Как называется сожжение на костре. Смерть на костре как изобретение инквизиции

Любители фильмов ужасов прекрасно знают, что справиться с нечистью не так-то просто. Кого-то можно остановить исключительно серебряной пулей или крестом, отлитым из этого же металла, кого-то только осиновый кол может угомонить на веки-вечные, не дав возможности всякую ночь выходить из могилы, ну, а ведьму может извести только огонь священного костра. «Ведьма на костре», да, пожалуй, именно такой образ запечатлелся в сознании многих из нас ещё с детства.

В славянской, да и не только в славянской традиции Огню (одной из Первостихий) приписывалась и приписывается масса свойств, часть из них активно используется как в магии, так и против оной. Во времена активности Инквизиции ведьм предавали огню. Почему? Почему их, например, не топили или не обезглавливали? Почему их не вешали или колесовали? Впрочем, даже если подобные казни и случались, то тело ведьмы всё равно предавалось огню.

Почему ведьм сжигали на костре?

Давайте во всём разбираться. В седом Средневековье было много такого от чего у современного человека буквально в жилах стынет кровь. Тут вам и отсутствие элементарной гигиены, и постоянные междоусобицы, и, конечно же, охота на ведьм, которая продолжалась не одно столетие, буквально выкосив в Европе тысячи самых красивых женщин (а порой и вполне себе мужественных мужчин). Тому что современные европейцы (особенно женская половина), прямо скажем, красотой не отличаются, нужно (в том числе) сказать «спасибо» и святым отцам из Инквизиции.

Суды над ведьмами случались так часто, и зафиксированных свидетельств до наших дней дошло так много, что страшное действо можно представить с точностью до минуты. Тут не нужно что-то додумывать, не нужно нагнетать краски. Повторимся – свидетельств осталась масса.

Судили «ведьм» (в массе своей это были обычные женщины, девушки, а порой и девочки) совсем не всегда за то, что они действительно таковыми являлись. Кто-то решил «настучать» на соседку, а порот переселиться в её дом, кто-то хотел избавиться от соперницы, одним словом, причины в всякого были свои. Казалось бы светский суд (зачастую именно там проходили судилища) должен был руководствоваться рассудком, но увы, уповать на это было излишним. Ни о каком рассудке речи в те времена не шло. Да и в наши времена, многие решения вынесенные органами суда, заставляют призадуматься о том, есть ли мозг у представителей судебной системы. Впрочем, мы сейчас не об этом.

Светский суд, где в обязательном порядке присутствовали представители святой церкви, настоятельно просили жертву, чтобы та сама во всём призналась, тем самым смягчив себе долю. Более строптивых приходилось пытать. Жертва понимала, что обрекать себя на излишние муки смысла нет никакого, ведь так и так её признают виновной. Так для чего же продлять агонию?!

Судилища завершались публичным сожжением на костре. Ведь «гуманные» христиане считали жестоким проливать кровь, пусть даже кровь ведьмы или колдуна. А вот предать их огню, причём – живьём – это действительно апофеоз гуманности.

По канонам, установленным приходом христианства, считалось, что только огонь может воспрепятствовать тому, чтобы грешная душа заново воплотилась. Зато в том же язычестве ситуация ровным счётом противоположная! Язычники считали, что «человек пришёл из ниоткуда и после окончания земной жизни, должен уйти в никуда». И чем быстрее от земной телесной оболочки не останется и следа, тем скорее душа сможет воплотиться заново.

Больше всего костров полыхало на территории нынешней Германии, Франции и Испании. Ни одна неделя не обходилась без того, чтобы кого-то не «зажарили» живьём. Виноват-не виноват – какая разница? Есть «свидетели», которые что-то там видели и во всех деталям и подробностях могут рассказать о том, как «ведьма общалась с самим дьяволом», или как «ведьма летала на шабаш», или как «она обращалась в кошку или свинью». Примечательно и то, что очень часто подобными свидетелями являлись близкие родственники осуждённой жертвы.

После «проверки» свидетельств, суд выносил решение о том, что «фактов» скопилось достаточно или же, напротив - что было крайне редко – говорил о том, что чего-то не хватает. На костёр топали даже те, кто баловался картишками.

В году тысяча пятьсот тридцать втором отправка на костёр была закреплена законодательно. Тогдашний свод законов назывался «Каролина». Его автором и идейным вдохновителем стал небезызвестный Карл пятый. В «Каролине» так и значилось: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“.

Огню ведьмы всегда предавались публично. Наверное, не нужно объяснять для чего это делалось. Самый лучший мотиватор – это страх! Вот, мол, смотрите, что будет с тем, кто посмел быть хотя бы на миллиметр не таким, как все! Костёр ждёт всякого, кто…

Для местных жителей, как ни странно, подобные действа были настоящим шоу. Когда в деревне ещё можно сходить? Как ещё себя можно развлечь в период Средневековья? Конечно, на деревенскую площадь, чтобы увидеть собственными глазами, как будет гореть ведьма! Для такого случая не будет лишним даже принарядиться!

Местный «бомонд» в лице всякого рода епископов, святых отцов от церкви, судей и прочих с удовольствием взирали на то, как палач, недрогнувшей рукой отправлял ведьм и колдунов в геенну огненную. Прикованные тяжёлыми цепями к столбам они умирали страшной мучительной смертью, зачастую под громкое улюлюканье толпы. После того, как от жертвы оставалась одна лишь кучка пепла, палачи считали свой долг исполненным. Пепел развеивался и теперь можно было расслабиться, ведь сожжённая ведьма больше уже никогда не сможет воплотиться.

Растет число преступлений, совершаемых террористами так называемого «Исламского государства» на Ближнем Востоке. Растет и степень жестокости, с которой совершаются эти преступления.


Не успела Япония оплакать своего гражданина Харуну Юкаву, казненного исламистами в Сирии, как тут же пришла еще одна печальная . Жертвой террористов стал его напарник, с которым он поехал на Ближний Восток, - журналист Кэндзи Гото. Его обезглавили, как и других заложников, расправа над которыми потрясла весь мир. Еще совсем недавно, в ночь на 29 января, Гото, находящийся в лапах террориста в черной маске, зачитывал на видеокамеру ультиматум «ИГ». Исламисты требовали освобождения террористки Саджиды Ар-Ришави из иорданской тюрьмы, а также еще 26 преступников. В противном случае угрожали казнить не только японца, но и иорданского летчика Муаза Аль-Касасбеха (в декабре прошлого года боевиками «Исламского государства» был сбит самолет созданной США «антитеррористической коалиции», пилот угодил в плен).

Первым испил чашу смерти гражданин Японии. Вслед за ним – и иорданец, гибель которого была более чем страшной. Его заперли в железную клетку, облили горючим и подожгли… Как всегда, свое очередное варварское злодеяние бандиты сняли на видео. Для устрашения «неверных»…

В Иордании после этого трагического известия люди вышли на массовые демонстрации. В некоторых городах вспыхнули беспорядки. В Аммане митингующие дошли до дворца короля и потребовали решительных действий. Король Абдалла II, экстренно вернувшийся из США, пообещал отомстить за сожжение своего подданного. «Аллах примет душу героя, погибшего от рук трусливых террористов, которые называют себя Исламским государством, но не имеют никакого отношения к исламу», - сказал монарх.

В качестве возмездия иорданские власти приняли решение казнить Саджиду Ар-Ришави и еще пятерых террористов «Аль-Каиды». Женщина-преступница, которую требовали боевики «Исламского государства» в обмен на японцев и иорданца, ранее уже была приговорена к смертной казни, теперь приговор ей приведен в исполнение.

Глупо было бы испытывать жалость к террористке, которая пыталась стать смертницей и взорваться в отеле, погубив не только себя, но и других людей. К счастью, бомба тогда не сработала. Саджида Ар-Ришави, в конечном итоге, оказалась там, где хотела – на том свете. Однако нельзя не заметить, что ее решили сделать «козлом отпущения». Ведь, в конце концов, к данному преступлению – сожжению пилота – она не причастна (у нее слишком железное алиби). Зато к нему косвенно причастен сам король Абдалла II.

Да, именно он вместе с другими правящими лицами активно поддерживал так называемую «сирийскую оппозицию» - тех самых "трусливых террористов, не имеющих никакого отношения к исламу", по его же выражению. Иордания была в числе непримиримых противников законной власти Сирии. Именно через иорданскую территорию на юг САР проникали тысячи бандитов, именно Иордании боевики обязаны своими успехами в провинции Дараа. Если посмотреть, как голосовал официальный Амман в Лиге арабских государств, в Генассамблее ООН и на других региональных и международных собраниях, то становится очевидным – Иордания всегда одобряла действия противников Сирии и всячески способствовала разжиганию бойни в соседнем государстве.

Конечно, кто-то может сказать, что Иордания поддерживала не «Исламское государство», а «Сирийскую свободную армию» и другие группировки. Но «ИГ» выросло именно из «Сирийской свободной армии», вскормилось американскими и саудовскими деньгами, стреляло из , поставляемого США, в том числе, и через Иорданию. Затем Амман, следуя в фарватере американской политики, присоединился к «антитеррористической коалиции» и начал проводить бомбардировки исламистов в Сирии. То есть – вместе с США уничтожать совместно созданное и вскормленное детище.

Сирия готова великодушно простить Иорданию (президент Башар Аль-Асад прекрасно понимает, какому давлению со стороны США подвергался король Абдалла II - сам прошел через это). МИД САР призвал Амман сотрудничать в борьбе с террористами «Исламского государства», «Джебхат Ан-Нусры» и других бандформирований. Дамаск резко осудил расправу над Муазом Аль-Касасбехом (несмотря даже на то, что казненный летчик участвовал в военной операции, не согласованной с сирийским правительством).

Сожжение живьем иорданского пилота – не первое столь садистское преступление «сирийской оппозиции». Точно так же расправлялась и «Свободная сирийская армия» со своими противниками. Я лично видела в Хомсе дом, в котором среди пепла были обгоревшие черепа и кости… Примерно 20 человек, обвиняемых в поддержке властей, боевики-«оппозиционеры» загнали в квартиру, привязали к стульям, облили все вокруг горючей жидкостью и подожгли…

Такого рода массовые расправы над людьми велись зачастую не только над теми, кого террористы обвиняли в сотрудничестве с правительством, но и чисто по конфессиональному признаку. И сейчас продолжаются убийства именно на этой почве.

1 февраля в Дамаске был совершен жестокий теракт против ливанских паломников. Они приехали в сирийскую столицу, чтобы посетить шиитскую мечеть Сеида-Раккия, расположенную в Старом городе. Террористу-смертнику удалось проникнуть в их автобус и устроить мощный взрыв. Семь человек погибли, 22 получили ранения.

В тот же день боевики устроили чудовищный минометный обстрел нескольких кварталов города Алеппо. Особенно досталось району Сейф Ад-Доуля. Девять человек убито, десятки пострадавших.

В провинции Хама террористы обстреляли небольшой город Мхарда, где проживают преимущественно христиане. Двое жителей погибли, есть также раненые.

Тем временем, в американской газете «New York Times» появилась более чем странная статья. В ней говорится, будто бы Россия ведет некие секретные переговоры с Королевством Саудовская Аравия. Якобы обсуждается сделка: КСА сокращает объемы нефтедобычи в обмен на отказ РФ поддерживать сирийское руководство.

Глава комитета Государственной думы России по международным делам Алексей Пушков, а вслед за ним пресс-секретарь президента Дмитрий Песков категорически опровергли эту информацию, назвав ее «уткой» и «газетными измышлениями».

Возможно, подобная лживая публикация в популярной американской газете являлась своего рода предложением со стороны США и КСА: чтобы повысились цены на нефть, Россия должна отказаться от поддержки ключевого союзника на Ближнем Востоке. С помощью интриг и завуалированного шантажа эти страны не оставляют попыток вбить клин между Москвой и Дамаском. Однако подобные усилия не принесут плодов: в России понимают, что отказ от поддержки Сирии приведет к гораздо более печальным последствиям, чем даже падение цен на нефть. Ливию мы уже потеряли и до сих пор расхлебываем последствия.

Но в какую опасную игру влезла Саудовская Аравия! Продолжая поддерживать сирийских террористов, Эр-Рияд также может пострадать от них, как и Иордания сегодня. Тем более, что главарь «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади в конце прошлого года называл КСА в числе стран, где следует проводить теракты. Не придется ли следующими плакать саудовцам?

(Специально для «Военного обозрения»)

На фотографии - портрет иорданского летчика, заживо сожженного террористами "сирийской оппозиции".


Почему ведьм сжигали на костре, а не казнили другим способом?

Сжигали ведьм по очень простой причине: На допросах ведьмы раскаивались (такая специфика допросов была - ВСЕ раскаивались и соглашались с обвинениями, иначе просто до суда не доживали), хоть судили и светским судом, но представитель церкви просил суд учесть искреннее раскаяние и говоря современным языком - "помощь следствию" и назначить "христианскую казнь" без пролития крови - т.е. сожжение (ещё одной причиной именно сожжения можно считать боязнь воскрешения ведьмы) .

Такие костры начали гореть с начала 15 века, особенно много в Германии, в любом захудалом городишке в среднем раз в неделю был процесс над ведьмой, и так на протяжении многих лет - в Германии 200 лет, Франции - 150, Испании - почти 400 лет (правда в более поздние времена всё реже и реже). Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения.
Оно могло быть предъявлено на основании “Уголовно-судебного уложения императора Карла V“ (так называемой “Каролины“), вышедшего в 1532 г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. А сжигали ведьм заживо, как требовала статья 109-я “Каролины“: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“ .
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от “ведьминого костра“ не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола .

На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 г. Здесь показано, чего добивались охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром .

В 2012 году 39 христиан были сожжены заживо в Нигерии; в 2006 году та же участь постигла четырехсот женщин в Ираке. А за всю историю были сожжены десятки тысяч людей. Самым последним стал Муаз аль-Касасиба.

Тот, кому удалось посмотреть видеозапись целиком до того, как ее запретили, наверное, уже никогда не забудет эти кадры. На 22-минутном ролике, распространенном ИГИЛ, показано, как иорданского пилота Муаза аль-Касасиба (Muath al Kasasbeh) сжигают заживо внутри небольшой железной клетки. Казалось, подобная жестокость давно ушла в предание.

Хотя ни в одном из государств такой вид казни в настоящее время не практикуется, в 2012 году террористическая группировка «Боко Харам» сожгла 39 христиан в Нигерии; в 2008 году в Кении толпа подожгла костер, в котором сгорели 11 человек, обвиняемых в колдовстве; в 2007 году в Курдистане были заживо сожжены 255 женщин; еще 400 постигла та же участь в 2006 году в Сулеймании (Ирак), а в конце 90-х года на стадионе в Пхеньяне (КНДР) таким способом казнили ряд генералов.

Все это произошло сравнительно недавно, хотя сам вид казни стар, как мир. Согласно Талмуду, устной иудейской традиции, впервые записанной около 200 года, сожжение, о котором говорится в Библии, осуществлялось путем вливания расплавленного свинца в горло преступнику. Это одна из самых ранних форм приведения этого вида казни в исполнение.

Наиболее распространенным было сожжение на костре, законодательно зафиксированное во многих государствах и действовавшее с древних времен до конца XVIII века. После победы Французской революции сожжение признали жестоким и неправомерным наказанием, но оно продолжало применяться в самых чудовищных формах. Наиболее резонансным стал случай в Уэйко (Техас) 15 мая 1916 года, разъяренная толпа подвесила над костром и обрекла на медленную и мучительную смерть афроамериканского батрака-подростка Джесси Вашингтона, страдавшего умственным расстройством, по обвинению в убийстве белой женщины. Линчевание Джесси Вашингтона, вошедшее в историю под названием самосуд в Уэйко, было осуждено во многих странах.

Содомский грех

В древности сожжение на костре применялось для искоренения иудаизма, ереси, святотатства, колдовства и содомского греха, то есть, гомосексуализма. Согласно рассказам Юлия Цезаря, военнопленных бросали в огонь, называя их при этом «плетеными людьми».

В Византийской империи на костер отправляли тех, кто исповедовал зороастризм. А VI веке император Юстиниан казнил таким образом всех не христиан. И эта форма казни была прописана в одной из главных статей свода законов периода его правления.

В 1184 году Католическая церковь создала Инквизиции и законодательно установила, что ересь будет караться смертной казнью через сожжение на костре. Тем не менее, следует уточнить, что большинство так называемых ведьм, главных жертв сожжения, оказывались на костре по решению гражданских, а не церковных судов. Их ловили за денежное вознаграждение так называемые «охотники на ведьм», использовавшие длинные иглы, которыми они прокалывали подозреваемых, поскольку существовало поверье, будто бы у ведьм не идет кровь. Поскольку кровоточат далеко не все части тело, зачастую кровь не появлялась, о чем немедленно сообщали в Инквизицию, а бедные жертвы отправлялись на костер.

И все же в течение большего периода деятельности Инквизиции на костер отправляли редко, а в некоторых частях Европы этот вид казни и вовсе не практиковался. Главная цель заключалась в том, чтобы посеять страх среди христиан, поясняет Ана Мария Сплендиани Рипполл (Ana María Splendiani Ripoll) в книге «Пятьдесят лет Инквизиции в Картахене-де-Индиас» (Cincuenta años de Inquisición en el Tribunal de Cartagena de Indias), увидевшей свет в 1997 году. Сожжение на костре применялось только в отношении закоснелых еретиков, не желавших отказываться от своих взглядов. Когда им сообщали о приговоре вечером накануне казни, два священнослужителя находились при осужденном до последнего момента, убеждая его покаяться и примириться с Богом. В случае согласия осужденного, он подвергался менее мучительной смерти, а его труп впоследствии предавали огню.

Именно так произошло, хотя и без раскаяния, с последней жертвой Инквизиции в Испании. Причем событие имело место не так уж и давно: в 1826 году. По анонимному доносу учитель из Валенсии Кайетено Риполл (Cayeteno Ripoll) предстал перед Трибуналом веры, своего рода последователем Инквизиции, пишет публицист и политик Альфред Бош. Проведя два года в заключении, он был приговорен к смерти за ересь. Какие же преступления он совершил? Заменил в молитвенных текстах выражение «Богородице Дево, радуйся» на «Благословен Господь», не ходил на богослужения и не водил на них своих учеников, не приветствовал участников Крестного хода и вкушал мясо в Страстную Пятницу. Как пишет Сплендиани, после повешения его труп сожгли. Эта судебная расправа вызвала негодование самого короля Фернанда VII.

Количество заживо сожженных

В 1998 году в Ватикане состоялся Международный симпозиум по Инквизиции, на котором были приведены следующие цифры по поводу заживо сожженных: в Германии — 25 тысяч на 16 миллионов жителей; в Польше и Литве — 10 тысяч на 3,4 миллиона жителей; в Швейцарии — 4 тысячи; в Дании и Норвегии — 1350; в Великобритании — одну тысячу; в Италии — 36, и, наконец, в Португалии — четверо. В Испании, как было заявлено, на кострах Инквизиции погибли 49 человек, с чем категорически не согласны некоторые испанские эксперты. Они полагают, что с период с 1530 по 1700 год через испанскую Инквизицию прошли около ста тысяч человек, 18 тысяч из которых вполне могли оказаться на костре. Наиболее завышенная цифра приводится в книге «Критическая история испанской Инквизиции» (Historia crítica de la Inquisición española), принадлежащей перу Хуана Антонио Льоренте (Juan Antonio Llorente), который в начале XIX века утверждал, что общее число отправленных на костер составляло 31192. По мнению Сесаре Карены (Cesaré Carena), инквизитора, жившего в XVI веке, сожжение — это «самая мучительная смерть, и именно поэтому к нему приговаривали за такое преступление, как ересь».

Очевидно то, что три четверти приговоров были вынесены в первые 60 лет существования Инквизиции и лишь оставшаяся четверть — в последующие три века. «Люди знали, что начиная с середины XVI века, Инквизиция выносила мало смертных приговоров», — уверяет историк Бартоломе Бенассар (Bartolomé Benassar) в своем труде «Модели инквизиционного воздействия на сознание: методы воспитания страхом» (Modelos de la mentalidad inquisitorial: métodos de su pedagogía del miedo). Самая крупная казнь по приговору Инквизиции состоялась в 1680 году в Мадриде, и на ней присутствовал сам король Карлос II с членами своей семьи. Количество осужденных составляло 118, из которых 34 были манекенами, изображавшими ранее казненных или бежавших преступников. Из оставшегося числа 20 были сожжены после умерщвления, а семь преданы огню заживо (в том числе две женщины). «Казнь происходила в следующем порядке: сначала с помощью гарроты удушали раскаявшихся, а затем живьем отправляли в огонь упрямцев, лица которых выражали отчаяние, нетерпение и ярость», — пересказывает Бенассар описание казни, составленное помощником короля Хосе дель Ольмо (José del Olmo).


Настроение сейчас - Ничего так

Оно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царь Дарий II заживо сжег свою мать. Есть и Другие свидетельства дохристианской эры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков. Смертная казнь грозила людям за особо тяжелые случаи ереси. При этом если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо.

Особое усердие в "огненной" борьбе с еретиками проявили английская королева Мария Тюдор, получившая кличку Кровавой, и верховный инквизитор Испании Торквемада. По данным историка Х.-А. Льоренте, за 18 лет деятельности Торквемады на костер взошли 8800 человек. Первое аутодафе по обвинению в колдовстве в Испании состоялось в 1507 году, последнее - в 1826-м. В 1481 году только в одной Севилье было сожжено заживо 2 тысячи человек.

Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетий безостановочно подавать сигнальные огне для неких летательных аппаратов. Немецкий историк И. Шерр пишет:

"Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Браиденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли "густым лесом" перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах - 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек.

Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому), с 1640 по 1651 год сожжено около тысячи ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке в 1640 году сожгли 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 году в Гольштейне 18 ведьм.

По дошедшим документам, в епископстве Бамбергском при населении 100 тысяч человек сожжено в 1627-1630 годах - 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727- 1729)-более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола... Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургскнм в 1678 году; при этом жертвой святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры, на которых погибали тысячи людей, обвиненных в колдовстве".

В Англии инквизиция уничтожила "всего лишь" около тысячи человек (такое "малое" число связано с тем, что там при проведении дознания к подозреваемым не применялись пытки). Я уже упоминал, что при Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам "везло" - их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали спиной друг к другу и в таком виде возводили на костер.

Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400. В той же Тулузе 9 февраля 1619 года был сожжен известный итальянский философ-пантеист Джулио Ванини.

Процедура казни регламентировалась в приговоре так: "Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: "Атеист и богохульник". Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент-Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженной головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять о прощении Бога, короля и суд. Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру".

Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV-XVII веках: "Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками и сотнями. Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца 500 колдуний; епископ Бамберга - 600, епископ Вюрцбурга - 900; 800 было осуждено, по всей вероятности, за один раз сенатом Савойи...

В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до нюня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег 118 женщин и 2 мужчин, у которых исторгли сознание, что это продолжение [холодов] было делом их заклинаний".

О Филиппе-Адольфе Эренберге, который был вюрцбургским епископом в 1623-1631 годах, следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина - отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

Пыталась не отстать от Европы и далекая загадочная Россия. В 1227 году, как говорит летопись, в Новгороде "нзъжогша волхвов четыре". Когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде.

У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана грозного сожжение было одним из любимых видов казни. При царе Алексее Михайловиче (XVII век) "жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество". При нем же "старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями... В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче". Самое знаменитое в России - сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.

Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне. "В 1701 году этот способ сожжения был применен к некоему Гришке Талицкому и его соучастнику Савину за распространение возмутительных "тетрадей" (листовок) о Петре I. Обоих осужденных в течение восьми часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде и все тело медленно тлело, как воск. В конце концов их обезображенные тела были сожжены вместе с эшафотом". Случаи сжигания живьем были и в царствование Анны Иоанновны.

Как видим, практически вся Европа соперничала в числе сожженных на кострах. Общеевропейские масштабы этого вида казни проще всего представать, если вспомнить о том, что некий Труа-Эшель в 1576 году заявил инквизиции, что он может сообщить ей имена 300 тысяч (!) колдунов и ведьм.

И наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма в истории человечества была сожжена в Камарго (Мексика) в 1860 году!

Среди европейских знаменитостей, погибших на костре,- Жанна Д’Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус, Иереним Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной казни никто из них не отрекся от своих убеждений.

В XX веке сожжение как вид казни применялось в России во время гражданской войны. А. Деникин пишет о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 года: "Ужаснее всех погиб шт. ротм[истр] Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и тогда бросили в топку транспорта корабля. Противники большевиков пользовались порой теми же методами. Так, в 1920 году были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока С. Лазо, А. Луцкий и В. Сибирцев.

(С сайта dead-pagan.fatal.ru)


Top