Кто такой святой Валентин? Происхождение и история праздника святого Валентина. М

Скоро, очень скоро.. наступит 14 февраля. Я не праздную этот странный и непонятный для меня "праздник".
Но решила поинтересоваться его историей. И вот что нашла:

Император Клавдий II издал приказ: "Молодые люди, годные для воинской службы, не имели права жениться (между собой!), так как это неблагоприятно отражалось на общем боевом духе армии". Священник по имени Валентин пошел наперекор императору и продолжал свадебные церемонии для влюбленных (воинов-гомосексуалистов), за что и был приговорен к казни и уже посмертно был признан католиками как святой. День «святого» Валентина активно начали отмечать американские гомосексуалисты в 70-х годах, и именно в этот день они заключили первые официальные однополые браки.

Вражеская википедия конечно же не пишет об этом.
Она пишет:
В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, в те далекие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам - выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя - Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви - валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года

Но, так как во вражеской помойке писать может кто угодно и что угодно, веры вики никакой.
А теперь почитаем что думают о празднике Валентина адепты христианского учения и пр.:

Святой Валентин Римлянин (память 6/19 июля), которого в помине нет в православных святцах за 14 февраля, якобы тайно венчал по христианскому обряду влюбленные пары около 270 г. н.э., за что его и казнили. Неоднократное тиражирование легенды ни на миллиметр не приблизило ее к правде. В Житии святого Валентина Римлянина нет и намека на тайные венчания христиан. Зато на середину февраля когда-то приходились римские языческие праздники пробуждения природы от зимнего сна, связанные с культом плодородия. Отсюда и выросли уши «праздника любви». Оно и понятно, в Средиземноморье в это время уже можно узреть пробуждение бурное природы, а вот на родных заснеженных просторах что-то не получается. Вот и не было в огромной России никаких «Валентинов» до самого начала 90-х годов.
Во второй половине XX века западные корпорации, чей бизнес был связан с торговлей подарками, задумались, как бы им избавится от традиционного февральского спада продаж. Рождество отгремело уж давно, а остальные праздники и не думают наступать. Тут-то и пригодился «Валентинов день». За пару десятилетий из никому неизвестного «праздника» выросла целая индустрия Valentine"s Day.

Вся история санта валентина - это история санта барбары, только без телевизора, набор сценарных заготовок, не более. Будучи по всем версиям обезглавленным в 269-270 гг, как он мог венчать кого-то в Римской империи, если Христианство, как религия, было узаконено Миланским эдиктом императора Константина только в 323?!

День Святого Валентина прочно вошел в календарь российских праздников. В этот день принято поздравлять своих возлюбленных и дарить им подарки.
Корни этого праздника уходят в глубокую языческую древность. Тогда он был совсем не праздником любви, а был связан с культом Луперка (или Пана) - покровителя стад.
В Древнем Риме каждый год с 13 по 15 февраля проходили Луперкалии - фестиваль, посвящённый Луперку. В гроте Lupercal у подножия Палатинского холма (где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима) собирались жрецы Луперка из патрицианской молодежи, приносили в жертву молодых коз, а после ритуальной трапезы жрецы разрезали шкуры жертвенных коз, раздевались донага, бегали по городу и стегали всех встречных кусками шкур жертвенных коз. Наиболее охотно подставляли под удары свои тела женщины, ибо считалось, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды.
Этот фестиваль был заимствован римлянами из Аркадии.

Доменико Беккафуми. Луперкалии

После утверждения христианства Луперкалии, а, равно, как и другие языческие празднества, были запрещены. Да как же такое возможно, чтобы женщину-христианку стегал чужой мужчина, да ещё и голый... Но народ привык к празднествам. Надо что-то было дать взамен. И в 496 году Папа Геласий I заменил Луперкалии Днём Святого Валентина.
Надо сказать, что такая замена не единственная. Ведь заменили же древние праздники, посвященные зимнему солнцестоянию Рождеством Иисуса Христа, а праздники, посвящённые летнему солнцестоянию - Рождеством Иоанна Крестителя...
Новому празднику придумали красивую легенду. Император Клавдий II, правивший в 268-270 г.г., много воевал. Император считал, что солдат будет воевать лучше, если у него не будет семьи. И поэтому он запретил солдатам своей армии жениться. Но проказник Купидон, пуляя направо и налево стрелы любви, особенно не разбирался в кого попадут его стрелы. И, бывало что, эти стрелы попадали в солдат армии Клавдия. И что же делать бедному солдатику, когда в него попала стрела, выпущенная проказником Купидоном? Имперские власти ведь браки солдат регистрировать не могли. Высочайший запрет. И тут появляется священник по имени Валентин, который, невзирая на императорский запрет, стал регистрировать солдатские браки, правда, предварительно окрестив брачующихся. О существовании такой нелегальной бракорегистрационной конторы доложили императору. Клавдий приказал арестовать Валентина и доставить его к нему для профилактической беседы. Валентин был арестован и доставлен к императору.
- Так, так. Значит, несмотря на мой запрет, ты регистрировал браки моих солдат? - строго спросил Клавдий Валентина.
- Да. Ибо Бог есть любовь.
- Ладно, бес с тобой, прощу я тебе организацию нелегальной брачной конторы. Но с одним условием: ты принесёшь жертву римским богам. Ну, например, Луперку. Ведь как раз сегодня его праздник.
- А, вот, хрена тебе лысого, тиран! Я в Христа верую. А других богов для меня не существует.
- Ах так. Ну тогда быть тебе без головы.
И священник Валентин был обезглавлен.
Достоверность этой легенды ставится под сомнение. Но ведь согласитесь, легенда то красивая!
14 февраля вспоминается и другой святой с именем Валентин, епископ Интерамны (Умбрия, Италия). Он не только венчал, но и исцелял тяжелые недуги.


Святой Валентин излечивает от эпилепсии

Следует отметить, что сергианская церковь протестует против Дня Святого Валентина. А ведь и Валентин Римлянин и Валентин из Интерамны являются православными святыми. День памяти первого - 6 июля (19 июля по н. ст.), а второго - 30 июля (12 августа по н. ст.).

Светская версия.

Если верить светским источникам история была такова. В Риме при императоре Клавдии II, запретившем своим солдатам вступать в брак, жил священник Валентин. Валентин вопреки императорскому указу тайно продолжал венчать влюбленных, за что его посадили в тюрьму. Клавдий повелел даже казнить священника. И в заключении Валентин будто бы писал записки дочери тюремщика, которая ему полюбилась. Перед казнью молодой священник написал девушке прощальную записку с краткой фразой "от Валентина". Получив эту весточку, дочь тюремщика, будучи до сих пор слепой, прозрела. С этих пор люди почитают этот день как праздник влюбленных.

По церковным данным.

События эти происходили в III веке, когда продолжалось гонение на христианство, начатое еще при императоре Нероне. Государство опасалось, что христианство, как чуждая религия, прогневляет его "богов", и они отвернутся от империи. Кроме того, каждый император носил титул Pontificus magnus (верховного жреца), то есть был убежденным язычником.

В "Житии святых" за 6 июля мы видим священника Валентина, приведенного на суд, но не за то, что он будто бы венчал воинов, а за исповедание Христа Богом. Послушаем же разговор, происходивший между жестоким императором Клавдием, издавшим указ казнить всех христиан, и молодым пресвитером.

— Почему ты, живя среди нашего народа, не состоишь в согласии с нами? Я достаточно слышу о вашем христианском учении и удивляюсь, как ты, будучи умным человеком, прельщаешься пустыми сказками вашей веры? — спросил Валентина Клавдий.

— Если бы ты знал дар Божий, заключающийся в вере нашей, то с радостью принял бы ее, и ты сам, и народ твой, отверг бы ложных богов и сделанных руками еловеческими идолов и исповедал бы Единого Всемогущего Бога Отца и Иисуса Христа, Сына Его, Творца всего существующего, сотворившего и небо, и землю, и море, и все, что в них, — отвечал Валентин.

— Если Христос есть Бог, то почему ты не изложишь мне всей правды о Нем? — спросил тогда внимательно слушавший император.

— О, царь! Послушай меня, и будет спасена душа твоя, расширится царство твое и исчезнут враги твои, ты всех будешь побеждать и здесь будешь наслаждаться временным, а в будущей жизни — вечным царством. Сделай только следующее: покайся в пролитой тобою крови святых, уверуй во Христа и прими Святое Крещение.

Выслушав эти слова, Клавдий предал Валентина одному из главных сановников -Астерию, человеку, известному своим умом, чтоб тот убедил его в том, что вера языческая лучше христианской.

Прибыв в дом Астерия, Валентин молился, чтобы Господь обратил к Себе дом тот и дал ему после тьмы свет, чтобы познал он Бога и Христа в единстве с Духом Святым. Астерий, слышавший молитву святого Валентина, с удивлением спросил, почему он называет Христа Светом. Святой отвечал, что Господь Иисус Христос есть истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

— Если Он просвещает всякого человека, — сказал на это Астерий, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты повелишь.

Валентин попросил привести девочку. Он со слезами помолился, затем положил руку свою на глаза слепой и сказал: "Господи Иисусе Христе! Просвети рабу Твою, так как Ты — Свет истинный". После этих слов девочка тотчас прозрела. Увидев это, Астерий и жена его упали к ногам святого со словами: "Умоляем тебя, делай с нами, что ты желаешь, чтоб стали мы рабами Христа и спаслись наши души". Тогда св. Валентин повелел им истребить всех идолов, находящихся в доме, простить долги должникам и после тридневного поста принять Святое Крещение. Астерий и его жена согласились исполнить все, и святой начал учить их истинам христианской веры.

Через три дня Астерий крестился со всем домом своим. Узнав об этом, император немедленно послал воинов схватить всех живущих в доме Астерия и подвергнуть пыткам, чтобы они отреклись от Христа. Кроме того, он повелел отделить Валентина и еще некоторых христиан от семейства Астерия, надеясь, что вдали от них новокрещенные и еще не испытанные в вере скоро отрекутся от Христа. Но он ошибся. Святой Астерий принял мученическую смерть вместе со всеми домашними, которых он укреплял словами: "Будьте смелы, не бойтесь, ибо Тот, Кто виден был в вавилонской печи с тремя отроками, теперь стоит среди нас".
А святой Валентин с некоторыми христианами был приведен на суд к Клавдию, где по императорскому приказу его без пощады били палками, а затем отсекли мечем голову.

Святой мученик Валентин окончил жизнь славной христианской смертью за Господа, а отнюдь не за то, что тайно венчал римских воинов. И будучи в оковах, не писал он любовных писем к слепой дочери тюремщика, а, подобно всем приговоренным к смерти христианам, молился Иисусу Христу, чтобы укрепил его силы во время страшных мучений.

Языческие корни праздника.

Откуда же пришел к нам этот праздник, названный Днем святого Валентина? Оказывается, он пришел не с христианского Востока и не с католического Запада, но вышел из грубого язычества.

В древние времена в Риме существовал праздник луперкалий, который праздновался 15 февраля. Этот праздник был посвящен Фавну — языческому богу полей, лесов, пастбищ и животных. В этот день жрецы-луперки приносили в жертву Фавну животных. Считалось, что именно в этот день каждая птица выбирает себе пару. Луперкалий были и праздником влюбленных, которому покровительствовали богини Юнона и Фауна. Чтоб сохранить праздник луперкалий, на него был наложен некий христианский "налет.

Вот его мы на самом деле и празднуем…

// Январь 31, 2011 // Просмотров: 5 676

Люди любят красивые легенды. Вот буквально уже на днях мы будет отмечать праздник, построенный именно на одной легенде - День святого Валентина. Вряд ли кто-то точно вам скажет, что это был за такой Валентин и как конкретно он связан с влюбленностью. Вроде как, был такой священник, который кого-то там венчал или не венчал, темна история. Пришла пора покончить с этой неопределенностью. Давайте же узнаем настоящую историю святого Валентина.

Больше одного

И сразу сообщим вам ключевую новость. Валентинов было несколько. Как минимум, двое. В Мартирологе, списке признанных христианских святых, есть упоминания о некоем Валентине из Рима, который по каким-то причинам был обезглавлен в 269 году. И там же можно найти информацию о Валентине Интерамнском, который также был казнен где-то в III веке н.э. за то, что своими проповедями обратил в христианство сына градоначальника города Терни. Его мощи до сих пор там хранятся. Так что какое-никакое доказательство реальности хотя бы одного Валентина у нас есть.

Доподлинно неизвестно, почему Мартиролог упоминает этих Валентинов, как двух разных людей с очень схожей судьбой. Возможно, это был один человек, а может и гораздо больше. Исторические источники о житии многих святых вообще фрагментарны и недостоверны. Город Терни (он же Интерамн) находится в ста километрах от Рима, так что один и тот же Валентин теоретически мог проповедовать и там, и там.

Но самое интересное то, что в связи с праздником 14 февраля в католических источниках упоминается не Валентин из Рима и не Валентин из Терни, а некто третий. Валентин из Африки. Под Африкой в данном случае следует понимать не весь континент, а римскую провинцию, приблизительно на территории современных Туниса и Ливии.

Таким образом, претендентов на звание того самого святого Валентина у нас получается как минимум трое. И все трое никак, на первый взгляд, не связаны с любовью, романтикой и какими-то амурными отношениями. Они были, в первую очередь, мученики. Откуда же взялась в этой истории любовь?

Золотая легенда

Ранние сведения о христианских святых никогда не был надежным источником, они скупы и противоречивы. Поэтому средневековые богословы часто расширяли истории о святых, внося в них что-то свое. И, само собой, они ни перед кем не отчитывались и не сообщали, откуда берут сведения.

Около 1260 года в Европе появилась книга монаха-доминиканца Иакова Ворагинского под названием «Золотая легенда». Говорят, что в последующие века она была второй по популярности после Библии. Именно из этого сборника историй о святых мы и черпаем детальные сведения. Вот только нам не известно, имел ли Иаков какие-то свои источники информации, пользовался недошедшими до нас книгами, устными пересказами или попросту фантазировал.


Именно из «Золотой легенды», например, мы знаем о святом Патрике, изгнавшем из Ирландии змей. Святой Георгий и его победа над Змеем, Мария Магдалина, как блудница, история Животворящего креста и даже житие Богородицы - все это впервые появилось именно в «Золотой легенде».

И именно там содержится история о некоем священнике Валентине, который жил во времена императора Клавдия II. Император тогда запретил солдатам жениться, чтобы они не отвлекались от службы Риму на всякие глупости. И якобы этот Валентин втайне венчал солдат с их невестами. И за это был казнен.

Уже после выхода «Золотой легенды», ближе к XIV веку, история эта начала обрастать новыми подробностями. Как это часто бывает с легендами и сказками, появились дополнительные персонажи. Такие, как, например, слепая дочь тюремщика, которая прочла прощальное письмо Валентина и прозрела. Потом, в устных пересказах, сам святой стал возлюбленным этой девушки, которой он в письме признавался в любви. Написал, так сказать, первую в истории валентинку.

Другая версия гласит, что Валентин был не священником, а римским патрицием, тайным христианином, благословлявшим своих слуг на христианский брак. В этой версии, когда стража «накрыла» подпольное богослужение, Валентин обменял жизнь слуг на свою. И всем им разослал перед смертью письма в форме сердечек. И от этих писем слепые прозревали, а женщины становились красавицами.

Никакие серьезные источники такую информацию не подтверждают. Да и не могут подтверждать. Собственно, даже католическая церковь в 1969 году исключила 14 февраля из списка обязательных для литургического почитания праздников. Так как никаких серьезных доказательств легенде не было, и нет. Хотя, в целом, почитать Валентина не возбраняется, если у кого-то есть желание.

Кстати, православная церковь подошла к этому вопросу с другой стороны. Там дни двух разных Валентинов, Римского и Интерамнского, праздную в две разные даты. И даже не в феврале, а 6 и 30 июля.

Финальную роль в становлении праздника 14 февраля, как Дня влюбленных, сыграл английский поэт Джефри Чосер, который в своей поэме «Птичий парламент» упомянул, что именно в этот день птицы находят себе пары. Но это просто поэтический прием, не больше.

Языческие корни

Откуда же взялась сама дата 14 февраля, если нам не просто не известна дата казни Валентина, но и его точная личность и история? Тут все достаточно просто.

В 494 году римский папа Геласий I развернул кампания по борьбе с языческими пережитками. Одним из таких пережитков был праздник Луперкалий, отмечавшийся в Риме 15 февраля. Это был праздник плодородия и «лихорадочной любви», который сопровождался разнообразными сексуальными ритуалами.


Само собой, христианская церковь озаботилась моральным обликом молодежи. И решила, что языческий праздник надо заменить на какой-то близкий по духу. Так и появился День святого Валентина, только теперь посвященный не лихорадочной языческой любви, а смиренной, христианской и романтичной.

Впрочем, в XXI веке День влюбленных давно уже носит сугубо светский характер. И ничего плохого в том, чтобы в этот день взять и порадовать как-то тех, кого вы любите, нет. Главное, чтобы это было искренне. С этим любой святой бы согласился.

Канонизирован День памяти Атрибуты

птицы; розы; епископ, несущий меч; епископ, держащий солнце

Подвижничество

чудесные исцеления, исповедание веры во Христа

Житие и легенды

Первые достоверные свидетельства о почитании Валентина Римлянина относятся к VII веку и зафиксированы в "Мученичестве Мария и Марфы" (BHL 5543). Что касается Валентина из Интерамны, его житие (BHL 8460) написано несколько ранее, в или VII веке . Оба текста крайне типизированы, их с большим трудом можно рассматривать как достоверное свидетельство.

В ранних списках римских мучеников Валентин не упомянут, бесспорно их почитание фиксируется не ранее начала VII в. Память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного . Есть косвенные свидетельства существования культа святого Валентина в Риме уже в IV веке , что показывает факт возведения двух базилик. По сведениям из римского Хронографа (354 г.), одна - «которая называлась Валентина » - была построена в понтификат Юлия I (337-352) на Фламиниевой дороге («на втором милиарии Фламиниевой дороги, quae appellatur Valentini" »). В то же время, это название может указывать на то, что некий Валентин был ктитором строительства. Вторая построена в городе Терни над предполагаемой могилой Валентина, епископа Интерамского, но о ней упоминается лишь в середине VIII века (LP 1, 427).

Мощи

На обладание мощами св. Валентина претендует множество храмов и монастырей. Несмотря на то, что украшенный венком череп святого давно находится в римской базилике Санта-Мария-ин-Космедин , Ватикан признал мощами останки, извлечённые в 1836 году из катакомб Ипполита на Тибуртинской дороге . Папа Григорий XVI передал эту реликвию кармелитской церкви на Уайтуфраир-стрит в Дублине .

Также на обладание мощами претендуют собор Рокмора во Франции, собор св. Стефана в Вене, базилика в Бальцане на Мальте, церковь св. Петра и Павла в чешском Вышеграде, грекокатолический храм Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе и храм в польском Хелмно . Об осквернении мощей св. Валентина в Троицком костёле города Берестечко повествует И. Бабель в рассказе «У святого Валента» из сборника «Конармия ».

Почитание

На Западе память Валентина Римлянина и Валентина - епископа Интерамны с VII века праздновалась в один день - 14 февраля (см. день святого Валентина).

В католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря св. Валентин был исключён из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий . В России 14 февраля католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия , просветителей славян.

В православии память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 н. ст.) - память Валентина Римлянина, священномученика , пресвитера, а 30 июля (12 августа н. ст.) - память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.

В белорусском городе Смолевичи есть католическая церковь, посвящённая святому Валентину. Также возле неё находится памятник святому.

Напишите отзыв о статье "Святой Валентин"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев, М.: 2002.
  • (рус.) - Святые и блаженные Католической Церкви
  • (биографический радиоспектакль)

Отрывок, характеризующий Святой Валентин

[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.


Top