Обязательные подати. Подушная подать при Петре I Великом

Система налогообложения в России существовала с давних времен. Сегодня мы обязаны платить в казну подоходный налог, вычисляемый в процентном соотношении от совокупных доходов, а когда-то в нашей стране использовалась подушная подать, не зависящая от размеров заработка.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский «На жнитве»

Что это был за налог? Почему его отменили и кто принял решение о прекращении налоговых выплат?

Что такое подушная подать?

Хотя обычно мы связываем подушную подать с петровской Россией, на самом деле впервые ее ввели еще в Древнем Риме. Тогда она называлась tributum capitis и изначально распространялась на граждан, проживавших в провинциях.

Позже подать появилась во всех европейских странах и действовала на протяжении многих столетий, а в XIX веке была отменена в связи с принятием новой реформы и введением подоходного налога.

Подушная подать представляла собой налог, который уплачивался всеми людьми, подлежащими обложению. Его насчитывали по итогам переписи населения и взимали примерно в одинаковых размерах с каждого человека. Отсюда и появилось название «подушный», что означает «с каждой души».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский «Крестьяне на покосе»
В России податью облагались все мужчины от младенцев до стариков, за исключением духовенства и лиц дворянского сословия. Ставка налога могла изменяться в зависимости от категорий граждан. Как правило, с государственных крестьян брали меньше, чем с крепостных.

Кто ввел подушную подать в России?

Инициатором введения подушной подати был Петр I. Такое решение он принял в 1718 году в связи с необходимостью увеличить численность регулярной армии, для содержания которой потребовались дополнительные источники средств. Царь посчитал, что наилучшим вариантом будет привлечение денег с собственных подданных, и приказал произвести перепись населения, а затем разделить требуемую сумму на всех посчитанных.

Изначально считались только крестьяне, одинокие мужчины и задворные люди, но к 1720 году было решено учитывать церковников и дворовых людей. В итоге получилось более 5 млн. человек, которым постановили выплачивать по 74 копейки.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский «На сенокосе около привала»
К 1722 году стали учитывать и городских жителей, причем на них назначили подать в 1 рубль 20 копеек. К взиманию подушного налога приступили в 1724 году.

Подушная подать действовала в России до конца XIX века. Со временем ее размеры повысились и в некоторых регионах достигали 2 рубля 61 копейки. С введением косвенного налогообложения ее начали отменять. В 1866 году налоги перестали взимать с цеховых и мещан, а в 1882 году император Александр III подписал указ о постепенной отмене подати со всех людей на протяжении 8 лет.

По мере нахождения новых источников для замены налог сначала упразднили в центральной части России, а к 1897 году и в Сибири.

Почему отменили подушную подать?

Одной из причин отмены подушной подати стало нарушение равенства между гражданами перед налоговым законодательством. Дело в том, что с течением времени от уплаты налога последовательно освобождались некоторые сословия.

В результате к концу XVIII столетия подать взималась только с крестьян, причем при ее расчете учитывались многие обстоятельства – количество душ в семье, размер земельных наделов и т. д. Существование налогов, которые уплачивались лишь частью населения государства, рассматривалось как дискриминационное.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский «Горные работы на Бакальском руднике на Урале»
Другая причина отмены подати – сложность с ее сбором и большие недоимки. К середине XIX столетия население было должно государству огромные суммы. После подписания указа об упразднении подати Александр III издал манифест, по которому простил гражданам все задолженности по состоянию на 1883 год.

В дальнейшем подушная подать была заменена пошлинами с передачи имущества, повышением таможенных тарифов и акцизного сбора, а также увеличением оброчной подати с государственных крестьян.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - пря-мой лич-ный на-лог.

Взи-ма-лась в Древ-нем Ри-ме в пе-ри-од рес-пуб-ли-ки и прин-ци-па-та с жи-те-лей рим-ских про-вин-ций, а в эпо-ху до-ми-на-та, пос-ле про-ве-де-ния все-об-щей пе-ре-пи-си на-се-ле-ния 289-290 годов, - со всех городских жи-те-лей. В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя су-щест-во-ва-ла в Западной Ев-ро-пе: пе-рио-ди-чес-ки вво-ди-лась в Анг-лии в XIV и XVI века; в ви-де ка-пи-та-ции (от латинского caput - го-ло-ва) взи-ма-лась во Фран-ции в 1695-1699 годы и 1704 - конец XVIII века. Ана-лог подушной подати с не-му-суль-ман-ско-го на-се-ле-ния в Ха-ли-фа-те и Ос-ман-ской им-пе-рии - джи-зия. В Рос-сии сме-ни-ла сис-те-му под-вор-но-го об-ло-же-ния. Вве-де-на ца-рём Пет-ром I в Ев-ропейской Рос-сии и Си-бири Пла-ка-том о сбо-ре по-душ-ных де-нег от 26.6(7.7).1724 года с це-лью обес-пе-чить со-дер-жа-ние но-вой ре-гу-ляр-ной ар-мии; со вре-ме-нем бы-ла рас-про-стра-не-на на Сло-бод-скую (1765), Ле-во-бе-реж-ную (1783) и Пра-во-бе-реж-ную (1795) Ук-раи-ну, При-бал-ти-ку (1783), а так-же на вновь при-сое-ди-нён-ные тер-ри-то-рии.

Подушной податью бы-ли об-ло-же-ны все ка-те-го-рии кре-сть-ян (по-ме-щи-чьи, государственные, двор-цо-вые, мо-на-стыр-ские, позд-нее - удель-ные), по-сад-ские лю-ди, раз-но-чин-цы, а так-же од-но-двор-цы и дво-ро-вые лю-ди, ко-то-рые до вве-де-ния подушной подати не не-сли тяг-ла в поль-зу го-су-дар-ст-ва, с 1775 года - ме-щан-ст-во. От уп-ла-ты подушной подати бы-ли ос-во-бо-ж-де-ны дво-рян-ст-во, ду-хо-вен-ст-во , ка-за-чест-во, с 1775 года - фор-ми-ро-вав-ше-еся ку-пе-че-ст-во (за-ме-не-на сбо-ром с объ-яв-лен-но-го ка-пи-та-ла), с 1863 года - ме-щан-ст-во (кро-ме Си-би-ри; для не-го подушная подать за-ме-не-на на-ло-гом с городского не-дви-жи-мо-го иму-ще-ст-ва). Со-сло-вия, пла-тив-шие подушную подать, на-зы-ва-лись «по-дат-ны-ми» (около 90% от об-щей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния в Ев-ропейской Рос-сии в середине XIX века).

Для под-го-тов-ки к вве-де-нию подушной подати по ука-зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про-из-ве-де-на пе-ре-пись на-се-ле-ния муж-ско-го по-ла, под-ле-жав-ше-го об-ло-же-нию (вы-яви-ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы - про-вер-ка её ре-зуль-та-тов (ре-ви-зия), ко-то-рая уч-ла 5,4 миллионов ре-виз-ских душ. Не-по-сред-ст-вен-ная от-вет-ст-вен-ность за взи-ма-ние подушной подати воз-ла-га-лась у государственных кре-сть-ян на об-щи-ну по прин-ци-пу кру-го-вой по-ру-ки, в по-ме-щичь-их име-ни-ях - на по-ме-щи-ка, в го-ро-дах - на ор-га-ны по-сад-ско-го (ме-щан-ско-го) са-мо-управ-ле-ния и городскую ад-ми-ни-ст-ра-цию. Ве-ли-чи-на подушной подати за-ко-ном ус-та-нав-ли-ва-лась в рав-ном раз-ме-ре с ка-ж-дой ре-виз-ской ду-ши, не-за-ви-си-мо от воз-рас-та, но об-щи-на и ме-щан-ское об-ще-ст-во осу-ще-ст-в-ля-ли рас-клад-ку подушной подати в со-от-вет-ст-вии с тяг-лы-ми воз-мож-но-стя-ми ка-ж-до-го дво-ра (хо-зяй-ст-ва); при рас-клад-ке по-да-ти в по-ме-щичь-их име-ни-ях, как пра-ви-ло, так-же учи-ты-ва-лось бла-го-сос-тоя-ние отдельных дво-ров. Об-щая сум-ма по-да-ти, ко-то-рую еже-год-но вы-пла-чи-ва-ли кре-сть-ян-ская об-щи-на или ме-щан-ское об-ще-ст-во, рас-счи-ты-ва-лась ис-хо-дя из за-фик-си-ро-ван-но-го фис-каль-ны-ми до-ку-мен-та-ми (ре-виз-ски-ми сказ-ка-ми) чис-ла ре-виз-ских душ и ос-та-ва-лась не-из-мен-ной вплоть до сле-дую-щей ре-ви-зии. Из-ме-не-ния, про-ис-хо-див-шие в ес-те-ст-вен-ном со-ста-ве на-се-ле-ния ме-ж-ду ре-ви-зия-ми, не учи-ты-ва-лись, в свя-зи с чем по-дат-ное об-ло-же-ние бы-ло не-рав-но-мер-ным. В ме-ст-но-стях, где в си-лу к.-л. при-чин на-се-ле-ние со-кра-ща-лось, по-дат-ная тя-го-та воз-рас-та-ла и, на-про-тив, умень-ша-лась там, где про-ис-хо-дил при-рост муж-ско-го на-се-ле-ния.

Пер-во-на-чаль-ный раз-мер подушной подати был ус-та-нов-лен пу-тём де-ле-ния сум-мы, не-об-хо-ди-мой для со-дер-жа-ния ар-мии, на чис-ло на-ло-го-пла-тель-щи-ков. В 1724 году подушная подать оп-ре-де-ле-на в 74 копейки. С 1725 года для кре-сть-ян подушная подать со-став-ля-ла 70 копеек, для по-дат-но-го городского на-се-ле-ния - 80 копеек (кро-ме это-го, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не пла-ти-ли об-рок или не-сли бар-щи-ну, государственные кре-сть-я-не и городское на-се-ле-ние бы-ли об-ло-же-ны до-пол-нительным об-роч-ным сбо-ром в поль-зу го-су-дар-ст-ва в раз-ме-ре 40 копеек с ре-виз-ской ду-ши). До 1782 года ста-ро-об-ряд-цы пла-ти-ли двой-ной по-душ-ный ок-лад (один шёл в до-ход го-су-дар-ст-ва, дру-гой по-сту-пал Русской пра-во-слав-ной церк-ви), по-ло-ви-ной по-душ-но-го ок-ла-да бы-ли об-ло-же-ны и жен-щи-ны в ста-ро-об-рядческих об-щи-нах (за ис-клю-че-ни-ем ста-ро-об-ряд-цев, ко-то-рые жи-ли в при-гра-нич-ной по-ло-се, что-бы не про-во-ци-ро-вать их бег-ст-во из стра-ны). В 1740-1750-е годы 70-ко-пе-еч-ный ок-лад не-од-но-крат-но сни-жал-ся на отдельные го-ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе-ри-од пра-ви-тель-ст-во уве-ли-чи-ва-ло кос-вен-ные на-ло-ги (та-мо-жен-ные сбо-ры, по-сту-п-ле-ния от вин-ной мо-но-по-лии и другие). С начала 1760-х годов, ко-гда воз-мож-но-сти уси-ле-ния кос-вен-но-го на-ло-го-об-ло-же-ния бы-ли ис-чер-па-ны, подушная подать воз-рас-та-ла, к 1798 году со-ста-ви-ла 1 рубль 26 копеек для по-ме-щичь-их кре-сть-ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре-сть-ян и близ-ких к ним ка-те-го-рий и 2 рублей для ме-щан (вклю-чая об-роч-ный сбор). С учё-том па-де-ния кур-са ас-сиг-на-ций, боль-ших во-енных рас-хо-дов по-душ-ный ок-лад в 1810 году уве-ли-чен до 2 рублей для кре-сть-ян и до 5 рублей для ме-щан, к 1818 году - до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со-от-вет-ст-вен-но. В 1839 году, с на-ча-лом де-неж-ной ре-фор-мы министерства фи-нан-сов Е.Ф. Кан-кри-на, по-душ-ный ок-лад пе-ре-ло-жен на се-реб-ро (для кре-сть-ян со-ста-вил 95 копеек, для ме-щан - 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве-ли-чен, но вме-сто урав-ни-тель-но-го об-ло-же-ния ре-виз-ских душ по-душ-ные ок-ла-ды бы-ли диф-фе-рен-ци-ро-ва-ны по отдельным ме-ст-но-стям, со-ста-вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве-де-ние подушной подати при-ве-ло к зна-чительному рос-ту государственных до-хо-дов, по-ступ-ле-ния от неё со-став-ля-ли 54,1% государственных до-хо-дов в 1724, 52,7% - в 1749 году, 34,6% - в 1758 году, 57,1% - в 1785 году. В даль-ней-шем роль подушной подати сни-жа-лась за счёт рос-та кос-вен-ных на-ло-гов и вве-де-ния но-вых пря-мых на-ло-гов - с городских не-дви-жи-мых иму-ществ (1863), государственного по-зе-мель-но-го на-ло-га (1875). К 1881 году подушная подать со-став-ля-ла око-ло по-ло-ви-ны всех пря-мых на-ло-гов, а те, в свою оче-редь, да-ва-ли 18% государственных до-хо-дов.

Не-об-хо-ди-мость обес-пе-чить ис-прав-ную уп-ла-ту подушной подати ста-ла од-ной из при-чин вве-де-ния пас-порт-ной сис-те-мы. На про-тяже-нии всей ис-то-рии подушной подати её сбор со-про-во-ж-дал-ся зна-чительными не-до-бо-ра-ми. Так, к 1740-м году об-щая сум-ма не-дои-мок до-стигла 5 миллионов рублей. Вла-сти, с од-ной сторо-ны, не-од-но-крат-но пред-при-ни-ма-ли жё-ст-кие ме-ры по их взы-ска-нию, с дру-гой - пе-рио-ди-че-ски про-ща-ли их из-за не-воз-мож-но-сти взы-скать пол-но-стью по при-чи-не сла-бо-сти бю-ро-кра-тического ап-па-ра-та и ра-зо-ре-ния кре-сть-ян-ских хо-зяйств (осо-бен-но ха-рак-тер-но-го для 1-й половине XVIII века).

Со-глас-но Пла-ка-ту 1724 года, сбор подушной подати осу-ще-ст-в-лял-ся зем-ским ко-мис-са-ром (вы-би-рал-ся дво-ря-на-ми ди-ст-рик-тов - во-енно-администртивных ок-ру-гов) со-вме-ст-но со штаб-офи-це-ра-ми и под на-блю-де-ни-ем ко-ман-ди-ра пол-ка (в 1727-1730 годы зем-ские ко-мис-са-ры и штаб-офи-це-ры под-чи-ня-лись про-винциальным вое-во-дам). С 1736 года сбор был пе-ре-дан уезд-ной ад-ми-ни-ст-ра-ции, ко-то-рая со-би-ра-ла подушную подать при со-дей-ст-вии «офи-це-ров у по-душ-но-го сбо-ра». По-сле гу-берн-ской ре-фор-мы 1775 года им за-ни-ма-лись ка-зён-ные па-ла-ты. В XVIII веке сбо-ром подушной подати ве-да-ли как во-ен-ные (Во-ен-ная кол-ле-гия, Ге-не-раль-ный кригс-ко-мис-са-ри-ат), так и гра-ж-дан-ские (Ка-мер-кол-ле-гия и ряд других) центральные уч-ре-ж-де-ния под кон-тро-лем Се-на-та, в XIX веке - Министерство фи-нан-сов, а так-же МВД, ко-то-рое осу-ще-ст-в-ля-ло кон-троль за дея-тель-но-стью гу-берн-ско-го на-чаль-ст-ва по взы-ска-нию не-дои-мок.

Пра-ви-тель-ст-во не раз офи-ци-аль-но при-зна-ва-ло не-дос-тат-ки по-душ-ной сис-те-мы на-ло-го-об-ло-же-ния (1727, 1810, 1832). Ко-мис-сия для пе-ре-смот-ра сис-те-мы по-да-тей и сбо-ров при Министерстве фи-нан-сов в 1859 году при-шла к вы-во-ду, что «без со-вер-шен-ной от-ме-ны по-душ-ной сис-те-мы нель-зя дос-тиг-нуть су-ще-ст-вен-но-го улуч-ше-ния в уст-рой-ст-ве пря-мых по-да-тей». Подушная подать в Ев-ропейской Рос-сии по-сте-пен-но от-ме-не-на императором Алек-сан-дром III . По ука-зу от 18(30).5.1882 года пре-кра-ти-лось с началом 1883 года взи-ма-ние подушной подати с без-зе-мель-ных кре-сть-ян, бывших дво-ро-вых лю-дей и с кре-сть-ян, по-лу-чив-ших в хо-де кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года зе-мель-ный на-дел в раз-ме-ре 1/4 от выс-шей нор-мы (так называемых кре-сть-ян-дар-ст-вен-ни-ков). За-ко-ном от 14(26).5.1883 года раз-мер подушной подати по-ни-жен, а для бывших фаб-рич-ных и за-вод-ских кре-сть-ян она от-ме-не-на. За-ко-ном от 28.5(9.6).1885 года взи-ма-ние подушной подати пре-кра-ще-но с началом 1886 года с боль-шин-ст-ва кре-сть-ян, а с началом 1887 года - со всех бывших по-дат-ных со-сло-вий, кро-ме жи-те-лей Си-би-ри, где подушная подать за-ко-ном от 18(30).1.1898 года уп-разд-не-на с началом 1899 года. От-ме-на подушной подати бы-ла ком-пен-си-ро-ва-на рос-том по-зе-мель-но-го на-ло-га, на-ло-га с городских не-дви-жи-мых иму-ществ, на-ло-гов за пра-во тор-гов-ли и про-мы-слов, уве-ли-че-ни-ем ак-ци-за со спир-та, а так-же об-роч-ной по-да-ти с бывших государственных кре-сть-ян с по-сле-дую-щим её пре-об-ра-зо-ва-ни-ем в вы-куп-ные пла-те-жи.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

(продолжение)

Но, заботясь об увеличении народного благосостояния , Петр I не мог выжидать, пока улучшение народного хозяйства естественным путем увеличит государственные доходы. Война требовала больших средств. Потребности государственной казны становились, таким образом, в коллизию с интересами народного хозяйства. Петр против желания был вынужден увеличивать доходы казны и все более эксплуатировал платежные силы народа, создавая новые налоги и строже взыскивая старые подати. Поэтому, несмотря на постоянные заботы Петра об увеличении народного благосостояния, экономическое положение народа очень терпело от финансовых мер правительства. По мнению податного народа, при Петре стало тяжелее жить: "Тягота на мир, рубли да полтины, да подводы". И по соображениям исследователей, при Петре подати были увеличены значительно. К увеличению податных тягостей присоединились злоупотребления администрации, взимавшей подати. Хотя Петр жестоко карал за эти злоупотребления, однако совсем прекратить их не мог. Народ от государственных тягот или уходил в казаки, или брел в пределы Польши, и побеги при Петре приняли большие размеры.

Но государственные доходы Петру I все-таки удалось значительно увеличить. Это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и реформы прямой подати. Что касается до косвенных налогов, то Петр не только не уменьшил старых платежей, но нашел еще и новые предметы обложения. После 1700 г. соляные промыслы, пчельники, рыбные ловли, мельницы стали оброчными статьями государственной казны. Система казенных монополий (например, питейной и табачной) процветала при Петре и была связана с системой откупов. Нуждаясь в средствах, Петр изобретал иногда странные, с нашей точки зрения, налоги: пошлиной были обложены бороды "бородачей", которые не желали бриться; пошлины брали с бань; очень высокую цену брали за дубовые гробы, продажа которых стала казенной монополией. Раскольники должны были нести двойной податный оклад; таким образом, не только реальные потребности, но и предметы нравственного порядка стали источником казенного дохода. При Петре была создана особенная должность "прибыльщиков", на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, впоследствии бывший Архангельским вице-губернатором: он предложил ввести гербовую бумагу). В 1710 г. у Петра явилась мысль даже об общем и постоянном подоходном налоге, не приведенная, однако, в дело. Косвенные налоги при Петре, насколько можно судить по некоторым данным, составляли больше половины доходов государства.

Другую половину (около 5 млн. руб.) доставляла прямая подушная подать. Ее установление мы уже рассмотрели. В первую податную ревизию было записано около 6 000 000 душ. Из них каждый помещичий крестьянин платил 70 коп. в год, крестьянин государственный – 114 коп., горожанин – 120 коп. По расчету (который можно произвести лишь приблизительно) подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII в., сумму.

Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил значительно сумму государственного дохода. В самом конце XVII в. доходы государства немного превосходили 2 000 000 руб.; в 1710 г. казна получила 3 134 000 рублей. По исчислению 1722 г., доходы возросли уже до 7 850 000 руб., по исчислению же 1725 г. – до 10 186 000 руб. [Чтобы правильно понять соотношение этих цифр, надобно знать, что в первые годы XVIII в. Петр "испортил" монету – с целью увеличения правительственных средств. Ранее "ефимок" (талер) равнялся в среднем русской полтине; Петр из талера чеканил целый рубль (с надписью "монета новая" или "монета добрая" – "цена рубль"), а полтину чеканил в полталера. Таким образом, количество серебра в рубле уменьшилось вдвое, а соответственно понизилось и достоинство рубля.] Громадные дефициты первых лет XVI II в. уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах.

Рубль серебром с изображением Петра I, 1723

Итак, экономическая и финансовая политика Петра I привела к различным результатам. Руководимый мыслью улучшить обстановку и расширить сферу деятельности народного труда, Петр был поставлен в трудное положение: финансовые интересы страны прямо противоречили экономическим потребностям населения. Стараясь поднять экономическое благосостояние народа, Петр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платежную способность. Военные и другие нужды государства требовали немедленного удовлетворения, немедленных и усиленных сборов, а экономическое положение народа можно было поднять лишь продолжительными усилиями. Вот почему Петр добился более осязательного результата в том, что требовало скорого решения, – в финансах; между тем как в деле экономических реформ он успел посеять только семена плодотворных начинаний и почти не видел их всходов, напротив, чувствовал, что его финансовые меры иногда еще более расстраивают то самое народное хозяйство, процветания которого он искренно и сильно желал.

При всех неудачах в этой сфере Петр сделал, однако, большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в XVII в. только смутно чувствовали необходимость экономической реформы и лишь немногие люди сознавали, по какому пути она должна идти. Петр сделал эту реформу одной из главных задач правительственной деятельности, ясно поставил вопрос и указал, где и как надо искать его разрешения. В этом его большая заслуга.

Дополнение

Подушная подать и итоги финансовой реформы Петра I (по лекциям В. О. Ключевского)

Подушная подать

Коренной переворот потерпело при Петре I прямое обложение. "Дворовое число" давно уже стало никуда не годным основанием обложения, а новая петровская канцелярия испортила его еще более. Распределять налоги по переписям 1710 и 1717 гг., показавшим большую убыль дворов против переписи 1678 г., было невыгодно. Правительственная статистика, оберегая казенный интерес, придумала остроумную комбинацию: в основу нового губернского деления 1719 г. она положила роспись дворового числа, составленную по переписям разных лет, выбирая из прежних переписей подходящие цифры. Получился блестящий результат: число тягловых дворов, по переписи 1678 г. не превышавшее 833 тысяч, теперь, после засвидетельствованной дважды убыли, перешагнуло за 900 тысяч даже без посадских дворов. Это статистическое дурачество тогдашней канцелярии лишало подворное обложение всякого практического смысла и заставляло искать другой окладной единицы, а переписи 1710 и 1717 гг. прямо на нее указывали, вскрыв любопытное явление, выясненное в упомянутой книге г. Милюкова: убыль дворов шла по местам одновременно с приростом населения. Средний состав тяглого двора сгущался и доходил до пяти с половиной мужских душ вместо обычных трех или четырех. При подворном обложении этот прирост для казны пропадал: оставалось перейти к поголовщине. Мысль о поголовной подати зародилась в московских финансовых умах еще во времена Софьина князя Голицына. Публицисты Петра I тоже ничего не придумали умнее головы мужского пола: этой окладной единицей они надеялись устранить разорительную неравномерность подворного обложения. С этой точки зрения ратовал за поголовный налог в интересе уравнительности обложения обер-фискал Нестеров еще в 1714 г.; за ним другие писали о пользе переложения подати с дворов "на персоны", или на семьи.

Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела - довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов. Прожектеры и прибыльщики писали ему, что его "низкие подданные" зело суть отягчены и, если больше будут отягчены, останется земля без людей, а он в 1717 г. пишет Сенату из Франции, что "и без великого отягощения людям денег сыскать мочно"; понадобятся деньги - прибавить временно пошлины на всякие промыслы, ввести "поголовщину по городам и иные сему подобные, от чего разоренья государству не будет", а где объявится растрата, "чтоб немедленная инквизиция была и экзекуция". Не задумываясь над сравнительными удобствами или неудобствами разных окладных единиц: двора, семьи, работника, души, предоставляя это Сенату, Петр видел в податном вопросе только два предмета: солдата, которого надо содержать, и крестьянина, который должен содержать солдата. В ноябре 1717 г., быв в Сенате, Петр I сам написал указ, изложенный тем летучим стилем, который поддавался только опытному экзегетическому чутью сенаторов: "Распорядить сухопутное войско и рекруты морские, кроме жалованья, и провиант на крестьян, скольких душ или дворов один, что удобнее будет, солдат и драгун и офицер по рангам кроме генералитета, применяяся к податям нынешним, ибо как сие положится, от прочих всех податей и работ свободны будут". Итак, все прямые налоги предполагалось заменить одним военным, подворным ли или подушным, все равно или еще не было решено; этот налог распределялся на крестьян по расчету стоимости содержания солдата, драгуна и офицера. Через несколько дней предпочтено было распределение по душам, "работным персонам", и Сенат , толкуя указ Петра, 26 ноября 1718 г. предписывал перечислить все сельское пахотное население мужского пола, всех "не обходя от старого до самого последнего младенца".

Мы уже знаем, как медленно и с какими затруднениями производилась перепись с ее поверкой, ревизией. От нее сохранилось несколько разновременных итогов, среди которых трудно разобраться: число душ по ним колеблется между 5 и почти 6 миллионами. Сохранилась сенатская смета подушного сбора на 1724 г., к которой в 1726 г. Камер-коллегией по указу Верховного тайного совета присоединена роспись действительных поступлений подушной подати за сметный год с обозначением недоимки по губерниям. Принятая в руководство для расквартирования полков и для податного учета 1724 г., сенатская смета с прибавленной к ней росписью представляет проверенное изображение подушной системы за первый год ее действия и за последний год жизни ее творца, без перемен, каким она подвергалась вскоре после его смерти. По этой ведомости значится всего тяглого населения 5 570 тысяч душ, в том числе городских 169 тысяч. Подушный оклад устанавливался в связи с ходом переписи: рассчитанный сначала в размере 95 копеек, он потом спустился до 74 копеек; с целью уравнять в тягостях все души на государственных крестьян взамен платежей владельцам положен был дополнительный 4-гривенный сбор; городские тяглые обыватели платили по 1 рублю 20 копеек с души.

Значение подушной подати

Эта подать, "подушина", своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих. Даже такой горячий защитник преобразователя, как Посошков , не чает в ней проку и отказывается понять ее, "понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные", земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру I в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно, только работники, а не старики и младенцы. У Петра был под руками готовый образец для обложения по рабочим силам: это - остзейское крестьянское тягло, или гак, в котором считалось 10 работников от 15 до 60 лет. Петр думал не о рациональном обложении, а о бездоимочном поступлении. При исполнителях и финансовых понятиях, какими он располагал, никакая рациональная система обложения не могла быть удачна. При невозможности мудреной регистрации производительных сил оставался простой арифметический подсчет живой наличности мужского пола, не обходя и вчера родившихся младенцев. Ревизская душа и была такой расчетной, разверсточной окладной единицей, чисто фиктивной. Дело шло не о народнохозяйственной, даже не о финансовой политике, а просто о податной бухгалтерии Камер-коллегии по отделению окладных сборов. Вложить жизненный смысл в эту фикцию предоставлялось самим плательщикам, и они его со временем вложили. Под ревизской душой стали разуметь известную меру рабочих сил и средств, прилагаемых тяглым человеком к соответственному тяглому же земельному участку или промыслу, с причитающейся на них по разверстке долей государственного тягла. В этом смысле крестьянин говорит о половине, четверти, об осьмухе души, не думая ссориться с психологией.

Подушная подать была преемницей подворной, распределявшейся и при Петре I по устарелой переписи 1678 г. Податная фикция, длившаяся до наших дней, не могла пройти бесследно для народного сознания. Два века податной плательщик недоумевал, за что и с чего, собственно, он платит. Посошков пишет, что даже господа дворяне не понимали, что такое крестьянский двор как платежная единица: одни считали дворы по воротам, а другие по избным дымам, не додумываясь до того, что крестьянский двор - это "земляное владение", земельный участок. Ревизская душа была еще непонятнее тяглого двора, и какие бы замысловатые толкования ни вкладывал народ в такие финансовые учреждения, оставался вопрос, зачем это приказные люди придумывают таких плательщиков, которые за себя платить не могут. Государственная повинность превращалась в своенравное требование начальства. Государство, загораживаемое канцелярией, отдалялось от народа, как что-то особое, ему чуждое: плохая школа для воспитания чувства государственного долга в народе, и чичиковские мертвые души были заслуженным эпилогом этого "душевредства душевных поборов", как ядовито определил подушную подать все тот же Посошков. Исполнение податной реформы Петра I усиливало это впечатление. В оправдание подушной подати выставлялась двоякая цель: уравнение подданных в казенных платежах и увеличение казенных доходов без отягощения народного. Но указы о подушной подати с крестьян не разъясняли, что такое ревизская душа - счетная ли только или и раскладочная единица; лишь указ 1722 г. о подати с посадских людей пояснил: "А им верстаться между собою городами по богатству". С сельского населения подушная взималась по точному смыслу ее названия: не только высчитывалась в сметах по количеству душ, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам.

Шли жалобы на "отягчение и неравенство в народе", на то, что скудный крестьянин с 3 малыми сыновьями должен платить вдвое больше богатого с одним сыном. Однообразный уравнительный налог на деле усиливал естественное неравенство семейных составов и состояний. Трудно определить тяжесть подушного налога сравнительно с подворным по несоизмеримости этих окладных единиц и по недостатку данных. Можно думать, что Манштейн, многопомнивший и слышавший о последних годах Петра, в записках своих передал мнение его современников о подушном налоге, написав, что Петр принужден был собирать двойную подать против прежней. Это вывод, взятый глазомером, а не точным расчетом. Подворный налог чрезвычайно разнообразился по местностям и разрядам плательщиков. Дворы посадские и дворцовые были обложены тяжелее черносошных и церковных, а эти - тяжелее помещичьих. Притом и однородные дворы в разных областях платили неодинаково: в Казанской губернии на помещичий двор падало в среднем окладных налогов 49 копеек, а в Киевской - 1 рубль 21 копейка. Этой видимой цифровой неравностью отчасти уравнивалось различие местных экономических условий. Огромная убыль дворов, обнаруженная переписью 1710 г. в центральных и северных губерниях, разрушила всякую уравнительность. Там при продолжавшемся подворном обложении по переписи 1678 г. уцелевшим дворам приходилось платить почти вдвое, оплачивая опустелые дворы, а в губерниях Киевской, Казанской, Астраханской и Сибирской, где оказался прирост дворов, подворные платежи понижались. При столь сложных и даже запутанных условиях подушная подать отозвалась неодинаково на разных плательщиках: она вообще повысила прямой налог, но иным лишь на нечувствительный процент, а другим вдвое, втрое и даже больше. Средний подворный налог на крестьянский двор по трем губерниям. Архангельской, Казанской и Киевской, около 1710 г. значительно превышал половину подушного сбора со среднего 4-душевого крестьянского двора (190 и 74х4=296 копеек).

Больнее всех пострадали и без того наиболее обездоленные помещичьи крестьяне. Прямой подворный налог щадил их во внимание к их тяжелым господским повинностям. Подушная подать легла на них в одинаковом размере с лучше устроенными дворцовыми и церковными крестьянами, увеличив втрое и по местам даже вчетверо их окладные платежи. Справедливость требовала, чтобы помещики соразмерно понизили свои поборы с крестьян, и этого, кажется, ожидало правительство. В интересе уравнительности предположено было государственных крестьян, свободных от господских требований, обложить сверх общей подушной подати дополнительным платежом, применяясь к тому, "как помещики получать будут с своих крестьян или иным каким манером, как удобнее и без конфузии людям". Этот дополнительный сбор высчитан был в 40 копеек. Но помещики и не думали довольствоваться какими-нибудь 4 гривнами. Напротив, усиленные расходы по службе и по оплате казенных повинностей, какие легли на бездоходных дворовых людей, помещики полностью и даже с избытком переложили на своих крестьян и подняли крестьянский оброк до непомерной высоты, пользуясь отсутствием законной оброчной нормы: в эпоху ревизии, по Посошкову, с крестьянского двора сходило помещику "рублев по 8 или малым чем меньше", а брауншвейгский резидент Вебер, собравший за время своего пребывания в России (1714 - 1719 гг.) хорошие сведения о ее положении, в своих записках (Das veranderte Russland) замечает, что редкий крестьянин платит помещику свыше 10 - 12 рублей оброку, следовательно, крестьянин, плативший около 10 рублей, был не редок. Принимая только 7 рублей с чем-нибудь (рублей 60 на наши деньги) на двор, найдем, что при 4-душевом составе двора помещичий оброк слишком вдвое превосходил подушную подать и почти впятеро был выше 40 копеек, нормальной по указу суммы помещичьего оброка.

Можно только недоумевать, откуда брались у крестьян деньги для таких платежей при тогдашнем тесном пространстве денежного крестьянского заработка, хотя бы половина их покрывалась хлебом или работой. Значит, подушная подать, сглаживая старые податные неровности, усиливала или вводила новые, подтягивала под одну схематическую, канцелярски составленную мерку возникшие из жизни разнообразные местные и классовые уровни налогоспособности, в общем итоге значительно отягощала бремя прямого обложения и, таким образом, не достигала ни одной из своих целей - ни уравнительности казенных платежей, ни увеличения доходов казны без отягощения народа. Есть и официальное, притом очень яркое свидетельство о неудаче в достижении этой последней цели. В упомянутой ведомости Камер-коллегии 1726 г. читаем, что в 1724 г. недобрано подушного 848 тысяч, а это - 18% всего подушного сбора по смете того года. К своей ведомости Камер-коллегия приложила такое жалобное примечание: "А о вышеописанной доимке в Камер-коллегию губернаторы и вице-губернаторы, и воеводы, и камериры, и земские комиссары доношениями и репортами объявляют: тех де подушных денег по окладам собрать сполна никоторым образом невозможно, а именно за бесконечною крестьянскою скудостью и за хлебным недородом и за выключением из окладных книг написанных вдвое и втрое и за сущею пустотою и за пожарным разорением и за умерших и беглых безвестно и за взятых в рекруты и за престарелых и увечных и слепых и сирот малолетних и бездворных бобылей из солдатских безпашенных детей". Это как бы посмертный аттестат, выданный Петру за подушную подать главным финансовым его учреждением.

Бюджет 1724

В других налогах, окладных и неокладных, повторились те же явления: преувеличенные требования казны, внушенные нуждой и предрассудком, будто деньги всегда найти можно, и молчаливый ответ плательщика - огромный недобор. Прибыльщики поусердствовали в изобретении разных пошлин и поборов с промыслов и угодий, и оклады налогов этого разряда приблизительно с 1,5 миллиона первых годов столетия взогнаны были в 1720 г. почти до 2,6 миллиона, но поступления, даже за вычетом перебора, дали полмиллиона недобора, почти 20% против сметы. Финансовые успехи, достигнутые Петром, открываются из его последнего доходного бюджета за 1724 г., составившегося из подушной подати, которую начали собирать в этот год, и из прочих сборов, таможенных, кабацких, промысловых и т. п. Из расходного бюджета приведу только главную статью - военный расход.

Ревизские души :

Крепостных людей.............................4364653 (78%)

Государственных крестьян................1036389 (19%)

Посадских людей. .............................. 169426 (3%)

Итого......................................................5570468

С них подушной (с 40 к.) ...................4614637 рублей

Прочих доходов...................................4040090 рублей

Итого......................................................8654727 рублей

Военный расход :

На сухопутное войско (из подушной) 4 596 493 рубля

На флот……...........................................1 200 000

Итого.......................................................5 796 493 рубля

Итоги финансовой реформы

Эти неполные, минимальные цифры документов 1724 г. дают, однако, несколько выразительных итогов финансовой реформы; в ведомостях дальнейших лет количества увеличиваются, но пропорции изменяются мало. Резко выступает связь этой реформы с военной, как ее двигателем: расход на войско и флот доходит до 67% всего сметного дохода, а по отношению к действительным поступлениям того года поднимается до 75,5%. Войско стало обходиться стране гораздо дороже, чем оно стоило 44 года назад, когда на него шло меньше половины тогдашнего дохода. Далее, сметный доход 1724 г. почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 г. Этот успех достигнут был подушной податью, которая более чем на 2 миллиона увеличила окладной доход казны. Но в первый же год подушная по упомянутой мною камер-коллежской росписи дала недобора 848 тысяч. Значит, 15-летняя борьба с дефицитом 1710 г. в 13% расхода завершилась недобором 18% подушного оклада, т. е. значительной порчей самого орудия борьбы. В-третьих, Петр к концу царствования был в 3 1/2 раза богаче своего старшего брата: переложив бюджеты 1680 и 1724 гг. на наши деньги, найдем, что первый простирался до 20 миллионов, а второй - до 70. Но Петр разбогател крутым переломом системы налогов: подушная перегнула обложение в другую сторону. До нее прямые налоги уступали косвенным (конец лекции LI).

Усиленные заботы Петра о развитии торговли и промышленности, народнохозяйственного оборота подавали надежду на дальнейший рост косвенного обложения. Случилось иное: подушная одержала решительный перевес, дошла до 53% сметного дохода. Значит, при недостатке доступных обложению капитала и оборота приходилось обременять все тот же голый простонародный труд, тех же "работных персон", и без того достаточно обремененных, и в этом направлении дойти до непереступаемого предела. Между тем свои и чужие наблюдатели выносили из положения дел впечатление, что при обширности государства и при его естественных богатствах царь без народного отягощения мог бы получить гораздо больше дохода. Сам Петр думал так же; по крайней мере в регламенте Камер-коллегии 1719 г. высказана оригинальная или заимствованная мысль, что "никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет".

К концу Северной войны стало ясно, что налоговую систему, унаследованную Петром от предков, нужно также срочно менять, как раньше приказы и канцелярии. Как же собирались налоги и отправлялись многочисленные повинности – рекрутские, подводные и другие? С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение. Это означало, что единицей обложения крестьян и горожан был «двор». Иначе говоря, переписчики объезжали деревни и города и переписывали не собственно людей, а число дворов, в которых они жили. Так, по каждому населенному пункту или земельному владению (вотчине или поместью), а потом – по уезду образовывалось так называемое «дворовое число», которое и лежало в основе всех податных расчетов. Например, нужно было собрать определенную сумму денег А. Ее делили на число дворов Б по всей стране. В итоге получалось число В. Это и был налог с каждого учтенного при переписи двора, подворный налог.

За годы Северной войны налоги и повинности росли непрерывно и в конце царствования Петра стали для крестьян очень тяжелыми. Множество плательщиков бросали свои хозяйства, дворы и бежали на Дон, за границу, в другие владения. Стала образовываться «убыль дворов». Провести учет пустых, «убылых дворов» было технически очень сложно. Поэтому новые налоги по‑прежнему рассчитывались по указанному выше принципу В = А: Б. Иначе говоря, еще большая податная тяжесть ложилась на оставшиеся «жилые дворы».

В 1710 году власти все же провели новую подворную перепись, но ожидаемого результата – роста «дворового числа» в сравнении с предыдущей переписью 1678 года – не произошло. Наоборот, оно сократилось на 20%! В 1715 году было решено провести еще одну перепись. И опять неудача – «дворовое число» не превысило прежней величины. Примечательно, что до Петра I и его чиновников стали доходить сведения о том, что «дворовая убыль» вызвана не только бегством или высокой смертностью крестьян, но и их упорным нежеланием нести тяжелые повинности. Это было видно уже по тому, что число дворов не увеличивалось, а населенность двора между тем росла. Это означало, что крестьянские семьи не делились, как прежде, и молодые крестьяне не строили собственных дворов, а жили во дворе родителей. И все это делалось для того, чтобы не платить налогов.

В качестве радикальной меры Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», а «душу мужского пола». Важно, что Петр I решил провести реформу налогообложения одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200‑тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было где‑то разместить, на какие‑то деньги содержать. И здесь Петр I опять же прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно – деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.

Двадцать шестого ноября 1718 года был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Все помещики и старосты подавали реестры, или, как тогда говорили, «сказки», с указанием числа мужчин, живущих в каждой деревне, селе, вотчине. За 1719 год сказки, в основном, были собраны. Но властям стали известны многочисленные факты жульничества: переписи избежал каждый третий плательщик. Тогда решили собрать специальные военные команды и провести проверку, или, как тогда говорили, «ревизию», числа душ мужского пола.

Проверка населения оказалась делом сложным, и работа ревизоров затянулась до 1724 года. Перед ними возникало много проблем. Ведь им предстояло проехать через каждую деревню, проверить сказки по этой деревне, внести в них исправления, выявить, поймать и отослать на прежние места жительства всех беглых, определить, что делать с разными категориями населения, которые раньше податей не платили, и т. д.

В итоге к 1724 году стало известно о 5 млн 656 тыс. душ мужского пола. К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 года расходы на кавалериста составляли 40 рублей, а на пехотинца – 28,5 рублей; в целом же расходы на всю армию достигали 4 млн рублей. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн рублей на 5,6 млн душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки. Так начала свою долгую (длившуюся свыше 150 лет) историю подушная система. Она была удобна для властей – сразу же были отменены десятки налогов, податей, меньше стало проблем со сборами и пересылкой налогов в центр. Полки разместились в тех дистриктах, откуда они получали деньги. Полковые офицеры, вместе с выбранными из местных дворян земскими комиссарами, собирали подушину прямо в полковую кассу. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных. Ведь следующая проверка сказок – ревизия – после 1724 года была организована лишь в 1742 году! Солдаты стали селиться в деревнях, что доставляло больше хлопот для крестьян. Кроме того, с введением подушной подати контроль государства за подданными усилился. Все ведь должны быть записаны в сказки, крестьянину стало трудно выйти на заработки. Об уходе на новое место жительства или работы не приходилось и говорить, так как до следующей ревизии было запрещено покидать те места, где крестьяне записывались в сказки. Податная реформа Петра I – введение подушной подати – имела колоссальное воздействие не только на финансы, но и на социальную структуру населения.

Налоги в России

Для того чтобы разобраться в том, что такое подушная подать, необходимо совершить экскурс в историю налогообложения в России. Ни одно государство не может существовать без налогов. Поэтому на Руси со времен образования раннефеодального государства князь собирал дань с подвластных территорий сначала полюдьем, а затем повозом. При этом дань собиралась с дыма, то есть от каждого дома, как хозяйственной единицы. Подворная подать оставалась основной до монголо-татарского ига, когда баскаки провели перепись населения и каждого жителя мужского пола обложили данью. Кроме этого прямого налога существовало большое количество косвенных. Становление единого централизованного государства привело к установлению и целостной налоговой системы, единицей обложения выступала земля. При Иване Грозном реформа большой сохи установила размеры подати в зависимости от владельца и количества земли. Федор Алексеевич, сводный брат Петра Великого, вернулся к подворному налогообложению.

Введение взымания подати с каждого мужчины (подушная) стало следствием финансового кризиса в стране при Петре I, в условиях активной внешней политики, которая требовала крупных вложений. Северная война, длившаяся 21 год, создала современную Россию. Армия, флот, европейское образование, Санкт-Петербург и многие другие достижения Петровской эпохи были бы невозможны без огромных средств, вложенных государством. Изначально государь использовал традиционную налоговую систему поземельного обложения, но денег не хватало. Были привлечены прибыльщики, которые придумывали многочисленные косвенные налоги, начиная от гербовой печати и заканчивая бородами. Но и это не решило проблему. Тогда была предложена подушная подать, то есть налог личный, с каждого мужчины. Стоит отметить, что проведенная перепись населения не установила точное количество мужского населения крестьянства, цифры колебались от 5 до 6 миллионов. Подушная подать распространилась на все возрасты мужского населения, независимо от трудоспособности. Размер налога формировался в зависимости от нужд государства на содержание армии и другие расходы.

Общая требуемая сумма делилась на количество населения, получался размер налога. Это нововведение поставило крестьянство на грань выживания. Вскоре этот вид налога был распространен и на городское население, и даже на купцов.

Отмена подушной подати

Сложилось так, что с течением времени подушная подать перестала взиматься с купцов, затем с мещан, и только крестьяне продолжали тянуть это тягло. Вместе с вопросом отмены крепостного права встала проблема отмены подушной подати, как дискриминационной по отношению к крестьянству. Александр Освободитель создавал комитеты по рассмотрению данного вопроса, но решить ничего не успел. Уже его сын и наследник, Александр III в 1885-1887 годах заменил подушное налогообложение различными косвенными налогами.

Итоги

Итак, подушная подать - это налог, взимаемый с каждого человека, независимо от его дохода или имущества. В России введен в 1724 году. В чистом виде существовал недолго. Уже начиная с Екатерины Великой, каждая крестьянская община получала сумму налога на весь мир, и само общество определяло, кто и сколько должен заплатить, учитывая состояние хозяйства, размер земли и так далее. Это спасало от несправедливой уравниловки в налогообложении многодетных и неимущих с зажиточными, земельными. Долгое время этот налог показывал неравноправное положение крестьянства по отношению к другим сословиям. Отменен Александром III.


Top