Понятие о росте и развитии. Понятие роста и развития и их закономерности Способность к росту и развитию определение

Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно и разница между отельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости .

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей .

Рост - это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м,см)

Развитие- это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).

Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно.

Дифференцировочные процессы, или дифференцировка, -- это появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Наименее специализированной можно считать зиготу -- зародышевую клетку, образующуюся в результате слияния материнской яйцеклетки с отцовским сперматозоидом. Первые этапы развития зиготы представляют собой простое увеличение числа неотличимых друг от друга клеток -- сначала зигота делится на 2, потом каждая из них еще на 2, т.е. образуется 4 клетки, затем -- 8, 16, 32 и т.д. Эти эмбриональные клетки называются бластомерами, они похожи, как две капли воды. Однако уже на стадии 32 бластомеров начинают выявляться некоторые особенности отдельных клеток, связанные с их местоположением.

В последние десятилетия убедительно показано, что дифференцировочные процессы не заканчиваются во внутриутробном периоде: многие ткани организма продолжают развиваться, в том числе и путем дифференцировочных процессов, вплоть до завершения полового созревания. Особенно длителен период созревания возбудимых тканей -- нервной и мышечной.

Ростовые процессы ведут, как правило, к количественным, пропорциональным изменениям.

Дифференцировочные процессы могут приводить к появлению качественных, непропорциональных изменений в деятельности физиологических систем организма.

Энергетические затраты в процессе роста и развития. Даже в период самого интенсивного роста на процессы роста расходуется не более 4--5 % суточного потребления энергии. Видимое глазу изменение размеров и пропорций тела на самом деле представляет собой достаточно легко (с точки зрения энергетики организма) реализуемый процесс. Совершенно иначе обстоит дело с дифференцировочными процессами, определяющими динамику качественного развития организма. Количество синтезов, которые протекают в процессе дифференцировок, возможно, не столь велико, но их энергетическая «цена» намного выше. Это связано с тем, что в процессе ростовых синтезов используются уже готовые, отработанные пути метаболизма, тогда как дифференцировочные процессы требуют организации новых метаболических путей.

Количественные и качественные изменения в деятельности физиологических систем. Все физиологические функции, так или иначе, связаны с размерами тела. Но при этом часть из них меняется в онтогенезе пропорционально изменениям массы тела, тогда как другие меняются пропорционально изменениям площади поверхности тела. Если же в ходе развития та или иная функция демонстрирует непропорциональное массе или площади поверхности изменение, то это свидетельствует о качественном преобразовании механизмов реализации данной функции.

Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности. Иными словами, этапы онтогенеза -- не абстракция, а совершенно реальная последовательность событий, неизменно повторяющаяся в процессе развития каждого индивидуума.

Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5-5 годам; утраивается к 14-15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4-5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины -- 6-8 см.

В основе -- закономерность скачкообразности развития, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему) .

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

1. Единство организма и среды.

Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и ипользует ее факторы для своего существования и развития.

2. Гомеостаз и регуляция функций в организме.

Все процессы в организме осуществляются только при сохранении относительного постоянства внутренней среды организма.

К внутренней среде организма относят: кровь, лимфу и тканевую жидкость.

Способность сохранять постоянство хим. состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., обеспечивающих взаимодействие клеток и органов. В организме постоянно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существования организма функции.

Саморегуляция - это свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели. С помощью механизма саморегуляции у человека поддерживается относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств крови и тд. Одним из условий саморегуляции обратная связь между регулируемым процессом и регулирующей системой.

3. Механизмы регуляции: нервный и гуморальный.

Гуморальная регуляция - один из механизмов координации жизнедеятельности в организме, осуществляемой через жидкие среды организма с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами.

Нервная регуляция - осуществляется нервной системой.

Нервная система объединяет все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с внешней средой. ЦНС и кора больших полушарий головного мозга воспринимают изменения окружающей среды и внутреннего состояния организма. Своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление организма к постоянно меняющимся условиям существования.

Гуморальный механизм более древний. Нервный – более совершенный.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны.

4. Понятие роста и развития.

Это общебиологические свойства живой материи. Рост и развитие начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, отдельные этапы или периоды характеризуются качественными и количественными изменениями.

Развитие - процесс качественных и количественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем.

Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование. Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Рост - количественный процесс, характеризирующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста изменяется число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях (кости, легкие) - рост осуществляется за счет увеличения число клеток, в других (мышцы, нервная ткань)- за счет увеличения размеров самих клеток. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

5. Закономерности онтогенетического развития

a. неравномерность и непрерывность роста и развития

b. гетерохрония

c. явления опережающего созревания жизненноважных функциональных систем

Неравномерность и непрерывность роста и развития

И.А.Аршавский - «энергетическое правило скелетных мышц» - особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно –сосудистых систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

А.А.Маркосян - надежность биологических систем. Это такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и к быстрому возврату к исходному состоянию.

Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Они и обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

Гетерохрония . П.К.Анохин - учение о гетерохронии - (неравномерное созревание функциональных систем) и учение о системогенезе.

Функциональная система - широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного эффекта, необходимого в данный момент (функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве) Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Системогенез - эта закономерность развития четко выявляется на стадии эмбрионального развития.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Периоды развития организма

Гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста.

Выделяют основные этапы развития: внутриутробный и постнатальный.

Во время внутриутробного развития закладываются органы и ткани, происходит их дифференцировка.

Постнатальный- охватывает все детство- характеризируется созреванием органов и систем, изменениями физического развития, качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и ситем в постнатальном периоде определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.

Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педпрактики и охраны здоровья ребенка.

Нет общепринятой классификации.

*Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве 1965г. рекомендовал следующую схему:

В основе показатели биологического возраста: размеры органов и тела, масса, окостенение скелета. Прорезывание зубов, развитие полового созревания, мышечная сила.

* Модифицированная классификация Н.П.Гундобина:

В основе гистоморфологические и функциональные особенности.

А. Внутриутробный (антенатальный ) онтогенез

1. эмбриональный период (эмбрион, от 0 до 2 мес.)

2. фетальный период (плод, от 2 до 9 мес.)

Б, Внеутробный (постнатальный) онтогенез.

1. период новорожденности (неонатальный период, до 1 мес.)

2. период грудного возраста (от 1 до 12 мес.)

3. ясельный период (от 1 года до 3 лет)

4. дошкольный период (от 3 лет до 7 лет)

5. младший школьный период (от 7 до 11 лет)

6. старший школьный (пубертатный) период (от 11 до 20 лет)

Рост и пропорции тела на разных этапах развития.

Особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются замедлением.

Наибольная интенсивность роста в первый год жизни и в период полового созревания.

Ежегодная прибавка

Рождение

Первый год

Период полового созревание

Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией.

Бурный рост тела в длину на первом году связан с увеличением массы тела, а замедление роста - с проявлением активных процессов дифференциации органов, тканей клеток.

Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменеиям, а рост к увеличению массы органов, тканей и всего тела.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

Физическое развитие - важный показатель здоровья и социального благополучия. Основными показателями физического развития являются

соматические величины: длина тела, масса и окружность грудной клетки, физиометрические измерения: жизненная емкость легких. Сила сжатия кисти рук, становая сила, и соматоскопические показатели: развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение. Жироотложение. Половое развитие, различные отклонения в телосложении).

Оценка физического развития.

Производят по местным, региональным таблицам -стандартам, по специально составленным оценочным таблицам.

Антропометрические исследования должны проводиться в одно и то же время года, т.к. сезонность влияет на идивидуальные особенности развития.

Дети дисгармоничного физического развития нуждаются в проведении лечебно – профилактических мер.

Лекция № 2.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

Нервная система объединяет организм человека в единое целое, регулирует и координирует функции всех органов и систем, поддерживает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Для НС характерны точная направленность нервных импульсов, большая скорость проведения информации, быстрая и точная приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды.

НС составляет материальную основу психической деятельности, анализа и синтеза поступающей в организм информации.

Эти сложнейшие и жизненно важные задачи решаются с помощью нервных клеток-нейронов, выполняющих функцию восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Сигналы- нервные импульсы- от органов и тканей тела человека и из внешней среды, воздействующей на поверхность тела и органы чувств, поступают по нервам в спиной и головной мозг. В мозге человека происходят сложные процессы обработки поступившей в него информации. В результате из мозга также по нервам к органам и тканям идут ответные сигналы, вызывающие ответную реакцию организма, которая проявляется в виде мышечной или секреторной деятельности. В ответ на поступившие из мозга импульсы происходит сокращение скелетных мышц или мускулатуры в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, а также секреция желез- слюнных, желудочных, кишечных, потовых и др.

В нервной системе нервные клетки образуя контакты – синапсы- с другими нервными клетками, складываются в цепи нейронов- . по таким цепям нейронов нервные импульсы проводятся от органов и тканей, где эти импульсы возникают в чувствительных нервных окончаниях, в центры нервной системы - в мозг.

Из мозга к рабочим органам (мышцам, железам) нервные также следуют по цепям нейронов.

Ответную реакцию организма на воздействие внешней среды или изменения его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы, называют рефлексом (лат. –ответная реакция, отражение)

Путь, состоящий из цепей нейронов, по которому нервный импульс проходит от чувствительных нервных клеток до рабочего органа, называют рефлекторной дугой .

Вся деятельность НС строится на основе нервных дуг. У каждой рефлекторной дуги можно выделить:первый-чувствительный или приносящий, затем вставочный или проводниковый, и последний- выносящий или эфферентный(эффекторный) нейрон.

Классификация НС.

НС состоит из головного, спинного мозга, нервов, нервных узлов и нервных окончаний. Все органы НС построены из нервной ткани, которая является основной рабочей тканью, выполняющей функцию возбудимости, образования нервных импульсов и проводимости.

Топографически НС подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую (ПНС)

К ЦНС относят головной и спиной мозг.

ПНС составляют спинномозговые и черепные нервы и их корешки, ветви этих нервов, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека.

По анатомо- функциональной классификации единую НС подразделяют на 2 части: соматическую и вегететивную (автономную).

Соматическая НС обеспечивает иннервацию главным образом тела- сому, кожу, скелетные мышцы. Этот отдел НС устанавливает взаимоотношения с внешней средой- воспринимает ее воздействия(прикосновение, осязание, боль, температуру) , формирует осознанные (управляемые сознанием) сокращения скелетных мышц, защитные и др. движения.

Вегетативная (автономная) НС иннервирует все внутренние органы (пищеварения, дыхания, мочеполового аппарата). Железы, гладкую мускулатуру органов, регулирует обменные процессы.

СПИННОЙ МОЗГ.

Длинный цилиндрический тяж, с узким каналом внутри. Располагается в позвоночном канале. Внизу заканчивается мозговым конусом на уровне 1-2 позвоночных позвонков, от которого тянется концевая нить, она заканчивается на уровне тела 2 копчикового позвонка, срастаясь с его надкостницей.

Длина спинного мозга у взрослого человека в среднем -43 см., у мужчин – 45, у женщин – 40-42см, масса – 34-38 г, что составляет 2 % массы головного мозга.

В шейном и пояснично- кресцовом отделах - 2 утолщения - шейное и пояснично- кресцовое утолщения, в этих частях скопление большого количества нервных клеток и волокон, иннервирующие верхние и нижние конечности.

Спинной мозг делится на правую и левую симметричные половины: спереди- передней срединной щелью, сзади- задней срединной бороздой.

На поверхности каждой половины различают передний, боковой, задний корешки.

Передние корешки состоят из отростков двигательных(моторных) нервных клеток.

Задний корешок представлен отростками чувствительных клеток.

На всем протяжении спинного мозга отходит 31 пара корешков спинномозговых нервов.

Сегмент- отрезок спинного мозга ссответствующий 2 парам корешков спинномозговых нервов(2 передних и 2 задних).

Спинной мозг состоит из 31 сегмента.

Различают 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 копчиковый сегменты позвоночника.

Спинной мозг построен из серого и белого вещества.

Серое вещество состоит из тел нервных клеток и нервных волокон.

Белое вещество - образовано только нервными волокнами – отростками нервных клеток.

Серое вещество в спинном мозге занимает центральное положение. В центре серого вещества проходит центральный канал. Снаружи серого вещества располагается белое вещество спинного мозга.

В каждой половине спинного мозга серое вещество образует серые столбы. Правый и левый серые столбы соединяются серой спайкой в центре которой находится отверстие центрального канала.

На поперечном разрезе серые столбы имеют форму бабочки. Выступы серого вещества называются рогами. Парные передние и задние рога. В передних – расположены двигательные нейроны, в задних- вставочные и чувствительные нейроны.

Боковые рога - центры симпатической части вегетативной НС.

Белое вещество спинного мозга . В белом веществе выделяют 3 парных канатика: передннй, задний и боковой. По ним нервные импульсы следуют вверх- в головной мозг или вниз к нижним сегментам спинного мозга.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. к 2 годам – 20 см., к 10 годам- 28 см. наиболее быстро растут грудные сегменты. масса спинного мозга у новорожденного – 5г., 1год- 10г, 3 года- 13г. 7 лет- 19г, 14 лет- 22г. у новорожденных центральный канал шире, чем у взрослого. Уменьшение его просвета происходит в течении 1-2 года, когда происходит увеличение масы серого и белого вещества.

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровнен сложности организации и взаимодействия всех его систем . Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост , т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток; в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

Рост человека или длина тела человека - проекционное расстояние от верхушечной точки головы до плоскости стоп. В антропологии рост является одним из общих антропометрических признаков. Входит в список показателей физического развития человека.

На рост человека, в числе прочего, влияют экологические факторы, наследственность от родителей, наследственные болезни, возраст, пол. Также на рост может влиять принадлежность к той или иной группе народов. Так, к примеру, средний рост китайцев-горожан - 170 см (у мужчин) и 158 см (у женщин), а средний рост нидерландцев - 184,8 см и 168,7 см соответственно.

За процесс рост у человека отвечает соматотропный гормон или гормон роста. Гормоном роста он называется потому, что у детей и подростков, а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного (в длину) роста, в основном за счёт роста длинных трубчатых костей конечностей. Секреция соматотропина постепенно понижается с возрастом.

В целом человечество постепенно «растёт». Если 50 лет назад средний рост был 165 сантиметров, то сейчас на 2,5 сантиметра больше. Примерно на килограмм увеличилась в среднем и его масса. У подростков перемены ещё более заметны. Средний рост современного подростка на 3-5 сантиметров выше, чем у его сверстника 30-х годов.

Эпохальное изменение роста человека называется акселерация. К примеру, неандертальцы почти не отличались ростом от современного человека (160-165 см). В эпоху Средневековья рост человека начал снижаться. Но за последние 100 лет длина тела человека резко увеличилась.

Понятие рост и развитие детского организма

Рост и развитие человека является непрерывным и поступательным процессом который начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. Он включает тесно связанные между собой факторы:

1) собственно рост

2) дифференцировку органов и тканей

3) приобретения организмом характерных для него форм (формообразования).

Рост характеризуется изменением количественных показателей - непрерывным увеличением длины, объема и массы тела за счет увеличения количества клеток (кости, легкие) или их размеров (мышцы. Нервная ткань).

Развитие характеризуется изменением качественных показателей, которые приводят к повышению уровня сложности систем организма, осложнения их взаимодействия и процессов регуляции. Процесс развития протекает неравномерно, скачкообразно. Постепенные количественные изменения в процессе роста организма приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. В периоды замедления роста происходит наибольшая дифференцировка тканей и формообразования.

Кроме неравномерности и непрерывности важными закономерностями роста и развития детей является гетерохрония и явление опережающего созревания жизненно важных функций. Отдельные органы и системы развиваются взаимосвязано, не изолированно друг от друга и зависят от влияния условий окружающей среды.

П.К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии и системогенез. Согласно его представлениям функциональная система - это временное функциональное объединение различных органов организма с целью получения полезного для существования эффекта (например, функциональная система сосания, функциональная система обеспечения перемещения тела в пространстве и т.д.). Для объединения органов в функциональную систему важно не анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности. Например, при перемещении тела в пространстве в организме дружно работают различные группы мышц, различные группы нервных клеток спинного и головного мозга, органы, обеспечивающие равновесие тела, органы зрения, дыхания, кровообращения. В процессе обучения ребенка чтению, письму и т.п. необходимо образования функциональных систем, в которые включаются самые органы.

Функциональные системы созревают неравномерно и неодновременно - то есть гетерохронно. Прежде развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе внутриутробного развития; почки до рождения практически не функционируют. Однако такое неодновременное созревания систем обеспечивает организму его нормальное функционирование и гармоничное взаимодействие со все более сложными условиями окружающей среды.

Формирования функциональных систем (системогенез) происходит гораздо раньше, чем это необходимо. Так развитие органов, обеспечивающих выполнение рефлекса сосания, происходит задолго до рождения ребенка. Опережающее развитие функциональных систем является своеобразным "страхованием" на случай непредвиденных обстоятельств (например, преждевременные роды).

Весь жизненный путь от зачатия до смерти происходит при наличии запаса жизненных возможностей (по А.А. Маркосян). Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное протекание жизненных процессов при изменении условий окружающей среды.

Изменения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе развития, особенности энергетических процессов зависят от развития скелетной мускулатуры ("энергетическое правило скелетных мышц" за И.А. Аршавский.

Периоды развития организма

Отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные периоды жизни. Это обусловлено особенностями функционирования детского организма. Основными этапами развития являются эмбриональный (внутриутробный) и постнатальный (начинается с момента рождения). В эмбриональный период закладываются все органы, ткани, происходит их дифференцировка. В постнатальный период (период детства) продолжают развиваться органы и системы, происходит качественная перестройка функций организма. Для лучшего понимания и систематизации этих процессов разработаны различные варианты периодизации развития ребенка. Одна из них, в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии (по А.А. Маркосян) приведена ниже:

Новорожденный (1-10 дней);
Грудной период (10 дней - 1 год);
Раннее детство (1-3 года);
Первое детство (4-7 лет);
Второе детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки);
Подростковый период (13-16 лет - мальчики, 12-15 лет девочки);
Юношеский период (17-21 год - юноши, 16-20 лет - девушки;
Зрелый возраст - I период - 22-35 лет для мужчин, 21-35 - для женщин;
Зрелый возраст - II период - 36-60 лет для мужчин, 35-55 - для женщин;
Преклонный возраст - 61-74 - для мужчин, 56-74 - для женщин;
Старческий возраст - 75-90 лет;
Долгожители - 90 лет и более.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями. Продолжительность возрастных периодов может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и, в значительной степени, от социальных факторов. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом.

Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социальных критериев:

Немовлячий - до одного года
Предшкольного - с 1 до 3 лет;
Дошкольное - с 3 до 6-7 лет;
Младший школьный - с 6 до 11-12 лет;
Средний школьный - с 11-12 до 15 лет;
Старший школьный - с 15 до 17-18 лет.

Следует иметь в виду, что любая периодизация является весьма условной.

Рост и пропорции тела на разных этапах развития

Характерной особенностью процесса развития является его неравномерность: периоды усиленного развития сменяются периодами его замедления. Периодами наиболее интенсивного роста ребенка является первый год жизни и период полового созревания (11-15 лет). Так, к концу первого года рост ребенка увеличивается более чем на 50% и составляет 75-80 см, масса тела возрастает в 3 раза (9,5-10 кг). Позже, до периода полового созревания темп роста снижается: ежегодно масса растет в среднем на 1,5-2 кг, рост - на 4-5 см. В период полового созревания ежегодно длина тела увеличивается на 7-10 см. Пропорции тела с возрастом также меняются:

С момента рождения и до достижения зрелости длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища - в 3 раза, длина руки - в 4 раза, длина ноги - в 5 раз. В новорожденного ребенка относительно короткие конечности, большое туловище, большая голова. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей - ускоряется. До периода полового созревания (в препубертатном период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, рост тела происходит в основном за счет роста ног; в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее а туловище короче и таз уже, чем у девушек, рост тела происходит за счет увеличения туловища.

Динамика роста отдельных частей тела, большинства органов совпадает с динамикой роста длины тела, однако есть исключения. Например, рост половых органов наиболее интенсивно происходит в период полового созревания; к этому периоду лимфатическая система уже практически завершает свое развитие. Размеры головы в 4-летних детей достигают 75-90% от размеров головы взрослого человека. Другие части скелета интенсивно растут и после 4 лет.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками существуют и индивидуальные особенности развития. Они зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

Термин онтогенез (от греч. онтос - сущее и генезис - происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй - от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни... которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,- смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ". Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16- 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18-20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.

Top