Т95 Стальной монстр. Советы по игре от Павла Imperium81

Установленного на самопередвигающиеся шасси. Этот вид бронетехники выполняет отличные от других танков боевые задачи, поэтому он имеет характерные признаки.

Использование самоходных орудий

Самоходки обладают мощным дальнобойным орудием, способным поражать врага на значительных расстояниях, благодаря чему им нет смысла вплотную приближаться к противнику. На САУ нет мощной защиты, так как огонь они должны вести не на передовой, а с тыла основных войск. Грубо говоря, САУ - мощная дальнобойная артиллерия, способная после выстрела быстро самостоятельно менять свою позицию. Однако с эта бронетехника использовалась не только в виде тяжелых гаубиц, но и в качестве штурмовых орудий, поддерживающих своим огнем атакующие войска, а также истребителей танков, способных охотиться и уничтожать бронетехнику неприятеля как с близкого, так и с дальнего расстояния.

Удачные и провальные проекты САУ

Одними из самых известных самоходных установок во время войны 1939-1945 годов являются советские САУ-152 «Зверобой» и немецкие «Стуг» и «Ягпантера». Это примеры удачных разработок подобного вида техники, которые не только эффективно сражались в битвах, но и дали толчок будущим технологически развитым поколениям самоходно-артиллерийской техники. Но были и неудачные попытки создать сверхмощную САУ, например, американскую Т-95 (ПТ-САУ) или германский сверхтяжелый танк «Маус», которые заканчивались полным провалом, так как проектировщики и разработчики забывали, что «лучшее - враг хорошего».

Американская САУ Второй мировой войны

Т-28 «Черепаха», имеющая название Т-95 - ПТ-САУ, - американская самоходно-артиллерийская установка пробного образца, созданная в период Второй мировой войны и являющаяся истребителем танков. Некоторые историки причисляют данную модель к сверхтяжелым танкам. Эта САУ проектировалась с 1943 года, но к завершению войны ее серийное изготовление так и не было запущенно. Единственное, что успели конструкторы, так это изготовить в 1945-1946 годах два прототипа. По своей массе танк Т-95 (ПТ-САУ) является вторым после немецкого «Мауса».

История производства «Черепахи»

В конце 1943 года в Соединенных Штатах была начата программа по разработке тяжелой бронетехники. К этому американцев подтолкнули глобальные исследования военной ситуации на Западном фронте, которые показали, что войскам союзников может понадобиться тяжелая боевая машина, умеющая прорывать сложные оборонительные сооружения противника.

За основу будущего Т-95 ПТ-САУ разработчики взяли базу среднего танка Т-23 и электронную трансмиссию тяжеловесного Т1Е1. На эту основу установили бронированные листы толщиной 200 мм и новую 105-мм пушку. Это орудие могло пробивать и уничтожать практически любое бетонное сооружение.

Планировалось в течение года выпустить 25 таких машин, однако командование сухопутными войсками воспротивилось таким планам и рекомендовало изготовить только три ПТ-САУ с механической трансмиссией. Пока согласовывались все бюрократические нюансы, к марту 1945 года было заказано уже пять боевых машин, чья защита усилилась до 305 мм брони, благодаря чему вес Т-95 ПТ-САУ (фото прототипа расположено ниже в статье) увеличился до 95 тонн.

Вначале планировалось изготовить танк без башен с возможностью разместить экипаж численностью в четыре человека. Но в феврале 1945 года танк Т-28 был переименован в самоходную установку Т-95.

Т-95 (ПТ-САУ): история применения

К концу войны в Европе и на Тихоокеанском фронте были изготовлены две боевые машины. Они имели две пары гусениц, что значительно увеличивало их ширину, и двигатель мощностью 500 лошадиных сил. Этого, однако, было очень мало для передвижения сверхтяжелой установки. Такой двигатель ставили также на танк «Першинг», но он был раза в два легче «Черепахи». Кстати, таким названием наградили Т-95. ПТ-САУ - модель, которой составляла всего 12-13 км/ч.

Таким образом, эта бронированная самоходка практически была «стоячей», что не устраивало армейское руководство, так как САУ приходилось доставлять в необходимую точку только железнодорожным способом. Но и здесь не все оказалось благополучно. Из-за второй пары гусениц ширина самоходки была большей, чем железнодорожные платформы. Для того чтобы как-то разместить Т-95, приходилось снимать дополнительные гусеницы, на что тратилось не менее четырех часов.

Особенности техники

Этот истребитель танков задумывался разработчиками как мощная самоходная артиллерийская крепость, которая могла «взломать» любое противника, при этом не боясь ответных ударов.

Это действительно был боевой монстр. Вес в 95 тонн распределялся на четыре гусеничных трека, ширина каждого - 33 см. Орудие калибром в 105 мм могло пробивать практически любое укрепление и броню на расстоянии до 19 километров. Но самой большой особенностью этой техники была ее броня - на лобовой части танка она составляла 13 см, на боковой - 6,5 см, а низ корпуса имел броню в 10-15 см.

Однако низкая скорость и неповоротливость не позволили найти Т-95 (ПТ-САУ) боевое применение.

Военные действия различных армий показали, что бронетехника должна совмещать в себе усредненные характеристики как по мощности и защите, так и по мобильности и маневренности. Из-за нехватки именно двух последних параметров Т-95 и был забракован военным командованием США.

Слабые места "Черепахи"

Помимо того, что недостатки у этого танка были существенные, самоходка, невзирая на мощную броню, была еще и легко уязвима, как показали технические ходовые испытания. Т-95 (ПТ-САУ) зоны пробития имел следующие.

Самым уязвимым местом этого истребителя танков является его ходовая часть. Несколько попаданий в гусеницы - и самоходка стопорится на месте, а дальше делай с ней что хочешь. Орудийной башни она не имеет, развернуть пушку не может. Дополнительного вооружения, кроме командирского пулемета «Браунинг», у САУ тоже нет.

Также слабым местом служит боковая броня, толщина которой не превышает 65 мм. Быстрые маневренные танки и самоходки Второй мировой войны могли быстро обойти Т-95 с фланга и тыла и нанести серьезное повреждение, приводящее к гибели экипажа.

Еще одним слабым местом этой САУ был командирский люк, который не имел достаточно мощной брони.

И последний минус «Черепахи». После войны стало понятно, что мощь орудия и брони не решают исход битвы. Ставку делали не на сверхтяжелую боевую технику, а на мобильную и компактную, которая могла быстро менять свое местонахождение, наносить удар по неприятелю и так же быстро отходить назад. А только чтобы погрузить на железнодорожную платформу ПТ-САУ, необходимо было затратить порядка четырех часов, что по условиям современных войн просто непозволительная роскошь. Такую технику можно уничтожить даже на стадии погрузки.

Технические параметры САУ «Черепахи» Т-28 (Т-95)

  • Вес снаряженной боевой машины первого проектирования - 86 тонн, после повторного - 95 тонн.
  • Экипаж - четыре человека.
  • Длина самоходки - около 7,5 м, ширина - 4,5 м, высота - около 3 метров.
  • Клиренс - 50 см.
  • Толщина лобной части - 30-31 см.
  • Толщина бортов - 6,5 см, а кормы - 5 см.
  • Калибр основного орудия - 105 мм, дополнительного командирского пулемета - 12,7 мм.
  • Мощность двигателя - 500 л. с.
  • Резерв хода по автодороге - 160 километров.

Что произошло с единственными моделями Т-95?

Работы над этими САУ были остановлены в 1947 году, так как на их базе начали проектировать тяжелые танки Т-29 и Т-30, имеющие орудийные башни.

Единственные прототипы сверхтяжелых ПТ-САУ, так и не участвовавших в реальных боевых сражениях, закончили свои дни печальным образом: одна модель во время пожара полностью выгорела изнутри так, что восстановлению уже не подлежала, а вторая просто сломалась и ее списали на металлолом.

Через 27 лет списанный прототип был найден в После реставрации его выставили напоказ в популярном музее Паттона (Кентукки).

Итоги

Результат обзора САУ «Черепахи» показывает нам, что каждый вид бронетехники должен соответствовать своему времени.

По своим характеристикам американский Т-95 являлся отличной машиной до начала Второй мировой войны, но с развитием вооружений он катастрофически отстал от основных видов бронетанковых и артиллерийских войск не только своих союзников, но и потенциальных противников. Дальше работать над отсталым проектом было экономически невыгодно, потому его закрыли.

Изучая негативный опыт прошлых лет, современные конструкторы боевой техники стараются проектировать вооружение таким образом, чтобы оно соответствовало требованиям войны и максимально выполняло поставленные боевые задачи.

Ранее мы с вами уже говорили о том, что на выбор у нас три пушки, стоковый вариант неплох в плане комфортности и скорострельности, но так как нам часто приходится воевать против 9-к и 10-к, то стоит отдать предпочтение или 120-мм орудию или 155-мм. Ведь именно они обеспечивают нормальное пробитие брони при приемлемом DPM. Вкратце мы уже говорили о данных орудиях, а теперь подробно рассмотрим их тактические и технические свойства и то, каким образом мы сможем их применять и в каких случаях они эффективно, также укажем основные плюсы и минусы, чтобы вам потом было проще определиться с выбором орудия.

Рисунок. Т95 на марше, как видно - на самоходке установлено 105-мм орудие

105-мм голдомет

Собственно из названия следует суть данного орудия, точнее та роль, которую оно будет выполнять пока вы не выйдете на 120-мм орудие. Данная пушка обладает отличным сведением, стабилизацией и скорострельностью, даже разовый урон тут неплох – 320 единиц. Согласен, что этого для 10-ок уже маловато, но ребят, ведь у нас в топах есть куча танков типа Т110Е5, топовых шведов, тот же АМХ 50В и все они имеют разовый урон на уровне 400НР. В общем, грех жаловаться, но есть одно крупное «но» - пробитие бронебойным составляет всего 198-мм. То есть этого еще как-то хватит на 8-ок, но уж точно не хватит на танки на уровень выше, разумеется те, что обладают броней. Наткнувшись на Е-75, вы и вовсе почувствуете полное бессилие, разве что попадания в комбашню могут исправить дело, но это непросто. И таких ситуаций бывает много, так что вам так или иначе придется выходить в бой с боекомплектом из голды и ББ «фифти-фифти», поскольку попадания в топ списка нам пока не дают узнать, все определяет ВБР (поэтому мы не может предугадать и поставить нужное орудие перед боем)..

Плюсы:

Минусы:

  • Низкое пробитие бронебойными
  • Слабые осколочно-фугасные снаряды (для своего уровня)
  • Недостаточный разовый урон
  • Высокая потребность в дорогих голдовых снарядах

Вывод - неплохое стоковое орудие, но затратное по голде и малоэффективное против 10-к с толстой броней, проходное.

Рисунок. Т95 с разными типами орудий

120-мм сбалансированное орудие

Данное орудие стоит между стоковой скорострельной пушкой с недостаточным пробитие ББ и альфой, и 155-мм гиперпушкой, которая однако не самая быстрая и точная. Что можно сказать про данное орудие? – это прокачанный вариант 120-мм пушки, что в свое время была на Т34 до перевода в премы, но тут оно еще чуть лучше, что вполне разумно с учетом ограниченности, которая свойственна ПТ без башни (именно поэтому орудия для таких ПТ почти всегда лучше танковых, но есть и реальная причина – в рубке ПТ-САУ удобнее обслуживать орудие, да и само орудие чаще всего длиннее танкового аналога и имеет более высокую начальную скорость полета снаряда).

В данном случае мы получаем пробитие бронебойным на 3-мм выше, чем было голдой на 105-мм пушке (248 против 245) и как следствие – сильно экономим на средствах. Скорострельность отличается не критично – 6,9 в/м против 8,1 в/м (на 105-мм), что говорит о том, что в DPM мы особо не потеряем, особенно с учетом того что альфа выросла до приемлемых 400НР. Кроме того, скорость сведения мало изменилась – 2,1с против 1,7с. Конечно, уже не так идеально как на 105-миллиметровке, но тем не менее - в рамках комфортности. Еще есть голда с пробитием под 300-мм, так что особых проблем испытывать не придется уже почти ни с кем. Да, есть танки что танкуют и снаряды с таким высоким пробитием, но, как правило, почти все шьются в тот же НЛД, щеки, люки и пулеметные гнезда, а данная пушка дает шанс туда попадать и стрелять довольно часто.

Плюсы:

  • Хорошее пробитие ББшками
  • Скорость сведения и стабилизация на достойном уровне
  • Скорострельность почти не изменилась, но альфа выросла значительно - на четверть
  • Эффективность поражения целей существенно выросла
  • Имеет мощные голдовые снаряды, но потребность в них невысокая (экономия серебра)

Минусы:

  • Уменьшилась скорострельность, увеличилось время сведения
  • Бронебойных в трети-четверти случаев бывает недостаточно
  • Учитывая медлительность Т95, она довлеет к игре от альфы, так что 155-мм орудие выглядит более привлекательным
  • Учитывая нерф нормализации ПБС, голдовые снаряды временами дают сбой

Вывод - отлично сбалансированное орудие, эффективное в большинстве боевых ситуаций, но учитывая специфику ПТ не всегда уместное при игре в стиле «дал выстрел – ушел за укрытие на перезарядку»

155-мм гиперпушка

Данное орудие обладает чудовищной разрушительной мощью, а на момент окончания ВМВ это было самое мощное орудие войск США, что стояло на принятой на вооружение технике (например, АРТ-САУ М12).

Рисунок. Американская тяжелая САУ М12 была вооружена 155-мм орудием

Данная пушка, как и советский аналог БЛ-10 имеет схожее пробитие бронебойными на уровне 276-мм и идентичную альфу в 750НР. Скорострельность и стабилизация орудия несколько отличны от того же 704-го – у советской имбы лучше скорострельность, но скорость сведения, точность и стабилизация немного хуже (насчет скорострельности вообще сомнительно, учитывая что рубка 704-го вообще не могла вместить пушку БЛ-10, а вот Т95 вполне справлялась с задачей постановки 155-мм пушки). Не знаю насколько это «исторично», скорее всего - это просто балансные правки, но есть - как есть. Голда пробивает 320-мм и ее хватает даже для пробивания могучей рубки Jagdpanzer E-100 и башни Kranvagn, но осилить башню ИС-7 или Т110Е5 оно не сможет (хотя на самом деле могло, но нерф ПТ сделал свое дело). Главное преимущество для медлительной Т95 – можно выкатиться из-за угла и дать на 700НР (и более) и откатиться на перезарядку, а еще данная пушка часто ломает врагам модули, в том числе – боеукладку. Одно неприятно – быстрые танки, особенно барабанные – ловят шот и едут вплотную и разряжают барабан в борт - чрезвычайно нечестно, впрочем, от засилья барабанщиков сейчас страдают многие медлительные старожилы игры. Также пушка обладает мощными фугасами, что даже мастодонтам игры снимает по 200-300НР и наносит криты, поражает любую броню.

Плюсы:

  • Высокая альфа и пробитие
  • Комфортнее чем аналогичные пушки больших калибров, но дольше заряжается
  • Крайне редко нуждается в голдовых боеприпасах
  • Мощные фугасы – разрывает картонные танки и экономит голду при стрельбе по почти неуязвимым объектам, типа башни ИС-7
  • Мощное орудие часто критует модули вражеских танков
  • Пугает противников, фактор сдерживания

Минусы:

  • Низкая скорострельность, враги часто это используют
  • ВБР часто портит игру, можно не пробить картонный М41 «Бульдог», который вас потом разбирает с барабана на запчасти, очень бесит, неспортивно и нечестно, причем такие танки редко взлетают на воздух, хотя столь мощные пушки на самом деле их просто рвали в клочья
  • Низкая скорость полета снаряды, цели типа «Бетшат-25Т» трудно поразить в движении
  • Не лучшие показатели точности и скорости сведения
  • Точность не не самая плохая как для такого калибра, но даже с полным сведением снаряды летят по указке ВБР
  • Часто урон гасят нано-экраны всяких там ИС-7, порою по несколько раз, на 120-мм пушке это решалось за счет высокой скорострельности, а тут эти выходки зачастую ведут к поражению
  • Кумулятивы требуют тщательного выцеливания мест не прикрытых экранами
  • Урон от фугасов мог бы быть больше

Вывод - очень мощное, но неспешное орудие, в тактике сдерживания является, пожалуй, лучшим, но в атаке зачастую не хватает скорострельности, плюс, ПБС 120-мм пушки проще в использовании. Существенно скрашивает минусы наличие достаточно мощных ОФС, умелый игрок редко когда уходит из боя без урона.

Заключение

Итак, мы закончили подобный анализ всех пушек, разобрали все буквально по винтикам и болтикам. Если вы внимательно все прочли, то у вас не возникнет никаких вопросов как эти пушки использовать и какому орудию отдать предпочтение.

Американская противотанковая самоходная артиллерийская установка девятого уровня. Благодаря отличной лобовой броне может долго продержаться под огнем врага, а мощное орудие не оставит ни единого шанса даже самому сильному противнику. Огорчает лишь крайне низкая скорость, сильно ограничивающая действия этой ПТ-САУ.

Предшественник T110E3.

Исследование и прокачка

ПТ-САУ T95 исследуется на T28 за 165 000 опыта.

  • Двигатель Ford GAFM2A1, если не был исследован на T28. Прирост в 70 л. с. (примерно 15%) - достаточно ощутимо для этой машины.
  • Ходовая T95HVSSM2. На стандартную ходовую T95 не поставить топовые пушки, а потому следующей исследуется именно она.
  • Орудия 120 mm AT Gun T53 (если не открыто ранее) и 155 mm AT Gun T7. Де-факто самые важные модули для ПТ-САУ.
  • Радиостанция SCR 528 (если не была открыта ранее) - обеспечивает 745 метров связи, чего достаточно для комфортной игры.

Достоинства:

  • 2 отличных топовых орудия на выбор;
  • Самая толстая лобовая броня в игре (как у T110E3, при заметно меньших размерах НЛД и командирской башенки);
  • Низкий силуэт;
  • Толстые борта с экранами.

Недостатки:

  • Тонкая броня крыши и кормы;
  • Наличие легко пробиваемых лючков на крыше;
  • Самая низкая скорость в игре - всего 20 км/ч;
  • Крайне невысокая скорость поворота;
  • Крайне слабый двигатель;
  • Достаточно широкий и относительно длинный корпус с практически плоской крышей;
  • Высокий приоритет у артиллерии;
  • Долгое сведение топового орудия.

Как играть

Из других ПТ-САУ своего уровня Т95 выделяется своей отменной лобовой и бортовой броней при слабой броне в других местах, равно как и плохими динамическими характеристиками. Орудие же выдерживает конкуренцию на уровне. Все это как и диктует определенную тактику игры на данной машине, так и позволяет преуспеть в ней.

Тактик для Т95 по большому счету две:

1. Оборона направления. Здесь Т95 находит себе удобную позицию. Желательно чтобы она была защищена от обстрела вражескими САУ (у Т95 тонкая крыша), была достаточно далека от вражеских позиций (на ближней дистанции у Т95 меньше преимуществ) и чтобы Т95 всегда могла отъехать назад. При грамотной игре и небольшой поддержке союзников Т95 способна удержать сколь угодно большую толпу врагов.

2. Продавливание направления. При выборе направления важно учитывать: распределение сил союзников — не должно быть такого, чтобы все союзники поехали с Т95 и бросили другие направления, и такого, чтобы Т95 осталась одна; качество грунта — к примеру в ущелье в Ласвилле Т95 просто увязнет, и либо не успеет доехать до вражеской базы, либо не успеет вернуться и сбить захват со своей; Длину маршрута — Т95 не рекомендуется ехать, к примеру, в объезд со средними танками на Жемчужной реке; и защищенность маршрута от артиллерии при наличии таковой. К примеру, на карте «Утес» можно продавить прямую дорогу по низу карты (так называемая «стометровка») при грамотной поддержке союзников сзади и сверху и двигаясь лишь во время перезарядки вражеских САУ.

Желательно на этой ПТ-САУ играть во взводе с ПТ-САУ, тяжелым или средним танком поддержки, которые будут прикрывать Т95 и не давать врагам ее обойти.

ПТ-САУ 9го уровня. Т95 в WorldofTanks занимает среднюю позицию среди всех одноуровневых ПТ. Она как никто другой хороша в городах, а также на открытых местностях и очень полезна при продавливании определенного направления, при поддержки союзных ТТ и СТ.

Оценка ТТХ

Эта американская ПТ-САУ подлежит исследованию различных модулей, после его приобретения: Ходовая часть, Двигатель (от Т28), Радиостанция (от Т28) и два Оружия (одно от Т28). У Т95 отличное бронирование, это сразу заметно в первом бою. Стоковая пушка ужасная, значит сначала необходимо изучить и поставить ходовую часть, т.к. без них во первых не поставить топовое орудие, а во вторых стоковая ходовая у ПТ-САУ просто ужасная. Далее изучаем и устанавливаем топовое орудие, с ним будет намного легче. Ну и двигатель с радиостанцией (они наследуются от Т28). Зоны пробития Т95 борты, корма.

Плюсы :

  • Отличное бронирование корпуса;
  • Отличные бортовые экраны, спасающие от накрытий артиллерии;
  • Лучший разовый урон;
  • Топовое орудие 10го уровня;
  • Отличное пробивание брони;
  • Низкий силуэт;
  • Хороший маскировочный коэффициент;
  • Хороший обзор.

Минусы:

  • Очень, очень и очень низкая максимальная скорость;
  • Ужасная динамика;
  • Ширина;
  • Слабое бронирование крыши.

Экипаж:

  • Командир;
  • Наводчик;
  • Заряжающий;
  • Механик-водитель.

Экипаж аналогичен предшествующей ПТ-САУ 8го уровня Т28, следовательно, экипаж можно переучить и пересадить на эту пт, что мы и делаем.

Зоны пробития Т95 видео гайд World of Tanks - Куда пробивать

Умения и навыки экипажа:

Выбор умений и навыков для экипажа сугубо индивидуален, как говорится, кому как удобно и у кого под что руки заточены. Подробно опишу командира, т.к. для остальных членов экипажа изучение навыков и умений аналогичное.
Командир: в первую очередь можно взять идивидуальный навык «Шестое чувство» (действует при 100% изучения). Очень полезен, т.к. дает понять в засвете Вы или нет. Далее «Ремонт» (действует при изучении) постепенно увеличивает скорость ремонта. Ещё один общий навык - «Маскировка» и индивидуальный «Орлиный глаз» увеличивающий максимальную дальность обзора. После этого качаем индивидуальные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

Наводчик: «Ремонт» - «Маскировка» - «Мастер-оружейник». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

Механик-водитель: «Ремонт» - «Маскировка» - «Виртуоз». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

Модули. Дополнительные модули. Характеристика и краткое описание

Топовое оружие у Т-95 Мире Танков очень хорошее среди всех ПТ-САУ 9го уровня и виной всему - отличное пробивание брони и хорошая точность стрельбы. С этим оружием можно в легкую расправиться с вражескими ТТ и СТ, как в городе, так и на открытой местности.

Важным дополнительным модулем (ДМ) является «Орудийный досылатель среднего калибра». Она незначительно, но ускорит время перезарядки орудия и точность стрельбы, что необходимо Т95. Также очень полезными ДМ будут «Большой противоосколочный подбой» и «Улучшенная вентиляция». Все это также от нашего предшественника Т28.

Обязательный набор расходных материалов (расходники) для ТТ: «Аптечка», «Ремкомплект» и «Огнетушитель».

Танк Т95 пробитие видео

Техника игры на Т 95

Тактика игры на Т95 очень проста. Т.к. это ПТ-САУ да и ещё с очень плохой максимальной скоростью, следовательно, тактика одна - «Засада». Четко определяем направление движения и вперед. Главное, чтобы впереди Вас всегда были союзные танки, которые смогли бы Вам помочь. При необходимости меняйте место, переезжайте. Если же Вас каруселит СТ или ЛТ , не пытайтесь взять его в прицел, а лучше всего прижмитесь задом к чему-либо и только потом разворачивайтесь, но если этого сделать нет возможность, то просите помощи у союзных СТ или ТТ находящихся по близости.

Итак, мы имеем отличную ПТ-САУ с хорошо бронированным корпусом, с отличным орудием, но с ужасной максимальной скоростью.

По мнению Артиллерийского Департамента американским войскам после высадки в Европе должна была потребоваться мощная машина для прорыва немецких фортификаций типа Линии Зигфрида. Однако американское командование считало, что для пробития брешей в "зубах дракона" вполне хватитит артиллерии. Кроме того, определённая надежда возлагалась на хорошо бронированный средний танк M4A3E2 Sherman Jumbo, с лобовой защитой лучше, чем у немецкого Тигра. В общем, Американские Танковые Войска не проявили интереса к разработке новой бронетехники для решения предстоящей задачи. Тем не менее, Артиллерийский Департамент, по своей инициативе в сентябре 1943 начал работы над новой программой тяжёлых танков. Первоначально предполагалось установить новую 105мм пушку Т5Е1 на танк с лобовой бронёй 8 дюймов и электрическим приводом, разработанным для тяжёлого танка Т1Е1 и среднего танка Т23. Начальник Артиллерийского Департамента предложил за 8-12 месяцев создать первый пилотный танк и за такое же время изготовить 25 новых танков. Считалось, что именно столько времени у американской армии будет до высадки в Европе. Однако Сухопутные Силы Армии не проявили особой заинтересованности и посоветовали изготовить лишь три прототипа, заменив электрический привод на традиционную механическую трансмиссию. После конференции заинтересованных сторон Обслуживающие Силы Армии в марте 1945 санкционировали производство 5 машин, под наименованием тяжёлый танк Т28 (heavy tank T28). Первоначальные характеристики изменили в сторону увеличения лобовой брони до 12 дюймов при наклоне 90 градусов, что увеличивало вес до 95 тонн. Маска пушки имела толщину 11½ дюйма (29.21 см), верхняя часть борта - 6-8 дюймов (15.24-20.32 см), нижняя часть борта - всего 2½ дюйма (6.35см) под углом 57,5 градусов, впречем внешний блок ходовой имел бронееэкран 4 дюйма (10.16 см), что давало дополнитлеьную защиту. Корпус изготавливался из литой и катанной брони, соединённой сваркой.

Схема сверхтяжёлого танка Т28 / САУ Т95. Обратим внимание на 12-дюймовую лобовую броню.

Предложенный танк имел низкий силуэт без башни. В лобовой броне должна была устанавливаться 105мм пушка Т5Е1 с углами горизонтальной наводки по 10 градусов и вертикальной наводкой от -5 до +19,3 градусов. При движении пушка фиксировалась в максимально поднятом положении. Боекомплект орудия - 62 выстрела. Экипаж 4 человека. Водитель - впереди слева, наводчик - впереди справа, заряжающий слева сзади боевого отделения, командир - справа сзади, за наводчиком. Рабочие места водителя и командира оснащались смотровыми башенками. На командирской башенке должна была стоять кольцевая установка 50 .cal пулемёта с боекомплектом 660 патронов. Это было единственное вспомогательное вооружение танка (не считая личного оружия), а для стрельбы из него командиру приходилось стоять в открытом люке. Наводчик имел телескопический прицел спаренный с орудием и перископический прицел на крыше корпуса.

105mm GUNS T5E1 and T5E2
105мм пушки Т5Е1 и Т5Е2
размещение

тяжёлый танк М6А2Е1 (пушка Т5Е1);
тяжёлый танк Т28 (105мм САУ Т95) на лафете Т40 (пушка Т5Е1);
тяжёлый танк Т29, на лафете Т123E1 (пушка Т5Е2);
тяжёлый танк Т29Е1, на лафете Т123 (пушка Т5Е1);
тяжёлый танк Т29Е2, на лафете Т123E2 (пушка Т5Е2);
тяжёлый танк Т29Е3, на лафете Т123 (пушка Т5Е1)

длина каморы (без нарезов) 83.1088 см
длина нарезной части 599.6686 см
длина каморы (до края снаряда) 73.1774 см
длина канала 609.6 см
длина ствола 682.7774 см, 65 калибров
длина отката затвора 23.495 см
длина от среза ствола до задней части затвора 706.2724 см
дополнительная длина, с дульным тормозом Т10 46.99 см
общая длина 753.11 см
диаметр канала 10.50036 см
объём каморы 615 куб. дюймов
вес ствола (без дульного тормоза) 2 345.07255 кг
вес всей пушки (без дульного тормоза) 2 857.63193 кг
вес дульного тормоза Т10 83.4609961 кг
общий вес около 2 941.09293 кг
тип затвора полуавтоматический, вертикальный
нарезы 36 нарезов, правосторонние, 1 оборот/30 калибров
боеприпасы раздельного заряжания
запал ударного типа
вес всего боеприпаса AP-T T32 Shot (APBC-T) 34 кг
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) 27 кг
HE T30E1 Shell (HE) 31 кг
вес снаряда AP-T T32 Shot (APBC-T) 17.7 кг
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) 11.2 кг
HE T30E1 Shell (HE) 15.2 кг
наибольшее давление пороховых газов 289 579 806 Паскаль
наибольшая скорострельность 6 выстрелов/мин, с двумя заряжающими
дульная энергия снаряда AP-T T32 Shot (APBC-T) - 2433 ft-tons
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) - 2335 ft-tons
HE T30E1 Shell (HE) - 2232 ft-tons
* - 1451 ft-tons
начальная скорость AP-T T32 Shot (APBC-T) - 914 м/с
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) - 1128 м/с
HE T30E1 Shell (HE) - 945 м/с
HE T30E1 Shell (HE) red.vel.* - 945 м/с
далность стрельбы ?* *
* - боеприпас с уменьшеной начальной скоростью
* * - разработку боеприпасов прекратили до завершения испытательной программы
беприпасы 105мм орудия Т5Е1, Т5Е2 и их бронепробиваемость по гомогенной броне
тип снаряда название вес, кг начальная скорость, м/с дальность, м
914 1829
Бронебойный AP-T T32 Shot (APBC-T) 34 914 135мм/84мм* 119мм/69мм*
бронебойно-подкалиберный HVAP-T T29T3 Shot (APCR-T) 27 1128 ? ?
фугасный HE T30E1 Shell (HE) 31 945 ? ?
фугасный HE T30E1 Shell (HE) с уменьшенной скоростью 31 762 ? ?
* В числителе - бронепробиваемость по гомогенной броне под углом 30 град. от вертикали
В знаменателе - бронепробиваемость по гомогенной броне под углом 60 град. от вертикали

Рабочее место наводчика. Видны телескопический прицел Т139 и перископический.

7 февраля 1945 Начальник Артиллерийского Департамента в памятной записке запросил изменить наименование машины с тяжёлого танка Т28 на 105мм самоходную установку Т95 (105mm gun motor carriage T95). Этот шаг аргументировался тем, что машине не имеет башни, а его вспомогательное вооружение ограниченное. ОСМ 26898 от 8 марта 1945 одобрило изменение названия и зафиксировало характеристики новой машины.

Демонтаж и соежинение вместе внешних блоков подвески САУ Т95

Внешние блоки ходовой САУ Т95, отсоединённые от танка, соединённые вместе и готовые к буксировке.

Загруженность производственных мощностей военными заказами вызвала трудности с поиском предприятия способного изготовить пять пилотных машин. Pacific Car and Foundry Company согласилась взяться за проект и в мае 1945 они получили техническую документацию на САУ и детальную информацию по установке пушки и горизонтальной пружинной подвески. Работы начались немедленно. 20 июня 1945 доставили первую литую лобовую деталь, а в августе 1945 закончилась сварка первого корпуса.

С окончанием боёв на Тихом Океане количество пилотных машин сократили с пяти до двух, при этом пилот №1 требовалось доставить на Абердинский полигон 21 декабря 1945, а пилот №2 - 10 января 1946. Первый пилот с регистрационным номером 40226809 использовали в Абердине для технических тестов, а второй, с номером 40226810 перевели в Форт Нокс и позднее в Инженерный Отдел - в Юме, штат Аризона, для испытаний понтонных мостов.

Т95 имел тот же силовой блок, что и танк М26 Першинг, хотя САУ почти вдвое была тяжелее танка. Чтобы установить на Т95 явно слабый 500-сильный двигатель Ford GAF и трансмиссию торкматик пришлось изменить передаточное соотношение так, что наибольшая скорость не превышала 8 миль в час. Таким образом, обычная маршевая скорость составила 7 миль в час при 2600 оборотах в минуту. Запаса топлива хватало приблизительно на 100 миль. Большой вес машины потребовал так же найти способ, как уменьшить удельное давление на грунт до приемлемого уровня. Пустая машина весила 90,3 тонны, а в боеготовом состоянии 95 тонн. Решение было найдено в установке двух комплектов гусениц на каждый борт. Когда грунт был достаточно твёрдым, внешний комплект гусениц вместе с 4-дюймовыми бронеэкранами можно было демонтировать, соединить вместе и буксировать позади машины в виде тележки. Каждая гусеница имела ширину 19 ½ дюйма (49.53см), 102 трака с шагом 6 дюймов (15.24см). таким образом, демонтаж внешних гусениц заодно уменьшал общую ширину машины с 179 ½ дюйма (455.93 см) до 124 дюймов (314.96см), что позволяло перевозить машину на железнодорожных платформах. В Абердине, неподготовленный экипаж из четырёх человек демонтировал внешние комплекты гусениц за четыре часа в полевых условиях с первой же попытки. Столько же времени потребовалось, чтобы установить их обратно. С третьей попытки тот же экипаж демонтировал и устанавливал внешние гусеницы уже за два с половиной часа. Для этих целей Т28 / Т95 имел две гидравлический лебёдки.


Top