Чем отличается романтизм от реализма в литературе. Романтизм и реализм
В первой половине XIX в. романтизм был ведущим направлением в изобразительном искусстве. В произведениях художников-романтиков легко прослеживаются знакомые по художественной литературе тенденции: с одной стороны, уход творческого «я» в царство фантазии, сказки, мечты, прекрасной природы, а с другой — изображение столкновений личности с реальным миром, передача проявлений ее внутренней энер-гии и величия в борьбе с враждебными силами.
Ярким представителем первой тенденции в живо-писи был немецкий художник Каспар Давид Фрид-рих. Его умиротворенные пейзажи, фиксирующие вневременные, «вечные» состояния природы, прони-заны ощущением мистического слияния личности со Вселенной, охватывающим как сферу эмоций, так и сферу философской мысли. В частности, на кар-тине Фридриха «Возрасты человека» (1835) на фоне моря, символизирующего вечность, изображены фигуры седого человека, опирающегося на трость (символ старости), молодого мужчины (символ мо-лодости), увлеченных игрой детей (символ детства) и женщины (символ зрелости). Иносказательную параллель к этим фигурам образуют корабли и лод-ки: большой корабль, который заходит в гавань, перекликается с образом старика, заканчивающего свой жизненный путь; два корабля, идущих в море на всех парах, — с образами мужчины и женщины в расцвете сил; а маленькие лодки, находящиеся не-подалеку от берега и только отправляющиеся в пла-вание, — с образами беспечных детей.
Эмблемой немецкой романтической живописи стала работа Фридриха «Путник над морем тумана» (1818). На переднем плане этой картины изобра-жен мужчина, повернутый к зрителям спиной и об-ращенный липом к чудесному пейзажу, окутанному туманом. Сливаясь с горным кряжем, мужчина как бы призывает зрителей погрузиться в созерцание загадочной и манящей вечности. Столь нетрадици-онное изображение человека — спиной к зрителю — отражает характерную для романтизма погружен-ность во внутренний мир личности и тайны вечной природы.
Вторая тенденция романтического искусства развивалась в творчестве французских романтиков Теодора Жерико и Эжена Делакруа. «У Жерико, — писал один из современников художника, — всё на грани и полно преувеличений, всё неожиданное, как взрыв, и обжигающее, как лед...» В основу сюжетов картин Т. Жерико, как правило, положены экстремальные жизненные ситуации, в которых борьба, радость, отчаяние, смелость и даже безумие проявляются с максимальной силой и вырази-тельностью. На его полотнах предстают участники наполеоновских войск, как бы «выхваченные» из гущи битвы («Офицер конных егерей император-ской гвардии во время атаки» (1812), «Раненый ки-расир, покидающий поле битвы» (1814)), рвущиеся из рук надсмотрщиков кони («Бег необъезженных лошадей в Риме» (1817)), люди, вовлеченные в тра-гическое противостояние грозной стихии («Плот "Медузы"» (1818—1819)), безумцы, одержимые гу-бительными страстями и идеями (серия портретов душевнобольных, написанных по заказу известного психиатра Э. Ж. Жорже).
Герой картины «Офицер конных егерей император-ской гвардии во время атаки» изображен верхом на коне, вставшем на дыбы. Жерико отказывается от панорамного показа битвы, «вырезая» из нее лишь небольшой фрагмент. Главное для художника — за-фиксировать личность в наивысшем напряжении ее сил, вызванном борьбой не на жизнь, а на смерть. Офицер «схвачен» кистью в тот решающий момент, когда он готов дать своим солдатам сигнал к началу наступления. Сама битва, ее яркие, тревожные крас-ки, огненное зарево создают ощущение вечного борения бытия.
Второй из названных французских художников, Э. Делакруа, был активным участником знаменитой «романтической битвы» за искусство, направленной на освобождение творческой мысли от ограничений и канонов классицизма. В его картинах, исполнен-ных яркой романтической экспрессии и дышащих энергией байроновского протеста, нашли отражение трагические сражения современности, в частности — воспетая Байроном борьба греческого народа про-тив османского ига. (В ряду полотен, посвященных этой теме, выделяются работы «Хиосская резня» и «Греция на развалинах Миссолонги».)
Самую знаменитую свою картину — «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)» Делакруа напи-сал по следам парижского восстания 1830 г. Под его кистью конкретный и точно обозначенный в историческом времени эпизод восстания приобрел эпическую широту. Над мастеровыми и буржуа, взрослыми и детьми, взбирающимися на отбитую у королевских войск баррикаду, возвышается пари-жанка, сжимающая в руках трехцветное знамя Французской республики. Ее образ, наделенный некоторым сходством с античной Венерой Милосской, вырастает в символ революционной Сво-боды.
В отличие от художников-романтиков, нацелен-ных на изображение необычного — героически-тра-гического или мечтательно-фантазийного начала, художники-реалисты стремились к изображению обыденной действительности. Реализм в живописи открыл значительность неброского пейзажа, зауряд-ной бытовой сцены, обыденных отношений, ли-шенных какого-либо украшательства и интересных конкретикой портрета. В русской живописи, пере-живавшей, как и русская литература, свой расцвет в XIX ст., важной вехой в развитии реализма стало появление творческого объединения независимых от официальной академии художеств живописцев, со временем назвавшегося Товариществом передвижных художественных выставок. С деятельно-стью этого общества (всего им было организовано сорок восемь выставок, последняя из которых да-тируется 1923 г.) связано творчество большинства выдающихся русских художников второй полови-ны XIX в. «Передвижники, — по словам современ-ного критика В. Николаенко, — создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, прежде всего — о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспро-изводить узнаваемые подробности быта, обстанов-ки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, состра-дать тем, кто несчастен и обездолен».
Классическим произведением русского реализ-ма стала картина Василия Григорьевича Перова «Тройка» (1866), на которой изображены дети, впря-женные в сани с громадной обледенелой бочкой. Это произведение излучает не только глубокое сострадание к обездоленным, но и чувство протес-та против российского государственного строя, обрекающего детей на непосильный труд. В данной картине, как и в творчестве Перова в целом, подни-маются те же острые социальные вопросы, что и в русской литературе XIX в. Неслучайно первый био-граф художника Н. П. Собко утверждал: «Перов — это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе». Материал с сайта
Другим крупнейшим произведением русской реалистической живописи является картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» (1873). Толч-ком к ее написанию послужил конкретный случай. В 1868 г., во время прогулки по Петербургу, внима-ние художника привлек вопиющий контраст между двумя группами людей: нарядно одетыми предста-вителями высшего общества, безмятежно прогули-вавшимися по набережной Невы, и оборванными, изможденными бурлаками, тянувшими баржу. Так сама жизнь подсказала художнику замысел новой картины, который, впрочем, впоследствии несколько видоизменился, сузившись до группо-вого портрета бурлаков. Желая глубже узнать их жизнь и быт, Репин предпринял поездку на Волгу. Там он писал персонажей своей картины «с нату-ры», добиваясь той художественной силы, которая вот уже более столетия потрясает зрителей. Группа бурлаков на его картине настолько выразительна, что сама по себе служит мощным обвинением и го-сударству, которое принуждает людей надрываться и унижаться, чтобы заработать на кусок хлеба, и обеспеченным членам общества, не замечающим, что их благополучие построено на поте и крови на-рода.
Если сравнить баржу, которую тянут репинские бурлаки, с невесомыми кораблями на картинах Фридриха, то различие между романтическим и реалистическим искусством станет особенно явст-венным. У Фридриха крошечные человеческие фигурки и легкие корабли на фоне бескрайней природы символизируют незначительность чело-века, покоренного и поглощенного загадочной мощью природы. У Репина, напротив, главный герой — человек, а его жизнь предстает в обнажен-ной и подчеркнутой реалистичности. Фигуры из-мученных, повисших на лямках, утирающих пот бурлаков выражают колоссальное напряжение и порождают у зрителя физическое ощущение тя-жести. Спины бурлаков согнуты, ступни вдавлены в песок, но они упорно тянут судно, демонстрируя неодолимую силу народа — силу не только физи-ческую, но и духовную.
В столь, казалось бы, разных картинах, как «Тройка» и «Бурлаки на Волге», есть нечто общее — мысль о тружениках, тянущих неподъемный груз жизни. Обе картины вызывают у зрителя смешан-ное чувство, в котором желание облегчить этот груз сочетается с осуждением общественного строя, допускающего жесточайшую эксплуатацию лич-ности, а также преклонением перед человеческим трудом, движущим жизнь вперед.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- отличие романтизма от реализма
- сравнить направления в иссеустве романтизм и реализм
- что лежит в основе различия романтизма и реализма?
- романтизм и реализм в европейском искусстве 19 века
- сходство реализма и романтизма
Конспект по культурологии
РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.
1. Это такое направление, которое делит мир на 2 мира: - мир действительности, который романтик отвергает; - мир мечты, осуществление которой автор находит в др. мире, не существующем сегодня (мир души, античность..).
2. Романтизм - противник классицизма (нет единства места, времени и действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.
3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический . Гофман - у истоков романтизма. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия - «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек».
Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения в социальную и трудовую жизнь. Байрон «Паломничество Чайльд Гагольда» (англ.). Генрих Гейне Китс «Огонь», «Психея». Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира . Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в.
Реализм в европейской литературе.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 - 40-е
Реализм - это правдивое, объективное отражение действительности.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30- 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую комедию»;
Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо - мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.
В 30 - 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей: Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен личности против обывательской среды.
В 80 г- гл. направлением Франц. Лит-ры явл-ся нанурализм братья Гонкур, Эмиль Золя
МУЗЫКА Л. ван Бетховен (немец)
Живопись –реалистич. Направление.Делакруа «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»»Взятие крестоносцами Константинополя»
Реалистический пейзаж –Пуссо, Добиньи.
Реалист направление –Домье «Бурлак». «Суп», «Вагон з класса»
Курье «Дробильщики камня», «Похороны в Орнаре» Моне»Стога сена» «Впечатление, восходящее солнце».
Противоречия м/у архитектурой и новой техники, архаичными формами и новым назначением зданий пытался разрешить новый стиль «модерн » Архитекторы Гауди (Испания), Макинтош (Великобритания) В области скульптуры глубокое воздействие на все национальные школы оказало творч-во франц-х скульпторов Родена «Бронзовый век»»Мыслитель» восстановить утраченную власть над умами. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма унаследовав лишь манеру, технику (так наз. Маньеризм). 17-18 в В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущих методов исследования утвердились наблюдение и эксперимент (опыт).
ВСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ЭПОХА РЕАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Романтизм и реализм: отличительные черты
Однако между романтизмом и реализмом существовали и принципиальные раВНОгласия. И это закономерно, ведь без отрицания старого нет утверждения нового, иначе невозможны были бы обновление и развитие литературного процесса.
Если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на наблюдении за жизнью и исследовании его явлений. Художественное творчество в определенной степени начинала соотноситься с научной деятельностью. На первый план, как и в эпоху Просвещения, выходят не эстетическая и гедонистическая (получение удовольствия от литературного произведения, как и произведения любого другого вида искусства), а когнитивная (познавательная) и дидактическая (воспитательная) функции искусства. Так, О. де Бальзак в повести «Гобсек» опередил собственно научный анализ капитализма, нового на то время общественного строя.
Романтиков интересовал «необычный герой в необычных обстоятельствах»: непокорный бунтарь, одиночка, изгнанник, «лишний человек», отторгнута обществом, которая часто имеет загадочное прошлое или вообще «человек без прошлого» (вспомним «байронического героя»). Стоит заметить, что на переходном этапе от романтизма к реализму эта черта была присуща и персонажам реалистических произведений. Так, Евгений Онегин и Григорий Печорин, в определенной степени, тоже одиночки, отверженные обществом. Недаром Татьяна Ларина делает открытие, разоблачение, которое шокировало влюбленную девушку: не пародия Онегин? не «байронический герой» - «в плаще Гарольдовім москвин»? А Максим Максимович постоянно употребляет в отношении Печорина эпитет «странный». Однако настоящий романтический герой всегда в определенной мере «странный». Зато реалисты часто изображали жизненный путь персонажей очень подробно: от детства к зрелости (в «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса - становления главного героя; в «Карьере Ругонов» Е. Золя - судьбы Ругон-Маккарів, особенно подробно описана судьба Сильвера). Если романтики бежали от реальности, задыхались в «серой обыденности», то реалисты отдавали предпочтение изображению конкретных людей, совсем не «героических» профессий: крестьян, рабочих, прачек, мелких служащих, ростовщиков, да еще и во время их повседневной работы. И эта черта свойственна не только литературе, но и другим видам искусства. Так, художник-реалист Г. Курбе буквально шокировал тогдашний парижский бомонд. Подумать только, на что он упустил холст и краски - на изображение обычных крестьян и каменотесов! Как это некрасиво и неромантично! А писатель Ч. Диккенс описал нищих жителей английских работных домов, их быт и ужасные условия жизни.
Ad Fontes
На протяжении XIX века художники... возводили эстетику до минимума и стремились строить художественные произведения почти целиком на воспроизведении реальности. В этом смысле все классическое искусство века было реалистичным.
Х. Ортега-и-Гассет
Г. Курбе. Каменщики
Г. Курбе. Крестьяне с Флажі, которые возвращаются с ярмарки
Ван Гог. Ужин картофелем
Ван Гог. Углекопы
Реалисты не боялись также изображать уродливых в своей тупости и низости людей разных общественных сословий. Были такие персонажи и у романтиков, достаточно вспомнить Крошку Цахеса из одноименной повістіказки Е. Т. А. Гофмана. Однако реалисты не злоупотребляли преувеличениями гротесково-фантастическими красками, находя самый настоящий гротеск в реальной жизни. Их герои настолько убедительны, что в них можно узнать черты реальных людей, которых читатель видел лично. Это, например, подлый и злобный, беспощадный к слабым и ретивый перед сильнее него бидл (самый мелкий служащий) Бамбл («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса) или пьянчужка Мармеладов, который обкрадывает свою семью ради того, чтобы пропить деньги в ближайшем кабаке («Преступление и наказание» Ф. Достоевского). Вот это и было самым настоящим «эстетическим переворотом» реалистов - для них практически не существовало «нехудожественных», низких, запретных тем и героев.
Кроме того, в произведениях романтиков (как и класицистів, вспомним хотя бы господина Журдена) широко представлены герои как носители одной доминирующей страсти. Нужно заметить, что реалисты также использовали этот классицистический и романтический прием. Так, в повести М. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Баш - мачкін как раз и является носителем одной страсти - желание пошить новую шинель. И что с того, что некоторым это может казаться мелочью - пошив одной вещи как цель, как стремление всей жизни? Ведь Башмачкину - этому «маленькому человеку», маленькая и даже мелочная цель может показаться большим и судьбоносной.
Зато в реалистических произведениях герой изображался по-другому. Соблюдение принципа життєподібності требовало от художника - реалиста глубокого психологизма в обрисовке личности, раскрытии ее многогранности и неоднозначности. Кроме того, часто герой не мог быть носителем одной-единственной неизменной страсти хотя бы потому, что его характер был подан в развитии, постоянном движении, изменениях, в том числе и в трансформации этих самых страстей («диалектика души» героев Л. Толстого).
Особое внимание реалисты уделяли изображению человека в обществе - литература стала социальной. Среда «лепит характер человека», будто скульптор свое творение из глины или гипса. Однако здесь существует и обратная связь - «создана» обществом человек, в свою очередь, сама создает это общество, поскольку способна принимать сознательное участие в его изменении.
Ad Fontes
Прежде чем писать, писателю нужно проанализировать все характеры, проникнуться всеми обычаями, обойти всю землю, почувствовать все страсти, ведь все страсти, страны, обычаи, характеры, явления природные и моральные - все это должно пройти через его анализ.
О. де Бальзак
Так, Жюльен Сорель («Красное и черное» Стендаля) смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его вовсе не за выстрелы в бывшую любовницу, а за то, что он, плебей-вискочень, решился «вылезти наверх», проникнуть к кастового высшего мира: «Я не имею чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния... Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице и раз навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в среду, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром».
Изображения персонажей реалистической литературы требует от писателя хорошего знания жизни, ведь определенный тип людей чаще всего ведет себя именно так, а не иначе. Иногда персонажи даже «не слушаются» своего автора. Так, А. Пушкин как-то высказал парадоксальную мысль: мол, его Татьяна Ларина, героиня романа в стихах «Евгений Онегин», «взяла да и выскочила замуж». Казалось бы, кто может помешать автору писать о своем, часто вымышленного героя то, что он сам захочет? Однако все не так просто, ведь для того, чтобы быть реалистом, надо не нарушить логику развития образа. Именно поэтому российский писатель-реалист Лев Толстой и призвал своих коллег: «Живите жизнью изображаемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения, и они сами сделают то, что им нужно по их характерам сделать». Недаром же существовала такая мысль: чтобы написать роман, надо прожить жизнь.
В заключение следует отметить, что любимым романтиками «исключительным личностям в исключительных обстоятельствах» реалисты противопоставили изображения «типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Тема: Общая характеристика русской литературы 19 века.
Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.
Задачи:
Образовательные:
Изучить понятие «русская классическая литература»;
Выявить основные литературные направления 19 века;
Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.
Развивающие:
Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;
Развивать умение сравнивать литературные направления;
Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);
Воспитательные:
Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.
Ход урока:
Эпиграф к уроку
«...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя,
поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине,
бороться с пошлостью в людях,
уметь найти хорошее в них,
возбуждать в их душах стыд,
гнев, мужество, делать все для того,
чтоб люди стали благородно сильными
и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...
М. Горький
I . Организационный момент.
II . Постановка целей урока.
Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.
Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.
III . Актуализация опорных знаний.
Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?
Классический -
1. античный и тем самым образцовый;
2. связанный с изучением античных языков и литературы;
3. относящийся к классицизму;
4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.
Классик -
1. специалист по классической филологии;
2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.
Классическая литература - канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.
IV . Восприятие, осмысление и усвоение нового материала
Общая характеристика русской литературы ХIХ века.
Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIX века и второй половины XIX века.
Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.
Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIX века, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.
Мы уже назвали основные периоды литературы XIX века и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.
Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.
исторические события
в Европе и России
Общая характеристика
развития русской
литературы ХIХ века
I половина ХIХ века (1795 - первая половина 1850-х годов)
Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.
Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821-1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.
Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848-1849), их подавление
Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.
Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана
II половина ХIХ века (1852-1895 годы)
Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).
Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.
Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.
Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций
Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.
Пропаганда идей марксизма.
Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I . Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов
Понятие о романтизме и реализме.
Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:
Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века
РомантизмРеализм
Возникновение и развитие
Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя
Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого
Художественный мир, проблематика и пафос
Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.
Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие
Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности
События и герои
Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности
Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.
Язык
Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис
Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни
Судьба направления
Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним
Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности
V . Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам:
Почему 19 век литературы называют «Золотым»?
Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?
В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?
Слово учителя: Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
VI . Домашнее задание - читать баллады Жуковского
ПЛАН РАБОТЫ:
Введение ………………………………………………………………….…. 3
Романтизм в художественной культуре Европы …………………... 4
Реализм в художественной культуре Европы ……………………… 10
Заключение …………………………………………………………………. 17
Список использованных источников ………………………………….... 18
Введение
С точки зрения историков, Новое время – это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение – франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым данным – уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор.
Для Европы Новое время (XVII-XIX вв.) является единым культурным пространством, в основе которого лежит единый базис – буржуазный способ производства и единый ориентир – развитие человеческой индивидуальностей. Вместе с тем XVII,XVIII и XIX вв. весьма специфичны, и каждый из них имеет свою доминанту сознания, каждому из них присущ особый «дух времени».
Например, художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов, будоража умы и сердца современников, подготовило общественное сознание к тому, чтобы уважение прав и свобод индивида, его человеческого достоинства стало естественным регулятивом поведения каждого человека.
Критический взгляд на современность сочетался в искусстве XIX в. с верой в необходимость торжества справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII в., писатели и художники сумели представить человека как целостную личность, часто усиливая при этом роль индивидуального начала и эмоциональной стороны его жизни. Предметом искусства стали окружающий мир и природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Исследуя искусство XIX в., можно выделить несколько преобладавших в разное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм (и постимпрессионизм).
Ведущим направлением в духовной и художественной культуре первой половины XIX в. является романтизм. Он возник в конце XVIII в. в Германии, а затем быстро распространился по всей Европе.
К середине XIX в. романтизм уступает свое ведущее положение реализму , принимавшему вид критического реализма и натурализма.
Реалисты продолжили начатую романтиками критику утилитаризма и бездуховности буржуазной цивилизации (поэтому их назвали критическими реалистами). Однако в отличие от романтизма данное направление выражало и развивало рационалистические установки новоевропейской культуры.
Задачей данной контрольной работы является, на примере Западной Европы, проследить течение романтизма и реализма в художественной культуре Европы.
1. Романтизм в художественной культуре Европы
Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.
Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman – роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, – по пути социально-аналитического искусства реализма.
Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.
Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.
Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.
Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854), Артур Шопенгауэр (1788–1860) и Серен Къёркегор (1813–1855). Но вместе с тем романтизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.
Литература.
Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763–1825), Генрих фон Клейст (1777–1811).
Генрих фон Клейст был талантливым драматургом, новеллистом и поэтом. Его творчество связано с эпохой освободительной войны от Наполеона. Он автор драм «Амфитрион», «Шентезилея», «Кетхен из Хейльбронна», в которых изображает трагическое одиночество человека, охваченного маниакальной страстью.
Вершина романтизма – творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822). Самый крупный писатель немецкого романтизма Гофман был необычайно одарен – он и талантливый музыкант, и блестящий карикатурист. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Сталкивая действительность и мир фантастики, Гофман нередко трактует фантастику иронически, благодаря чему обнажается внутренняя слабость фантастического и намечается переход к реальности. Элементы сатиры у него особенно заметны в превосходной сказке «Маленький Цахес» (1819), где автор иронически рисует роль золота в классовом обществе.
Гофман – один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер – «Ундина».
В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797–1856) – великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирается на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает необыкновенной естественности, ясности и простоты.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766–1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ которого был типичен для посленаполеоновской поры.
Байрон – автор философских поэм, облеченных в драматическую форму, «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта – роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Английский романтизм представляют также Дж. Ките (1795–1821) и П. Б. Шелли (1792-1822). Джон Ките – автор патриархально-утопической идиллии «Эндимион», где выражен протест против пуританского ханжества. В одах «Огонь», «Психея» воспет культ красоты и гармонии в природе. Ките - автор символико-аллегорической поэмы «Гиперион».
Перси Бишу Шелли – автор аллегорической поэмы «Королева Маб», разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме «Восстание ислама» Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии «Ченчи» и в лирической поэме «Освобожденный Прометей» он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.
Однако с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение затухает.
Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направлением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура – Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848). Он представлял консервативное крылоэтого направления. Все написанное им - это полемика с идеями Просвещения и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота религии» и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.
Сторонницей либеральных идей была Жермена де Сталь (1766–1817), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах «Дельфина», «Коринна» писательница защищает право женщины на свободу чувства, а также показывает столкновение человеческой личности с устоями буржуазно-дворянского общества. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступление в защиту политической свободы:
К направлению консервативного романтизма принадлежит творчество Альфреда де Виньи (1797–1863). Им написаны поэмы, драмы и исторический роман «Сен- Map », повествующий о заговоре дворян против кардинала Ришелье. В центре произведения – одинокая гордая личность, презирающая толпу.
Особое место во французском романтизме занимает творчество Альфреда де Мюссе (1810–1857). В «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы.
В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм , представителями которого считают Гюго и Жорж Санд.
Виктор Гюго (1802–1885) прошел сложный путь развития. В начале творческого пути он воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие, с середины 20-х годов – сторонник либерально-демократических идей. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического. Этот манифест, изложенный Гюго в предисловии пьесы «Кромвель», сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма.
Среди выдающихся романов Гюго – «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в.
Представительница демократического направления в романтизме – Жорок Санд (собств. Аврора Дюдеван) (1804-–1876) – поднимала в своих произведениях жгучие социальные вопросы. В романах «Индиана», «Валентина», «Ле-лия», «Жак», написанных в начале творческого пути, она затрагивала вопрос о положении женщины в семье и обществе, выступала против буржуазной морали.
Музыкальное творчество.
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810–1856), создавший программные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.
Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К. М. Вебер (1786–1826).
Романтическое направление представлено в творчестве великого немецкого композитора, дирижера, музыковеда, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813–1883), одного из крупнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Широко известны его оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (четыре оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), мистерия «Парсифаль».
Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции – композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803–1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта». В последний период творчества Берлиоз создал полную изящества и юмора комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на сюжет комедии Шекспира «Много шуму из ничего».
Национальные особенности французского музыкального театра XIX в. отразились в жанре комической оперы. Это прежде всего опера Д. Ф. Обера (1782– 1871) «Фра-Дьяволо». Вместе с драматургом Э. Скрибом Обер стал создателем нового типа комической оперы, для которой характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие сюжеты, стремительно развивающееся действие.
Оперы первой половины XIX в. – монументальные, романтические спектакли, сочиненные на исторические темы.
Пробуждение общественно-политической жизни Италии , наступившее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии итальянского национального искусства – зародилось новое направление оперного жанра. Его основоположником стал Дж. Россини (1792–1868), уже в первых своих операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринявший попытку реформы оперы. Россини преобразовал не только жанр оперы-сериа, драматизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатирические черты.
Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической оперы.
В итальянском музыкальном искусстве XIX в. романтическое направление представлено творчеством В. Беллини и Г. Доницетти. Они – последователи Дж. Россини. Лучшая опера В. Беллини (1801–1835) – «Норма», воплотившая мечту композитора об освобождении родины. Актуальный политический смысл и в другой опере композитора – «Пуритане».
Идеи романтизма нашли отражение в творчестве венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа (1811–1886). Им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюды, вальсы и другие музыкальные произведения.
Представителем романтизма был польский композитор и пианист Фредерик Шопен (1810–1849). Им написаны два концерта, три сонаты, четыре баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов, вальсов и песен.
Эти композиторы – гордость не только европейской, но и мировой культуры.
Изобразительное искусство.
Романтические тенденции заявили о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерик о (1791–1824). Одна из главных его работ – полотно «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта картина – манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от классицистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низменные. Поэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. И в новом искусстве он воплотил исключительную напряженность действия, которая ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интенсивность контрастов светотени. Этому способствует насыщенная живописность цвета.
Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798– 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества – картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг ака-демические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской.
С 20-х гг. XIX в. Делакруа стал признанным лидером этого направления. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к напряженно-выразительной, взволнованной передаче натуры. Страстный темперамент, неуемная фантазия выражены художником в произведениях, воссоздающих образы истории, Востока, классической и современной ему литературы. Это «Алжирские женщины» и лучшая из его исторических работ – «Взятие крестоносцами Константинополя».
Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.
Архитектура.
В архитектуре ХIХ в. романтизм, не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии , начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30–40-е гг. вокзалы, мосты фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца ХIХ в. Искусствоведы считают, что в английском зодчестве утвердился романтизм, создав внушительный и импозантный неоготический стиль. Причем, в стиле готики в Англии строились и церкви, и жилые дома, и общественные здания.
В середине ХIХ в. архитекторами Ч. Бэрри и О. Пьюджином был сооружен грандиозный ансамбль лондонского Парламента, в который была включена средневековая капелла Генриха VII. Это эффектное и величественное сооружение на берегу Темзы стало органической частью английской столицы.
В 1861 г. в Лондоне было построено еще одно романтическое здание – Хрустальный дворец (главный павильон на Всемирной выставке).
Театр.
Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.
Вершина драматургии – драмы В. Гюго, в которых ярко проявились черты прогрессивного романтизма (страстный гуманизм, обличение правящих классов, сочувствие простым людям, стремление к исторической правде, высокая поэтичность). Лучшие его пьесы – «Марион де Лорм», «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Близ».
Наиболее значительный успех имели актеры Фредерик Леметр, Пьер Бо-каж и Элиза Рашель (1821–1958), которая возродила в разгар романтизма классицистическую традицию, подчеркивая в трагедиях великих классиков тираноборческие мотивы.
В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин – представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.
В Германии первой четверти ХIХ в. театр развивался в романтическом русле. Писатели-романтики А.В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман утверждали синтетическую природу театрального искусства, они отрицали стилизацию, бытовизмы, они признавали тех актеров, игра которых отличалась внутренней правдой, темпераментом. Лучшими актерамив это время были И. Флекк и Л. Девриент.
Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение по всей Европе.
Таким образом, в целом романтизм
способствовал более углубленному
философскому
познанию, многостороннему художественному
обобщению
процесса развития человека
и мира со всеми свойственными им
противоречиями. Он обогатил культуру
непреходящими по своему значению
духовными
ценностями и проложил новые
пути для ее развития.
2. Реализм в художественной культуре Европы
В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства – человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30–40-е гг. XIX в.
В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Литература.
Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780–1857). Он выступил еще в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую политику.
Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783–1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.
Один из замечательнейших романов Стендаля – «Красное и черное» (1830). В романе «Пармская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху, предопределившую трагизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.
Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма – творчество Оноре де Бальзака (1799 –1850). По замыслу Бальзака его главное произведение – эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.
В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» и многие другие.
Мастером новеллы был Проспер Мерим е (1803–1870), выдающийся писатель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют сильные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам - «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе), «Коломбо», «Фаль-коне». Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка.
В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом ее от сотрудничества с рабочим классом в литературе Франции складывается новый тип критического реализма – писатели отказываются от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространенному, заурядному. В целом искусство еще больше приближается к жизни.
Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821–1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным слоям населения: буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. Поэтому Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Несмотря на несостоятельность такой позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы. Одно из выдающихся произведений Флобера – роман «Мадам Бовари. На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада», в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистических деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внутреннего монолога.
Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характерны и для Ги де Мопассана (1850–1893). Лучшие его произведения – романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан». Мопассан – мастер новеллы и рассказа. Писатель стремился противопоставить правду естественных чувств человека духовному убожеству, корыстолюбию буржуа-собственника, его лживой морали.
Литература Англии . Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771–1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В начале творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.
Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвенго», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развернувшуюся в Англии в XVII–XVIII вв.
Один из великих художников мировой литературы – Чарльз Диккенс (1812– 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия.
Уже в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» изображен капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Писатель, веря в торжество справедливости, своего героя заставляет преодолеть все препятствия и добиться личного счастья.
В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным образом трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867–1933), Джорджа Бернарда Шоу (1856–1950), Герберта Джорджа Уэллса (1866–1946).
Так, Д. Голсуори в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и частной жизни. Им написаны драмы. Занимался он публицистикой, где отстаивал принципы реализма. Но в трилогии «Конец главы» проявились консервативные тенденции.
Д. Б. Шоу – один из учредителей и первых членов социалистического «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых – столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл и лев», «Пигмалион»), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).
Г. Д. Уэллс – классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени», «Человек-нивидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества
В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран . Это прежде всего произведения стран норвежских писателей Генрика Ибсена (1828–1906), Бъернстъерна Мартиниуса Бьернсона (1832–1910), Кнута Гамсуна (1859–1952).
В своих остросатирических драмах «Кукольный дом» («Нора»), «Привидения», «Враг народа» Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения - одно из высших достижений реалистической западноевропейской драматургии.
Основоположник норвежской драматургии и критического реализма – Б. М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах «Банкротство», «Свыше наших сил», в стихах.
Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы «Голод», «Мистерии», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. Труд земледельца воспет им в пьесе «Соки земли», за которую Гамсун получил Нобелевскую премию в 1920 г.
Музыкальное искусство.
В Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. – творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813–1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.
Шедевры оперного реализма – оперы Верди «Аида», «Отелло» и «Фальстаф». Это музыкальные драмы с непрерывным развитием действия. Сцены построены свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло – к ансамблю. Важное место отведено оркестру. У Верди полное слияние музыки с драматическим действием. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы - постоянно в репертуаре оперных театров мира.
Итальянские оперы вызвали к жизни новые принципы вокального и сценического исполнения: драматическую выразительность пения, актерское мастерство певца, историческую точность декораций и костюмов. Замечательными вокалистами, представителями бельканто с мировой славой были певицы А. Патти, Дж. Паста, И. Колбран и др., певцы М. Баттистини, Ф. Галли и др.
В этот же период возникает в опере новое направление – веризм (ит. verismo, от vera – истинный, правдивый). Его представители – композиторы Р. Леон-кавалло (1857–1919), П. Масканьи (1863–1945), Ум. Джорданно (1867 –1948), Дж. Пуччини (1858–1924).
Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно , «Гамлет» А. Тома и др.Лирическиеоперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Визе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.
Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж. Бизе «Кармен.
Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра - оперетты – легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты – Франция, а родоначальники – композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.
Композитор, органист, певец, либреттист Ф. Эрве (1825- 1892) во многих произведениях пародировал традиционные оперные формы. Им написаны оперетты «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш».
В Австрии в начале XIX в. наряду с Веной музыкальными центрами стали Зальцбург, Зейзенштадт, Эстерхаза и др. Венская придворная опера была открыта в 1869 г., этот театр стал ведущим музыкальным театром страны. В его репертуаре преобладали французские и итальянские оперы. В последней трети XIX в. получила развитие венская оперетта. Ее основоположники: Ф . Зуппе (1819–1895), написавший «Прекрасную Галатею», «Боккаччо» и одну из лучших своих оперетт – «Донну Жуаниту»; И. Штраус (сын) (1825–1849) – лучшие его творения «Цыганский барон», «Летучая мышь» и др. Крупный композитор этого жанра – К. Миллекер (1842–1899) – автор оперетт «Нищий студент», «Гаспарон», «Бедный Ионафан».
В творчестве этих композиторов широко используются народные мелодии, танцевальная ритмика, оперетты отличаются мелодичностью.
Всемирную известность И.Штраусу принесли также венские вальсы («Голубой Дунай», «Сказки венского леса» и др.), благодаря которым он получил имя «король вальсов».
В жанре оперетты творил также К. Целлер (1842–1898) – автор оперетт «Продавец птиц» и «Мартин Рудокоп».
Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, оперная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской оперы.
Изобразительное искусство.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно.
Ж. Ф. Милле (1814–1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»).
Гюстав Курбе (1819–1.877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» - значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Портрет Шопена»). Его творчество – борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни.
Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.
Произведения Эдуарда Мане (1832–1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции
Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи.
Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775–1851). Он много путешествовал по Европе, и его пейзажи приобрели романтическую направленность («Кораблекрушение»). Смелые по колористическим и световоздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»). Он прославился также как исторический живописец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад Гесперид», «Дидона, строящая Карфаген» и др.).
Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев ХГХ в. этюды.
Лучшие его работы – «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь, «Хлебное поле», «Уэймутская бухта» и др. Дж. Констебль сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.
Испанское искусство пребывало в состоянии глубокого упадка. И только в конце XVIII – начале XIX вв. отсталая Испания неожиданно выдвинула гениального художника, который стал не только одним из величайших живописцев и графиков Испании, но и оказал глубокое влияние на все европейское искусство XIX и XX вв., – Франсиско Гойю (1746–1828). Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков.
Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но в то же время оно отличается от творений его современников. В творчестве вдохновенно отображено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офортов «Капричос» (т. е. прихоть, игра фантазии), – на 80 листах перед зрителем пред-стает страшный мир чудовищ и уродов. Острая социальная сатира художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах - обвинение церкви, дворянству, властителям. Художественный язык «Кап-ричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности.
Театр.
В период утверждения реализма в театральном искусстве Франции получает развитие критический реализм, начинается преодоление пристрастия романтиков к показу только исключительных личностей. Актер Фредерик Леметр создал социальный тип, ставший в восприятии современников символом буржуазной Июльской монархии.
В начале ХГХ в. классицистическое искусство подготовило формирование итальянского трагедийного стиля , развиваемого на основе революционно-романтического и шекспировского репертуаров. Романтический герой итальянского театра был исполнен гражданского долга, стремления к самоотверженному служению родине. Прославленными трагиками были актеры Э. Росси, Т. Сальвини (1820–1915), актриса А. Ристори . Основная черта этого направления итальянской сценической школы – создание сильных, волевых характеров, психологическая достоверность. С особой силой талант этих актеров раскрылся в пьесах Шекспира. Искусство этих актеров в развитии западноевропейского театра составило целую эпоху.
В 1843 г. в Англии была отменена монополия театров «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден». Это дало возможность всем другим театрам ставить пьесы любого жанра. В Лондоне было построено несколько новых театральных зданий.
В конце XIX в. значительное влияние на английский театр оказывает европейская реалистическая драматургия, в частности, драматургия Ибсена. Пропагандировали драматургию Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Ибсена новый «Неза-висимый театр», «Театр нового века», «Общество литературного театра», «Олд Вик» и др.
В политически раздробленной Германии театральная жизнь сосредоточивалась в небольших городах, в которых придворные театры играли классический репертуар.
На рубеже веков театральным центром Германии стал Берлин. В 1883 г. был открыт Немецкий театр, в 1889 г. – Свободный театр, пропагандировавший драматургию Ибсена, Гауптмана, Э. Золя, Л. Толстого.
В начале XIX в. театральная жизни Австрии отмечена большим творческим расцветом театров предместий, что было связано с деятельностью драматурга Ф. Раймунда и актера И. Н. Нестроя. Однако после революции 1848 г. эти театры утрачивают свой демократический характер, в их репертуаре преобладают развлекательные пьесы.
Во второй половине XIX в. ведущее место в театральной жизни Австрии занимал «Бург-театр». Его руководитель Г. Лаубе утвердил на сцене классику. В 70-80-е гг. театром руководил Ф. Дильгенштедт, поставивший цикл шекспировских трагедий, пьесы Ибсена, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
Родина современного европейского балета – Италия. Итальянский балет был основан на традициях античной пантомимы и танца и богатейшей культуры народного танца. На рубеже XVIII–XIX вв. в развитии балета Италии начался новый этап, совпавший с периодом освободительной борьбы итальянского народа. Создавались спектакли, основанные на принципе действенного балета, насыщенные драматизмом, динамикой, экспрессией. Ставили такие балеты Г. Джои и С. Вигано, в них выступали танцовщики-пантомимисты.
Заключение
Исходя из выше сказанного эпоха романтизма (первая половина XIX в.) – эпоха утверждения прекрасного в безобразном мире, героического идеала в безгеройном времени, умения мечтать и чувствовать, страдать и сочувствовать в условиях, когда хотелось только покоя, тепла и хорошего, нормального питания. Романтизм шел наперекор эпохе и поэтому стал эпохой в культуре. Особенно значительны достижения романтиков в наиболее возвышенных видах художественного творчества – поэзии и музыке. Романтизм воспитывал также уважение и интерес к историческим корням нации, к национальной культуре. Классицизм вненационален, романтизм – многонационален.
Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простое копирование того, что есть. Творческий метод реализма включает в себя всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Реализм продолжил начатую романтизмом критику отрицательных сторон буржуазного общества: господство утилитаризма и грубого материализма, бездуховность, нивелирование человеческой личности.
Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.
Резко возрос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации.
Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается прежде всего резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.
Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников – издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.
Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность.
Век романтизма был недолгим, пожалуй, лишь в музыке он немного задержался и продлился практически до конца XIX в. В других же областях художественного творчества он постепенно изживал себя.
Список использованной литературы:
Романтизм (13)
Реферат >> Культура и искусствоИ прихотливым». Центр художественной системы романтизма – личность, ... Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а... Многое из достижений романтизма унаследовал реализм 19 в. – склонность... много гастролировала по Европе , она выступала...
Романтизм в живописи
Реферат >> Культура и искусствоФакта и символичность образов; реализм , доходящий до брутального натурализма, ... как в Европе . Поэтому романтизм не был ярко выражен; романтизм развивался параллельно... окружающего мира. Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре , его...
Культура эпохи Просвещения (2)
Реферат >> Культура и искусствоПросвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся... системе, развивающийся романтизм стремился к... так и создателем школы реализма в литературе и искусстве... в истории мировой художественной культуры . Литература. Культура эпохи Просвещения. М., ...
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2–е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. –600 с.
Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Г. Торосян. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2005. –735 с.
Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / И.Е. Ширшов, К.И. Баландин, В.В. Качановский и др; Под общ. ред. И.Е Ширшова. –Мн.: БГЭУ, 2004. – 543 с.
Культурология: учеб. пособие / З.А. Неверова [и др.]; под науч. ред. А.С. Неверова. – 3–е изд, испр. –Минск: Выш. Шк., 2007. – 368 с.
реализма и романтизма много писал А. Фадеев. По его... национально- освободительного движения в Европе . Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым...