4 предложения с однородными словами. Что такое однородные члены предложения? Вставь пропущенные буквы и знаки препинания
32. Прочитайте.
- В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.
- Солнце осветило деревья . Солнце осветило деревья, кусты, поляны .
- На столе лежали книги . На столе лежали книги, тетради, карандаши .
- В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?
Обратите внимание! В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными .
33. Прочитайте.
- В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи .
- Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
- Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
- Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?
- На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
- Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
- Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?
34. Прочитайте.
1. На полях работают тракт..ры, комбайны . 2. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. 3. Тракторы пашут, разрыхляют почву. 4. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вёс .
- Какими членами предложения являются выделенные однородные члены? Объясните свой ответ.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
ко мба́йн ко мба́йне р ко мбайнёр
35. Прочитайте.
1. Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом. 2. Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. 3. Старые, бывалые птицы учили молодых. 4. На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. 5. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. 6. В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.
(Д. Мамин-Сибиряк)
- Подготовьтесь доказать, что в каждом предложении есть однородные члены.
- Запишите предложения в таком порядке:
- с однородными подлежащими;
- с однородными сказуемыми;
- с однородными второстепенными членами.
- Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят.
- Прочитайте записанные предложения с интонацией перечисления однородных членов предложения.
Обратите внимание! Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой .
36. Прочитайте.
- Какими членами предложения являются выделенные слова? Докажите.
- Спишите, подчеркните главные члены предложения. Выделите в глаголах приставки.
- Объясните постановку запятых в предложении.
-
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел.
(П. Ершов)
Обратите внимание! Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова :
Однородные члены предложения
Члены предложения |
Вопросы |
Примеры предложений |
Однородные подлежащие |
кто? что? |
Река, берега
и деревья
И. Никитин |
Однородные сказуемые |
что делает? |
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. К. Паустовский |
Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова) |
какие? где? к а к? |
Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй. А. Чехов В поле, в кустах жили серые куропатки. В. Бианки Неохотно
и несмело
Ф. Тютчев |
37. Прочитайте предложения в таблице «Однородные члены предложения» с правильной интонацией.
- Расскажите по таблице, какие члены предложения могут быть однородными. Как определить в предложениях однородные подлежащие? однородные сказуемые? однородные второстепенные члены предложения?
38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.
1. Бледно-серое небо светлело холодело синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики скользкие грузди душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева расселись по берёзам клюют горькие почки. (М. Пришвин)
- Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Чтобы написать предложения с однородными членами, нужно знать, чем они являются.
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения - это части предложения, которые связаны между собой сочинительной связью (союзы и, да. но и другие). Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову (зависят от главного слова либо сами являются главными словами), отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одну и ту же роль в предложении, то есть, являются чаще всего одной частью речи.
Однородными членами может быть любая часть речи
При письме однородные члены отделяются запятой.
Десять предложений с однородными членами
- Наступила холодная, вьюжная, морозная зима. В предложении являются определениями, часть речи - прилагательные.
- Дети на утреннике и танцевали , и играли в прятки, и пели веселые песенки. В предложении являются сказуемыми, часть речи - глаголы. Связаны сочинительным союзом "и".
- Папа, мама, бабушка, дедушка и младший брат - вот вся моя семья. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Бессоюзная и сочинительная связь.
- Вырезанный из лиственницы, расписанный красками, сделанный с невероятным мастерством, этот сундук перейдет еще не к одному поколению. В предложении являются определениями. Часть речи - причастия.
- Красные, лиловые, желтые и синие цветки покрывали всю полянку. В предложении являются определениями. Часть речи - прилагательные. Бессоюзная и сочинительная связь.
- Все ученики и учителя собрались на линейку. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Сочинительный союз "и".
- Олег умел рисовать , играть на гитаре, чинить радио и собирать мебель. В предложении являются сказуемыми. Часть речи - глаголы.
- Сегодня утром было холодно, сыро и промозгло. В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.
- И ты, и я, и все они тоже пойдут в поход. В предложении являются подлежащими. Часть речи - местоимения.
- Ураган налетел внезапно и быстро . В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.
Цель: Создать основу сознательного употребления однородных членов речи. Формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами. Развивать речь, орфографическую зоркость. Прививать бережноё отношение к окружающей природе.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
Осени привет
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.(Тамара Маршалова )
– Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте предложения.
Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.
– Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)
– Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 86, с. 45, Т.Г.Рамзаева. 4 класс)
– Найди предложение однородными членами.
– Какие члены предложения называются однокоренными?
– Как связаны между собой однородные члены предложения? Слайд 1 . См. Приложение 1 .
– Наверное, этот случай произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.
– Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?
– Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..
III. Чистописание
– Как мы передаём звуки на письме? (Буквами.)
– Расскажите, что вы знаете о данных буквах?
– И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?
Ос…нь – запасиха, з…ма – подбериха.
– Что это?
– Как вы понимаете смысл данной пословицы?
– Спишите, вставьте пропущенные буквы.
– Какие буквы вставили, почему?
– Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу.
(Один ученик у доски.)
– Какие слова называются однокоренные?
– При помощи чего образуются однокоренные слова?
IV. Работа над словарными словами
1. Работа со словарными словами (повторение)
– В пословице сказано “осень – запасиха”, давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.
– Огородное растение: томат (помидор )
– Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель )
– Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец )
– Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста )
– Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь )
– Прочитай …., какие слова ты записал.
– Как одним словом можно их назвать? (овощи )
– Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.
– Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
V. Работа по теме урока
2. Составление предложений с однородными членами предложения
– Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.
– Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)
– Какими членами предложения могут быть ещё однородные?
– Составьте схему своего предложения (один у доски)
– Задайте вопрос по сегодняшней теме …..
– Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку
V. Физкультминутка
(В руках у детей осенние листья.) Слайд 2.
Листопад, листопад
Листья в воздухе кружат (покачивание листьев)
Озорные там и тут
Листья дворники метет
А они опять летят (листья полетели)
Ох, уж этот листопад (слова учителя)
VI. Закрепление пройденного материала
1. Составление предложений по схеме
– Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме Слайд 3. – 1-й вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).
– Разберите свои предложения по членам и частям речи.
– Только листья сменили цвет и кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?
2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте текст. Слайд 4.
а) Дифференцированный подход
Журавли кричат тревожно. Журавли кричат
тоскливо.
Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по
ночам.
Осень раздевает лес. Осень студит воду.
Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по
небу облака.
б) С.46, упр.87*
VII. Поверочная работа (карточки с тестом)
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.
4.Найди предложение с однородными членами.
1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.
VIII. Итог урока
– А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и напишите небольшой рассказ с однородными членами. Слайд 5
Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .
Ваше отношение.
IX. Домашние задание (по выбору)
С. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ “Дары природы” с однородными членами предложения.
Знаки препинания в простом осложненном предложении
Однородные члены предложения:
- Отвечают на один и тот же вопрос
- Зависят от одного и того же слова
- Произносятся с перечислительной интонацией
Однородные члены предложения – это одноименные члены, которые связаны друг с другом сочинительной связью и выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, то есть они объединены одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с “интонацией перечисления”. При отсутствии союзов и при их повторении однородные члены также связываются соединительными паузами.
Подробно в видео:
Помни!
Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!
Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Примеры
Обозначим однородный член знаком?.
Правило.
Однородные члены предложения могут использоваться | |||
без союзов | с одиночными союзами | с повторяющимися союзами | с двойными союзами |
?,?,?
В саду расцвелирозы ,лилии ,ромашки . |
соединительными союзамии, да(=и), или
Вдруг налетела буря скрупным И частым градом. Осеннею свежестью ,листвой И плодами благоухает сад. противительными союзамиа, но, да(=но), зато, однако Не железным ключом открывается сердце, Адобротой . |
или…или
либо…либо не то…не то 1) и?, и?, и? или?, или?, или? Мне чудятся ТО шумныепиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые. Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ простоигнорируешь . Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины. |
не только… но и
как…так и если не…то не столько сколько хотя и…но Запятая ставится перед второй часть союза! не только?, но и? как?, так и? Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам . |
Ловушка №1!
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.
Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)
Запятые нигде не ставятся!
Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.
Ловушка №2!
Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов, запятая внутри них не ставится):
- Ни с того ни с сего
- И день и ночь
- И стар и млад
- И смех и горе
- И там и сям
- Ни взад ни вперед
- Ни да ни нет
- Ни за что ни про что
- Ни рыба ни мясо
- Ни свет ни заря
- Ни слуху ни духу
Алгоритм действий.
1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).
2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.
3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.
4) Построй схему и расставь запятые.
Разбор задания.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.
2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.
3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.
4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.
Вариант ответа №1.
Прочитай еще раз Ловушку №1.
Находим однородные члены предложения. Здесь их три ряда: высокими и крутыми (какими?, зависят от слова « стенами» ), стоял и цвел (что делал?), алым и влажным (каким?, зависят от слова «огнем). Три ряда однородных членов предложения, каждый из которых внутри связан одиночным союзом И, поэтому запятых не требуется.
Вариант ответа №2.
В предложении один ряд однородных членов: верхушки да край (что?, зависят от слова «были видны»). Они соединены одиночным союзом да в значении и
Вариант ответа №3.
В предложении два ряда однородных членов. Во-первых, рука и лицо и спецовка (что?, являются подлежащими), которые соединены повторяющимся союзом и . Расставляем запятые после каждого однородного члена предложения: Рука его, и лицо, и синяя спецовка. Во-вторых, от сажи и масла (от чего?, зависят от «лоснились»), они соединены одиночным союзом и , поэтому запятой не требуется.
Вариант ответа №4.
Один ряд однородных членов предложения: как в Петербурге так и на юге (где?, зависят от слова «проходила»). Они связаны двойным союзом как… так и , поэтому запятую поставим только перед второй частью союза, то есть: как в Петербурге, так и на юге .
Таким образом , правильный вариант – ответ №4.
Потренируйся.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.
2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.
3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.
4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.
2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.
3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Предложения с однородными членами» Выполнила: учитель начальных классов Муштакова Светлана Александровна МБОУ Михайловская средняя школа
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст». В 4-м классе дети закрепляют признаки предложения, углубляется понятие о предложениях с однородными членами, и развивают умения отличать текст от набора предложений, видоизменять и преобразовывать их, соотносить его с содержанием и главной мыслью. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей правильного типа читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения, посредством анализа синтаксических моделей и конструкций, средств художественной выразительности. Предложения с однородными членами являются одной из главных составляющих данного процесса. Дети учатся выполнять анализировать простые и сложные предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения и однородные члены в простых осложненных однородными членами предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но. Развивается умение ставить в них знаки препинания. Пояснительная записка
4 слайд
Описание слайда:
1. Актуальность частые ошибки в постановке знаков препинания; неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции; трудности учащихся в освоении данного раздела синтаксиса; Фундаментальность данной темы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
5 слайд
Описание слайда:
2. Цели и задачи раздела Цель: формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение предложений с однородными членами. Задачи: формировать навыки работы с текстом; развивать пунктуационную грамотность; учить использовать в речи предложения с однородными членами; развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; Воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к духовной ценности.
6 слайд
Описание слайда:
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Данный раздел разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей 10 - 11лет. - В этот период у детей повышается коммуникабельность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль, но у большинства наблюдается низкая мотивация и преобладает в учёбе настрой исполнителя требований родителей и учителя-наставника. Поэтому необходимо повысить мотивацию школьников и организовать учебную деятельность так, чтобы она удовлетворяла их познавательные потребности, способствовала их самореализации. - Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности. - В данном периоде развития ребёнка происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более последовательным, систематизированным, появляется новая черта – критичность. Ребёнок стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Большую роль играют идейно-научная содержательность учебного материала, его тесная связь с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения. - Данный возраст благоприятен для развития творческого мышления, увеличивается самостоятельная деятельность обучающихся, в речи проявляется тенденция к доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям. Поэтому в работе уместно предлагать алгоритмы действий, которые помогут решать проблемные задачи, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, делать обобщения, выводы. Лучше всего в этом возрасте предлагать наглядный учебный материал, таблицы, схемы, использовать ИКТ
7 слайд
Описание слайда:
8 слайд
Описание слайда:
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Добиться от каждого учащегося осознанного понимания темы (9 человек) Научить слабых учеников видеть предложения данного типа и использовать в письменной и устной речи (3 человека) Сильных учеников побуждать к постоянному обогащению речи посредством использования однородных членов как средства художественной выразительности. (2 человека)
9 слайд
Описание слайда:
Учащиеся должны: Знать: особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки; союзы при однородных членах; правило постановки знаков между однородными членами. Уметь: находить в предложении однородные члены и различать их; соблюдать интонацию перечисления; уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но в предложении с однородными членами. устанавливать зависимость однородных членов предложений; сравнить различные однородные члены и доказывать; формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами; составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
6. Система знаний Система знаний данного раздела включает: сведения о синтаксическом строе речи; знания о построении сложных синтаксических конструкций, использовании в них предложений с однородными членами; сведения о средствах связи однородных членов и их особенностях; знания пунктуационных норм русского языка.
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
8.Фрагмент календарно-тематического планирования № Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители 1 Однородные члены предложения 2 Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложе- ниях с однородными членами Текущий. Словарный диктант 2 Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами Текущий. Фронтальный опрос 3 Однородные члены предложения с союзами 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи Текущий. Фронтальный опрос 4 Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО 1 5 Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами 2 Текущий Фронтальный опрос
14 слайд
Описание слайда:
Оценки Предварит. Контроль Сочинение Проверочная работа Административный диктант Тест «5» 1 2 3 «4» 3 3 2 2 «3» 4 4 5 4 «2» 2 1 - - Качество знаний 33% 44% 44% 55%