"Большая восьмерка": это еще про G8 или уже про ШОС? Шос и новая великая орда Какие страны входят в шос.

10 июля в Уфе прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай и четыре страны центральной Азии. На этом саммите в организацию решили вступить Пакистан и Индия, что позволит организации укрепить свое влияние. Также члены ШОС опубликовали заявление, приуроченное к 70-летию окончания Второй мировой войны, в котором стороны высказали единую позицию по историческим проблемам.

В Шанхайской организации сотрудничества новые члены появятся впервые с 2001 года. Решение по заявкам Индии и Пакистана было принято прямо в ходе саммита. Также главы шести стран подписали Уфимскую декларацию, в которую были включены пункты о борьбе с терроризмом и расширении организации в будущем.

На саммите президент Путин заявил, что развитие ШОС вышло на новый уровень. В присутствии глав Индии и Пакистана председатель Китая Си Цзиньпин отметил, что вступление Индии и Пакистана придаст ШОС новые силы. «Индийские мечты сбываются благодаря сотрудничеству с соседними странами. Индия окажет ШОС всеобъемлющую поддержку», — ответил премьер-министр Индии Нарендра Моди.

Индия вступила в ШОС для укрепления экономического сотрудничества с Китаем и Россией. В то же время индийские власти придают огромное значение отношениям с США. Администрация Моди выдвинула инициативу «Делайте в Индии». Индийские власти надеются на инвестиции из Китая. Индия также присоединилась к китайскому Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (AIIB). Она сотрудничает с Россией в сфере строительства АЭС и разработки вооружений.

Администрация Си укрепляет отношения с Индией, чтобы оказать давление на США и Японию, которые сближаются с Индией ради сдерживания КНР. У Китая и Индии есть свои территориальные споры. Построение добрососедских отношений между этими странами безусловно пойдет на пользу идеи «одного пояса, одного пути», которая должна связать Азию с Европой.

У России — другие намерения. Вместе с Китаем они противостоят Западу. При этом Россия настороженно относится к укреплению китайского влияния в центральной Азии. По мнению российских политологов, Кремль надеется, что привлечение Индии ограничит влияние Китая и сохранит баланс в ШОС.

Что касается 70-летия окончания войны, то члены организации сделали следующее заявление: «Мы обязуемся решительно отвергать новые попытки искажения итогов Второй мировой войны. Помня о бедствиях войны, мы подчеркиваем, что строительство будущего в условиях мира и развития — наш общий долг». По историческим проблемам Россия и Китай выступают единым фронтом. Их цель — давление на премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который этим летом планирует опубликовать заявление, приуроченное к 70-летию окончания Второй мировой войны.

Вопросы и ответы

— Что такое ШОС?

— Международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Предшественником является «Шанхайская пятерка».

— Чем она занимается?

— Изначально организация занималась противодействием терроризму и сепаратным настроениям. С 2007 года члены организации проводят совместные антитеррористические учения. Стороны все чаще выступают в качестве союзников в военных вопросах. Также страны укрепляют сотрудничество в таких сферах, как развитие инфраструктуры и энергетика.

— В чем отличие от БРИКС?

— ШОС строится вокруг взаимоотношений Китая и России со странами центральной Азии. В БРИКС же входят такие быстроразвивающиеся страны, как КНР, РФ, Индия, Бразилия и ЮАР. Эта группа в основном сосредоточена на экономическом сотрудничестве. Цель БРИКС — укрепить влияние стран-членов на международной арене.

Заявления в связи с 70-летием победы на Германией

— Мы чтим память павших героев, которые мужественно сражались во Второй мировой войне за справедливое дело, и выражаем искреннюю благодарность странам и иностранным друзьям, которые помогали китайскому народу в борьбе против агрессии японского милитаризма.

— Мы глубоко чтим подвиг наших народов и будем делать все, чтобы не допустить повторения трагедии, поставившей мир на грань уничтожения.

— Мы обязуемся решительно отвергать продолжающиеся попытки искажения итогов Второй мировой войны.

Основные пункты Уфимской декларации

— Государства-члены выразили серьезную озабоченность по поводу возрастания масштабов международного терроризма и экстремизма.

— Государства-члены призывают к укреплению сложившихся после Второй мировой войны механизмов глобального регулирования, прежде всего системы органов ООН, на основе принципов равной и неделимой безопасности, взаимного учета интересов и верховенства права.

— Государства-члены убеждены, что одностороннее и неограниченное наращивание отдельными государствами или группами государств систем противоракетной обороны нанесет ущерб международной безопасности и дестабилизирует обстановку в мире.

— Государства-члены будут укреплять взаимодействие в вопросах формирования комплексной системы обеспечения безопасности в информационном пространстве.

— Государства-члены выступают за скорейшее восстановление мира на Украине на основе полного и безусловного выполнения всеми сторонами Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года.

— Урегулирование политических кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки должно идти на основе взаимного уважения интересов, верховенства норм и принципов международного права без внешнего вмешательства.

— Поддержка китайской идеи «одного пояса, одного пути».

ЦИНДАО (Китай), 10 июн — РИА Новости. В Китае прошел саммит лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества. По ее итогам главы государств приняли Циндаоскую декларацию.

Подписи под документом поставили руководители России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, а также Индии и Пакистана.

Декларация содержит 17 документов, которые касаются сотрудничества между странами, борьбы с терроризмом, наркотиками, эпидемиями и загрязнением окружающей среды.

Ситуация в мире

Кроме того, в совместном заявлении поднимаются вопросы по ситуации в Сирии, Иране, на Украине и Корейском полуострове.

Так, стороны в очередной раз подтвердили безальтернативность политического процесса в Сирии и призвали выполнять договоренности в зонах деэскалации. Из документа следует, что разрешение кризиса должно идти в соответствии с положениями резолюции Совбеза ООН и "исходить из необходимости суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии".

Кроме того, лидеры ШОС призвали участников Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе соблюдать обязательства в рамках сделки для стабильности во всем мире и регионе. Также они выступили за урегулирование украинского кризиса политическим путем на основании Минских договоренностей.

Стороны также отметили контакты между КНДР и США и призвали всех оказывать содействие переговорному процессу.

В декларации говорится и о борьбе с терроризмом. Так, главы стран ШОС отметили растущую угрозу от возвращающихся иностранных боевиков-террористов. Стороны намерены совершенствовать механизмы обмена информацией о них и их перемещениях, а также предлагают вместе бороться с вовлечением молодежи в экстремистские группировки.

Экономическое сотрудничество

В документе уделили особое внимание экономическому сотрудничеству между странами ШОС. Отмечается, что стороны изучат перспективы расширения объемов использования нацвалют в торговой и инвестиционной деятельности.

Участники саммита ШОС также подписали меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в области микро-, малого и среднего предпринимательства.

Помимо этого, члены организации намерены развивать сотрудничество в сфере туризма.

Спорт вне политики

Кроме того, в декларации также поднимается тема спорта. По мнению участников саммита, спорт должен быть вне политики. Отмечается, что стартующий через несколько дней чемпионат мира по футболу, международный турнир по ушу, регулярные марафоны ШОС и ежегодный Международный день йоги способствуют укреплению мира и дружбы.

ШОС — постоянно действующая межправительственная международная организация, которая была создана 15 июня 2001 года в Шанхае. В настоящее время члены ШОС — это Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия имеют статус государств — наблюдателей при ШОС.

Руслан костюк

Итоги саммита ШОС: «Шанхайский дух» крепнет

В китайском Циндао 9 и 10 июня прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Очевидно, что эта встреча в верхах может рассматриваться как одно из основных международно-политических событий нынешнего года.

Не против других

ШОС, созданная 17 лет назад, несмотря на «юношеский» возраст, уже давно заслужила высокую репутацию в мировой политике. Устав организации - хартия ШОС, принятая, к слову, на саммите в Петербурге еще в 2002 году, - предусматривает следующие цели и задачи объединения: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами, содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торговой, экономической, научной, технической и культурной областях, в сферах образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды, а также обеспечение мира и безопасности в регионе. Важной задачей ШОС признано и «продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального международного политического и экономического порядка».

Как отметил в недавнем интервью российский президент Владимир Путин, ресурсы, которыми располагает ШОС, «нами будут направлены не на противостояние с кем бы то ни было, а на то, чтобы обеспечить необходимые условия для всестороннего и многопланового сотрудничества».

К саммиту в Циндао ШОС подошла в качестве межправительственной международной организации с постоянно действующими коллективными органами. Это прежде всего Совет глав государств, который и заседал только что в Китае. СГГ собирается ежегодно, и на нем принимаются решения по всем важнейшим вопросам, затрагивающим деятельность организации. Есть также Совет глав правительств, на котором тоже раз в год рассматриваются актуальные вопросы экономического сотрудничества. В рамках ШОС, кроме того, отработан механизм встреч руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров внутренних дел, обороны, иностранных дел, экономики, транспорта стран - членов организации. Действует и Совет национальных координаторов государств - членов ШОС.

Организация располагает постоянно действующими органами: секретариат находится в столице Китая, а исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) - в Ташкенте. С 2016 года генеральным секретарем ШОС на трехлетний срок был назначен известный узбекский дипломат, в прошлом министр иностранных дел Узбекистана Рашид Алимов. А вот директором исполкома РАТС является представитель нашей страны Евгений Сысоев.

Глобальный профиль ШОС

Когда Владимир Путин говорит о колоссальных ресурсах ШОС, это не просто красивые слова. Поначалу в организацию входили лишь государства Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) плюс «глобальные» державы - Китай и Россия, имеющие жизненно важные интересы в этом регионе. Однако в прошлом году в качестве полноправных членов ШОС были приняты две ведущие страны Южной Азии - Индия и Пакистан. Кроме того, четыре государства (Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия) имеют в ШОС статус государств-наблюдателей, а такие страны, как Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка, являются партнерами по диалогу. По мнению Рашида Алимова, с вступлением Индии и Пакистана ШОС приобрела глобальный профиль. Мы являемся свидетелями важных процессов, связанных с кристаллизацией нового типа организации, деятельность которой основана на взаимном уважении, глубоком диалоге культур и цивилизаций, стремлении к совместному развитию и процветанию. Сегодня ШОС - одна из крупнейших в мире трансрегиональных международных организаций, претендующих на универсальность.

Но даже без стран-набюдательниц и партнеров по диалогу ШОС представляет собой поистине глобального мирового игрока. Ведь государства, прямо участвующие в ее деятельности, это почти четверть мирового валового внутреннего продукта, шестая часть всемирной торговли, 43% населения и 23% территории нашей планеты.

Как известно, ШОС создавалась прежде всего во имя достижения в зоне Центральной Азии региональной стабильности и достижения безопасности. Москве и Пекину, крайне озабоченным в начале 2000-х годов непростой ситуацией с безопасностью в Центральной Азии, удалось привлечь в общий внешнеполитический проект все постсоветские государства этой зоны (кроме настроенного на полноценный нейтралитет Туркменистана), что было закономерно. Ведь практически все центральноазиатские республики испытывали и испытывают реальные проблемы с такими явлениями, как терроризм, исламистский экстремизм, имеются в ряде случаев и сепаратистские тенденции.

Только в прошлом году перечень запрещенных в странах - членах ШОС экстремистских организаций возрос почти на 35 пунктов, а их общее число превысило сотню. Согласно данным РАТС, в международный розыск были объявлены более 900 человек, подозреваемых в экстремизме или сепаратизме. Ведется на уровне ШОС и совместная борьба с наркотрафиком. Так, согласно официальным данным, в 2011 - 2017 гг. в странах - членах организации было изъято более 460 тонн различных наркотиков.

При этом нужно помнить, что ШОС не была и не является коллективным военно-политическим альянсом по типу НАТО или ОДКБ. Трудно, к примеру, говорить сейчас о дружбе между Индией и Пакистаном.

Не забывая об экономике

В то же время мы можем констатировать определенное «размораживание» отношений между Дели и Исламабадом, а также заметный прогресс во взаимоотношениях между отдельными центральноазиатскими республиками (например, Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией) в последние несколько лет.

Характер стратегического партнерства между Россией и КНР более чем наглядно подтвердил государственный визит Владимира Путина в Китай, начавшийся чуть раньше форума в Циндао. Можно с уверенностью сказать, что сам по себе фактор ШОС способствует всем этим позитивным процессам сближения между ее странами-членами.

Но коль скоро эта организация не является военно-политическим альянсом, неудивительно, что в последние несколько лет ШОС все энергичнее начинает заниматься торговыми, экономическими и транспортными проектами. Понятно, что правительства участвующих в организации стран имеют разную политическую и экономическую «философию». Но все государства - члены организации настроены на взаимовыгодное экономическое партнерство. Так, членам ШОС удалось достигнуть соглашения о создании благоприятных условий для автомобильных международных перевозок. По сути, около 15 тысяч километров магистралей были освобождены от лишних тарифов для беспрепятственного движения автотранспорта и перевозки грузов. В будущем государства - члены ШОС подпишут аналогичное соглашение по железным дорогам.

В рамках организации были также приняты документы, направленные на поощрение прямых иностранных инвестиций. К слову, на долю стран, входящих в ШОС, на мировом рынке приходится 11% прямых зарубежных инвестиций, то есть имеется по-настоящему большой потенциал для реализации совместных торгово-экономических проектов.

Объективно в авангарде данного процесса выступает Китай. Руководство КНР, на глобальном уровне рискнувшее бросить перчатку Белому дому в критике «консервативного» протекционизма Трампа, уже не раз давало понять, что выступает за усиление экономической составляющей ШОС. При этом Пекин не против движения организации в сторону зоны свободной торговли, которая была бы выгодна и для китайской экономики.

У России здесь, конечно, имеется иной инструмент евразийской интеграции, я имею в виду Евразийский экономический союз. Но ведь ШОС и ЕАЭС не противостоят друг другу и не являются прямыми конкурентами. Кстати, и страны ШОС, и государства ЕАЭС интересны Китаю с точки зрения его амбициозного проекта «Один пояс - один путь».

Дополнительное ускорение

Саммит 9 и 10 июня, прошедший первый раз в формате «евразийской восьмерки», подтвердил настрой стран - членов организации на укрепление торгово-экономического измерения ШОС. Об этом свидетельствует, в частности, заявление об упрощении процедур торговли, предусматривающее сокращение таможенных формальностей, связанных с импортом и экспортом товаров. Как будто в противовес тому, что происходило почти параллельно на саммите «большой семерки», страны - участницы ШОС дружно выступили за создание благоприятных условий для торговли и инвестиций. Одновременно в Циндао была принята и концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды. Были также одобрены конкретные планы и программы сотрудничества стран-членов в сфере туризма, поддержки малого и среднего предпринимательства.

Выступая на саммите, Рашид Алимов отметил, что с вступлением в организацию Индии и Пакистана «энергия «шанхайского духа» получила дополнительное ускорение». В совместном заявлении глав государств - членов ШОС констатировалось, что и дальше будет продолжено стратегическое сотрудничество партнеров в области политики, безопасности, торговли и экономики. Был одобрен план действий на 2018 - 2022 гг. по реализации положений договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС. Уже в этом году в Челябинске пройдет первый форум глав регионов ШОС. Продолжается также работа над созданием банка развития и фонда организации.

Вполне закономерно, что в Циндао не была забыта и тема коллективной безопасности. Страны, участвующие в организации, приняли совместную программу о противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019 - 2021 гг., а также одобрили антинаркотическую стратегию на 2018 - 2023 годы.

Форум СГГ, опираясь на хартию организации, вновь высказался в пользу демократизации международных отношений, за «формирование человеческого сообщества общей судьбы».

По мнению членов СГГ, урегулирование ситуации в Афганистане, Сирии, в целом на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове возможно в рамках общепризнанных норм и принципов международного права. Все страны ШОС также подчеркнули важность реализации всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной проблемы. Кроме того, было заявлено о необходимости соблюдения консенсуса по вопросу о принятии конвенции ООН по международному терроризму.

Председательство в ШОС от Китая перешло к Киргизии. А значит, саммит-2019 состоится в Бишкеке. Можно лишь предположить, что за этот год «шанхайский дух» лишь укрепится в работе ШОС.

ББК 63.3-612

И.Б. Бочкарева

Первое десятилетие ШОС: итоги деятельности*

The First Decade of the SCO: Results of the Activity

Автор делает попытку подвести предварительные итоги деятельности Шанхайской организации сотрудничества, которая привлекает особое внимание международного сообщества, поскольку является инструментом взаимодействия Китая и России в выстраивании их политики в Центральной Азии.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, безопасность, экономическое сотрудничество.

The activity of the Shanghai Cooperation Organization attracts, perhaps, the main attention among the international community as an instrument of cooperation between China and Russia in shaping their policies in Central Asia. In 2011, the SCO celebrated 10 years in its current composition, and in our opinion, there is a reason to draw some preliminary conclusions about activity of this organization.

Key words: Shanghai Cooperation Organization, security, economy cooperation.

В современных международных отношениях и дипломатии неуклонно растет вес многосторонних форматов взаимодействия государств, что является отражением процесса глобализации, появления проблем, требующих участия в их решении целой группы стран. Одной из форм многосторонней дипломатии являются международные организации универсального и регионального характера, деятельность которых охватывает почти все регионы мира. Центральноазиатский регион в современных границах является одним из самых молодых на политической карте мира, вместе с тем здесь возникло несколько объединений, в том числе с участием соседних государств - Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В большинстве исследований, посвященных проблематике ШОС, значимое место уделяется анализу перспектив и стратегии развития организации . Вместе с тем определение перспектив развития ШОС требует анализа результатов ее деятельности, выявления факторов, препятствующих сотрудничеству, что и составляет цель статьи. Предметом анализа будет многосторонний формат сотрудничества, а не двусторонние проекты и мероприятия на пространстве ШОС, поскольку именно многостороннее сотрудничество свидетельствует о дееспособности международной организации.

Шанхайская организация сотрудничества возникла в июне 2001 г. на базе Шанхайского форума, еще известного как Шанхайская пятерка в составе Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На встрече глав государств «пятерки» в Шанхае к ор-

ганизации присоединился Узбекистан, тогда же была подписана декларация о создании ШОС. За прошедший период организация прошла нормативно-правовой и организационный этапы становления. На саммите ШОС в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялось подписание двух важных документов - декларации глав государств-членов ШОС и Хартии ШОС - базового уставного документа. Они стали базой, на основе которой впоследствии были разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие определенные направления деятельности организации. На следующем саммите в мае 2003 г. в Москве были сделаны важные шаги в процессе институционализации регионального объединения. По итогам встречи были приняты решения о создании постоянно действующих органов ШОС - Секретариата ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональной антитеррористи-ческой структуры (РАТС) в Ташкенте. Свою работу они начали 1 января 2004 г.

С 2004 г. у ШОС появился свой бюджет. Вклады стран в бюджет организации неравнозначны и определяются их экономическим положением. Так, на долю России и Китая приходится по 24% от общей суммы бюджета, Казахстана - 21%, Узбекистана - 15%, Киргизии - 10% и Таджикистана - 6% . Таким образом, по формальным признакам - наличие устава, организационной структуры, бюджета, ШОС состоялась и функционирует как полноценная международная организация.

Согласно Хартии ШОС в качестве основных целей организации были определены поддержание региональной стабильности и борьба с религиозным экс-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Центральноазиатский регион в системе внешних отношений России и Китая: история и современность», проект № 12-31-09012.

тремизмом, терроризмом, сепаратизмом; содействие экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства; а также координация подходов, выработка общих позиций решения международных проблем . Данные задачи и намерения продолжать работу по их реализации регулярно воспроизводятся в декларациях, принимаемых по итогам ежегодных встреч совета глав государств-членов ШОС, что говорит о том, что выдвинутые задачи сохраняют свою актуальность.

Задачи организации определяют основные направления ее работы: обеспечение региональной безопасности и экономическое сотрудничество. Посмотрим, что было достигнуто по этим направлениям за десятилетие существования ШОС.

Поскольку ШОС возникла на основе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы 1997 г., заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном - с одной стороны, Китаем - с другой, вопросы обеспечения региональной безопасности изначально являлись приоритетным направлением её деятельности. Трансформация Шанхайской пятерки в ШОС сопровождалась изменением приоритетов в иерархии вызовов и угроз региональной безопасности. Первоначально в центре внимания государств-членов Шанхайской пятерки находились вопросы военной безопасности, прежде всего в зоне государственных границ. К 2001 г. в качестве основных угроз были определены так называемые нетрадиционные угрозы - терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм, наркоторговля. Подобные изменения в целях деятельности организации вполне отвечали объективно происходящим изменениям в состоянии региональной безопасности.

За основу сотрудничества приняты уже устоявшиеся в мировой практике формы: определение основополагающих понятий, необходимых для четкой квалификации противоправных деяний, установление основных направлений сотрудничества и органов, ответственных за его осуществление и развитие, формирование правовых основ их деятельности.

Сотрудничество государств ШОС по вопросам безопасности опирается на наиболее разработанную нормативно-правовую базу по сравнению с другими направлениями в работе организации. С момента образования Шанхайской организации сотрудничества было принято более 34 документов, регламентирующих сотрудничество государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Из них прошли процедуры ратификации во всех государствах-членах ШОС и вступили в силу 25 документов: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Соглашение

между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре; Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Соглашение о порядке организации и проведения совместных ан-титеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС и другие акты .

Характер угроз безопасности определил специфику форм сотрудничества в этой сфере. В рамках ШОС речь пока не идет о сотрудничестве в военной сфере, тем более о военном союзе, направленном против вне-региональных акторов. В вопросах противодействия терроризму и экстремизму сотрудничество развивается преимущественно между органами, в компетенцию которых входит борьба с терроризмом - органы безопасности и правоохранительные органы стран-участниц ШОС. Основными формами сотрудничества являются в первую очередь обмен оперативно-розыскной, справочной информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных актах терроризма, сепаратизма и экстремизма; создание специализированных банков данных, а также организация и проведение совместных антитеррористических учений, подготовка кадров, обмен опытом работы и др. .

Задача координации действий компетентных органов государств ШОС возложена на Региональную антитеррористическую структуру (РАТС). Как уже отмечалось, РАТС является постоянно действующим органом и воплощением многостороннего сотрудничества стран ШОС в вопросах региональной безопасности. В структурном отношении РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета. Совет представляет собой руководящий орган и принимает решения, Исполнительный комитет ведет оперативно-практическую работу по реализации принятых решений. В задачи Исполнительного комитета РАТС входит также международно-правовая и информационно-аналитическая деятельность, в частности, составление базы данных организаций и лиц, причастных к террористической деятельности, подготовка совместных антитеррористических учений, участие в международных конференциях . Довольно сложно дать оценку эффективности оперативной деятельности РАТС по борьбе с терроризмом вследствие скудности информации даже на официальном сайте. Как представляется, это связано с конфиденциальностью информации, касающейся этого направления работы. На заседании Совета РАТС в 2006 г. было заявлено, что при помощи РАТС было предотвращено 250 террористических актов .

Разработка нормативно-правовой базы сотрудничества стран ШОС в вопросах безопасности тормозится отсутствием в национальных законодательствах стран ШОС единых подходов к вопросу о том, какие организации считать террористическими. Так, в 2006 г. РАТС подготовила перечень террористи-

ческих организаций, куда вошли 15 организаций, действующих на территории стран ШОС, но до сих пор перечень не утвержден в части придания этому юридической легитимности во всех государствах-членах ШОС . Стоит задача гармонизации национальных законодательств стран ШОС, приведение их к общему знаменателю. В то же время показателем развивающегося сотрудничества государств ШОС по вопросам безопасности являются действующие механизмы регулярных совещаний и встреч на уровне секретарей советов безопасности, генеральных прокуроров, министров обороны и чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и общественной безопасности, руководителей антинаркотических структур, а также антитеррористические учения, призванные решать задачу отработки практических навыков взаимодействия компетентных органов государств ШОС при проведении контртеррористических мероприятий. С 2005 г. регулярно проводятся многосторонние антитеррористические военно-штабные учения под названием «Мирная миссия» и оперативно-стратегические «Антитеррор». Последние учения прошли в июне 2012 г. в Таджикистане и Узбекистане. Состав и степень участия компетентных органов стран ШОС в учениях могли варьироваться в каждом отдельном случае. Обращает на себя внимание факт, что делегации от Узбекистана не участвовали в учениях, проводимых на территории Таджикистана. Этот пример показателен в том плане, что демонстрирует достаточно большую степень свободы членов ШОС в определении характера своего участия в совместных мероприятиях, а также то, что наличие проблем в двусторонних отношениях между отдельными странами напрямую влияет на сотрудничество в рамках ШОС.

Прецедентов проведения совместных антитер-рористических операций пока не создано, но необходимость продолжать взаимодействие в данных формах никто не оспаривает. Степень угрозы терроризма и экстремизма для безопасности Центральной Азии (ЦА) не снижается. Проведение антитеррори-стической операции под эгидой США в Афганистане привело к снижению активности террористических организаций только в краткосрочной перспективе. В связи с предстоящим выводом американских войск из Афганистана влияние афганского фактора на безопасность в ЦА может возрасти. В этой связи на экспертном уровне высказывается точка зрения о возможности создания коллективных сил ШОС по примеру ОДКБ как перспективного направления развития организации . Эксперты, в первую очередь западные, часто критикуют ШОС за неэффективность в противодействии угрозам безопасности и отсутствие коллективного механизма реагирования на кризисные ситуации в государствах-членах организации. В частности, отмечается молчаливая, пассивная позиция ШОС во время событий 2010 г. в Киргизии .

Отчасти такая позиция объясняется принципами сотрудничества, закрепленными в Уставе ШОС. Во-первых, страны-участницы организации выстраивают сотрудничество на принципе невмешательства во внутренние дела друг друга, во-вторых, стоят на позициях признания за всеми участниками права самостоятельно определять формы и уровень своего сотрудничества . Действующий устав ШОС не возлагает на членов организации жестких обязательств по участию в каких-либо направлениях и формах деятельности. Несмотря на акты терроризма и экстремизма, имевшие место в государствах ШОС за прошедший период, ни одно из них не обратилось с просьбой о помощи и проведении коллективных оперативных действий. Остается констатировать, что в определении подходов к региональному сотрудничеству в сфере безопасности, государства-члены ШОС пока не готовы поступиться частью национального суверенитета в пользу наднациональных институтов и руководствуются в первую очередь интересами национальной, а не региональной безопасности.

На данный момент к достижениям ШОС в вопросах безопасности можно отнести складывание нормативно-правовых и институциональных основ для многостороннего сотрудничества.

Согласно уставным документам и декларациям Совета глав государств-членов ШОС не менее значимым направлением деятельности организации является развитие регионального экономического сотрудничества в различных формах. Сразу стоит отметить, что инициатором и проводником большинства проектов по экономическому сотрудничеству в рамках ШОС является Китай, для которого ШОС служит еще одним инструментом, напряду с двусторонними связями, для продвижения своих экономических интересов в ЦА. В выступлении на последнем заседании Совета глав государств-членов ШОС в июне 2012 г. председатель КНР Ху Цзиньтао в очередной раз заявил, что «нужно превратить ШОС в двигатель экономического роста в регионе» . Позиция Пекина в этом вопросе вполне понятна и объяснима. Экономика является основным внешнеполитическим ресурсом Китая. Используя различные формы экономического взаимодействия, он стремится обеспечить не только свои экономические интересы, но и повысить политический вес в регионе. Экономические интересы Китая в ЦА заключаются в следующем: создать новые рынки для экспорта своей продукции; гарантировать доступ к энергетическим ресурсам ЦА; построить сеть транспортной и трубопроводной инфраструктуры, связывающей Китай с государствами ЦА, чтобы переориентировать часть товарных потоков на Китай и способствовать экономическому росту западных районов Китая; использовать территорию региона как транзитную для строительства магистрали, связывающей Китай с Европой.

Все эти интересы нашли отражение в декларациях и планах развития экономического сотрудничества ШОС, т. е. на формальном уровне были признаны и поддержаны всеми членами организации. Но, несмотря на некоторые подвижки в сфере коллективного сотрудничества в рамках ШОС, материально осязаемое взаимодействие между странами-членами организации в экономике пока реализуется в основном на двусторонней основе. Предложенные формы многостороннего экономического взаимодействия так и остаются на уровне проектов. К их числу относится проекты создания Зоны свободной торговли (ЗСТ), Энергетического клуба, специального счета ШОС и Банка развития ШОС. Последние два проекта были выдвинуты в период мирового финансового кризиса и были призваны минимизировать его последствия для стран организации. Однако на последнем саммите глав государств-членов ШОС в Пекине в июне 2012 г. ни по одному из этих проектов не было принято принципиальных решений.

Если задача интеграции в рамках ШОС декларируется, но эффективного регионального сотрудничества не происходит, то следует искать факторы, препятствующие ей. Основным из них, на наш взгляд, является сохраняющееся соперничество между Россией и Китаем. Ни один из этих акторов не заинтересован в чрезмерном усилении другого в ЦА. Возьмем, к примеру, проект ЗСТ, который был предложен премьер-министром КНР Вэнь Цзябао на совещании глав правительств в Бишкеке в 2004 г. В экономике Россия не может сейчас на равных конкурировать с Китаем в регионе. Создание ЗСТ с участием Китая грозит привести к постепенному вытеснению России из Центральной Азии и переориентации экономик государств региона на китайские нужды. Официальный подход России к экономической интеграции в зоне ШОС заключается в том, что этот процесс должен носить долгосрочный характер, пройти через несколько этапов в зависимости от готовности государств ЦА к преобразованиям. На деле Россия, с одной стороны, тормозит реализацию проектов сотрудничества с участием Китая, с другой - стремится стимулировать формирование единого экономического пространства между собой и государствами ЦА. Китай также заинтересован в создании интеграционных объединений, в первую очередь с республиками ЦА. В отличие от России китайская сторона готова финансировать экономические проекты в рамках ШОС путем предоставления кредитов. Так, в 2006 г. Китай выделил странам ЦА - членам ШОС кредиты на 900 млн долл., основная часть которых пошла на реализацию инфраструктурных и энергетических проектов . С началом мирового экономического кризиса Пекин увеличил странам ШОС кредитную линию до 10 млр. долл. в форме кредитов.

Анализируя причины низких темпов развития многостороннего сотрудничества в экономике, нельзя не учитывать позицию государств ЦА. Политическим элитам и общественности государств ЦА присуще настороженное отношение к экономической мощи соседнего Китая. Этот фактор отмечают многие эксперты как препятствие на пути двустороннего и многостороннего сотрудничества государств ЦА с Китаем . В государствах ЦА есть опасения, что при сложившейся структуре торговли с Китаем, в которой они играют роль поставщиков сырья, либерализация режима торговли приведет к еще большему закреплению сырьевой специализации экономик региона. Возможно, желание затормозить экономическую экспансию Китая стало одной из причин присоединения Казахстана к Таможенному союзу. С другой стороны, государства ЦА не заинтересованы отказываться от китайских инвестиций и кредитов.

Экономическое направление в работе ШОС наиболее ярко демонстрирует, что фактором, тормозящим сотрудничество на многосторонней основе, является то, что государства в определении своих подходов к ШОС исходят из приоритета национальных интересов над задачами регионального сотрудничества. Это устоявшаяся парадигма подходов к внешнеполитической и экономической деятельности, но многосторонний формат сотрудничества она сдерживает, потому что замедляет процесс принятия и реализации решений. Определяя перспективы развития и сроки реализации отельных проектов в рамках ШОС, следует учитывать, что процесс принятия решений на многосторонней основе всегда идет медленнее, чем на двусторонней, поскольку приходится согласовывать позиции большего числа участников.

Таким образом, за десятилетний период своего существования ШОС прошла этап целеполагания и институционализации: оформления организационных структур с регламентацией их деятельности, нормативно-правовой базы. Декларативная сторона работы организации свидетельствует, что ее члены реагируют на происходящие изменения в регионе и мире и вносят коррективы и дополнения в цели организации. Преодолев этот этап и выйдя на рубеж практической реализации проектов многостороннего сотрудничества, ШОС, судя по всему, сталкивается с новыми вызовами. Неготовность обсуждать расхождения в приоритетах ее членов, одержимость консенсусом и сохранением статус-кво снижают эффективность работы организации. Рассчитывать на то, что какие-то инициативы, выдвигаемые в рамках ШОС, будут быстро реализованы, стоит только в том случае, если интересы всех участников будут совпадать и перевешивать имеющиеся противоречия. Действующие механизмы сотрудничества сложились пока в вопросах борьбы с терроризмом. С 2008 г. ШОС, похоже, вступила в полосу кризиса

и снижения темпов своей деятельности, внешним показателем чего стало резкое уменьшение числа принятых документов, выставляемых на сайте ШОС. Дееспособность ШОС в первую очередь будет зависеть от позиции Китая, для которого организация - еще один инструмент участия в делах региона, соз-

дания имиджа «ответственной» державы. Принятие на последнем саммите концептуального документа «Основные направления стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу» свидетельствует о намерении Китая и других стран-членов ШОС продолжать развивать сотрудничество.

Библиографический список

1. Стратегия развития ШОС и политика России в этой организации. - М., 2012.

2. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. - М., 2005.

3. Хартия ШОС [Электронный ресурс]. - URL: http:// archive.kremlin.ru/text/docs/2002/06/106755.shtml.

4. О нормативной правовой базе государств-членов ШОС в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ecrats.com/ru/normative_documents/2172.

5. Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2005 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecrats.com/ru.

6. Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecrats. com/ru/normative_documents/1557.

7. ШОС утвердил список террористических организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zonakz. net/articles/14233.

8. ШОС необходим единый список запрещенных террористических организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=334674.

9. Старчак М. В. Шанхайская Организация Сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.naukaxxi. ru/materials.

10. Peyrouse S., Boonstra J., Laruelle M. Security and Development Approaches to Central Asia. The EU Compared to China and Russia // EUCAM Working Paper № 11, 2012.

11. ШОС определила приоритеты следующего десятилетия [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rg.ru/2012/06/08/pekin.html. (дата обращения 20.08.2012).

12. Китай в мировой и региональной политике: история и современность. - Вып. XIII. - М., 2008.

13. Попов Д. С. Казахстан - ворота Китая в Центральную Азию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riss. ru/?newsId=771.

14. Грозин А. В. Вооруженные силы Казахстана и национальная безопасность республики. - М., 2008.

Очередная встреча лидеров Центральной Азии и их соседей по региону — то есть саммит ШОС в Циндао (Китай) — в очередной раз ставит вопрос: насколько жизнеспособна организация, в которой участвуют и сверхдержавы, и страны поменьше?

Шанхайская организация сотрудничества всегда имела эту проблему. Она создавалась по принципу сэндвича: большие Россия и Китай — и страны Центральной Азии между ними.

А тут, впервые, к команде присоединилась громадная Индия (и более скромный по весу Пакистан) — в качестве полноправных членов организации. Кто от этого выиграл? Не оказались ли интересы центральноазиатских стран в тени тяжеловесов, имеющих свои сложные отношения, не причиняет ли эта ситуация ущерб интересам прочих членов?

Итоги саммита ШОС в Циндао

Для начала, результаты саммита — и оглашенные там результаты года работы ШОС — говорят сами за себя. Согласованы и подписаны 17 документов, необходимых для дальнейшей интеграции экономик стран-членов.

И так же невозможно оценить, случились ли бы многочисленные двусторонние проекты (например, по линии Казахстан — Китай, но также и по прочим парам государств), если бы ШОС не создавала общую атмосферу стабильности и предсказуемости в сложном и полном споров регионе.

Итоги саммита ШОС для Таджикистана

В ходе двухдневного саммита президент Таджикистана Эмомали Рахмон провел двусторонние встречи с лидерами государств-членов ШОС. Отдельного внимания заслуживают переговоры с президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином.

Политики обсуждали торгово-экономическое сотрудничество и безопасность в Центральной Азии.

"Мы должны регулярно направлять совместные усилия для укрепления мира, безопасности и стабильности, а также развития торгово-экономических, культурных и гуманитарных отношений в рамках ШОС", — заявил Эмомали Рахмон, выступая на саммите в Циндао.

Одним из результатов саммита стало представителя Таджикистана Джумахона Гиёсова директором Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС.

Итоги параллельного саммита G7 в Квебеке

Но что касается геополитики, то так совпало, что саммитов на минувшие выходные было два. Одновременно с "большим Востоком" в Циндао заседал "большой Запад" — G7 в Квебеке, Канада. И тут невозможно было не порадоваться тому, что мы, члены ШОС, оказались в нужном месте в нужное время.

Перед Квебеком, напомним, выявилось несколько линий раскола в "семерке", в том числе по вопросу ее усеченного состава.

"Россия должна быть на встрече, почему мы проводим встречу без России?" — неожиданно высказался президент США.

"Понимаете, нравится вам это или нет, и это может прозвучать неполиткорректно, но в наших руках — управление миром", — сказал он. И получил поддержку премьер-министра Италии Джузеппе Конти, но вызвал яростное сопротивление лидеров Германии и Канады.

"Восьмерка" ШОС обогнала "семерку" G7 по ВВП

Но если бы даже Россия в лице президента Владимира Путина получила приглашение в Квебек, Путин не стал бы туда отправляться просто потому, что у него был свой саммит, где также вопрос стоял об управлении миром. В Квебеке — "семерка", в Циндао — "восьмерка".

Запад ругался не только по поводу России. Главная проблема "их" саммита называлась торговой войной — США против всех. В Циндао все было ровно наоборот. Полное единодушие по вопросу о том, что санкции и запретительные таможенные тарифы у нас не работают, они — не наш метод.

Возможно, самый интересный из результатов многих лет работы ШОС стал известен как бы случайно. На итоговой пресс-конференции президент России Владимир Путин как бы вскользь, отвечая на вопрос, упомянул, что вообще-то совокупный ВВП стран ШОС больше, чем у G7 (если считать по паритету покупательной способности валют). Так что любой из членов ШОС может сегодня говорить, что состоит в самом мощном по объему экономики международном клубе.

Индия в ШОС как сенсация

И еще несколько слов по поводу геополитики, особенно связанной с появлением в этом году в ШОС нового участника — Индии. Российско-индийско-китайская дипломатия накануне Циндао и на самой встрече оказалась фактически сенсацией.

Речь, по сути, о виртуозной активности премьер-министра Индии Нарендры Моди по выстраиванию ровных отношений со всеми центрами силы в мире. Прошлым летом был индо-китайский пограничный конфликт в Докламе (в Гималаях). Далее Индия присоединилась к альянсу "Австралия-Япония-США", и стало казаться, что азиатский гигант будет участвовать в нарастающем давлении на южные морские границы Китая — вспомним недавний очередной инцидент между ВВС и ВМС США и Китая в Южно-Китайском море.

В "крене на Запад" была своя логика — переговорные позиции страны должны быть сильными, зубы надо иногда показывать, хотя бы в улыбке. Но дальше были два саммита перед нынешним саммитом в Циндао. То есть Моди сначала попросил о неформальной встрече главу Китая Си Цзиньпина в городе Ухань, а потом приехал к Владимиру Путину в Сочи. Во всех случаях речь шла об общем смысле внешней политики трех держав.

По итогам двух неожиданных встреч Моди на минувшей неделе выступил на ежегодном форуме по азиатской безопасности в Сингапуре (известном под именем "Шангри-Ла"), где довольно ясно заявил о своей нейтральной, балансирующей позиции во всех военно-морских играх у китайских границ.

А по поводу смысла отношений в треугольнике Дели — Пекин — Москва индийские аналитики высказались так: "Индии нужна Россия для поддержания стратегического мира с Китаем, чтобы гарантировать индийский геополитический подъем… Россия может служить для Индии мостом стабильности с Китаем. Более того, Россия может помочь Индии стать крупной державой, и это еще одна причина для того, чтобы Индия твердо держала руку Путина".

И — на контрасте — в день завершения саммита ШОС стало известно, чем кончился саммит "семерки" в Канаде. С него ушел, не дожидаясь окончания, Трамп. И не стал подписывать итоговый документ.

Давайте вспомним, что в ШОС сколько угодно споров и расхождений между большими и малыми странами. Но никто не хлопает дверями. ШОС как переговорная площадка смягчает любые противоречия. И поддерживает общие принципы и правила игры в регионе. А именно такие: споры должны решаться дипломатией, торговля должна идти к общей выгоде, санкциям и торговым войнам здесь не место.


Top