Марина есипенко и олег митяев неразделенная любовь. Олег митяев - биография, информация, личная жизнь

Олег Григорьевич Митяев. Родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Советский и российский бард, автор песен, музыкант, поэт, актер театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации (2002). Народный артист Российской Федерации (2009). Автор песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

По отцу - русский, по матери - мордвин.

Отец - Григорий Митяев, рабочий, трудился на Челябинском трубопрокатном заводе.

Мать была домохозяйкой.

Старший брат - Станислав Григорьевич Митяев.

С ранних лет активно занимался спортом - плаванием, показывал высокие результаты, мастер спорта СССР.

В Челябинске сменил несколько школ. Сначала учился в школах № 59 и 55, а заканчивал школу № 68. В восьмом классе вместе со всеми одноклассниками мечтал поступать на геолога - их увлекала романтика разведочных экспедиций, песни у костра. Он вспоминал: "Собственно говоря, геологи и вся вот эта романтика гитарная - оно просто витает в воздухе. И весь восьмой класс наш решил поступать в геологоразведочный техникум в городе Миассе под Челябинском. Это было однозначно: все поголовно - и девчонки, и мальчишки".

Однако судьба распорядилась иначе, после школы он отправился в Челябинский монтажный техникум, который окончил в 1975 году по специальности «монтаж электрооборудования промпредприятий».

Как спортсмен, мог добиться освобождения от армии. Однако решил идти служить на флот. В 1975-1977 годах проходил службу в ВМФ в Москве - в охране адмирала флота СССР.

После демобилизации поступил в Челябинский спортивный институт, который окончил с отличием, во время обучения получал Ленинскую стипендию. Петь начал во время учёбы в Институте физкультуры.

С 1981 по 1985 год работал преподавателем в данном институте и заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка» под Челябинском. В 1985 году приглашён на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. К слову, плавание помогло ему спасти нескольких утопающих - под впечатлением этих событий он даже написал несколько песен.

В 1977 году, обучаясь в институте физкультуры, он поехал отдыхать на Ильменское озеро под Челябинском в Миас и попал случайно на фестиваль авторской песни. Ему очень понравилось, Олег решил в следующем году приехать опять. Нужна была песня. И на лекции по плаванию он написал свою знаменитую «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» . Интересно, что профессиональные поэты ее не приняли. Митяев рассказывал: "И я помню, как шел с вокзала по улице Цвиллинга, только эту песню дописал. Решил ее показать одному поэту челябинскому, а он сказал: «Ну и дрянь же!». А теперь ее Кобзон поет. Жванецкий давно отметил: «Бывает, пишешь, пишешь, пишешь. Читаешь - дрянь! Значит, будет хитом»".

Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с которой Митяев стал лауреатом Ильменского фестиваля в 1978 году, стала своеобразным гимном бардовского движения.

В 1979 году в журнале «Смена» впервые опубликуют стихи Олега Митяева. После этого на пути молодого музыканта один за одним начнут возникать люди, неравнодушные к его творчеству. Судьба свела его с , которому он сам позвонил. "Я даже сейчас не помню повода, по какому я с ним встретился, но, в конце концов, эти встречи стали продолжаться. Наверное, если бы ему не было интересно, мы бы, наверное, не встречались", - рассказывал Митяев.

Но самой судьбоносной встречей стало общение с таким великим бардом как . Как-то на ТВ вышла передача, в которой участвовал Митяев. Булат Окуджава ее увидел, позвонил на телевидение, узнал его адрес и сам написал Митяеву в Челябинск письмо, предложил встретиться. Конечно же, Митяев отправился к мэтру. Далее эти встречи стали происходить регулярно. "После встреч, после бесед такое подключение к какому-то другому миру для мальчика из Челябинска из рабочей семьи - многих вещей я просто не понимал, их ценности, их величия, что ли", - вспоминал Митяев. Свой опыт, творческие наставления и заряд вдохновения - весь этот багаж уникальных знаний Булат Окуджава передал молодому музыканту.

Олег Митяев познакомил с Окуджавой многих других молодых на тот момент муыкантов, позже ставших знаменитыми, в частности, .

Олег Митяев, Булат Окуджава, Андрей Макаревич

С 1986 по 1991 год учился в ГИТИСе, закончил его заочно. Вместе с ним учились и , с которым Митяева связала крепкая дружба.

Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым. В 1987 году познакомился с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым, совместно с которым записал несколько пластинок и шесть CD-дисков. В 1992 году Олег Митяев и Константин Тарасов, а также некоторые актеры театра Моссовета поставили спектакль «Большой Владимир», в котором Олег исполнил роль Маяковского, премьерный показ был в Италии.

В 1990-е исполнил несколько ролей в кино, но понял, что это не его.

С 1998 года стал выступать и записываться с музыкантом-мультиинструменталистом Леонидом Марголиным, в 2006 году к коллективу присоединился гитарист Родион Марченко. Митяев успешно гастролировал по всей России и во многих городах Германии, Италии, Франции, Израиля, ЮАР.

Широкую популярность получили его песни «В осеннем парке», «Соседка», «Француженка», «Давай с тобой поговорим», «Сестра милосердия» «Авиатор», «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето», «Лето - это маленькая жизнь», «Соседка» (в исполнении ) и др.

Участвовал в проекте «Песни нашего века».

О секрете бардовской песни говорил: "Я думаю, что важнее не текст и не музыка. Важнее гармония между ними и исполнением. Неизвестно, что бывает раньше. Иногда такие хорошие строчки приходят, что под них меняешь музыку. А иногда специально упрощаешь слова, потому что легкая музыка не выдерживает тяжелого смысла" .

Лауреат премии Фонда русской поэзии «Петрополь» (2001, за книгу «Непраздничные вещи»), национальной премии «Овация» (2001, 2008), премии «Золотой Остап» (2003), Царскосельской художественной премии (2003, совместно с Л. Марголиным; 2009, совместно с Д. Тухмановым, В. Смеховым, М. Есипенко, В. Петровским).

Некоторое время работал с продюсером Александром Шульгиным (бывшим мужем певицы Валерии), закончилось сотрудничество скандалом и судебными разбирательствами. Митяев рассказывал: "Ну, понимаете, я был абсолютно обескуражен, когда человек взялся защищать мои авторские права, и попытался меня обмануть. Он ведь защищает мои права, и действует вместе с юристами - против меня, человека, который вообще в юриспруденции ни в зуб ногой! Мы заключили договор на пять лет. Я его спрашиваю: «вот тут строчка в договоре о том, что договор действителен в течение срока охраны авторского права. А что это значит?» Он отвечает: «Ну, сейчас вот пять лет пройдёт, и мы это обсудим». Оказывается, это на всю жизнь и еще на 50 лет после смерти! Я ему говорю, мол, Саша, давай мы выбросим этот договор и заключим новый. И будем работать дальше - у нас же всё хорошо. Он говорит: «Нет, надо было внимательнее читать договор». Тогда мне пришлось привлечь юристов, и они нашли всякие мелочи, из-за которых этот договор был расторгнут. А так бы я всю жизнь работал на Александра Шульгина!".

Общественно-политическая позиция Олега Митяева

В 2000 году по инициативе Олега Митяева создан благотворительный фонд для поддержки проектов в области культуры, а в 2012 году - Ассоциация «Всё настоящее - детям». Фонд организует ряд крупных проектов: Ильменский фестиваль, Народная премия «Светлое прошлое», Международная ассоциация «Всё настоящее - детям», Детская студия Олега Митяева «Светлое будущее» (г. Челябинск), Молодёжная программа «Открытия», Детский авторский фестиваль бардовской песни «Слушай и скажи».

Фонд финансирует, софинансирует и оказывает помощь в организации издания аудио-, видеозаписей и книг различных авторов и исполнителей. Фонд участвовал в Национальной общественной премии в области авторской песни «Благодарность» (г. Москва) совместно с Фондом Юрия Визбора и Московским городским центром авторской песни.

Из-за авторской песни он поссорился с министром культуры РФ Владимиром Мединским. Митяев пояснял: "Я пришел на встречу с Мединским по поводу фестиваля «Крепитесь люди, скоро лето» и Грушинского фестиваля. И он мне сказал: «Как мне надоела ваша авторская песня!». В общем, так и поговорили".

В то же время дружит с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, известным туристом-водником, часто выступает в Министерстве иностранных дел. Иногда вместе поет с Сергеем Шойгу.

С 2018 года Олег Митяев начал работу по возрождению фестиваля бардовской музыки «Мировые песни» в детском центре «Артек» в Крыму.

Рост Олега Митяева: 186 сантиметров.

Личная жизнь Олега Митяева:

Четыре раза был женат.

О первых браках Митяев рассказывает неохотно. Отмечал, что каждая новая жена - это была большая любовь. "Я приходил и говорил: «Извини, я люблю другую!». Понимаете, ведь бывает так, что прежние отношения уже как-то слегка затухли, быт заел. И вдруг раз - ты влюбился! И ты приходишь и говоришь по-товарищески: «Ты же видишь, у нас же отношения с тобой - сама знаешь, какие. А я там так влюбился!»".

В первых браках родились дети: Сергей (1980 г.р.), Филипп (1984 г.р.; он сменил фамилию на Филипп Август, лидер группы СтимфониЯ), Савва (1998 г.р.).

Все его дети дружат между собой.

Четвертая жена - (1965 г.р.), ведущая актриса Театра имени Вахтангова, народная артистка России.

Впервые на Марину Есипенко он обратил внимание на афише и был очень сильно впечатлен. Потом судьба не раз сводила их вместе. Затем они встретились на вручении премии «Хрустальная Турандот». Он вспоминал: "Такая красивая, холодная, самоуверенная!. А это у неё роль такая была. Она тогда жила-то в общежитии вахтанговского театра. Но тогда я посмотрел на нее и пошел дальше. А потом, уже у театра Вахтангова, я однажды подумал: «Может быть, мне познакомиться с какой-то актрисой? Вот эта хорошая...» Но я оставил эту затею, а потом мы опять встретились, и я ее опять не узнал! Это уже потом выяснилось, что всё это была она одна!".

В 2000 году у пары родилась дочь Дарья.

Фильмография Олега Митяева:

1987-1988 - Игра с неизвестным (документальный)
1988 - Два часа с бардами (документальный)
1990 - Убийца - эпизод
1990 - Сафари - 6 - Берт
2007 - Монологи на фоне красного кирпича, или 20 лет спустя (документальный)
2011 - Олег Митяев. "Фантазии завтрашнего дня" (документальный)

Озвучивание Олега Митяева:

2016 - Непобедимые (документальный) - закадровый голос

Вокал Олега Митяева в кино:

2004 - Одинокое небо
2006 - Короткое дыхание
2010 - Бегство от смерти. Маргарита Володина (документальный) - песня "Француженка"
2012 - Случайные знакомые

Работы Олега Митяева в кино как композитора:

2006 - Короткое дыхание
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя

Песни Олега Митяева:

1978 - Как здорово
1982 - В осеннем парке
1983 - Фрагмент
1986 - За Полярным кругом
1986 - Мой отец
1987 - Давай с тобой поговорим
1987 - Соседка
1990 - Француженка
1995 - Лето - это маленькая жизнь
1997 - Крепитесь, люди - скоро лето!
2000 - Жизнь замечательных людей

Награды и звания Олега Митяева:

2002 - Заслуженный артист Российской Федерации за заслуги в области искусства;
2009 - Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства;
Национальная премия Овация - 2001, 2008;
Царско-Сельская премия. Фонд русской поэзии - 2003, 2009;
Премия «Петрополь». Фонд русской поэзии - 2002;
Премия Телеканал «Ля-Минор» - 2003;
Премия Авторадио - 2014;
Премия Шансон года - 2002, 2006;
«Золотой Граммофон», VIII Церемония награждения народной премией - 2007 (Санкт-Петербург);
Золотая премия - «Признание»;
Премия «Золотое перо границы»;
Благодарность от Всероссийского форума «Южный Урал. Россия без сирот» - 2014;
Премия «Золотой Остап»;
Премия имени Федора Конюхова, номинация «Слово» - 2015;
Премия имени Иосифа Бродского - 2015 (Италия);
Орден «За вклад в культуру» - 25.05.2011;
Медаль «За веру и добро» (постановление от 01.02.11);
Знак отличия «За заслуги перед Челябинской областью» (постановление от 18.12.12);
Орден "Служение искусству - 23.08.2013 (Московский Фонд мира);
Орден почета Кузбасса - 2014;
Орден Петра Великого 1-й степени;
Медаль подвижнику просвещения - почетная награда Общероссийской общественной организации – Общество «Знание»;
Серебряный орден служения искусства от благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»;
Знак «Лауреат премии Кузбасса» (постановление от 15.02.16);
Медаль Феодоровской иконы Божией Матери 1 степени - 2017

О своей личной жизни известный российский бард рассказывать не любит - она складывалась у него непросто. Он был женат три раза, дети Олега Митяева родились от трех разных женщин. Старшего сына Сергея родила ему первая жена Светлана, с которой он познакомился, когда, отслужив в армии, учился на первом курсе института физкультуры. Роман между ними вспыхнул на картошке, после возвращения с которой они сразу поженились. Олег изо всех старался обеспечивать свою молодую семью - получал в институте ленинскую стипендию, да еще подрабатывал в бассейне. Но брак оказался недолгим - по словам самого барда, виной всему стала его новая любовь.

На фото — Олег Митяев с детьми

Он познакомился с очаровательной девушкой Мариной, влюбился в нее, и решил сразу обо всем рассказать жене. Для нее это стало настоящим шоком - Светлана восприняла измену Олега, как предательство, а он оставил свою первую жену с маленьким сыном на руках и женился на Марине. К этому времени Митяев уже окончил институт, а некоторое время спустя его пригласили работать в Челябинскую филармонию. Марина родила Олегу двоих сыновей - Филиппа и Савву, но видел он их очень редко - его полностью захватила гастрольная жизнь. Однако Марина не устраивала по этому поводу скандалов, относилась к его образу жизни с пониманием. Она терпеливо ждала его, занималась воспитанием детей Олега Митяева, а он, тем не менее, страшно ревновал свою супругу, однако сам при этом крутил бесконечные романы направо и налево, которые, в конечном итоге, и разрушили его семью.

На фото — Олег Митяев с женой Мариной Есипенко и дочкой Дашей

Бард в очередной раз влюбился, на этот раз в московскую актрису Театра на Таганке Марину Есипенко. Их роман длился несколько лет, и, в конце концов, Митяев решился уйти из семьи, чтобы создать новую, несмотря на то, что он оставлял жену с двумя детьми, второй из которых был еще совсем маленьким.

На Марине Есипенко Олег Митяев женился, когда их дочке исполнилось уже пять лет.

16 февраля 2016

Накануне юбилея известный бард разоткровенничался и вспомнил, как встречался с Булатом Окуджавой и в армейские годы отказался от карьеры дипломата

Накануне юбилея известный бард разоткровенничался и вспомнил, как встречался с Булатом Окуджавой и в армейские годы отказался от карьеры дипломата.


Фото: Личный архив

Строчки песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» стали негласным гимном всех бардов. Потом были «Лето — это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди, скоро лето» и другие хиты, ставшие народными. 19 февраля музыканту — поэтом он себя не считает — исполняется 60 лет. Хороший повод навестить Олега Митяева.

В кабинете барда множество книг и парных портретов — Олег Митяев с Дмитрием Медведевым в Кремле, с Юрием Шевчуком — в гримерке, с легендарным советским хоккеистом, земляком Сергеем Макаровым — в бане. Есть еще широченная панорама с видами Алтайского края и портреты троих «творческих наставников»: Василия Шукшина, Сергея Есенина и Юрия Визбора. Олег Григорьевич заваривает чай и широко улыбается: «Поехали?»


В 2009 году Дмитрий Медведев вручил Олегу Митяеву нагрудный знак к званию «Народный артист России». Фото: Анатолий ЖДАНОВ

«Я стоял на посту и даже не подозревал о Высоцком»

— Олег Григорьевич, 60 лет для вас — это этап? Подведение итогов, анализ пройденного пути этому сопутствует?

— Да! 19 февраля, в день рождения, в «Крокус Сити Холле» состоятся торжественные проводы меня на пенсию. Вот вам и итог, и подведение итогов. Это событие, о котором я мечтал со второго класса (улыбается).

— Вы о пенсии?

— Это же здорово: на работу ходить не надо, на учебу тоже, деньги платят, делай что хочешь — хоть на рыбалку, хоть в кино. Слава богу, пенсионный возраст в России не изменили, так что 19 февраля моя мечта сбудется.

— Близкие будут с вами в этот день?

— Из близких ко мне на концерт приедут 80 детей из Челябинска — визит организует Благотворительный фонд культурных инициатив, где работает мой сын Сергей. Дети приедут в Москву, пойдут на экскурсию в Кремль, в Третьякову, а потом споют на концерте. А из родных будет мой старший сын Сергей, внук Олег, внучки Настя и Нюша, брат с женой, невестка, а еще Ивановы из Риги (смеется)…

— Ваша нынешняя, третья жена Марина Есипенко тоже наверняка будет рядом. Она — актриса Театра Вахтангова, вы тоже популярный артист. Конфликтов на почве амбиций между вами не возникает?

— Недавно смотрел передачу про семейную жизнь классиков — там были те же самые проблемы. Жить вместе — большое искусство. Дай бог, чтобы на протяжении времени амбиции исчезали и разногласий было меньше. Стараемся (улыбается).

С актрисой Театра Вахтангова Мариной Есипенко певец мог бы сыграть и в спектакле — все-таки ГИТИС окончил в свое время. Фото: Личный архив

— Когда вы знакомились с Мариной, она знала, кто вы?

— Я шел мимо Театра Вахтангова и увидел ее на афише. Кстати, почти об этом написана песня «Она была актрисой, а он — простой полярник…». Да, в то время Марина с подругой Ольгой Чиповской (мама звезды сериала «Оттепель» . — Авт.) слушала песни Митяева. Так что она была в курсе, кто я.

— У вас огромная семья — четверо детей, трое внуков. Успеваете хоть как-то видеться со всеми?

— Сложно. Но объезжаю их по возможности. Когда гастроли или свободное время выдалось. Вообще передвигаться по стране — большое дело! Матушка мне говорила: «Поезжай в Иваново — там у тебя дед похоронен». Это ее отец. Он воевал, умер в госпитале под Ивановом, получив тяжелые ранения, в 1943 году. И вот благодаря профессии я оказался там! Приехал с концертом, а потом привез и детей туда, на кладбище в деревне Балино. Помню, был жаркий день, я тащил их по проселкам, они не понимали, зачем мы туда идем. Кладбище оказалось крайне ухоженным! Как в американских фильмах, знаете? Чистота, травка, обелиски вровень. Но это летом. А сам я впервые оказался там зимой, и надгробные плиты припорошило снегом. Я разгреб обелисков 150, после чего пошел в администрацию и говорю: «Вы бы хоть участки пронумеровали! Схему сделали. Как людям понять, где лежат их родственники?» А они говорят: «За 15 лет вы — единственный, кто приехал». А ведь тогда в Иваново в госпиталь свозили раненых со всей страны. Грустная тема.

— Давайте о более позитивном. Кто из ваших детей чем увлекается?

— Старший Сергей — ему 35 лет — работает в благотворительном фонде, как я уже сказал. Его сын, мой внук, занимается бальными танцами, выступает на соревнованиях и даже выигрывает призы. Средний сын Филипп Август — ему 31 год — создал группу «Стимфония», играют тяжелый рок. Младшей дочери Даше в этом году 15 лет, и пока я не знаю, что определенного рассказать о ней. Просто хороший человек! (Улыбается.)

В компании детей Митяев встретит и 60-летие. Слева направо: Сергей, Филипп, Савва и Даша. Фото: Личный архив

«Булат Шалвович, не пишется!»

— А вы в возрасте 15 лет уже понимали, что станете музыкантом?

— В то время я даже не подозревал, что есть авторская песня. В 1976 году я служил в Москве в ВМФ, охранял адмирала флота Советского Союза. И, стоя на посту, совершенно не знал, что в этом городе в это время творили Владимир Высоцкий и Булат Окуджава. Конечно, почитывал разные стихотворения, но совершенно не думал, что буду писать сам. Сначала мы с комсоргом роты Володей хотели поступать в МГИМО, но потом я прибежал к нему и сказал: «Прости, не пойду я с тобой! Продам какую-нибудь Аляску, а потом отвечай. Лучше поеду в Челябинск, у меня родители старенькие. И поступлю в институт физкультуры». Так и вышло. Вернулся — поступил. И ни о какой авторской песне не подозревал. И только в пионерском лагере в 1977 году после армии меня прострелило: пошли катушечные бобины, на которых были Юрий Визбор, Александр Городницкий, Владимир Ланцберг. Я проникся, начал ездить и перезаписывать эти «катушки». А в 1987 году Булат Шалвович прислал мне письмо.

— Это был шок?

— Еще бы! Он увидел передачу на ТВ с моим участием, позвонил в «Останкино», узнал мой адрес и написал письмо. И я в Челябинске его получил — совершенно обалдевший. Я пришел на занятия в клуб самодеятельной песни «Моримоша», что означало сокращенное от «морить мошек», и показал письмо от Окуджавы, в котором он высказал желание встретиться.

Во время службы в морфлоте Митяев и мечтать не мог о встрече с Булатом Окуджавой. Фото: личный архив

— И вы встречались?

— Не раз. Когда мы говорим о существовании судьбы, то не понимаем на самом деле, что это значит. Где Окуджава и где я? Люди с совершенно разных планет — другое образование, поколение, история. И тем не менее я не раз бывал у него дома в Безбожном переулке и на даче в Переделкине вместе с Константином Тарасовым (постоянным аккомпаниатором Олега Митяева до 1998 года. — Авт.). Мы подолгу разговаривали, и я все время думал: «Какой же интерес я могу для него представлять?» И тогда решил предложить: «Хотите, познакомлю вас с Макаревичем?» Он говорит: «Хочу!» Познакомил. А потом познакомил Булата Шалвовича с «Ивасями» (бардовский дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева. — Авт.). Так и завертелось. Это было бесценное общение. Как-то раз я пришел и сказал: «Булат Шалвович, что-то не пишется!» Он ответил: «Так бывает. Пока читайте». Ведь это рецепт на все времена!

— По-вашему, Высоцкий и Окуджава сегодня могли бы влиять на общество, как тогда?

— Даже не представляю. Когда грянула перестройка и все пошатнулось, непонятно было, что делать. И все повернулись к Окуджаве как к камертону. Потому что все знали, что он не соврет. Это привилегия настоящего поэта. Он не может врать и не смолчит. Проблема в том, что сегодня… Не уверен, что подобное возможно. Вера, надежда и любовь, которые проповедовал Окуджава, — не государственная политика. Недавно я посмотрел фильм новосибирского документалиста Павла Головкина «Темное небо, белые облака». Так вот, это потрясающая работа! Фильм о детской киностудии «Поиск», где ребятишки создают прекрасные мультфильмы. Это то, о чем я долблю многие годы, и есть наша национальная идея — образование и воспитание детей.

«Как распознать, кто герой, а кто подонок?»

— Было ли у вас желание спеть о чем-то подобном и злободневном? Ваши песни обычно пронизаны лиризмом, но не остросоциальны.

— Если бы я знал, про кого и про что надо рубануть, куда ударить, кто подонок, а кто герой, то рубанул бы. Но как разобрать? Информации много, но как выяснить, где правда? Про одного и того же человека и хорошо, и плохо. И кому верить? А казалось, что при наличии интернета стало невозможно соврать. Я много говорил с и Петром Тодоровским на эти темы. Они отмечали, что все вокруг плохо. И я спрашивал: «А как сделать, чтобы было хорошо? Расскажите, покажите, куда идти». Безмолвствовали.

— Такую функцию может взять на себя телевизор? За музыкальными телепроектами следите — « », «Три аккорда»?

— (Машет рукой.) Ой, даже говорить не о чем. Вот у них есть фраза на все времена: «Это бизнес». Как будто это что-то объясняет! Отсутствие вкуса, национальной идеи, мысли. Простой пример. На одном из каналов, когда оставалось 30 секунд до начала следующей передачи, лучшие современные поэты читали свои стихи. В бросовое время! То есть это единственная для них возможность. Позорище.

— Но ведь есть телеканал «Культура»…

— И снова нет! Там существует огромный разрыв между публикой и продуктом. Ведь это передачи для рафинированной интеллигенции, подготовленных людей — концерты из Венской оперы, балет. Человеку неподготовленному сложно получить от этого удовольствие, проще замахнуть стакан водки. Между обычным зрителем и подготовленным — пропасть! А ведь авторская песня — она и есть переходная ступенька к более высокому. Но ее мы нигде не слышим.

— Часто вас посещают фатальные мысли? Вот, к примеру, по вашей мужской генетической линии многие гибли в возрасте 50 — 60 лет…

— Не часто. Да, дед умер около 50 лет. Отец тоже. Но они жили в Курске и в такое время — война, самогонка, курево, тяжелый труд в горячем цеху на трубопрокатном заводе. Наверно, это не карма, а отношение к здоровью. Однако государством все было продумано, оно заботилось о человеке! Отец был из курской деревни, его завербовали на челябинский завод, дали комнату в городском общежитии, потом квартиру, зарплату. Если человек хотел изменить жизнь к лучшему, возможности были. И рабочая честь вызывала уважение. Мы строили коммунизм, возможно, шли не туда. Но человек простой двигался в правильном направлении.


Сын барда Филипп Август создал группу «Стимфония» и играет хард-рок. Фото: vk.com/stimfoniy
А вот таким (в коляске) Филипп Август был, когда его отец был вместе со второй женой Мариной. Фото: Личный архив

«Хотели ярких впечатлений? Я согласна!»

— Как поэт, тонко чувствующий реальность, чувствуете, что нас ждет впереди?

— Нашли Вангу! (Смеется.) Никогда не брал на себя ответственность предсказывать будущее. Более того, я никогда не хотел забираться на трибуну и вещать оттуда.

— По крайней мере, понятно, что экономика сейчас не в лучшем состоянии. А вы в сложных финансовых ситуациях часто говорили себе «крепитесь, люди, скоро лето»?

— Бог уберег. Потрясения я прошел ровно. В перестройку мы с Костей Тарасовым отправились в Германию и дали там за пять лет 400 концертов. И это только для германской аудитории! Немцы делали смешные подстрочники к нашим выступлениям — в одном из них песня «Ермак» была проиллюстрирована схемой битвы хана Кучума и «казакен фюрера» Ермака. Я увидел такую схему впервые.

— Одна из важных составляющих каждого вашего концерта — записки. Что самое неожиданное предлагали слушатели?

— Таких записок довольно много. Например: «Я хожу на ваши концерты много лет, вы для меня стали как родной. Можно, когда я приеду в Москву, остановлюсь у вас дома?» Или: «В прошлом году мы просили написать вас песню о нашем городе, на что вы ответили: «нужны яркие впечатления». Так вот, я согласна».


Теперь бард регулярно гастролирует и собирает полные залы. Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

— Все люди разные. Кто-то и издевается. Но и над священниками глумятся, но они верят в свое. Не сказал бы, что в авторской песне заложена фальшивая интонация. Беда в том, что уровень аудитории катастрофически падает. Даже я становлюсь «элитным» артистом. Уровень обыдления нации растет. Высокое искусство пробуждает чувства, а низкое — инстинкты. И у нас воспитана культура потребления низкого искусства, этим заполнены все каналы.

— Итак, в 60 выходите на пенсию. Чем, кроме рыбалки, хотите заняться?

— Надеюсь, что в целом все останется, как и есть. Просто пенсия — это одна из мечт. А у меня их целый список, и напротив почти каждой есть цена. Кто-то всегда может помочь с их исполнением — купить автобус детишкам нашего лицея, к примеру. За что им огромное спасибо. Нет цены только у мечты № 4.

— Что это за мечта?

— Дотащить раскладушку до поля, «в разомлевшего клевера запах», лечь и спокойно, оторвавшись от земли, полететь путешествовать по земному шару.

Личное дело

Олег Митяев родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. В детстве хотел стать кинологом. Окончил техникум по специальности «монтаж электрооборудования промышленных предприятий». Окончил Челябинский институт физической культуры по специальности «тренер по плаванию». В 1986 году поступил в Москве в ГИТИС. Писать песни начал в 1978 году, а потом и исполнять их на концертах — сначала вместе с Константином Тарасовым, потом с Андреем Барановым, а затем и до сих пор с Леонидом Марголиным и Родионом Марченко. Записал более 20 альбомов, выпустил полтора десятка книг со стихами песен, снимался в документальных фильмах. Лауреат множества музыкальных и поэтических премий. Член Союза писателей. Народный артист России. Был трижды женат. Нынешняя супруга — Марина Есипенко, заслуженная артистка России. Четверо детей: Сергей, Филипп Август, Савва и Дарья.

«Наденька! Ты вышла замуж за смертного?!» Эту фразу на протяжении почти всего сериала «Моя любимая ведьма» частенько повторяла ее героиня, Маргарита Николаевна, могущественная и очень современная Баба Яга, своей единственной дочери, которая осмелилась ослушаться родителей и создать семью с обычным человеком. Не узнали еще, кто же это? Секрет прост: талантливая актриса и просто красивая женщина Марина Есипенко.

«Как понять вас, Марина?»

Зрители, как театральные, так и наблюдающие за ее игрой дома, у телевизоров, обычно видят ее женщиной строгой, иногда стервозной, жесткой, имеющей огромные амбиции. Но, как это ни странно, оказывается, что далеко не все, что мы можем лицезреть воочию, является таким на самом деле. Вот поэтому, чтобы понять, какая она, настоящая Марина Есипенко, стоит хотя бы однажды ненадолго бросить свой взор на ее личную жизнь, которая обычно не выставляется на всеобщее рассмотрение. И только тогда можно прочувствовать, насколько она в обычной жизни отличается от образов, ею созданных.

Она выглядит настолько хрупкой, эфемерной и миниатюрной, что невозможно поверить в то, что летом прошлого года ей исполнилось 50 лет. Но это абсолютная правда.

Детство и мечтания

Марина Есипенконачала свой жизненный путь 30 июля 1965 года в Омске. Семья жила в бараке, где была печка. Чтобы семья не замерзала, папа Марины топил эту печку дровами. С этого времени в девочке поселилась уверенность в том, что для своих детей родители могут сделать все, что в их силах. Главное, чтобы детям было хорошо.

Актерская профессия вряд ли была пределом ее детских мечтаний, но судьбе было угодно именно так. Высшее образование будущая актриса Марина Есипенко обрела в Высшем театральном училище имени Щукина. Сразу после окончания она пришла в стены где выходит на сцену и по сей день. Возможно, из-за этого ее поклонники знают ее именно как приму театральную, ведь, собственно говоря, таковой она и являлась многие годы.

Марину Есипенко считают подлинно вахтанговской актрисой. Настолько она благородна истинно по-аристократически, летяще-свободная, очень звонкая и стройная, как березка, музыкально одарена. Как и у остальных настоящих вахтанговцев, ее амплуа невозможно определить.

Ее ролями были Оля в «Кабанчике», Абигайль в «Стакане воды», принцесса Турандот в новой редакции пьесы Гоцци... А из четырех поставленных спектаклей на сцене вахтанговского театра Марина Есипенко играла в трех.

В последние годы она стала участвовать в меньшем количестве спектаклей, но в каждом из них есть своя изюминка. А зрители теперь могут видеть Марину Николаевну не только на привычной сцене, но и в киноролях: Анна Татищева в «Александровском саде», Надежда Лифанова в «Пете Великолепном», Тамара Нечаева в «Братьях по-разному».

Актриса существует в профессии очень чисто, глубоко и серьезно. Благодаря такому настрою, она замечательно сохранила саму себя и свои творческие силы. Она не останавливается на достигнутом, а постепенно восходит, озаряя окружающих своим талантом.

Муж неофициальный

Дважды была замужем Марина Есипенко. Личная жизнь актрисы как бы делится пополам: жизнь с мужем неофициальным и жизнь с официальным супругом. Об этом стоит рассказать подробнее.

Первым, хотя и неофициальным, мужем актрисы был небезызвестный актер, музыкант и бунтарь Они начали встречаться еще в юности во время учебы. Их отношения продолжались целых двенадцать лет.

Сейчас, спустя большой промежуток времени, Марина Есипенко вспоминает о нем как о взбалмошном, неугомонном, склонном к эпатажу мужчине. А чем старше он становился, тем все эти качества становились ярче. Они достигли невероятных размеров.

Муж официальный

Ее вторым мужем (а если взять официальную сторону, то единственным) является Олег Митяев — бард, которого знают практически все, кто хоть немного знаком с музыкой. Этот мужчина диаметрально противоположен тому, из юности. Актриса Марина Есипенко, биография которой с появлением Олега стала пестрить только яркими событиями, всегда говорит, что только благодаря своему любимому человеку она способна чувствовать себя защищенной от невзгод счастливой женщиной. Теперь она не ищет разнообразные способы заработка и не хватается за все роли подряд, не обращая внимание на то, нравится ли ей сценарий или нет. Марина и Олег не только оберегают свой домашний очаг, но и работают вместе: они являются ведущими церемонии вручения премии «Светлое прошлое».

Именно в этом, самом настоящем супружестве у Марины и Олега появилась на свет дочка Даша. Для барда это четвертый ребенок. Для Марины — первый, долгожданный и поздний. Поэтому она старается дорожить каждым мгновением, проведенным с любимой дочкой. Актриса не очень хочет, чтобы дочь получила ту же профессию, что и она. Но женщина пообещала себе, что в вопросе выбора профессии последнее слово останется за Дашей. А она, как настоящая мать, всегда поддержит дочку и поможет, если это понадобится.

Никита Джигурда дико ревновал Марину к Гордону и Суханову, а по ночам водил на кладбище

На канале «Россия» продолжается показ сериала «Все только начинается». Одну из заметных ролей там играет нечастая гостья на экране - прима Театра им. Вахтангова Марина ЕСИПЕНКО. Совсем скоро Марина Николаевна отметит 50-летие, с которым, конечно, ее готовится поздравить супруг - знаменитый бард Олег МИТЯЕВ. Предыдущий спутник жизни актрисы - Никита ДЖИГУРДА - тоже не захотел оставаться в стороне от важной даты и через нашу газету поделился воспоминаниями о непростых, но счастливых совместно прожитых годах. К Никите присоединились и другие не посторонние для Марины люди.

Мы с Мариной однокурсники по Щукинскому училищу, - начал рассказ Джигурда. - Встретились в 83-м при поступлении, когда Есипенко нашему мастеру Евгению Симонову на вопрос «Для чего вы пришли в театральный вуз?» прямо ответила: «Чтобы стать гениальной актрисой!» Это отличалось от того, что говорили другие, и я сразу понял, что она будет моей! Ненакрашенная, независимая, гордая, настоящая сибирячка. Я взял ее на абордаж!
Подруга Марины по ее родному Омску, режиссер Елена Шиляева, хорошо помнит те годы:
- До поступления в Щуку мы играли в самодеятельном Омском народном театре поэзии у Любови Ермолаевой. Еще на родине Марина (дочь медсестры и водителя «скорой помощи») стала примой, гениально исполняла роль в «Утиной охоте». Из девяти человек, кто у нас поступал из Омска в те годы, только Есипенко выросла в настоящую звезду. Правда, прошла она лишь на второй год. В бытовом плане тогда приходилось туго: мы питались только макаронами, денег вообще не было, как возвращались после экзаменов из Москвы домой, одному Богу известно! Спасибо добрым людям за помощь. И это при том, что мы обе были еще практически детьми, такие наивные, чистые. До Джигурды у Марины никого и не было, а с ним случился бурный роман, растянувшийся на 12 лет.

Сам Никита тоже не скрывает, что взял девушку нецелованной:

Марина оказалась единственной девственницей в моей жизни. Я их - ни до нее, ни после - никогда не трогал, потому что очень ответственный товарищ. А вот перед Есипенко не устоял. Наш мастер Симонов мне говорил, что, если бы не я, Маринку из вуза быстро отчислили: поначалу она вела себя дико - такая отчаянная целомудреница, но очень настоящая! Она по-своему воспринимала эту студенческую ерунду, мы ходили в Театр на Таганке, бегали по крышам, гуляли ночью по Ваганьковскому кладбищу, куда приходилось перелезать через забор (там похоронен кумир Джигурды - Владимир Высоцкий, у могилы которого Никита часто пел его песни. - Г. У.). При мне Марина расцвела. На втором курсе ее взяли в Театр Вахтангова на роль принцессы Турандот - вот что с ней любовь ко мне сделала!
По словам короля эпатажа, со временем на его спутницу стали обращать внимание другие однокурсники, теперь - весьма известные:
- Саша Гордон (с ним Марина играла отрывки из «Чайки». - Г. У.) был в нее влюблен. Но я всегда оказывался рядом: молодой, горячий, мог начистить рожу кому хочешь. А потом мы втроем - я, Марина и Гордон в 1985 году подняли бунт против парторга нашего вуза. Не нравилось, как нам промывают мозги, и мы смогли добиться снятия этого партийца. Уникальная ситуация для того времени! Осмелев, мы написали письмо в Министерство культуры, пытаясь добиться замены руководства нашего института. Марина отчаянно бросалась на приходящих на беседу кагэбэшников с криками: «Фашисты, негодяи!» После этого еще больше наших мальчишек стало на нее засматриваться.

Никита уверяет, что еще одним его соперником оказался Максим Суханов:
- Во время репетиции спектакля «Стакан воды» у Марины и Максима начался, как бы это помягче сказать, флирт. На тот момент мы с Есипенко уже лет пять были вместе. И тут, продолжая любить друг друга, расстались на полгода. Конечно, она вольна была экспериментировать с кем угодно, из-за того что, возможно, с первым мужчиной ей и скучновато стало, и захотелось другого опыта. Но спустя несколько месяцев сошлись опять. Она призналась мне в любви, и еще лет шесть мы были вместе.

Сама Марина несколько лет назад в интервью моей близкой подруге - Инессе Ланской - рассказала о своих взаимоотношениях с Джигурдой:
- Вот я себя иногда спрашиваю: «Как прожила столь долгое время с Никитой?» Да, он - моя первая большая любовь. И я, как всякая правильная девочка, считала, что это навсегда. Впрочем, что ни делается, все к лучшему. Если бы я не имела такого предыдущего опыта, не понимала бы, какое счастье у меня сейчас с Олегом Митяевым. С Никитой-то мы жили сначала в общежитии, потом скитались по коммуналкам. Может, отношения с ним стали для меня испытанием, посланным свыше?
С этими словами согласна и приятельница нашей героини Елена Шиляева:
- Никита взрывной, импульсивный, а двое таких - это много. Джигурда сам то уходил от Марины, то возвращался. А она никогда его ни в чем не упрекнула. Это о многом говорит!

Полеты во сне и наяву

При знакомстве Марина дала мне журнал, где была напечатана знаменитая повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имена Джонатан Ливингстон», - поведал Джигурда. - Она сказала «Это про тебя, почитай». Оказалось, и правда про меня. Я и по сей день живу в безбашенном полете, а Маринка выбрала другое - семью, материнство. Увы, после разрыва со мной Есипенко не сыграла ни одной весомой роли - ни в театре, ни в кино. Все это не идет ни в какое сравнение с ее образами Турандот, Клеопатры, что она воплощала при мне.
Именно я ее познакомил с Митяевым. Это случилось, когда мы уже расстались. А то, что она ушла от меня к нему, как пишут в газетах, такого не было. Олег мне должен ящик шампанского за то, что я ему воспитал такую женщину! А ей самой я очень благодарен за то, что она была в моей судьбе и книгой Баха направила меня в космос. При расставании я Есипенко сказал, что не надо бояться эзотерики и того, что я уходил в 20-дневное голодание. Я просто хотел постичь, что постигали великие Пифагор, Платон, Сократ. Психология Блаватской и Рериха интересовали меня и 20 лет назад, и сейчас, а Марину - нет. Есипенко умоляла меня прекратить заниматься всем этим, дескать, от лукавого, от сатаны. Окружающие ей то же самое жужжали. Наших разговоров Марина боялась как огня, а вот свою нынешнюю жену Анисину я пленил этим полетом, действиями духовной «Камасутры»!
Конечно, не все дамы готовы поддаться подобному напору, и Есипенко порой с жалостью говорит о других женщинах Джигурды. А вот о своем муже Олеге Митяеве - всегда с восхищением:
- Мы познакомились с Олегом в Сочи на фестивале. Он на тот момент был женат. Но, как всякий благородный человек, он никогда и ничего себе бы не позволил, если б в его той семье отношения не исчерпали себя. С бывшей женой Олега мы не общаемся. Думаю, она меня не простила, на что имеет полное право. У Митяева есть трое сыновей от предыдущих отношений. А у нас родилась дочка Даша. И я счастлива, что именно тогда мне Бог послал ребенка, а не раньше. Всему свое время.


Джигурда считает, что у Есипенко и Митяева замечательный брак:

Я видел их по ТВ, как они великолепно поют вместе. Хотя Митяев мало повлиял на жену, ведь у нее были задатки гениальной актрисы, а он вкладывался в себя, в семью, а не в нее конкретно. У них хорошая дочка. Думаю, я бы Даше понравился! Накануне 50-летия Марине я пожелаю сыграть в антрепризном спектакле со мной. Уверен, получится великолепно!
Наталья Меньшикова, помощник многих легендарных режиссеров из родного для Есипенко Театра им. Вахтангова, считает, что у Марины все впереди:
- Петр Фоменко называл ее не актрисой, а «брызгами шампанского». Я с ним полностью согласна. У актеров многое зависит от удачи, а Мариночке она всегда сопутствовала в профессии. К тому же она хорошая мама, жена, дочка. Очень горестно, что совсем недавно ушла из жизни ее мама Мария Григорьевна, до этого она тяжело болела. Марина заказала для нее специальные ходунки, надеялась, что мама поднимется. Но, увы, Мария Григорьевна так и не успела ими воспользоваться.
Жизнерадостный Иван Шабалтас, с которым наша героиня снималась в сериале «Все только начинается», буквально потерял от нее во время работы голову:
- Мариночка - потрясающая женщина. По фильму я влюблен в нее. Да и в жизни, когда Есипенко впервые увидел на сцене Вахтанговского театра, влюбился, о чем она знает. И пусть Олег не ревнует!
В картине мы жили только на приколах: выпендривались, постоянно хохотали, расставаться было тяжко... 50 лет - немного. В этом возрасте женщина еще совсем ребенок.

Цитата

Олег МИТЯЕВ в интервью Первому каналу:
- Конечно, хотелось, чтобы у меня была скромная трудолюбивая покладистая деревенская женщина с пирогами, но досталась вот такая: яркая, привередливая, со своими представлениями. И приходится как-то подстраиваться. В таких женщин, как Марина, обычно влюбляются, а женятся на других. А мне не повезло, я и влюбился, и женился на ней же и вот теперь живу.


Top