Теория разбитых окон читать. Теория разбитых окон


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Какие мысли возникают у вас при виде огромного здания с разбитыми окнами? А задумывались ли вы хоть раз над тем, почему вообще окна разбиты? Или почему даже посреди вполне благополучной территории появляются места, где скапливается огромное количество мусора? Что вы думаете по этому поводу? Вполне возможно такие вопросы никогда и не волновали вас. Но, в действительности, этим и другим подобным антикультурным явлениям есть культурное и даже научное объяснение. Оно называется «теорией разбитых окон».

Основание теории

Впервые теория разбитых окон была сформулирована в 1982 году двумя исследователями – Джорджем Келлингом и Джеймсом Уилсоном. Суть этой теории заключается в том, что если в доме разбили стекло и никто не позаботился о том, чтобы вставить новое, в течение довольно короткого промежутка времени целых окон в этом доме не останется вообще, а вслед за этим начнётся мародёрство. Говоря другими словами, если одни люди не соблюдают порядка и общепринятых социальных норм поведения, это провоцирует и других людей поступать аналогично. Эта цепная реакция может запросто стать причиной того, что вполне хороший район города может в относительно короткое время стать замусоренным, криминогенным и опасным для человека.

Вообще, социологами и уже давно было выдвинуто предположение о том, что асоциальное поведение людей имеет свойство распространяться, словно эпидемия. Но до определённого времени оно так и оставалось лишь догадкой, никак не подтверждённой практически. Однако шесть проведённых учёными из Нидерландов , о которых мы расскажем ниже, подтвердили вышеупомянутое предположение и доказали не только то, что люди склонны нарушать социальные нормы, имея «подходящий пример», но и начинают нарушать всё большее количество этих самых норм.

Теория на практике

Власти многих городов различных стран мира (США, Индонезия, Африка, Европа и др.) решили проверить теорию разбитых окон на практике. Для этого в течение некоторого времени по их распоряжению проводилось регулярное наблюдение за показателями чистоты улиц в городах, а также производилась чистка стен от граффити. Итогом стало повышение показателей чистоты, и даже снижение уровня преступности.

Но эти опыты нельзя было назвать соответствующими всем нормам научных экспериментов. Дело в том, что проводимые исследования базировались, главным образом, на анализе определённых корреляций, таких, например, как уровень преступности и чистота улиц в том или ином городе. А полученные на основе этого данные, в свою очередь, не подлежат однозначной трактовке, т.к. на оба эти показателя (преступность и чистота) мог повлиять какой-либо третий фактор и т.д. Именно поэтому многие учёные высказывали сомнения по поводу того, что теория разбитых окон работает. Наибольшей же критике подверглось утверждение, что нарушение одних норм склоняет людей к нарушению других.

Чтобы разрешить все вопросы и расставить точки над i, и было решено провести нижеследующие эксперименты. Их организовали, как уже было упомянуто, социологи из университета города Гронинген (Нидерланды).

Экспериментальное подтверждение

Первый эксперимент был проведён на улице, где расположено большое количество магазинов, возле стены, где жители города Гронинген паркуют свои велосипеды, отправляясь по магазинам. Итак, у стены стоял специальный знак, говоривший о том, что запрещено рисовать на стенах. И на стене изначально не было никаких рисунков. На рули всех велосипедов, которых было 77, экспериментаторы повесили рекламные брошюры со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и приглашением в якобы только что открывшийся спортивный магазин. Наблюдая со стороны, организаторы эксперимента стали наблюдать за поведением людей. Урн на улице не было, следовательно, каждый человек мог поступить одним из трёх способов: забрать брошюру с собой, чтобы выкинуть потом, перевесить её на руль другого велосипеда или просто бросить на тротуар. Первый из вариантов считался положительным поведением, вторые два – отрицательным. В этот раз лишь 25 человек из 77 проявили отрицательное поведение.

Вторая часть эксперимента была проведена при аналогичных условиях с одним лишь изменением: стена у парковки была разрисована различными непонятными рисунками. И в этот раз из 77 человек мусор на тротуар выбросили уже 53 человека. Из всего этого был сделан вывод, что знак, запрещающий рисовать на стенах, стимулировал людей и к соблюдению чистоты.

Второй эксперимент проводился с целью показать, «работает» ли теория разбитых окон только для общепринятых социальных норм или может воздействовать и на какие-либо местные правила. Для этого экспериментаторы сделали следующее: главный вход на парковку для автомобилей они перегородили забором, в котором был специально оставлен лаз. Возле лаза поместили табличку «Вход воспрещен, обход в 200 м справа» и объявление «Пристёгивать велосипеды к забору запрещено!». И снова были сымпровизированы две ситуации: когда порядок соблюдается и когда – нет.

В первом варианте недалеко от забора стояли четыре велосипеда, к нему не пристёгнутые. Во втором варианте эти же велосипеды уже были к забору пристёгнуты. Задачей было определить количество людей, которые воспользуются лазом. В итоге исследователи наблюдали следующее: когда порядок был соблюдён и велосипеды не были пристёгнуты, в лаз полезли только 27% проходящих на автопарковку. Когда порядок нарушался, и велосипеды были пристёгнуты, лазом воспользовались 82% людей.

Третий эксперимент проводили на подземной парковке возле супермаркета. На видном месте висела табличка «Будьте добры, возвращайте тележки из магазина на место». Соблюдение порядка здесь означало, что на парковке не было тележек, при несоблюдении на парковке были тележки (чтобы их не укатывали и не срывали эксперимент, их ручки предварительно смазали мазутом). На сами же автомобили вешали те же брошюры, что и в первом эксперименте. Результатом эксперимента стало следующее: при соблюдении порядка намусорили только 30% человек, при несоблюдении – 58%.

Четвёртый эксперимент был аналогичен первому. Разница была лишь в том, что формирующим последующее поведение «нарушением порядка» были не рисунки на стенах, а взрывы петард (в Нидерландах запрещено пользоваться пиротехникой за несколько недель перед Новым годом). Экспериментаторы установили, что люди не соблюдают нормы и мусорят гораздо чаще, если слышат взрывы петард, чем когда этих взрывов нет.

Пятый и шестой эксперименты были организованы таким образом, чтобы спровоцировать людей на мелкую кражу. Для этого в почтовом ящике поместили почтовый конверт, в котором было небольшое прозрачное окошко, и было видно, что в конверте лежит пять Евро. Задачей было выяснить количество краж в тех или иных ситуациях. Когда ящик был чистый, и вокруг него не было мусора, лишь 13% проходящих мимо людей (всего был 71 человек) взяли конверт себе. Когда ящик был покрыт граффити (пятый эксперимент ), конверт взяли 27% проходящих мимо (всего было 60 человек), а когда вокруг ящика был набросан мусор (шестой эксперимент ), 25% прохожих (всего было 72 человека).

Как показала практика, теория разбитых окон подтверждается. Все шесть экспериментов доказали, что люди склонны вести себя именно так, к чему располагают окружающие условия, даже не задумываясь толком о своих действиях. Да мы и сами можем ежедневно наблюдать подтверждение рассмотренной теории: расписанные всяческими непотребными изображениями и надписями стены зданий (речь не идёт о художественных граффити), кучи мусора прямо под нашими окнами, грязные подъезды, окурки и плевки под ногами, осколки стекла на пляжах и т.п. явления. Причём параллели можно провести и с другими сферами нашей жизни: работой, бизнесом, отношением к незнакомым и даже близким людям.

Быть может, стоит задуматься, а не являемся ли мы сами теми, кто провоцирует окружающих «разбивать окна» или же теми, кто активно подтверждает своими поступками действие этой теории?

Согласны ли вы с теорией разбитых окон и с тем, что асоциальное поведение одних людей при соответствующих обстоятельствах вызывает ещё более усугублённое асоциальное поведение других? Можете ли вы вспомнить какие-то примеры проявления этой теории в своей жизни? Мы будем рады, если вы поделитесь с нами и нашими читателями своим жизненным опытом.


В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений каждый день, из них по 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?

Его название – «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:

«Разбитые окна» - это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность - это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль. Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.

Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.

Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.

Намусорили уже 69 % велосипедистов.

Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити - это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», - рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Я расскажу вам историю о самых черных временах Нью-Йорка – города, в котором сегодня мечтает оказаться чуть ли не каждый из нас. В конце восьмидесятых годов ХХ века его захлестнула волна преступности – за сутки в Большом Яблоке совершалось до полутора тысяч тяжелых преступлений с применением насилия, не менее пяти убийств. В городе были районы, в которые добропорядочные граждане старались не заходить никогда. По ночам находиться на улице было опасно для жизни, а ездить в подземке боялись в любое время суток. Город был очень грязный, по нему ходило много оружия и наркотиков; подземка, станции и стены зданий были испещрены граффити. В метро многие ездили зайцем, просто перепрыгивая через турникет.

Сегодня Нью-Йорк – сверкающий прекрасный город с низким уровнем преступности. Разгул убийств и грабежей, достигнув своего пика, резко пошел на спад. В чем секрет?

Американские социологи и криминалисты Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг в 1982 году изобрели теорию разбитых окон. Заключалась она в том, что если в здании есть одно разбитое окно, то в очень короткий срок хулиганы разобьют и остальные – если никто не пожелал застеклить окно заново, значит, никому нет дела до этого здания. Если же разбитое стекло заменить, то все будет в порядке. Эта метафора обозначает связь между безнаказанностью и ростом количества преступлений.

Позже социологи из Нидерландов провели ряд экспериментов, чтобы подтвердить или опровергнуть данную теорию. Не будем углубляться в каждый из опытов. Их общей идеей было сравнение поведения испытуемых в разных условиях. Каждый эксперимент состоял из двух этапов. В обоих случаях людей исподволь наталкивали на совершение нарушений – бросить бумажку мимо урны или украсть конверт с деньгами. Но в одном случае это происходило при соблюдении чистоты и порядка, а во втором наблюдалось какое-либо нарушение общественных правил – например, стена была разрисована граффити. Это был не просто незаконный рисунок – он символизировал отрицательный пример как катализатор мелкого хулиганства. Результаты поразили экспериментаторов – в первом случае испытуемые совершали куда меньше нарушений, чем во втором. А значит, что обстановка и пример других людей очень сильно влияет даже на добропорядочных граждан – что уж говорить о тех, кто имеет серьезные проблемы с законом. Криминалисты пришли к выводу, что засилье преступности напрямую связано с негативным окружением и попустительством властей относительно незначительных нарушений закона.

Но это было уже потом, а сейчас мы снова вернемся в Нью-Йорк, где представителям власти еще предстояло прийти к этим выводам эмпирическим путем. Все началось с метро. В начале восьмидесятых на пост директора подземки пришел некий Дэвид Ганн, решивший во что бы то ни стало поставить на ноги запущенную транспортную сеть. И первым делом он начал бороться с граффити. Многие крутили пальцем у виска, говоря, что у метрополитена есть проблемы посерьезнее разрисованных вагонов. Но Ганн упрямо стоял на своем, считая граффити символом победы хаоса над системой. Борьба длилась много лет, уличные мальчишки упорно разрисовывали вагоны маркерами, а работники подземки – закрашивали надписи. И порядок все же взял верх.

Еще одним важным этапом стала борьба с «зайцами», за которых взялся пришедший в начале девяностых на пост начальника дорожной полиции Уильям Браттон. Он усилил охрану, одетые в штатское полисмены хватали всех, кто пытался перепрыгнуть через турникет. Отловленных нарушителей отправляли в городской полицейский участок. Интересной оказалась связь любви к бесплатному проезду с другими правонарушениями – у многих «зайцев» при себе оказывались наркотики и оружие, многие числились в розыске. Тогда для полиции это было золотым дном – после каждого отлова находилось немало преступников. Через некоторое время самые отъявленные «зайцы» стали умнее и начали платить за проезд, тем самым перестав подбивать остальных на прыгание через турникеты.

Позже Браттон перешел работать в городскую полицию, перенеся туда свои принципы. На улицах города развернулась масштабная борьба с мелким хулиганством, распитием спиртного на улицах, граффити и мусором. У полисменов расширились полномочия, появилась возможность обыскивать на улице подозрительных людей на предмет оружия и наркотиков (раньше для этого нужны были весомые причины и ордер). Таким образом, избавившись от мелкого хулиганства и незначительных правонарушений, полиция смогла вывести город из криминального кризиса.

Теория разбитых окон в жизни и бизнесе

Эта теория находится в поле криминалистики, но возможно ли ее применение в других сферах жизни людей – бизнесе, отношениях, быту? Конечно же, возможно. Перенеся ее в другие плоскости, мы можем заметить, что она работает везде. Где грязно - там мусорят еще больше, где делает свою работу кое-как один – там будут «халтурить» остальные. В общем, к любому негативу прилипает еще больше негатива, и проблемы начинают нарастать подобно снежному кому. Как опознать разбитые окна в собственном доме?

Если имеются какие-либо трудности, которые не удается решить долгое время, необходимо присмотреться к общей картине и найти мелкие недочеты – именно они могут стать толчком к потере дисциплины в рабочем коллективе или дома. Если кто-то в рабочем коллективе позволяет себе опаздывать на работу, пить на рабочем месте или крутить с замужними дамами – все тут же начинают углубляться в собственные грехи. Один будет «рубиться в стрелялки», второй спать на работе, третий – воровать папки или шурупы. Достаточно одному найти брешь в системе – и этим воспользуются все.

Причиной расхлябанности любого коллектива (хоть семейного, хоть рабочего) может стать и любая бытовая мелочь – начиная от старых компьютеров в кабинетах и заканчивая протекающей крышей на кухне или грязным туалетом в офисе.

Если говорить о личной дисциплине, то и здесь можно увидеть теорию разбитых окон в действии. Например, если не завести привычку каждое утро проверять рабочий почтовый ящик, удаляя спам и отвечая на важные письма, можно «прохлопать» много перспективных предложений, важных замечаний от заказчиков и потеряться в куче электронного мусора. Как результат – общая неорганизованность на работе, завал важных проектов, выговор от начальства, потеря доверия и возможности карьерного роста. И это притом, что человек может быть вполне грамотным специалистом. Он может хвататься за голову и отчаянно думать, почему же у него такой бардак в делах – а начиналось все с почтового ящика. Конечно, это лишь пример – сценарий может быть каким угодно, ведь все мы разные.

Все начинается с малого. Помните, родители говорили в юности: «Не кури! Сначала ты захочешь сигаретку, потом пива, потом марихуаны, а закончится все иглой и выносом телевизора из дома». Мы смеялись с их слов, но теперь-то понятно, что многие спившиеся алкоголики и наркоманы, воры и убийцы всегда начинали с небольших задачек. Убийцы тренировались на котах, а воры «тырили» жвачки в супермаркетах.

Но не будем сгущать краски, а вернемся к среднестатистическому человеку, который просто запутался в своих делах и не может понять, с чего ему начать. Начать следует с мелочей. Если существует проблема с дисциплиной и трудолюбием, достаточно для начала научиться хотя бы мыть за собой тарелку после еды. Теория разбитых окон работает в обоих направлениях – как через негативные мелочи скапливается лавина проблем, так через позитивные маленькие достижения эти проблемы начинают решаться.

Оглянитесь вокруг и посмотрите, какие мелочи, чей дурной пример (включая свой собственный) сбивают вас с толку – вы обязательно их увидите.

Меньшее всегда перерастает в большее. Пример одного человека провоцирует толпу поступать точно так же. Представьте себе идущего по улице прохожего, которому некуда бросить обертку от мороженного. Маловероятно, что он бросит ее просто себе под ноги, но увидев кучку мусора на асфальте, он тут же со спокойной совестью швырнет бумажку именно туда. Срабатывает мышление: «Другие делают, и я могу». Но когда-то здесь лежала лишь одна бумажка. Потом к ней присоседилась вторая, затем еще одна – и так появилась эта куча. Как говорят в американских фильмах – был нулевой пациент, с которого все началось. Кто-то все же бросил себе под ноги эту первую бумажку, а остальные просто «собезьянничали». Такова уж наша суть – нам проще действовать в толпе, чем поодиночке.

Итак, к чему же ведут все эти наши разговоры? Давайте подытожим, в чем выражается и как действует теория разбитых окон:

  1. Грязь и неопрятность места событий провоцирует человека на нарушение правил;
  2. Дурной пример других людей снимает моральные запреты;
  3. Мелкие нарушения провоцируют более серьезные преступления;
  4. Теория работает в обе стороны, а значит, искореняя грязь, дурной пример и мелкие нарушения, возможно добиться дисциплины, порядка, большего уровня ответственности и самоконтроля окружающих;
  5. Все это применимо к самому себе.

Эти знания помогают пересмотреть отношение к мелочам в любой сфере деятельности человека. Запустив маленькие улучшения в быту и на работе, через некоторое время можно прийти к кардинальному изменению всей своей жизни. И кто знает, может единожды появившаяся привычка бегать по утрам с собакой приведет ее хозяина к развитию дисциплины, трудолюбия и успешному росту бизнеса. Несведущие люди не найдут связи между тем и другим, но мы-то с вами теперь знаем, в чем секрет.

- была сформулирована Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. Об этой теории рассказывает Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге “Переломный момент”:

“Теория “Разбитые окна” подразумевает, что преступность – это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям”.

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст. Теория нашла широкое применение на практике - сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Грузии, Южной Африки, Индонезии и т. д. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе. Социологами университета Гронингена (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон.

Эксперимент 1

Первый эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где жители Гронингена, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий - как их соблюдение. Из 77 велосипедистов лишь 25 (33 %) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69 %). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило - не сорить на улицах.

Эксперимент 2

Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или её действие распространяется также и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен». В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку. Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27 % автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» - 82 %.

Эксперимент 3

Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление: «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30 % водителей, во второй - 58 %.

Эксперимент 4

Четвёртый эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

Эксперименты 5 и 6

В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6). В ситуации «порядок соблюден» только 13 % прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27 % прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25 % людей (из 72).

__________________________


Люди делятся на три типа. Первые ни при каких обстоятельствах не станут гадить в неположенных местах. Вторые не заморачиваются по этому поводу и гадят там, где придётся. Но существует определённая прослойка людей, которые будут гадить тогда и только тогда, когда уже и так нагажено, но при этом ведут себя культурно, если вокруг чистота и порядок.

Если понаблюдать, то можно заметить, что количество никогда не гадящих составляет 5%, всегда гадящих 5% и гадящих в нагаженное 90%. И достачно представителю из 5% всегда гадящих начать процесс, чтобы пошла волна от тех самых 90%. Принцип 95% в данном случае сохраняется.

Тут можно ещё раз процитировать “Википедию”: “Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу”. Теория работает и применительно к Интернету. Если на сетевом ресурсе завёлся кретин, который только и делает, что гадит, то рано или поздно ресурс этот превращается в помойку. Обратное утверждение тоже верно. Ежели пациент не увидит мусора, то, скорее всего, мусор он потащит туда, где его и положено выбрасывать. Естественно, не все воздерживаются, ибо ежели бы никто не гадил, то и грязи на наших улицах было бы поменьше.

Во избежание загрязнения улиц и сайтов необходимо:

1. Своевременно и оперативно убирать там, где напачкали.

2. Не пачкать самому.

3. Не давать пачкать окружающим.

Как нетрудно догадаться, пункт № 1 является самым трудновыполнимым, № 2 - самым неочевидным, а № 3 - способен создать вокруг вас имидж «наглой сволочи, бесцеремонно вторгающейся в личную жизнь окружающих и указывающей им что делать!», вахтёра одним словом. Однако без него какие-либо попытки преобразовать среду обречены на провал.

________________________

В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке: “Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюной. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: “На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!” Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада”.

Город находился в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран? Его название – “Теория разбитых окон”.

В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. “Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!” Но Ганн был настойчив: “Граффити – это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют”. И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. “Для нас это было, как религиозное действо”, – рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

“У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою “работу”. Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: “Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит”.

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему? Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число “зайцев” могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла, как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали “зайцев” по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась “большая ловля”. После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

“Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд”.

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, считается, что именно Джулиани впервые применил “Теорию разбитых окон”. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка. Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям.

Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму. Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: “Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений”. Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:

«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений - наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?

Его название - «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:

«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль (). Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать - сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.

Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.

Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.

Намусорили уже 69 % велосипедистов.

Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами - техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма - известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, - рассказывал он. - В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом - тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил - как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, - рассказывал Браттон. - Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна - он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать - так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Волшебный стоп-кран сработал.

На мой взгляд, Теория разбитых окон довольно многогранна. Можно применить ее к разным областям жизни: общению, воспитанию детей, работе… В следующем посте я покажу, какое отношение она имеет к «гармонии с собой и миром» - нашему мироощущению и способу жить.


Top