Как появился печатный станок.

В Европе книгопечатание с наборных литер изобрёл . Это означало, что буквы, цифры и знаки препинания отливались из металла, их можно было неоднократно использовать. И хотя подобная система была известна китайцам ещё примерно в 1400 году до н.э., она не прижилась там из-за наличия нескольких сотен письменных знаков. И метод был забыт. Примерно в 1450 году Иоганн Гуттенберг стал печатать в Германии тексты новым способом. Сначала это были календари или словари, а в 1452 году он напечатал первую Библию . Позднее она стала известна во всём мире как Библия Гуттенберга .

Как работал первый печатный станок?
Отдельные печатные знаки, литеры, крепились в твёрдом металле в зеркальном отображении. Наборщик складывал их в слова и предложения до тех пор, пока не была готова страница. На эти символы наносили печатную краску. При помощи рычага страница сильно прижималась к подложенной под неё бумаге. На отпечатанной странице буквы оказывались в правильном порядке. После печати литеры в определенном порядке складывались и хранились в наборной кассе. Таким образом, наборщик мог быстро их снова отыскать. Сегодня книга обычно проектируется на компьютере: текст набирают и непосредственно с компьютера отправляют на печать.

Почему изобретение книгопечатания было очень важным?
Благодаря новым способом печати стало возможно за короткое время отпечатать много текстов, поэтому неожиданно у многих людей появился доступ к книгам. Они смогли учиться читать и духовно развиваться. Главы церкви больше не определяли, кто мог получить доступ к знаниям. Мнения распространялись при помощи книг, газет или листовок. И обсуждались. Эта свобода мысли была для тех времён совершенно новой. Многие правители боялись её и приказывали сжигать книги. Да и сегодня подобное происходит у некоторых диктаторов: они арестовывают писателей и журналистов и запрещают их книги.

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ . Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.

На их примере видно, что книга - это произведение искусства.

Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской Национальной библиотеке в городе Санкт - Петербурге. Коллекция находится в специальном помещении, так называемом «кабинете Фауста», воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки 15 века.

Знаешь ли ты, что…
В древне Руси писали на бересте? Так называется наружная часть коры берёзы, состоящая из тонких полупрозрачных слоёв, легко отделяемых друг от друга.
Первая пишущая машинка была сделана в США в 1867 году?
Число книг, издаваемых во всём мире, год от года растёт? Правда, это касается только развитых стран.

Проверь себя.

1. В Германии в городе Страсбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гутенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?
2. Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами?
3. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?
4. Объясни значение следующих понятий с помощью справочных изданий.
Тебе поможет Большой Энциклопедический словарь (любое издание)
литера
наборная печать (набор)
шрифт
типография
гравюра
красная строка

Посмотреть мультфильм об Иоганне Гуттенберге :
http://video.mail.ru/mail/glazunova-l/4260/4336.html

Одним из самых величайших достижений средневековья стало книгопечатание. Давайте узнаем кто изобрел книгопечатание и попытаемся проследить всю историю данного процесса.

История создания техники книгопечатания весьма длинная. Искусство печати в Китае появилось задолго до создания первой книги. В китайском языке один и тот же иероглиф обозначает и печать, которую ставят на документах, и вообще всякий печатный текст. Уже в III в. до н. э. китайские чиновники использовали печати - удостоверяли подлинность документов. Печати прикладывали сначала не к самим документам, а к мягкой глине. Позднее тс же печати стали намазывать красной тушью и прикладывать к документам.

Вслед за этим стали делать оттиски текстов, высеченных на каменных плитах. Оттиски снимались следующим образом: на плиту с рельефной надписью накладывался смоченный листок тонкой бумаги и вдавливался путем легкого постукивания в углубления вырезанных в камне иероглифов. После этого по листу водили клубком пряжи, смоченным тушью. Попадая только на выпуклые места, тушь воспроизводила точный оттиск копируемого текста. Это изобретение датируется II в. н. э.

Хотя такой способ печатания получил широкое распространение и просуществовал около 500 лет, он был очень неудобным. Но с ним связан новый - литографический способ печатания.

Собственно книгопечатание начинается с замены каменных плит деревянными досками. Кому из китайцев первому пришло это в голову - не известно. Но именно этого человека следует считать изобретателем книгопечатания.

Однако этому изобретению предшествовало много других. Для печатания в первую очередь нужна бумага, а также специальная краска (тушь). Такая краска появилась в IV или V в. н. э. Изобретатель по имени Вэй Тан получил ее из сажи, образующейся в светильниках. При печатании с деревянных досок такая краска позволяла получать четкие и чистые отпечатки и почти не смывалась.

Техника печатания с досок заключалась в следующем: на деревянной доске гравировался текст в зеркальном изображении; рельефно выступавшие знаки смазывались тушью при помощи специальной щетки, а затем покрывались листом бумаги, на котором в прямом изображении отпечатывалась целая страница. Самая ранняя запись об этом способе печатания относится к 836 г., а самая древняя из обнаруженных отпечатанных с досок книг датирована 15 апреля 868 г. - это была «Сутра Праджна». Однако вполне вероятно, что книги, напечатанные с деревянных досок, появились еще в первой половине VIII в. В это же время в тогдашней столице Китая городе Сиане стал выходить правительственный вестник - первая в мире печатная газета.

Первые книги имели религиозный характер и представляли собой бумажный свиток длиной в несколько метров. Пользоваться ими было не слишком удобно. Поэтому шел поиск других форм книг. В X в. появилась книга в виде полосы бумаги, сложенная «гармошкой». Текст в них печатался только на одной стороне каждого листа. Древнейшая из книг-гармошек датирована 949 г.

Вслед за книгой-гармошкой вышла книга-«бабочка». В ней листки складывались пополам и приклеивались местом сгиба к корешку книги. Страницы с текстом чередовались в них с чистыми страницами. Позднее листы с текстом, отпечатанным по-прежнему на одной стороне листа, стали сгибать пополам и сшивать у корешка на стороне, противоположной линии сгиба. В таком виде книги в Китае выходили до X в. В IX в. в Китае начали печатать с досок книги для школ - это были первые в мире печатные учебники. А примерно в 900 г. в этой же области вышла в свет первая печатная энциклопедия, несколько листов которой сохранились до наших дней.

Техника печатания книг с деревянных досок называется ксилогравюрой, то есть гравюрой на дереве («ксило» по-древнегречески означает «дерево»). Ее изобретение было, несомненно, большим шагом вперед по пути совершенствования книгопечатного дела. Но со временем стало выясняться, что такой способ обходится слишком дорого. Типографская доска после напечатания могла пригодиться еще раз только при перепечатывании книги. Печатание каждой новой книги начиналось с трудоемкой и дорогостоящей работы по изготовлению новых досок, которые после снятия оттисков сразу выбрасывались.

Эта проблема привела к появлению разборного шрифта, который изобрел китаец Би Шэн в 1041-1048 гг. Типографский шрифт Би Шэн изготовлял из глины. Каждая глиняная литера изображала определенный иероглиф. Эти литеры он обжигал на огне. При печатании литеры-иероглифы закреплялись рядами на железной форме в ячейках, куда предварительно заливались смола, канифоль или воск. Укрепленные литеры выравнивались, Би Шэн накладывал на форму плашмя ровно оструганную доску, и после того, как эта металлическая форма остывала, литеры, приклеенные уже затвердевшей смолой, сидели в ней достаточно прочно. На форму наносилась тушь, все это покрывалось листом бумаги, и оттиск страницы был готов.

Получив нужное количество оттисков, Би Шэн разбирал набор, для чего он снова нагревал форму, и когда смола плавилась, шрифт рассыпался, освобождая литеры для следующего текста.

Уже после Би Шэна научились изготовлять шрифт не только из глины, но и из олова, а затем и из дерева.

В 1314 г. образованный чиновник по имени Ван Чжень применил для печатания собственной книги о сельском хозяйстве изобретенные им подвижные деревянные литеры. Текст наносился на печатную доску так же, как это делалось при ксилографическом печатании. Затем доска распиливалась на готовые брусочки - литеры, которые классифицировались по ячейкам наборной кассы, сконструированной в форме вращающегося круглого стола. Каждый иероглиф был пронумерован, один наборщик громко называл номер, а второй, вращая кассу, выбирал нужный знак. Набранный текст вправлялся в деревянную рамку, а между строк вставлялись бамбуковые планки, сжимавшие иероглифы и строки, а также скреплявшие полосу набранного текста. После этого полоса еще раз сличалась с рукописью, и уже тогда делался оттиск, то есть печатался текст.

В XV в. корейцы продвинули намного вперед искусств книгопечатания. Они придумали металлический (бронзовый; шрифт, который изготовляли методом отливки. Создание литого металлического шрифта было прямым продолжением дела Би Шэна, об изобретении которого в Корее было хорошо известно. В самом Китае медные литеры были применены несколько позже, в 1488 г. В то же время китайцы начали экспериментировать и со свинцовыми подвижными литера»»-

И еще об одном немаловажном новшестве нельзя не упомянуть. В 1107 г. в провинции Сычуань были отпечатаны первые в мире бумажные деньги. Они имели три цвета: зеленый, красный и индиго, - и печатались с деревянных досок, а затем на них ставились большие красные печати. Итальянский путешественник Марко Поло рассказывал: «Никто из подданных не смеет под страхом смерти их не принимать. Все подданные охотно берут в уплату эти бумажки, потому что куда они ни пойдут, за все они платят бумажками: за товары, за жемчуг, за драгоценные камни, за золото и серебро. На бумажки все можно купить и за все ими уплатить».

Европейцы, однако, не переняли тогда у китайцев бумажных денег и еще долго продолжали пользоваться металлическими, которые купцам приходилось возить с собой целыми мешками.

Первое книгопечатание возникло в Китае, в 9 веке. Печатанье производилось при помощи специальных гравюрных досок, на которые наносились чернила. К доске прижимался лист бумаги, буквы отпечатывались, образовывая, таким образом, печатный текст.

Изобретение книгопечатания

Дальнейшее развитие и усовершенствование книгопечатания происходило в Средневековой Европе. В конце 14 века европейские государства переживали рассвет торговли, производство становилось мануфактурным. Рукописные издания книг уже не могли удовлетворить всех потребностей общества.

Изобретение книгопечатания при помощи металлических наборных литер – заслуга известного немецкого ювелира Иоганна Гуттенберга. Именно он разработал идею первого печатного станка.

Поначалу Гуттенберг сохранял свою разработку в секрете, так как это могло вызвать негодование католической церкви. Но уже в 1446 году мир увидела первая печатная книга «Троянская хроника».

Первым русским книгопечатником был Иван Федоров. Именно он издал первую печатню книгу на территории Русского государства – «Апостол».

Первые печатные книги

Ранее книгопечатание было ориентировано на духовное просветление общества. Первые печатные книги носили преимущественно теологический и философский характер. В то время в обществе господствовала церковь, и первые книгоиздатели не хотели вызвать на себя гнет римского духовенства.

Так одной из первых книг Гуттенберга – «Донат» являлась пособием для студентов по изучению латинского языка, на котором осуществлялись богослужения в средневековых храмах. С началом Ренессанса в первых типографиях происходил книгопечатный бум: воспользовавшись духовным оживлением общества, книгоиздатели пытались напечатать все книги, которые были ранее созданы человеком.

Мир увидели печатные труды древнегреческих и древнеримских мыслителей – «География» Страбона, «История» Плиния, «Начало геометрии» Евклида. В 1493 году в Нюрнберге была напечатана «Книга хроник» знаменитого немецкого врача Г. Шеделя, которая побила рекорд по количеству изданных экземпляров – около 1000.

Влияние первых печатных книг на общество

Печатные книги произвели духовную революцию в обществе. До эпохи книгопечатания людям были недоступны многие литературные труды, ведь большинство книг в рукописном виде хранились в монастырях и церквях. С развитием и становлением книгопечатания, книги стали доступными практически каждому человеку.

Именно это стало решающим фактором наступления эпохи просвещения. Одной из первых печатных книг была Библия. Общество впервые ознакомилось с библейскими канонами не из проповедей священнослужителей, как это было ранее, а из оригинального текста.

Это спровоцировало возникновение новых взглядов на церковь и ее роль в жизни общественности. Именно в это время начали появляться первые протестантские течения, которые откололись от католичества из-за идеологических разногласий.

Появление книгопечатания стало одной из важнейших вех в развитии человечества. Если до появления печатного станка книги были редкостью и символом образованности и богатства, то после первой напечатанной книги уровень образования во всем мире резко возрастает.

Многие люди знают, что первый печатный станок был изобретён Иоганном Гутенбергом и именно ему приписывают первенство в этой области.

Но если углубиться в историю, то станет ясно, что Гутенберг смог собрать в единое целое то, что было изобретено ещё задолго до него. По сути, сама идея что-то печать была заложена в простом клейме или тавре. Помимо этого у многих вождей древнейших цивилизаций были свои личные печати. Археологи до сих пор находят в разных уголках света глиняные таблички, на которых нанесены знаки специальными печатками. При помощи таких печаток с разными символами можно довольно быстро нанести текст с большое количество табличек.

В 7 веке до нашей эры начали печатать монеты, а идея принадлежала лидийскому царю Гигосу.

И как бы историки не утверждали, что первый печатный станок изобрел Гутенберг, есть неоспоримые доказательства, что первопроходцами в этом деле стали китайцы. Их печатный станок был не совершенен и учитывал особенности китайской письменности. Каждый иероглиф в языке обозначает слово. Переписывать различные труды китайских философов было очень трудно, поскольку один переписчик знал около 5 тысяч иероглифов, когда в письменности их было около 40 тысяч. Тогда придумали наносить иероглифы на деревянный брусок, смазывать его специальной краской и делать отпечаток символов на бумагу. Таким способом можно было размножить одну книгу бесконечное количество раз. Только вот, чтобы сделать копию другой книги приходилось вырезать символы на другом бруске. Такой принцип перепечатывая книг появился за несколько веков до появления печатного станка Гутенберга. Позже такой вид печати слал носить название ксилографии. С помощью этого способа в средние века распространялись календари и картинки религиозного характера.

Иоганн Гутенберг соединил два способа печатания. Первый это печатки, которые были распространены в древности и принцип ксилографии. Он создал модель букв, которые получили название пуасон. Модель накладывалась на мягкий металл, и делалось зеркальное отражение буквы, так появилась матрица. Матрицу заливали свинцом или оловом, и таким образом, отливались литеры. Литеры собирались в нужном порядке, и отправлялись под пресс, что позволяло оставить четкий отпечаток на бумаге. Литеры легко можно заменить, а значит набрать любой текст в неограниченном количестве.

Типография Гутенберга начала свою работу, предположительно, в 1448 году, а в 1455 году появилась 42-строяная Библия. Важно отметить, что до изобретения печатного станка в мире было не более 30000 книг, в 1500 году их насчитывалось более 9 миллионов.

С этого момента печатные станки быстро распространяются по всей Европе, а к началу XVI века типографии появились во всем крупных городах.

Книгопечатание в России

Всем известно, что история России шла по своему пути развития и сильно отличается от истории Европы. Именно поэтому в России первый печатный станок появился на сто лет позже. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, которую основали Иван Фёдоров и Петр Мстиславц. Именно они напечатали книгу «Апостол» в 1564 году.

Отметим, что в России религия была практически всегда на первом месте, и если в Европе могли печатать философские труды и художественную литературу, то в России очень долгое время печатали только религиозную литературу. Прошло немало времени, прежде чем типографии стали печатать художественные книги, и то они подвергались серьезной цензуре. Но вернемся к книгопечатанию.

На самом деле, еще до типографии Фёдорова, стали появляться печатные книги, хотя качество текста было просто ужасным. Историки не раз находили книги, которые подтверждают тот факт, что книгопечатание в России появилось за несколько десятков лет до типографии Фёдорова.

Начиная со второй половины XVI века по России стали открываться типографии в крупных городах, в которой печатались религиозные тексты, которые были направлены на борьбу с католическими учениями.

Только с времен Петра Великого большая часть типографий выходит из под контроля церкви. Активно печатаются различные брошюры, листовки и газеты.

Заключение

Этот небольшой экскурс в историю книгопечатания, всего лишь капля в море. История развития книгопечатания довольно обширна и интересна. При этом именно появление печатного станка дало огромный толчок к развитию газет и СМИ.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.


Top