Старообрядцы на Донбассе: в жизни всегда есть место подвигу. О староверах из п
Группу возглавил настоятель Покровского старообрядческого храма в городе Ржеве протоиерей Евгений Чунин.
В поездке приняли участие протодьякон Покровского храма в городе Ржеве Иоанн Чунин и прихожане Ржевского храма, прихожане старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы Лиговской общины в городе Санкт-Петербурге Константин Лезгин и Артемий Дедов,
прихожанка храма Покрова Пресвятые Богородицы города Барнаула Елена Тонких, а также глава Информационной службы Евразийского союза молодёжи (ЕСМ) Наталья Макеева.
На данный момент делегация благополучно вернулась на территорию Российской Федерации, уточнил собкор «Евразии».
Приводим фотоотчет и дублируем прежнюю статью об этом удивительном месте, где молитва помогла спасти людям жизни.
Рассказ о том, как журналисты «КП» вывезли из зоны боевых действий мать и сына – старообрядцев
В селе, стоящем на границе Дебальцевского котла, тогда начались страшные бои. Все жители давно ушли, а мать с сыном остались прямо на линии фронта. И это не метафора. Беженцы оказались староверами, и про эту историю узнали в общине:
Дмитрий и Александр, доброго здоровья! Меня зовут Виктор Моногаров, давно хотел Вам написать. Никишино – это изначально хутор, называвшийся Ольховатские дворики и основанный выходцами из старообрядческого поселка Ольховатка, в восьми километрах от Никишино. Это большой старообрядческий казачий район (Ольховатка, Никишино, Круглик, Городище и частично Фащевка) с четырьмя церквями и тремя монастырями…
В центре бывшего Дебальцевского котла живет немалая община русских староверов.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
Виктор Моногаров писал нам, что все месяцы оккупации в церкви ни на минуту не прекращалась молитва. Что их батюшка, со своим российским паспортом, не сбежал, а остался со своей паствой, хотя ему и угрожали не раз. И еще Виктор рассказал, что было явлено им чудо - сотни снарядов упали на Ольховатку, но никто не погиб, не пострадал, ни один дом не был разрушен. И есть объяснение этому чуду…
Во время февральских событий Ольховатка находилась в самом пекле Дебальцевского котла. Судьба ее могла стать такой же трагичной, как и муки села Никишино, которое было практически полностью снесено артиллерией. Разрезающим ударом ополчение разделило огромную группировку ВСУ на две части. Одна осталась в Дебальцево, другая - в Ольховатке.
Поясняющая инфографика из статей “Комсомольской Правды”
Предполагалось и не раз заявлялось, что украинские войска будут зубами цепляться за этот плацдарм, острым конусом врезавшийся в территорию ДНР. Никто не думал, что бравые «киборги» просто побегут, бросая в блиндажах своих собак и включенные фонарики. О том, что это не просто точки на картах и названия в сводках можно понять только проехавшись на машине. Это огромные территории с плодородными пахотными землями, уникальным природным ландшафтом, угольными шахтами… Дорога разбита так, что от тряски слетают клеммы с аккумулятора нашей машины.
Ольховатка действительно не очень похожа на фронтовые села, которых мы насмотрелись изрядно. Здесь нет изрешеченных заборов, нет печных труб среди куч мусора, здесь целые школы и засеянные поля, без оспин от минометных разрывов. Подъезжаем к церкви, которая стоит на речушке Булавин. Нас уже ждут. Телевизор среди староверов смотреть не принято. А вот Интернетом они пользуются - каждый сам для себя решает, что есть грех. И за событиями на фронтах они следили в том числе и по репортажам журналистов «Комсомолки». Познакомиться с репортерами приехали члены общины из Городища и Чернухино.
Отец Александр сразу поясняет свою политическую позицию:
– Дали власть убийцам, насильникам, крамольникам… Кровь, которая льется на Украине - это заслуга Януковича. По гроб жизни не смоется. Он сдал власть бандеровцам и всей этой сволоте. Попустил и уехал. Вы видели, во что совхоз Каменский превратили? А Чернухино? И это мы еще не все видели, в блокаде были, в оккупации.
Отец Александр: “Кровь, которая льется на Украине - это заслуга Януковича.”Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
Община не приняла новую-старую власть, и никто летом ВСУ хлебом-солью не встречал. Потому и спрашиваем:
– Не обижали вас тут украинские военные?
– Нет, так нельзя сказать. Нам, наверное, хорошие бандеровцы попались. Но в Редкодубье пять человек убили, в Никишино 12 человек, а нас - никого.
Вспоминают и другое:
– Мины они тут ставили везде. Их спрашивают: «Хлопцы, кто это все разминировать будет? А они говорят - ваши дети!».
– Тут полтавские солдатики были, – говорят нам женщины, все в белых платках. – Разутые, раздетые, в шлепанцах резиновых ходили зимой. Они стояли тут у нас по улочкам и отсюда били по Кировску, Енакиево, на Шахтерск доставали, на Чернухино. Смотришь - полетели ракеты на Никишино, потом на Каменку.
– На нас тоже они кидали с позиций между Ольховаткой и Дебальцево, – говорит прихожанин Сергей. – Мужики пошли к украинским артиллеристам, говорят им: «Что ж вы делаете? Здесь же нет террористов, сепаратистов». А им ответили: «Хай знают как по референдумам бегать да Путина звать». Профилактика у них такая. В Ольховатке, я считал, снарядов 100 разорвалось. И у нас практически нет разрушений!
Староверческая община называет это божьим провидением. Именно об этом писал нам Виктор Моногаров, в прошлом - офицер ВМФ:
В 2010 году мы поставили три поклонных креста в память о земляках, погибших во всех войнах. С трех сторон оградили поселок, а вот с четвертой стороны – в Никишино (исторически мы – единое целое) – все что-то мешало. И после всех боевых действий в поселке не погиб ни один человек! Поневоле помимо однозначно Божьей помощи, вспомнишь Симонова: «Крестом своих рук ограждая живых…» Даже украинские военные (а среди них разные люди, сами знаете) в разговорах с местными поражались этому…
Мать Виктора Татьяна Александровна - председатель церковного совета – ведет нас по церковному двору.
– На этом месте до 30 годов прошлого века у нас была церковь. Но ее разрушили, а священник продолжал выполнять требы. Кто-то доложил, что батюшка молится. В 37 году 8 июля его арестовали, увезли в Артемовск и 12 августа расстреляли. С тех годов священников у нас не было, только наездами. И теперь вот отец Александр есть. Он же у нас с Нижнего Новгорода, с российским паспортом, мог бы спокойно уехать на Родину. Но он всю оккупацию здесь провел. Была возможность ночью его вывезти партизанскими тропами. А он говорит: «Как молились тут, так и будем молиться». Я говорю, а если нас тут начнут давить… А он отвечает: «Мы же старообрядцы, говорит, зайдем в церковь, подпалим и сожжем себя». Так ведь нашелся один, который хотел батюшку сдать, бывший мой ученик. Я его так трепанула! Отстояли священника.
Принято считать, что староверы очень неохотно и редко пускают «никонианцев» в свои храмы и молельни. Это не так, мы убеждались несколько раз. Хотя боль и обида от раскола жива, как жива и древлеправославная церковь. Так уже промыслил и попустил Бог, и можно попробовать догадаться - зачем? Возможно, чтобы в бесконечном сравнении канонического и «обновленного» мы думали, проникая мыслью глубоко, не скользя по поверхности заученных молитв. Чтобы чаще оглядывались назад, в наше прошлое, пытаясь понять предков, неосознанно отождествляя себя с ними, вспоминая откуда мы, нынешние, пришли в 21-й век, из каких глубин истории явились.
И этот староверческий храм Покрова Пресвятой Богородицы был вновь отстроен на фундаменте, которому четыре сотни лет. И огибает его речка Булавин, названная так в честь давнего восстания казаков-старообрядцев под предводительством атаманов Булавина и Некрасова. Здесь, в этом месте, четыреста лет не прерывалась молитва. Когда храм сожгли, а улицу Староверовскую назвали улицей Калинина, молились в домах.
Староверческий храм Покрова Пресвятой Богородицы был вновь отстроен на фундаменте, которому четыре сотни лет.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИНХрам скромен и беден убранством. А вот иконы древние, намоленные. Нам объясняют, что к иконам, к какой захочется, прикладываться не принято. Свечи из чистого воска, сколько стоят - известно лишь Богу, сколько можешь отдать. Особо подчеркивается: «Это храм, не супермаркет!». Службы длинные, да и сам храм четко разделен на две половины - женскую и мужскую. Алтарь, врата и иконостас - старого письма, из старого храма. Их выломали во время богоборческой кампании, собирались вывезти вместе с остальной храмовой утварью, но одна их прихожанок напоила атеистов-активистов, и врата спрятала. Удивительное в этой истории то, что у женщины не было рук от рождения.
Можно верить, можно нет, но врата перед нами, на своем месте, несмотря на все войны и гонения. От последней войны здесь тоже остался след - трещины на потолке храма. Сильно трясло землю от падающих снарядов, качало воздух, но ни один осколок храма не коснулся.
Татьяна Александровна, председатель церковного совета, учитель истории в местной школе, показывает нам черно-белые выцветшие фотографии мученика отца Федора. Справку из СБУ о его осуждении и расстреле, вырезка из журнала 1910 года с рисунком разрушенного позже храма, и старые фотографии прихожан. И мы понимаем, что люди, стоящие вокруг нас, выглядят так же, как и их предки сотню лет назад…
Ни один осколок этого храма не коснулся.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
Один из трех установленных поклонных крестов возвышается на длинной каменистой гряде, проходящей над Ольховаткой. Это так называемый «Донецкий кряж». Отсюда - как на ладони и Дебальцево, и Енакиево, и Горловка… Во время боев здесь наверняка располагались украинские корректировщики, уж больно выгодная позиция. Ураганный ветер рвет белые платки на головах женщин, отец Александр читает молитву. Паства крестится двумя перстами.
– Нас ни разу не завоевали, но два раза освобождали, – вздыхает священник в седую бороду. – В Великую отечественную три года здесь фронт стоял, 418 наших солдат погибли здесь…
Один из трех установленных поклонных крестов возвышается на длинной каменистой гряде, проходящей над ОльховаткойФото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
– А у нас паспорт сохранился дедовский, – вдруг говорит нам Сергей. – Выдан в 1916 году. Там такой вязью красивой написано: «Территория Войска Донского». Все! И эти уроды прутся сюда за единую Украину. А ее тут никогда и не было. А мы были и есть.
Авторы текста и фото:
Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН, Комсомольская Правда
.
Как островок старого русского мира выжил в Дебальцевском котлеives survived Debaltsevskom boiler
Материал по теме:
Пользуясь очередным случаем, мы хотим напомнить о важных событиях, имевших место на Рогожском в течение нескольких месяцев 2014 года, когда на границе России и Украины шли ожесточенные сражения, в которых гибли православные воины.
Ольховатка
— поселок городского типа, расположен на берегах рек Булавина и Ольховатки, в 20 км от Енакиева и в 10 км от железнодорожной станции Никишино. Поселковому Совету подчинены населенные пункты Веселая Долина, Данилове, Ильинка, Каменка, Редкодуб.
Находится:
Донецкая область, г. Енакиево.
Возникновение Ольховатки относится к первой половине 18 века. Здесь селились беглые крестьяне из Центральной России. Основным занятием населения было сельское хозяйство, и лишь после сооружения Петровского (ныне Енакиевского) металлургического завода большая часть жителей поселка влилась в ряды рабочего класса.
Возникновение Ольховатки относится к 1720 году. Нынешняя территория, которую занимает поселок, была глухой окраиной России и пограничной местностью с Турецкой империей, здесь тогда не было поселений.
Во времена правления Петра I усилились преследования старообрядцев, т.е. тех, кто не признавал церковные реформы, проведенные в середине 17 века патриархом Никоном. Спасаясь от преследований, старообрядцы бежали в глухие, необжитые места страны. Так группа старообрядческих семей оказалась и в наших местах и поселилась здесь. Поселок расположился на берегах реки Булавин, где росло много ольхи, отсюда и его название - Ольховатка. Вторая версия названия связана с выходцами из Курской губернии, которые поселились в наших краях. Их родное поселение называлось Ольховатка.
От первопоселенцев Ольховатки и до 30-х годов XX века основным занятием жителей было ведение сельского хозяйства и развитие домашних ремесел.
Во время царской России все сельскохозяйственные угодья Ольховатки были расположены на казенных, т.е., государственных землях, поэтому ни крепостного права, ни помещичьего землевладения поселок не знал. К началу XX века Ольховатка являлась волостным селом, насчитывала тысячу дворов.
В феврале 1918 года в Ольховатке установлена Советская власть, создан Совет рабочих и крестьянских депутатов, который возглавил красногвардеец М. Е. Крапивин.
В 1929-1930 годах Харьковская геологическая экспедиция обнаружила в Ольховатке залежи угля. В годы первых пятилеток было построено несколько небольших шахт, большая часть мужского населения поселка стала работать на них.
В 1938 году Ольховатка из волостного села была преобразована в поселок городского типа.
С 11 ноября 1941 года по 10 июля 1942 года вокруг Ольховатки проходила линия советско-германского фронта и на полях поселка 9 месяцев шли оборонительные бои, которые были составной частью Донбасской оборонительной операции. Во время оккупации поселка немецко-фашистскими захватчиками здесь действовал партизанский отряд под руководством П. М. Компанийца. Партизаны провели ряд диверсий против врага, по заданию командования 18-й армии добывали разведывательные данные. С июля 1942 по 3 сентября 1943 гг. Ольховатка находилась под немецкой оккупацией. После ее освобождения была восстановлена работа шахт и колхоза. Во второй половине 20 века от первых послевоенных лет до конца 80-х годов в этой местности активно шло строительство: строились дорога, государственное и индивидуальное жилье, объекты социально-культурного назначения. После этого территория поселка сильно расширилась и благоустроилась.
1800 жителей поселка сражались на фронтах Великой Отечественной войны, 1517 из них отмечены боевыми наградами, 418 пали смертью храбрых на полях сражений. В центре поселка высится памятник воинам, погибшим при защите Ольховатки.
В поселке находится шахта «Ольховатская». За успехи в соцсоревновании в честь 50-летия Великого Октября ее коллектив награжден Почетной Грамотой Министерства угольной промышленности УССР и Президиума республиканского комитета профсоюза рабочих угольной промышленности.
За трудовые достижения в развитии народного хозяйства 249 тружеников поселка награждены орденами и медалями - орденом Ленина:
- забойщик И. И. Осыка,
- забойщик В. А. Волосский,
- забойщик А. Ф. Свенцицкий,
- забойщик А. Д. Шеремет,
- директор шахты А. П. Яровой;
орденом Октябрьской Революции:
- забойщик П. В. Егельский.
В 1966 году забойщик Г. Е. Савченко удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 70-е годы были проведены новые геологические исследования, в ходе которых были обнаружены новые запасы угля, позволяющие вести его добычу на протяжении следующих 180 - 300 лет.
В Ольховатке работают:
- школа,
- клуб,
- две библиотеки,
- детский комбинат,
- почтовое отделение,
- сберкасса.
С 1980 года в СОШ № 40 работает историко-краеведческий музей широкого профиля (музей истории поселка Ольховатка, музей-диорама, музей боевой славы, музей школы и картинная галерея). Активно работает школьная группа «Поиск». На протяжении нескольких десятилетий учащиеся школы по крупицам собирают материал по истории своей малой родины. Традиционными являются встречи с ветеранами ВОВ, с участниками освобождения Ольховатки, и поддерживается переписка с ними. Святыми местами являются памятники в центре поселков Ольховатка и Ильинка: два памятника Погибшим в годы ВОВ и один памятник - Мемориал погибшим воинам - односельчанам. Памятники сохраняются в хорошем состоянии. Жители поселков свято относятся к памяти предков и поддерживают порядок на всех семи кладбищах.
На территории поселка Ольховатка зарегистрированы и действуют два прихода:
- Свято-Владимиркая Иконы Богородицы украинская православная церковь (Московская епархия). Настоятель церкви - Бурьянский Анатолий Павлович. Светское имя - Отец Анатолий. Образование - Одесская Духовная семинария. Богослужение осуществляется в церкви, расположенной в селе Ильинка и восстановленной в 1996 году. Воскресных школ церковь не имеет, издательской деятельностью не занимается. Церковь постоянно посещает при богослужении 40 - 45 человек Богослужение осуществляется каждое воскресенье и по религиозным праздникам.
- Русская Православная Старообрядческая Успенская церковь (Киевская епархия). Настоятель церкви - Артемкин Петр Гаврилович. Образование среднее техническое (Казанское пожарное училище закончил в 1978 году). Богослужение проводится в церкви, расположенной в посёлке Ольховатка, восстановленной в 1992 году, только по религиозным праздникам. Церковь постоянно посещает 30-35 человек. Воскресных школ не имеет. При церкви работает Десятка Русской Православной Старообрядческой Покровской церкви, которую возглавляет староста - Блинов Иван Веденеевич.
Перепащиваю свой самый первый пост об Ольховатке от 2014 года с обновлениями.
Ну что ж друзья, все пишут про Украину, ну и я маненько отпишу... верней таперича уже не Украина, а про староверцев в Донецкой Народной Республике. За всех людей на Земле моляться християне, но за своих братьев одноверцев- особенно... ехехех, чую надолго там у них.
Находится Ольховатка, 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?)Первым письменным упоминанием о первых жителях Ольховатки и ее основателях старообрядцах, было около 300 лет назад (скоро юбилей).Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена, народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог- "двоеданство" и налог на бороду), тем более- «С Дона выдачи нет».
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.
Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви,запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году, в Петербург, отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.
Зажиточные ольховатцы.
В1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России, и короткий промежуток до 1917 назывался-" золотым десятилетием старообрядчества". В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.
Отец Федор и члены церковного совета
Церковный хор.
Рыжиков
Детский церковный хор
При советской власти- храм и монастырь закрыли в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и расстреляли через несколько дней. В то же время, разрушили колокольню, сбросили колокола,само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную- бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде.
Батюшка Павел со чтецами. Конец 40-х.г.г.
В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром - деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий (1993—2016).
На фоне Ольховатки, видны несколько пятиетажек и шахта "Ольховатская".
В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. В 2013 году в ольховатской церкви появился свой настоятель - священноинок Сила.
на Троицу.
Сейчас же и весь период войны на Донбассе, служит отец Александр Карабанов.
Во время "Дебальцевского котла", по Божьей милости, храм не пострадал, хотя две примыкающие к Ольховатке деревни, практически стерты с земли.
Находится Ольховатка в 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?). Первое письменное упоминание о первых жителях Ольховатки и ее основателях-старообрядцах было около 300 лет назад (скоро юбилей). Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений, и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог — «двоеданство» и налог на бороду), тем более, «с Дона выдачи нет».
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трое монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.
Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви, запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году в Петербург отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.
В 1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России. Короткий промежуток до 1917 года назывался «золотым десятилетием старообрядчества». В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емилиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.
При советской власти в начале 30-х годов храм и монастырь закрыли, но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и через несколько дней расстреляли. В то же время разрушили колокольню, сбросили колокола, само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году в бывшем церковном доме общине разрешили проводить службы, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде. В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром — деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. Лишь в феврале нынешнего года в ольховатской церкви появился свой настоятель — священноинок Сила.
Перепащиваю свой самый первый пост об Ольховатке от 2014 года с обновлениями.
Ну что ж друзья, все пишут про Украину, ну и я маненько отпишу... верней таперича уже не Украина, а про староверцев в Донецкой Народной Республике. За всех людей на Земле моляться християне, но за своих братьев одноверцев- особенно... ехехех, чую надолго там у них.
Находится Ольховатка, 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?) Первым письменным упоминанием о первых жителях Ольховатки и ее основателях старообрядцах, было около 300 лет назад (скоро юбилей).Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена, народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог- "двоеданство" и налог на бороду), тем более- "С Дона выдачи нет".
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.
Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви,запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году, в Петербург, отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.
Зажиточные ольховатцы.
В1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России, и короткий промежуток до 1917 назывался-" золотым десятилетием старообрядчества". В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.
Отец Федор и члены церковного совета
Церковный хор.
Рыжиков
1915г.
Детский церковный хор
При советской власти- храм и монастырь закрыли в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и расстреляли через несколько дней. В то же время, разрушили колокольню, сбросили колокола,само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную- бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде.
Батюшка Павел со чтецами. Конец 40-х.г.г.
В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром - деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
Архиепископ Киевский и всея Украины Савватий (1993—2016).
На фоне Ольховатки, видны несколько пятиетажек и шахта "Ольховатская".
В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. В 2013 году в ольховатской церкви появился свой настоятель - священноинок Сила.
на Троицу.
Сейчас же и весь период войны на Донбассе, служит отец Александр Карабанов.