Снежный человек или. Снежный человек — легендарное человекообразное существо

Снежный человек (йети, сасквоч, бигфут, энжей, авдошка, алмаст англ. bigfoot) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней с доисторических времен.

Кадр из видеозаписи Роджера Паттерсона.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека. Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка — постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами, с густым волосяным покровом по всему телу — чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывалиь предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде — моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.

Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на самом высоком государственном уровне. Интерес к снежному человеку проявила и Академия наук СССР. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: "О «снежном человеке». В 1958 году была создана Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке». В её составе были известные ученые — геолог, член-корреспондент С. В. Обручев, приматолог и антрополог М. Ф. Нестурх, ботаник К. В. Станюкович, физик и альпинист, Нобелевский лауреат, академик И. Е. Тамм. Наиболее активными членами комиссии были врач Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек — это доживший до наших дней примат из деградировавшей ветви неандертальцев. Работа комиссии вскоре была свёрнута, но результаты её работы не были аннулированы последующими исследованиями АН СССР и РАН. Гипотеза, из которой исходила комиссия, в дальнейшем излагалась в официальных справочных пособиях Академии Н. Ф. Реймерсом и другими авторами.

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов.

В 1987 году усилиями Ж.-М. И. Кофман и других энтузиастов поисков снежного человека было учреждено Российское объединение криптозоологов, или Общество криптозоологов. Общество имело официальный статус при Министерстве культуры СССР и получило большую помощь от газеты «Комсомольская правда», которая финансировала покупки приборов ночного видения, средства связи, фотоаппаратуру, медикаменты для обездвиживания и обеспечивала поддержку представителей власти на местах. Общество продолжает свою работу, выходят публикации его членов.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции, Рима, Древней Армении, Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, фольклоре разных народов (фавн, сатири силен в Древней Греции, йети на Тибете, в Непале и Бутане, гулей-бани в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, ежэнь, маожэнь и жэньсюн в Китае, киик-адам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине, дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, абнауаю в Абхазии, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

В фольклоре предстают в виде сатиров, бесов, чертей, леших, водяных, русалок и т. п.

Русский зоолог К. А. Сатунин утверждал, что в 1899 году видел самку бьябан-гули в Талышских горах. В 1921 году о существовании йети сообщил Говард-Бери, известный альпинист, возглавлявший экспедицию на Эверест. В 20-е годы XX века в Средней Азии якобы были пойманы несколько йети, заключены в зиндан и после безуспешных допросов и пыток расстреляны как басмачи.Подполковник медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетян в 1941 году якобы произвел непосредственный осмотр живого дикого человека, пойманного в Дагестане, животное было вскоре расстреляно и съедено. Свидетельств этого случая не сохранилось, так как вскоре Карапетян и его подельники были расстреляны как шпионы. Всего в XX веке зафиксировано несколько сот сообщений о наблюдении снежного человека.

За поимку снежного человека губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обещает 1 000 000 рублей.

Среди тех, кто верит в существование снежного человека, наиболее популярны версии, по которым он является потомком тех или иных гоминид, обладавших большим ростом или коренастым телосложением. Среди кандидатов:

гигантопитек — вероятный родственник орангутанов;

мегантроп — крупная антропоидная обезьяна плейстоцена;
неандерталец — вид Homo, обладавший коренастым телосложением и дольше всего задержавшийся в горных районах Европы.

Фрагмент из советского комедийного художественного фильма "Человек ниоткуда" снятый режиссёром Эльдаром Рязановым в 1961 году на киностудии "Мосфильм".

В Снежный человек или йети

Снежный человек (йети, бигфут, сасквоч) является легендарным человекообразным существом, обитающим в высокогорных районах нашей планеты. Многие энтузиасты утверждают, что йети существует, но до сих пор не найдено ни одно тому подтверждение.

Существует мнение, что снежный человек принадлежит к роду приматов, т.е. является дальним родственником человека. Если верить гипотезам и неподтвержденным данным, снежный человек значительно отличается от современного человека разумного. Йети имеет более крупное и плотное телосложение, форма его черепа заострена, у него более длинные руки, шея короче, а нижняя челюсть массивнее. Все тело снежного человека покрывает волосяной покров, который бывает различных цветов: от чёрного и рыжего до седого. Лицо йети имеет темный цвет. Волосы на его голове длиннее, чем на теле. У снежного человека выделяются усы и борода, правда, они редкие. Йети отлично лазают по деверьям. Существует мнение, что горные йети проживают в пещерах, а лесные делают гнезда на ветвях деревьев. Карл Линней назвал горного йети Homo troglodytes, что значит «человек пещерный».

С точки зрения этнографии представления о снежном человеке и его разновидностях очень интересны. Образ страшного огромного и дикого человека может быть всего лишь отражением страхов перед темнотой ночного леса и неизвестностью. Вполне правдоподобна версия, что за йети принимали ушедших и одичавших людей.
Если реликтовый снежный человек и существует, то, скорее всего, они живут парами. Они могут передвигаться на задних конечностях. Их рост колеблется в пределах от 1 до 2,5 м. большая часть встреч с йети происходила в горах Центральной Азии и в Северной Америке. На Суматре, в Африке и Калимантане встречаются особи ростом не более 1,5 м. Существует версия, что есть три разных вида снежного человека. Первым тип уже достаточно изучен и задокументирован, именно ему принадлежат отпечатки оголенных ступней, найденные в снегах горы Эверест на высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году.

Этот снимок был сделан полковником Говард-Бери, уважаемым и хорошо известным альпинистом. Это произошло, когда он возглавил экспедицию на Эверест. После осмотра следов, местные носильщики сообщили, что отпечатки оставлены меч-кангми. Это снежный человек: «канг» означает «снег», «ми» — «человек», «меч» переводится, как «отвратительно пахнущий». Так и родилось слово меч-кангми. До недавнего времени считалось, что йети проживает только в Гималаях и Тибете. В настоящий момент местом обитания йети считается также Памир, Центральная Африка, труднодоступные районы Якутии, Чукотки, низовий реки Оби. В 1970-е годы появились сообщения о встрече йети в США. Там его прозвали «бигфут».

Американскому учёному Роджеру Паттерсену удалось произвести съемку бигфута. В одном из ущелий в Северной Калифорнии ученый смог приблизиться к бигфуту на сорок метров. Лента была отправлена на экспертизу в Москву, Лондон.К анализу были привлечены криминалисты, биомеханики, антропологи, ортопеды-протезисты. Эксперты дали следующее заключение: походка существа совсем не похожа на походку человека. Англичане проводили исследования независимо от русских, но мнения ученых совпали: Паттерсен действительно заснял йети в его естественной среде.

Человекообразное существо, предположительно встречающееся в высокогорных или лесных районах Земли.

Существует мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времен предков человека. Шведский натуралист Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный).
Согласно гипотезам, "снежные люди" отличаются от человека более плотным сложением, заостренной формой черепа, более длинными руками, короткой шеей и массивной нижней челюстью, относительно короткими бедрами. Имеют волосяной покров по всему телу черного, рыжего или седого цвета. Лица темные, а на голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Передвигаются на ногах, хорошо лазают по деревьям.

Предполагается, что горные популяции "снежных людей" живут в пещерах, а лесные строят гнезда на ветвях деревьев.
Рост колеблется от 1 до 2,5 метров; в большинстве случаев 1,5-2 метров; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 метра.

Антрополог Черницкий, собрав многочисленные рисунки, фотоснимки и описания "снежного человека", составил его примерное описание: "Йети - крупное, прямоходящее животное, обросшее густой шерстью, ростом от 140 сантиметров до 2 метров, весом от 35-40 до 80-100 килограммов. У него длинные, до колен, руки, а ноги более короткие, чем у человека. Внешне походит на человеко-обезьяну гигантопитека, широко распространенного на Земле 500 тысяч лет тому назад".

Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам , как минимум к трем.

Впервые о "снежном человеке" заговорили в начале 1950-х годов . Тогда во многих журналах появлялись статьи о многочисленных встречах альпинистов с загадочным существом - йети в далеких Гималайских горах. Потом его стали встречать и в горах бывшего Советского Союза.
В 1954 году английская газета Daily Mail организована первую экспедицию по поиску "снежного человека". Поиски велись в Гималаях.

Экспедиция не достигла своей цели - участникам не удалось увидеть "снежного человека" . Но в результате работы были собраны материалы для решения вопроса о его существовании. В частности, в монастырях Пангбоче и Кхимджунг были обнаружены скальпы и мумифицированные кисти рук существа, напоминающего человека. Крупные ученые-анатомы - Теидзо Огава в Японии, Дж. Агоджино в США, Е. Данилова и Л. Астанин в СССР, исследовавшие фотоснимки останков, пришли к единодушному выводу: они принадлежат существу, больше всего напоминающему неандертальца, одного из предков современного человека.

В конце 1950-х годов при Академии наук СССР была создана Комиссия по изучению вопроса о "снежном человеке". В ее состав вошли известные ученые - геолог, член-корреспондент АН СССР Сергей Обручев, приматолог и антрополог Михаил Нестурх, ботаник Константин Станюкович, физик и альпинист, нобелевский лауреат академик Игорь Тамм. Наиболее активными членами комиссии были врач Жанна Кофман и профессор Борис Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия: "снежный человек" - это доживший до наших дней представитель исчезнувшей ветви неандертальцев.

Многие мифы и легенды мира тесно перекликаются с реальными событиями и встречами, которые не поддаются объяснению. Снежный человек является одной из наиболее неоднозначных фигур в истории. Хотя его существование не доказано, есть очевидцы, утверждающие, что встречали настоящего йети.

Происхождение образа йети

Первые упоминания о существовании огромного, волосатого человекоподобного существа, обитающего в горах, встречаются в . Есть запись о том, что на этой территории обитает человекообразное существо невероятных размеров, обладающее инстинктом выживания и самосохранения.

Термин «снежный человек» впервые появился благодаря людям, которые отправлялись в экспедиции и покоряли заснеженные вершины тибетских гор. Они утверждали, что видели огромные следы на снегу, принадлежащие . Сейчас этот термин считают устаревшим, т. к. стало известно, что йети предпочитают горные леса, а не снег.

В то время как среди учёных всего мира активно проходит дискуссия о том, кто такой снежный человек - миф или реальность, обитатели горных местной восточных стран, а в особенности Тибета, Непала и некоторых регионов Китая, абсолютно уверены в его существовании и даже часто выходят с йети на контакт. В середине XX в. правительство Непала даже признало существование йети на официальном уровне.

По закону, тот, кто сможет обнаружить место обитания снежных людей, получит большое денежное вознаграждение.

На основе этого можно сказать, что йети - мифическое или реальное человекоподобное животное, обитающее в горных лесах Тибета, Непала и некоторых других местностей.

Описание внешнего вида йети

Из тибетских легенд и наблюдений очевидцев можно многое узнать о том, как выглядит снежный человек. Характерные черты его внешности:

  • Йети относят к семейству гоминидов, которое включает в себя наиболее развитых особей приматов, т. е. людей и человекообразных обезьян.
  • Особенностью таких созданий является их чрезвычайно большой рост. Среднестатистическая взрослая особь этого вида может достигать от 3 до 4,5 м.
  • Руки йети несоразмерно длинные и почти достигают ступней.
  • Всё тело снежного человека покрыто шерстью. Она может быть серого или чёрного цвета.
  • Считают, что самки этого вида гоминидов отличаются настолько большим размером груди, что во время быстрого передвижения им приходится закидывать их на свои плечи.

Семья йети - американский и южноамериканский бигфут. В некоторых источниках назван Большеногим.

Характер и образ жизни существа

Несмотря на свой внешний вид, йети далеко не агрессивен, обладает относительно уравновешенным и миролюбивым характером. Избегают контакта с людьми и ловко карабкаются по деревьям, подобно обезьянам.

Йети всеядны, но отдают предпочтение фруктам. Обитают в пещерах, но есть предположения, что некоторые виды, обитающие глубоко в лесу, способны строить себе дома на деревьях.

Гоминиды способны развивать небывалую скорость до 80 км/ч, из-за чего их так трудно поймать. Ни одна попытка ловли йети не увенчалась успехом.

Встречи с йети в реальности

Истории известно множество случаев встречи человека с йети. Обычно главными действующими лицами таких историй становятся охотники и люди, ведущие отшельнический образ жизни в лесной или горной местности.

Йети является одним из главных предметов изучения для людей, увлекающихся криптозоологией. Это псевдонаучное направление, занимающееся поиском доказательств существования мифических и легендарных созданий. Часто криптозоологами являются простые энтузиасты без наличия высшего научного образования. Они по сей день прикладывают много усилий, чтобы поймать мифическое существо.

Впервые следы снежного человека были обнаружены в Гималайских горах в 1899 г. Свидетелем был англичанин по фамилии Уэддел. Согласно словам очевидца, само животное он не обнаружил.

Одно из официальных упоминаний о встрече с йети датируется 2014 годом во время горной экспедиции профессиональных альпинистов. Экспедиторы покоряли высшую точку Гималайский гор - Джомолунгму. Там, на самой вершине они сначала заметили гигантские следы, находящиеся на довольно большом расстоянии между собой. Позже они увидели широкую, волосатую фигуру человекоподобного существа, достигавшую ростом 4 м.

Научное опровержение существования йети

В 2017 году доктор биологических наук Пётр Каменский дал интервью для научного издания «Аргументы и факты», в котором доказывал невозможность существования йети. Он использовал несколько доводов.

На данный момент на Земле не осталось не изученных человеком мест. Последний крупный вид приматов был открыт более 100 лет назад. Окрытия современных деятелей науки - это преимущественно редкие маленькие растения и т. д. Йети слишком большой, чтобы иметь возможность постоянно укрываться от исследователей, зоологов и простых жителей горных местностей. Большую роль играет численность популяции йети. Понятно, что для поддержания существования отдельного вида в одной местности должно обитать не менее нескольких десятков особей. Скрыть такое количество огромных гоминидов задача не из лёгких.

Подавляющая часть доказательств в пользу существования снежного человек оказались фальсификацией.

Образ йети в массовой культуре

Как и множество других фольклорных и мифических существ, образ снежного человека активно используется в искусстве и различных проявлениях массовой культуры. В т. ч. литература, киноиндустрия и компьютерные видеоигры. Персонажа наделяют как положительными, так и негативными чертами.

Снежный человек в литературе

Персонаж йети активно используют в своих произведениях писатели всего мира. Образ огромного волосатого гоминида встречается как в фантастических, мистических романах, научно-популярных работах, так и в детских книгах.

Одну из главных ролей йети играет в романе американского фантаста Фредерика Брауна «Ужас Гималаев». События книги разворачиваются в гималайских горах во время съёмки кинофильма. Неожиданно актрису, игравшую в фильме главную роль, похищает йети - огромное человекоподобное чудовище.

В фантастической серии «Плоский мир» известного британского прозаика Терри Пратчетта йети являются одной из основных . Они являются дальними родственниками гигантских троллей, обитающими в местности вечной мерзлоты за Овцепикскими горами. Они обладают белоснежной шерстью, могут подчинить себе ход времени, а их гигантские ступни считают мощным афродизиаком.

В детском фантастическом романе Альберто Мелиса под названием «В поисках Йети» описаны приключение команды исследователей, отправившихся в Тибетские горы, дабы спасти снежного человека от вездесущих охотников.

Персонаж в компьютерных играх

Снежного человека можно назвать одним из наиболее частых персонажей компьютерных игр. Обычно обитают в тундрах и других ледяных локациях. Для игр существует стандартный образ снежного человека - существо, напоминающее что-то средне между гориллой и человеком, гигантского роста с белоснежной и густой шерстью. Такой окрас помогает им эффективно маскироваться в окружающей среде. Ведут хищный образ жизни и представляют опасность для путников. В бою применяют грубую силу. Главный страх - пламя.

Бигфут и его история

Бигфут или сасквоч - это родственник тибетского снежного человека, населяющим лесные и горные местности американского континента. Впервые термин появился в конце шестидесятых благодаря американскому бульдозеристу Рою Уоллесу, который обнаружил вокруг своего дома следы, напоминающие по форме человеческие, но достигавшие огромных размеров. История Роя быстро набрала популярность в прессе, а животное признали родственником тибетского снежного человека.

Спустя почти 9 лет Рой представил в СМИ короткий видеоматериал. На видео можно увидеть, как самка бигфута передвигается по лесу. Это видео долгое время находилось на экспертизе и всевозможных деятелей науки и не только. Многие признали его настоящим.

После смерти Роя его друзья и родственники признались, что все истории Уолесса были лишь выдумкой, а подтверждения являлись фальсификацией.

  • Для следов он использовал обыкновенные доски, вырезанные в форме больших ступней.
  • На видео была жена бульдозериста, переодетая в костюм.
  • Ложными оказались и остальные материалы, которые Рой регулярно демонстрировал общественности.

Хотя история Роя оказалось ложной, это не означает, что в Америке не водится человекообразных гоминидов. Есть ещё немало историй, в которых сасквоч фигурирует в качестве главного действующего лица. Индейцы, коренные жители Америки, утверждают, что огромные гоминиды обитали на территории континента задолго до них самих.

Внешне бигфут выглядит почти также, как и его тибетский родственник - снежный человек. Главными отличиями является то, что максимальный рост взрослой особи достигает 3,5 м. Окрас американского бигфута рыжий или бурый.

Альберт в плену у бигфутов

В семидесятые годы некий Альберт Остман, работавший всю свою жизнь лесорубом в Ванкувере в Канаде, рассказал свою историю о том, как он жил в плену у семьи бигфутов.

На тот момент Альберту было всего 19 лет. После работы он остался ночевать на окраине леса в спальном мешке. Посреди ночи кто-то огромный и сильный схватил мешок вместе с Альбертом. Как потом оказалось, его выкрал бигфут и отнёс в пещеру, где также жила самка и двое детей. Существа не вели себя агрессивно по отношению к лесорубу, а скорее относились к нему как люди относятся к домашним питомцам. Спустя неделю парню всё-таки удалось сбежать.

История бигфута на ферме Мишелин

В начале XX в. в Канаде на ферме семьи Мишелин некоторое время происходили необычные события. В течение 2-х лет они сталкивались с бигфутом, который со временем просто исчез. Со временем семья Мишелин поделилась некоторыми историями из встреч с этим существом.

Впервые с бигфутом лицом к лицу они столкнулись, когда их младшая дочь играла неподалёку от леса. Там она заметила большое, волосатое существо, напоминавшее ей человека. Когда бигфут увидел девочку, то направился в её сторону. Тогда она принялась кричать и сбежались мужчины с ружьями, спугнув неизвестное чудовище.

В следующий раз девочка увидела гоминида, когда занималась домашними делами. Был полдень. Она подняла глаза к окну, то столкнулось со взглядом того самого бигфута, который теперь пристально наблюдал за ней через стекло. В этот раз девочка снова закричала. К ней на помощь прибежали родители с ружьём и прогнали существо выстрелами.

Последний раз бигфут пришёл на ферму ночью. Там он столкнулся с собаками, которые громко лаяли, из-за чего он исчез. После этого гоминид больше не появлялся на ферме Мишелин.

История замороженного бигфута

Одной из наиболее нашумевших историй, связанных со встречей человека и йети, является история американского военного лётчика Фрэнка Хансена. В 1968 г. Фрэнк появился на известной гастролирующей выставке. У него был необычный экспонат – огромный холодильник, внутри которого находилась глыба льда. Внутри этой глыбы можно было рассмотреть тело человекообразного существа, покрытое шерстью.

Спустя год Фрэнк позволил двум деятелем науки изучить замороженное существо. Со временем к экспонату Фрэнка начала проявлять интерес служба ФБР. Они хотели заполучить замороженный труп бигфута, но тот таинственным образом исчез на долгие годы.

После смерти Хансена в 2012 году его семья признала, что Фрэнк в течение нескольких десятков лет хранил холодильник с замороженным трупом в подвале собственного дома. Родственники лётчика продали экспонат Стиву Басти, хозяину Музея странностей.

Профессиональная экспертиза экспоната

В 1969 г. Фрэнк Хансен позволил зоологам Эйвельмансу и Сандерсену осмотреть экспонат. Они составили небольшую научную работу, описав в ней свои наблюдения.

Хансен отказался говорить о том, откуда у него появился труп бигфута, поэтому изначально зоологи предположили, что тот является неандертальцем, который сохранился в глыбе льда со времён каменного века. Затем было обнаружено, что существо погибло от пулевого ранения в голову и находилось во льду не более 2-3 лет.

  1. Особь была мужского пола, а ростом достигала почти 2 м. Особенность заключалось в том, что всё тело гоминида было покрыто густой, длинной шерстью чёрного цвета, что абсолютно не характерно для людей, даже при наличии заболеваний чрезмерного волосяного покрова.
  2. Пропорции тела бигфута довольно близки к человеческим, но больше напоминают телосложение неандертальца. Широкие плечи, слишком короткая шея, выпуклая грудная клетка. Конечности также отличались своими доисторическими пропорциями: ноги короче человеческих, выгнуты, а руки слишком длинные и почти дотягиваются до пят гоминида.
  3. Черты лица бигфута также больше напоминают внешность неандертальцев.
  4. Маленький лоб, большой рот без губ, крупный нос с раздутыми бровями, которые сильно находят на глаза.
  5. Ступни и ладони намного больше и шире человеческих, а пальцы короче.

Признание Фрэнка Хансена

Там он написал, что однажды отправился в горные леса на охоту. Он отправился по следу оленя, которого выслеживал уже какое-то время и совершенно неожиданно увидел шокировавшую его картину. Трое огромных гоминидов, покрытых чёрной шерстью с головы до ног, стояли вокруг мёртвого оленя со вспоротым животом и доедали его внутренности. Один из них заметил Фрэнка и направился к охотнику. Испугавшись, мужчина выстрелил ему прямо в голову. Услышав звук выстрела, два других бигфута разбежались.

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Происхождение названия

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

- «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Абстрактный рисунок снежного человека.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

Ссылки

См. также

Примечания

  1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
  2. Фильм Паттерсона
  3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
  4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
  5. Жанна-Мария Кофман
  6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
  7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
  8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
  9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
  10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
  11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
  12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
  13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
  14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

Top