Секретный доклад: Израиль признаёт, что хазары — это евреи; тайный план обратной миграции на Украину. Хазарский каганат – первое государство-паразит

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось.
Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты».
Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.

Хаза́ры (ивр. כוזרים‎ (кузарим), араб. خزر‎‎ (хазар), греч. Χαζαροι (хазарой), др.-рус. Козаре, лат. Gazari, Cosri) - тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён. Хазарский язык является вымершим. Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море - см. Хазарское море. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века). По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени - белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Причем белые хазары были высокорослыми, светлоглазыми и светловолосыми, тогда как черные хазары были низкорослыми и темноволосыми. Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе. Хазары являются потомками гуннского племени акацир, известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак). Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са, упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар). Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг). Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден, М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев). До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат (650-969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе. Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами, из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались. После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в половцкой среде. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных общин - караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи. Хазарские корни, возможно, имеют кумыки. Новый противник появился у хазар с формированием Киевской Руси.. Недостаточно понятным является вопрос о так называемом Русском каганате, который впервые упомянут в источниках под 839 годом. Титул кагана позднее носили киевские князья, а его хождение в IX веке обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. Как бы то ни было, проникшие в Восточную Европу варяжские дружины начали успешно оспаривать гегемонию хазар над славянскими племенами. От хазар освободились поляне (864), северяне (884) и радимичи (885). Отвечая на возникшие вызовы, хазары с помощью Византии соорудили серию крепостей на северо-восточных рубежах. Ок. 834 года каган и бек обратились к императору Феофилу с просьбой помочь в строительстве крепости Саркел. Крепость расположилась на левом берегу Дона и стала главным оплотом хазар в регионе. Кроме Саркела, как свидетельствуют археологические данные, была создана сеть аналогичных укреплений по притокам Дона. В кон. IX - 1-й пол. X вв. Хазарский каганат ослабел, но ещё продолжал оставаться влиятельным государством благодаря обученной армии и искусной дипломатии. Правители проводили политику лавирования между тремя крупными силами: Византией (утратившей интерес в союзных отношениях), кочевниками и Русью. В кон. IX в. в правление царя Вениамина против Хазарии выступила организованная Византией коалиция, состоящая из печенегов, чёрных булгар и нескольких других кочевых племен. Хазары разбили её при поддержке алан. При следующем царе - Аароне Византия сумела разрушить хазаро-аланский союз, и теперь хазары одолели алан с помощью одного из кочевых вождей. Аланского царя пленили, но приняли с почётом. Он отдал свою дочь за сына Аарона - Иосифа.

Народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела - белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый - белый город, второй - желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир - грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки - армянами и т. д. Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в. С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере - с финнами, на западе - с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией. Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров - аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли. Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала. Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый. Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства - каган - принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" - боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники. Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12-15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли. Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое - по магометанскому, двое - по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников. Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран - одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.

Литература. Френ, "Veteres memoriae Chazarorum" ("Mem. de l"Acad. Sciences", VIII, 1822); Thunmann, "Unters. über die Geschichte der östl. Europ. Vö lker" (перев. Погодина, "Вестн. Европы", 1823); Эверс, "Krit. Vorarbeiten" (перев. Погодина, "Сев. арх.", 1838); Хвольсон, "Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах - Ибн-Даста" (СПб., 1869); Сум, "Ист. раз. о хазарах" ("Чтен. в "Общ. ист.", год 2, кн. 3); В. В. Григорьев, " Обзор полит. Истории Хазарии" ("Сын Отеч." и "Сев. архив", 1835, 17); "Об образе правления у Х." ("Ж. М. Н. Пр.", 3 кн.); Д. Языков, "Опыт в истории Xазарии" ("Труды Рос. акад.", I); Б. А. Дорн, "Известия о Xазарии вост. ист. Табори" ("Ж. М. Н. Пр.", 1844, кн. 7); "Исторический сборник" Валуева и "Чтения в Общ. ист.", год 2, 6 (письмо Хисдаи и ответ кагана в переводах К. Коссовича и Гартенштейна). Более подробные указания см. у Д. Языкова.

Славянские племена, как мы уже говорили, расселялись в зоне лесов и лесостепи. А в степи с древних времен господствовали кочевники-скотоводы. В VI веке гуннов сменили авары, подчинившие часть славянских племен на Дунае. В VII-VIII вв. власть над степями перешла к хазарам. Они, как и родственные им гунны и авары, говорили на тюркских языках и добились господства над многими тюрко- и ирано-язычными народами Причерноморья и Северного Кавказа. Среди тюркских народов были и болгары, которые не покорились хазарам. Они откочевали за Дунай и вместе с жившими за Дунаем славянами создали свое государство — Болгарию. Другая кочевая орда болгар отступила на Среднюю Волгу, где появилось государство Волжская Болгария.


Воин-кочевник из Причерноморья.

Хазары покорили и племена славян, жившие близко к степям, в Среднем Поднепровье, — полян, северян, радимичей и вятичей на Оке. Кочевники-скотоводы не могли обойтись без земледельцев — ведь им и их скоту, в первую очередь боевым коням, нужен был хлеб. Поэтому они требовали от земледельцев дани. Славяне-земледельцы воспринимали ее как иго — ярмо, которое надели на них, словно на пахотных животных.

Летопись рассказывает, что поляне оказались под властью хазар после смерти легендарных основателей Киева. Правитель хазар — каган (хан ханов) потребовал дани, и поляне прислали ему в качестве дани мечи. Мудрые хазарские старцы предрекли правителю: от этой дани добра не будет, мы добились её саблями — оружием, заточенным с одной стороны, а мечи полян обоюдоострые. С этим более грозным оружием данники одолеют хазар и «будут брать дань с нас и других стран». Так и сбылось, пишет Нестор: в 965 году князь Святослав разбил войско кагана.

Хазарский воин IX век. У него прямой меч, заточенный с одной стороны, боевая секира и лук с колчаном, полным стрел. Конская уздечка и пояс украшены серебряными бляшками.

Утвердившись на Северном Кавказе, хазары стали совершать походы в Закавказье и Крым — причерноморские владения Византии. Но из Передней Азии навстречу им двинулась другая волна завоевателей. Это были арабы, силой меча распространявшие новую религию — ислам. В начале VIII века они разбили хазар, но не смогли завладеть степями Причерноморья.

Чтобы управлять разными народами Восточной Европы и договариваться с исламским Арабским халифатом и христианской Византией, хазарам нужна была собственная религия, признаваемый другими народами писанный закон. Хазарский правитель не мог стать мусульманином или христианином: он оказался бы в зависимости от халифа или византийского императора. Но в городах, попавших под власть хазар в Северном Причерноморье, — Фанагории, Таматархе (Тмутаракани), Боспоре (Керчи) жили еврейские общины, которые исповедовали иудаизм — религию Ветхого завета. А его почитали и мусульмане, и христиане. Поэтому хазарский каган выбрал иудаизм.

В устье Волги — хазары называли ее Итиль — была построена столица Хазарского каганата, тоже Итиль (археологи до сих пор не могут найти этот город). В кирпичном дворце и окружавшем его квартале жили каган, его воевода (бек) и другие хазары, принявшие иудаизм. В другом квартале обосновались мусульмане, в том числе гвардейцы кагана, выходцы из среднеазиатского государства Хорезм. В Итиле была и община христиан и даже жили язычники — славяне и русь. В низовьях Дона с помощью византийских архитекторов каган возвел белокаменную крепость Саркел (белая башня), защищавшую центр его владений.

Византия хотела подчинить своему влиянию Хазарский каганат. В 861 году туда была направлена миссия во главе с выходцем из греческого города Солуни (Фессалоники) в Македонии Кириллом, или Константином, за свою ученость прозванным Философом (Кирилл — монашеское имя, которое Константин принял перед смертью). В Херсонесе, главном византийском городе Крыма, Константин выучил еврейский и другие языки. При дворе кагана он вел богословские диспуты с учеными иудеями и даже добился того, что несколько хазарских семей приняли христианство. Сам же каган остался верен иудейской религии.
Однако миссионерский опыт вскоре пригодился Константину.

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени - с 7 столетия - о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок - совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом - на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города - громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ - хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» - «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории - это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии - православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки - как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины - как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед - пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно - увод людей в рабство, пошлины на

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая - это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая - художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья - псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица - каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема - легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая - более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.


Top