Моральные ценности и их роли в обществе. Нравственные ценности и их роль в жизни

В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.

Абсолютизация материальных ценностей привела к изменению моральных, политических ценностей и духовной деградации личности.

Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.

Сегодня любой согласится с утверждением о том, что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших. Важнейших прежде всего потому, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом. П. Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального мира, так и мира международного. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают... увеличиваются шансы международной или гражданской войны...».

Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом), выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей и сохранения тех, что были накоплены предшествующими поколениями. Все это тесно связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе, расколотом на группы и группки и лишенном единой объединяющей платформы. Этот раскол есть прямое порождение ценностного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, которая подразумевала наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему воспитания и пропаганды.

Разрушению этих ценностных ориентиров не сопутствовало появлению сколько-нибудь равноценных новых. Отсюда достаточно очевидным образом берут свое начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный вакуум, метание от одних ценностей к другим и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы и изменения мировоззрения.

Ценности в процессе развития общества, безусловно, меняются; то, что было ценностью вчера, может перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с появлением новых ценностей Рыбкина И.В. «Роль ценностей в современном обществе»Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А. П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000. - 128 с. (Сер. Философские беседы.).

Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, представляют ту сторону окружающей действительности, которая непосредственно воздействует на человека.

Учитывая это обстоятельство, можно определить роль ценностей в современном обществе. Через освоение многообразных ценностей человек социализируется, т. е. приобретает социальный опыт, социальную информацию, приобщается к культуре. Действуя в рамках этого, человек создает новые ценности или сохраняет старые, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества.

Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как ценности материальные. Их потребление не является пассивным актом, напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.

В современном обществе можно принимать или не принимать тот или иной идеал. Но есть какие-то общие тенденции, которые следует принимать в расчет. Если есть зло, есть и добро, есть человечность, красота, радость, счастье. Только это и поможет сохраниться обществу, новым поколениям.

мораль моральная ценность

Ценность - понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему).

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности.

Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами. Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией . Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью и социально сформировавшейся. Моральные регулятивы, общественно детерминирующие поведение людей, преломляясь сквозь внутренний мир человека и обретая подлинно гуманистический статус, становятся нравственными ценностями личности.

Главными нравственными ценностями личности являются:

Добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) - главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного;

Долг и моральный выбор (моральная ценность, присвоение которой личностью, демонстрирует степень ее нравственной зрелости, гуманности , духовности);


Смысл жизни (безусловная моральная ценность, наделяющая жизнь человека цельностью, направленностью, осмысленностью);

Совесть (моральная ценность, показывающая способность личности к нравственному самоанализу и самооценке);

Счастье (моральная ценность, раскрывающая моменты высшего удовлетворения личности своим бытием, проявляющиеся в профессиональном успехе, духовной и личной самореализации);

Дружба (моральная ценность, духовная близость личностей);

Любовь (духовное и физическое единение людей);

Честь (социальный и нравственный статус личности, достигнутый благодаря ее усилиям и заслугам);

Достоинство (безусловная нравственная ценность любого человека как представителя человеческого рода);

- патриотизм , гражданственность (признание их в качестве ценностей означает нравственную и человеческую зрелость личности);

Синтезом нравственных ценностей выступает нравственный идеал - обобщенной представление о добре определенной эпохи, персонифицированное в образе совершенной личности (рефлектируемой индивидуальным нравственным сознанием в качестве образца для подражания).

Нравственные ценности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их значимость повышается при полном их усвоении личностью. Необходимо отметить, что нравственные ценности и во внутреннем мире личности, и в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с эстетическими, религиозными ценностями, либо с атеистическим восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества.

Каждый, кто пытается гармонично вписаться в современное общество, так или иначе, задумывается – что такое моральные ценности, кому они выгодны и какими бывают?

Персональные моральные ценности – это ваша собственная система координат для оценки всего сущего.

Это внутренние весы, на которых вы взвешиваете чужие и свои поступки, слова, решения, и ставите вердикт. Хороший человек или плохой? Правильное решение или не очень? Судить за проступок или простить?

Ценности бывают положительными (мы скажем «это хорошо», «это проявление Добра») и отрицательными (по аналогии – «это Зло», «это плохо») .

Моральные ценности: что это на самом деле?

Примерные ценностные ориентиры (при мудром воспитании) закладываются еще в детстве. Кому из нас не знакомо стихотворение «Что такое хорошо…» (Маяковский).

В конечном итоге, вся внутренняя мораль основывается на понимании двух вещей – что есть Добро и что есть Зло, – и тончайших нюансов между ними.

Рейтинг моральных ценностей имеет и свою иерархию. Важно, какие ориентиры человек ставит выше остальных.

Стандартные моральные ценности у всех народов очень похожи. Общая картина такова: окружающим нельзя вредить, а свои помыслы и труд надо направлять на благо.

Во всем мире ценятся достоинство, честь, честность, любовь, доброта, свобода, верность, справедливость, взаимопомощь, трудолюбие и уважение.

Этот свод важных заветов является ориентиром для каждого в многонациональном мире, страстной попыткой определить черты Добра и Зла и встать на верную сторону.

Ценностная ориентация – это своеобразное внутреннее «руководство к действию» .

Раздумывая об этической стороне проблемы, отваживаясь на сомнительный поступок, решая вопрос в свою пользу, каждый должен обратиться к собственным моральным принципам и ценностям и дать оценку вероятным действиям. И лишь после этого «нажимать на спуск».

Моральные ценности: у каждого – свои

Известный факт – каждый видит мир со своей колокольни. И этот воображаемый пейзаж (в особенности – его краски), во многом зависит от моральных ценностей смотрящего.

Граница допустимого и недозволенного с точки зрения общества порой так тонка, что каждому приходится самостоятельно оценивать ситуацию .

Простой пример: два сотрудника офиса заметили, как их коллега без спроса взяла конфету со стола отсутствующей секретарши, съела ее и не призналась.

Первый свидетель – человек строгих моральных правил, он сразу же осудит легкомысленную даму: это воровство, неуважение, ложь!

Другой лишь улыбнется, потому что куда проще относится к подобным казусам, и расценит проделку коллеги, как милую шалость.

Кто из них ближе к истине, определить не удастся: у каждого индивида на планете свой свод моральных правил и ценностей.

Любая оценка субъективна и недоказуема . Она лежит в пределах сознания, и невозможно определить, чей взгляд мудрее, чьи принципы важнее .

Наконец, стоит подумать о женщине-воришке и о секретарше. Как обе расценят ситуацию, и приведет ли это к конфликту?

Потерпевшая лишь посмеется, когда обнаружит пропажу, или же закатит скандал? Расскажут ли свидетели о том, что они видели? Что посчитают более ценным: честность или верность другу?

О чем говорят моральные ценности?

По тому, какие у персоны моральные ценности, можно судить о ее духовном и социальном развитии, вере, воспитании. А то, какие нормативы приняты в целом обществе, говорит об уровне гуманности (человечности) внутри него.

Чем цивилизованнее и образованнее страна, тем острее в нем стоят вопросы морали и нравственности.

Важный момент – как собственные моральные ценности влияют на ваше поведение . Персональный свод законов и критериев оценки бытия не только позволяет вам делать выводы о происходящем вокруг.

Он контролирует и ваши действия! В зависимости от внедренных на подкорку создания нравственных догм, вы либо совершите какой-то поступок, либо – нет.

Вернувшись к нашей нечестной воришке, мы поймем, что себя она не казнит и виновной в мелкой краже не считает. Для нее этот проступок – нормальное явление, а не грехопадение на глазах у коллег. Но пойдет ли она дальше?

Зачем нужны моральные ценности?

Следование общепринятым нормам морали и внутренним ценностям помогает человеку вести гармоничную и бесконфликтную жизнь в обществе.

Тот же, чей персональный свод правил и оценок не вписывается в общую картину, скорее всего, будет вынужден жить обособленно, замкнуто.

Совершая действия, которые другими расцениваются как негативные (вредоносные, оскорбительные), индивид вызовет лишь порицание и непонимание. К таким людям, потерявшимся среди морали и нравственности, относятся социопаты .

Кроме комфортного существования в социуме, моральные ценности дают нам гордость за хорошие дела, а также чистоту перед своей совестью и перед законом.

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что входит в понятие

Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.

Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:

  • человеческих суждений о сущности жизни;
  • обязательств перед социумом;
  • потребности уважения других людей.

Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:

  1. бытовой;
  2. семейной;
  3. коммуникативной;
  4. рабочей.

Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Система нравственных принципов

Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.

Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.

Авторами статьи исследуется проблема морально-нравственных ценностей в современном социуме. Подчеркивается, что человек становится человеком только благодаря приобщению к ценностям человеческой культуры, моральным ценностям. Авторы доказывают, что, несмотря на кризисное состояние современного социума, морально-нравственные ценности относятся к категории высших человеческих ценностей. Ключевые слова: мораль, нравственность, ценность, человек, мир, пространство современного социума, кризис.

В настоящее время кризисная ситуация, вызванная стремительно развивающейся глобализацией мирового пространства, углубляет как экономические, так и социальные противоречия в обществе. Сегодня эти противоречия свидетельствуют о цивилизационном сдвиге, нарушении гармонии существования человеческой цивилизации, возникновении противоречий во всех сферах жизни. Зададимся вопросом: почему противоречия вызывают дисбаланс в социуме как единой, упорядоченной системе? Противоречие, как таковое, утверждает тождество изначально различных объектов социального и духовного бытия человека, тем самым порождая хаос и путаницу в представлениях, понятиях, осыслении жизни.

Вполне закономерно, что эта кризисная ситуация находит свое отражение в бытии каждого человека, начиная с морально-этических противоречий между людьми и, заканчивая войнами между государствами. Такой стремительно изменяющийся мир, со смещением жизненно важных координат, вселяет в человека растерянность, «выбивает» его из обжитого, хорошо знакомого пространства бытия, и бросает в незнакомый, а потому пугающий мир «здесь бытия», где царит отсутствие определенности формы, зыбкость жизненных ориентиров. Естественно, подобный мир бросает человеку вызов, заключающийся в испытании его способности правильной моральной, нравственной ориентации в этом мире, способности принимать решения, адекватные человеческой сущности его бытия. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что человек становится человеком только благодаря приобщению к ценностям человеческой культуры.

Это объясняется тем, что человек существует не только в мире вещей и процессов. Он существует, бытийствует, прежде всего, в мире ценностей и, порождаемых этими ценностями, мире смыслов. Ценности задают цели существования человека, этими жизненными целями и обеспечивается формирование, трансляция ценностной общечеловеческой культуры. Именно аксиология как наука о ценностях, создала фундаментальные основы для развития современного человекознания. Категория «морально-нравственная ценность» выступает в качестве человекомерного ориентира, определяющего сущность ценностного подхода человека к развитию себя как неповторимой, индивидуальной личности и осмыслению социальных проблем современного ему общества. «Ценности моральные - одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья» , - читаем в Словаре по этике.

Таким образом, моральные, нравственные ценности относятся к категории высших ценностей, побуждающих человека к осуществлению правильного выбора между добром и злом, истиной и ложью, жестокостью и милосердием, враждой и миром в пользу добра, истины, человечности. Но как трудно, порой, бывает сделать этот правильный (моральный) выбор! Что стоит за таким простым и хорошо знакомым нам понятием «правильный моральный выбор»? Каждый из нас найдет свой ответ на этот вопрос. Одним из вариантов ответа может быть следующий: «Осуществить моральный выбор - это и значит выбрать мораль, преодолеть аморализм как растерянность, дезинтеграцию» . Безусловно, моральные ценности, выработанные культурой, только тогда могут быть органично восприняты человеком и присвоены им на личностно- смысловом уровне, когда они пережиты лично: интеллектуально, эмоционально, чувственно. Поэтому бытие человека в мире моральных ценностей - это процесс его духовного общения с миром и собой как частицей этого мира. По сути, вся жизнь человека - это постоянное борение, борение с собой, явлениями окружающего мира, это преодоление одних сил другими. То же относится и к ценностям: одни ценности, с течением времени, как будто бы утрачивают свою актуальность, отступают на задний план; другие же, наоборот, приобретают актуальную значимость и статус наиболее доминирующих в современном мире.

Однако, благодаря этому извечному противостоянию, продолжается жизнь на Земле, эволюционирует, развивается человек. Посредством плетения этого «кружева» «человеческого, слишком человеческого»: мыслей, чувств, эмоций, утверждаемых ценностных начал, - творится пространство бытия человека. По моему глубокому убеждению, человек - это рожденный смысл. В процессе бытия он открывает себя миру как собственно имманентный смысл, отличающийся самоценностью. Этот имманентный смысл вступает во взаимоотношения с окружающими механизмами социальной интеграции и дезинтеграции. Так создается разумный, обладающий самосознанием, человеческий мир. Взаимодействие людей друг с другом, обмен чувствами, информацией, опытом - это встречи в осмысленном мире, поскольку мир людей - это мир смыслов и способов их трансляции. Смысловое понимание и принятие моральных, нравственных ценностей доступно человеку этическому, то есть, человеку, вобравшему в себя все наследие общечеловеческой морали. Моральные ценности образуют в сознании человека своеобразную иерархическую лестницу, «пирамиду» ценностей, они являются умозрительными ценностями (ценностями убеждения) и практическими, воплощенными в конкретное действие, поступок (ценностями поведения). Разнообразие этих ценностей создает чувственную, эмоциональную полноту жизни человека, ощущение наполненности его существования, делает возможным участие человека в создании и развитии жизненно важных ценностей.

Но желание человека творить добро, утверждать нормы человеческой морали без соответствующих практических действий, поступков, - остается лишь желанием, беспочвенной интенцией. Воля человека превращается из побуждения в действие, только будучи направленной на постижение и созидание ценности, осуществление которой требует от человека большого нравственного усилия, заключающегося, во-первых, в воспитанности внутренней нравственной культуры (готовности воспринять моральную ценность) и, во-вторых, в способности самостоятельного овладения моральными, нравственными ценностями (способности осмыслить уже существующие ценности и продуцировать новые). В этом проявляется созидательная сущность человека как homo faber - человека-творца мира личностного, сугубо индивидуального, и мира внешнего, составляющего его антропное пространство. Несмотря на то, что моральная ценность, как таковая, не является реальным образованием, она, тем не менее, объективна и материальна в силу способности определять содержание поведения человека.

Экзистенциальные ситуации человека в мире, в их повторяемости и, вместе с тем, неповторимости, представляют собой часть его этического бытия. Выбор линии поведения (моральный выбор), в той или иной жизненной ситуации, подчинен свободной воле человека и эту волю к исполнению своего нравственного долга, к выбору добра, в ситуации противоборства между добром и злом, - человеку необходимо в себе вырастить как один из определяющих антропных признаков. «Каждое существо на земле и каждое тело человеческое имеет некоторую цель, которой оно и служит. При этом можно иметь в виду чисто субъективную цель, зовущую человека к удовлетворению его личных потребностей и ведущую его к личному успеху в жизни. Но можно иметь в виду и объективную цель, последнюю и главную цель жизни, по отношению к которой все субъективные цели окажутся лишь подчиненным средством. Это есть великая и главная цель человека, осмысливающая всякую жизнь и всякое дело, цель, на самом деле прекрасная и священная, - не та, ради которой каждый отдельный человек гнется и кряхтит, старается и богатеет, унижается и трепещет от страха, но та, ради которой действительно стоит жить на свете, ибо за нее стоит бороться и умереть» . Такое отношение человека к жизни является результатом особого субъектно-социального ценностного акта, в котором центральное положение занимает рефлексирующий человек как субъект оценки, реализующий этот ценностный акт. В настоящее время человеческий мир переживает кризис во всех жизненно важных сферах. Кризисный социум демонстрирует всю мощь своей разрушительной силы: падение уровня социальности людей привело к нарастанию чувства их отчужденности и агрессии. «Произошло отчуждение привычного, или традиционного, мира.

Это страшно: Вселенная, в которой мы находимся и которой мы являемся, уже не кажется нам такой, какой она по сути и должна быть: прочной. Она становится бесформенной, ненадежной, проблематичной, шаткой. Находиться в ней значит не стоять на ногах, а падать, теряться, задыхаться». Следствием подобных кризисных процессов является «съеживание» социального пространства, которым утрачиваются его важнейшие человекомерные характеристики: размеренность и нарративность (поступательность) развития. Современное нам социальное пространство приобретает черты случайности, в результате чего наступает эсхатологическое разочарование человека в жизни, обществе, самом себе. Возникает ситуация абсурдности существования как такового. «…Ничто не является тем, чем должно быть, ничто не является самим собой, но в то же время оказывается своей противоположностью, всем, чем угодно, - и виновато здесь не повреждение нашего ума, а повреждение мира, который, превратившись в бред и обман, ввергает нас в безумие!

Мир помешался, сошел с ума, и мы в него погружены» . В результате, человек утрачивает чувство самости, сопровождающееся кризисом самоидентичности, его поглощает состояние апатии, скуки, собственной бесполезности и потерянности. То есть, человек «отгораживается» от мира и живет в своем ограниченном социальном пространстве. Общество, как результат организованной совместной деятельности, исчезает, уступая место враждебно настроенным по отношению друг к другу людям. «Когда инструментальные возможности агрессии превосходят культурные ограничители (устанавливаемые моральными нормами и ценностями - В. М.) и начинается экстенсивный рост, общественное сознание и массовые настроения приобретают соответствующие свойства. С ростом потребностей усиливается ощущение всемогущества и вседозволенности» . Это ощущение всемогущества и вседозволенности «расшатывают» ту ось человекомерного мира, основу которого составляют ценности морального, нравственного характера.

Наиболее болезненной точкой морально-нравственного кризиса современного социума является отказ современного человека от тысячелетиями сложившейся системы моральных ценностей. А это уже представляет угрозу отрицания существующего контекста культуры, что, само по себе, разрушительно и опасно: в отрыве от ценностного культурного контекста не может созидаться богатый, полноценный текст культуры человеческого мира. Таким образом, исследование проблемы бытия человеческой морали, нравственности, механизмов их детерминации не исключает раскрытия сущности человека не только как созидателя ценностей, но и как их разрушителя. Особенно наглядно мы можем это наблюдать в ситуации сегодняшнего дня. Когда раздаются сетования на то, что морально- нравственные ценности разрушены, следовало бы обратить взгляд на себя и озадачиться вопросом: кем разрушены эти ценности? Вопрос этот - риторический: морально-этические ценности разрушаются каждым из нас, когда мы забываем о золотом правиле нравственности по отношению друг к другу. Кризисность современного социума характеризуется усилением рационального начала человеческой жизнедеятельности, что оборачивается оскудением духовной жизни человека. Рациональное начало привело к укоренению в нашей жизни такого безнравственного явления как потребительство. Сегодня мы живем в мире одноразовых предметов, одноразовых отношений, которые ни к чему не обязывают: использовал - и выбросил: из дома, из памяти, из мыслей. Конечно, говорить в такой ситуации о нравственных ценностях любви, дружбы, долга, как минимум, неуместно.

Смею выразить надежду, что ситуация морального кризиса современного нам социума - это всего лишь ситуация, подверженная изменениям, а не некие окончательно утвердившиеся, социальные изменения. В качестве аргумента вышеизложенного, приведу следующий: человека невозможно окончательно зафиксировать в силу его самореференции и сопутствующей ей рефлексивности. Даже когда рациональное начало человека, как существа мыслящего, одерживает верх, человеческое бытие упрямо продолжает определять себя как человеческое, исходя из интенции, эмоции, переживания. Равноправие, любовь, дружба, симпатия, являясь спутниками человека, наполняют нашу жизнь человечностью. Базовые ценности мира людей: вера, надежда, любовь, патриотизм, свобода, лидерство представляют собой феномены конституциирования самости человека, противостоят тотальной унификации, навязываемой современностью.

Обратившись к истории проблемы морально-нравственных ценностей, мы можем констатировать, что критический взгляд на мораль и нравственность современной им действительности, был свойственен многим просвещенным людям разных эпох. К примеру, выдающийся древнегреческий поэт, философ Гесиод, живший еще в VIII веке до нашей эры, в поэме «Работы и дни» пишет:

«Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди…
Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
……………………………………………………………..
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет» .

Страшно становится от того, насколько актуально-пророчески звучат сегодня, в ХХI веке эти строки, написанные в VIII веке до нашей эры! Мы не можем не признать, что каждый из нас, современных людей, продолжая с большим или меньшим успехом выполнять свои функции на работе или дома, утрачивает антропные, человеческие основания собственной экзистенции, превращаясь в человека-функцию. Происходит это потому, что нами разрушается фундаментальная основа человеческого бытия - мораль, нравственность.

В результате этого, ценности человеческой морали теряют для нас свою привлекательность, а вместе с ней и обязательность, я бы даже сказала, обязанность следовать им. Развлекательная культура, которая в настоящее время представляет собой особый пласт современной культуры, уничтожает моральные ценности, подталкивая человека к тотальному забвению своего человечного естества, пропагандирует в качестве главного жизненного принципа наслаждение. Безусловно, наслаждаться жизнью - это прекрасно, но когда в угоду наслаждению безоглядно разрушаются, выработанные поколениями, ценности морали, нравственности, - это «наслаждение» утрачивает свои положительные характеристики, становясь не чем иным, как гедонистическим забытьем. Как уже отмечалось выше, проблема моральных ценностей является злободневной не только для нас, людей живущих в ХХІ веке, она была современной и актуальной в течение всех культурно-исторических эпох человечества, являлась предметом исследования многих ученых. К примеру, данная проблема получила глубокое развитие в работах основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта.

Известно, что он рассматривал сущность человека как совокупность двух начал: природного (мир жестокости и зла) и духовного (мир культуры, морали). Философ подчеркивает, что силой, интенционально возвышающей человека над обыденностью, созидающей его культурное существо, является нравственность. Нравственные поступки, по мысли Канта, способен осуществлять только разумный, свободный человек, с одинаковым уважением относящийся к себе и другим людям: «Долг перед самим собой, равно как и перед другими, - воздействовать друг на друга своими нравственными качествами … не обособляться … от других; хотя и делать себя неподвижным центром своих принципов (выделено В. М.), но рассматривать этот начертанный круг лишь как часть всеобъемлющего круга образа мыслей гражданина мира не для того, чтобы пеклись о жизненных благах как о цели, а лишь для того, чтобы культивировали средства, косвенно ведущие к ним: приятность в обществе, терпимость, взаимную любовь и уважение (приветливость и благопристойность …), и таким образом приобщали грации к добродетели; осуществление этого само есть долг добродетели» .

То есть, согласно Канту, поступок человека является моральным только в том случае, когда он продиктован долгом, осознанным следованием категорическому императиву. И. Кантом утверждается идея автономности морали, нравственный закон, согласно его учению, не выводим из каких-либо иных законов: началом нравственных законов является сам человек. По утверждению философа, мораль - свободна, она создается не наукой о морали, а основывается на нравственном чувстве человека. И. Кант считает, что нравственные регуляторы являются независимыми от внешних оснований, даже от таких фундаментальных как религия : человек как существо, наделенное разумом, имеет собственную волю и способен поступать тем или иным образом. Вместе с тем, его взгляд на человека достаточно пессимистичен. Кант не разделяет мнения Ж.Ж. Руссо о доброте человека, в частности, в работе «Об изначально злом в человеческой природе» он пишет: «То, что мир во зле лежит, - это жалоба, которая так же стара, как история, даже как еще более старая поэзия, более того, как самая старая среди всех видов форм творчества - религия жрецов» и далее: «Суждение человек зол,… выражает только то, что человек сознает моральный закон и тем не менее принимает в свою максиму (случайное) отступление от него» . Тем не менее, философ анализирует задатки личности человека, размышляя о первоначальных задатках доброго в человеческой природе: «Задатки личности - это способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола» . Очевидной является оценка И. Кантом человека как свободной личности, созидающей человеческую мораль.

В контексте исследуемой нами проблемы, особо обращает на себя внимание следующая мысль философа: «… я объявил мораль наукой, которая учит, как мы должны стать достойными счастья (выделено В. М.), а не как мы должны стать счастливыми» . Быть достойным счастья, согласно И. Канту, означает иметь такие качества, которые обеспечивают гармонию природного окружения и целей личности, в том числе, и ее моральных устремлений. Желание стать счастливым - вполне естественное желание каждого человека, но как важно сегодня не забывать кантовского: «мы должны стать достойными счастья»! Это счастье необходимо выстрадать, заслужить собственным нравственным отношением к себе и окружающим людям. Вопросы нравственных ценностей исследовал Иоганн Готфрид Гердер, рассматривавший всю человеческую как «культивирование человечности» . Согласно утверждению философа, «цель земного существования заключается в гуманности… Все нужно воспитывать: разумная способность должна стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечение - благородной свободой, побудительные силы - человеколюбием». Воспитание гуманности, являющейся одной из основоположных нравственных ценностей, И. Г. Гердер сравнивает с божественным явлением в жизни, считая, что «все человеческие учреждения должны следовать цели гуманизации» . Весь ход человеческой истории, развитие культуры, духовный прогресс он рассматривает с позиции этой высшей нравственной ценности человечества - ценности гуманизма, высказывая убеждение в том, что в гуманизме состоит высший смысл и содержание наук, образования и искусств, составляющих мир бытия человека.

Гуманистические идеи нравственности, вслед за И. Кантом и И. Гердером, продолжает в своих работах Г.В.Ф. Гегель. В его сочинениях человек должен в течении жизни овладеть божественной идеей. Образование человека, означающее приобщение его к культурным ценностям, служит, по мысли Гегеля, «окультуриванию» человека. Под влиянием мира культурных ценностей, он должен обрести свою социальную и культурную природу . Моральное мировоззрение, с точки зрения философа, представляет собой «постулированную гармонию долга и действительности» , оно состоит « в соотношении морального в-себе-и для-себя-бытия с природным в- себе- и для-себя-бытием. В основе этого соотношения лежит как полное равнодушие и собственная самостоятельность природы и моральных целей и деятельности друг по отношению к другу, так, с другой стороны, и сознание единственной существенности долга и сознание полной несамостоятельности и несущественности природы». Долг, о котором пишет Гегель, диктуется человеческим разумом, благодаря которому все в мире имеет свое бытие. Замечание философа о «полной несамостоятельности и несущественности природы», подводит нас к выводу о начале мира как начале человеческом, деятельном, целенаправленном. Абсолютная идея, порождением которой является человек, устремляет его мышление и действия к совершенствованию в поисках истины. Заслуживает внимания то, что в учении об объективном духе Г. В. Ф. Гегель акцентирует внимание на развитии духа, получающем свое дальнейшее выражение в коллективной деятельности, в практике человеческого рода, а не в деятельности индивидуального «Я». Этим подчеркивается значимость социального начала человека, внутренним миром которого, по определению философа, является мораль. Моральная воля человека проявляется в его действиях и никакое доброе намерение не может служить оправданием плохого поступка. Представляет интерес разграничение Гегелем морали и нравственности.

Мораль, согласно Гегелю, характеризует личную позицию индивида, в то время, как в нравственности проявляется форма общности людей: возникновение семьи, гражданского общества, государства. Исходя из утверждения философа о том, что «…нравственность есть дух в его непосредственной истине» , мы можем сделать вывод о том, какое место в философии Гегеля занимают моральное и нравственное начала в человеческом мире. «…Совершение поступков есть не что иное, как претворение в действительность внутренней моральной цели, не что иное, как порождение некоторой действительности, определяемой целью, или создание гармонии между моральной целью и самой действительностью» . Таким образом, действительность, представленная Гегелем особым духовно- смысловым образом, воспринимается как аксиологическая сущность. Исследуя кризис морально-нравственных ценностей в современном социуме, мы не можем упустить следующий существенный момент. Мир человека, его деятельности по развитию себя и социума представляет собой целостную систему взаимосвязей и взаимозависимостей.

В контексте сосуществования с другими людьми, сосуществования в мире моральных ценностей, подвергаются изменениям такие фундаментальные характеристики человеческого бытия как время и пространство. В ситуации, когда человек ориентируется на моральные ценности, эти изменения содержат положительные моменты: человек начинает ощущать ценность времени своего земного существования, его мысль и чувство получает возможность сосредоточения на нравственной рефлексии, переосмыслении жизненных перипетий, осуществлении правильного морального выбора. В ситуации отрицания моральных ценностей, человек сосредотачивается на настоящем, как мгновении процессуального становления в ожидании неотвратимого приближения пугающего и, не сулящего ничего хорошего, будущего. Время, в этом случае, уже не является гарантом самости человека, оно фокусируется на «здесь и сейчас бытии», на быстро сменяющих друг друга, неустойчивых, подверженных изменениям, проявлениях существования человека в обществе других людей. Оно перестает быть не только временем, в традиционном для нас понимании, но и культурной оболочкой, в которой разворачивается бытие человека: нарративность, поступательность, а вместе с ними целостность, исчезают, уступая место фрагментарности, раздробленности, клиповости сознания человека в целом, и морального, нравственного его сознания, в частности. Следствием этого является возникновение иных морально-этических парадигм, нередко регрессивных, то есть таких, которые способствуют не морально-нравственному прогрессу, а ввергают человека в пропасть аморальности и безнравственности.

Прошлое и будущее для современного человека практически утрачивают свой онтологический статус, он перестает осознавать себя как субъект социума, субъект со-бытия. Изменения происходят и в такой важнейшей характеристике человеческого бытия как пространство. Человек, принимающий моральные ценности как ценности собственные, личные, - преобразует пространство своего бытия в пространство реализации намеченных им социальных программ, целей и интересов. Своей практической деятельностью по преобразованию окружающего мира, человек расширяет и обогащает это пространство, которое, благодаря культурным процессам и взаимодействию людей как субъектов нравственности, выступает и условием формирования, и условием развития человека. В ситуации «морального тупика», отрицания и попирания нравственных ценностей, - человек пытается (и создает!) новую пространственную реальность вне границ привычных параметров бытия - виртуальную реальность, представляющую собой не что иное, как коллективную галлюцинацию миллионов людей.

В этом иллюзорном пространстве можно занять то место, которого ты достоин, отгородившись от всего, что причиняет страдание: несбывшихся надежд, разрушенных планов, собственной беспомощности. Это новое, созданное человеком пространство, своего рода мираж, является лишь информационным ландшафтом в памяти компьютера и, как бы человек не пытался придать ему топологическую определенность, - пространство захлопывается одновременно с выключением компьютера. Уйдя от мира реальных жизненных ценностей, человек оказывается дезориентированным в реальном пространстве бытия, поскольку, захваченный виртуальным пространством как объект, теряет свою субъектно- неповторимую человеческую сущность. Не следует забывать и о том, что человек конца ХХ - начала ХХI века - homo ludens - человек играющий. Ему присуща определенная карнавальная игривость, тяга к визуальной зрелищности, но в этом стремлении прожить жизнь в ярких впечатлениях, он теряет то истинное, настоящее, что и делает его человеком - свой человеческий моральный облик. «Ничего настоящего, подлинного. Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание.

Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». В ситуации кризиса нравственности современного человека мы забываем о том, что морально-этические ценности составляют то основание общечеловеческой культуры, на котором строится человеческий мир. Но «…культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму». Это «духовное содержание» и «совершенная форма», о которой пишет Иван Александрович

Ильин, их гармония - обеспечивается следованием ценностным установкам человеческой морали и нравственности. Моральное «Я» человека реализует себя как конечное, личностное «Я» в бесконечном процессе самосозидания. Человек, для которого моральные ценности не утратили значимости, в продолжение всей жизни трудится над тем, чтобы преобразовать «Я» потенциальное в «Я» актуальное, стремится с-быться, о-существиться, тем самым реализуя свою человеческую программу. Человек, усилием осмысления, удивления, вопрошания, несогласия, - творит, созидает нравственное пространство своего бытия. В этом - предначертание и предназначение человека, прежде всего, как homo sapiens - человека разумного и, что не менее важно, как homo faber - человека-творца.

В максимально широком мировоззренческом ракурсе эволюция морально-нравственных ценностей лишь тогда имеет положительное значение для социума, когда осуществляется не под диктатом его внутренней структуры, а в соответствии с человеческими, личностными приоритетами членов этого социума, и только при условии выполнения ими своей креативной функции по построению и усовершенствованию социального пространства. «Общество есть цель, которой мы отдаем лучшие силы нашего существа, и поэтому оно не может не сознавать, что, отрываясь от него, мы в то же время утрачиваем смысл нашей деятельности . Одной из главных характеристик кризиса морально-нравственных ценностей современного социума является то, что в нем не упраздняются представления о морально должном, а уничтожаются возможности для его реализации. В социологическом этюде «Самоубийство» Э. Дюркгейм весьма убедительно и наглядно доказал, что главной причиной самоубийства человека являются не материальные лишения и не несчастья, свалившиеся на человека. Главная причина решения человека покончить с собой - потеря жизненных ориентиров, утрата смысла жизни . Таким образом, преодоление кризиса в окружающем социуме - это преодоление кризиса в себе через волевое усилие принятия, приобщения к тем моральным устоям, которые позволили человечеству сохранить себя в сложных исторических реалиях и эволюционировать. Итак, морально-нравственное пространство социума создается людьми: их интеллектом, рефлексией, практической деятельностью. Человеческая иерархия людей обусловлена степенью их моральности, нравственности, способности беречь и приумножать эти ценности. Безусловно, исследовать ценностные морально-этические явления весьма сложно, потому что они плохо сочетаются с такими гносеологическими категориями как, например, «истина» и «ложь», с трудом поддающиеся верификации, являющиеся трудными в доказательстве.

Не меньшую трудность научного исследования морально- нравственных ценностей составляет то, что большинство из них - ниоткуда невыводимы. В исследовании проблемы моральных, нравственных ценностей, необходимо исходить из принципов связи, а не причинности (что мы нередко наблюдаем сегодня). Такой подход избавит нас от бесконечного блуждания в мире ценностных ориентиров в поисках инвариантного решения тех или иных морально-этических задач. Эта проблема исследования принципов связи является перспективным полем дальнейших научных исследований многих гуманитарных наук. Современному обществу необходимо, в противостоянии моральному кризису, интегрироваться на основе вечных нравственных ценностей человечества. В этом - и основание, и вершина, высшая точка веры в победу нравственных ценностей, потенциально могущая вызвать к жизни нравственный катарсис человека современного мира. В современном социуме морально-нравственные ценности должны иметь характер аксиом как бесспорных, не требующих доказательств истин, а не теорем как утверждений, справедливость которых необходимо постоянно доказывать.

Литература 1. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

2. Козлова О. Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением /О. Н. Козлова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 157 - 166. - 584 с.

3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России / Иван Александрович Ильин // Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. Т. 2. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 176 - 180. - 512 с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории / Хосе Ортега-и-Гассет //Что такое философия. - М.: Наука, 1991. - С. 290 - 336. - 408 с.

5. Назаретян А. П. Homo prae-сrisimos - синдром Предкризисного человека /А. П. Назаретян // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С.228 - 239- 584 с.

6. Гесиод Работы и дни / Гесиод; [ пер. с древнегреч. А. И. Зайцев]. - // Хрестоматия по литературе Древней Греции: Эпоха культурного переворота / Сост. М. Позднев. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 85 - 98. - 928 с.

7. Кант И. Метафизика нравов в двух частях / Иммануил Кант; [ пер. с нем.] // СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 109 - 439. - 478 с.

8. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе Предисловие к изданию 1793 года / Иммануил Кант; [ пер. с нем.] // СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 7 - 16. - 478 с.

9. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе Иммануил Кант; [ пер. с нем.] / СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 5 - 59. - 478 с.

10. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» 1793 / Иммануил Кант; Т. 4. Ч. 2 [ пер. с нем. .] / СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 59 - 107. - 478 с.

11. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. / Иоганн Готфрид Гердер; [пер. с немецк.]. - М.: Наука, 1977. - 703с.

12. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; [пер. с немецк.] // Энциклопедия философских наук. - Т.1. - М.: Мысль, 1975. - 452с.

13. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа Наука об опыте сознания / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; [пер. с немецк.] // Феноменология духа. Философия истории. - М.: Эксмо, 2007. - С. 7 - 477. - 880 с. - (Антология мысли).

14. Мандельштам О. О природе слова / Осип Мандельштам // Сочинения в 2- х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - Т.2. - С.172 - 187.

15. Ильин И. А. Основы христианской культуры. / Иван Александрович Ильин // Одинокий художник Статьи Речи Лекции. - М.:Искусство, 1993. - С. 291 - 337. - 348 с.

16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Эмиль Дюркгейм; [ пер. з фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова ]. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

Москалюк В. М. Чертков Д. Д.


Top