрудничество в области сельского хозяйства;

Сотрудничество в области транспорта;

Сотрудничество в области коммуникации и технологий;

Сотрудничество в области чрезвычайных случаев;

Сотрудничество в области таможней и границ;

Сотрудничество в области образования;

Развитие контрактно-юридической базы.

18 марта 2011 года в Москве было проведено тринадцатое совещание по экономическим вопросам между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией.

Азербайджан сотрудничает с субъектами Российской Федерации в разных отраслях экономики. Подписаны двухсторонние соглашение с администрациями таких городов как Москва, Ставрополь, Саратов, Свердловск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Кемерово, Томск, Воронеж, Нижегород, Курган, Челябинск, Астрахань, с Московской областью, а также с республиками Татарстан, Мордовия и Башкирия. Проводятся встречи, ярмарки, выставки, форумы, конференции и другие мероприятия с участием представителей государственных структур и бизнес сообществ.

Между Правительством Азербайджанской Республики и правительствами некоторых субъектов Российской Федерации (Свердловск, Астрахань, Санкт-Петербург, Челябинск, Курган) были заключены торгово-экономические и научно-технические соглашения. А также намечается подписание таких же соглашений с другими субъектами Российской Федерации.

Помимо этого, с целью развития сотрудничества с Российской Федерацией, были созданы комиссии между Азербайджанской Республикой и Правительством Москвы, Правительством Санкт-Петербурга, а также правительствами республик Татарстан и Дагестан. В рамках этих комиссий регулярно проводится встречи, а также обсуждаются возможности развития отношений.

17 июня 2008 года в городе Казань было проведено совещание Межправительственной комиссии между Азербайджанской Республикой и Республикой Татарстан в области торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничество.

11 марта 2009 года в Москве было проведено седьмое совещание Межправительственной комиссии между Азербайджанской Республикой и Правительством Москвы.

Экономические отношения между Азербайджаном и Россией в рамках СНГ четко определены в подписанных документах Содружества:

Завершение формирования и полное функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, в соответствии с нормами и правилами Всемирной Торговой Организации (ВТО);

Развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

Создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перемещение финансового капитала.

Азербайджан и Россия сотрудничают в рамках Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС). Главные задачи ОЧЭС - развитие экономического сотрудничества в регионе Чёрного моря, продвижение различных интеграционных проектов (начиная с региональной «зоны свободной торговли» до более локальных, как транспортный коридор-кольцо вокруг Черного моря), а также различные энергетические проекты - «голубой поток», транспортировка нефти, электроэнергетика (3). Азербайджан и Россия заинтересованы в участии в проектах, которые касаются развития транспортной инфраструктуры, совместного рынка энергоносителей, пограничного сотрудничества и т.д.

Торговые отношение. Экономические отношения между Азербайджаном и Россией в последние годы получили стремительное развитие, что проявляется, прежде всего, в таких сферах, как торговый обмен. Торговый оборот на протяжении нескольких последних лет достигают рекордных показателей за всю историю двусторонних отношений в период независимости, также наблюдаются и качественные структурные изменения.

Азербайджан является крупнейшим торговым партнером Российской Федераций в Южном Кавказе. В 1995-2007 годах Азербайджан обеспечивал 60 % объема торговли Российской Федераций со странами Южного Кавказа. Это означает, что объем торговли с Азербайджаном превышает в 1,5 раза общую долю двух других стран региона. В то же время следует отметить, что Россия является крупнейший партнером Азербайджана в импорте и сохраняет эту позицию уже несколько лет. Если учесть, что доля сырой нефти и нефтепродуктов в экспорте Азербайджана составляет более чем 90% и тот факт, что эти продукты экспортируются только в европейские страны, то можно сказать, что в экспорте ненефтяного сектора Азербайджана, Россия имеет наибольшую долю.

Таким образом, в несырьевом секторе экономики, Азербайджан и Россия достигли самого высокого уровня интеграции. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день в регионе Южного Кавказа государством самым эффективно интегрированным с экономической точки зрения в поле торгово-экономического влияния Российской Федерации является Азербайджан.

В течение 2000-2010 годов объем торговых отношений между Азербайджаном и Россией увеличился пропорционально темпам экономического роста обеих стран. В период сравнения коэффициент корреляций между валовым внутренним продуктом Азербайджана и внешнеторговым оборотом с Россией был положительный - 0,94. Это показывает, что обе страны сохраняют, по крайней мере, предыдущей уровень экономической интеграции, увеличивая свои экономических возможности. Делая экстраполяцию роста торговых отношений между Азербайджаном и Россией, можно спрогнозировать увеличение товарооборота в соответствии со скоростью экономического развития обеих стран. Азербайджан и Россия по мере укрепления своих экономических потенциалов все более уверенно развивают торговые отношения. Это означает, что Азербайджан будет сохранять статус крупнейшего экономического партнера России на Южном Кавказе и в будущем. Традиции, которые заложены в торговые отношения между двух стран, продолжаются развиваться. В этой связи Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявлял: «Укрепляются связи в экономической сфере. У нас в кризисный период чуть-чуть упал товарооборот, но мы его сейчас компенсируем, иего структура улучшается. Россия для нас представляет очень большой интерес,как рынок для наших товаров, также Россия является нашим главным партнером по импорту, то есть больше всего импорта поступает в Азербайджан из России».

Диаграм ма . Доли Южно-Кавказских стран в товарообороте с Россией в 1995-2007 гг. (млн. долл. США)

Источник: Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики), Федеральная Служба Государственной Статистики РФ, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/trade/#

В 2010 году объем азербайджано-российской торговли достиг 1 918,5 млрд. долл., что на 5,5% больше показателя предыдущего года. Всего же в период 1992—2010 гг. объемы азербайджано-российской торговли выросли в 3,2 раз. При этом экспорт Азербайджана в Россию вырос в 2,2 раз, а импорт - в 4,6 раза.

Товарооборот с Россией имеет одну из самых диверсифицированных товарных номенклатур во внешней торговле Азербайджана. Российский экспорт в Азербайджан в 2010 года составил 1 145 млн. долларов США (рост на 6,8% по сравнению с 2009 годом). В структуре экспорта России в Азербайджан в 2010 году значительная доля приходилась на продовольственные товары, машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химической промышленности. Азербайджанский экспорт в Россию в 2010 году составил 773,5 млн. долларов США (рост на 3,6% по сравнению с 2009 годом). Основу российского импорта из Азербайджана в 2010 году составляли продовольственные товары, текстиль и изделия из него, минеральные продукты, продукция химической промышленности, машины и оборудование, металлы и изделия из них (4).

Несмотря на то, что первые годы независимости сальдо торговли оказалось в пользу Азербайджана, начиная с 1996 года перевес оказался в пользу России. Страны смогли преодолеть ряд отрицательных тенденций, отмечавшихся в торговых связях после развала Советского Союза. Увеличение негативного сальдо наблюдавшегося в торговли с Россией с 2006 года происходит за счет приостановления импорта природного газа из России в Азербайджан. Наоборот, на данный момент Азербайджан экспортирует «голубое топливо» в Россию и намерен наращивать объем экспортируемого газа в будущем.

Итак, можно сделать следующие выводы. Азербайджано-российские торговые отношения в последние годы развиваются быстрыми темпами. Помимо количественного увеличения экспорта и импорта отмечаются также и качественная трансформация структуры товарообмена двух стран: растет доля промышленных товаров, увеличиваются объемы торговли продукции с высокой добавленной стоимостью.

Торговля между Азербайджаном и Россией расширяется благодаря росту емкости рынка и быстрому развитию экономики стран. Это способствует поддержанию интенсивной торговли между странами, а также углубляет комплементарность торговли. Вступление Азербайджана и России в ВТО приведет к дальнейшему росту товарооборота. В будущем можно предсказать дальнейшее развитие азербайджано-российских торговых отношений, увеличение объемов товарообмена между двумя странами, повышение степени взаимозависимости и комплементарности в торговых отношениях на основе углубления международного разделения труда.

Анализ экономики Азербайджана и России показывает, что существует комплементарность торговли между двумя странами. Таким образом, структура экспорта Азербайджана и импорта России соответствует друг другу, и наоборот. Например, свежие фрукты и овощи имеют сравнительные преимущества в экспорте Азербайджана, особенно на российском рынке (5). Такого рода преимущества возникают в результате ряда факторов. Прежде всего, российский рынок находится ближе к Азербайджану, что приводит к снижению транспортных издержек. Во-вторых, благоприятный климат и почва дает возможность использовать сезонные преимущества. В-третьих, в России существует торговая сеть уроженцев из Азербайджана. Наконец, на территории Азербайджана создано большое количество садов бахчевых культур еще с советского периода. Их капитальные расходы были списаны давно и урожай приносит прибыль. Индекс Внутренней Стоимости Ресурсов (6) яблока отправленного из Азербайджана в Россию - 0,28 - 0,32 (7). Индекс Внутренней Стоимости Ресурсов товаров, отправленные из Азербайджана в Россию в 2009 году был таковым: вишня - 0,10-0,16; королек - 0,86; свежий гранат - 0,74; гранатовый сок - 0,26-0,66; яблочный сок - 0,19-0,20; помидор и огурец, выращиваемый в парниках - 0,14-0,36; томатная паста - 0,42-0,73; свежий картофель - 0,15; орехи - 0,47- 0,56; киви - 0,20-0,94; фейхоа - 0,31. Азербайджан еще в советские времена считался базой свежих овощей и фруктов для крупнейших городов, включая Москву и Ленинград. В настоящее время в продолжении этих традиций есть перспективы развития в этом направлении.

График. Торговый оборот между Россией и Азербайджаном (млн. долл. США)

В Москве сегодня проходит 17-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Азербайджаном под председательством министра экономического развития Российской Федерации Максима Орешкина и министра экономики Азербайджанской Республики Шахина Мустафаева .

На нем обсуждаются текущее состояние и перспективы торгово-экономических отношений между двумя странами, в том числе в таких значимых отраслях, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт, энергетика, строительство и туризм.

Как сообщили ранее в Минэкономразвития России, ключевыми темами заседания станут диверсификация экономик РФ и Азербайджана, улучшение условий взаимодействия между деловыми кругами, а также пути реализации решений, принятых президентами России и Азербайджана в ходе их встречи 1 сентября нынешнего года в Сочи.

По итогам заседания министры подписали протокол. Юрий Данилов, член генерального совета общественной организации "Деловая Россия", и Мамед Мусаев, президент Национальной конфедерации организаций предпринимателей (работодателей) Азербайджана, подписали меморандум о сотрудничестве.

Как сообщил Максим Орешкин, на закрытой части заседания состоялась обстоятельная дискуссия по ключевым направлениям дальнейшего экономического сотрудничества России и Азербайджана. "Хочется отметить, что в 2018 году у нас было очень успешное сотрудничество. Идет позитивная динамика развития внешнеэкономических связей по целому ряду ведущих направлений - и по торговле, и по инвестициям, и в других сферах сотрудничества. Работают деловые советы, и в целом сделано уже немало", - приводит его слова корреспондент "Вестника Кавказа".

"Сейчас у нас состоялась плодотворная беседа, есть целый набор новых направлений, которые мы будем совместно с коллегами реализовывать в 2019 году. Я думаю, что, если те планы, которые мы сейчас наметили, будут реализованы, экономические взаимоотношения России и Азербайджана выйдут на новый уровень и, опять же, по всем ключевым направлениям будет позитивная динамика. Еще раз рад приветствовать всех коллег в Москве", - добавил Максим Орешкин.

Шахин Мустафаев, в свою очередь, отметил рост договорной базы в сфере экономики. "За этот год произошли некоторые важные события, которым мы придаем значение с точки зрения развития наших экономических отношений. Я хочу отметить, прежде всего, визит президента Азербайджана Ильхама Алиева 1 сентября в РФ, проведенную встречу с президентом России Владимиром Путиным. Они провели плодотворные переговоры, по результатам было подписано около 20 важных документов, которые укрепили наше сотрудничество. Из них я хочу отметить Программу сотрудничества до 2024 года. Считаю, что этот документ, который будет включать в себя ряд дорожных карт, станет основополагающим программным документом и определит направления двустороннего экономического взаимодействия на ближайшие годы", - сказал он.

"У нас есть позитивная динамика по всем направлениям. Наши статистики подтверждают увеличение товарооборота и в прошлом году, и за 11 месяцев этого года. За 17-й год это увеличение составляет 34,4%. Важно, что динамика определяется и по импорту, и по экспорту, это значит, что наше сотрудничество взаимовыгодно. РФ по-прежнему является главным торговым партнером Азербайджана, находится на первом месте по ненефтяному экспорту и по всему импорту, и это говорит о многом. Я хочу также отметить работу деловых советов, деятельность этой структуры придаст новый импульс нашим торгово-экономическим отношениям", - подчеркнул Шахин Мустафаев, добавив, что важным измерением экономических контактов двух стран является региональное сотрудничество.

"Растут инвестиции. Инвестиции России в Азербайджан превышают $4 млрд, инвестиции Азербайджана в экономику России пробили отметку в $1 млрд. Думаю, что в дальнейшем мы будем наращивать наши усилия в этом направлении. Считаю, что успешными являются наши проекты в сфере нефтехимии, машиностроения, туристической инфраструктуры и сельского хозяйства. Дополнительно мы видим потенциал в сфере фармацевтики и нефтяного машиностроения, производства сельхозтехники и автомобилестроения. Одним из ключевых направлений является сотрудничество в сфере транспорта. Сегодня мы подробно обсудили стратегию создания Международного транспортного коридора "Север-Юг". Этот проект не просто жизнеспособен, но эффективен и имеет большие перспективы", - рассказал министр экономики Азербайджана.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" замминистра образования Азербайджана Фирудин Гурбанов , участвовавший в заседании межправкомиссии, сотрудничество во образовательной сфере является важным направлением российско-азербайджанского взаимодействия. "В области образования между нашими странами существуют очень тесные связи. Я бы хотел отметить, что в Азербайджане важное значение придается преподаванию русского языка, более чем в 3 тыс школ русский язык изучается в качестве иностранного, а более чем в 300 школах преподавание ведется на русском языке. Кроме того, 70% специальностей в азербайджанских вузах можно получить на русском языке. Ежегодно проводится олимпиада по русскому языку, в этом году была десятая, и в ней приняло участие рекордное количество учеников из более 600 школ", - рассказал он.

"Важны и связи между нашими учебными заведениями. В 2015 году создана ассоциация вузов России и Азербайджана, которая объединяет 50 вузов, на этой платформе осуществляется очень много проектов. Успешно функционируют филиалы двух российских вузов - МГУ имени М. В Ломоносова и Московского университета имени И. М. Сеченова. Сейчас прорабатываются вопросы о создании других филиалов. В то же время, мы предлагаем сотрудничество между вузами в проектах предоставления двух дипломов, чему способствует недавно принятая программа об усилении международной конкурентоспособности азербайджанского высшего образования, в которой основным приоритетом является именно сотрудничество между вузами двух стран. Кроме того, существует и сотрудничество между средними школами, недавно мы договорились об обмене школьниками и проведении совместных спортивных и интеллектуальных соревнований между школами Москвы и Баку", - поведал Фирудин Гурбанов.

РОССИЙСКО-АЗЕРБА ЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном установлены 4 апреля 1992 г. Российское посольство в Баку официально приступило к выполнению своих функций 25 сентября 1992 г.

Основополагающими двусторонними документами являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (подписан 3 июля 1997 г.) и Декларация о дружбе и стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 2008 г.

Основу сотрудничества России и Азербайджана составляют межгосударственные и межправительственные договоры и соглашения (всего около 140), а также межведомственные и межрегиональные соглашения.

13 июня 2018 г. состоялся рабочий визит Президента Азербайджана И.Г.Алиева в Москву, в ходе которого И.Г.Алиев был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. 14 июня 2018 г. Президент Азербайджанской Республики принял участие в церемонии открытия в Москве XXI чемпионата мира по футболу, 12 августа 2018 г. президенты России и Азербайджана приняли участие в работе Пятого каспийского саммита в Актау (Казахстан).

В 2017 г. президенты встречались четырежды.

Двусторонние контакты в 2018 г.

7 февраля 2018 г. в рамках празднования 25-летия установления дипотношений между Россией и Азербайджаном в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась историко-документальная выставка, в открытии которой принял участие Председатель Милли Меджлиса (Парламента) Азербайджанской Республики О.С.Асадов.

9 апреля 2018 г. в Баку состоялась встреча Начальника Генштаба России В.В.Герасимова с главкомом объединенных ВС НАТО К.Скапаротти.

22-23 апреля 2018 г. Баку с рабочим визитом посетил Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин.

9-11 мая 2018 г. для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 95-летию со дня рождения Г.Алиева, в Баку находилась российская делегация в составе И.М.Умаханова, Г.Б.Карасина и В.А.Чернова.

24-25 июня 2018 г. состоялся официальный визит Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володина в Баку.

24 июля 2018 г. состоялся рабочий визит Министра экономики Азербайджанской Республики Ш.А.Мустафаева в Москву.

Торгово-экономическое сотрудничество

В 2014 г. товарооборот достиг «рекордной» отметки в 4 млрд. долл. США. В 2016 г. - 1953,5 млн. долл. США.

По итогам 2017 г. российско-азербайджанский товарооборот составил 2627,2 млн. долл. США. Экспорт составил 1935,1 млн. долл. США, импорт – 692,1 млн. долл. США.

В январе-мае 2018 г. российско-азербайджанский товарооборот составил 957,1 млн. долл. США (+8,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., с учетом корректировки на временно ввезенные/вывезенные для ремонта в 2017 году суда, лодки и плавучие средства рост товарооборота составил 16,1 %). Экспорт составил 672,1 млн. долл. США (+4,9 %), импорт – 284,9 млн. долл. США (+18,3 %). Физический объем товарооборота России с Азербайджаном в отчетном периоде составил 1685,5 тыс. тонн и увеличился на 2,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

Прямые российские инвестиции в Азербайджан составляют около 1,5 млрд. долл. США. На азербайджанском рынке работают более 600 совместных компаний, в т.ч. около 200 со стопроцентным российским капиталом и свыше 400 – в формате СП.

Рабочим механизмом, регулирующим решение конкретных вопросов двусторонних отношений на государственном уровне, является Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК). В мае 2018 г. Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин назначен председателем российской части МПК.

Военное и военно-техническое сотрудничество

27 февраля 2003 г. в Баку подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

На регулярной основе осуществляется обмен визитами руководителей оборонных ведомств обеих стран. На предстоящий период определены перспективные направления военно-технического сотрудничества.

С подписанием 3 сентября 2010 г. Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе была завершена работа по делимитации государственной границы с Азербайджаном. В настоящее время проводится работа по демаркации границы.

Прямые связи с Азербайджанской Республикой развивают субъекты Российской Федерации . Во внешнеторговой деятельности с Азербайджаном участвуют предприятия, компании и фирмы 70 российских регионов, экспортирующих свыше тысячи наименований товарной номенклатуры. 17 субъектов Российской Федерации подписали соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с азербайджанскими партнерами.

28 сентября 2017 г. в Ставрополе состоялся VIII межрегиональный форум. В мероприятии приняли участие представители центральных и региональных властей двух стран, а также парламентарии, представители различных отраслей бизнеса.

Гуманитарное сотрудничество

Поступательно развиваются российско-азербайджанские связи в области культуры и образования. Российско-азербайджанское сотрудничество в гуманитарной сфере продолжает оставаться одним из приоритетных направлений развития двусторонних связей наших стран.

Российско-азербайджанские отношения в области культуры регулируются межправительственным соглашением о культурном и научном сотрудничестве, практическая реализация осуществляется в соответствии с подписанной в декабре 2016 г. в ходе V Санкт-Петербургского международного культурного форума Программой сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики на 2017-2019 гг.

С 2008 г. в Азербайджане функционирует Бакинский филиал МГУ им. М.В.Ломоносова, на 6 факультетах которого (химический, физический, экономический, филологический, психологии и прикладной математики) обучается более 400 человек. С 2015 г. – филиал Первого московского медицинского института им И.М.Сеченова.

Ежегодно порядка 200 граждан Азербайджана зачисляется в российские вузы на бюджетной основе по квоте Министерства образования и науки России.

По состоянию на февраль 2018 г. численность состоящих на консульском учете граждан России в Азербайджане составляет 13675 чел. (постоянно проживающих – 10327 чел., временно находящихся, в т.ч. по линии государственных учреждений Российской Федерации – 3348 тыс.).

fix

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Географическое положение . Азербайджанская Республика - государство в восточной части Южного Кавказа. Протяженность границы с Россией – 390 км, Грузией – 480 км, Арменией – 1007 км, Ираном – 765 км, Турцией – 15 км. Протяженность береговой линии Каспийского моря – около 780 км.

Территория – 86,6 тыс. кв. км.

Население – 9755 тыс. человек, 53,1% - городское, 46,9% - сельское. 91,6% - азербайджанцы, 2,0% - лезгины, 1,3% - русские, 1,3% - талыши. 22,5%) жителей страны составляют лица в возрасте до 14 лет, 71,3% - от 15 до 64 лет, 6,2% - старше 65 лет, плотность населения - 112 человек на кв. км. Последняя перепись проводилась в 2009 г.

Религия отделена от государства. 96% населения исповедуют ислам, из которых – 70% шииты, 30% - сунниты. Представлены также православная, иудейская и католическая конфессии. Всего в стране зарегистрировано 749 религиозных общин (721 – мусульманские, 17 – христианские, 8 – иудейские, 2 – бахаистские, 1 – кришнаитская).

Столица – г. Баку (около 2,225 млн. человек, площадь – 2192 кв. км). Городская агломерация охватывает территорию Апшеронского полуострова и делится на 12 административных районов, включающих более 60 поселков городского типа и сел.

Наиболее крупные города : Баку, Сумгаит, Гянджа и Мингечаур.

Государственное устройство . В соответствии с Конституцией, принятой 12 ноября 1995 г., Азербайджан является демократической, светской, унитарной республикой во главе с президентом, избираемым на семь лет (изменения внесены в сентябре 2016 г.) без ограничения количества сроков путем прямых и равных выборов тайным голосованием. Президент назначает премьер-министра и членов Кабинета министров.

Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент (Милли Меджлис). Милли Меджлис имеет пятилетний мандат, состоит из 125 депутатов, избираемых по мажоритарной системе.

По итогам последних парламентских выборов 1 ноября 2015 г. О.С.Асадов переизбран на должность Председателя Милли Меджлиса, из 125 мест в Парламенте 69 получили кандидаты правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»).

Административно-территориальное устройство . Азербайджан делится на 66 районов и Нахичеванскую автономную республику, отделенную от остальной части страны территориями Армении, Ирана и Турции, 11 городов имеют статус республиканского подчинения.

Высшее руководство : Президент Азербайджанской Республики (И.Г.Алиев, переизбран на четвертый срок в апреле 2018 г.), Первый вице-президент (М.А.Алиева), Премьер-министр (Н.И.Мамедов), Председатель Милли Меджлиса (О.С.Асадов).

В стране зарегистрировано 55 политических партий. Наиболее влиятельной является правящая партия «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») (председатель – И.Г.Алиев). Значимые оппозиционные партии – Народный Фронт Азербайджана (А.А.Керимли), «Мусават» («Равенство») (А.М.Гаджилы), Демократическая (Р.Б.Гулиев), Социал-демократическая (А.М.Ализаде), «Умид» («Надежда») (И.Ф.Агазаде), Либерально-демократическая партия (Ф.А.Алиев).

Азербайджанский язык является государственным языком Азербайджанской Республики.

Государственная атрибутика . Государственный флаг Азербайджанской Республики представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхняя – голубого, средняя – красного, нижняя – зеленого цветов, в середине красной полосы на обеих сторонах флага изображены полумесяц белого цвета с восьмиконечной звездой. Ширина флага соотносится с длиной 1:2.

Государственный герб Азербайджанской Республики представляет собой изображение восточного щита, который помещен на дуге, составленной из дубовых ветвей и колосьев. На щите на фоне цветов государственного флага Азербайджанской Республики изображена восьмиконечная звезда, в центре звезды – языки пламени. Текст государственного гимна написан поэтом А.Джавадом на музыку У.Гаджибекова.

Официальные праздники Азербайджана: 20 января – День всенародной скорби (ввод советских войск в 1990 г. в Баку для предотвращения армянских погромов); 8 марта – Международный женский день; 9 мая – День Победы; 28 мая – День Республики (день провозглашения Азербайджанской Демократической Республики в 1918 г.); 15 июня – День национального спасения (день избрания Г.Алиева Председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики в 1993 г.); 26 июня – День вооруженных сил; 18 октября – День государственной независимости (день принятия конституционного Акта «О государственной независимости Азербайджанской Республики» в 1991 г.); 9 ноября – День государственного флага; 12 ноября – День Конституции; 17 ноября – День национального возрождения (день начала массовых протестов в Баку против политики центральных властей СССР в 1988 г.); 31 декабря – День солидарности азербайджанцев мира. Даты религиозных праздников «Рамазан байрамы» и «Гурбан байрамы», определяемые ежегодно по лунному календарю.

Денежная единица – азербайджанский манат (AZN). Курс маната определяется на основе бивалютной корзины. 1 долл. США равен 1,7 маната (на 1 января 2018 г.).

История страны . С древних времен и до XVIII в. в разное время в Закавказье существовали многочисленные государственные образования: Кавказская Албания, Ширваншахов, Атабеков, турок-огузов, Сефевидов и др. К VII в. в регионе широкое распространение получило христианство, позднее, с приходом арабов, а затем тюркских племен – ислам. В XVI – XVIII вв. за господство над этими территориями боролись Персия, Османская и Российская империи.

В XVIII в. в Закавказье образовались ряд ханств (Бакинское, Нахичеванское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Карабахское, Эриванское и др.), население которых составляли тюркские народности, армяне, грузины, лезгины, аварцы, талыши, таты, удины и другие этнические группы.

В результате русско-персидских войн согласно Гюлистанскому (1813 г.) и Туркманчайскому (1828 г.) мирным договорам к Российской империи была присоединена часть ханств, территории которых в советское время вошли в состав Азербайджанской и Армянской союзных республик.

Впервые в истории Азербайджан как независимое государство, Азербайджанская Демократическая Республика, появился в 1918 г. В 1920 г. в Баку было сформировано советское правительство Азербайджана. В 1922-1936 гг. она являлась частью Закавказской федерации в составе СССР, а в 1936-1991 гг. входила в состав СССР на правах союзной республики.

18 октября 1991 г. принят конституционный Акт о государственной независимости Азербайджанской Республики, который заложил основы нынешнего государственного политического и экономического устройства страны.

Социально-экономическое положение . Состояние азербайджанской экономики в значительной степени зависит от добычи нефти.

По официальным данным, в январе-мае 2018 г. среднемесячная зарплата в Азербайджане составила 541 AZN (318 долл. США) (+4%). Средний размер пенсии составляет 208,9 AZN (122,9 долл. США).

Число официально зарегистрированных безработных на 1 июня 2018 г. – 36,7 тыс. человек (- 4%).

В 2017 г. ВВП страны составил 70,1 млрд. AZN (41,3 млрд. долл. США) с ростом на 0,1 % по сравнению с 2016 г.

В январе-июне 2018 г. ВВП Азербайджана составил 37,009 млрд. AZN (21,7 млрд. долл. США) с ростом на 1,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

В структуре ВВП за 2017 г. доля промышленных отраслей составила 40,1 %, строительства – 9,5%, торговли и услуг – 10,4%, налогов на продукцию и импорт – 7,3%, сельского, лесного и рыбного хозяйства – 5,6%, транспорта и складского хозяйства – 6,8%, услуг по размещению туристов – 2,3%, сектора информации и связи – 1,6%, прочие – 16,4%.

По официальным данным Министерства финансов Азербайджанской Республики, по состоянию на 1 января 2018 г. внешний государственный долг Азербайджанской Республики составлял 9,4 млрд. долл. США (15,9 млрд. AZN или 22,8% от ВВП страны пребывания).

В 2017 г. инвестиции в основной капитал Азербайджана снизились на 2,2 % по сравнению c 2016 г. и составили 15,5 млрд. AZN (9,1 млрд. долл. США). Иностранные инвестиции составили 8,6 млрд. AZN (5,1 млрд. долл. США).

В январе-марте 2018 г. инвестиции в основной капитал снизились на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и составили 1,8 млрд. AZN (1,7 млрд. долл. США). Иностранные инвестиции составили 1,4 млрд. AZN (815,6 млн. долл. США).

Внешнеторговый оборот Азербайджанской Республики в январе-мае 2018 г. осуществлялся с 160 странами мира составил 12,068 млрд. долл. США (+35,4 %), в том числе экспорт – 8,213 млрд. долл. США (+2,8 %), импорт 3,855 млрд. долл. США (+3,8 %). Положительное сальдо внешней торговли Азербайджана составило 4,358 млрд. долл. США.

В Азербайджане осуществляют деятельность порядка 7,1 тыс. компаний с иностранным капиталом, из которых 40% имеют турецкий капитал. Компании с российским капиталом составляют 9,5% (порядка 700 компаний) от общего числа компаний с иностранным капиталом в Азербайджане.

Импорт Азербайджана в январе-мае 2018 г. велся преимущественно из России (доля – 17,5 %), Турции (15,8 %), КНР (10,2 %), Германии (7,6 %), США (4,8%),. Украины (4,2%), Италии (3,4%), Ирана (3,0%), Белоруссии (2,7%), Великобритании (2,4%).

По итогам января-мая 2018 г. основными странами-покупателями азербайджанской продукции выступали: Италия (доля – 22,4%), Израиль (8,3%), Турция (7,6%), Тайвань (КНР) (5,8%), Индонезия (5,3%), Канада (4,8%), Германия (4,4%), Чехия (4,0%), Россия (3,4%), Грузия (3,4%), Португалия (3,2%), Индия (3,0%), США (2,7%), Франция (2,5%), Испания (2,5%).

Основные экспортные статьи Азербайджана – сырая нефть и нефтепродукты, природный газ и плодоовощная продукция.

Внутренняя политика . Обстановка в Азербайджане остается стабильной. Осуществляются программы по социально-экономическому развитию страны, реализуются крупные инфраструктурные проекты.

26 сентября 2016 года в Азербайджане состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию страны. Основной закон изменился уже в четвертый раз (на референдумах 2002 и 2009 гг. и путем принятия конституционного закона 2005 г.) с момента ее принятия в 1995 г. Очередное обновление основного закона официальные представители президента объясняют необходимостью учета «значительных изменений», произошедших в развитии страны, а также «новаций» в международной конституционной практике. В Конституцию внесены 6 новых статей и изменены 23 из 158 действующих. Все 29 поправок одобрены большинством в 85 и более процентов голосов.

Самые главные изменения коснулись увеличения срока президентских полномочий с 5 до 7 лет, устранения возрастного ценза для занятия должности президента (ранее он составлял 35 лет) и других выборных должностей. Президент получил никем не ограниченное право назначать досрочные президентские выборы. Введены институты первого вице-президента (с правом замещения президента, которое до сих пор было закреплено за премьер-министром) и вице-президентов. В случае невозможности исполнения президентом своих обязанностей его полномочия теперь возлагаются на вице-президента. Единственную прерогативу назначения на эти должности также получил президент. Главе государства впервые дано право в определенных конституцией случаях распускать Милли Меджлис. Расширен перечень причин, по которым депутат может быть лишен своих полномочий. Снижены возрастные ограничения для кандидатов в депутаты национального парламента.

Ряд изменений коснулся укрепления баланса прав и обязанностей граждан. Государству предоставлены более широкие возможности для регулирования рыночных процессов в экономике страны. За государством закреплено право обеспечивать свои интересы вплоть до ограничения права частной собственности на землю.

Во внешнеполитической деятельности в качестве главной цели декларируется восстановление территориальной целостности страны и урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе.

Будучи государством-участником СНГ, Азербайджан избирательно подходит к работе его институтов. Динамично развиваются связи с Турцией, США, европейскими странами, европейскими и евроатлантическими структурами, страна занимает активную позицию в ООН, ОИС и Движении неприсоединения. В 2017 г. Азербайджан председательствовал в «Стамбульском процессе» по Афганистану.

К числу наиболее важных международных мероприятий в 2017 г. в Азербайджане можно отнести VI Глобальный бакинский форум, IV Исламские игры солидарности, заседание ПА Евронест.

Азербайджанская Республика представлена за рубежом более 80 дипломатическими и консульскими представительствами и представительствами в международных организациях, а также 6 почетными консулами.

Численность вооруженных сил Азербайджана в 2017 г. – 95 тыс. человек. В структуру армии входят сухопутные войска, военно-воздушные и ПВО, военно-морские силы, воинские формирования центрального подчинения, а также военные учебные заведения.

Верховным Главнокомандующим является президент страны, в мирное время руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны Азербайджанской Республики (генерал-полковник З.А.Гасанов). Оперативное управление вооруженными силами страны возложено на Генеральный штаб, начальником которого является генерал-полковник Н.Г.Садыков. Комплектование вооруженных сил осуществляется в соответствии с Законом «О всеобщей воинской обязанности» по призыву (3 раза в год) и на контрактной основе. Срок действительной военной службы составляет 18 месяцев. Она является обязательной для всех граждан мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, признанных годными по состоянию здоровья.

Основу вооружения и военной техники составляют образцы российского (советского) производства.

Государственную политику в области культуры , искусства, туризма, истории и сохранения памятников культуры, печати и кинематографии в стране реализует Министерство культуры и туризма Азербайджана. Российско-азербайджанские отношения в области культуры регулируются межправительственным соглашением о культурном и научном сотрудничестве.

В 2017 г. крупными событиями в области культуры в Азербайджане стали IX Габалинский международный фестиваль классической музыки, Международный музыкальный фестиваль им.Узеира Гаджибекова, Международный джазовый фестиваль. Состоялся ряд международных выставок современного и классического искусства.

Большинство крупных культурных проектов осуществляются при поддержке Фонда Г.Алиева (председатель – первый вице-президент М.А.Алиева).

Процесс образования регулируется законом «Об образовании» от 2009 г., в котором закреплена возможность организации обучения и на других языках, в частности, русском. Преподавание на русском языке ведется на всех уровнях образования: в дошкольных, средних общеобразовательных, специальных, а также высших учебных заведениях.

В 2016-2017 учебном году среднее образование получали около 1,464 млн. учащихся в более чем 4,5 тыс. школ, из которых 340 школ имеют русский сектор.

В 2005 г. Азербайджан присоединился к Болонскому процессу. Система высшего образования имеет три ступени (бакалавриат, магистратура, докторантура). В стране действует 56 вузов и 61 средне-специальное учебное заведение, в которых 2016-2017 учебном году обучалось около 161,2 тыс. человек и 51,7 тыс. человек соответственно.

С 2008 г. в Азербайджане функционирует Бакинский филиал МГУ им. М.В.Ломоносова, в настоящее время на 6 факультетах которого (химический, физический, экономический, филологический, психологии и прикладной математики) обучается 412 студентов и 77 магистрантов. В сентябре 2015 г. открылся Бакинский филиал Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, на единственный факультет «Лечебное дело» ежегодно зачисляются сто студентов.

В апреле 2017 г. в Баку было подписано Соглашение о сотрудничестве между Дипломатической академией Министерства иностранных дел Российской Федерации и Университетом «Азербайджанская дипломатическая академия» Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики.

В структуру Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) входят 40 институтов и организаций, региональные отделения в Нахичевани и Гяндже, а так же региональные научные центры в Шеки и Ленкорани. НАНА организует исследования по шести направлениям: физико-математические и технические, химические, биологические, аграрные, гуманитарные и общественные науки, а также науки о Земле.

В Азербайджане зарегистрировано около 5000 печатных и электронных СМИ . Реально функционируют до 400. Из них русскоязычные СМИ составляют порядка 15%. На территории страны действуют 10 общереспубликанских и 13 региональных телеканалов. Около 85% населения страны являются пользователями интернета.

2003-05-09T15:55Z

2008-06-05T19:30Z

https://сайт/20030509/377391.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

Заседание российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству состоится в срок от 20 мая до 20 июня

Сроки очередного заседания российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, проведение которого планировалось 15-16 мая в Москве, перенесены. Об этом журналистам сообщил посол России в Азербайджане Николай Рябов. По его словам, предположительно, заседание состоится в срок от 20 мая до 20 июня. Рябов объяснил перенос заседания тем, что сопредседатель комиссии с российской стороны, вице-премьер правительства Виктор Христенко вошел в группу, которой поручено ускорить процесс работ по интеграции в рамках Евразийского экономического пространства, создаваемого Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Посол сказал также, что среди вопросов, выносимых на заседание комиссии, проблема статуса азербайджанцев в России будет предметом обсуждений в практической плоскости, но не в плане принятия какого-либо нормативного соглашения между...

БАКУ, 9 мая. /Корр. РИА "Новости" Герай Дадашев/. Сроки очередного заседания российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, проведение которого планировалось 15-16 мая в Москве, перенесены.

Об этом журналистам сообщил посол России в Азербайджане Николай Рябов. По его словам, предположительно, заседание состоится в срок от 20 мая до 20 июня.

Рябов объяснил перенос заседания тем, что сопредседатель комиссии с российской стороны, вице-премьер правительства Виктор Христенко вошел в группу, которой поручено ускорить процесс работ по интеграции в рамках Евразийского экономического пространства, создаваемого Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном.

Посол сказал также, что среди вопросов, выносимых на заседание комиссии, проблема статуса азербайджанцев в России будет предметом обсуждений в практической плоскости, но не в плане принятия какого-либо нормативного соглашения между сторонами.


Top