Племя ненцы. «Ненцы и их традиции»

Введение

1. Антропологический тип

2. Теория этногенеза

3. Занятия и быт

5. Письменность

7. Религия

Заключение

Список литературы

Введение

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р.Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

1. Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

2. Теории этногенеза

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.

Теория Г.Н. Прокофьева

Советский ученый Г.Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внес в неё необходимые коррективы. Согласно его предположению предками современных ненцев, нганасан, энцев и селькупов были не только самодийские племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена приполярной зоны, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времен.

3. Занятия и быт

Традиционное занятие ненцев – крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей.

Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.

В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо.

Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя\") - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей.

Зимой чум укрывают в два слоя покрышками - нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

Помимо выпаса оленей ненцы зимой охотятся на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляют с помощью деревянных ловушек-пастей, железных капканов, петлей. Испокон веков ненцы добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины.

4. Язык

Ненецкий язык, язык ненцев. Относится к северной группе самодийских языков. Распространен на крайнем северо-востоке Европы и крайнем северо-западе Азии от Кольского полуострова до правобережья Енисея (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий автономные округа). Число говорящих ок. 27 тыс. человек (1989 г., перепись). Из общего числа ненцев 77,7 % признали родным языком ненецкий, 17,6% русский. Наречия: тундровое и лесное. На тундровом говорит основная масса ненецкого населения, на лесном - небольшая группа в южных районах Ямало-Ненецкого округа.

Для ненецкого языка характерны суффиксальная агглютинация, различие трех чисел, падежное оформление четырехчленной серии местных падежей («где», «куда», «откуда», «по какому месту»), противопоставление трех типов глагольного спряжения (субъектного, объектного и рефлексивного), широкое использование конструкций с нефинитными формами глагола, употребление послелогов, принцип «управляемый член перед управляющим» как основа порядка слов. Особенность фонетики большинства ненецких диалектов - запрет на употребление гласных в начале слова (в заимствованных словах перед анлаутным гласным появляется звук ӈ). В консонантизме представлена корреляция твердых и мягких согласных, напоминающая корреляцию в русском языке. В лексике отражено влияние коми-зырянского, хантыйского, русского языков.

Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики. В 1937 г. она была переведена на русскую графику. Литературный язык сформировался на основе большеземельского говора тундрового наречия.

Ненецкий язык преподается в начальных классах ненецкой национальной школы как обязательный предмет, а в части школ и как факультатив в 5-8 классах. Кадры учителей готовятся в Институте Севера Педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), в педагогических училищах Нарьян-Мара и Салехарда. На ненецком языке издается учебная и художественная литература, ведутся передачи трех окружных радиостанций, издается окружная газета в Салехарде.

этногенез ненцы народность

5. Письменность

В 1932 г. на основе латинской графики Г.Н.Прокофьев подготовил первый ненецкий букварь «Новое слово». За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В последствие была разработана грамматика, грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.

6. Пища

От века к веку, проявляя природную смекалку и мужество, ненцы сумели противостоять беспощадной природе, научились брать у нее все необходимое для жизни. Первой необходимостью у ненцев была пища. Приготовление пищи и заготовка ее впрок всегда были делом женщин. Пищей ненцам издавна служили мясо и рыба. Растительная пища играла очень незначительную роль. Мясо оленя употреблялось ненцами главным образом с середины августа до мая, т.е. в течение зимнего периода.

Наиболее лакомым блюдом являлось мясо только что убитого оленя. Поедание мяса только что убитого оленя являлось своего рода праздником. Лакомым блюдом считались молодые оленьи рога. Отрезанные мягкие концы рогов ненцы бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом. Наполненные кровеносными сосудами хрящевые концы рогов очень вкусны.

У окостеневших рогов ненцы ели только покрывающую их кожицу, предварительно опалив ее. Во время массовых поколок оленей (особенно осенью) мясо, которое не могло быть употреблено сразу же, заготовлялось впрок. Для сохранения часть его зарывали в мерзлую землю, где оно сохранялось, как в погребе, практиковалось также копчение мяса со спины оленя над костром, изредка - вяление на солнце и - совсем редко - посолка.

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Северный народ – проживает на побережье Северного Ледовитого океана . Те, кто расселены в Архангельской области, называются европейскими ненцами, а народы, проживающие в Тюменской области и Красноярском крае – сибирские ненцы. Малочисленные ненецкие поселения есть в Ханты-Мансийском округе, в Республике Коми и Мурманской области. В России насчитывается около 41 тысячи ненцев. Большая часть из них проживает на Ямале (около 27 тысяч). Основной язык – ненецкий.


История ненецкого народа

В летописном труде монаха Нестора есть упоминание о далеких племенах Севера – ненцах. В России в старину ненцев называли непривлекательным словом «самояды», что означало «поедающие сами себя». Дикие обряды людоедства, по одной из версии, были обычным делом у северных племен. Предки ненцев не видели ничего дурного, если тело их слабого соплеменника шло в расход к остальным нуждающимся жителям. Мало того, приносивший себя в жертву, человек считался счастливцем. Он освобождал потомков от ухода за больным и слабым, давал им дополнительное пропитание. Варварский, на наш взгляд, ритуал отцеубийства исполняли под заклинания шаманов дети. После жертвоприношения тело шло на пропитание соплеменникам. Такой теории придерживаются не все историки, ведь «самояд» могло расшифровываться и как «сырояд», что обозначало поедание сырого мяса. В любом случае, мрачные догадки окутывают историю далеких северных племен.

Российская держава оказала сильнейшее влияние на развитие народов Арктики. В 16 веке здесь строятся городки и остроги. Среди них Березов, Обдорск и Сургут. Торговля с местными оленеводами пошла на пользу и русским, и ненцам. Быт ненцев существенно облегчился, потому что от русских к ним стали поступать изделия из металла, оружие, ткани.

Образ жизни ненецкого народа

По месту и роду занятий ненцев можно разделить на тундровых и лесных. В лесах проживает немного людей, около полутора тысячи. Их места расселения простираются вдоль рек Пур и Таз, а также в некоторых районах территории автономных округов. Остальная часть, а это большинство, для постоянного места жительства выбрали тундру в Ямало-Ненецком и в Ханты-Мансийской округах.

Предки ненцев контактировали с хантами, коми, энцами, русскими, поэтому в их культуре переплетены традиции других народов.

Олени для ненцев – это не просто животные, это образ их жизни, поведенческий характер, смысл существования. Про себя ненцы говорят, что они «дети оленя». На оленьих упряжках добираются до нужных мест, перевозят тяжелые грузы. Оленина спасает от голода, а шкурки идут на пошив верхней одежды. Когда пастбище для оленей опустошено, ненцы передвигаются по тундре дальше в поисках новых мест. Для перегона стада ненцам помогают собаки особой породы – оленегонные лайки. Рыбная ловля – еще одно занятие на Севере. Летом добыть рыбу можно с помощью сетей. Зимой в лунку на крючок приманивается рыба, а потом забивается острогами.

Мировоззрение ненцев представляет собой философию единения с природой. Смерти не придают особого трагического значения, считая, что дух умершего найдет себе новое пристанище. Усопших хоронят на родовых кладбищах, изготавливая для них специальный чум.

Добро пожаловать в чум!

Чум имеет конусную форму не случайно. Отверстие наверху символизирует связь с Солнцем и Луной. Чем богаче семья, тем просторнее их чум, а значит, его форма будет тупоконечной. В чуме есть священное место «си», предназначенное только для мужчин. В тайном ларце хранятся семейные реликвии, и как считают местные, святые духи. Внутри жилища нет мебели. Для младенцев приготовлена люлька с подстилками из оленьей шкуры и мха.
Женщины занимаются розжигом огня, готовкой и присмотром за детьми. Еда проста и незамысловата: жирная оленина, вареная рыба, грибы, ягодные морсы. До сих пор местные жители употребляют сырое мясо, свежую кровь оленя, деликатесом считаются необработанная печень и почки. Непривычная для нас еда спасает жителей суровых краев от авитаминоза. Оленью кровь даже добавляют в блины. Мужчины много время проводят в уходе за оленями. С охоты мужчины приносят диких зверей: мясо пойдет на угощение, а шкура и мех украсят одежду.

Ненцы – самый многочисленный среди малых народов Севера. Самоназвание этого народа происходит от слов ненэць –человек, ненэй ненэць – настоящий человек. Официально употребляемым термином стало в 1930 году. До этого времени их называли самоедами или самоедами-юрками.

Термин самоед вероятнее всего произошел от saam-jedna – земля саамов. передвижения и формирования этого народа не только интересна и насыщенна большим количеством информации, но до сих пор не найдены ответы на все вопросы. Именно это и служит толчком к изучению, как и где живут ненцы.

Из истории появления и формирования народа ненцы

Ненцы – потомки древнего самодийского населения южно-сибирского происхождения. Их прародиной считаются северные отроги Саяно-Алтая. Во 2 – 4 веках новой эры самодийцы вынужденно мигрировали под натиском кочевников гуннов на север, дойдя до тундры и таежных районов Заполярья и Приполярья. Они шли разными путями – по восточным склонам Урала, по Заболотью и Томскому Приобью. Это были переселенцы первой волны, которые и сформировали постепенно новый народ.

Следующая волна самодийцев покинула Северный Алтай под давлением тюркских племен и ушла в тундру в 9 веке новой эры. Путь на север шел по правым притокам Оби. Затем они разделились, часть переселенцев ушла вверх по реке Таз, где стала основой энцев . Другие шли вдоль рек Аган и Пур. Они также приняли участие в формирование ненцев и лесных ненцев.

Самодийцы, расселяясь по северной тундре, застали там местное население, которому дали название сихиртя. В своих преданиях они описывали аборигенов как людей маленького роста, живущих в землянках с единственным отверстием в крыше, которое было и дымоходом и дверью. Эти люди промышляли охотой на оленя и морского зверя, рыбалкой. Существует теория, что самодийцы не только воевали с аборигенами, но и вступали с ними в брак, т.к. не могли создавать семьи внутри одной родовой группировки. В результате этого местные малочисленные народы были полностью ассимилированы пришельцами.

Где живут ненцы на территории Руси

Северные территории в сферу интереса и влияния русского народа попали еще до полного формирования народа ненцы . В старинных документах самодийские народы и ненцы назывались общим словом самоеды . «Повесть временных лет» 11 века – первый письменный документ, в котором есть информация об этом народе, его языке, месте и соседях. Территории, заселенные ненцами, в состав Российского государства вошла в 1594 или 1595 году после походов Ермака, присоединения Сибири к России и строительства Обдорского острога. Это открыло царскому правительству и русским купцам дорогу в тундру от Ямала до Таза.

Где живут ненцы в Российской Федерации

В настоящее время ненцы занимают очень большую территорию Севера России и Западной Сибири. Они проживают в Ненецком автономном округе Архангельской области (образовался в 1929 г), Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округе (Тюменская область, 1930 г), Таймырском округе (Долгано-Ненецком) Красноярского края (1930 г).

Все современные ненцы делятся на 2 этнографические группы, которые говорят на разных диалектах ненецкого языка:

  1. Тундровые ненцы составляют 0,9 от всей численности народа. Основное занятие – оленеводство.
  2. Лесные ненцы в регионе Обско-Енисейского водораздела. Занятие – рыболовство, охота, разведение вьючных оленей.

К народу ненцы примыкает народность колвинцы, проживающая в районе реки Колвы. Эта группа появилась в 19 веке в результате браков между женщин-коми и мужчин-ненцев. Они говорят на одном из диалектов языка коми.

Где живут ненцы – география

Ненцы в Росси живут и в Европе, и в Азии:

  • В Европе между Белым морем, восточное побережье, и Уралом. Выделяется несколько районов-«тундр». На западе – Канино-Тиманская тундра, которая занимает полуостров Канин и тянется на восток до острогов Тиманского кряжа. Между Печерой и Тиманским кряжем лежит Малоземельская тундра. К востоку от Печеры и до Уральского хребта находится Большеземельская тундра.
  • В Азии ненцы занимают Гыданский, Тазовский и Ямальский полуострова. Они живут в бассейнах рек Пур и Таз, в низовьях Енисея и Оби.
  • В Северном Ледовитом океане на островах Вайгач и Колгуев.

Культура, традиции, быт

Информация о том, где живут ненцы, необходима для полноценного знакомства с этим самобытным народом, сумевшим в разных жизненных катаклизмах сохранить свою индивидуальность, уникальность и культуру, небольшие различия в которых определяются конкретными географическими характеристиками места проживания.

Разделение территории проживания на несколько административных образований не помешало сохранить этому народу свою целостность, общие традиции и язык. Интересно отметить, что при отсутствии собственной государственности, изменениях в письменности, которая создавалась искусственно (в 1932 году на ненецком языке писали латиницей, а с 1937 года – кириллицей), около 80 % ненцев считают ненецкий язык родным, а пятая часть говорит только на этом языке.

Основной вид деятельности – табунное оленеводство, помимо этого разводят и вьючных животных. А вот для верховой езды мелкие северные олени не пригодны, т.к. у них слабый позвоночник. Древний ненец говорил так: «… за оленями пешком ходил, с осени до весны ходил, с весны до осени ходил. Никогда на оленях не ездил». Постепенно появились оленьи упряжки, которые соседствовали с собачьими упряжками аборигенов. Олень давал ненцам все необходимое для жизни – пищу, одежду, транспорт, жилье.

Именно оленеводство определило кочевой и вид жилья – чум, который легко собирался и устанавливался на новом месте. Летом семья или несколько семей (род) двигались за стадом на север, где меньше назойливой мошки, а зимой в сторону лесотундры на юг.

Другой исторический вид деятельности – рыбная ловля (летом) и охота:

  • На пушного зверя с помощью капканов, ловушек и огнестрельного оружия.
  • На диких оленей охотились загоном, на водных переправах или с помощью прирученного оленя-манщика.
  • На морского зверя и оленей охотились с помощью скрадных досок, которые устанавливали на лыжах.
  • В период линьки добывали птиц – белую куропатку, гуся, глухаря.

Эти виды деятельности принадлежали мужчинам, женщины выделывали шкуры, шили одежду, украшая ее меховым орнаментом, мозаикой из кожи и меха, бисером. Они плели украшения и вышивали подшейным оленьим волосом.

Прошлое и настоящее этого народа овеяно мифами, легендами и сказаниями, в которых наряду с действующими героями функционирует и сам сказ, одушевленное существо называется лаханако (переводится как словечко).

Противоречий между описаниями путешественников и исследователей от 15 века до наших дней и мифами этого древнего народа еще очень много. Зная, где живут ненцы, их современные обычаи и образ жизни, можно продолжить изучение истории становления и развития этого народа.

Еще читайте:

Пусть народ этот невелик, а преуспел во многом. Загибайте пальцы: ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России (44 640 человек согласно переписи 2010 года, "планка" для того, чтобы считаться КМНС - 50 тысяч человек). У его представителей один из самых высоких уровней владения национальным языком (более 70 % называют ненецкий родным). А ещё это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях аж трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае.

Кровожадные обычаи

Самоназвание ненец (ненэч) переводится как "человек" . Такое имя за представителями этноса закрепилось относительно недавно – с 1930 года. В старину же их величали самоедами или юраками.

Церковно-славянское слово "самоядь" означает "людоед". Считается, что так жителей тундры прозвали за древний обычай культового людоедства. В старинных приказных ведомостях встречается также слово "сыроядцы", то есть употребляющие сырое мясо. Первые упоминания о ненцах обнаружены в летописи Нестора (1096 год). Уже тогда они были известны новгородским торговцам. С XVI века началось интенсивное движение промышленников на восток, и на ненецких территориях стали появляться русские опорные пункты.

Кстати, жили там ненцы не всегда. По наиболее распространенной современной гипотезе, родина этого самодийского народа – Южная Сибирь. В течение первого тысячлетия н.э. большая его часть под давлением других племён переместилась по Оби и Енисею в северную тайгу, а потом и в тундру, где ассимилировала арктическое население. Позже предки ненцев расселились на землях от реки Мезень до Енисея.

Олешек в няньках

Ненцы называют себя детьми оленя. Это животное даёт им не только пищу и одежду, но и смысл существования. Считается, что стадо до ста голов обеспечивает хозяйство всем необходимым. Ненцы даже говорят: "Олень приносит счастье".

Однако спрашивать ненца о том, сколько у него голов в стаде, считается неприличным. Представителям народа свойственны скромность и молчаливость, игнорирование вопросов, которые не нравятся. У ненцев особый внутренний мир, не всегда понятный жителям мегаполисов.

В словосочетании "дети оленя" есть и прямой смысл. Несколько животных из стада обычно оставляют в качестве домашних питомцев, которых зовут "авками". Они живут в чуме и частично выполняют роль нянек для детей. В целом все олени делятся по назначению: для перевозки грузов, для гонок, для удачи. Священными считают белых оленей, которых запрещено забивать на мясо. На их боках выстригают знак солнца или изображения духов, а рога украшают красными лентами.

В нарты – с левой стороны

Средством передвижения в тундре круглый год служат нарты. Эти узкие сани делают из ели или берёзы.

Легковые нарты бывают разного предназначения. Мужские имеют только заднюю спинку, женские – также переднюю и боковую для перевозки детей. В отличие от других северных народов ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. В легковые сани обычно впрягают до шести оленей. Самыми быстрыми и выносливыми считаются холостые "быки": за день они могут пробежать до 300 км. Приучать к нартам их начинают в возрасте полугода.

Управлять оленями помогают вожжа и хорей – шест до 5 метров длиной с костяным наконечником. Саму упряжь украшают кистями и колокольчиками. Грузовые нарты отличаются от легковых строением, в них запрягают по два оленя. Пять-шесть грузовых нарт, соединённых между собой, называют "аргишем" (оленьим обозом).

Охота пуще неволи

Основное занятие ненцев, начиная с XVIII века, – крупнотабунное оленеводство. Вся их жизнь подчинена ритму движения животных в поисках пропитания: летом – на север, зимой – на юг. Перегонять стадо помогают оленегонные лайки.

Традиционными занятиями ненцев также являются охота и рыболовство. Дикого рогача добывают с помощью луков-самострелов, маскировочных щитков, преследования на лыжах, массовых забоев на водных переправах или приманки домашним оленем. На пушных зверей ставят ловушки-пасти, капканы или петли. Из птиц (боровая и водоплавающая дичь) не охотятся только на чайку, которая считается священной. Рыбу ловят сетями и неводами с лодок, зимой – пробивают лёд и колют добычу острогами.

Чум как модель мироздания

Передвигаются по тундре оленеводы обычно несколькими семьями: так проще следить за стадом. Несколько традиционных жилищ – чумов – составляют стойбище.

Установка чума традиционно женское занятие. Выбор места зависит от времени года. Зимой жилище стараются укрыть от ветров, летом – ставить на проветриваемых возвышенностях. Для его сооружения используют до 40 шестов. Зимой чум покрывают оленьими шкурами (до 75 животных), летом – берестой.

Для ненцев их жилище – модель мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с солнцем и луной, шесты – воздушную сферу, окутывающую Землю. Считается, что чем просторнее чум, тем богаче семья. Достаток можно определить также по вершине жилища: у бедняков она остроконечная.

Знай свой угол

Внутри жилища всё подчинено своей логике. В центре горит очаг, на котором готовят пищу. По обе стороны от него организуют спальные места, напротив входа размещают посуду и культовые предметы.

Из мебели присутствует только небольшой стол. Кроватями служат оленьи шкуры, расстеленные на циновках поверх широких досок. Малышей держат в люльках, наполненных сухим мхом. Пелёнками опять же служат оленьи шкуры. Внутри находится много инструментов, которые мужчины изготовляют самостоятельно. Суровый быт требует от каждого быть мастером на все руки. Задача женщины – рубить дрова, разжигать огонь, готовить пищу и присматривать за детьми.

Куклами для девочек служат "нухуко" – клювы уток или гусей с пришитыми лоскутами. Мальчики любят играть с рогами, ловить арканом воображаемых оленей. С четырёх лет их учат готовить упряжь и управлять нартами.

"Колотушка" и копальхен

Основа рациона ненцев – мясо и рыба. Из-за постоянного употребления сырого мяса и крови им не грозит цинга. В условиях сурового климата это необходимо для восполнения естественной потребности в витаминах.

Особо ценится парное мясо. Оленя оглушают ударом обуха топора, а затем поражают длинным ножом сквозь ребра так, чтобы не пролить ни капли крови. Каждый отрезает себе кусочек туши и обмакивает в тёплую кровь. Деликатесом считаются панты – молодые рога, хрящи которых наполнены кровеносными сосудами. Ненцы любят необработанные почки и печень, язык, сердце, сычуг. Они также употребляют копальхен (перегнившее мясо), кровяные оладьи, суп с мукой. Кроме оленины готовят говядину и свинину, мясо морского зверя и птицы. Зимой популярна строганина и "колотушка" - замороженная рыба, которую целиком разбивают о стол. Из напитков предпочитают чай, ягодные компоты и морсы, кисели.

С приёмом пищи связано много примет. Над едой нельзя смеяться, запрещено доедать за пожилыми. А упавший кусок (знак того, что ушедшие в нижний мир хотят есть) полагается оставить около очага.

Мехом к телу

Выделка оленьих шкур, шитье одежды и украшение орнаментом – традиционно женское дело. При "сортировке" сырья учитывается возраст оленя, а также то, с какого участка тела снята часть шкуры. Особо ценится шкура телёнка в возрасте трех месяцев, снятая в конце лета.

Мужчинам одеждой служит малица с капюшоном, надетая на голое тело мехом внутрь. Непременный атрибут –кожаный пояс, к которому подвешивают нож, мешочек с огнивом и клык медведя для удачи на охоте. Мужская обувь – пимы – меховые сапоги.

Женщины носят распашную шубу – паны. Верх шьётся из камусов (шкур с верхней части ног оленя) мехом наружу, низ – из песца. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантом. Поверх надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясываются длинным поясом с медным кольцом-пряжкой. Меховой капор – сава – надевается отдельно.

Аз и буки ненцев

Ненцы говорят на языке самодийской группы, который вместе с языками группы финно-угорской образует уральскую языковую семью. Выделяют два диалекта – тундровой и лесной.

Первый ненецкий букварь "Новое слово" на основе латинской графики в 1932 году подготовил Г.Н.Прокофьев. В последствие были разработаны грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. В 1936 году письменность этноса перевели на кириллическую графическую основу. Сейчас на родном ненцам языке издаётся учебная и художественная литература, периодическая печать, ведутся передачи радиостанций.

Екатерина Курзенева


Top