Полная энциклопедия символов. Индейские амулеты: что это и как сделать своими руками Индейские символы и их значение на русском

В последнее лето многие исследователи Американского Музея Естественной Истории проводили свои изыскания среди индейцев Арапахо, проживающих на территории Оклахомы. Некоторые результаты этих исследований представлены в нижеследующем документе.

Индейцы Арапахо относятся к алгонкинской языковой группе, а их культура относится к культуре равнинных индейцев.

При исследовании искусства первобытных племен мира, основным выражением декоративных украшений и упрощённых живописных конструкций, являются геометрические орнаменты. То же самое наблюдается среди Арапахо. То, что визуально определяется как декоративное отображение, является реалистичным и представляет собой живописное отражение действительности. Это же подтверждают и слова самих индейцев.

Первобытное изобразительное искусство, отставив в сторону свой декоративный аспект, состоит из воспроизведения нескольких характерных особенностей объекта, который автор хочет показать.
При этом прослеживаются две тенденции вызывающие изменения этого положения.
Первая - поиск наиболее верного отражения природы, что приводит к максимально подражательным и реалистичным отображениям.
Вторая - преувеличение характерных и придумывание дополнительных черт, что приводит в развитию символизма в изобразительном искусстве.
Первая тенденция развивается в то искусство, каким мы знаем его. Вторая, в конечном счете, развивается в письменность.

Именно символизм наиболее сильно проявляется в искусстве Арапахо и именно эти проявления являются темой нашей статьи.



Основным способом выражения этого символического искусства стали вышивка бисером, иглами дикобраза, нитками; резьба, барельефы и живопись. Очень слабое выражение получил символизм в керамике, ткачестве и скульптуре.
По своему внешнему виду, искусство Арапахо близко напоминает искусство Сиу.

Для обсуждения символизма искусства Арапахо, будет удобней классифицировать символы как изображения животных, растений, природы, предметов изготовленных человеком и абстрактных идей.
Дизайн с использованием изображений животных вообще считается преобладающим у всех примитивных народов. У Арапахо он так же встречается в изобилии, но ни в коем случае не является доминирующим.

Самым ожидаемым символом можно считать бизона, так как с ним связаны практически все средства к существованию индейца. Это так, но у Арапахо изображения данного животного редки. В упрощённом виде бизон представлен в виде прямоугольника закрашенного сплошным цветом (рис.1). При детальном изучении становится понятно, что этот символ совпадает с символами Земли и Изобилия и это совпадение, очевидно, и является причиной столь редкого использования данного обозначения как символа животного.
Изображение птиц, Птицы-Грома или орла (рис.2) и ворона (рис.3). Они представляются в таком же виде как на наших серебряных монетах. Головы либо повёрнуты в сторону, либо вытянуты вперёд. Образ Птицы-Грома символизируется исходящими из глаз птицы молниями, в то время как линии от клюва или хвоста обозначают дождь, который она вызывает.
Черепаха представлена в виде пяти небольших квадратов, расположенных в шахматном порядке (рис.4), или в виде прямоугольника с двумя выступами (рис.5).
На поясах, кожаных лентах или повязках изображали змею (рис.6).
На мокасинах чаще всего размещали символы сороконожки (рис.7,8), рака или скорпиона («краб») (рис.9), стрекозы (рис.10), гусеницы (рис.11), личинки или жука (рис.12), паука (рис.13).

В живописи и резьбе животные встречаются в более реалистичном изображении - бизон, черепаха, ласка, лисица, олень, антилопа, рыба, ворон, Птица-Грома, сорока, летучая мышь, утка и другие. Хотя все эти изображения можно рассматривать как символы с большим допущением. В большей степени это - пиктограммы.
Отдельные части тел животных и человека встречаются редко. Сердце изображается в виде треугольника (рис. 14, 15).


Изображения мозга и глаз (рис.16), встречающиеся на головных уборах в виде головы бизона, представлены в виде плетёной полоски из кукурузных листьев, с пришитыми по краям петлями. Этот символ очень редкий и используются в основном в качестве повязки на голову.
Сердце и лёгкие (рис.17) представлены в виде двух неравнобедренных треугольников и одного равнобедренного треугольника соединённые вершинами.
Шахматный дизайн (квадраты, поочерёдно заполненные бисером) часто используемый на мокасинах, представляет собой отображение содержимого кишечника бизона.
Ромбовидные символы, часто встречающиеся на парфлешах, являются пупком и глазом (возможно за счёт его красного контура и жёлтого заполнения) (Рис.19).
Рука (рис.20) встречается на мячах, вследствие того, что бросает их.

Одним из наиболее часто встречающихся символов является след бизона. Изображается он в виде полосы (рис.21) или ряда разноцветных полос (рис.22). Иногда этот символ усложняется поперечными полосами других цветов (рис.23).
Этим же рисунком обозначается след на земле от перетаскиваемого жилья, когда лагерь снимается и переезжает на другое место. Поперечные линии в таком случае обозначают овраги, которые должны быть преодолены или места привалов. Беготня детей отображается в виде ряда широких линий, проходящих через подножия мокасин ребёнка. Линии под солнцем или утренней звездой также обозначают их путь (как они поднимаются).

Следы бизонов представляются линией квадратиков внутри более широкой полосы (рис.24).
Маленькие чёрные квадраты, выстроенные в линию, обозначают следы кролика на снегу (рис.25).
Следы копыт лося и антилопы показываются с помощью двух неравнобедренных треугольников, соединённых в одной вершине. Лосиные следы (рис. 26) показаны треугольниками так, что на одной линии находятся их длинные стороны, а у следов антилопы на одной линии находятся кратчайшие стороны треугольников (рис.27).
Следы лошадей отражены в виде подков (рис.28).
Медвежьи следы показываются в виде прямоугольников, открытые стороны которых опущены вниз, что указывает на когти (рис. 29).

Арапахо использовали небольшие сумки (paint-bag) в которых держали свою краску для тела. Эти сумки, как правило, делались в виде животных, таких как бобр (рис.30), рыба (рис.31), ящерица (рис.32), лягушка (рис.33). Сумка открывается как бы через пасть животного и завязывается двумя ремешками (условно, передние лапы сумки-животного). Всё «тело» животного украшалось рисунками и вышивкой. Зачастую эти сумки расшивались символами тех животных, чью форму имели. Таким образом, мы видим рёбра (рис.34), рисунок хвоста бобра (рис. 35), четыре треугольника изображающих лягушку и еду в ней (рис.36), рисунок на шкуре ящерицы (рис.37) и т.д. Эти символы являются сложными, разноцветными и зачастую их значение менялось от местоположения на теле животного.
Иногда по краям мешочка пришивалась бахрома, которая символизировала траву, в которой животное сидит. Например, лягушка (рис.33); бисерная вышивка на сумке-бобре показывает запруды по ходу потока, плотины и бобровые хатки (рис.38).
Следует добавить, что не всегда сумки для красок по форме напоминают животного, но именно они интересны своей адаптацией животных объектов в прикладных предметах.
Кстати, подобные адаптации общая черта многих племён.

Орнаменты, изображающие растения, как и у большинства первобытных племён, представлены грубо и приближённо. Деревья представлены простейшими символами (рис.39). В некоторых рисунках, подобный символ обозначает только кедр, а лиственные деревья обозначаются с дополнительными листиками на концах ветвей (рис.40). Трава обозначается короткими прямыми линиями под различными углами друг к другу (рис.41), как и бахрома на сумке для краски (рис.33), а грибы - в виде треугольников с единым стеблем (рис.42).

Неживая природа даёт большее разнообразие и количество символов. Солнце изображается в виде простейшего круга (рис.43), луна в виде горизонтального полумесяца (рис.44, 45). И каждый из этих символов используется с дополнительными элементами. Солнечные лучи представляются в виде прямых линий, отходящих от солнца (рис. 46, 47, 48). Подобное представление также отображается и другими материалами. Во время танца солнца или церемонии мескаль, солнце символизируется бахромой оленьей кожи.
Радуга изображается в виде разноцветных кругов вокруг солнца (рис.49) или в виде параллельных синих, красных и жёлтых полос (рис.50).
Символ молнии - зигзаг или волнистые линии, часто выходящие из глаз Птицы-Грома. Часто изображается в виде двух, трёх и четырёх линий разного цвета (рис.51, 52). Одна из самых сложных конструкций изображения молнии - широкие жёлтые полосы с красными краями (рис.53).
Как уже говорилось выше, дождь обозначается прямой линией отходящей от символа (например, Птицы-Грома) (рис.53), в виде ремешков или бахромы, прикреплённых к предмету. Белые бусины или бисер на концах бахромы и ремешков обозначает град.
Утреннюю звезду традиционно изображают в виде кресте, но иногда и в виде нескольких линий пересекающихся в центре. Вид креста может варьироваться от двух пересекающихся линий (рис.55), до мальтийского креста (рис.56) или производных его формы (рис.57, 58). Кресты обычно многоцветны.

Перпендикулярная линия под крестом обозначает восходящую звезду (рис.59), горизонтальная линия под крестом или в контакте с ним обозначает горизонт, над которым он начинает расти, говоря нам о рассвете (рис.60). Две короткие полоски по обе стороны от креста говорят о мерцании звезды (рис.61).
Достаточно часто звезда представляется в виде ромба или нескольких разноцветных ромбов друг в друге (рис.62) в бисерной вышивке и в виде пятиконечной звезды (рис.63) в резьбе и живописи.
Шесть ромбов, соединённых линией отражённые на подошвах мокасинов, обозначают созвездие Корона (рис.64). Две белые полосы с несколькими цветными метками на них обозначают Млечный Путь (рис.65). Более упрощённая версия Млечного Пути встречается у Шайеннов (Cheyennes) и изображается в виде удлинённой буквы Y (рис.66).
Прочие звёзды на небе обозначались простыми символами в виде многоконечной звезды, точек или маленьких квадратов (рис.67, 68, 69).
Очень любопытный небольшой рисунок, состоящий из трёх квадратов (рис.70) представляет собой мерцающую звезду.
Своеобразно представлены облака (рис.71, 72). На рис. 73 облака показаны как тёмная область внутри радуги.


Для неба нет особых символов, кроме цвета. В редких случаях символами неба служат линии, но только с обязательным цветовым выделением. Традиционно небо отражается светло-голубым и тёмно-синим цветом, чёрным и жёлтыми цветами показываются солнечные лучи.
Поверхность земли, как правило, изображается зелёным цветом; осенняя - жёлтым и коричневым. Изображение земли как поверхности делается в виде горизонтальной линии соответствующего цвета (рис.74). Земля как планета во всеобъемлющем смысле изображается в виде заполненного цветом прямоугольника (рис.75) или полого прямоугольника (рис.76), который совмещается с другими рисунками.
Изображение Земли как космического символа (планеты) представляет собой кольцо с четырьмя равноудалёнными цветными метками (рис.77), которые иногда связаны друг с другом линиями (рис.78). Четыре эти метки обозначают стороны света. Подобный знак известен на всей территории Северной Америки от юга до севера.

Любопытное трёхцветное изображение (рис.79) представляет собой озеро. Розовый цвет указывает на берега из красной глины, чёрный цвет - воду, зелёный - взвешенный ил. Водные потоки и бобровые плотины (рис.38).
Длинные широкие линии, окаймляющие рисунки на парфлешах, образуя стороны прямоугольника, обычно обозначают землю или периметр лагеря, в редких случаях - реки (рис.80).
По сравнению с изображениями гор и холмов, изображений воды вообще очень мало
Горы чаще всего показаны в виде равнобедренного треугольника (рис. 81, 82) и его вариациях (рис.83, 84). Горы, в основном, покрыты снегом, но некоторые рисунки указывается и их скалистая часть (рис.85)
Горы, из-за которых приходят бизоны, изображаются с квадратами или крестами, обозначающими двери (рис.86, 87). Снег изображается белым, но иногда белый цвет это просто фон.
Четыре ветра представлены четырьмя волнистыми линиями разных цветов (рис.88). Вихрь изображается как на рисунке 89.

Ещё один часто встречающийся символ обозначает жилище (типи). Изображается он в виде равнобедренного треугольника (рис.90) и иногда равностороннего (рис.91). С небольшим перевёрнутым треугольником в вершине, представляющим собой шесты торчащие из типи (рис.92) или двумя треугольниками по краям вершины (рис.93), которые представляют собой вентиляционные клапана.

Более реалистичное изображение типи представлено на рисунке 94. При раскраске парфлешей символ типи (рис.95) окрашен в зелёные, жёлтые и красные цвета. Здесь зелёный означает землю, жёлтый - шкуры, из которых пошит типи и красный - огонь внутри. Небольшие удлинённые треугольники у основания, представляют собой колышки, которыми типи крепится к земле.
Размещенные на верху треугольника, маленькие перевёрнутые треугольники обозначают памятные знаки, груды камней на вершинах гор или подвешенные на палках бизоньи плащи, размещённые для молитв (рис.96).
Периметр лагеря иногда изображался прямоугольником, таким же, как знак земли (рис.76). Так же одним и тем же рисунком в виде комбинаций полос и поперечных линий изображаются как путь движения племени, так и путь миграции бизонов (рис.23).
Наконечники стел и копий изображаются в виде остроугольных треугольников (рис.97), прямоугольных треугольников (рис.98) или открытых углов (рис.99). Колючки (рис.100).
Лук (оружие) изображается в виде полосы (рис.101). В этом случае изображение лука определяется в большей степени по его положению на рисунке, чем по визуальной форме самого изображения. Более реалистичное изображение лука представлено на рисунке 102.

Так же у Арапахо встречаются символы абстрактных идей. Однако точные значения символов подобрать не легко, так как индейцы, способные объяснить их смысл, испытывали проблемы с точной интерпретацией арапахских слов на английский язык. И даже определения самых часто встречаемых символов довольно расплывчаты.

Одним из самых абстрактных и распространённых символов является так называемый «хиитени» (hiiteni). Этот символ обозначает изобилие и молитву о нём. Значения этого символа иногда значительно варьируются, а изображение остаётся неизменным - квадрат или прямоугольник. Это, как мы помним, также является символом Земли и бизона. Тесная связь между этими смыслами очевидно и отражает их близость и совпадение символов.
Этот символ никогда не бывает большим по размеру. Частным его видом являются квадрат (рис.103), прямоугольник (рис.104), трапеция (рис.105), ромб (рис.106) и квадрат с прямоугольником (рис.107). При использовании последнего варианта центральная его часть отличается по цвету от периметральной. Несколько рисунков, являющихся комбинацией этого символа, показаны на рисунках 108, 109 и 110. Гребнеобразный рисунок (рис.111) в одном из случаев представляет собой большое количество бизонов, но при этом не является «хиитени» (hiiteni).

Мысли (размышления, желания, молитвы) представлены линиями, либо параллельными, либо расположенными друг за другом (рис.112, 113). Иногда связка кожаных ремешков с перьями или небольшие круглые зеркала имеют тот же смысл. В одном из вариантов к связке ремешков были пришиты латунные бусины, оловянные цилиндры и конусы, и пучки окрашенного конского волоса - это всё обозначало достижение целей и благодарность за исполнение желаний (рис.114). Диалог или молитву обозначают в виде прямой линии (рис.115), символ того, что молитва была услышана, похож на стрелку (рис.116).
Сердце также изображается абстрактно. Четыре возраста человека или четыре периода жизни человека представлены в виде четырёх холмов, разделённых белыми полосами. Каждое разделение имеет равный интервал (рис.117). Символ в виде вытянутой буквы Y говорит о жизни человека, которая как одна линия до брака и как две, после (рис.118). Одна полоса так же может иметь смысл пути или добродетельной жизни. Четыре широких белых сектора круга с четырьмя узкими чёрными секторами, обозначают четыре поколения по сто лет каждый, из которых первый сектор обозначает момент сотворения мира, а четвёртый - сегодняшнее поколение (рис.119).

В вышеупомянутых символах число имеет важное значение, но только как дополнение к сути самой идеи символа.
Существуют же и отдельные символы, имеющие числовые значение со своим собственным смыслом. Например, четыре линии на поясе могли символизировать длительность танца - 4 дня. В другом случае количество линий на леггинах могло означать количество сосчитанных «ку» война.
Даже цвета используют для обозначения определённого числа.

Зелёные и жёлтые полосы или ремешки из оленьей кожи, пришитые к вещи несущей на себе символы брака, указывают на двойственность брачной жизни (муж и жена), без какого-либо соотношения цвета к мужу или жене. Параллельные чёрные, красные, жёлтые и белые линии, часто встречаемые на плащах и накидках из бизоньих шкур, указывают на четыре поколения, упомянутых выше.

Изображения человеческой фигуры в большей степени встречаются в живописи и резьбе, чем в вышивке (рис.120). Фигуры чаще всего изображаются в профиль. Женщина - в длинном платье (рис.121). Духи могут быть окрашены в чёрный цвет (рис.122) или представлены с серпом на голове (рис.123), но из этих правил бывают исключения. В некоторых случаях, серп заменяют на лук или перо (рис.124). Рисунки, символизирующие голову, выглядят как круги с линиями или точками, изображающими краску на лице (на лбу, щёках, подбородке) (рис.125, 126).
Христианский крест, воткнутый в землю и лошадиная подкова заполненная линиями (нимб), являются символами воскрешения (рис.127, 128).
Треугольники, расположенные на полукруглой полосе, обозначают участников церемонии мескаль, сидящих в палатке (рис.129). В другом случае, восемь маленькие треугольников внутри окружности (рис.130) обозначают рвоту, которую обычно оставляют участники церемонии за ночь. Палочки, используемые в играх для счёта, изображаются в виде линий вышитых бисером (рис.131). Два изображения на рисунках 132 и 133 являются символами паутины. На рисунке 134 показана курительная трубка.

Почти все орнаменты Арапахо цветные. Это естественно, так как цвет помогает реалистичности изображения, совпадая по цвету с изображаемым объектом. Порой, смысл рисунка можно понять только по цвету (рис.11, 50, 79, 85, 122). Когда цвет изображаемого предмета, по мнению индейца, неясен или не важен, то для изображения он выбирается случайным образом. Таким образом, у нас есть разноцветные бизоньи следы; синие следы антилопы; красные, чёрные, зелёные и жёлтые мысли; розовые, зелёные и синие бизоньи кишки и так далее. Следует помнить, что по заявлениям индейцев, они различают цвета звёзд, молнии и тому подобных объектов, которые нам представляются лишь в различных вариантах яркости. Индейцы, порой, используют цвет для выражения абстрактной идеи различия без какой-либо попытки реального представления. Тенденция использования цвета в изображениях используется не так же часто, как использование форм и единственной её целью является декоративная функция (т.е. не более чем условная).
Основные цвета так же имеют своё собственное значение, которое иногда не зависит от формы, к которой они применимы. Таким образом, мы имеем символы по форме и символы по цвету в одном и том же изображении, порой абсолютно независимые друг от друга.
Таким образом, зелёный - цвет земли, красный - цвет человечества (из-за цвета крови), жёлтый - дневной свет и иногда загробный мир, синий - небо, белый - снег, чёрный - ночь.

До сих пор, формы и символы описывались отдельно. Однако, как правило, они зачастую встречаются в комбинациях.
Отношения или связи между символами в таких сочетаниях могут быть трёх видов:
1. Связь может быть условной, закреплённой использованием.
2. Связь может быть неявной. Например, мокасины украшены символами земли, сердца и лёгких, стрекозы, гусеницы и звезды. В подобных случаях орнамент описывает сон или видение и это создаёт ассоциативную связь между несоответствующими друг другу символами.
3. Связь между символами может быть настолько тесной, что рисунок в целом может представлять собой какую-нибудь историю.

Пример такой связи представлен на рисунке 135, представляющем собой сумку расшитую бисером. Синий фон - небо; по небу летит Птица-Грома или орёл с красным сердцем и белыми крыльями и хвостом. Под птицей изображены жёлтые полосы молний, окаймлённые красным зигзагом или разветвлённой молнией. Треугольниками показаны вершины гор, на которых отдыхала птица, поднимаясь всё выше и выше. Под ними показан идущий дождь, наполняющий озеро в подножии этого рисунка. По краям показан белый снег из которого возникают горы. В верхней части сумки, где находится Птица-Грома, снега нет. Это означает, что там жарко.
Более простое изображение, но аналогичное по смыслу, можно найти на бисерной вышивке мокасин (рис.136). Длинная белая полоса - это дорога, на которой стоит бизон. Бизон изображён в виде зелёного прямоугольника. Поперечная полоса на конце вышивки - это лук охотника, а чёрные треугольники - это стрелы, которыми охотник стреляет в бизона.

Связанный или повествовательный символизм показан на медицинской цилиндрической сумке из кожи бизона. Изображение показано в развёрнутом виде на рисунке 137. Внизу, справа, изображена палатка для потения, в которой владелец сумки проводил обряд очищения перед началом поста для обретения сверхъестественной силы. Это изображение также представляет собой небольшой холм перед палаткой для потения, на котором лежит бизоний череп. Чуть выше него, в виде рыбьего хвоста изображена гора, на которой человек постился. Этот же орнамент обозначает и самого человека. Справа от него, в виде полумесяца изображён «покровитель» (солнце), который называется «тот, кто даёт свет». Основание или стебель этой фигуры представляет собой «информацию» (сверхъестественную силу), стекающую с этого существа к земле (горизонтальная линия). С левого края этого рисунка изображён этот же человек, но уже после получения информации и силы. Справа, в виде рыбьего хвоста изображена сама медицинская сумка. Однако сумка сделана из шкуры бизона, и её сверхъестественная сила состояла в основном в управлении бизонами, поэтому это же символ обозначает и бизона. Ещё ниже, слева, изображена палатка для потения, в которую ушёл человек после поста.

Отмечено, что символы земли, бизонов и молитвы об изобилии (хиитени) часто идентичны. Сходство между ними поразительно показано на рисунке 138. Всё это изображение является бизоном, стоящим на полпути между реалистичным отображением и простым прямоугольным символом. Легко различимы тело, голова, ноги и хвост. В тоже время весь этот рисунок называет «хиитени». Символы изобилия также отображены короткими линиями на концах ног; три линии по сторонам и одна небольшая вертикальная центральная линия, являются бизоньей тропой. Любопытно то, что они расположены не симметрично. Два прямоугольника в центре обозначают землю: внешний красный обозначает саму землю, внутренний зелёный обозначает траву. Создатель этого изображения не смог дать объяснения второй голове изображённой внизу бизона, объяснив лишь, что вся эта картина отображает его сон. Возможно, вторая голова изображает процесс рождения (прим. переводчика).

Таким образом, декоративное искусство Арапахо имеет сходство с системой пиктограмм североамериканских индейцев. Количество символов очень велико, некоторые из них выражают абстрактные связи между символами и могут рассказывать целые истории. Всё это говорит о развитии рисуночного письма.

В тоже время тут нет никакой реальной пиктографии. Символы не могут быть прочитаны однозначно. Один человек может догадаться о смысле рисунка, в полной мере не поняв его или даже не правильно истолковав.

В тоже время не следует забывать, что это искусство и основная его цель - декоративная. Символы настолько же декоративны, как и символичны. Они часто дублируются, создавая симметричный орнамент. В пиктографии такого нет. Некоторые изображения представляют собой повторения одного и того же символа. Другим декоративным приёмом, упоминаемым выше, является украшение предмета, представляющего собой животное. Порой смысл одного символа искажается для того, чтобы сделать его симметричным. Все эти приёмы декоративны по своей сути.

Все эти методы декоративного украшения используются в искусстве Арапахо в достаточной мере, чтобы указать на его декоративный характер. Повторяющиеся узоры встречаются редко (рис. 18, 23, 42). Искажения симметрии встречаются не часто, и они незначительны (рис.1, 5, 8, 10). Украшение предмета в виде животного ограничивается небольшим количеством сумок.

В нашу эпоху активной урбанизации не угасает интерес к культурам, не тронутым цивилизацией, что отнюдь не лишает их сложности и многогранности. Возможно, таким способом, пусть и несколько упрощённым, загнанный в силки городского стресса обыватель пытается вырваться в состояние некоей первобытной свободы. В этой связи вспоминаются слова К. Юнга, с которыми хочется согласиться: "<...> наша жизнь, основанная лишь на рационализме и доводах здравого смысла, является на самом деле бедной и пустой. Мы с усмешкой относимся к "наивности" индейцев из чувства зависти; нам нужно выставить их в подобном свете, чтобы ещё раз похвастаться перед собой тем, какие мы умные, иначе мы бы обнаружили, какой обеднённой и приземлённой является наша жизнь".

Хайке Овузу в своей книге "Символы индейцев Северной Америки" (Спб.: Издательство "ДИЛЯ", 2006 г./ "Symbole der Indianer Nordamerikas", Heike Owusu, пер. с немецкого) рассказывает о значении нескольких сотен символов более 30 североамериканских племён.

Книга структурирована и художественно оформлена таким образом, чтобы читатель мог без труда найти символику, используемую теми или иными племенами. Она начинается кратким обзором простых символов. Здесь можно узнать о том, какую семиотическую нагрузку несут прямые и кривые линии, что олицетворяют знаки в форме креста и острые углы, на что указывают различные геометрические фигуры - треугольники, четырёхугольники, круги, а также выяснить значение некоторых других графических знаков.

Анимистические представления индейцев о "живом" мире проявлялись как вера в воплощение высшей силы в предметах окружающего мира. Североамериканские индейцы именовали это по-разному. Например, сиу называли её ваконда, оджибвеи - манидо, ирокезы - оренда. Читатель имеет возможность ознакомиться с символами мироустройства, наиболее распространенными среди индейских племён. Так, можно узнать про Маху ("горбатого флейтиста"), многообразие символов Земли, изображения мира, Дерево Жизни.

Помимо общего экскурса в символику североамериканских индейцев, автор детально анализирует рисунки племён, населявших разные регионы Северной Америки: юго-запад (апачи, хопи, навахо, пуэбло, яки, зуни), равнины (арапахо, чейенны, команчи, кайова, омаха, оседжи, пауни, сиу), северо-западное побережье (гайда, квакиутли, сэлиш, тлинкиты), субарктический регион (биверы, чипиайены, кри, наскапи, оджибвеи), северо-восток (алгонкины, делавары, гуроны, ирокезы и т.д.).

Следует отдельно заметить, что традиционное декоративное искусство индейцев, выраженное в наскальных и настенных рисунках, песочных картинах навахо, оформлении посохов, трубок мира, предметов быта и одежды, изображениях на камнях и телах, остаётся не до конца постижимым и оценённым по достоинству обывателями из-за своего стиля, необычного для традиционной западной культуры. Возможно, ему уделялось бы больше внимания в современной западной цивилизации, если бы оно относилось к хорошо изученным на Западе направлениям, а именно реализму или абстракционизму. Однако индейская визуальная культура выглядит слишком наивной по сравнению с ними, она условна и схематична, и это заставляет воспринимать её в несколько упрощённом ракурсе.

Для более глубокого осмысления индейского искусства мне представляется важным понимание того, что оно никогда не стремилось к безусловному отражению внешнего мира и традиционно было обращено вовнутрь, к проявлениям психического пространства личности в его интеграции с сущностью окружающих реалий. Несмотря на интуитивно развитое у индейцев эстетическое начало (а иначе, на мой взгляд, и не могло быть при их абсолютном единении с природой), его сложно считать определяющим в индейском искусстве, так как основной целью всё же являлась трансляция неявных, смутно осознаваемых смыслов и сакральных знаний.

И в то время, как европеец, глядя на рисунки представителей индейских племён, способен увидеть всего лишь элементы орнамента, украшение или примитивное изображение, индеец в состоянии воспринять истинное послание за счёт гораздо более глубокого проникновения в замысел художника. Кстати, индейское изобразительное искусство является актуальным в американской живописи и по сей день.

Книга мне показалась интересна ещё и тем, что, помимо содержания графических символов, Хайке Овузу раскрывает значения 44 (!) тотемных животных, которые, согласно представлениям индейцев, были родоначальниками кланов, сопровождали людей всю жизнь своим духом и силой, оказывали помощь и поддержку в делах.

Мне думается, что эта книга может оказаться полезной всем, кто интересуется проторелигиями, символикой в различных сферах, изобразительным искусством, а также тем, кто пытается понять образ мышления людей, живущих в мире, находящемся за гранью современной цивилизации. По воспоминаниям К.Юнга, один из индейских вождей сказал ему: "Посмотри, какими ожесточёнными и озабоченными выглядят белые люди. Их губы сжаты, нос заострён, всё лицо покрыто складками и морщинами. В их взгляде всегда озабоченность; они всё время что-то ищут. А что они ищут? Им всегда что-то надо, всегда чего-то не хватает; они всегда беспокойны и напряжены. Нам непонятно, чего они хотят. Мы их не понимаем. Нам кажется, что они просто сумасшедшие".

А мы, современные урбанофилы и порождения культуры материального потребления, можем ли понять их, с невозмутимым достоинством взирающих сквозь дымовые клубы веков на мир, растерявший свою гармонию? Очень надеюсь, что книга Хайке Овузу "Символы индейцев Северной Америки" поможет в этом.

Всего самого доброго, Ваша Альбина Бенгальская.

P.S. Если Вы захотите узнать больше о мире индейцев, то рекомендую обратить внимание на замечательную книгу "Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура", автором которой является Джон Мэнчип Уайт.

Индейцы – некогда самый развитый и цивилизованный народ Северной Америки. Они прекрасные охотники, строители и храбрые воины. Более того, они достигли высокого уровня культуры. Как и все племенные народы, индейцы много внимания уделяли татуировкам. Для них это не только самовыражение и способ выделиться из общей массы, но и показатель социального статуса, талисман и многое другое. Хотя в большей степени это относится к мужчинам. Для женщины татуировка – зачастую украшение. Индейские тату актуальны и в современном мире благодаря своей красоте и глубокому смыслу. Особенно популярны они на территории США как напоминание о коренных жителях этой страны.

Девушка в индейском стиле тату

Еще один вариант тату в индейском стиле

Ловец снов

Безусловно, самый известный из индейских символов. Несмотря на кажущуюся простоту имеет огромную смысловую нагрузку и занимает важное место в культуре и по сей день. Раньше вместо того, чтобы наносить татуировку, ловца снов плели из тонких веток и оленьих жил, украшали перьями орлов или сов и вешали над кроватью. Считается, что его паутинка останавливает негативные мысли, сновидения и злых духов, не давая им проникнуть в разум человека. Татуировку ловца снов делают таким образом, чтобы она находилась как можно ближе к голове, на плече , спине или шее. Потому что именно в голове находятся все мысли и сны, которые нужно сохранить светлыми и чистыми.

Ловец снов - татуировка

А вы знали? В Сибири шаманы тоже пользуются изображением ловца снов, но не для защиты, а для того, чтобы лучше запомнить и понять свои видения, которые часто являются во сне.

Кокопелли

Кокопелли с месяцем на ноге

Один из главных богов древних племен Юго-Запада Америки. Согласно легендам, путешествует по деревням в облике человека и все время носит с собой флейту. Его приходу всегда сопутствует смена сезона, ведь именно Кокопелли отвечает за это природное явление. Кроме того, этот непосредственный человечек любит всячески нарушать общепринятые правила, но при этом персонаж он исключительно позитивный и приносит людям только радость. Что касается его божественных обязанностей, их у Кокопелли много, а именно:

  • Обеспечение материального благополучия людей, плодородия земли и богатого урожая;
  • Покровительствует деторождению;
  • Символизирует энергию, как творческую, так и сексуальную ;
  • Вселяет в людей дух веселья, авантюризма и озорства.

Почему я делаю только индейские татуировки? Значение и красота уравновешенны и создают прекрасную картину. Это я как художник говорю. А Кокопелли у меня появился первым. Считаю его своим покровителем и главным поставщиком удачных идей.

Алексей, Самара.

Лицо индейца

Как это ни странно, но татуировки, изображающие индейцев, изобрели сами индейцы. Долгое время накалывать их не имел права никто, кроме вождя племени. К сожалению, точного значения этой татуировки не известно, но один из смыслов – это талисман, помогающий в любовных делах.

Обладатель такого рисунка на теле обязательно найдет свою вторую половинку и обретет счастье до конца жизни. То, как именно будет изображен индеец и даже мужчина это будет или женщина, не имеет никакого значения и не меняет смысл татуировки. Именно поэтому сейчас она так востребована. Он может быть в головном уборе с перьями или без, портрет или в полный рост, даже на коне. Можете позволить себе все, что придет в голову , это сделает ваш оберег единственным и неповторимым.

Один из вариантов нанесения индейца на тело

Недавно набила портрет индейской девушки на ноге. Очень довольна результатом, профессиональностью мастера и тем, что моя татуировка единственная в своем роде.

Динара, Москва

Тотемные животные

Индейцы всегда отличались тем, что жили в гармонии с природой. Особое место в их религии занимают священные (тотемные) животными, с которыми связывают определенные личностные качества. В данном случае по татуировке можно судить о том, какое мнение о человеке складывается в племени. Например:

Пример нанесения тотемных животных на тело

  • Волк – упорство, верность, сильно развитая интуиция;
  • Койот – злоба, хитрость;
  • Бык – отчаянность, готовность рисковать;
  • Медведь – сила, храбрость;
  • Орел – власть, могущество, всевидение.

Важно! Особенно почетно – иметь татуировку медведя гризли. Этого права удостаивался только тот, кто смог победить это величественное животное голыми руками. Частенько такой неравный бой заканчивался смертью охотника.

Перо

Птицы вылетают из пера - один из вариантов пера

У коренных народов Америки перо является символом вечного перерождения жизни и бессмертия души. Такую татуировку могут носить только самые уважаемые люди племени: вожди, старейшины, целители, выдающиеся воины. Перо помогает войти в более тесный контакт с богами и дает возможность разговаривать с ними. Татуировку с пером орла делают воины, чтобы перенять его отвагу, стремительность и силу. Также орлиные перья используют как украшение одежды, головных уборов и ловцов снов . Для индейцев это способ показать свое уважение тотемным птицам.

Большое объемное перо в 3д стиле

Есть татуировка пера на руке , очень женственно и аккуратно смотрится. Не особо задумывалась о смысле, но всегда нравились индейские татуировки. Фото выложила сразу как сделала, лайков было ооочень много. Набивайте, девочки, не пожалеете.

Галина, Уфа.

Тату племени Майя

Тату племени майя

Когда речь идет об индейских тату, нельзя оставить в стороне татуировки в стиле майя. Они достаточно сложны в нанесении, и справиться с этой задачей может только профессионал. Так как большинство культурного наследия это древней цивилизации было безвозвратно утеряно, точно известно только то, что татуировка на теле мужчины племени майя – свидетельство его воинских подвигов и побед. И чем больше он покрыт

Содержимое

Индейцы ассоциируются с романтическими странствиями и многочисленными легендами. Но ни одна из них не способна раскрыть тайну, которую хранит этот народ. Поиски золотых кладов и борьба со злыми шерифами. Странствия по свету и мудрый взгляд в вечность у костра. Все это об индейцах. Они трепетно и мудро относились к вещам, которые служат верной защитой. Индейские амулеты и сегодня можно использовать, невзирая на прошедшие времена. Зло и пороки, зависть и болезни. Все это случается вне зависимости от времени в котором мы живем.

Защита энергетики

Главным амулетом индейцев всегда был браслет на запястье . Они верили, что там, где бьется пульс и слышны удары сердца сконцентрирована вся энергия человека. Если не закрыть это место можно легко подвергнуть свою жизнь опасности и отдать ее в лапы смерти.

Браслет изготавливался из натуральной кожи, что символизировало единение с силами природы. Его нельзя было снимать и терять. Как и любые индейские амулеты.

Адаптировав индейский амулет под современность можно использовать его как неброское украшение с глубоким смыслом.

Сила характера

Индейский амулет, предназначенный для мужчин можно выбрать из двух вариантов:

  • Лисий хвост;
  • Клыки бизона.

Оба предмета считаются мощной поддержкой в нелегком противостоянии мужчины нападкам извне. Клык можно носить в виде подвески. А хвост лисы привязать к поясу.

Кремний использовали не только как материал для изготовления наконечников для стрел, но и как средство для придания мощного ореола защиты от врагов и недоброжелателей. Индейские амулеты всегда подвергались тщательному анализу и подготовке перед использованием.

Глаз волка - это еще один индейский амулет, который трактуется как око, которое видит то, что не может увидеть простой смертный. Внимание! Важно знать, что глаз должен принадлежать очень старому волку.

Надо отметить, что глаз волка был достаточно недолговечным инструментом для защиты. Когда он темнел его извлекали из кожаного мешочка и сжигали в пустынном месте вдали от посторонних глаз. Считалось, что индейский амулет нужно бросить в костер и бежать прочь не оглядываясь. Так как вся накопленная негативная энергия могла вырваться наружу и убить индейца одним дуновением ветра и дыма от костра.

Связанный смысл

Чтобы уберечь себя от разных неприятностей, индейцы изготавливали связки амулетов. На грубую нить нанизывали самые разные талисманы. В разных племенах такую связку мог позволить себе далеко не каждый, а только старый и мудрый индеец. Однако такое «ассорти» имело огромную силу воздействия, и ее обладатель становился практически неуязвимым.

Цвета и символы

Индейские амулеты всегда имеют различный окрас и украшены символами и рисунками. С первого взгляда может показаться, что это ничего незначащий орнамент. Только не у индейцев! Эти люди вкладывали глубокий смысл в каждый взгляд и вздох, не говоря уже о символах защиты.

Ворон в древних племенах индейцев был символом, который умен и стар, как и вся вселенная. Рисунок ворона на индейских амулетах молчаливо указывал на острый ум и гибкость.

Паук в центре паутины выступает в качестве защиты от демонов зла. Он плетет свои сети и заманивает в них всех недругов. Индейские амулеты часто имели картинки с изображением большого паука.

Черепаха медлительна и умна. Она хранит тайны и дарит силы противостоять глупости и необдуманным поступкам. Индейцы воплощают всем своим существом апогей ума и спокойствия.

Солнце дарует ясность ума и ловкость в любых трудных ситуациях.

Звезда , как символ означает присутствие Бога и его руку, которая направит, успокоит, спасет.

Стоит отметить, что трактовка значений тех или иных изображений и символов отличалась в зависимости от племени. Старейшина каждого рода вкладывал свой смысл в значение и силу индейских амулетов.

Желтый цвет в индейских амулетах использовался для привлечения удачи и благополучия. Зеленый цвет поможет привлечь денежное равновесие и интересные и выгодные сотрудничества. Голубой цвет найдет ответы на вопросы. Поиск своего места и давние раздумья. Он развеет сомнения и направит в нужное русло.

Создавая свой собственный индейский амулет в виде браслета или бус, можно комбинировать цвета в зависимости от собственных потребностей. Добавляя тот или иной цвет можно фиксировать его количеством. Больше зеленого и желтого, и немного голубого и наоборот. Также можно обратиться за помощью лишь к одному цвету. Если именно сила его воздействия нужна больше всего.

Дикие амулеты

Есть индейские амулеты, которые вряд ли можно использовать сегодня. Способ их добычи и использование отпугивает и вызывает отвращение. Но тем не менее такие традиции имели место быть.

Оберег из чучела вороны носили на голове. Когда приближался враг, мертвая ворона должна была ткнуть клювом своего хозяина. Миф или легенда? Никто никогда не узнает.

Еще один не совсем адекватный индейский амулет, это скальп убитого врага. Его нужно было носить с собой всегда и везде. Вся мощь и сила переходила в руки победившего.

При изготовлении индейских амулетов нужно учитывать, что нельзя использовать искусственные материалы и заменители. Это должны быть натуральные отрезы кожи или замши, камни, бусинки и перья. Вся атрибутика индейских амулетов должна иметь природное происхождение. Индейцы считали, что весь мир живой. И даже неодушевленные предметы имели дух и могли чувствовать. А, значит, могли служить, как индейский амулет.

Орлиный взор

Индейцев часто сравнивают с орлами особенно из-за взгляда. Шапка или другой головной убор, украшенный орлиными перьями символизировал связь с неведомым, но при этом светлым и добрым. Так, индеец чувствовал свою нить с миром мертвых и мог влиять на ход событий. Это был один из самых древних индейских амулетов.

Ловец снов

Ловец снов, это самый популярный и таинственный индейский амулет. Он выглядит, как паутина в форме круга, по окружности которой висят перья. Оберег имеет мощное воздействие на злых духов ночи. Когда человек спит, они атакуют его и вселяют страхи и плохие сновидения. Ловец снов служит приманкой для духов. Они застревают в его паутине. А утром солнечные лучи, проникающие в паутину, разрушают темных гостей и превращают их в пыль.

Заключение

Индейские амулеты всегда направлены на борьбу добра и зла.

Их мудрость признана давно. В их силе не сомневались даже скептики. Их тайну не разгадают даже великие умы и следопыты. Возможно, именно индейские амулеты станут защитой, которая не будет лишней даже для сильных и стойких людей. Они верили в добро, но были вынуждены признавать, что силы зла не дремлют. Они вселяются в людей и делают их своими рабами. Сегодня ничего не изменилось. Только отношение к таинственному стало считаться чем-то глупым и ненужным. Амулеты индейцев помогут изменить привычный взгляд. Люди стали отрицать невидимую связь с прошлым. Возможно, зря?!

Post Views: 584

Мы все живем в мире символов. И все они что-то значат. Н апример, те же самые знаки дорожного движения, которые являются признаками цивилизации. А вот коренные жители Северной Америки — индейцы - не только стремились отобразить в символах свою жизнь в гармонии с природой, но и имели для этого соответствующую символику, возникшую из древних традиций.

Источник: фотоархив сайт

Рисованная граница

У нас границу обозначают пограничные столбы, украшенные гербами сопредельных государств, а вот индейцы обозначали свои владения особыми символами на священных плитах, тем самым идентифицируя себя среди других племен: лапы медведя давали понять, что это владения клана Медведей, змея указывала на клан Змеи, ласточка — на клан Ласточек. Когда клан Койотов сражался с кланом Ласточек и побеждал, то ласточку изображали с оторванной головой.

Кстати, священное животное, именем которого назывался клан, индейцами тщательно оберегалось, так как по их поверьям от него зависела жизнь всех его членов. Само название клана связывалось с особенностями племени — силой (медведь), опасностью (змея), быстротой (ласточка), так что обман исключался. Название распространяло определенную "молву" о племени, причем встречаться с ним и не требовалось, достаточно было увидеть его символическое изображение.

Отец-орел и мать-черепаха

Символика зверей-тотемов, возникнувшая в далекие времена, продолжает использоваться, хотя и косвенно, на протяжении всей истории. Так, считалось, что ласка может увидеть такие мелочи, которые затем могут стать причиной самых серьезных событий. Поэтому-то одежду царей и было принято украшать горностаевым мехом.

А вот знаком вождя у был головной убор из перьев орла, символизирующий солнечные лучи и "окружающий голову волшебной аурой". Орел мог взлететь в небо выше всех других птиц, и потому мог быть ближе других к Великому духу. С высоты небес он может увидеть все, что происходит внизу, на земле, и ничто не укроется от его зоркого глаза. Именно поэтому изображения орла так часто встречались и встречаются у представителей правящей элиты, например, на тех же самых рыцарских гербах.

Стражи племени хопи, например, всегда изображались с колчаном со стрелами или изогнутым посохом, которым страж показывал на землю и при этом говорил: "Ты должна быть прочной!"

Силу стража подчеркивали также изображения молнии и облаков. Так, сначала создали для себя определенные образы, а затем они уже прочно закрепились в их рисунках. Например, у индейцев-могикан тотемом считалась черепаха, и именно ее татуированное изображение красовалось у всех мужчин на груди.

Рисунок вместо паспорта

У племен прерий было в обычае наносить символические рисунки не только на тело человека, но и раскрашивать его лошадь. Был, например, знак, который указывал, что этот всадник убил в бою несколько врагов, а маркировка в виде квадрата сообщала, что он вождь военного отряда.

Эмблема в форме буквы "П" свидетельствовала, что эта лошадь — трофей, а "замочная скважина" показывала место ранения. А вот отпечаток ладони на крупе лошади — что обладатель этого знака в бою убил одного или даже нескольких врагов! Такая раскраска информировала о заслугах всадника в бою и на охоте, а, кроме того, повышала его статус среди соплеменников.

О заслугах воина свидетельствовали также изображения на щитах. Причем он показывал не только те способности и таланты своего владельца, что у него были, но и те, что он намеревался приобрести. Однако щиты делали и женщины, и цель при этом была все та же: показать духовную сущность хозяйки щита. Щиты не могли лгать! Те щиты, на которых были изображены лживые символы, сжигались, а их владельцев наказывали, вплоть до того, что изгоняли из племени!


Top