Концепция культурных суперсистем п а сорокина. «культурные суперсистемы» п.а

Суперсистема - объединение множества подобных систем с похожимихарактеристиками. Элементы суперсистемы могут быть взаимозаменяемы, могут иметь информационные связи друг с другом (необязательно прямые), определяют срок жизни суперсистемы. Суперсистема может выступать в роли среды для системы

Свою теорию круговорота суперсистем П. Сорокин развил в работе «Социокультурная динамика». Он различал три основных вида социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга и охватывающих одновременно много обществ – идеациональную («ideational»), идеалистическую («idealistic») и чувственную («sensate»). В основе каждой суперсистемы лежит господствующая система истин, создающая своеобразное мировоззрение, имеющее свою философию и религию, представления о нравственности и о «святости», свою литературу и искусство, свою экономику и политику.

В основе смены суперсистем лежит смена господствующей истины. «Чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII – VI веков до нашей эры, а она в свою очередь – идеалистической истине Y века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей, но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время».

26.Постиндустриальное общество: его принципы и проблемы

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики.

Относительное преобладание доли услуг над материальным производством не обязательно означает снижение объёмов производства. Просто эти объёмы в постиндустриальном обществе увеличиваются медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг.

Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет - это всё услуги.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

* Доиндустриальное - определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры - церковь, армия

* Индустриальное - определяющей являлась промышленность, главные структуры - корпорация, фирма

* Постиндустриальное - определяющим являются теоретические знания, главная структура - университет, как место их производства и накопления

Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

* аграрная при переходе к земледелию,

* индустриальная во время промышленной революции

* информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

Д. Белл выделяет три технологических революции:

* изобретение паровой машины в XVIII веке

* научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке

* создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

признаки доиндустриальное индустриальное постиндустриальное
Главный сектор производства заготовка 0 обработка сырья услуги
главная рабочая сила крестьяне рабочие служащие, рабочие синформацией и знаниями
основная произв. единица семья предприятие исследовательскийинститут
высший уровеньпотребностей основные бытовые социальные знания, самореализация
основные типыкоммуникации человек-природа человек-машина человек-человек
технология ручной труд механизированные технологии наукоемкие производства
методы принятия решений здравый смысл, метод проб и ошибок эмпиризм, опыты модели принятия решений

Социологические концепции культуры

Социологическая мысль в начале XX в. была направлена на рассмотрение причин кризисного состояния общества и его ценностных систем В связи с этим социологи обратились к изучению различных аспектов культуры и религии. Это в свою очередь стало основанием для появления аксиологического подхода к анализу общества и культуры. Для культурологической мысли это был принципиально важный момент, поскольку привело к появлению новой концепции культуры и к возникновению со-

циологической школы в культурологии, которая объединила тех исследователей Культуры, кто искал истоки и объяснение ее в общественной природе человека и в общественной организации человечества

Идей социологической школы изложены, в частности, в работах американского социолога русского происхождения Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).

Теория культурных суперсистем П. Сорокина. Профессор Гарвардского университета Питирим Сорокин - один из выдающихся представителей культурологической мысли. Его взгляды изложены в 4-томном труде «Социальная и культурная динамика» (1937--1941). На первый взгляд его концепция близка теориям О. Шпенглера и А. Тойнби, однако, в отличие от последних, Сорокин допускает прогресс в общественном развитии. Он рассматривал историю человечества как смену целостных социокультурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс представлялся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.

По Сорокину, культура, в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного данным обществом на определенной стадии его развития. В культуре следует различать два аспекта:внутренний - смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов - и внешний - материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях. Таким образом, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов. Культура же есть явление особого рода, гораздо более сложное и совершенное, чем растительный или животный организм. Она не детерминируется экономикой, а выступает как система значений-ценностей, с помощью которых общество интегрирует энергию, поддерживает взаимосвязь своих культурных институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческой деятельности.

Главными системообразующими элементами культуры являются значимые, смыслообразующие связи, а не пространственная близость или функциональная взаимозависимость. Примерами таких связей могут служить математические уравнения, логические силлогизмы, юридические и этические нормы. Они и лежат в основе подсистем культуры - математики, логики, физики, этики, права, философии и, т.д. Каждая из подсистем характеризуется особым типом смысловых связей. Наряду с этими основными подсистемами существуют также производные подсистемы в виде технологий, экономики, политики. В совокупности они образуют культурную суперсистему, которую нужно отличать от культурного комплекса, состоящего из множества элементов, не связанных


лучших побуждений. Он считал, что уничтожение культурной традиции лишает социальный организм защиты и неизбежно обрекает на смерть.

Для иллюстрации этого утверждения Малиновский приводит ряд примеров. Так, на одном из островов Тихого океана важнейшим элементом обряда инициации был обычай «охоты за головами». Колониальные чиновники запретили его как антигуманный. Но вскоре выяснилось, что процветавшее до этого общество аборигенов оказалось на грани вымирания из-за наступившей дезорганизации - утраты авторитета старейшинами, отказа от обработки рисовых полей и т.п. Приглашенные антропологи выяснили, что «охота за головами» была пусковым механизмом в целой серии обрядов, необходимых для выживания племени. Когда этот обряд совершать перестали, не смогла происходить инициация (обряд взросления), а значит, нарушилась нормальная смена поколений. Кроме того, частью обрядов инициации было совместное рисосеяние. Дело в том, что большую часть времени на острове можно было прожить за счет рыболовства и сбора фруктов. Но иногда случались неурожаи и периоды отсутствия рыбы. На этот случай и существовали резервные запасы риса. И когда случился очередной неурожай, племя с ослабленной внутренней структурой и с отсутствием необходимых запасов риса просто не смогло адекватно отреагировать на эту ситуацию.

Один из важнейших выводов функционализма - признание самоценности каждой культуры. Важнейшая задача культуры - закрепление, развитие и передача потомкам органической системы социальных институтов, исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни. Ведь каждая из этих форм выполняет определенную функцию по удовлетворению как основных (первичных), так и вторичных потребностей людей. Первичные потребности одинаковы у всех людей, но их удовлетворение у разных народов происходит по-разному. Еще больше это относится к удовлетворению вторичных потребностей, что порождает различия между культурами. Каждая культура оптимальна для конкретных условий обитания народа. Поэтому целостность культурной системы нарушать нельзя. Даже варварские (с нашей точки зрения) обычаи местных народов нельзя уничтожать просто так. Вначале необходимо выяснить все функции, которые они выполняют, и подобрать им полноценную замену.

Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде "Социокультурная динамика" (1937-1941).

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является "основой и фундаментом всякой культуры" (Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает "истина чувств" и истина наслаждения;

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. "истина веры" и истина самоотречения;

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, "человеческими умами будет руководить истина разума".

В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры Сорокин наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право - и давая им характеристики.

Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана "на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности" (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. "Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой" (там же. с. 436). Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры". "Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях" (там же. С. 463). Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным.Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества "свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения" (там же. С. 49).

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако "рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...", которые "и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки" (там же. с. 450). По мысли Сорокина, искусство становится "музеем социальной патологии". И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта "мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил" (там же. с. 433).

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета "чувственной" культуры греко-римскую цивилизацию III-IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII век), а к идеалистическому - великую культуру эпохи Возрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем "расколдованном" мире. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении "идеациональной" культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: "Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего".

Литература

Сорокин П. А.Социокультурная динамика. Москва: Директ-Медиа, 2007. - 344 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Питирим Александрович Сорокин (1889--1968) -- основоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем культуры, опубликованная в книге "Социокультурная динамика" (1937-1941) -- одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в.

Для Сорокина историческая действительность -- целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ акцентирует внимание на общих чертах в их исторической судьбе, а также фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи и проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность.

Все культурные системы им делятся на три типа, которые образуют три суперсистемы, противоположные друг другу: идеациональную (сверхчувственную), чувственную (или сенситивную) и смешанную -- идеалистическую культуру, промежуточную между ними. В "чистом виде" в конкретном обществе эти суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются

Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу божественного начала, поэтому религиозна, основана "на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности". Ее черты проявляются в культуре брахманской Индии, Древнего Китая (VIII--VI вв. до н. э.) Древней Греции (IX--VI вв. до н. э.) и в западноевропейском средневековье V--XII вв.

Идеациональное искусство воплощает на религиозную тематику, где доминирующим сюжетами являются как сверхчувственное царство Бога, а героями -- сам Бог, ангелы, святые и грешники, так и тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события: это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой.

Стиль этой художественной культуры символичен и формален. Сорокин характеризует это искусство так: художественный образ идеационального искусства воплощается в архитектуре церковных зданий, выполненных в романском стиле и в стиле ранней готики, в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах, в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.

Высшая идеациональная истина у Сорокина -- "истина веры". Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные.

Идеациональнов право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество карались с жестокостью. Нормы, законы и формы применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки.

Чувственная (сенситивная) культура -- антипод идеациональной. Сенситивная культура - реальна, адекватна восприятию наших органов ощущений.

Она существовала во времена палеолита в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. С XV и по XX в. включительно, этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства -- доставить удовольствие зрителю, слушателю, читателю, снискать у него успех, признание и славу.

Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Чувственное искусство разрушительно по своей природе, и вслед за ним приходит новое идеациональное искусство. В отношении истины целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной "фрагментов науки". Период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, а в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества. Третья суперсистема -- идеалистическая культура -- связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между двумя суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V--IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII--XIV вв.).

Для составляющих идеалистической культуры (искусства, истины, морали, права) действует принцип реальной действительности, многообразия. В ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. П. А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. П.А. Сорокин, как до него О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) -- роста -- созревания -- увядания -- упадка и распада. Но философ был убежден и в том, что так называемая "смерть" культуры не имеет тотального и необратимого характера.

Контрольные вопросы и задания.

  • 1. Как характеризуются проблемы развития культуры "Запада" и "Востока" в европейской культурфилософии?
  • 2. В чём состоит специфика культурологических взглядов Освальда Шпенглера?
  • 3. Почему Хосе Ортега-и-Гассет считается аналитиком культуры 20 века?
  • 4. Что является общим и в чём различие в теоретических концепциях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби?
  • 5. Выявите общие черты моделей культуры А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, К. Ясперса, Э. Гуссерля?
  • 6. В чём сущность зарубежных и российских концепций циклического и линейного развития культуры?
  • 7. Охарактеризуйте концепцию культуры И.Г. Гердера?
  • 8. В чём заключается противоречивость смысла культурологической концепции Ф. Ницше?
  • 9. Назовите общие черты и отличие культурологических взглядов Альфреда и Макса Вебера?
  • 10. Проанализируйте культурфилософские концепции Э. Гуссерля и К. Юнга?
  • 11. Раскройте сущность концепции культуры К. Ясперса?
  • 12. В чём заключается ограниченность психологической интерпретации культуры (в концепции 3. Фрейда)?
  • 13. В чём сущность концепции культурных суперсистем П. А. Сорокина и её отличие от взглядов представителей европейской культурфилософии?
  • 14. Перечислите и охарактеризуйте основные положения марксистской концепции культуры?
  • 15. Раскройте генезис западноевропейской концепции игровой культуры: игра как форма и способ, механизм памяти (освоения, сохранения, передачи и развития) культуры?
  • 16. Опишите основные положения информационных моделей культуры?
  • 17. Что нового в культурологию привнесли постструктуралистские исследования культуры?

Выдающееся место в социологии культуры занимает теория суперсистем П. Сорокина (1889--1968) -- нашего соотечественника, потом подданного США, ставшего классиком мировой социологии. Центральное положение в его теории отводится проблемам социальной целостности и социальной системы. Подвергая обоснованной критике эмпирическую социологию, особенно американскую, П. Сорокин рассматривает историческую действительность как сложную иерархию культурных и социальных систем и подсистем. Основой системного подхода к обществу служит наличие объективной сферы интегрированных ценностей, значение "чисто культурных систем", носителями которых являются индивиды и общественные отношения.

В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под воздействием "двойственной" природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема.

Типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный типы. Выдвигая идею волнообразного движения культурных суперсистем, он исходил из понимания культуры как совокупности всего сотворенного или признанного обществом на той или иной стадии его развития.

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира.

В основе каждой культуры, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный - когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины: чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.

П. Сорокин выдвинул теорию суперсистем, чьей основой служит определенный тип культуры, соответствующий некоему морфологическому началу. В результате тщательного изучения им античной (греко-римской) и европейской культуры за два тысячелетия выделяется два основных типа культуры -- идеациональный и чувственный.

Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека:

1). Идеационального - тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия; преобладает "истина веры",

2). Чувственного - господство чувственности; преобладает "истина чувств"

3). Промежуточных (переходных, "не чистых") - между этими двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры:

а. идеалистического (смешанно-гармоничный), примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс; "человеческими умами будет руководить истина разума".

б. эклектичного (смешанный, негармоничный), примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.

Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.

Поскольку одной из важнейших исследовательских задач П. Сорокина была задача вскрыть социокультурную динамику, процесс изменения культуры, то он не только обозначает существование разных типов культуры, но и указывает на то, что оба "чистых", "полярных" типа культуры -- идеациональный и чувственный -- меняются волнообразно. Центральные темы культур, по его мнению, повторяются, но своеобразно в разных культурах. Своеобразие это П. Сорокин объясняет состоянием психики и религии.

1. -- Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана "на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности", , основано на господствующих идеях. Этот тип характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои воззрения на господствующих идеях, даже если они и примитивны. В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено. Восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности.

Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.

"Это не искусство одно профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой" . Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры". "Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях". Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества "свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения".

Обратимся теперь к этике и праву в идеациональной культуре источником правовых и этических норм является божественное начало, как бы последнее не трактовалось. Нормы считались установлением либо единого Бога, либо мифологических персонажей, героев и предков, имеющих сакральный статус. Поэтому нарушение норм считается святотатством. Изменение и переосмысление норм невозможно. Соблюдение правовых и этических норм не связано с утилитарными целями, эти нормыценны сами по себе, в силу их сакральности. Следуя идеациональной этике, человек приобщается к священному.

2. -- Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной.

Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими. Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путем. Причем опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателем такого искусства являются профессиональные художники. Однако "рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада…", которые "и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки". По мысли философа, искусство становиться "музеем социальной патологии" И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорое всего идеационального искусства.

Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной "из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки".

Этические и правовые нормы в чувственной культуре обосновываются иначе. Право понимается как сугубо человеческое установление, целью которого является обеспечение удобства человеческого общежития. Несоблюдение правовых норм наказывается, но рассматривается лишь как нарушение порядка, а не святотатство. Поскольку правовые нормы создаются людьми, они неизбежно релятивизируются, и не обладают таким авторитетом, как идеациональные правовые нормы. Этика в чувственной культуре базируется не на божественных заповедях, а, как правило, на соображениях удобства и комфорта. Так, греческий мыслитель Эпикур советовал воздерживаться от излишеств, в том числе и чрезмерных удовольствий, поскольку они могут привести к страданию, т.е. создать неудобство. Как и правовые нормы, нормы этики чувственной культуры неизбежно относительны.

3. -- Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип), либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.

а. Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения). Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

б. Эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и рациональных элементов мироощущения. (состояние Европы в первые века н.э., когда ростки христианства противостояли все еще сильному язычеству).

В идеалистической (эклектичный) культуре право и этика базируются и на идеациональных, и на чувственных ценностях. Делаются попытки связать воедино требования человеческой природы и истины веры. Человек может быть счастлив, лишь следуя некому высшему началу. Примером может служить убеждение представителей некоторых современных христианских организаций (не ортодоксальных христианских конфессий), провозглашающих, что человек может быть удачлив в делах и счастлив в личной жизни, лишь "обратившись к Христу". Таким образом, обращение к сверхчувственному получает утилитарное обоснование (полезность), но, тем не менее, считается все же необходимым.

Следовательно, повторяются центральные темы культур во всем многообразии последних. При этом П. Сорокин полагает, что его теория "волнообразного движения культур" применима к египетской, индийской и китайской культурам, в которые он делает краткие экскурсы.

В общем оказывается, что в теории суперсистем П. Сорокина существует только два морфологических начала -- идеальное и чувственное (материальное), -- определяющих тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения. Каждая конкретная форма культурной суперсистемы (язык, мораль, искусство, философия, религия) детерминируется морфологическим началом и является замкнутой в себе.

Однако П. Сорокин не только не принимает концепцию локальных культур, но и отбрасывает ее как "ненаучную". Сорокинская суперсистема не имеет ограничений в пространстве и времени. Культура одного народа не может быть изолированной от культуры другого народа или цивилизации. Контакты между культурами всегда были и далее становятся все более интенсивными; развитие науки, искусства, морали также всегда связано со временем, т.е. с достижениями культуры в прошлом. Все суперсистемы являются фазами исторического кругооборота, причем, по П. Сорокину, на смену господствующей чувственной суперсистеме идет идеациональный тип культуры, который сможет преодолеть современный кризис западной культуры.

Подведя черту можно сказать что, выделенные П.А.Сорокиным типы культуры - это одновременно и по следовательные этапы культурной динамики. Любая культура (если ее естественное существование не прекращается в силу каких-то причин) может проходить в своем развитии эти стадии: идеациональную, идеалистическую (эклектическую), чувственную. При этом ни один из выделенных культурных типов не является "более развитым" или "менее развитым" - каждый представляет собой самостоятельную ценность. Культура может проходить через три описанные стадии несколько раз - концепция Сорокина циклична.

Почему происходит смена одного культурного типа другим?

Согласно П. Сорокину, движение культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как это предполагали эволюционисты. Культуры изменяются в силу их природы -- носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела; тогда приходится обращаться к иным принципам и двигаться к иному типу культуры (в дальнейшем будет показано влияние космоса).

Во-первых, ни один тип культуры не способен создать исчерпывающее описание реального мира и использовать все возможные пути человеческого творчества. Базируясь на каком-то основном принципе, культура как бы отсекает иные возможности. Со временем возможности творческого развития этого принципа неизбежно оказываются исчерпанными, и возникает необходимость перехода к новым ориентирам. Если культура не справляется с этой задачей, она вырождается.

Во-вторых, ни одна культура не является полностью интегрированной. Так, в идеациональной культуре, на ее "периферии" существуют элементы чувственной или идеалистической культуры. Также и господствующая чувствен ная культура не предполагает полного уничтожения элементов культуры идеациональной. И эти периферийные элементы могут стать почвой для формирования нового типа культуры, когда прежний тип исчерпывает свои творческие возможности.


Top