У прил множ числа род не определяется. Род прилагательных во множественном числе

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

У множественного числа есть род или нет? например: земные загадки - мн.ч., В.п., ж.р. можно так? и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
Если это существительное во множественном числе, причём такое, которое имеет форму единственного числа, то род есть - его мы определяем по начальной форме (ед. ч. , им. пад) , например, в словосочетаниии земные загадки существительное загадки женского рода.
Если существительное употребляется только во множественном числе, то есть у него нет формы единственного числа, то категории рода оно не имеет, например, вне категории рода остаются существительные щипцы, чернила, дрожжи, сани, сутки, именины, каникулы и т. д.
У прилагательных во множественном числе мы род не определяем, так как к существительному какого бы рода ни относилось такое прилагательное, окончание его от рода существительного не зависит: во множественном числе прилагательные склоняются одинаково, независимо от того, к какого рода существительному оно относится. Значит, у прилагательного в словосочетании земные загадки указывать род мы не будем. Но если это прилагательное уротреблено с существительным в единственном числе, то род его, конечно, определяем: земной слой (мужской) , земную загадку (женский) , земное животное (средний). Сравните: земные слои, загадки, животные.

Ответ от Наталья [гуру]
есть, конечно! поставьте в форму единственного числа, если так удобнее проверить.. но род и во множественном никуда не девается))


Ответ от Вася Петров [гуру]
Рода нет! Падеж имеется!


Ответ от Ёергей Есенин [новичек]
ты поч словосочетание то разбираешь


Ответ от Елена [новичек]
рода нет а падеш есть


Ответ от Гриша Шалагинов [активный]
Нельзя.


Ответ от Диана Хоткина [активный]
Нет


Ответ от Надежда Надежда [новичек]
Падеж есть. Прилагательные множественного числа в именительном и винительном падеже отвечают на вопрос какие? -ые, -ие:
Имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах отвечают на вопрос каких? -ых, -их:
Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким? -ым, -им:
Имена прилагательные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопрос какими? -ыми, -ими:


Ответ от Елена Шабанова [активный]
Так можно определить род прилагательного во множественном числе в словосочетании-то??? Вроде как логика явно подсказывает, что можно (прилагательное характеризует данное существительное- ставим его в единственное число и по нему легко определяем род прилагательного).... иное дело, если это отдельное прилагательное во множественном числе (без словосочетания) - тут без вопросов: не определим, конечно...Иные правила в русском языке - просто какие-то закостенелые догмы...


Ответ от Ксюша Святощик [новичек]

Множественное число французских прилагательных – важная тема для понимания. У французских прилагательных есть число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания -s к форме единственного числа (petit - petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis) . Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы рассмотрим ниже

Итак, Le pluriel des adjectifs.

Основное правило образования множественного числа прилагательных

Если прилагательное в единственном числе оканчивается на s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:

  • Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
  • Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты

Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:

  • Un geste amical - des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
  • Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы

Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание s во множественном числе:

  • Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
  • Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы

Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:

Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:

  • Мужской род: Faux – множественное число faux
  • Женский род: Fausse – множественное число fausses

Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:

  • Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна – светловолосые.
  • Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари – хорошие друзья.

Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:

  • André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
  • Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.

Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:

  • On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
  • On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.

Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.

  • Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
  • Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.

И еще несколько важных правил…

Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:

  • Un pullover marron – des pullovers marron – des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
  • Un pantalon orange – des bas orange – des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки

Но есть и исключения:

  • Ecarlate-écarlates (багровый)
  • Rose-roses (розовый)
  • Fauve-fauves (палевый)
  • Mauve-mauves (фиолетовый)
  • Pourpre-pourpres (пурпурный)

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:

  • Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой – глухонемые

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:

  • Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи

Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.

  • Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки

Множественное число французских прилагательных формируется по определённым правилам. Их нужно запомнить, это понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
  • Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, вспомнить понятие “начальная форма имени прилагательного”, пользоваться справочной литературой;
  • Научить учащихся определять род имен прилагательных во множественном числе; расширить словарный запас учащихся;
  • Развивать критическое и логическое мышление, воображение, память, речь.

Оборудование: рисунок трех звездочек, рисунок инопланетянина, конверты с заданиями, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, проекционный экран, листочки для оперативного контроля, карточки для работы в парах, таблица “Определениерода имен прилагательных во множественном числе”, задание для фронтальной работы на проекционном экране, карточка с поговоркой, памятка к синквейну.

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой) На листочках у каждого ребенка три облачка: грустное выражение, спокойное и веселое.

Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на звездочки. Обведите ту, которая больше подходит вашему настроению в данный момент. Опрос детей.

Учитель: - Замечательно, что у вас хорошее настроение, надеюсь, к концу урока оно сохранится и приумножится.

II. Сообщение темы урока

Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем “слово-помощник”

К – согласный, твердый парный, глухой парный звук в слове “звонок”

А – безударная гласная в слове “покатился”

К – проверяемая парная согласная в слове “кулак”

О – гласная буква в суффиксе в слове [дружок]

Й – согласный, мягкий непарный, глухой непарный звук в слове “слой”

Проверяем каждую букву.

Учитель - Какое слово получилось?

Дети: - Какой.

Учитель: - Какая часть речи отвечает на этот вопрос, какой?

Дети: - Имя прилагательное.

Учитель: - Только ли на этот вопрос отвечают имена прилагательные?

Дети: - Нет, еще какая? какое? какие? чей?

Учитель: - Что обозначают имена прилагательные? И для чего они нам необходимы?

Дети: - имена прилагательные обозначают признаки предметов, а необходимы для того, чтобы сделать нашу речь интереснее, красочнее, выразительнее.

Тема урока: - Сегодня мы с вами совершим путешествие на планету “Имя прилагательное”.

III. Тема урока

Учитель: - Давайте представим, что все мы жители этой планеты. Все разные: я, например, веселая, любознательная, … а ты какой житель? А ты?...

Слушаем детей. Запишите на узком листочке, который лежит у каждого в конверте, и напишите свое имя – какой ты?

Учитель: - И все мы живем в разных городах в 1 государстве. Городов 8. Их названия вам подскажут вопросы, на которые отвечают имя прилагательные

Дети: Какой, какая, какое, какие, чей, чья, чье, чьи.

Учитель: - Чтобы узнать столицу нашего государства, возьмите ваши карточки с заданием. (Работа в рабочих тетрадях). Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные.

КАРТОЧКА

Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные

Робкий, смелость, уместный, свобода, загрязнять, промокший, встречает, праздный, помышлять.

Учитель: - Все ли слова вам понятны? Значение какого слова вызвало трудность?

Дети: - Благоговейный. 1 ученик ищет значение этого слова в словаре.

  1. Праздный – о месте, просторе; незанятый, порожний, свободный, пустой, пустопорожний” (В. Даль. Толковый словарь в 4-х томах, III т., М.: “Русский язык”, 1990, с. 380)
  2. Праздный – 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. Бесцельный, пустой” (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой: “советская энциклопедия”,М., 1972.)

Учитель: - Что общего у всех этих имен прилагательных?

Дети: Все эти прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, в мужском роде - это начальная форма имени прилагательного.

Учитель: - Подпишите над этими словами род и число. Значит, столица нашего государства - город “Какой”!

Раздается шум.

Учитель: - Что случилось? Кто это?

На экране прилетевший инопланетянин (Рисунок 1)

Сообщение инопланетянина на проекционном экране.

Приветствуем вас, жители столь странной страны “Имя прилагательное”!

Над вашим миром нависла опасность. Это метеорит гигантских размеров. Вы все очень разные. Вы делаете речь более красивой, выразительнее, интереснее. Поэтому мы решили, что именно вы сможете спасти эту планету от беды. Изменить траекторию метеорита может ракета. Ее приведет в действие шифр. Чтобы его узнать, вам необходимо выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Сложив буквы в слово, вы отгадаете шифр. В этом деле вам помогут жители соседней страны, с которыми вы очень дружны.

Желаем успеха!

Учитель: - Ребята, о каких соседях говорил инопланетянин, как вы думаете?

Дети: - Если мы – имена прилагательные, то мы дружны с именами существительными, так как наш род, число и падеж напрямую зависят от этой части речи.

Учитель: - Молодцы! Открываем конверт с заданиями.

IV. Определение родовых окончаний имен прилагательных. Развитие логического мышления

Задание 1. Дети работают в парах, а 2 пары у доски.

Вариант 1. (Работа в парах).

Ответ: холодная погода, золотое кольцо, скверный характер, гостеприимная хозяйка, голубое небо, ласковый котенок, спелое яблоко, палящая жара, терпкий запах

Вместе проверяем ребят у доски.

Учитель: - Молодцы! Мы справились с этим заданием и получаем первую букву “Р”.

Вариант 2. (Работа в парах). Подберите пару “имя прилагательное + имя существительное” и вставьте недостающие окончания имен прилагательных.

Ответ : абсолютный слух, гладкая дорога, вагонное депо, березовая роща, пестрый галстук, льняное полотно, картинная галерея, четкое изображение, удобный стол.

V. Физкульминутка

Учитель: - Встаньте, отойдите от парты, руки на пояс. Я буду называть имена прилагательные, а вы, если услышите имя прилагательное женского рода – приседайте, мужского – подпрыгните, среднего – топните.

Слова: хитрый, красивая, задорный, яркое, смешной, задумчивая, зимнее, заботливая, теплое, приветливый .

VI. Определение рода и числа имен прилагательных

Учитель: - Открываем второй конверт. Здесь стихотворение и задание.

Задание 2. Найдите в стихотворении имена прилагательные, определите их род и число.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

(Ф.И. Тютчев)*

*Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “Художественная литература” М., 1985.

Ответ спрятан на доске: (в) первоначальной – ж.р., ед.ч., короткая – ж.р., ед.ч., дивная – ж.р. ед.ч., хрустальный – м.р., ед.ч., бодрый – м.р., ед.ч., тонкий – м.р., ед.ч., (на) праздной – ж.р., ед.ч., (до) первых – ж.р., мн.ч., (до) зимних – ж.р., мн.ч., чистая – ж.р., ед.ч., теплая – ж.р., ед.ч.

Учитель: - Какие 2 слова выделяются в этом списке? Почему?

Дети: - (До) первых, зимних – мн.ч.

Учитель: - Как же определить род имени прилагательного во множественном числе?

Дети: - Нужно поставить имя существительное, с которым связано прилагательное, поставить в единственное число и определить род. Такой же род будет и у имени прилагательного, с которым оно связано. (до) первых бурь – буря (ед.ч.), ж.р., значит (до) первых тоже ж.р.

Определение рода имен прилагательных во множественном числе

Теплые вечера

Вечер – сущ., м.р., ед.ч., значит вечера – сущ., м.р., мн.ч.

Вечера (какие?) теплые, теплые – имя прил., м.р., мн.ч.

Учитель: - Замечательно! Мы справились и с этим заданием. Следующая буква “М”. И последнее задание.

VII. Развитие логического мышления и воображения

Учитель читает последнее задание инопланетянина, которое записано на доске.

Задание 3. Представьте, как выглядит наша планета.

Работа выполняется фронтально. После обсуждения учитель вписывает в пробелы лучший вариант.

На ………. планете живут ………. человечки, у них ………. глаза, ………. волосы, ………. уши. Зато очень ………. характер. Домики у человечков ………., с ………. крышами. Возле каждого домика сидит………. собачка. Собачки на этой ………. планете вместо кур, потому что ………. домики охраняют ………. дракончики и ………. страусы. Они сидят на ………. веревочках и рычат. На ………. деревьях поют ………. песни ………. мухи. В ………. лесах водятся ………. черепахи.

Учитель: - Отлично!! И последняя буква “И”. Итак, получили буквы “Р”, “М”, “И”. Какое слово получилось?

Дети: “Рим” и “мир”.

Учитель: - В конверте еще записка. “Чтобы проверить получившийся шифр, подставьте в поговорку…КРАСОТА СПАСЕТ… ”. Молодцы!!! Мы действительно спасли нашу планету!

VIII. Подведение итога урока

Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое имя прилагательное.

Дети: - Это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? Обозначает признак предмета.

Учитель: - Как определить род имен прилагательных?

Дети: - Надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Род имени прилагательного будет таким же.

Учитель: - А как определить род имени прилагательного во множественном числе?

Дети: - Поставить имя существительное, с которым связано имя прилагательное, в единственное число и определить его род. Такой же род будет и у имени прилагательного.

Учитель: - Мы поупражнялись устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, правильно писать родовые окончания имен прилагательных и немного пофантазировали.

Учитель: - Теперь возьмите свои узенькие листочки с вашими “именами” и заполним синквейн. Рядом выберите звездочку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.

Все синквейны дети вывешивают на доску.

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .


Top